Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Театр 2 страница. Архит. памятники: остатки кирпичных укреплений 14-15 вв
Ю. В. Илинич. Архит. памятники: остатки кирпичных укреплений 14-15 вв. с башнями; готические - Гл. ратуша (1378-1492, перестроена в 16 в.), костёлы Девы Марии (1343-1502), св. Катажины (нач. 13- 15 вв.), Троицы (1420-1514) и др., двор Аргуса (14 в., перестроен в 1476-81, фасад в стиле ренессанса -1616-17); в стиле ренессанса и маньеризма -Двор польских королей (1563-68), арсенал (1602-05), Золотой дом (1609-17), дом аббатов Пельплинских (1612) и др.; барочные костёлы Спасителя (1695- 1697), иезуитов и др., жилые дома. С 1946 восстановлены разрушенные во время 2-й мировой войны гл. памятники архитектуры. Сооружается единый гор. комплекс Гданьск - Сопот- Гдыня. Преобладает свободная застройка с башенными домами (р-ны Вжещ, Олива и др.). Археологическими раскопками установлено, что уже с сер. 1-го тыс. на территории Г. существовало славянское поселение. В письм. источниках Г. впервые упоминается под 997. В 10-13 вв. Г.- центр Вост.-Поморского кн-ва, вместе с к-рым в 1308 был захвачен Тевтонским орденом. В 1454 в результате восстания горожан был освобождён от власти Ордена и воссоединён (Торуньским миром 1466) с Польшей. В 15-17 вв. Г.- крупнейший центр польск. внеш. торговли. В 1656 был осаждён швед, войсками. В 1793 захвачен Пруссией и до 1918 находился под герм, господством, получив наименование Данцига. По Версальскому мирному договору 1919 превращён в Вольный город Данциг под управлением Лиги Наций. 1 сент. 1939 фаш. Германия, напав на Польшу, захватила город. 30 марта 1945 освобождён Сов. Армией. Илл. см. на вклейке, табл. VI (стр. 384-385). Лит.: Gdansk. PrzeszJosc i terazniejszosc. Praca zbiorowa pod red. St. Kutrzeby, Lwow - Warsz.- Kr., 1928; Pel czar M., Polski Gdansk, Gdansk, 1947; Jazdzewski K., Gdansk wczesnpsredniowieczny w swietle wy-kopalisk, Gdansk, 1952; Stankiewicz J., Szermer В., Gdansk. Rozwoj urbanistyczny i architektoniczny..., Warsz., 1959; ихже, Gdansk. [Album], Warsz., 1965. А. ЛМонгайт, И.С.Миллер. ГДАНЬСКАЯ БУХТА (польск. Zatoka Gdanska), залив Балтийского м. у берегов СССР и Польши. Дл. 74 км, шир. у входа 107 км, глуб. до 115 м. Солёность менее 8 o/00. В залив впадает р. Висла. На С.-З. Хельская коса отделяет от Г. б. Пуцкую бухту, а на Ю.-В. Балтийская коса - Вислинский зал. Приливы смешанные, высотой менее 0, 1 м. На берегу Г. б. порты: Гдыня, Гданьск (Польша), Балтийск (СССР). ГДАНЬСКАЯ СУДОВЕРФЬ имени В. И. Ленина, крупнейшая судоверфь Польши, создана в 1945 на базе двух старых верфей, сильно разрушенных в годы 2-й мировой войны 1939-45. Первое судно Г. с. спущено на воду в 1948. До 1969 построено 526 судов общей грузоподъёмностью 2507, 2 тыс. т. Ежегодно на верфи строится примерно 30 судов. В 1968 общая грузоподъёмность построенных на Г. с. судов составила 418, 5 тыс. т. Основная продукция верфи - современные рыболовные суда. Строятся торговые суда, гл. обр. для перевозки мелких грузов. Верфь производит также судовое оборудование и механизмы. Значительная часть продукции Г. с. экспортируется, крупнейшим покупателем её судов является СССР. Л. В. Комиссаров. ГДАНЬСКОЕ ВОЕВОДСТВО (Wojewodztwo Gdariskie), адм. единица на С. Польши, частично на терр. воссоединённых земель, в пределах Прибалтийского пояса поозёрий и низовий Вислы. Пл. 11 тыс. км2. Нас. 1461 тыс. чел. (1969), в т. ч. городского 69%. Адм. ц.- г. Гданьск. В сев. части Г. в. омывается Балтийским м. и его заливами (Гданьская и Пуцкая бухты, Вислинский зал.). Берега низкие, с рядом песчаных кос (Хельская и частично Балтийская). Поверхность - всхолмлённая моренная равнина, выс. до 329 м (г. Вежица). В дельте Вислы (Жулавы) имеются участки, лежащие ниже уровня моря. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Ср. темп-pa января ок. -2 o, июля 18 oС. Осадков ок. 600 мм в год. Много озёр. Смешанные хвойно-широколиственные леса. Ок. 1/2 жителей сосредоточено в гор. агломерации т. н. Труймясто - Трёх-градье (Гданьск - Сопот - Гдыня) - главном портово-пром. комплексе Польши, на к-рый приходится св.1/2 грузооборота польских портов и 4/5 судостроения страны. В пром-сти (св. 170 тыс. занятых в 1969, в т. ч. 2/3 в Гданьске и Гдыне) выделяются машиностроение (св. 80 тыс. занятых) - произ-во судов и судового оборудования, паровых турбин (в Эльблонге), электротехника, а также пищ. (мясная, рыбная, сахарная и др.), деревообр., хим. (суперфосфатная, жировая и др.) отрасли. Общая пл.с.-х. угодий 642 тыс. га, св. 1/4 принадлежит гос. х-вам. На б. ч. территории гл. культуры - рожь, картофель и овёс, сеяные травы, на Жулавах и выше вдоль Вислы - пшеница, сах. свёкла, ячмень. Интенсивное мясо-молочное животноводство; поголовье (в 1969, тыс. голов): кр. рог. скота 360 (537 на 100 га с.-х. площади), в т. ч. коров - 174(27); свиней - 430(66), овец - 125, лошадей -69. Лесозаготовки 0, 7 млн. м3 (1968). Улов мор. рыбы - св. 0, 2 млн. т. Курорт Сопот и др. приморские поселения - места массового летнего отдыха. Судоходство по Висле. Ю. В. Илинич. ГДОВ, город, центр Гдовского р-на Псковской обл. РСФСР. Расположен на р. Гдовка, в 2 км от её впадения в Чудское оз. Конечная станция ж.-д. ветки (100 км) от линии Ленинград - Таллин. В городе имеются рыбозавод, овоше-консервный и молочный з-ды. Основан в 1431 как крепость; город с 1780. ГДР (DDR), сокращённое назв. Германской Демократической Республики. ГДЫНЯ (Gdynia), город и порт в Польше, в Гданьском воеводстве, на берегу Гданьской бухты Балтийского м. Вместе с гг. Гданьск и Сопот образует единую гор. агломерацию, т. н. Труймясто (Трёхградье). Нас. 182 тыс. чел. (1969; 1, 3 тыс. чел. в 1921). Развитие города связано с созданием в нём в 1924-36 крупного порта междунар. значения (с торг., воен. и рыбной гаванями). Грузооборот 9 млн. т (1969); перегрузка генеральных грузов силезского угля, импортных руд, зерна, нефтетоплива и др. Среди отраслей пром-сти наиболее развиты машиностроение, гл. обр. судостроение, и пищевая пром-сть (рыбная, жировая, мясная и др.). Высшие морское и военно-морское уч. заведения, научно-исследовательский ин-т морского рыболовства, ю. В. Илинич ГЕ Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, -1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Васина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губ. (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академия, иск-ва евангельских тем, драматич. взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем (Тайная вечеря, 1863, Рус. музей, Ленинград; Вестники воскресения, 1867, Третьяковская гал.). Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданств, звучания Ге обращается к историч. живописи. В картине Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе (1871, Третьяковская гал.) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих ист. сил, правдиво передаёт движение чувств, внутр. жизнь действующих лиц. С нач. 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этич. идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к совр. обществу с утопич. проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи (Что есть истина?, 1890, и Голгофа, 1893, обе - в Третьяковской гал.). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значит, роль играет изображение духовных и физич. страданий человека (Распятие, 1892, 1894). Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых И композиц. решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, - оба в Третьяковской гал.). Илл. см. на вклейке к стр. 153. Соч.: Жизнь художника 60-х годов, Северный вестник, 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка, М. - Л., 1930. Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Ге, М.-СПБ, 1903; Стасов.В. В., Н. Н. Ге..., М., 1904; История русского искусства,, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217 - 59; Зограф Н., Н. Н. Ге, [Л., 1968]; Н. Н. Ге. 1831-1894. Выставка произведений. Каталог, [М., 1969]. ГЕБА, в др.-греч. мифологии богиня вечной юности, дочь Зевса и Геры, супруга Геракла на Олимпе. В обязанности Г.входило подносить богам на их пирах нектар и амброзию (до того как виночерпием богов стал Ганимед). Геркулес и Геба. Рельеф. Национальный музей. Неаполь. ГЕБАЛ, встречающееся в лит-ре древнееврейское и финикийское название финикийского города Библ, совр. Джубейлъ. ГЕБАУЭР (Gebauer) Ян (8.10.1838, с. Убиславице в Чехии, -25.5. 1907), чешский языковед, славист, чл. Пражской АН (1890), проф. Пражского ун-та (с 1880). Был последователем школы младограмматизма. Занимался преим. историей чешского языка. Участвовал в издании др.-чеш. памятников. Установил, что Краледворская и Зеленогорская рукописи являются лит. мистификациями. Автор историч. грамматики чеш. яз. и словаря (не закончен) древнечеш. яз. (буквы А - N). Руководил журн. Листи филологицке (Listy filologicke). Соч.: Historicka mluvnice jazyka ceskeho, dl 1, 3 - 4, Praha-Vidin, 1894-1929- Slovnik starocesky, dl 1 - 2, Praha, 1903-16; в рус. пер.- Славянские наречия, К., 1882. ГЕББЕЛЬ (Hebbel) Фридрих (1813- 1863), немецкий драматург; см. Хеббелъ Ф. ГЕББЕЛЬС (Goebbels) Йозеф Пауль (29.10.1897, Рейдт, -1.5.1945, Берлин), один из гл. воен. преступников фаш. Германии. В 1922 примкнул к Национал-социалистской (фашистской) партии. В 1927-33 издатель нацистской газ. Ангрифф (Angriff). В 1928 возглавил в нацистской партии работу по ведению пропаганды. После захвата фашистами власти (1933) - имперский мин. нар. просвещения и пропаганды. В 1944 имперский уполномоченный по тотальной воен. мобилизации. Фаш. пропаганда, направлявшаяся Г., была основана на проповеди расизма, восхвалении насилия и захватнич. войн, характеризовалась демагогией и неслыханной фальсификацией фактов. После вступления сов. войск в Берлин покончил жизнь самоубийством. Лит.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сб. мат-лов, т. 1 - 7, М., 1957 - 61; РозановГ. Л., ПоследниедниГитлера, М., 1961; В artel W., Deutschland in der Zeit der faschistischen Diktatur 1933-1945, В., 1956. В. А. Бабенка. ГЕБЕЛЬ (Hebel) Иоганн Петер (1760-1826), немецкий поэт; см. Хебель И. П. ГЁБЕЛЬ (Goebel) Карл (8.3.1855, Биллигхейм, -9.10.1932, Мюнхен), немецкий ботаник. Проф. ун-та в Мюнхене (с 1891), где организовал ботанич. сад, чл.-корр. АН СССР (1924), президент Баварской АН (1930). Представитель органографич. направления в морфологии растений, рассматривающего структуры растений в связи с их физиологич. функцией и мало интересующегося вопросами филогении. Большое значение имеют работы Г. по сравнит, эмбриологии высших растений и ботанич. географии (совершил многочисл. путешествия в страны Азии, Америки, Австралии). Соч.: Organographie der Pflanzen, 3 Aufl., Bd 1-3, Jena, 1928 - 33. Лит.: Karsten G., Karl Goebel, Be-richte der Deutschen Botanischen Gesell-schaft, 1932, Bd 50, H. 2. ГЕБЕЛЬ-АУЛИЯ, населённый пункт в Судане, на правом берегу Белого Нила, к Ю. от Хартума, с к-рыми соединён ж.-д. веткой. Хлопкоочист. з-д. У Г.- плотина, обеспечивающая орошение полей хлопчатника в ОАР. К С. от Г.- лесопитомник. " ГЁБЕН" (Goeben), германский линейный крейсер [водоизмещение 23 тыс. т, скорость 27 узлов (50 км/ч); вооружение: десять 280-мм, двенадцать 150-мм, восемь 88-мм орудий, 2 торпедных аппарата; экипаж 1013 чел.], проданный Турции в нач. 1-й мировой войны. В авг. 1914 Г. вместе с крейсером Бреслау при явном попустительстве англ, флота прорвался из зап. части Средиземного м. в вост. часть, а затем в Константинополь. Чтобы избежать возвращения кораблей в Средиземное м. или их интернирования, герм, посол предложил тур. пр-ву в течение 24 ч решить вопрос об их покупке. 3(16) авг. 1914 на кораблях были подняты тур. флаги и Г. получил назв. Явуз Султан Селим. 16(29) окт. 1914 он совершил пиратское нападение на Севастополь, выпустив ок. 60 снарядов по городу. В последующем неоднократно производил обстрел рус. побережья и транспортов, избегая решительного боя с рус. кораблями. В янв. 1918 подорвался на минах, но был уведён в Босфор. В 1938 модернизирован, находился в составе тур. флота до кон. 1940-х гг., затем до 1960 был учебным кораблём. ГЕБЕР, латинизированное имя арабского учёного Джабир ибн Хайяна (ок. 721 - ок. 815). ГЕБЕФРЕНИЯ (от греч. hebe -юность, половое созревание и phren - ум, душа), психическое заболевание, одна из форм (юношеская) шизофрении, развивается в период полового созревания. Проявляется нелепостью поведения, разорванностью и вычурностью речи. Поступки больных отличаются дурашливостью, театральной манерностью; возможны галлюцинации. Сочетание в поведении больных карикатурной изысканности с глуповатой весёлостью - одна из самых характерных черт Г. Течение болезни возможно с периодами улучшения, вызванными обычно медикаментозной терапией. Лечение: то же, что при др. видах шизофрении (инсулинотерапия, психотропные препараты и др.). Н. Д. Микерина. ГЕБРА, Хебра (Неbга) Фердинанд фон [7.9.1816, Брюнн (Брно), -5.8.1880, Вена], австрийский учёный-медик, один из основателей венской дерматологич. школы. С 1869 ординарный проф. дерматологии Венского ун-та. Впервые дал науч. классификацию кожных болезней, разделив их, в зависимости от патологоанатомич. субстрата, на 12 групп. Описал ряд заболеваний кожи, назв. его именем (пруриго Г., полиморфная экссудативная эритема Г., окаймлённая экзема Г.). Разработал неск. новых методов лечения кожных болезней. Активно выступал против сторонников гуморальной патологии, противопоставляя их положению о происхождении кожных болезней в результате особой дисклазии (порчи соков) роль внешних факторов (хим. веществ, животных-паразитов и др.). Соч.: Atlas der Hautkrankheiten, W., 1856 - 76; Lehrbuch der Hautkrankheiten, 2 Aufl., Bd 1 - 2, Erlangen -Stuttg., 1874-76 (совм. сМ. Kaposi). Лит.: Tappeiner J., Zum 150. Geburtstag von Ferdinand Ritter von Hebra, Der Hautarzt, 1967, H. 2, 74-75. А. Г. Герши. ГЕБРИДСКИЕ ОСТРОВА, Гебриды (Hebrides), архипелаг в Атлантич. ок., у зап. берегов Шотландии. Принадлежит Великобритании. Включает ок. 500 островов, в т. ч. ок. 100 обитаемых. Общая пл. 7, 5 тыс. км2. Различают Внутренние и Внешние Г. о., разделённые прол. Норт-Минч, Литл-Минч и Гебридским м. К Внутр. Г. о. относятся о-ва Скай, Малл, Айлей, Джура, Рам и др.; преобладает сильно расчленённый холмистый и низкогорный рельеф (200-600 м). Характерны кайнозойские эффузивы. На о-вах Скай и Малл над лавовыми плато поднимаются отд. конусовидные вершины (Куллин-Хилс, 1009 м, на о. Скай). На Внешних Г. о.- Льюис, Норт-Уист, Саут-Уист, Барра и др. преобладают цокольные низменности (100-150 м), сложенные преим. архейскими породами, гл. обр. гнейсами; местами возвышаются небольшие горные массивы (до 799 м), к к-рым нередко приурочены палеозойские интрузии. Многочисленны следы плейстоценового оледенения (троги, кары, валунные поля и др.). Влажный морской климат; ср. темп-ра июля 12-14 oС, янв. 4-6 oС; осадков 1000-2000 мм в год. Луга на дерново-грубогумусных и дерново-торфянистых почвах; широко распространены крутые обнажённые склоны. Изредка встречаются берёзовые рощи, верещатники, на более пологих участках - торфяники. Осн. занятия населения - рыболовство, животноводство. Произ-во шерстяных тканей (твид). Туризм. Л. Р. Серебрянный. ГЕБРЫ, приверженцы зороастризма в Иране; потомки персов, не принявших ислама после араб, завоевания Ирана в сер. 7 в. (наз. себя бих динан-исповедующие хорошую веру). Поклоняются огню. Проживают гл. обр. в Йезде и Кермане, составляя религ. общины во главе с жрецами. Г. насчитывается в Иране неск. тыс. чел. Часть Г. переселилась после 7 в. в Индию, где их потомки наз. парсами. ГЕВАРА (Guevara) Луис (1578-1645), испанский писатель; см. Велес де Гевара Л. ГЕВАРА, Гевара де ла Серна (Guevara de la Serna) Эрнесто (Че) [14.6.1928, Росарио, Аргентина, - 8 (?). 10.1967, близ Игерас, Боливия], латиноамериканский революционер, один из руководителей Кубинской революции 1959, майор. Род. в семье архитектора. По профессии врач. В годы правления Перона был вынужден эмигрировать из Аргентины (1952). В 1955 в Мексике встретился с Ф. Кастро Рус, с этого времени Г. связал свою судьбу с борьбой кубинского народа за свободу. В дек. 1956 высадился с революц. отрядом на Кубе (пров. Орьенте). В 1957 назначен командующим партиз. колонны. В дек. 1958 колонна Г. освободила пров. Лас-Вильяс, нанеся решительное поражение войскам диктатора Батисты в г. Санта-Клара и вместе с колонной К. Съенфуэгоса победоносно вступила в Гавану. После победы Кубинской революции 1959 Г. активно участвовал в строительстве социализма на Кубе. Был нач. гарнизона крепости Ла-Кабанья (Гавана), директором Управления пром. развития страны. В нояб. 1959- февр. 1961 президент Нац. банка Кубы. С февр. 1961 мин. пром-сти. Г. был одним из лидеров Движения 26 июля, затем чл. Нац. руководства Единой партии социалистич. революции. В апр. 1965 Г. обратился с письмом к Ф. Кастро о своём решении продолжать участие в революц. движении одной из стран мира и покинул Кубу. В нояб. 1966 прибыл в Боливию для организации партиз. движения. Созданный им партиз. отряд в окт. 1967 был окружён и разгромлен правительств, войсками, пользовавшимися в этой операции самой широкой помощью США. Г. был ранен, захвачен в плен и убит. Соч.: El socialismo у el hombre en Cuba, La Habana, 1965; Obras, 1957-1967, t. 1-2, La Habana, 1970; в рус. пер. - Боливийский дневник, Новое время, 1968, Ngrad 42, Приложение. А. И. Калинин. ГЕВЕЛИЙ, Гевель, Гевельке (Hevelius, Hewel, Неwelkе)Ян (28.1.1611, Гданьск, -28.1.1687, там же), польский астроном-наблюдатель, основоположник селенографии. Построил в Гданьске обсерваторию. Составил первые точные детальные и художественно выполненные карты Луны (в соч. Селенография или описание Луны, 1647, дал назв. многим деталям поверхности Луны), открыл оптич. либрацию Луны (1647), фазы Меркурия, четыре кометы, выполнил первое точное измерение периода вращения Солнца. Изготовлял секстанты, квадранты без оптики (для точных измерений), рефракторы - до 70 м (воздушные трубы для наблюдений). Составил (1687) каталог 1564 звёзд, более точный, чем у Т. Браге, выделил 11 новых созвездий. В соч. Небесная машина (1673) описал свою обсерваторию. С о ч.: Атлас звёздного неба, ред. В. П. Щеглов, Таш., 1968. Лит.: Селешников С. И., Астрономия и космонавтика, К., 1967; Еремеева А. И., Выдающиеся астрономы мира, М., 1966, с. 110-14. А. И. Еремеева. ГЕВЕЯ, хевея (Hevea), род вечнозелёных однодомных деревьев сем. моло-чайных. Ок. 12 видов, в лесах тропич. Америки. Г. бразильская (Н. brasiliensis) - осн. источник натурального каучука; дико растёт во влажных тропич. лесах долины р. Амазонки, широко культивируется в тропич. странах (гл. обр. на о-ве Цейлон, п-ове Малакка и Б. Зондских о-вах); выc. дерева 30-40 м, листья тройчатосложные, цветки мелкие, однополые, собранные в метельчатые соцветия. Плод коробочковидный. Семена овальные, крупные (до 3 см), с плотной коричневой оболочкой, быстро теряют всхожесть. Млечный сок растений содержит каучук, для получения к-poro применяют подсочку деревьев с 10-12-летнего возраста. С одного дерева получают от 3-4 до 7, 5 кг каучука в год. Лит.: Технология растительного каучука и гуттаперчи, М., 1944; Жуковский П. М., Культурные растения и их сородичи, 2 изд.. Л., 1964, с. 760-63; Синягин И. И., Тропическое земледелие, М., 1968, с. 245-53. С. С. Моршихина. Гевея бразильская (цветущая ветвь): а - тычиночный цветок; б - пестичный цветок. ГЕВОНД (гг. рожд. и смерти неизв.), армянский историк 8 в., автор Истории, описывавшей политич. историю Армении с 640 по 788. Последнюю часть книги написал как очевидец. Повествует об установлении араб, владычества в Армении, о героич. борьбе армян против захватчиков. Особенно ценны сведения о нар. восстаниях 703, 748, 762 и 774- 775. В книге приводятся письма араб, халифа Омара II и визант. имп. Льва III. Впервые издана в Париже на франц. яз. (1856); на арм. яз. - там же в 1857. Соч.: История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII в., пер. с арм., СПБ, 1862. ГЕГАМСКИЙ ХРЕБЕТ, Агмаганский хребет, горный хребет Армянского нагорья, в Арм. ССР, к 3. от оз. Севан. Вые. до 3597 м (г. Аждаак). Сложен туфами и лавами, имеются потухшие вулканы.Склоны покрыты высокогорными лугами. Летние пастбища. ГЕГАРД, Айриванк (арм.- пещерный монастырь), монастырь (осн. в 4 в.) в ущелье р. Гарни, в 40 км к Ю.-В. от Еревана, комплекс памятников арм. ср.-век. архитектуры. Внутри ограды - крестово-купольная церковь Аствацацин (1215), украшенная резьбой и рельефами, 4-столпный гавит (1225), две купольные, высеченные в скале церкви (одна с притвором-усыпальницей; обе- 1283, арх. Галдзаг), 4-столпная усыпальница (1288) и др. Вне ограды - полупещерная церковь Григория (12 в.). Лит.: С аинян А., Гарни и Гегард, М., 1958. А. И. Гегелло Памятник-шалаш В. И. Ленину в Разливе. 1927. ГЕГЕЛЛО Александр Иванович [10(22).7.1891, Екатеринослав, ныне Днепропетровск, - 11.8.1965, Москва], советский архитектор, вице-президент Академии архитектуры СССР (1950-53). Чл. КПСС с 1939. В 1920 окончил Институт гражд. инженеров, в 1923- АХ в Петрограде. Творчество Г. сложилось под влиянием И. А. Фомина. В конце 20-х-1-й пол. 30-х гг. Г. участвовал в разработке новых типов обществ, зданий - домов культуры, кинотеатров и др.: Дворец культуры им. А. М. Горького (1925-27, с Д. Л. Кричевским), Выборгский дом культуры (1925-27, с Г.А.Симоновым), больница им. С. П. Боткина (1927-38), кинотеатр Гигант (1934-36, с Д. Л. Кричевским)-в Ленинграде. В 1927 по проекту Г. в простых и строгих формах был сооружён памятник-шалаш В. И. Ленину в Разливе. Г. участвовал в стр-ве крупных жилых массивов Ленинграда - Тракторной ул. (1925-27), Моск. проспекта (1937- 1940) и др. Преподавал в Политехнич. ин-те в Петрограде (1920-24) и Ленингр. ин-те инж. коммунального стр-ва (1928- 1933). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Из творческого опыта, Л., 1962. Лит.: А. И. Гегелло. Выставка работ, Л., 1939. ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, -14.11.1831, Берлин), немецкий философ, представитель нем. классич. философии, создатель систематич. теории диалектики на основе объективного идеализма. Род. в семье чиновника. В 1788-93 учился в Тюбингенском теологич. ин-те. В 1793-1801 домашний преподаватель в Берне и Франкфурте-на-Майне. С 1801 жил в Иене, занимаясь науч. и лит. трудом, в 1807 редактировал газету в Бамберге. С 1808 по 1816 директор гимназии в Нюрнберге. С 1816 до конца жизни проф. философии в ун-тах Гейдельберга (1816-18) и Берлина (с 1818). Мировоззрение Г. формировалось под влиянием идей и событий Великой франц. революции и отразило в себе осн. противоречия бурж. прогресса. Осуществление бурж.-демократич. требований мыслилось Г. в форме компромисса с сословно-феод. строем, в рамках конституционной монархии. Эта обусловленная экономич. и политич. отсталостью Германии тенденция в воззрениях Г. повлияла и на способ разработки им специально филос. проблем, в частности проблем диалектики, придав последней черты терпимости к отжившим формам жизни и мышления и тем самым ослабив её революционно-критич. характер. Г. начинал как последователь критической философии И. Канта и И. Фихте, но уже вскоре, под влиянием Ф. Шеллинга, перешёл с позиций трансцендентального (субъективного) идеализма на точку зрения абсолютного (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классич. идеализма Г. выделяется обострённым вниманием к истории человеческой духовной культуры. Уже в ранних сочинениях Г. толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития духа и эпох развития человечества и пытается восстановить их историч. облик. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь вызревшей в лоне христ. культуры, формации, в образе к-рой явственно проступают черты бурж. общества с его правовыми и нравств. принципами. В Феноменологии духа (1807) Г. развёртывает осн. принципы своей филос. концепции. Духовная культура человечества была впервые представлена здесь в её закономерном развитии как постепенное выявление творч. силы мирового разума. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида сокращённо воспроизводит стадии самопознания мирового духа, начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая абсолютным знанием, т. е. знанием тех форм и законов, к-рые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - развитием науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем. Абсолютное знание, венчающее феноменологич. историю духа, есть не что иное, как логика. Поэтому заключит, глава Феноменологии духа - программа критич. преобразования логики как науки, реализованная Г. в последующих трудах и прежде всего в Науке логики (1812). В этом смысле К. Маркс назвал " Феноменологию духа-..." истинным истоком и тайной гегелевской философии (Маркс К, и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 624). Универсальная схема творч. деятельности мирового духа получает у Г. назв. абсолютной идеи, а Наука логики определяется как науч.-теоретич. самосознание этой идеи. Абсолютная идея раскрывается в её всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т. д.- и кончая конкретными, т. е. многообразно определёнными понятиями - действительности, химизма, организма (телеологии), познания и др. В логике Г. обожествляет реальное человеческое мышление, исследуемое им в аспекте универсально-логич. форм и законов, прорисовывающихся через совокупный историч. процесс. Объявляя мышление субъектом, т. е. единственным творцом всего духовного богатства, развитого историей, и понимая его как вечную, вневременную схему творческой деятельности вообще, Г. сближает понятие идеи с понятием бога. Однако, в отличие от теистич. бога, идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне-закономерная необходимость. Согласно схеме Г., дух просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа (мышления), понятия. Исходная точка развития усматривается, т. о., в способности человека (как конечного духа) к познанию самого себя через освоение всего того богатства образов, к-рые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нём внутренние состояния. Центр, место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно - взаимопредполагающих друг друга противоположностей (полярных понятий). Противоречие было понято здесь как мотор, как внутр. импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всё более полному, многообразно расчленённому внутри себя и поэтому -истинному результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде антиномии, апории, т. е. в виде логически неразрешённого противоречия: его следует брать вместе с его разрешением в составе более глубокого и конкретного понимания, где исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает (снимается). С помощью созданного им диалектич. метода Г. критически переосмысливает все сферы совр. ему культуры (научной, нравственной, эстетической и т. д.). На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс постоянного отрицания каждого наличного достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием. Будущее вызревает внутри настоящего в виде конкретного, имманентного ему противоречия, определенность к-рого предполагает и определ. способ его разрешения. Остро критич. анализ совр. ему состояния науки и её понятий переплетается у Г. с критич. воспроизведением и филос. оправданием ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это противоречие пронизывает не только логику, но и др. части гегелевской филос. системы - философию природы и философию духа, составляющие соответственно 2-ю в 3-ю части его Энциклопедии философских наук (1817). Философия духа развёртывается далее в Философии права (1821) и в изданных после смерти Г. лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии. Так, в философии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения науки 18 в., высказывает множество идей, предвосхищающих последующее развитие естественнонаучной мысли (напр., о взаимосвязи и взаимопереходах определений времени и пространства, об имманентной целесообразности, характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в диалектич. развитии. Рассматривая прошлое лишь с точки зрения тех диалектич. коллизий, к-рые вели к созреванию настоящего, т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г. завершает философию истории идеализированным изображением прусской конституционной монархии, философию права - идеализированным изображением бурж. правосознания, философию религии - апологией протестантизма и т. д.
|