Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строя и безопасности государства 3 страница






5. Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц. Если такое обращение адресовано одному или нескольким конкретным лицам, то такие действия не образуют публичности.

6. При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, судам необходимо учитывать положения ст. ст. 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 г., и практику Европейского суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в СМИ должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

7. Средствами массовой информации являются средства донесения различного рода информации (визуальной, звуковой, вербальной), рассчитанные на массовую аудиторию и действующие на постоянной основе (например теле-, радиовещание, газеты, журналы, глобальные компьютерные сети, в том числе Интернет).

8. Возбуждение ненависти, вражды, а равно унижение человеческого достоинства может привести к возникновению массовых беспорядков, вооруженному мятежу и другим преступлениям. В подобных случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Закон не конкретизирует действий, характеризующих объективную сторону преступления, а указывает лишь на их направленность, на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (призывы к расправе с лицами иной национальности, депортации и т.п.), на унижение национального достоинства (оскорбления, затрагивающие национальные чувства, клевета по расовым или религиозным признакам и т.п.). Это может быть пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

9. Не является преступлением, предусмотренным комментируемой статьей, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в научных или политических дискуссиях и текстах и не преследующих цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

10. Субъектом деяния является физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

11. Преступление совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

Вопрос о наличии в действиях лица, распространяющего материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, признаков преступления или административного деликта решается в зависимости от направленности умысла лица (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

При решении вопроса о разграничении комментируемого состава преступления со смежными, предусмотренными п. " л" ч. 2 ст. 105, п. " е" ч. 2 ст. 111, п. " е" ч. 2 ст. 112 УК и другими, следует иметь в виду, что насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели - возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями).

12. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицирующие признаки преступления.

Прежде всего это совершение описанных в ч. 1 данной статьи действий, с применением насилия или угрозой его применения. Имеется в виду как физическое, так и психическое насилие (угроза). Степень насилия закон не указывает, следовательно, она может быть любой и влияния на квалификацию не оказывает. Однако, если насилие привело к убийству потерпевшего или причинению тяжкого вреда здоровью, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Насилие, применяемое при совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, является не только выражением ненависти в отношении конкретного потерпевшего, но и направлено на достижение специальной цели - возбуждение ненависти или вражды в других людях (о чем, например, может свидетельствовать применение в общественных местах в присутствии посторонних лиц насилия в отношении потерпевшего (потерпевших) по признаку принадлежности к определенной расе или национальности, сопровождаемое расистскими или националистическими высказываниями) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

Совершение данного преступления лицом с использованием служебного положения (специальный субъект) предполагает, что эти действия выполняют не только должностные, но и любые другие лица, чье служебное положение позволяет им использовать его для совершения данного преступления.

К лицам, использующим свое служебное положение, относятся, в частности, должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 285 УК, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК.

Использование служебного положения (п. " б" ч. 2 ст. 282 и ч. 3 ст. 282.1 УК) выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

Квалифицирующим признаком является также совершение преступления организованной группой.

13. Рассматриваемое преступление согласно закону (ч. 3 ст. 15 УК) относится к преступлениям средней тяжести.

 

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

 

Комментарий к статье 282.1

 

1. Часть 5 ст. 13 Конституции запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Экстремистское сообщество представляет устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности, характеризующуюся наличием в ее составе организатора (руководителя), стабильностью состава, согласованностью действий ее участников в целях реализации общих преступных намерений. При этом экстремистское сообщество может состоять из структурных подразделений (частей) (подробнее см. Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

Структурным подразделением (частью) экстремистского сообщества является функционально и (или) территориально обособленная группа, состоящая из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая осуществляет преступную деятельность в рамках и в соответствии с целями экстремистского сообщества. Такие структурные подразделения (части) могут не только совершать отдельные преступления экстремистской направленности, но и выполнять иные задачи по обеспечению функционирования экстремистского сообщества (например, обеспечение сообщества оружием, иными предметами, используемыми в качестве оружия, производство листовок, литературы и других материалов экстремистского характера).

Объединение организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений экстремистского сообщества создается в целях разработки планов и (или) создания условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Экстремистское сообщество представляет собой общественное или религиозное объединение либо иную организацию, в отношении которых судом по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности" (в ред. от 25.12.2012), принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (о содержании экстремистской деятельности см. комментарий к ч. 1 ст. 280). Вопрос о признании зарегистрированного общественного объединения экстремистским решается судом в порядке гражданского судопроизводства.

Уголовная ответственность по комментируемой статье за создание экстремистского сообщества, руководство им (его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями) или за участие в нем наступает в случаях, когда организаторы, руководители и участники этого сообщества объединены умыслом на подготовку либо совершение преступлений экстремистской направленности при осознании ими общих целей функционирования такого сообщества и своей принадлежности к нему.

Признаками экстремистского сообщества для подготовки или совершения экстремистской деятельности являются его организованность, включающая в себя совокупность таких элементов, как наличие устава, руководителя (лидера) или руководящего ядра; сплоченность ее участников вокруг своих руководителей; наличие определенной структуры (например, центра и региональных подразделений), символики, а также дисциплины, основанной на собственных нормах поведения, и системы мер воздействия за ее нарушение. Как правило, экстремистские организации существуют не обособленно, а образуют коалиции, создавая сообщество, объединенное вокруг единого центра на основе определенной идеологии.

В качестве примера можно назвать создание группировок националистической или профашистской ориентации. К экстремистским относятся некоторые религиозные объединения и тоталитарные секты, такие как Аум Синрике, Белое Братство. Вопрос о признании зарегистрированного общественного объединения экстремистским решается судом в порядке гражданского судопроизводства.

2. Объектом преступления, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере реализации гражданами конституционного права на создание и деятельность общественных объединений, а также нормальное функционирование общественных и государственных институтов. Целью создания экстремистского сообщества является противодействие гражданскому миру (социальному, национальному или религиозному).

3. Объективная сторона преступления состоит в деятельности конкретных лиц по созданию экстремистского сообщества или руководство им (разработка устава, составление программы, организация ритуалов принятия клятвы, планирование, принятие решения, подготовка и проведение экстремистских акций и др.). Иными словами, речь идет не о призывах или агитации, а о совершении конкретных действий.

Уголовная ответственность за создание экстремистского сообщества наступает с момента фактического образования указанного сообщества, т.е. с момента объединения нескольких лиц в целях подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности и осуществления ими умышленных действий, направленных на создание условий для совершения преступлений экстремистской направленности или свидетельствующих о готовности экстремистского сообщества реализовать свои преступные намерения, независимо от того, совершили ли участники такого сообщества запланированное преступление экстремистской направленности. О готовности экстремистского сообщества к совершению указанных преступлений может свидетельствовать, например, достижение договоренности о применении насилия в общественных местах в отношении лиц по признакам принадлежности (или непринадлежности) к определенным полу, расе, национальности, языковой, социальной группе, в зависимости от происхождения, отношения к религии.

Преступление в форме участия лица в экстремистском сообществе считается оконченным с момента начала подготовки к совершению преступления экстремистской направленности или совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности экстремистского сообщества.

4. Характерной особенностью большинства экстремистских организаций является отсутствие сведений об их деятельности, закрытость информации о программных документах. Практика свидетельствует о том, что экстремистские организации обычно не включают в свои уставы запрещенные Конституцией и законами виды деятельности, однако занимаются ими.

В соответствии с законом для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации. При этом государственному федеральному органу исполнительной власти в области юстиции или его территориальному органу должны быть представлены соответствующие документы и достоверные сведения о целях и задачах общественного объединения, перечень которых установлен законом. Однако известны случаи, когда организации экстремистской направленности уклоняются от государственной регистрации, но тем не менее осуществляют экстремистскую деятельность.

5. Из диспозиции комментируемой статьи следует, что субъектами преступлений, предусмотренных ч. 1, являются организаторы и руководители экстремистского сообщества. Имеются в виду лидеры экстремистских группировок, т.е. лица, входящие в состав их руководящих органов (в том числе единоличные руководители), уполномоченных определять политику, выражать точку зрения конкретного общественного объединения, принимать решения и организовывать их реализацию. Это создатели объединения, организаторы, руководители или иные представители частей или структурных подразделений экстремистского сообщества.

Под руководством экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями в комментируемой статье следует понимать осуществление управленческих функций в отношении экстремистского сообщества, его части или структурных подразделений, а также отдельных его участников как при совершении конкретных преступлений экстремистской направленности, так и при обеспечении деятельности экстремистского сообщества.

Такое руководство может выражаться, в частности, в разработке общих планов деятельности экстремистского сообщества, в подготовке к совершению конкретных преступлений экстремистской направленности, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных экстремистским сообществом или входящими в его структуру подразделениями при их создании (например, в распределении ролей между членами сообщества, в организации материально-технического обеспечения, в разработке способов совершения преступлений, в принятии мер безопасности в отношении членов экстремистского сообщества) (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

6. Под участием в экстремистском сообществе (ч. 2 комментируемой статьи) надлежит понимать вхождение в состав такого сообщества и участие в подготовке к совершению одного или нескольких преступлений экстремистской направленности и (или) непосредственное совершение указанных преступлений, а также выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации и т.п.).

Преступление в форме участия лица в экстремистском сообществе считается оконченным с момента начала подготовки к совершению преступления экстремистской направленности или совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности экстремистского сообщества (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

За совершение иных уголовно наказуемых деяний во время этих акций действия участников подлежат квалификации по совокупности преступлений.

При совершении участником экстремистского сообщества конкретного преступления его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей частью (пунктом) статьи УК, с учетом квалифицирующего признака " организованная группа". Если состав совершенного лицом преступления не предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение его организованной группой, то действия лица подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей части (пункту) статьи УК, предусматривающей квалифицирующий признак " группой лиц по предварительному сговору", а при его отсутствии - по признаку " группой лиц".

В случае если состав совершенного лицом преступления не предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение его организованной группой, группой лиц по предварительному сговору или группой лиц, действия лица необходимо квалифицировать по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК. При этом совершение участниками экстремистского сообщества конкретного преступления в составе организованной группы в соответствии с п. " в" ч. 1 ст. 63 УК признается в качестве обстоятельства, отягчающего наказание (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

7. Субъектами преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие совместно с членами экстремистского сообщества конкретные преступления, подлежат уголовной ответственности лишь за те преступления, ответственность за которые предусмотрена законом с 14-летнего возраста (ст. 20 УК).

В качестве субъектов преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, могут рассматриваться должностные лица, а также иные лица, состоящие на государственной или муниципальной службе.

К лицам, использующим свое служебное положение, относятся, в частности, должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примеч. 1 к ст. 285 УК, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст. 201 УК.

Использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании указанными выше лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими действий, направленных, в частности, на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

8. Преступления, предусмотренные комментируемой статьей, носят умышленный характер. Действия субъектов прямо направлены на подготовку или совершение преступлений экстремистской направленности по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды.

9. Применительно к поощрительной норме примечания 1 судам необходимо проверять наличие принятых и вступивших в законную силу решений судов о ликвидации или запрете деятельности объединений, организаций в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также то, что в действиях конкретных лиц отсутствуют признаки иного состава преступления.

Примечание 2 определяет преступления экстремистской направленности как преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК и п. " е" ч. 1 ст. 63 УК.

10. В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, суду в соответствии с п. п. " а" - " в" ч. 1 ст. 104.1 УК необходимо решать вопрос о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения указанных преступлений, и любых доходов от этого имущества; денег, ценностей и иного имущества, в которые это имущество и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы; денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования организованной группы.

Исходя из положений п. " г" ч. 1 ст. 104.1 УК и ч. 3 ст. 81 УПК судом может быть принято решение о конфискации орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих подсудимому (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

 

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

 

Комментарий к статье 282.2

 

1. За нарушение общественным объединением Конституции, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, оно может быть ликвидировано, его деятельность может быть приостановлена или запрещена по решению суда. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность, независимо от факта государственной регистрации.

Основаниями ликвидации или запрета деятельности общественного объединения могут служить: нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

2. В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации" < 1> вступившие в законную силу постановления федеральных судов (судебные приказы, решения, постановления - см. ч. 1 ст. 13 ГПК) обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

 

В комментируемой статье говорится об организации деятельности организации или объединения, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или о запрете их деятельности по признакам ее экстремистской направленности. Иными словами, в подобных случаях речь идет об умышленном невыполнении решения суда и о продолжении противоправной деятельности запрещенной организации. Однако комментируемая статья является специальной нормой, а потому квалификации по совокупности со ст. 315 УК не требуется.

3. Объект преступления - отношения, возникающие в связи с нарушениями закрепленного в Конституции и законах РФ запрета на осуществление экстремистской деятельности.

4. Объективная сторона преступления состоит в действиях по организации деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о его ликвидации или о запрете его деятельности за экстремистскую направленность.

Под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (ч. 1 комментируемой статьи), следует понимать действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации).

Под участием в деятельности экстремистской организации (ч. 2 комментируемой статьи) понимается совершение лицом умышленных действий, направленных на осуществление целей экстремистской организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, вербовка новых участников, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).

При совершении организатором (руководителем) или участником экстремистской организации конкретного преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи и соответствующей статьей Особенной части УК.

При решении вопроса о разграничении преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.28 КоАП, необходимо учитывать, что организация деятельности и участие в деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, влекут административную ответственность, а совершение указанных действий при наличии вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения в связи с осуществлением им экстремистской деятельности влечет уголовную ответственность (п. 21 Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

5. Субъект преступления общий. Уголовная ответственность наступает при условии вменяемости физического лица и достижения им 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. При этом организаторы и участники должны осознавать экстремистский характер своей деятельности, факт наличия судебного решения о запрете деятельности такой организации и стремиться действовать вопреки законному решению суда.

7. В отношении лиц, признанных виновными в совершении преступлений, предусмотренных комментируемой статьей, суду в соответствии с п. п. " а" - " в" ч. 1 ст. 104.1 УК необходимо решать вопрос о конфискации денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения указанных преступлений, и любых доходов от этого имущества; денег, ценностей и иного имущества, в которые это имущество и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы; денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования организованной группы.

Исходя из положений п. " г" ч. 1 ст. 104.1 УК и ч. 3 ст. 81 УПК судом может быть принято решение о конфискации орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих подсудимому (п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

О нереабилитирующих основаниях освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно прекративших участие в деятельности экстремистских организаций, см. комментарий примечанию к ст. 282.2.

Под добровольным прекращением участия в деятельности экстремистской организации применительно к указанному примечанию понимается прекращение лицом преступной деятельности при осознании им возможности ее продолжения. Оно может выражаться, например, в выходе из состава экстремистской организации, невыполнении распоряжений ее руководителей, отказе от совершения иных действий, поддерживающих существование организации, отказе от совершения преступлений (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11).

 

Статья 283. Разглашение государственной тайны

 

Комментарий к статье 283

 

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 " О государственной тайне" < 1>). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 " Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны" (в ред. от 02.04.2012) < 2> Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал