![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты учащихся 4 класса по чтению ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
= Нет статистически значимых различий между средним баллом страны и средним баллом России
Билет 21, Вхождение России в Европейское образовательное пространство и подписание Болонского соглашения на уровне министров образования 29 европейских государств (1999 г.) вызвали необходимость глубоких преобразований в системе образования, связанных с поиском стратегий российской образовательной модернизации. Болонский процесс возник как реакция академического и научного сообщества европейских стран на глобализацию и экономическую интеграцию, экспансию рыночных отношений на культурно-ценностную составляющую системы образования. Основные задачи Болонской декларации включают: · введение системы, обеспечивающей сопоставимость дипломов европейских вузов; · введение двухуровневой системы подготовки во всех европейских стра нах. первая ступень бакалавра не менее трех лег и вторая ступень магистра и (или) докторской степени; · внедрение единой европейской системы зачетных единиц, аналогичной Европейской системе перезачета кредитов; · развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования для создания сопоставимых критериев методологий; · организация информационного обеспечения и обмена. Таким образом, основной целью Болонского процесса является создание экономически сильной, конкурентоспособной Европы. Перед Россией стоят не менее амбициозные задачи в рамках модернизационного развития страны. Поэтому мы, безусловно, должны использовать уникальную возможность взять на вооружение все то лучшее, что имеет сегодня европейское образование, а не слепо копировать основные положения Болонского соглашения, тем более что в последние годы возникла устойчивая тенденция на снижение мировых позиций Европы в политической и экономической сфере. Поэтому на вооружение нам следует взять и опыт мировых экономических лидеров, каковыми общепризнанно являются США. Япония. Индия и особенно Китай. Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской Декларации все же включилась в него. Проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс: § проблема формирования эффективной системы аккредитации; § неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов, и т. д.[44]. Наряду с перечисленными проблемами по содержанию и качеству образования существуют и трудности, связанные с ресурсным и социальным обеспечением интеграции: § недостаточность научно-методического, кадрового, материально-технического обеспечения для реализации положений Болонской Декларации; § недостаточность уровня применения информационных технологий в образовательном процессе и менеджменте; § отток высококвалифицированных специалистов. Выделяют следующие проблемы, с которыми столкнулась система высшего профессионального образования России на пути реализации Болонской Декларации: 1. Инерционность восприятия рынком труда степени бакалавра. 2. Неготовность части российской высшей школы выступать равноправным партнером в программах мобильности (недостаточное финансирование, слабое знание иностранных языков). 3. Излишняя регламентация недостаточная гибкость, адаптивность учебных программ. 4. Неготовность многих вузов к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность в рынке труда. Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены. Не разработана национальная стратегия в связи с присоединением к Болонскому процессу, не определена национальная идея интеграции России в единое европейское образовательное пространство. Не созданы условия для развития академической мобильности. Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. Европейцы почти не замечают эту проблему, потому что в западной, да и в центральной части континента большинство образованного населения свободно говорит на двух-трёх языках близлежащих стран. У нас нет традиции поголовного владения иностранными языками, и обычная школа не способна решить эту задачу. В европейских академических кругах не скрывают, что мобильность будет приводить к " утечке мозгов" как студентов, так и преподавателей. Студенты со знанием иностранных языков, к тому же улучшившие их в иноязычной языковой среде, познакомившиеся с условиями труда и заведшие связи с местными сверстниками, получат гораздо больше шансов найти за рубежом работу. Еще одной проблемой является неправильное понимание Болонского процесса, которое также тормозит его развитие. В то время как речь идет о гармонизации образовательных траекторий, создании понятной и сопоставимой системе степеней, часто процесс понимается как униформизация содержания образования, субординация какому-то единому европейскому стандарту. Опасения специалистов также связаны со следующими соображениями: § Будет разрушена сложившаяся годами система высшего профессионального образования, которая признавалась одной из лучших в мире. § Вынужденное сокращение фундаментальной составляющей отрицательно скажется на качестве подготовки будущих специалистов. § Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам также нежелательно, т.к. в этом случае получить на выходе из вуза всесторонне и гармонично развитую, нравственную личность будет весьма проблематично. § Сокращение срока обучения отразится в первую очередь на выпускающих кафедрах, где работают высококвалифицированные преподавательские кадры – специалисты в конкретных отраслях профессиональных знаний. § В магистратуре смогут обучаться, причем по узким направлениям, менее 10% лучших выпускников бакалавриата, что существенно повышает стоимость их индивидуальной подготовки.
Результаты исследования включенности российских вузов в Болонский процесс: 1. Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития. Число этих программ, их размер и доля магистров в общем числе студентов относительно малы. 2. Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций. 3. Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее. 4. В вузах сформирован широкий набор форм поощрения за исследовательскую работу. 5. Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено. 6. Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне. 7. Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов. 8. На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена.
Билет 30. Функции современного государства по отношению к науке. Законотворческая - разработка государственной научно-технической политики, создание системы законов и правовых норм, регулирующих функционирование науки в современном обществе. Исследовательская - проведение научных исследований на средства госбюджета в государственных научных институтах, организациях и лабораториях. Основные направления исследований - фундаментальная наука, оборона, национальная безопасность, сельское хозяйство, медицина, экология, космос, атомная энергетика и другие высокозатратные, но имеющие огромную социальную значимость для всего общества научные исследования и разработки. Координаторская - координация деятельности всех секторов национальной науки (государственного, частно-промышленного, вузовского, регионального, бесприбыльных организаций и венчурных фондов). Цель - повышение эффективности и конкурентоспособности всей национальной науки в целом. Просветительско-пропагандистская - распространение и пропаганда научных знаний в обществе через средства массовой информации, создание в обществе высокого престижа науки и научной профессии. Международная - активное участие в крупных международных научных проектах, обмене научной информацией и совместной подготовке научных кадров. По абсолютным показателям современная Россия тратит на науку в 26 раз меньше, чем США; в 9, 6 раза меньше, чем Япония; в 4, 5 раза меньше, чем Германия. Расходы на науку на душу населения в современной России в 13 раз меньше, чем в США; в 11 раз меньше, чем в Японии; в 2, 5 раза меньше, чем в Чехии; в 12 раз меньше, чем в Швеции.
|