Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юридические конструкции в правопознании и юридической практике.
Юридические конструкции (ЮК) — специфическое построение нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов. ЮК есть специфическое построение прав, обязанностей и ответственности в тексте нормативного акта или иного источника права.
Своего рода синтетический или комплексный инструмент законодательной техники. Использование ЮК обеспечивает объединение в тексте нормативного акта норм в единый институт (например, ЮК состава преступления). Нормы права, содержащиеся в тексте нормативного акта, существуют не изолированно друг от друга. Все они, подчиняясь единой цели и задачам регулирования, образуют комплекс норм или ЮК (чаще всего представляющий институт права). Назначение ЮК - введение в комплекс правовых норм элемента логической связанности, позволяющей распознавать единство норм, образующих данный институт, а также отношения этой группы норм с другими институтами. ЮК — это правовое понятие особого свойства, она охватывает своим содержанием ряд однопорядковых понятий более низкого порядка, объединяя их в единое и целое на основе единой направленности и единства конечных целей тех норм, которые охватываются данной конструкцией.
Так, формулирование в ГК общего договора (общая конструкция) аренды позволяет объединить ряд одноименных договоров аренды — договора проката, договоров аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовые аренды.
ЮК рассматриваются: 1. как юридическая модель, 2. как метод познания права, 3. как метод толкования права, 4. как элемент юридической архитектуры.
Понятие введено в научный оборот школой конструктивной юриспруденции в XIX веке. С.А. Денисов выделяет следующие требования, предъявляемые к построению ЮК: 1. регулятивная норма должна подкрепляться охранительной нормой. В противном случае за нарушение обязанностей и запретов не следует юридическая ответственность; 2. материальная норма должна подкрепляться процессуальной, иначе возникает трудность при реализации материальных норм; 3. провозглашение прав должно сопровождаться закреплением обязанностей соответствующих субъектов, обеспечивающих их реализацию; 4. последовательность, полнота, непротиворечивость.
В литературе называются следующие признаки ЮК: 1. является формой отражения действительности; 2. создается в результате абстракции; 3. исследование ЮК дает детальные знания о регулируемых общественных отношениях.
Как Т.В. Кашанина, характер связи между элементами юридической конструкции всегда отличается жесткостью. Отсутствие хотя бы одного элемента приводит к разрушению ЮК.
В.А. Белов выделяет виды ЮК: 1) в зависимости от происхождения: рецептированные (т.е. конструкции, апробированные в иных отраслях внутреннего и международного права); собственные; 2) по «архитектурной» форме: ступенчатые (все элементы строго взаимно последовательны); суммарные (состоят исключительно из слагаемых компонентов).
В.К. Бабаев выделяет по истинности — истинные и ложные ЮК; по сфере применения — универсальные, отраслевые, межотраслевые; по происхождению — нормативные и теоретические.
ЮК создаются обычно путем законодательного закрепления, но не следует недооценивать и важность создания ЮК учеными-юристами. Зачастую они являются как бы прообразами конструкций, закрепленных в законе. 69. Теоретические модели в правоведении.
Теоретическая Модель Предмета Исследования (тмпи) - совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, описывающих предметную область исследования.
Метод теоретико-правового моделирования (входит в частно-правовые методы) предполагает создание теоретических моделей, в рамках которых воплощаются представления об идеальных (для данного периода социально-политического развития) формах государства и права. К примеру, для современной отечественной юридической науки идеальной моделью государства считается правовое государство.
Потребность в теоретической модели обусловлена тем, что многочисленные практические проблемы могут быть успешно решены лишь при условии выработки объективных научно-обоснованных рекомендаций, основанных на глубокой проработке вопросов о сущности правообеспечения, эффективности существующих средств и методов его осуществления.
Понятие классической модели юридической науки (classical legal thought), включая частноправовую модель, представляет собой попытку концептуализации достаточно широкого набора юридических практик и рефлексий, сформулированных и занявших господствующие позиции в различных правопорядках в середине – конце XIX в. (научно-позитивистские модели юридической науки, германская пандектистика XIX в., теория юридического формализма, характерная для англо-американской доктрины того же периода, и др.).
Примеры теоретических моделей в праве: Теоретическая модель юридической ответственности в публичном и частном праве Теоретическая модель механизмов обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве способна стать базой для продолжения научных изысканий с учетом сформированного единого терминологического аппарата, на основе раскрытого смысла основных понятий. Теоретическая модель эффективности права в позитивизме Теоретическая модель правосознания и правового поведения Теоретическая модель правового плюрализма
Таким образом, можно сказать, что теоретические модели права разрабатываются в рамках тех или иных юридических доктрин, доктрин в правоведении (например, позитивизм, структурализм) на основе применения теоретико-правового метода моделирования.
Одной из основных задач юридической науки является выявление объективно действующих законов формирования теоретических моделей государственного устройства, обеспечивающего возможность эффективной реализации роли государства, гарантирующего частные и публичные права и законные интересы его граждан, а также лиц иного статуса независимо от роли, в которой они проявляются относительно государства и друг друга.
70. Анализ и синтез в юридическом исследовании. Юридическая наука использует различные методы научного познания. Они обычно подразделяются на 3 уровня: общенаучные (для всех наук), частнонаучные (для некоторых наук) и специальные (для отдельных наук)
Особое значение для юридической науки имеют формально-логические и общенаучные методы научного познания. Среди общелогических методов познания выделяют методы формальной логики: Анализ – прием исследования, суть которого заключается в реальном или мысленном разделении, разложении, расчленении предмета исследования на части с целью их всестороннего изучения. Синтез – прием исследования, суть которого заключается в объединении ранее выделенных частей познаваемого объекта в единое целое. Очевидно, что синтетическое представление о предмете исследования существенно богаче и глубже исходного синкретического (нерасчлененного) представления о нем.
Юриспруденция – опытная наука. Она анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует и концептуализирует конкретную фактологическую информацию относительно бытия политико-правовой сферы жизни общества. Таким образом, юриспруденция выступает как рефлексия первого порядка – рефлексия над сложившимися формами политико-правовой культуры.
Г.П. Щедровицкий, выявляя специфику системного анализа в социально-гуманитарном знании, указывает, что системное изображение человеческой деятельности «обязательно должно содержать четыре слоя представлений: процессов, функциональных структур, организованностей материала и морфо-логии. М.С. Каган полагает, что, в гуманитарном познании системный анализ должен включать трехстороннее рассмотрение объекта: предметное, функциональное и историческое. Предметный анализ предполагает выявление того, из каких элементов и подсистем состоит изучаемая система, выявление связей, соединяющих компоненты системы. Что касается функционального анализа, Каган рекомендует различать внешнее функционирование и внутреннее, т.е. жизнь системы в среде и жизнь каждого ее компонента во взаимодействиях с другими в недрах самой системы. Исторический анализ, по Кагану, включает использование двух векторов: генетического и прогностического(8). Основные процедуры герменевтического анализа – понимание и интерпретация. Интерпретация и понимание текстов обеспечиваются особыми методологическими средствами, главным из которых является герменевтический круг. Герменевтический круг представляет собой особую, соединяющую индукцию и дедукцию, анализ и синтез систему логических процедур. Процедура анализа направлена на выявление уникальных особенностей воплощения той или иной универсальной ценности в рамках исторически су-ществующего блага.
Возможен и обратный ход – синтез различных предметов познания с целью воссоздания сложного облика объекта. Нет и не может быть чистого метода, любой метод - продукт синтеза. однако, методологический синтез не есть простое соединение разных методов, он требует некоторых специальных усилий, напоминающих усилия селекционера, скрещивающего, сращивающего различные породы растений. Современная юриспруденция, преодолевая плоский редукционизм, выходит к утверждению принципа синтеза различных систем знания, различных юридических школ. 71. Основные концепции истины. Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Свойства истинности: 1. Объективность - независимость от познающего субъекта. 2. Относительность - неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3. Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4. Конкретность.
Разные этапы в развитии культуры характеризуются преимущественным интересом к различным аспектам проблемы истины. Быстрый прогресс науки в 19 – м и 20 – м веках выдвинул на передний план вопрос об истинности знания, получаемого применением научных методов, вопрос об истинности научного знания. Философия откликнулась на актуализацию этого вопроса разработкой нескольких концепций истинного знаний, научного знания в частности.
Теории истины (концепции истины), дающие определение истине: Классическая линия понимания истины: 1. Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности: 2. Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие) 3. Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль) 4. Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик) 5. Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А. Тарский) 6. «Натуралистическая» теория истины: в «натуралистической» философии истина — это идея, соответствующая законам Природы (А.Н.Костенко) Неклассические концепции: 1. Конвенциональная теория: истина — это результат соглашения (А. Пуанкаре, Т.Кун) 2. Когерентная теория: истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р. Авенариус, Э.Мах). Истина требует, чтобы элементы должным образом соответствовали всей системе. Требуется, чтобы суждения в когерентной (целостной) системе поддерживали друг друга. Поэтому полнота и всесторонность основного набора понятий является критически важным фактором в оценке достоверности и полезности целостной системы. Распространенным принципом когерентной теории является идея, что истина — это прежде всего собственность системы утверждений, и может быть присвоена отдельным утверждениям только при условии их согласованности с целой системой. 3. Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч. С. Пирс) Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований: 1. Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.) 2. Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П. Ф. Стросон)
72. Общественно-историческая практика как критерий истины. Практика (от греч. деятельный, активный) – это материальная общественно-историческая деятельность людей, направленная на овладение и преобразование окружающего мира. Практика является способом связи человека с окружающим миром, в ней реализуется активность субъекта, она задает актуальные границы того объективного мира, в котором субъект действует. Важнейшими чертами практики являются: 1) её предметность (т.е. направленность деятельности на преобразование реального, объективного мира); 2) общественноисторический характер. Общественно-историческая практика определяет основу взаимодействия сознания человека и объективной реальности. Критерий использования в общественно-исторической практике обеспечивает необходимость постоянной проверки информации для ее отнесения к категории научной.
Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. Последняя во всем своем объеме и полноте, а также в целостном историческом развитии (в единстве прошлого, настоящего и будущего) была представлена решающим - в конечном итоге - критерием истины.
Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Непосредственная цель познания – истина. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания.
Развитие практики и самого познания показывает, что те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как, например, учение о " вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию). Важнейшие предпосылки преодоления заблуждений - изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совершенствование наблюдений и экспериментов, развитие и углубление знаний и методов его получения.
Больше того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов.
Однако критерий практики и в ее общественно-историческом, и в научно-экспериментальном проявлении не может считаться достаточным. В науках, особенно дедуктивных, существует масса теоретических идей и гипотез, которые нельзя проверить не только ни в какой практической деятельности, но даже в эксперименте.
Масса знаний, которые получает человек в процессе взаимодействия с действительностью, охватывает лишь некоторые стороны этого многоликого и многогранного мира; эти знания дают лишь приближенное представление о нем, которое постоянно уточняется и совершенствуется. В этом и выражается относительность истинности наших знаний. Очевидно, главная причина относительности наших знаний - ограниченность общественно-исторической практики как основы познания.
|