Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой режим иностранцев. Статус апатридов
Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Их правовое положение определяется национальным законодательством места нахождения и заключенными международными договорами. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.Иностранцы пользуются в полном объеме личными и социально-экономическими правами, но их политические права и свободы ограничены. Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространенный в правовых системах режим иностранцев. Специальный режим, как правило, носит негативный характер и сводится к изъятию из правоспособности иностранцев определенных прав, связывая напрямую обладание ими с наличием гражданства данного государства, а также к возложению на иностранцев дополнительных обязанностей. Права иностранцев ограничены прежде всего в политической сфере. В соответствии с общемировой практикой только гражданину предоставляется право принимать участие в ведении государственных дел непосредственно или посредством свободно выбранных представителей, что включает в себя право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право на доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия. Специальный режим может заключаться также в предоставлении определенных преимуществ для иностранцев в виде дополнительных прав (например, иностранцы имеют право на беспрепятственный выезд с территории РФ, в том числе при наличии доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, в отличие от российских граждан, право выезда которых с территории РФ может быть временно ограничено при их допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям)[42] или путем исключения некоторых гражданских обязанностей (например, обязанности по несению срочной военной службы) Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим, о которых речь пойдет далее, существуют в отношении к правам и обязанностям граждан третьих государств, предоставляемым на территории данного государства. Режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и/или установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Что касается сферы отношений между государствами, где возможно включение оговорки о режиме наибольшего благоприятствования, то это могут быть как политические, так и экономические, социальные, культурные или иные взаимоотношения между государствами. Объектами режима наибольшего благоприятствования могут быть такие виды деятельности, как занятие определенными видами трудовой деятельности, доступность получения образования иностранными гражданами, адекватное социальное обеспечение, вопросы пенсионного права и так далее. Национальное законодательство обычно различает несколько категорий иностранцев: ¨ Постоянно проживающие на территории государства; ¨ Временно пребывающие в государстве; ¨ Обладающие дипломатическим иммунитетом; ¨ Беженцы.
От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства. Термин «лица без гражданства» (апатриды) в различных правовых системах квалифицируется по-разному. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. в качестве апатрида квалифицирует лицо, «которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона». Теория международного права определяет, что лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства. Теория МП выделяет абсолютное безгражданство – т.е. безгражданство с момента рождения. И относительное – безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В целом же, основной причиной возникновения безгражданства являются так называемые «отрицательные коллизии» национальных законодательств о гражданстве. Такие коллизии могут иметь место, когда - одно государство лишает лицо своего гражданства и ему не предоставляется возможность сразу приобрести гражданство другого государства. Так, во время гитлеровского «третьего рейха» имело место массовое лишение германского гражданства по расовым и политическим основаниям. В результате нацистских преследований большие массы беженцев были вынуждены искать убежища в других государствах. - Безгражданство может также возникнуть при выходе лица из гражданства одного государства по собственной инициативе и невозможности приобретения им гражданства другого государства. Апатризм, без сомнения, представляет собой отрицательное явление, поскольку основой существования государства является наличие прочной правовой связи с определенной общностью лиц, проживающих на территории этого государства. Отсутствие гражданства ставит апатридов в менее выгодное правовое положение по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают.
|