Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 46 страница. Растения, по сравнению с животными, более радиоустойчивы






Растения, по сравнению с животными, более радиоустойчивы. Облучение в небольших дозах может стимулировать жизнедеятельность растений (рис. 4) - прорастание семян, интенсивность роста корешков, накопление зелёной массы и др. Большие дозы (20 000-40 000 р) вызывают снижение выживаемости растений, появление уродств, мутаций, возникновение опухолей. Нарушения роста и развития растений при облучении в значит, степени связаны с изменениями обмена веществ и появлением первичных радиотоксинов, к-рые в малых количествах стимулируют жизнедеятельность, а в больших - подавляют и нарушают её. Так, промывка облучённых семян в течение суток после облучения снижает угнетающий эффект на 50-70%.

[ris]

Рис. 4. Зависимость числа проросших глазков картофеля сорта Лорх от дозы облучения.

Лучевое повреждение организма сопровождается одновременно текущим процессом восстановления, к-рый связан с нормализацией обмена веществ регенерацией клеток. Поэтому облучени дробное или с малой мощностью доз вы зывает меньшее повреждение, чем массивное воздействие. Изучение процессе восстановления важно для поисков радиозащитных веществ, а также средств и методов защиты организма от излучений В небольших дозах. все обитатели Земли постоянно подвержены действию ионизирующего излучения - космич. лучей и радиоактивных изотопов, входящих в состав самих организмов и окружающей среды (см. Радиоактивность атмосферы, Радиоактивное загрязнение биосферы). Испытания атомного оружия и мирное применение атомной энергии повышают фон радиоактивный. Это делает изучение Б. д. и. и. и поиски защитных средств всё более важными.

Б. д. и. и. пользуются в биол. исследованиях, в мед. и с.-х. практике. На Б. д. и. и. основаны лучевая терапия рентгенодиагностика, радиоизотопная терапия.

В с. х-ве радиационные воздействия применяются с целью выведения новых форм растений, для предпосевной обработки семян, борьбы с вредителями (путём выведения и выпуска на поражаемых плантации обеспложенных облучением самцов), для лучевой консервации фруктов и овощей, предохранении продуктов растениеводства от вредителей (дозы, губительные для насекомых, безвредны для зерна) и др.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ, учения и школы немарксистской социологии 2-й половин] 19 в., общим признаком которых является применение понятий и законов биологии при анализе обществ. жизни Хотя аналогии с органич. миром в социальных теориях известны уже с античности перенесение законов биологии на явления обществ. жизни получило особенное распространение во 2-й пол. 19 в., в связи с успехами биологии (открытие клетки закона борьбы за существование и естеств. отбора и др.). К Б. н. в социологии могут быть отнесены учение Г. Спенсера, pacово-антропологическая школа (Ж. A. Гoбино, X. Чемберлен, Ж. Лапуж, О. Аммон и др.), органическая школа в социологии (П. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Ворм и др.), социал-дарвинизм (Л. Гумплович Г. Ратценхофер, А. Смолл и др.). Школа Б. н. придерживались различной идеологич. и политич. ориентации - от реакционной, обосновывавшей войны, угнетении одних рас и социальных групп другими (расово-антропологич. школа), до либеральной (органич. школа). Биологич. теории общества ставили нек-рые сложные вопросы (проблема целостности общества, его структура и функции отд. частей, изучение социальных конфликтов и др.). Однако эти теории были недостаточны для объяснения сложных социальных процессов, приводили к антиисторизму, поверхностные аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений обществ, жизни. В кон. 19 - нач. 20 вв. биологич. теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологич. теориями (см. Психологизм в социологии).

Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Sorokin P. A., Contemporary sociological theories, 2 ed., N. Y.- L., 1964.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки биологов для н.-и. учреждений и преподавателей биологич. дисциплин. Знание биологии предусматривается при подготовке специалистов с мед., с.-х., пед. и др. естественнонаучным спец. образованием. Как обязательный уч. предмет биология изучается в общеобразоват. школе. Б. о. имеет мировоззренческое значение, способствует формированию материалистич. представлений о живой природе и борьбе с религ. предрассудками. В СССР подготовка специалистов с высшим Б. о. осуществляется на биологич. и биолого-почвенных ф-тах ун-тов и на ф-тах естествознания, биолого-химич., биолого-географич. отделениях пед. ин-тов, в мед., с.-х., зооветеринарных, рыбных и нек-рых др. вузах.

В России преподавание биологии началось в сер. 18 в. на мед. ф-те Моск. ун-та, а затем в нач. 19 в. на мед. ф-тах ун-тов в Дерпте (ныне Тарту), Казани, Харькове. С 40-х гг. биологич. дисциплины были включены в уч.планы с.-х. ин-тов, к-рые стали создаваться в это время.

В течение 19в. в Московском, Петербургском и других ун-тах возникли крупные науч. биологич. школы и направления, нек-рые из них получили мировое признание и стали классическими. Однако Б. о. как самостоятельная отрасль специального образования сформировалось только после Великой Октябрьской социа-листич. революции. В 1923-27 во многих ун-тах открылись самостоят, биологич. ф-ты или отделения, расширилась сеть пед. ин-тов, имеющих биологич. отделения. За годы Сов. власти создана гос. система подготовки специалистов с высшим общебиологич. (университетским и педагогич.) и спец. биологич. (мед. и с.-х.) образованием.

Биологич. и биолого-почвенные ф-ты ун-тов (в нек-рых ун-тах - химико-биологич., биолого-географич., естеств. наук ф-ты) готовят биологов широкого профиля с узкой специализацией по отдельным отраслям биологич. науки (ботаника, зоология, физиология растений, микробиология, цитология, биофизика, биохимия, вирусология, генетика и др.), а также специалистов в области смежных наук (цитохимии, биохимич. генетики, экологич. физиологии, бионики и т. п.), почвоведов и агрохимиков. Б. о. складывается из изучения общенаучных (физика, математика, химия, история КПСС, науч. коммунизм, политэкономия, философия и т. д.) и биологич. дисциплин. Биологич. дисциплины делятся на общие (изучаемые всеми студентами)и специальные (по свободному выбору для углублённой подготовки в определённой отрасли биологии) курсы. Общими являются: ботаника, зоология, микробиология, биохимия, цитология, гистология и эмбриология, физиология растений, физиология животных и человека, генетика с основами селекции, биофизика и др. Помимо специальных курсов по общим биологич. дисциплинам, существует специализация в таких отраслях биологич. науки, как экология животных и растений, ботанич. география, генетика растений, генетика микроорганизмов, вирусология, радиобиология, витаминология, протистология и т. д. Кроме того, в университетах готовятся почвоведы и агрохимики, к-рые также получают глубокие знания в области биологии. Срок обучения на биологич. ф-тах ун-тов от 5 до 6 лет (в зависимости от формы обучения - дневной, вечерней или заочной). В 1969 биологич. ф-ты (специальности) имелись в 42 университетах (св. 40 тыс. студентов; ежегодный выпуск -св. 5 тыс. чел.).

В пед. ин-тах Б. о., как правило, является комплексным и обеспечивает подготовку учителей по двум специальностям: учитель биологии и химии, биологии и основ с.-х. произ-ва, географии и биологии. Студенты пед. ин-тов изучают общенауч. и биологич. дисциплины, спецкурсы по выбору, а также предметы пед. цикла, в т. ч. методику преподавания биологии. В программу подготовки учителей биологии и основ с. х-ва, кроме того, включён широкий круг агрономич. дисциплин (см. Педагогическое образование). Срок обучения в пед. ин-тах 4 -5 лет (в зависимости от формы обучения и профиля подготовки). В 1969 учителей биологии готовили 125 пед. ин-тов (св. 104 тыс. студентов, в т. ч. 57 тыс. с двумя специальностями); ежегодный выпуск -ок. 15 тыс., в т. ч. 9, 3 тыс. с двумя специальностями.

Вспомогательное Б. о. получают выпускники мед. и с.-х. вузов. В уч. планах мед. вузов имеются обязательные курсы биологии и паразитологии, биохимии, микробиологии, норм, анатомии, гистологии с цитологией и эмбриологией и др., в планах с.-х. вузов - общие и спец. курсы по биологии, зоологии, микробиологии, анатомии и физиологии с.-х. животных, физиологии растений, ботанике с геоботаникой, биохимии и др. (см. Медицинское образование, Сельскохозяйственное образование).

В связи с бурным развитием биологич. науки и всё возрастающими потребностями нар. х-ва в специалистах с Б. о. существенно увеличился выпуск биологов, специализирующихся в таких областях науки, как биохимия, биофизика, генетика, вирусология, радиобиология, молекулярная биология и др. Создаются отделения и кафедры биофизики и биохимии на биологич., физико-математич. и химич. ф-тах ун-тов и др. вузов. В Новосибирском ун-те имеется медико-биологич. отделение, к-рое выпускает теоретич. работников в области медицины. 2-й Московский медицинский институт готовит врачей биофизиков и биохимиков. Подготовка специалистов биологов для науч. и пед. работы осуществляется в аспирантуре, в т. ч. и во многих н.-и. ин-тах. Через систему аспирантуры в область биологии приходят специалисты и с физическим, химическим и математическим образованием. Решающее значение для совершенствования системы Б. о. имеет постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению её связи с практикой" (1963), в к-ром предусмотрены мероприятия по дальнейшему развитию биологич., мед. и с.-х. образования.

Широкое развитие Б. о. получило и за рубежом. Среди крупнейших центров Б. о.- Калифорнийский (США), Оксфордский (Великобритания), Парижский, Варшавский, Карлов (ЧССР), Берлинский (ГДР) ун-ты. Ж. А. Медведев.

БИОЛОГИЯ. Содержание:

Введение
Система биологических наук
Краткий исторический очерк
Уровни организации и изучения жизненных явлений
Некоторые проблемы современной биологии
Значение биологии для сельского и промыслового хозяйства, медицины
Заключение
Литература

Биология (от био... и ...логия), совокупность наук о живой природе. Предмет изучения Б.-все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой. Задачи Б. состоят в изучении всех биол. закономерностей, раскрытии сущности жизни и её проявлений с целью познания и управления ими. Термин " Б." предложен в 1802 независимо друг от друга двумя учёными -франц. Ж. Б. Ламарком и нем. Г. Р. Тре-виранусом. Иногда термин " Б." употребляют в узком смысле, аналогичном понятиям экология и биономия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал