Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. Б. найдены глиняные сосуды с прочерч
На терр. Б. найдены глиняные сосуды с прочерч. и лепным геом. орнаментом, фигурки людей и животных из глины (неолит, энеолит и эпоха бронзы - 4-2-е тыс. до н. э.). К раннему жел. веку относятся дольмены в горах Странджа, Сакар и Вост. Родопы, наскальные рисунки с изображением животных и людей (ок. 8-7 вв. до н. э.) близ г. Белоградчик. На побережье Чёрного м. сохранились остатки древнегреч. колоний - Аполлонии, Месембрии и др.- с многочисл. памятниками антич. скульптуры. О высоком уровне культуры фракийцев свидетельствуют остатки г. Севтополиса (близ Казанлыка) со следами богато декориров. обществ, и жилых зданий, купольная гробница близ Казанлыка с уникальной антич. стенописью, отражающей фракийский быт (4 в. до н. э.). 1. Глиняный сосуд 4-го тыс. до н. э. Национальный музей. Казан лык. 2. Глиняный сосуд эпохи бронзы. Археологический музей. Пловдив. Среди антич. кладов выделяется клад из г. Панагюриште с отличающимися совершенством чеканки золотыми ритонами в форме голов животных и сосудами с рельефными сюжетными изображениями (4 в. до н. э.). От эпохи рим. владычества остались руины городов 1-2 вв. н. э. (Рациария, Видинский окр.; Эскус, Плевенский окр.; Никополис-ад-Иструм, Великотырновский окр.; и др.), крепостей (Хисар, Пловдивский окр.; Абритус, близ г. Разград), церковь св. Георгия в Софии (4 в.) и гробница в Силистре (4 в.; с прекрасно сохранившейся стенописью). В развалинах рим. вилл близ Ивайловграда обнаружены мозаичные полы с мифологич. и жанровыми изображениями. В период визант. господства начинается сооружение христ. храмов (3-нефная базилика, т. н. Старая митрополия, в Несебыре, 5 в.; купольная базилика св. Софии в г. София, 5-6 вв.; центрич. церковь в с. Перуштица, 6 в.; и др.). С созданием Первого Болг. царства (680-1018) формируется собственно болг. иск-во, складывающееся на основе культуры заселивших Б. в 6-7 вв. славян и протоболгар. В своём развитии оно впитывает богатые антич. и визант. художеств, традиции. Первым памятникам болг. зодчества (остатки крепостных стен и прямоуг. в плане дворцов в Плиске и Преславе, 9-10 вв.), сложенным из массивных кам. блоков, свойственна торжеств, тяжеловесность форм. Интерьеры дворцов с мраморными колоннадами были украшены плитами и карнизами с резным геом. орнаментом, а также скульптурой из меди и камня. Величествен уникальный памятник скульптуры этого времени -т. н. Мадарский всадник - высеченный на скале близ с. Мадара барельеф с обобщ. изображением всадника с собакой и льва, пронзённого копьём. Церк. архитектура 9-10 вв., исходившая из визант. прототипов (3-нефная базилика с обширным атриумом и партексом, т. н. Большая базилика, в Плиске; т. н. Круглая церковь в Преславе), отличалась красочностью декоративного убранства, в к-ром применялись глазу ров. керамич. плитки с многообразными растит, и геом. узорами (пальметты, ромбы, круги) и изображениями святых. " Мадарский всадник". Рельеф близ с. Мадара. 9 в. " Св. Тодор" (из церкви в Патлейне). Керамическое панно. 10 в. Музей в Преславе. Оригинальным видом архит. декора были инкрустированные многоцветными стёклами кам. плиты и блоки. В период визант. владычества (1018-1187) художеств, жизнь замирает. Строятся гл. обр. укрепления и замки (крепость Баба Вида в Видине, Асенова крепость близ Асеновграда и др.). В эпоху Второго Болг. царства (1187-1396) гл. художеств, центром становится Тырново (совр. Велико-Тырново). Для тырновской художеств. школы характерны относительно меньшие, чем в 9-10 вв., размеры построек, стремление к декоративному изяществу. Традиции визант. иск-ва получают в ней свободное и оригинальное истолкование. Стены 4-столпных и 1-нефных купольных храмов, сложенных из камня и кирпича, расчленены ступенчатыми арочными нишами, глухими аркадами и украшены зубчатыми карнизами, керамич. глазуров. плитками с многоцветным геом. орнаментом. Наружные членения часто не связаны с внутр. структурой зданий (церкви в р-не Трапезица в г. Велико-Тырнове, 12-14 вв.; церкви Вседержителя и Иоанна Неосвящённого в Несебыре, обе - 13-14 вв.). 13-14 вв. были временем расцвета болг. ср.-век. живописи и миниатюры. Выдающийся памятник тырновской школы - стенопись (1259) церкви с. Бояна (ныне в черте Софии), отличающаяся свежестью реалистич. деталей, живой непосредственностью портретных образов, изысканностью сдержанного, мерцающего колорита. Усиливающееся внимание к реальному миру проявляется в исполненных наивной выразительности миниатюрах " Хроники Манасия" (сер. 14 в., Ватиканская б-ка, Рим) и " Евангелия Ивана Александра" (1356, Брит, музей, Лондон), в к-рых наряду со сценами болг. истории и портретами ист. лиц находит отражение совр. быт (одежда, вооружение, архитектура). В 12-14 вв. развиваются ювелирное иск-во, резьба по дереву и др. художеств. ремёсла. Завоевание Б. турками-османами (кон. 14 в.) положило конец расцвету древнеболг. иск-ва. Мн. памятники болг. культуры были уничтожены. В 15-16 вв. завоеватели вели стр-во мечетей, мостов и бань (мечеть Буюк-джамия в Софии, 1474; Кадин мост близ Кюстендила, 1470). Несмотря на иноземный гнёт, традиции болг. культуры продолжают сохраняться в 15-17 вв. в декоративно-прикладном и изобразит, иск-ве. Суровым по колориту фрескам Б. 15-17 вв.- в церкви Петра и Павла в Велико-Тырнове, 15 в., в Драгалевском, 1476, Кремиковском, 1493, и Бачковском, 1643, монастырях - при известном схематизме и канонич. отвлечённости образов нередко свойственны драматич. экспрессия и наивно-реалистич. черты. В архитектуре этого времени преобладают скромные однонефные сел. церкви с цилиндрич. сводами, покрытыми двускатной крышей. В период Болг. возрождения (2-я пол. 18 в.- 1878) наступает новый подъём иск-ва. Расширяется светское и церк. стр-во. В городах сооружаются часовые башни, мосты, постоялые дворы, в сел. местности - монастыри с живописными внутр. дворами, окружёнными арочными галереями. Декоративной красочностью отличаются монастырские церкви с зап. притворами, украшенными арочными галереями, с мягкими волнистыми очертаниями карнизов и рядами двухцветной кам. кладки. Среди строителей этого периода появляются крупные нац. мастера - Алекси Рилец, построивший три корпуса Рильского монастыря (1816-19), Н. Фичев, соорудивший мост через р. Янтра у г. Бяла (1865-67), ряд постоялых дворов н церквей, а также П. Йованович, автор церкви Богородицы (1834-1860) в Рильском монастыре. В 18 в. окончательно складываются характерные нац. типы жилых домов с кам. цокольным этажом, фахверковой конструкцией 2-го этажа, с обилием галерей, эркеров, балконов, с росписями на фасадах и в интерьерах и с нарядными резными деревянными потолками (Дом Ламартина в Пловдиве, Дом Лютова в Копривштице). В изобразит, иск-ве складывается ряд местных художеств. школ - тревненская, самоковская и др., представители к-рых (резчики и иконописцы) создают иконостасы с многообразным резным орнаментом. В живописи проявляется стремление освободиться от религ. канонов. Крупнейший живописец Болг. возрождения Захарий Зограф вводил в свои фрески изображения современников и сцены реальной жизни. Ему же принадлежат и первые светские портреты. Светское реалистич. иск-во складывается в Б. в 60-70-х гг. 19 в. (портреты живописцев С. Доспевского, X. Цокева, Н. Павловича; последний был автором и первых болг. ист. композиций). Появляется патриотич. революц. графика (Г. Данчов, X. Дембицкий). Миниатюра " Хроники Манасия". Сер. 14 в. Ватиканская библиотека. Рим. После освобождения Б. от османского ига (1878) её иск-во переживает новый подъём. Начинаются большие градостроит. работы. В Софии, Варне, Пловдиве и других городах запутанная система кривых улиц отчасти сменяется сетью прямолинейных магистралей. В Софии сооружается ряд обществ, зданий (Нар. собрание, 1885, арх. К. Йованович; Нар. театр им. И. Вазова, 1904, арх. Ф. Фельнер и Г. Хельмер; храм-памятник Александра Невского, 1904-12, рус. арх. А. Н. Померанцев; и др.). Наряду с тенденциями эклектики в 1-м десятилетии 20 в. возникают поиски нац. архит. стиля (Синодальная палата в Софии, 1908, арх. П. Момчилов). В период между двумя мировыми войнами проявляется влияние функционализма и конструктивизма (Мин-во внутр. дел в Софии, 1939, арх. Г. Овчаров). В изобразит, иск-ве в 80-х гг. 19 в. складывается демократия, реалистич. направление. Живописцы А. Митов, И. Ангелов, И. Мырквичка и др. изображают в своих картинах жизнь крестьян, их нац. обычаи и обряды. Расцвет реалистич. батальной живописи связан с именем Я. Вешина. Н. Фичев. Мост через р. Янтра уг. Бяла. 1865-67. В. Димитров-Майстора. " Девушка". 1952. Художественная галерея. Бургас. К ст. Болгария. 1. Церковь св. Софии в г. София. 5-6 вв. 2. Церковь Иоанна Неосвящённого в Несебыре. 13-14 вв. 3. Дом Лютова в Копривштице. 1854. 4. Внутренний двор Рильского монастыря. 1816-60. 5. Ф. Ф е л ь н е р, Г. X е л ь м е р. Народный театр им. И. Вазова в Софии. 1904. 6. А. Н. Померанцев. Храм-памятник Александра Невского в Софии. 1904-12. 7. Г. О в ч а р о в, Р. Р и б а р о в. Мавзолей Г. Димитрова в Софии. 1949. 8. Микрорайон Западный парк в Софии. 1960-е гг. 9. Н. Н е н о в и др. Курортный комплекс Албена близ Золотых Песков. 1960-е гг. На рубеже 19 и 20 вв. в творчестве ряда художников проявляется влияние импрессионизма. Реалистич. традиции 19 в. сохраняются в пейзажной и портретной живописи (С. Иванов, Н. Петров, Ц. Тодоров), а также в портретной скульптуре (А. Николов). В 20-30-е гг. 20 в. иск-во Б. вступает в период противоречивых творческих исканий. Ряд мастеров иск-ва обращается к опыту европ. постимпрессионизма, сезаннизма и экспрессионизма. Часовая башня в Тряинс. 1813. В обстановке острой идейной борьбы постепенно выковываются прогрессивные художеств, тенденции. Демократич. традиции нац. культуры получают многообразное развитие в проникнутых суровой правдой сценах крест, жизни X. Станчева, в исходящих от нар. иск-ва декоративно-красочных композициях В. Димитрова-Майсторы и полных грубоватого жизнерадостного юмора сел. сценах С. Венева, в исполненных яркой поэтич. фантазии композициях на темы нар. сказаний и пейзажах И. Милева, П. Гесфгиева, Ц. Лавренова, гравюрах с изображением нац. памятников архитектуры В. Захариева, В. Стайкова и др. Развивается портретная (И. Петров, Д. Узунов) и пейзажная живопись (X. Станчев, П. Младенов и др.). Особой остроты достигает революц. журнальная графика (антимонархич. и антифашистские сатирич. рисунки и гравюры А. Жендова, С. Венева, И. Петрова, И. Бешкова, Б. Ангелушева и др.). В 30-е гг. пролетариату посвящают свои произведения живописцы Н. Балкански, С. Сотиров и скульпторы М, Марков, И. Фунев, И. Лазарев, В. Емануилова и др., во многом создавая предпосылки для формирования иск-ва социалистич. реализма. И. Ф у н е в. " В вагоне третьего класса". Имитация чугуна. 1935. Национальная художественная галерея. София. После установления в Б. нар.-демократич. строя (1944) иск-во Б. приобретает новое, социалистич. содержание. Огромный размах получают градостроит. работы. Составляются ген. планы развития и реконструкции Софии, Пловдива, Варны и др. городов, сооружаются новые пром. центры (гг. Димитровград, Мадан и др.). Создаётся ансамбль центра Софии с системой площадей (обстроенных парадными неоклассич. зданиями) и строгим по формам Мавзолеем Г. Димитрова (1949, арх. Г. Овчаров и Р. Рибаров). Сооружаются обществ, здания, жилые и спортивные комплексы. После периода подражания ист. стилям во 2-й пол. 50-х гг. появляется стремление к использованию более совр. и простых, функционально оправданных форм (Дворец бракосочетаний в Пловдиве, арх. М. Мареев, Д. Танева, В. Вылчанов; гостиница -" Рила" в Софии, арх. Г. Стоилов и др.; оба здания - 1962). Балконы, эркеры, лоджии, сильно выступающие солнцезащитные карнизы определяют приветливый облик и пластич. выразительность фасадов. В постройках 1960-х гг. используются фактурные и цветовые контрасты, монументально-декоративная живопись и скульптура. Здания органично вписываются в окружающий ландшафт. Живописностью планировки и застройки отличаются новые курортные комплексы близ гг. Варна и Несебыр (Солнечный Берег, арх. Н. Николов и др.; Золотые Пески, арх. Г. Ганев и др.; Албена, арх. Н. Ненов и др.), при стр-ве к-рых тактично использованы нац. традиции. Ведутся большие работы по реконструкции и благоустройству сёл и посёлков. И. Мырквичка. " Рученица". 1894. Национальная художественная галерея. София. В изобразит, иск-ве со 2-й пол. 40-х гг. получают распространение героич. темы революц. борьбы и социалистич. строительства, жизнеутверждающие образы рабочих и крестьян, нац. пейзажи. Постепенно освобождаясь от упрощённого истолкования задач социалистич. реализма, иск-во Б. обретает многообразие и яркое нац. своеобразие форм. Большие успехи достигнуты в монументальной и станковой живописи (И. Петров, Н. Балкански, С. Венев, С. Сотиров, В. Димитров-Майстора, Н. Петков, Б. Денев, И. Кирков, Д. Киров, С. Русев, Н. Мирчев), станковой и книжной графике (Б. Ангелушев, И. Петров, А. Поплилов, В. Стайков, П. Вылков, Г. Герасимов, М. Бехар), политич. карикатуре (А. Грозев, Ц. Цеков, Т. Пиндарев), станковой и монументальной скульптуре (А. Николов, И. Фунев, И. Лазарев, Л. Далчев, М. Марков, И. Крычмаров, В. Радославов). Для живописи 60-х гг. характерно стремление к созданию приподнятых героич. образов, к обострённой живописной экспрессии и декоративной красочности, а также обращение к древним нац. художеств, традициям. Успешно развиваются монументальное иск-во (мозаики А. Стаменова) и декоративно-прикладное иск-во (резьба по дереву А. Василева, керамика Г. Бакырджиева, ковры и декоративные ткани М. Йосифовой, С. Камбуровой и др.), мастера к-рого стремятся сочетать совр. художеств, концепции с традициями нар. иск-ва. П. П а н а й о т о в. Портрет Г. Димитрова. 1967. Собственность Военного клуба в Софии. Лит.: Бичев М., Български барок..., [София, 1955]; Томов Е., Болгарская графика, 2 изд., София, 1956; Мавродинов Н., Старобългарското изкуство. Изкуството на първото българско царство, София, 1950; его же, Старобългарското изкуство XI-XIII в., София, 1966; Божков А., Болгарское изобразительное искусство, Софил, 1964; Ц о н ч е в а М., Българско възраждане, София, 1962; Краткая история болгарской архитектуры, София, 1969; Съвременна българска живопис (Предговор от А. Божков), София, 1969; Boschkov A., Die bulgarische Malerei. Von den Anfangen bis zum 19. Jahrhundert, Recklinghausen, 1969. XV. Музыка Болг. нар. музыка сформировалась на основе нар. музыки слав, племён, вобрав в себя элементы муз. культуры древних жителей Балканского п-ова, а впоследствии испытала известное воздействие соседних народов и завоевателей. Болг. нар. песни сохранили самобытность как в отношении художеств, образности и эмоциональной окраски, так и по ряду формальных признаков (метр, ритм, ладо-гармонич. структура и др.). Преим. это песни одноголосного склада, в ср.-эап. и юго-зап. Б.- двухголосного. Мн. песни в различных областях страны имеют сложные равнодольные и неравно-дольные размеры-5/8, 7/8, 8/8, 9/8 и т. д. до 14/8. В числе древнейших нар. песен -обрядовые, связанные с языческими обрядами и верованиями, и трудовые -жнивные, посиделочные и др.; среди нар. танцев, восходящих к нар. обычаям, -прямое хоро, рученица, пайдушко хоро и др. Нар. муз. инструменты: годулка, гусла (струнные смычковые), тамбура (щипковый), различные духовые - гайда, кавал, свирель, додюк (одноствольная свирель), двоянка (двуствольная свирель), тупан и др. барабаны. С принятием христианства (9 в.) развивается церк. пение на древнеболг. языке. Создаётся болг. церк.-певческая школа, оказавшая влияние на муз. культуру др. народов. Предположительно в 13-14 вв. сформировался т. н. болгарский распев, обнаруженный затем в рус. песенных сборниках 17-18 вв. В 14 в. выдвинулся автор муз.-теоретич. трактата - певчий и композитор болг. происхождения Иоанн Кукузель, живший в монастыре в Византии. В ходе нац.-освободит. борьбы против османского господства создаются эпические песни - " юнашки" (героические), " хайдушки" (повстанческие), " возрожденски" (революционные, 2-я пол. 19 в.). С освобождением Б. (1878) связано возникновение нар. несено России. Позднее, в ходе борьбы болг. пролетариата против капитализма, монархич. режима и фашизма, родились нар. рабочие песни о Сентябрьском антифашистском восстании 1923, во время 2-й мировой войны -партизанские. После 1878 начала формироваться светская гор. культура. Возникают хоры при нар. " читалиштах" (культ.-просвет. орг-ции), создаются духовые оркестры. С 90-х гг. 19 в. начинают развиваться проф. муз. творчество, исполнительское иск-во и музыкознание. Первые болг. композиторы - Е. Манолов, А. Букорештлиев, Д. Христов, П. Пипков, А. Морфов и А. Крыстев - работали преим. в области хоровой, сольной и детской песни (гл. обр. обработки нар. мелодий). Особенно значительно творчество Д. Христова. Начало болг. муз.-сценич. творчеству положил Г. Атанасов-Маэстро (6 опер, 1 оперетта и 5 детских оперетт). Первая болг. симфония создана Н. Атанасовым (1912). С 1920-х гг. болг. композиторы работали во всех жанрах, овладевая различными муз. формами; наряду с использованием нар. мелодий в качестве тематич. материала они создают оригинальные произв. на собств. муз. темы в болг. духе, с характерным нац. звучанием. Большой вклад в музыку Б. внесли авторы опер, симфонических жанров, камерно-инструментальных произведений П. Владигеров, П. Стайнов, Л. Пипков, позднее - В. Стоянов, М. Големинов, Ф. Кутев, П. Хаджиев, Г. Димитров, С. Обретенов, Д. Ненов и др. В 1904 создана первая муз. школа (с 1921 - Гос. муз. академия, с 1954 - Болг. гос. консерватория): основаны Болгарское оперное товарищество (1908; с 1921 - Софийская народная опера), первый постоянный гос. симф. оркестр (1928), организовано мн. самодеятельных хоров, объединённых в Союз нар. хоров Б. (1926; с 1935 - Болг. певческий союз, существовал до 1952). Среди исполнителей: вокалисты - X. Морфова, С. Македонский, А. Тодорова, П. Райчев, Ц. Табакова, М. Милкова-Золотович, К. Кирова, Е. Николай, Т. Мазаров: пианисты-А. Стоянов, П. Пелишек, Т. Янкова, Д. Ненов; дирижёры - С. Попов, А. Найденов и А. Димитров. Значит, вклад в музыковедение Б. внесли Д. Христов и В. Стоин. С установлением в Б. нар.-демократич. строя (1944) начинается новый период в развитии болг. муз. культуры. Возникают условия для всестороннего развития проф. и самодеятельного муз. иск-ва. Создаются новые муз. жанры - массовая песня, кантата и оратория, в к-рых применяются совр. приёмы письма, обновляются средства муз. выражения, расширяется тематика произв., отражающих революц. прошлое и совр. жизнь болг. народа. В симфоническом жанре работают П. Стайнов, Ф. Кутев, Л. Пипков, А. Райчев, К. Илиев, в жанре инструментального концерта - П. Владигеров, Л. Пипков, В. Стоянов, М. Големинов. Выделяются оперы Л. Пипкова, П. Хаджиева, М. Големинова, В. Стоянова, К. И лиева, оперетты П. Хаджиева, Г. Златева-Черкина, В. Райчева, А. Карастоянова, Ж. Леви и другие; кантаты и оратории С. Обретенова, Ф. Кутева, Л. Пипкова, Т. Попова. Мн. композиторы пишут камерную музыку, хоровые песнм и др. Среди ведущих болг. исполнителей: вокалисты - Б. Христов, М. Попов, X. Брымбаров, Д. Узунов, Н. Николов, Н. Гяуров, Н. Гюзелев, К. Попова (ум. в 1966), Ю. Винер, Л. Барева, Р. Кабаиванская: пианисты - Л. Енчева, О. Либих, Н. Евров, А. Диков, Ю. Буков; скрипачи - Н. Симеонова, Б. Лечев, Д. Шнейдерман, Е. Камиларов, Г. Ба-дев, Г. Байнов; дирижёры - А. Найденов, В.Стефанов, В.Симеонов, К. Илиев, Д. Петков, Р. Райчев. В области музыковедения работают В. Крыстев, С. Стоянов, С. Джуджев, Р. Кацарова, Н. Кауфман, С. Петров. Ведущие муз. орг-ции и коллективы (1970) - консерватория, муз. училища (5), Софийская гос. филармония, симф. оркестр Болг. радио и телевидения в Софии, 5 симф. оркестров в др. городах (в Русе, Варне, Бургасе, Пловдиве и Плевене), 5 оперных театров (в Софии, Русе, Варне, Стара-Загоре и Пловдиве), муз. театр им. С. Македонского (София), Болг. хоровая капелла им. Обретенова, 2 гос. ансамбля нар. песни и танца (в Софии и Благоевграде), Ансамбль песни и танца Болг. нар. армии, 2 струнных квартета. Существуют также самодеят. хоры в разных городах Б. В 1948 при Болг. академии наук осн. Ин-т музыки, к-рый разрабатывает проблемы болгарского нар. и проф. муз. творчества, теории музыки, эстетики и муз. педагогики. Композиторы и музыковеды объединены в творческий Союз болг. композиторов; его печатный орган (а также К-та по иск-ву и культуре) - журн. " Българска музика" (с 1948). Лит..-Кръстев В., Очерки върху развитието на българската музика, т. 1, София, [1954]; Петров С., Очерцн по история на българската музикална култура, т. 1, София, 1959; Сб. статей болгарских музыковедов, [ред.-сост. К. Ангелов], М., 1962; Стайнов П., За българската музикална култура. Съст. В. Кръстев, София, 1967. XVI. Балет Древняя танцевальная культура болг. народа отличается богатством и разнообразием. Развитие болг. танцевального иск-ва было замедлено из-за многовекового османского ига. Первые попытки творчески осмыслить танц. фольклор были сделаны в 1907 учителями гимнастики Р, Колевой и П. Радоевым, к-рые после создания Болг. оперного т-ва (1908) поставили там первые балетные сцены в оперных спектаклях. В 1919 Радоев открыл детскую балетную школу. Для дальнейшего формирования проф. балетного иск-ва Б. значительными были гастроли артистов рус. балета (1920-22). В 1927 болг. танцовщик и балетм. А. Петров организовал первую проф. балетную труппу в Софийской народной опере; в том же году открыл балетную школу, в которой были подготовлены первые проф. болг. артисты балета - Е. Воронова, С. Ароэ (С. Дрова), А. Манолов и позднее-Н. Кираджиева, Л. Берон, Л. Колчакова и др. В 30-х гг. 20 в. в балетном иск-ве Б. отмечаются противоречивые тенденции. Балетм. Л. Вылкова, ученица Р. фон Лабан и М. Вигман, поставила в Софийской народной опере балеты " Зелёная флейта" на музыку В. А. Моцарта, " Жар-птица" И. Ф. Стравинского, а также " Лебединое озеро" П. И. Чайковского, в к-рых частично использованы классич. танец, приёмы пластич. школы и средства свободного танца. Значительной для формирования в болг. балетном иск-ве традиций классич. танца была постановка балета " Спящая красавица" П. И. Чайковского (1938), осуществлённая рус. танцовщиком и балетм. М. фроманом. В 1937 А. Петров поставил первый болг. балет " Змей и Яна" X. Манолова, а в 1939 -" Раймонду" А. К. Глазунова. В 1942 балетм. М. Димова осуществила постановку балета " Нестинарка" М. Големинова, в к-рой впервые успешно использовано сочетание классич. балета с элементами нар. танцев. После установления в Б. нар.-демократического строя начинается подлинный расцвет болг. балетного иск-ва. Балетная труппа Софийской народной оперы работает в творческом содружестве с сов. балетмейстерами и педагогами (Н. А. Анисимова, Н. С. Холфин, Ю. Н. Григорович, В. М. Чабукиани и др.). Балетм. А. Петров поставил балеты " Жизель" А. Адана (1948, 1960), " Лебединое озеро" (1956); " Эсмеральда" Ч. Пуньи, Л. Минкуса, С. Н. Василенко (1958); балетм. Н. Кираджиева-" Лауренсия" А. А. Крейна (1952), " Мирандолина" С. Н. Василенко (1954), " Треуголка" М. дё Фальй (1961). Среди ведущих танцовщиков балетного театра 60-х гг.: В. Кирова, К. Колдамова, К. Богоева, И. Лазарев и др. При оперных театрах в Стара-Загоре, Варне, Русе и Пловдиве созданы балетные труппы. В 1951 открыто Гос. хореографич. уч-ще с двумя отделениями: классич. танца и болг. танц. фольклора. С 1961 в Варне проводится междунар. конкурс балета (1964, 1965, 1966, 1968, 1970).
|