Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XI. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. Обучение детей грамоте (по церковным книгам) в гг
Обучение детей грамоте (по церковным книгам) в гг. Полоцке, Турове, Пинске, Минске, Витебске проводилось уже в 11-12 вв. " Поучения" Кирилла Туровского (12 в.) распространялись по всей Руси. В 12 в. Евфросиния Полоцкая вела в своём монастыре обучение грамоте и переписку книг. В 12-13 вв. грамотность на зап.-рус. землях стала всё больше проникать в среду горожан - ремесленников и купцов, о чём свидетельствуют берестяные грамоты 13-14 вв., найденные в Витебске. Становление белорус, культуры проходило в острой борьбе с нац. и религ. гнётом литов. и польских феодалов и католич. духовенства. На культурное и идеологич. развитие белорус. народа огромное воздействие оказало реформаторское и гуманистич. движение. Особенное значение белорус. гуманисты и реформаторы придавали просвещению народных масс. На терр. Б. возникло много протестантских школ, типографий, появились первые учебники на белорус. языке. В 16-17 вв. в Ивье, Клецке, Любче, Несвиже, Новогрудке и др. городах существовали арианские школы - уч. заведения представителей реформаторского движения в Б. Важную роль в борьбе с католицизмом и униатством играли братства и принадлежавшие им братские школы. Во 2-й пол. 17 в. в результате усиления панско-католич. реакции часть братских школ и типографий была закрыта. Наиболее известные представители просвещения и педагогич. мысли в Б. в 16-17 вв.- учёный-гуманист, первопечатник Франциск (Георгий) Скорина, белорус. гуманисты Симон Будный, Василий Тяпинский, Лаврентий Зизаний Тустановский, Мелетий Смотрицкий, Симеон Полоцкий, книгоиздатели братья Л. и К. Мамоничи, С. Соболь, П. Мстиславец. Большое прогрессивное значение имело для Б. воссоединение с Россией в кон. 18 в., способствовавшее укреплению культурных связей братских рус. и белорус. народов. Было открыто более 20 небольших рус. школ для гор. населения, 2 главных и 6 малых нар. уч-щ. Однако уровень развития нар. образования оставался низким: белорусы были лишены возможности обучаться на родном яз., рус. школ и училищ было мало, в большинстве уч. заведений (монастырских униатских и иезуитских уч-щах) преподавание по-прежнему велось на польском яз., школы были малодоступны для детей трудящихся. Значительно хуже, чем в др. губерниях России, было поставлено среднее образование. К сер. 90-х гг. 19 в. в Б. и Литве, входивших в состав Виленского уч. округа, имелось 15 средних школ (гимназий, реальных уч-щ и учит. семинарий). Монастырские католич. уч-ща в Б. были закрыты только во 2-й четв. 19 в., когда господствующей стала общеобразовательная рус. школа. В 1840 была открыта Горы-Горецкая земледельч. школа (см. Белорусская сельскохозяйственная академия). Подъём обществ. движения в годы Революции 1905-07 захватил и Б. Видную роль в борьбе за белорус. школу и создание учебников на родном языке сыграли в те годы поэт Якуб Колас и поэтесса Тётка (А. С. Пашкевич). Вышел в свет первый белорусский букварь " Леман-тар" (1906). Значительный вклад в развитие культуры и педагогич. мысли Б. в кон. 19- 1-й четв. 20 вв. внесли педагоги-этнографы Е. Р. Романов, А. К. Серж-путовский, языковед Е. Ф. Карский, поэт Янка Купала. В 1914/15 уч. г. в Б. имелись 7682 общеобразоват. школы всех видов, в т. ч. 7492 нач. школы, 119 неполных средних, 71 средняя школа. Во всех типах школ обучалось 488, 6 тыс. уч-ся (1/5 всех детей школьного возраста). Из средних спец. уч. заведений в 1915 работало неск. учительских семинарий, технич. школ и 3 учительских ин-та. В 1913 в Б. была 851 массовая б-ка (с книжным фондом 423 тыс. экз.). Ок. 80% населения Б. оставалось неграмотным. Победа Окт. революции открыла перед белорус. народом широчайшие возможности культурного развития. Осн. задачей культурной революции в первые годы Сов. власти была ликвидация массовой неграмотности населения. В апр. 1919 открылись первые вечерние школы для взрослых, а с кон. 1920 была организована сеть школ для малограмотных. Преподавание велось на родном языке уч-ся. По инициативе деятеля партии педагога П. Н. Лепешинского и его брата педагога М. Н. Лепешинского были организованы первые опытные школы-коммуны - Лит-виновичская (1918) и Леменская (1920-1924). Большую помощь им оказывали В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский. В апр. 1924 ЦИК и СНК БССР приняли постановление о введении всеобщего обязательного нач. обучения на родном языке. К 1932 оно было завершено, началось осуществление всеобщего обязательного 7-летнего обучения. Грамотность населения к этому времени достигла 89%. Иначе сложилась судьба трудящихся зап. областей Б., захваченных в 1919 бурж. Польшей. В 1925/26 уч. г. на терр. Зап. Б. оставалось только 2 белорус. и 8 польско-белорус. школ. После воссоединения белорус. народа (1939) с янв. 1940 в зап. областях было введено всеобщее 7-летнее обучение. Всего в БССР в 1940/41 уч. г. имелось 12 294 школы, в к-рых обучалось 1, 7 млн. уч-ся; в 25 вузах и 128 ср. спец. уч. заведениях обучалось 56, 6 тыс. студентов. Во время Великой Отечеств. войны нем.-фаш. захватчики уничтожили в Б. 6808 школьных зданий, все детские дома и детские сады. В зонах партиз. действий (в Брестской, Гомельской, Витебской и др. областях)создавались общеобразоват. лесные школы. В послевоен. годы в кратчайший срок была восстановлена школьная сеть Б. К 1959 грамотность населения в возрасте 9-49 лет достигла 99%. С 1959/60 уч. г. начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению, закончившийся к 1962/63 уч. г. С 1966/67 уч. г. в Б. осуществляются конкретные меры, направленные на переход ко всеобщему ср. образованию. В 1969 в 2333 дошкольных учреждениях воспитывалось 260 тыс. детей. В 1969/70 уч. г. имелось: 11 660 общеобразоват. школ всех типов, в к-рых обучалось 1852 тыс. уч-ся. В 1969 было 421 внешкольное учреждение: 160 дворцов и домов пионеров и школьников, 29 станций юных техников, 20 станций юных натуралистов, 189 детских спортшкол, 7 экскурсионно-туристских станций и др. В 1969/70 уч. г. в 148 проф.-технич. уч. заведениях обучалось 81 866 уч-ся, в 131 ср. спец. уч. заведении - 144, 4 тыс. уч-ся, в 28 вузах - 137, 3 тыс. студентов. В числе крупнейших вузов: Белорус. ун-т им. В. И. Ленина, ин-ты - политехнич., механизации с. х-ва, технология., нар. х-ва, мед., пед., педагогический иностранных языков в Минске; с.-х. академия в Горках, пед., мед., с.-х. в Гродно; вет., мед., пед. ин-ты в Витебске и др. В 1969 в Гомеле на базе пед. ин-та создан ун-т. В вузах БССР ведётся подготовка по 170 специальностям. В кон. 1969 в Б. было 7321 массовая библиотека (общий фонд 52 049 тыс. экз. книг и журналов), 48 музеев, 5879 клубных учреждений. Крупнейшие библиотеки: Гос. б-ка БССР им. В. И. Ленина (см. в ст. Библиотеки союзных республик) и Фундаментальная б-ка АН БССР в Минске. В числе гл. музеев - Историч. музей Б., Музей истории Великой Отечеств. войны, Дом-музей 1-го съезда РСДРП, Художеств. музей, Литературные музеи Я. Купалы и Я. Коласа (все в Минске); Историко-археологич. музей в Гродно, Музей героич. обороны Брестской крепости (Брест), Дом-музей А. Мицкевича (Новогрудок) и др. Лит.: Ильюшин И. М., Умрейко С. А., Народное образование в Белорусской ССР, Минск, 1961; Нарысы псторьп народнай асветы i педагапчнай думк! у Беларусь Мшск, 1968; Культураае будау-нщтва j Беларускай ССР. Рэкаменд. паказальшк лхтаратуры, Мшск, 1965; Белорусская ССР за 50 лет. Статистический сборник, Минск, 1968; Наша республика. Цифры и факты, [Минск, 1968]. С. А. Умрейко. И. И. Смирнова.
|