Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания. «Естественнонаучная картина мира»Стр 1 из 12Следующая ⇒
По дисциплине «Естественнонаучная картина мира»
Обязательно указать номер варианта (номер варианта должен совпадать с двумя последними цифрами зачётной книжки), номер задания и привести его полное условие. Ответ на вопрос должен быть четким, конкретным и полностью соответствовать условию. В конце работы обязательно следует привести список литературы. Работа, выполненная студентом по другому варианту, не принимается.
Номера вариантов и заданий
Задания 1.Цивилизационная значимость естественнонаучной культуры. Классическая и неклассическая стратегии естественнонаучного мышления. 2.Естествознание как целое. Трансдисциплинарные идеи естествознания. 3. Естественнонаучная и гуманитарные культуры. Характерные черты науки. 4.Уровни научного познания. Единство эмпирического и теоретического познания (показать на примерах). 5. Эмпирическое познание. Методы эмпирического познания. Роль эксперимента в науке. 6.Теоретическое познание. Методы теоретического уровня познания (примеры использования методов теоретического познания учеными). 7.Основа принципиального единства и относительной самостоятельности основных разделов естествознания. 8.Соотношение основных естественных наук друг с другом. 9.Роль математики и системного подхода в естествознании. 10.Роль математики в описании реального мира. Эффективность математики для естествознания. 11.Связь математики и естествознания. Взгляды выдающихся философов, физиков, математиков. 12.Модели развития науки. Модель научных революций, перечислите глобальные научные революции и проанализируйте их. 13 Античная наука. Картина мира Аристотеля. 14.Научная революция XVI-XVIII веков. Картина мира И. Ньютона. 15.Наука XVIII-XIX – основные открытия. Кризис классического естествознания. 16.Научная революция конца XIX – начала XX века. Основные открытия. Картина мира А.Эйнштейна. 17. Предмет физики. Перечислите фундаментальные физические теории. Приведите примеры динамических и статистических законов. 18. Понятие симметрии. Законы сохранения и их связь с симметрией. 19. Системность материи, системы живой и неживой природы. 20.Структурность материи. Структурные уровни организации материи в живой и неживой природе. Микро-, макро-, мега- миры. 21.Макромир – объект классической механики И.Ньютона. Классические концепции пространства и времени. 22.Микромир – объект квантовой механики. Гипотеза де Бройля, волновая функция и принцип неопределенности В.Гейзенберга. 23.Мегамир – объект релятивистской механики СТО. Важнейшие выводы СТО. Законы сохранения массы, энергии. 24.Открытие элементарных частиц. Их характеристика (масса, заряд, время жизни) и их классификация. 25.Корпускулярно-волновые свойства света. Квантование энергии. Фотоэффект и его объяснение. 26.Корпускулярно-волновой дуализм микрообъектов. Принцип дополнительности Н. Бора и соотношение неопределенностей Гейзенберга. 27.Понятие взаимодействия. Характеристика фундаментальных взаимодействий в природе. 28.Основные положения обшей и специальной теории относительности, четырехмерная реальность. 29.Модель расширяющейся Вселенной. Доказательства расширения Вселенной. 30.Теория Большого взрыва. Этапы эволюции Вселенной. 31.Возникновение и эволюция звезд. Происхождение химических элементов. 32.Солнечная система. Характеристика планет солнечной системы. 33.Происхождение Земли и планет. 34.Геосферы Земли и их краткая характеристика. 35.Предмет познания химической науки, ее основные задачи. 36.Основная проблема химии. Перечислите и охарактеризуйте факторы от которых зависят свойства вещества. 37.Система химии, логика ее развития и построения. 38.Развитие представлений о химическом элементе. 39.Периодический закон Д.И. Менделеева в свете развития концепций химического элемента. 40.Закон постоянства химического состава и его роль в химии. 41.Возможности и пределы структурной химии. 42.Развитие учение о структуре вещества. Работы А. М. Бутлерова. 43.Развитие учения о химических процессах. Химическая кинетика. 44.Принцип обратимости химических реакций. Понятие химического равновесия. Термодинамические методы управления химическими процессами. 45.Эволюционная химия. Катализ и его роль в химии. Автокатализ. 46.Основные законы химии: закон сохранения массы, закон постоянства состава, периодический закон Д.И. Менделеева. 47.Понятие «химический элемент». Изотопы. Радиоактивные изотопы и их использование. 48.Общая теория химической эволюции и биогенеза А.П. Руденко. 49.Сущность химической эволюции и чем она заканчивается. 50.Предмет биологии. Концепции структурных уровней в биологии. 51.Концепции традиционной или натуралистской биологии. 52.Физико-химическая биология: методы и познавательные возможности. 53.Становление, содержание и задачи эволюционной биологии. 54.Характеристика молекулярно-генетического уровня жизни. 55.Клеточный уровень организации живой материи. Концепции прокариотной и эукариотной клеточной организации и ее общебиологическое значение. 56.Автотрофные и гетеротрофные организмы. 57.Популяционно-биоценетический уровень организации живой материи. 58.Биосферный уровень организации живой материи. Многообразие живых организмов как основа устойчивости биосферы. 59.Физико-химические методы познания в современной биологии (метод меченых атомов, метод рентгеноструктурного анализа и электронной спектроскопии, методы фракционирования, методы прижизненного анализа). 60.Проблема происхождения жизни на Земле. Основные концепции. 61.Биосфера и космические циклы. Человек как часть биосферы. 62.Связь Космоса с Землей по концепции А.Л. Чижевского. 63.Понятие биосферы. Состав биосферы. Естественные границы жизни в биосфере. 65.Ключевые идеи учения о ноосфере В.И. Вернадского. Основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу. 66.Биосфера и экология. Физические принципы ухудшения экологии и необходимость экологического образования. 67.Социально-биологические и техногенные параметры экологического кризиса. 68.Биосфера как глобальная экосистема. Отличие экосистемы от физических, химических и биологических систем. 69.Структура биотической и абиотической компоненты Биосферы. Изменение окружающей среды под влиянием живых организмов, как проявление геохимической функции живого вещества. 70.Иерархическое строение Биосферы и трофические уровни. 71.Механизмы обратной связи и их значение. 72.Организация и самоорганизация в живой природе. 73.Основные положения эволюционной теории происхождения человека. (Доказательства родства человека с животным миром по Ч. Дарвину). 74.Роль естественного отбора и социальных факторов в эволюции человека. 75.Особенности внутривидовой структуры человека. Адаптивные типы и этнос. 76.Биологическое и социальное в развитии личности. Конфликт социальной и биологической природы человека. 77.Естественнонаучное обоснование нравственности. 78.Концепция эволюции этносов Л. Н. Гумилева. Корреляция вспышек творческой и солнечной активности. 79.Особенности экологической и биомедицинской этики. Этика ответственности. 80.Строение Земли. Методы получения знания о строении Земли. 81.Геологические оболочки Земли. Характеристика химического состава и физических особенностей. 82.Литосфера. Экологические функции литосферы. 83.Гидросфера. Водный баланс планеты, биота континентальных водоемов и Мирового Океана (краткая характеристика). 84.Атмосфера. Основные физические и химические характеристики. Биота атмосферы. 85.Атмосфера. Термодинамически активные примеси и проблема “парникового” эффекта. 86.Биосфара как геологическая оболочка Земли. Концепции биосферы. Структура биосферы в рамках разных концепций. 87.Климат Земли и его связь с процессами в атмосфере, гидросфере, литосфере. Климат и жизнь. 88.Географическая оболочка Земли. Понятие зональных, континентальных и океанических комплексов. 89.Три начала термодинамики. Общенаучное значение понятия энтропии. 90.Соотношение энергии и энтропии, информации и энтропии. 91.Диссипативные структуры. Условия их образования. 92.Механизм реализации пространственно-временного упорядочения в химических системах (на примере реакции Белоусова-Жаботинского). 93.Факторы, являющиеся причиной внутренних и внешних возмущений в системах. Условия устойчивости и неустойчивости возмущенных систем. 94.Энтропия и стрела времени. Эволюция химических, физических, биологических систем как последовательность бифуркаций, нарушений симметрии и критических отборов. 95.Синергетика. Синергетические представления о механизме самоорганизации и эволюции. 96.Сущность гуманитарного аспекта синергетики. 97.Идеи и модели эволюции Вселенной, Галактик и Звезд. 98.Идеи и модели эволюции Солнечной системы и Земли 99.Проблема происхождения общества, ее мировоззренческое значение. 100 Значение синергетики для современной науки.
|