Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В отношении публичных акционерных обществ, согласно ст. 97 ГК действуют следующие положения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
· Акционерные общества, созданные до 01.09.2014 г. и отвечающие признакам ПАО, признаются ПАО вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. · ПАО обязано внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что оно публичное. · Публично размещать акции можно только после внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что акционерное общество публичное. · В ПАО обязательно образуется коллегиальный орган управления (совет), число членов которого составляет не менее 5. · Ведение реестра и выполнение функций счетной комиссии осуществляется регистратором. · Не может быть ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру. Действует свободное отчуждение акций. К компетенции общего собрания акционеров не могут быть отнесены вопросы, которые к ней не относятся. · ПАО требуется публичное раскрытие информации. Непубличные акционерные общества. Акционерное общество, не отвечающее признакам публичного, является непубличным. Согласно п.3 ст.66 ГК для непубличного общества в устав можно включить следующие положения (такой устав принимается единогласно): · о передаче части компетенции высшего органа коллегиальному органу (совету), за исключением некоторых вопросов (пп.1 п.3 ст.66 ГК); · об отсутствии ревизионной комиссии или о ее создании в случаях, предусмотренных уставом; · о порядке созыва и проведения общего собрания участников, отличного от порядка, предусмотренного уставом; · о составе коллегиального органа, отличного от установленных законом требований; · о порядке осуществления преимущественного права приобретения размещаемых акций, другое.
№14 Общество с ограниченной ответственностью: особенности правового регулирования, специфика отчуждения доли в уставном капитале. В совренных условиях общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) представляет собой распространенную организационно-правовую форму юридического лица, осуществляющую предпринимательскую деятельность в Российской Федерации. Во многом это обусловлено достаточно упрощенным способом его образования по сравнению с другими обществами. В современных реалиях ООО занимает прочную позицию, закрепленную Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и специальным законом. Также правовое регулирование осуществляется на основе Налогового кодекса РФ, КоАП РФ, некоторые положения отражены в Трудовом кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах. «ООО является одним из главных субъектов современного имущественного оборота» [6, c. 56]. «Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей» Из данного определения представленным законодателем, необходимо выделить, некоторые признаки ООО. Так нужно отметить, что ООО относится к категории хозяйственных обществ и имеет определенное имущество; уставный капитал разделен на доли, что является удобным при разделе имущества, в следствии выхода из общества одного из участников; участники общества не несут риск убытков и не отвечают по обязательствам общества, поэтому данные положения представляют собой определенную имущественную гарантию участников в пределах стоимости принадлежащей им доли. Правовое регулирование деятельности общества регламентируется отдельным Федеральным законом. ФЗ «Об ООО», введенный в действие в 1998 г. Данный нормативно-правовой акт определяет правовое положение общества, устанавливает права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации. С момента принятия данного закона долгое время он действовал в первоначальном виде и в него не вносились изменения. Но нужно отметить, что в следствии развития гражданских и предпринимательских правоотношений, законодательство требует постоянного усовершенствования. Поэтому, еще в 2002 г. были внесены изменения о правовом регулировании места нахождения юридического лица. «Так, в соответствии с действующим законодательством местом нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации» Ранее предусматривалось, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основная его деятельность. Новые положения закона позволяют устранить неопределенность в установлении места нахождения конкретного общества, и более выраженно конкретизирует обязанность в законном установлении места осуществления деятельности общества. В 2009 г. в законе были изменены некоторые положения, касающиеся ООО. В следствии этого, вместо двух учредительных документов (учредительного договора и устава) существует один документ — это устав; изменялся и порядок выхода участников из общества. С 1 июля 2009 г. участник мог выйти из общества по условиям строго предусмотренным уставом данного общества. В этом случае в нем должны быть описаны процедура и последствия выхода участников, а для того чтобы положения устава о выходе из общества были приемлемыми, за них должны проголосовать все участники общества на общем собрании. Также установлено, что прекращение членства общества возможно и в случае перехода доли обществу или иному лицу. В 2014 г. были внесены существенные изменения в главу 4 «Юридические лица» части первой ГК РФ и признаны утратившими силу отдельные положения законодательных актов Российской Федерации. «В том числе с 1 сентября 2014 г. был совершен отказ от организационно-правовой формы Закрытое Акционерное Общество (ЗАО) и общество с дополнительной ответственностью» [4]. Также было отмечено, что на данный момент ООО не проходит признакам как публичное общество, поэтому оно признаётся непубличным. Последние изменения законодательства предполагают образование хозяйственных обществ в организационно-правовой форме: АО и ООО. По новому законодательству состав акционеров и принятое ими решение на собрании подтверждаются третьим лицом — нотариусом или регистратором. Но для ООО уставом можно предусмотреть иной способ подтверждения, например подписание протокола всеми участниками или отдельной частью участников или, например, с использованием технических средств, позволяющих точно установить принятие решения. Законодатель предоставляет право для ООО внести изменения в устав общества, чтобы не приглашать нотариуса для оформления решения участников.
№15 П роизводственные и потребительские кооперативы: сравнительно - правовая характеристика. Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 107 ГК РФ). Основы правового положения кооперативов определены ГК РФ и ФЗ от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах». Этими актами установлены основные отличительные признаки кооператива: -участие в деятельности только граждан (участие в качестве пайщиков юридических лиц допускается в исключительных случаях, установленных законом и учредительными документами кооператива); -создание имущественной основы для деятельности путем объединения паевых взносов; -личное трудовое участие пайщиков кооператива в его деятельности. Личный характер отношений в кооперативе и обязательное трудовое участие предопределяют особый порядок управления, распределения полученной прибыли и ответственность членов кооператива. Каждый пайщик при принятии решений общим собранием имеет один голос независимо от размера своего пая. Прибыль кооператива, а также имущество организации, оставшееся после ликвидации, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива (п. 4 ст. 109 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 107 ГК РФ члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную (дополнительную) ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом и уставом кооператива, т.е. при недостатке имущества кооператива требования его кредиторов могут быть удовлетворены за счет личного имущества пайщиков. Обязательным требованием создания кооператива, согласно п. 3 ст. 108, является участие в нем не менее пяти членов. Причем, число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25% числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности (п. 2. ст. 7 ФЗ «О производственных кооперативах»). Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане, достигшие шестнадцати лет. Учредительным документом ПК является только его устав, который должен содержать сведения, указанные в ст. 108 ГК РФ. Высшим органом управления является общее собрание. Также законом предусматривается возможность создания в кооперативе наблюдательного совета для контроля за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительным органом этого юридического лица являются правление и (или) его председатель, которые осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию пайщиков. Прекращение членства в кооперативе осуществляется путем не только исключения, но и добровольного выхода члена кооператива из числа пайщиков непосредственно или посредством передачи своего пая. Член кооператива вправе по своему усмотрению в любое время выйти из кооператива (п. 1 ст. 111 ГК РФ). При этом ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю, а также произведены другие выплаты, предусмотренные учредительными документами кооператива. Член кооператива имеет также право выйти из кооператива путем передачи своего пая другому лицу. Пай может быть передан только другому члену кооператива; его передача лицу, не являющемуся пайщиком, допускается только с согласия других членов кооператива, которые при этом пользуются правом преимущественной покупки. Потребительские кооперативы (п. 1 ст. 116 ГК РФ) — это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Деятельность этих организаций регулируется нормами ГК РФ. Потребительский кооператив может быть создан как гражданами, так и юридическими лицами. Причем, в отличие от производственных кооперативов, законодательство не устанавливает количественных ограничений членов кооператива, не ограничивается также и одновременное участие пайщиков в других потребительских кооперативах (в том числе и однородных). Каждый потребительский кооператив имеет в качестве учредительного документа только устав, который должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 116 ГК РФ). Потребительский кооператив имеет свое обособленное имущество, принадлежащее ему на праве собственности. Но, в отличие от других видов юридических лиц, в процессе существования такого кооператива допускается переход права собственности на часть его имущества от кооператива к пайщикам (например, члены жилищного, дачного, гаражного или иного кооператива, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, гараж и др., приобретают право собственности на указанное имущество на основании п. 4 ст. 218 ГК РФ). Основной обязанностью членов кооператива, за неисполнение которой уставом должна быть установлена ответственность, является внесение взносов в паевой фонд. Размер взносов, как и размер самого паевого фонда, определяется уставом кооператива. Но, в отличие от других организационно-правовых форм, внесение взносов не является единственной обязанностью пайщиков. Каждый член кооператива обязан вносить дополнительные взносы в случае возникновения убытков кооператива (п. 4 ст. 116 ГК РФ), иначе кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке. Структура управления в потребительском кооперативе, как правило, строится с производственным кооперативом и включает общее собрание пайщиков, правление кооператива и председателя правления. Отличием потребительского кооператива от иных некоммерческих организаций является то, что доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законом и уставом, могут быть распределены между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).
№16 Государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления: сравнительно - правовая характеристика. Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения – это предприятие, которое создается по решению уполномоченных на то органа государственного управления или органа местного самоуправления. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, который утверждается собственником предприятия. Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник в отношении этого имущества не имеет прав владения и пользования. Собственник-учредитель должен: – назначить директора; – утвердить устав унитарного предприятия; – реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности; – осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества; – получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества. Без согласия собственника-учредителя унитарное предприятие не вправе: – продавать недвижимое имущество; – сдавать его в аренду; – вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный капитал обществ и товариществ. В то же время движимое имущество (оборудование, готовая продукция) находится в полном распоряжении унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарное предприятие на праве оперативного управления – это федеральное казенное предприятие, которое создается по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом такого предприятия является устав, утверждаемый Правительством РФ. Собственник-учредитель имеет право изъять: излишнее имущество; неиспользуемое имущество; имущество, используемое не по назначению. Правовой режим казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, характеризуется тем, что: – они распоряжаются закрепленным за ними движимым и недвижимым имуществом с согласия собственника; – собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; – собственник определяет порядок распределения доходов казенного предприятия; – собственник имеет право определять обязательные для исполнения казенным предприятием заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; – казенное предприятие не имеет уставного фонда; – казенное предприятие действует на основании сметы расходов и доходов, утвержденной собственником; – собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества; – аудиторская проверка проводится по решению собственника имущества казенного предприятия. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т. е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность, чем предприятие, основанное на праве оперативного управления. №17 Общест венные объединения: общая правовая характеристика и формы общественных объединений. Согласно статье 5 ФЗ " Об общественных объединениях", под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Характеристика общественных объединений как коллективных сообществ, созданных для достижения единых целей объединившихся в них лиц, отличает общественные объединения от иных формирований граждан. Социально-полезный характер деятельности, определенный в уставе общественного объединения, позволяет отграничить общественное объединение от противоправных (криминальных) сообществ. Признак объединения физических и юридических лиц позволяет отграничивать общественные объединения от образований, члены которых изначально выполняют разные функции и не могут ими обмениваться, поскольку для общественного объединения характерно относительное равенство в правах участников. Формальная основа деятельности общественных объединений отличает их от неформальных объединений, неустойчивых социальных групп, образуемых по интересам. Конституция России признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. И хотя эта норма Основного закона прямо не указывает на необходимость защиты собственности общественных объединений, но она распространяется и на нее. Право собственности общественных объединений закреплено в целом ряде федеральных законов: " О некоммерческих организациях" " О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", " Об общественных объединениях", " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и др. Существенную роль в формировании имущества общественных объединений играют доходы, поступающие от предпринимательской деятельности. Практика показывает, что предпринимательская деятельность общественных объединений получила в настоящее время довольно широкое распространение. Однако действующим законодательством определяются некоторые особенности осуществления предпринимательской деятельности общественными объединениями, в частности определяется ее уставной характер, а также устанавливается порядок распределения доходов от осуществления предпринимательской деятельности. У каждой организационно-правовой формы общественного объединения есть свои отличительные признаки: цели, структура, сфера и территория деятельности, некоторые иные. Процесс принятия решения о создании того или иного вида общественных объединений, по общему правилу, это волеизъявление самих учредителей Согласно действующему законодательству, общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные.
№18 Автономные, бюджетные и казенные учреждения: сравнительно - правовая характеристика. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ определяет три типа государственных (муниципальных) учреждений: казенные, бюджетные и автономные учреждения. В разделе представлены нормативные правовые акты, презентации и публикации по вопросам создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации учреждений, осуществления органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя, отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества. Все три типа учреждений – государственные или муниципальные, и отличаются по степени финансово-хозяйственной самостоятельности и независимости от государства. Казенные учреждения отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений несет собственник имущества. Кроме того, для казенного учреждения, как и для бюджетного, не существует ограничений сфер деятельности, в которых возможно создание учреждения. Бюджетное учреждение, как и автономное, отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления (за исключением недвижимого и особо ценного движимого). Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет субсидии из соответствующего бюджета, аналогичная норма распространяется и на бюджетное учреждение. Казенные учреждения могут осуществлять приносящую доходы деятельность, но доходы, полученные ими от этой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы. Автономное учреждение, в отличие от казенного и бюджетного учреждений, вправе открывать не только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (финансовых органах), но и счета в кредитных организациях. Кроме того, учреждениям данного типа разрешено размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях и совершать сделки с ценными бумагами. Бюджетное учреждение не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Запрет на получение банковских кредитов не определен.
|