Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юридические конструкции в римском праве
В юриспруденции слово «конструкция» понимается в том же самом смысле, что и в технике, в материальном производстве, в инженерном деле, т.е. как типовая схема и принципы действия, в данном случае - как своеобразное построение прав, обязанностей, ответственности. Эта схема носит как в любой «конструкции» характер постоянной, утвердившейся «модели», которая призвана удовлетворить интересы лиц, дать оптимальный результат, нередко использоваться по выбору заинтересованного лица.
Важно при этом обратить внимание на то, что образование юридических конструкций в той или иной национальной юридической системе происходит во многом спонтанно, в ходе сложных практических отношений и представляет собой по большей части довольно длительный процесс, который носит, как свидетельствуют исторические данные, формализованный, причем нередко усложнено формализованный характер, что как раз в известной мере раскрывает технологию формирования юридических конструкций.
В Древнем Риме (юриспруденция которого как раз отличается разработкой утонченных и совершенных юридических конструкций частного права) правовая защита представлялась лишь в тех случаях, когда истец получал от чиновника, находящегося на службе правосудия, но не являющимся судьей, - претора, специальный «исковой формуляр». Нечто удивительное - спустя более тысячелетия, такое же развитие событий в мире юридических явлений произошло в средневековой Англии. И здесь основу судебного процесса составляли «предписания» (writs), представлявшие собой приказ короля, в котором он кратко излагал суть тяжбы, поручал судебному чиновнику, судье или руководителю суда вчинить иск по данному конкретному делу и заслушать его в присутствии сторон. Причем поскольку истцы в обоснование своих исковых требований приводили, как правило, одни и те же причины, очень скоро (точь-в-точь как в Риме) был разработан стандартный текст предписаний, получивший на практике название «искового формуляра» (form of action), в который требовалось внести только имена и адреса сторон.
Немалое число дошедших до нас юридических конструкций прослеживается в правовом материале римского права. Примером таких конструкций может служить правовая презумпция, выступавшая в качестве идеальной модели юридического факта, оформленного нормой права, предписывающей признать истинным в суждении в качестве доказанного факт, существование которого сомнительно. Так, при рождении двоих близнецов, один из которых мальчик, а вторая – девочка, мальчик, согласно положениям римского права, считался родившимся первым; или, например, предполагалось, если не доказано иное, что муж, выплативший долг супруги, намеревался совершить акт дарения в пользу супруги, а не обязать ее впоследствии возвратить ему долг.
Одним из наиболее ярких примеров юридических конструкций, существовавших в римском частном праве, может служить locatio-conductio (наем). С одной стороны, структурное единство locatio-conductio (отвечающее названию института) отводило вещи роль основы соглашения, информируя о происхождении института, а с другой – позволяло посредством единой конструкции обслуживать целый ряд … отношений: наем вещей, договор подряда, наем услуг, договор перевозки, получивших в современном гражданском праве свое самостоятельное место в системе договорных обязательств 40. Культурно-исторические условия становления догматической юриспруденции. Догма права — понятие юридической науки, означающее, 1. всю совокупность существующих на данный момент в государстве правовых норм, то есть позитивное право в его данности, вне зависимости от каких-либо субъективных оценок и критики, 2. деятельность юристов по систематизации, описанию и логическому истолкованию позитивного права, выявлению его основных принципов. По справедливому утверждению Б.А. Кистяковского, догматическая юриспруденция использует описательные методы, применяемые для познания материала положительного права. Ее цель – установить классификации, родовые и видовые отличия различных правовых институтов, позволяющие их безошибочно распознавать. Социокультурные, идейно-ценностные основания континентальной юридической догматики сформированы в эпоху высокого средневековья. Социокультурным основанием континентальной юридической догматики выступила схоластика, для которой абстракции более действительны, чем конкретно-эмпирические явления: именно поэтому глоссаторы и постглоссаторы изучают право ex libris и воспринимают regulae juris римских юристов в качестве универсальных максим, выступающих критерием не только истины, но и справедливости. Начальной точкой эволюции континентальной догматической юриспруденции выступает средневековая школа глоссаторов. Философское основание континентальной юридической догматики было сформировано схоластикой. Процесс эволюции догматической юриспруденции может быть разеделен на три основных этапа. Первый, средневековый, представлен академическими школами глоссаторов и комментаторов (постглоссаторов). Второй период характеризуется созданием культурной и философской основ догматической традиции, которые сложились благодаря гуманистической школе юристов и школе естественного права. Третий период представлен исторической школой права и «юриспруденцией понятий», которые завершили развитие догматической юриспруденции. Вся догматическая традиция имеет метафизические основания, которые и сформировали стиль мышления юриста-догматика, при котором социальные явления подводятся под диспозицию нормы, определяющей, что в ситуации является юридическим фактом, а что – индифферентной для догматического анализа акциденцией. Действительность правового текста для основателей континентальной юридической догматики заключалась не во властном установлении политического суверена, а во внутренней истинности содержания Corpus Juris, которое и позволяло разрешать политические конфликты между императором, папскими легатами и представителями средневековых городов. Вполне справедливо Г.Дж. Берман пишет о том, что до XVIII столетия в доктринальной юриспруденции не было разделения и абсолютизации нравственной, политической и исторической перспектив в исследовании права, в религиозном сознании они были объединены фигурой Бога. Те авторитетные тексты, которые исследовали первые поколения глоссаторов конца XI – середины XII вв., заложившие основу континентальной догматики, не являлись в строгом смысле слова политически установленным, позитивным правом Догматическая юриспруденция сформировала фундамент романо-германской правовой традиции: систему характерных юридических понятий и конструкций, структуру положительного права, иерархию формальных источников права, основу доктринального и профессионального правосознания романо-германских юристов, без которых невозможно утверждать о самостоятельности юриспруденции как исследовательской и практической деятельности. Именно догматическая юриспруденция формирует традицию профессионального юридического мышления, задает своеобразие его «единиц» и формирует то, что принято называть собственной логикой права. Юридико-догматический подход, несмотря на свою традиционность, не всегда оставался неизменным, он эволюционировал вместе с развитием философской рефлексии и научного видения правовых проблем. Первые редакции юридической догматики, формирующейся на основе диалектики, становятся известны правовой науке в связи с деятельностью глоссаторов XI – XII вв. Позднее, в Новое время, философско-методологическая основа глоссаторов получит название схоластики. Впервые диалектику к праву стали применять еще римские юристы. Однако, «используя в основном прием деления на роды и виды, римские юристы стремились упорядочить материал цивильного права с единственной и главной целью решить конкретные правовые споры». Диалектика, применяемая глоссаторами, была направлена главным образом на создание системы понятий и установление соотношения между ними. Выведение понятий из полного противоречий обширного, но замкнутого круга источников становилось возможным посредством «примирения противоположностей».
|