Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественные науки
Философия. Нем. философия оказала огромное влияние не только на всю историю нем. культуры, но и на развитие мировой филос. мысли. Отличит, особенностью нем. философии является её умозрительный характер, углублённый анализ духовной жизни; склонность к построению завершённой, замкнутой системы присуща большинству нем. философов. Первой формой философии в Г. была ср.-век. схоластика: Храбан Мавр, Нот-кер Немецкий и особенно Гуго Сен-Вик-торский. Крупнейшим представителем поздней схоластики был Альберт Великий, один из первых христ. аристотели-ков, предшественник Фомы Аквинского. Начало оригинальной традиции нем. философии, отличной от схоластики как церк. учения, было положено мистикой. Ранней её формой была т. н. женская мистика, представленная монахинями Хильдегардой Бингенской (12 в.) и Мех-тильдой Магдебургской (13 в.), а высшим выражением - творчество И. Экхарта. Его последователями были Г. Сузо и И. Таулер (14 в.), у к-рого мистика теряет отрешённо-созерцательный характер. Переходной фигурой от ср.-век. философии к философии нового времени был Николай Кузанский. Будучи представителем поздней схоластики и одновременно естествоиспытателем, математиком и астрономом, тяготеющим к номинализму, он стремился примирить обе тенденции и пришёл к выводу, что опыт и рассудок дают знание о конечном мире, но бесконечное (бог) может быть познано только непосредственным духовным созерцанием, способным постигать совпадение противоположностей. Учение о совпадении противоположностей оказало впоследствии влияние на развитие диалектики в нем. философии. Нем. Реформация, в отличие от итал. Возрождения, враждебно относилась к языческой античности и выдвинула ран-нехрист. идеал религ. жизни. Поэтому гуманисты И. Рейхлин, У. фон Гуттен и др., выступавшие против офиц. церкви и тяготевшие к антич. культуре и неоплатонизму, сыграли в Реформации меньшую роль, чем религ. деятели (прежде всего М. Лютер, основоположник нем. протестантизма). Систематизатором идей лютеранства выступил Ф. Меланхтон. Нар. понимание Реформации развито в революц. учении Т. Мюнцера; его пантеизм соприкасался по существу с атеизмом. Мистику с тенденциями к пантеизму в 16 -нач. 17 вв. продолжают развивать С. Франк, В. Вейгель и особенно Я. Бёме. В отличие от ранней мистики, Вейгель и Бёме тяготеют к натурфилософии. Мис-тич. и натурфилос. интересы переплетаются и у известного врача и алхимика Парацельса, математика и естествоиспытателя И. Кеплера и др. Разгром обществ, движения 1-й пол. 16 в., экономич. и политич. упадок Г., усугубившийся опустошениями Тридцатилетней войны 1618-48, задержали развитие нем. философии. Новые веяния шли с Запада (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Локк). Первыми нем. картезианцами (последователями Декарта) были И.Клау-берг, И. Штурм; через С. Пуфендорфа в Г. были принесены идеи естественного права Гуго Греция и Т. Гоббса. Наиболее радикально против церк. ортодоксии выступали нем. приверженцы Спинозы- Ф. Штош и Л. Шмидт (издавший в 1744 на нем. яз. Этику Спинозы), а также В. Чирнгаузен. Крупнейший представитель нем. Просвещения 2-й-пол. 17 - нач. 18 вв. Г. В. Лейбниц пытался примирить обе тенденции в философии 17 в.- эмпиризм и рационализм. Лейбниц придал новое направление спору о врождённых идеях: по Лейбницу, идеи не существуют изначально в сознании в готовом виде, но и не проникают в него извне, из опыта, а даны в виде бессознательных представлений, опыт же служит поводом к их осознанию. В своей монадологии Лейбниц ввёл в философию рационализма идею индивидуальности и дал новое решение проблемы субстанции, рассматривая её динамически как действующую силу. Систематизатором Лейбница, придавшим его идеям школьную и популярную форму, был X. Вольф; в его изложении идеи Лейбница в течение многих лет определяли университетскую филссофию Г. Ученик Вольфа А. Баумгартен явился родоначальником эстетики как особой филос. дисциплины. Новым этапом в истолковании античности явились работы И. Винкельмана, выдвинувшего в качестве эстетич. идеала благородную простоту и спокойное величие греков. Крупнейшим представителем нем. Просвещения сер. 18 в. был Г. Э. Лессинг, защищавший в полемике с церк. ортодоксией идеалы свободомыслия и гуманности в духе пантеистич. спи-нозизма. Идеи историзма, в частности понимание органич. связи языка, иск-ва и культуры с определ. историч. и нац. почвой, были выдвинуты И. Г. Гердером. В отталкивании от просветит, рационализма сложилось иррационалистич. учение о непосредственном знании у И. Гамана и Ф. Якоби: познанию в понятиях они противопоставили художеств, и религ, интуицию. Поворотным пунктом в развитии философии в Г. явились работы И. Канта критического периода (1780-е гг.), сделавшие его родоначальником нем. клас-сич. философии, к-рая явилась своеобразным теоретич. осмыслением Великой франц. революции. Исходя из состояния совр. ему естествознания, Кант констатировал неудовлетворительность просветит, рационализма в разрешении ряда проблем, поставленных развитием науки. Исходя из анализа самого науч. знания, Кант лишает его онтологич. статуса: познанию доступно лишь явление, но не бытие как таковое, не вещь в себе. Защищая от скептицизма англ, философа Д. Юма необходимость и общезначимость выводов науки, Кант в то же время ограничивает возможности теоретич. знания (фактически становясь на позиции агностицизма): давая знание о чувственном мире, наука ничего не может сказать о сверхчувственном. Здесь, по Канту, начинается сфера практич. разума, т. е. воли. Завершая рационализм Просвещения, философия Канта вместе с тем выходит за его пределы (дуализм знания и веры, разума и воли, хотя воля мыслится Кантом как разумная - в духе традиций Просвещения). К нач. 19 в. кантовская философия вытесняет лейбнице-вольфовский рационализм и становится господствующей в Г. Идеи Канта получают развитие у И. Г. Фихте и Ф. В. Шеллинга. Если Фихте исходил из кантовской Критики практического разума (1788) и сделал этику центром своей системы, то Шеллинг ищет преодоления кантовского дуализма в эстетич. сфере. Здесь он сближается с нем. романтизмом (А. и Ф. Шле-гелями, Новалисом), и в ряде моментов - с Ф. Шиллером, для к-poro, как и для Шеллинга, эстетич. сфера должна служить мостом между природой и свободой, естеств. влечением и моральным долгом. Уже у Фихте, а ещё более у Шиллера, романтиков, Шеллинга вырабатывается историч. подход к культуре. Шеллинг в своей натурфилософии преобразовал субъективно-идеалистич. диалектику Фихте в объективно-идеалистич. диалектику. В отличие от Фихте и Шеллинга, Г. Гегель попытался преодолеть дуализм Канта, создав учение об абсолютном субъекте-субстанции, чистой формой деятельности к-рой является логика. Тем самым Гегель в значит, степени возвратил философию к рационализму, придав ему, однако, новую - диалектич. форму. В нем. классич. философии мышление носит глубоко диалектич. характер. Хотя в учении Канта диалектика рассматривалась отрицательно, как критика диалектич. видимости, тем не менее кантонское учение об антиномиях разума дало могучий толчок к разработке диалектики как пути к отысканию истины. Для Фихте противоречие стало принципом построения системы. Шеллинг и Гегель рассматривают диалектику как единственно адекватный филос. метод. Благодаря исследованиям романтиков в области философии культуры диалектика всё больше становится методом постижения духовного содержания, методом наук о духе, - именно в этой форме её и развивает Гегель в своей эстетике, философии религии, философии истории. Учение о противоречии составляет ядро диалектич. метода Гегеля и его концепции отчуждения. Наиболее развитую форму диалектика получает в Логике Гегеля, к-рая была материалистически переосмыслена и развита на новой, научной основе марксизмом. Возникшая в 30-х гг. 19 в. реакция против спекулятивно-рационалистич. философии нем. идеализма, особенно против панлогизма Гегеля, имела две формы: иррационалистическую (у позднего Шеллинга и Шопенгауэра) и материалистическую (у Л. Фейербаха). Выступая против рационалистич. конструирования реальности, поздний Шеллинг противопоставляет ему философию, опирающуюся на непосредственный духовный опыт - прежде всего на религ. откровение. В философии А. Шопенгауэра основой мира оказывается воля, и при этом не разумная воля (каковой она была у Канта, Фихте, Гегеля), а воля как бессознательное иррациональное начало. Это придаёт пессимистич. характер учению Шопенгауэра, оказавшему влияние на Ф. Ницше и философию жизни - с одной стороны, Э. Гартмана-с другой. Л. Фейербах подверг критике идеали-стич. характер нем. классич. философии с позиций антропологич. материализма, отстаивая непосредств. чувственный опыт против спекулятивно-диалектич. опосред-ствования, конкретного индивида - против абстрактной всеобщности; раскрыв связь идеалистич. философии с религией, Фейербах предложил антропологич. объяснение религии как отчуждения человеческой сущности. Отталкивание от спекулятивной идеалистич. философии и тенденция к позитивизму характерны в 1-й пол. 19 в. для школы И. Г. Гербарта, а также для Я. Ф. Фриза с его психологич. обоснованием теории познания. В 40-х гг. 19 в. в Г. возникает марксизм, выступивший с революционно-критич. переосмыслением философии как не только объясняющей мир, но и указывающей путь к его изменению. В работах 1840-х гг.- Философско-экономических рукописях 1844 г., Святом семействе, Немецкой идеологии, Тезисах о Фейербахе, Нищете философии и др.- К. Маркс и Ф. Энгельс вырабатывают важнейшие принципы нового мировоззрения: материалистич. понимание истории, взгляд на сущность человека как на совокупность всех общественных отношений и т. д. (см. также Диалектический материализм, Исторический материализм), В этот же период закладываются основы марксистской теории науч. коммунизма, классов и классовой борьбы, гос-ва и права, социалистич. революции. В 50-60-х гг. большое значение для развития материалистич. диалектики имели экономич. исследования Маркса (К критике политической экономии, Капитал), раскрытие им закономерностей развития капиталистич. общества. В 70-х гг. Маркс развил теорию государства, диктатуры пролетариата, учение о двух фазах в развитии коммунистич. общества. Важным вкладом в философию диалектич. материализма явились труды Ф. Энгельса 70-80-х гг. (Диалектика природы, Анти-Дюринг), в к-рых разрабатывались проблемы материалистич. диалектики и теории познания, филос. вопросы естествознания. В 60-х гг. с самостоят, открытием принципов диалектич. материализма выступил рабочий-кожевник И. Дицген. С сер. 19 в. преобладающее значение в нем. философии, как в её проблематике, так и в её методологии, получают принципы естественнонауч. мышления и соответственно-позитивистские тенденции; традиции идеалистич. спекуляции оттесняются на задний план.Характерно появление множества отд. школ и направлений, к-рые ориентируются на различные науки - физику, биологию, психологию. Вульгарный материализм проповедуют Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, сторонники механистич. философии. Позитивистский подход проявляется вифи-лософии монизма Э. Геккеля, у Ф. Йодля, разрабатывавшего под влиянием Л. Фейербаха гуманистическую этику, у Г. Чольбе и Е. Дюринга, а также среди философов, ориентировавшихся на теоретич. физику: Р. Майера, Г. Гельмгольца, Г. Герца. Позитивистские мотивы сильны и у ранних представителей неокантианства - Ф. Ланге и О. Либмана. Под влиянием психологии формировались взгляды В. Вундта, пытавшегося соединить позитивистские идеи с нек-рыми положениями Канта и Лейбница, а также Э. Гартмана - создателя иррационалистич. философии бессознательного. С 70-80-х гг. 19 в. в отталкивании от принципов естественнонауч. мышления складывается неокантианство. В 80- 90-х гг. неокантианство оформилось в две школы - марбургскую и баденскую. Если представители марбургской школы (Г. Ко-ген, А. Наторп, Э. Кассирер и др.) занимались преим. логич. проблематикой, стремясь осмыслить с позиций кантовской философии новые достижения математики (в частности, открытие неевклидовой геометрии) и точного естествознания, то в центре внимания баденской школы (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Э. Ласк) оказывается культурно-историч. и аксио-логическая (см. Ценностей теория) проблематика. Вопросы философии истории и культуры трактуются в неокантианстве гл. обр. как методологические. К баденской школе неокантианства были близки историк и социолог М. Вебер, а также социолог и философ культуры Г. Зиммель, соединивший неокантианские мотивы с идеями философии жизни и др. Позитивизм кон. 19 в. пытается переосмыслить традиц. эмпиризм с учётом новых достижений естествознания. Он выступает в виде эмпириокритицизма Э. Маха и Авенариуса, имманентной философии В. Шуппе, И. Ремке, фикционализма Х.Файхингера. Переворот в естествознании кон. 19- нач. 20 вв. вызвал изменения и в позитивистской философии, принявшей форму неопозитивизма, к-рый рассматривал философию гл. обр. как логич. анализ языка науки (см. также Венский кружок). Для эпохи общего кризиса капитализма в Г. характерно развитие иррационалистич. и волюнтаристич. направлений в философии. Получает распространение философия жизни, первым представителем к-рой в Г. был Ф. Ницше, выступивший против либерализма позитивистов и кантианцев и создавший под влиянием Шопенгауэра иррационалистически-волюн-таристскую филос. концепцию. Учение Ницше получило широкое распространение в кон. 19- нач. 20 вв. Если неопозитивизм и неокантианство сосредоточили внимание преим. на методологич. проблематике, то в философии жизни ставятся онтологич. проблемы. В нем. философии жизни можно выделить два течения: натуралистически-неисторическое - Л. Клагес, Г. Кайзерлинг, О. Шпанн, и историческое - В. Дильтей, Г. Зим-мель, О. Шпенглер, Т. Литт, Э. Шпрангер, Э. Трёльч, Э. Ротхаккер. К историч. варианту философии жизни близко неогегельянство (Р. Кронер, Г. Глокнер, А. Либерт и др.), иррационалистически истолковывавшее идеалистич. диалектику. Нек-рые варианты неогегельянства, утверждавшие приоритет всеобщего перед частным, гос-ва перед индивидом, а также биологически-натуралистический вариант философии жизни получили распространение в период господства фашизма, официальными теоретиками которого в этом плане выступали А. Боймлер, Э. Крик. Огромное влияние на идеалистич. философию, далеко выходящее за пределы Г., оказала феноменология, основателем к-рой был Э. Гуссерль, опиравшийся на логич. традицию, шедшую от Б. Боль-цано, Ф. Брентано, А. Мейнонга, критиков психологич. обоснования логики. В отличие от позитивизма и кантианства, Гуссерль тяготеет к объективному идеализму и пытается создать феноменологию как науку о непосредств. созерцании сущностей. Под влиянием Гуссерля формируется неореализм Н. Гартмана, экзистенциальная онтология М. Хайдеггера и философия М. Шелера, сближающего феноменологию с философией жизни и создающего учение о дуализме духа и жизни, к-рое лежит в основе его аксиологии, антропологии и социологии культуры. После 1-й мировой войны 1914-18 в условиях общего кризиса капитализма в Г. возникает экзистенциализм (М. Хай-деггер, К. Ясперс), к-рый представляет собой попытку филос. осмысления с ирра-ционалистич. позиций положения личности, поставленной в критическую (пограничную) ситуацию, в к-рой теряют свой смысл традиц. нормы и ценности. По своей проблематике к экзистенциализму близка диалектическая теология - господствующее течение совр. протестантской теологии (П. Тиллих, Р. Бультман и др.). В нач. 20 в. усиливается также влияние католич. философии, центром к-рой в Г. является пуллахская школа (В. Бруггер и др.). С 20-х гг. 20 в. получила развитие филос. антропология, исходящая в своей концепции человека, с одной стороны, из идей феноменологии (М. Шелер, X. Плеснер), с другой- из прагматистско-позитивистских идей (А. Гелен и др.). В распространении идей марксизма в Г. в кон. 19- нач. 20 вв. большую роль сыграли В. Либкнехт, А. Бебель, Ф. Меринг, развивавшие в своих работах материалистич. понимание истории. Творчески применяя марксистский метод в вопросах лит-ры, иск-ва и обществ, мысли, Меринг подверг критике вульгарный материализм, философию Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана, а также неокантианство и неокантианскую теорию этического социализма. Принципы историч. материализма в кон. 19- нач. 20 вв. пропагандировал К. Каутский, в дальнейшем вставший на путь отхода от идей революц. марксизма. В 20 в. важное значение в развитии марксистской теории имела борьба с ревизией марксизма Э. Бернштейном, к-рый видел в социализме лишь мораль-но-этич. идеал, а не науч. теорию и провозгласил в философии лозунг Назад к Канту!. Наиболее влиятельными представителями неокантианской ревизии филос. основ марксизма в Г. были Г. Кунов и К. Форлендер. С критикой реформистских идей Э. Бернштейна и теории этического социализма выступали А. Бебель, Ф. Меринг, Р. Люксембург, К. Либкнехт и др., работы к-рых сыграли видную роль в пропаганде идей революц. марксизма. В работах и выступлениях Э. Тельма-на в 1920-х гг. разоблачалась ревизионистская фальсификация марксизма со стороны нем. оппортунистов, вождей нем. социал-демократии. В период господства фашизма в 1933-45 важное значение в формировании антифаш. фронта в Г. имела борьба нем. марксистов против идей шовинизма и расизма, разоблачение ими социальной демагогии фашизма и его филос. мифов. П. П. Гайденко, В. А. Карпушин (марксистская философия в Г.). Историческая наука. Наиболее значит, произведения нем. феодальной историографии 11-13 вв.- хроники Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, Гельмольда, Арнольда Любекского, Оттона Фрейзингенского. Видными представителями герм, гуманистич. историографии 15-16 вв. были Я. Вимфелинг, Беат Ренан, Авентин, С. Франк, крупнейший историк демократич. крыла гуманистов. Гуманистами было много сделано по собиранию и публикации нем. ср.-век. и античных письм. памятников, предприняты первые шаги в науч. критике источников и в преодолении ср.-век. богословских ист. концепций, написаны обзоры общей истории Г. и локальные истории (напр., Баварии); историко-географич. труды гуманистов содействовали пробуждению нац. самосознания. На герм, историографии 16 в. сказалась острая социально-политич. и религ. борьба эпохи Реформации и Крестьянской войны. Герм, просветительская историография 18- нач. 19 вв. внесла важный вклад в трактовку теории прогресса как универсального всемирно-ист, явления (философ И. Г. Гердер, арабист И. Я. Рейске, основатель гёттингенской школы историков А. Л. Шлёцер). Началась критика с бурж. позиций феод, абсолютизма и развитие (хотя и медленное, тормозящееся феод, раздробленностью) бурж. концепции нац. государства. Однако герм, просветители не делали в области ист. познания применительно к религии и гос-ву тех выводов, к-рые были присущи просветительской философии истории во Франции. Наибольшие успехи (связанные с достижениями филологии и отчасти археологии) были достигнуты в 18-1-й пол. 19 вв. в области изучения древней истории. Нем. ученые стали родоначальниками нового, критич. метода в области изучения антич. культуры (И. Винкельман), греч. филологии (Ф. А. Вольф), древнейшей историй Рима (Б. Г. Нибур), начали систематич. изучение эллинизма (И. Г. Дройзен), положили начало греч. эпиграфике (А. Бёк), дешифровке др.-Перс, клинописи (Г. Ф. Гротефенд), внесли крупный вклад в дешифровку др.-егип. иероглифов (К. Р. Лепсиус). Представители нем. классич. философии (особенно И. Г. Гердер, Г. Гегель) значительно углубили представления о прогрессе и ист. развитии. Развивалась бурж.-национальная герм, историография (Ф. Шиллер, Г. Луден и др.). Значительно способствовала этому публикация многотомного издания источников по истории ср.-век. Г.- Monumenta Germa-niae historica (с 1826), начатая Об-вом по изучению ранней герм, истории (осн. в 1819). Господствующим в герм, историографии было дворянско-юнкерское направление. Его представляла прежде всего герм, романтич. историография {историческая школа права - Ф. К. Са-виньи, К. Ф. Эйхгорн, государствоведы К. Л. Галлер и А. Мюллер, историк Г. Лео. В тесной связи с реакц. романтизмом возникла и ист. школа Л. Ранке. Соч. реакц. романтиков проникнуты враждебным отношением к идеям Просвещения и Великой франц. революции, апологией средневековья, идеализацией отсталых герм, социально-политич. порядков. Эти взгляды продолжит, время оказывали реакц. влияние на развитие историко-политич. мысли в Г. Тем не менее романтики внесли немалый вклад в развитие ист. науки. Савиньи и Эйхгорн подчёркивали ист. связь между эпохами, своеобразие развития каждого народа. Ранке стал широко использовать архивные дипломатич. документы, ввёл впервые в практику университетского ист. образования семинарские занятия. По организации исторической науки и уровню исследовательской техники Г. со 2-й четв. 19 в. стала опережать др. страны. Ведущим течением бурж. историографии 1-й пол. 19 в., к-рое противостояло господствовавшему дворянско-юнкер-скому направлению и во многом продолжало просветительские традиции, была южнонемецкая, т. н. гейдельбергская, школа историков. Она, подобно умеренным просветителям, была неспособна исторически обосновать необходимость демократич. преобразования обществ, строя Г. и решения проблемы объединения страны революц.-демократич. путём. В то же время историки этого направления (Ф. К. Шлоссер, Г. Гервинус, К. Роттек и др.) давали (хотя и с либерально-идеалистических и моралистических, просветительских позиций) критику средневековья, положительно оценивали Просвещение и ранние бурж. революции. В. Циммерман сочувственно, с демократич. позиций освещал историю Крест, войны 1524-26 в Г. Подлинно революц. переворотом в ист. науке явилось создание К. Марксом и Ф. Энгельсом диалектико-материали-стич. понимания истории, историч. материализма. Оно было разработано ими не только в общефилос. и экономич. трудах, но и в собственно ист. исследованиях (таких, как Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг., Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта Маркса, Крестьянская война в Германии, Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельса и др.). Маркс и Энгельс явились родоначальниками марксистского направления в герм, историографии. В 50-60-х гг. господствующим направлением герм, историографии стала т. н. прусская, или малогерманская, школа историков (Г. Зибель, И. Г. Дройзен, позднее Г. Трейчке и др.). Для этой школы, открыто провозгласившей принцип бурж. партийности, были характерны активное выступление за объединение Г. сверху, под эгидой Пруссии, критика средневековья и католич. церкви и одновременно - враждебность к революц. и демократия, движениям, воинствующий национализм, идейно-методологич. эклектизм (усвоение мн. теоретич. принципов школы Ранке, таких, как культ гос-ва и героев, признание примата внеш. политики и др.). Сближение оурж. историографии с юнкерской, апология истории Пруссии, Гоген-цоллернов как народных королей, Бисмарка как воплощения сильной личности особенно усилились в 70-90-х гг. (работы Трейчке и др.). В то же время в области организации ист. науки был достигнут существенный прогресс.Во мн. герм, гос-вах возникли Ист. комиссии, занимавшиеся гл. обр. локальной историей и публикацией ист. источников. В 1852 образовался общегерм. Союз немецких ист. и археологич. обществ. Были начаты многотомные публикации источников: Хроники немецких городов (с 1862), Акты германского рейхстага (с 1867) и др. В 1859 был основан Зибелем журн. Historische Zeitschrift, ставший ведущим ист. журналом герм. бурж. историков. Серьезное значение для изучения античности имели археологич. раскопки в Трое Г. Шлимана и особенно В. Дерп-фельда. Крупнейший вклад в разработку истории Др. Рима был сделан Т. Момм-зеном. Учёные берлинской школы египтологов (А. Эрман и его ученики) создали основополагающие труды по егип. филологии, работы Т. Нёльдеке положили начало науч. изучению Корана, работы Ю. Вельхаузена составили эпоху в истории ветхозаветной библейской критики. Крупным достижением нем. медиевистики явилось создание в 60-х гг. 19 в. Г. Л. Маурером общинной теории. С 70-80-х гг. на нем. бурж. историографию большее, чем раньше, влияние стал оказывать позитивизм (крупнейший герм, историк-позитивист К. Лампрехт); повысилось внимание к экономич. проблематике (историко-экономич. труды представителей т. н. молодой ист. школы Г. Шмол-лера, Г. Ф. Кнаппа, К. Бюхера и др., работы представителей классич. вотчинной теории - соч. К. Лампрехта, К. Т. Инамы-Штернегга, Г. В. Нича и др.). В то же время с 90-х гг. отчётливо проявились симптомы начала кризиса бурж. методологии истории. Усилилось влияние на бурж. историографию неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). На его методологию опиралась и культурно-историческая школа в этнографии во главе с Ф. Гребнером. Т. н. критич. направление в медиевистике (Г. Белов, Г. Зе-лигер, В. Виттих и др.) вступило (с реакц. позиций) на путь пересмотра осн. положений общинной теории. Противоречивость развития герм, историографии кон. 19- нач. 20 вв.- успехи герм, учёных в конкретно-ист, исследованиях, с одной стороны, реакционность общеметодоло-гич. позиций, с другой, - отчётливо проявилась в творчестве крупнейшего специалиста по древней истории Э. Мейера, ассириолога и хеттолога Г. Винклера, этнографа Л. Фробениуса и др. В нач. 20 в. заметно растёт влияние милитаристских, империалистич. и шовинистич. концепций историков-пангерманцев (Д. Шефер, Г. Белов и др.). Крупнейшим представителем нем. марксистской историографии последней трети 19- нач. 20 вв. был Ф. Меринг, внёсший серьёзный вклад в разоблачение пруссофильских монархич. легенд юнкер-ско-бурж. историографии, в изучение истории рабочего движения, жизни и деятельности Маркса и т. д. Ист. работы К. Каутского и Г. Кунова этого времени, написанные в целом с марксистских позиций, давали освещение истории домарксистского социализма, разоблачали легенды о решающей роли крупной буржуазии в разрушении феодализма во Франции и т. д. Однако возраставшее влияние оппортунизма в герм. с.-д. постепенно всё более сказывалось и на ист. концепциях (ревизионистские концепции герм, рабочего движения, принижение роли революц. марксизма и превознесение реформизма в работах Э. Бернштейна и др.). В период Веймарской республики (1919-33) часть герм, историков (прежде всего Ф. Мейнеке) предпринимает попытку модифицировать старые традиционные идеи нем. реакц. историографии (до! 914)применительно к новым условиям (пропаганда союза Г. с Великобританией, подчёркнуто враждебное отношение к Сов. России и др.). Воинствующие антилибералы (Г. Белов, Г. Риттер, Ф. Гартунг и др.) продолжали в ист. трудах курс на оправдание герм, империализма, объявляли революц. движение, особенно нем. пролетариат, ответственным за поражение Г. в войне (легенда об ударе кинжалом в спину), продолжали насаждать культ Фридриха II, Бисмарка. Герм, историки Г. Онкен, Э. Бранденбург и др. в своих работах стремились снять с Г. ответственность за войну. Эту же цель преследовала тенденциозная публикация дипломатия, документов 1871-1914 (40 тт.). В области методологии истории усилилась борьба против идеи ист. закономерности в истории, влияние иррационализма. На часть историков большое влияние оказывала социология М. Вебера. Леволиберальное и демократич. течения были представлены небольшой группой историков (Г. Майер, Ф. Валентин и др.). В с.-д. историографии (Каутский, Кунов, П. Кампфмайер) усилилась пропаганда реформизма в освещении истории герм, рабочего движения. В период фаш. диктатуры (1933-45) реакц. традиции юнкерской и бурж. историографии были поставлены на службу фаш. идеологии. Марксистская историч. мысль (работы В. Ульбрихта и др. деятелей КПГ) осн. внимание уделяла истории герм, рабочего движения, истории КПГ, раскрытию сущности фашизма и демократич. тенденциям герм, истории. А. И. Данилов, В. А. Гавриличев. Экономическая наука. На экономич. науку в Г. существ, влияние оказали особенности её историко-экономич. развития (длит, раздробленность, отставание в ка-питалистич. развитии от передовых зап.-европ. стран, объединение сверху и быстрый экономич. подъём с 70-х гг. 19 в., характер герм, империализма и др.). В 17- 18 вв. в Г. получила развитие камералистика (И.И.Бехер, В. фон Шредер, П. В. фон Геринг, И. Г. фон Юсти, И. фон Зон-ненфельс), тесно связанная с экономич. запросами нем. абсолютистских гос-в и так и не поднявшаяся до теоретич. уровня, достигнутого англ, меркантилизмом. Учение физиократов имело в Г. во 2-й пол. 18 в. немногих последователей (И. А. Шлетвейн, Я. Мовильон). Наиболее ярким представителем нем. реакц. романтизма в экономич. науке и государ-ствоведении нач. 19 в. был А. Мюллер, защищавший сословно-корпоративный строй и др. феод, пережитки в Г. и выступавший противником даже умеренных бурж. реформ. Бурж. политэкономия развивалась в Г. как вульгарная политическая экономия. В 1-й пол. 19 в. большое влияние на развитие бурж. экономич. мысли в Г. оказал Ф. Лист, к-рый противопоставил классич. бурж. политэкономии и её идее свободы торговли т. н. национальную экономию (с системой запретит, протекционизма и активным содействием гос-ва развитию капиталистич. пром-сти); у Листа прогрессивные элементы экономич. политики переплетались с вульгар-но-экономич. теоретич. положениями. Теоретиком т. н. прусского пути развития капитализма в с. х-ве был И. Г. Тюнен (1-я пол. 19 в.), К. И. Родбертус-Ягецов разрабатывал вопросы пауперизма и торг, кризисов. В 40-50-х гг. 19 в. возникла т. н. старая историческая школа вульгарной политэкономии (В. Рошер, Б. Гиль-дебранд, К. Книс и др.), подменявшая анализ сущности экономич. категорий их описанием и поверхностной классификацией, позднее - т. н. новая (молодая) историческая школа (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер, А. Вагнер, Г. Кнапп и др.), выступавшая за социальные реформы и мирное врастание капитализма в социализм. Революц. переворот в политэкономии был совершён К. Марксом и Ф. Энгельсом, экономич. учение к-рых стало одной из гл. составных частей марксизма-ленинизма (см. в ст. Маркс К., Марксизм-ленинизм, статьи об отдельных важнейших экономич. трудах Маркса, напр. (Капитал и др.). Среди нем. бурж. экономистов преобладали идеи протекционизма, активного вмешательства гос-ва в хоз. жизнь. Реакцией на быстрое распространение марксизма и рост рабочего движения было возникновение идей бурж. экономич. реформизма. Они широко пропагандировались представителями т. н. катедер-социализ-ма; к нему принадлежали мн. экономисты новой (молодой) ист. школы: Г. Шмоллер, Г. Шульце-Геверниц, позднее также В. Зомбарт, ставший одним из наиболее влиятельных бурж. экономистов кон. 19 - нач. 20 вв. Значит, часть представителей нем. нац. экономии стала маскировать бурж. взгляды соци-алистич. терминологией. Идеи т. н. государственного социализма* пропагандировали как мн. бурж. экономисты (такие, как Родбертус-Ягецов, представители катедер-социализма), так и нек-рые деятели оппортунистич. направления в рабочем движении (Ф. Лассаль). Значит, место в экономич. мысли Г. заняли с кон. 19 в. взгляды реформистского, ревизионистского направления в с.-д-тии, синтезировавшего с марксизмом мн. положения бурж. вульгарной политэкономии, вносившие поправки к марксизму, используя якобы новые данные хозяйственного развития (Э. Бернштейн и его последователи Э. Давид, Г. Фольмар и др., см. Бернштейнианство). Такие видные деятели герм, с.-д-тии, как Р. Гильфердинг, К. Каутский, внесли вклад в пропаганду экономич. учения марксизма, в разработку ряда экономич. проблем (анализ Каутским агр. вопроса, Гильфердингом отд. проблем финанс. капитала и др.), однако позднее они выступили с ревизионистскими, антимарксистскими теориями по ряду вопросов (теории ультраимпериализма, организованного капитализма и др.)- Борьбу с ревизионистскими экономии, концепциями наиболее последовательно вела Р. Люксембург (хотя её экономич. взгляды не были свободны от ошибочных положений). Попытки выдвинуть альтернативу марксистскому экономич. учению, дать истолкование новых явлений капитализма, вступившего в империалистич. стадию, нашли выражение в появлении после 1-й мировой войны 1914-18 социально-правового и социально-органического направлений бурж. политэкономии (Р. Штаммлер, Р. Штольцман, К. Диль и др.); сильное влияние на развитие бурж. экономич. науки в Г. оказали идеи теоретика предельной полезности И. Шумпетера (см. Предельной полезности теория). В период господства фашизма в Г. не было создано экономич. теории, к-рая удовлетворяла бы требованиям бурж. экономич. практики и одновременно полностью соответствовала бы фаш. пропаганде. Уровень бурж. политэкономии в период фаш. диктатуры был низок. Даже широко распространявшиеся в то время кеинсианство и теория монополитич. конкуренции оказали небольшое влияние на нем. экономистов, хотя и приветствовались нек-рыми представителями моно-полистич. капитала и гос. деятелями (X. Шахт). Зарождавшееся в этот период неолиберальное направление (В. Ойкен, Ф. Бём, Л. Микш) влияния не имело, но сыграло большую роль позднее - в послевоен. Зап. Германии. В. Краузе. Юридическая наука. Становление юри-дич. науки как специализированной отрасли знаний, отделившейся от богословия, в Г., как и во всей континентальной Европе, было связано с процессом рецепции римского права. Однако ранние направления науки права 13-16 вв. (напр., деятельность глоссаторов и постглоссаторов) не достигли в Г. такого уровня, как в романской части Европы, хотя и способствовали созданию т. н. римского права германской нации, ставшего общим правом империи в отличие от партикулярного права отд. княжеств. Нем. правовая мысль 2-й пол. 17- 18 вв. испытала влияние идей просветительства, но развивалась в условиях экономич. и политич. отсталости и раздробленности. Это отразилось и на наиболее характерном для этого периода течении естественного права, в частности на трудах его ведущих представителей в Г.- С. Пуфендорфа, X. Вольфа, К. Томазия. В этот же период усилилось внимание к разработке конкретных проблем позитивного права, особенно уголовного и гражданского (напр., работы Кокцея-младшего - одного из составителей Прусского земского уложения 1794). И. Мозер и Г. Ф. Мартене представляли т. н. позитивную школу в междунар. праве. В 1693 вышел в свет Дипломатический свод международного права Г. Лейбница, уделявшего также большое внимание проблемам историч. и сравнит, изучения права. Вопросам права было уделено существ, внимание в трудах представителей нем. классич. философии - И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, рассматривавших науку права как составную часть философии. Социально-политич. взгляды этих учёных, в т. ч. учение о гос-ве, выступали в виде философии права. Ими были также разработаны мн. конкретные проблемы юридич. науки: соотношение права и нравственности, права и гос-ва, основания ответственности, принципы правосудия, вопросы гражд., уголовного и междунар. права. Развитие юридич. науки в Г. в 1-й пол. 19 в. шло под влиянием исторической школы права (Ф. К. Савиньи, К. Ф. Эйхгорн, Г. Ф. Пухта и др.), защищавшей позиции феодального строя с помощью идеи спонтанного саморазвития права и ведущей роли обычного права, противопоставлявшегося законодательству (особенно кодификациям). Преобладающую роль играли историко-пра-вовые исследования, к-рые в значит, мере сводились к изучению общего права германской нации, т. е. рецепированного рим. права, что объективно отвечало потребностям развивавшихся капитали-стич. отношений. Сложилось направление романистов, или пандектистов (Г. Дерн-бург, Б. Виндшейд и др.). Значит, материал в области гражд. права, собранный пандектистами, послужил основой Герм, гражданского уложения 1896. В отличие от романистов, т. н. германисты (Р. Гнейст, О. Гирке) выступили за создание истинно германского права и тем самым придали националистич. звучание тезису историч. школы права о национальном пути развития права. Борьба этих двух направлений наложила существ, отпечаток на развитие юридич. мысли в Г., приняв особенно острый характер в связи с процессом кодификации права. С сер. 19 в. в юридич. науке Г. преобладали тенденции позитивизма, представителями к-рого в области общей теории права были Р. Иеринг, К. Бергбом и др., в области гражд. права - пандектисты, в области уголовного права сложилась классическая школа уголовного права (А. Фейербах, Цахарие и др.). В науке гос. права позитивистские идеи нашли выражение в т. н. юридич. школе государ-ствоведения (П. Лабанд, Г. Еллинек). В этот же период в Г. возникла концепция правового государства (идея о к-ром была выдвинута ещё Кантом), т. е. требование самоограничения гос. власти установленными ею конституционными и иными правовыми нормами (см. Правового государства теория). Эта концепция сохраняет большое значение и в 20 в. В конце 19- нач. 20 вв. появились новые школы юридико-философской и юридико-социологич. ориентации. Среди представителей юридико-филос. направления особенно сильно было влияние неокантианства (Р. Штаммлер, Э. Ласк, Г;, Радбрух), а также неогегельянства (И. Колер, Ю. Биндер). Юридико-социологич. школы в Г. (X. Зинцхеймер, Г. Канторович, Ф. Лист) отразили процесс существ, модификации бурж. права в связи с развитием монополистич. капитализма, упадок юридико-мировоззренч. представлений, кризисные тенденции бурж. правопорядка и законности. Во всех этих концепциях на первом плане - противопоставление законодательства и живого права (Э. Эрлих), закона ичидеи права, требование свободы судейского усмотрения. В среде т. н. катедер-социалистов получили распространение идеи юридического социализма (А. Менгер), противопоставлявшие в духе общей тенденции реформизма и оппортунизма правовые реформы социальной революции. В нач. 20 в. в целях обоснования агрессивно-милитаристского курса герм, монополий и юнкерства в Г. сложился идео-логич. комплекс, включавший в себя идею превосходства истинно германского права, истолкование права в категориях силы и социального дарвинизма, психологич. концепции права шовини-стич. толка. В период после 1-й мировой войны 1914-18 этот комплекс вместе с нек-рыми другими, сложившимися уже в этот период учениями (реакционное неогегельянство Г. Лассона, интеграци-онизм Р. Смен да), стал составной частью официальной политико-правовой идеологии фаш. Г. Фаш. наука права Г. (К. Шмитт, Г. Николаи, О. Кёльрёйтер, К. Лоренц), провозгласив идеи расового права, права как воли вождя, превосходства немецкого правопорядка, оправдывала нацистский произвол, человеконенавистничество, захватнич. войны. Многие её представители продолжили впоследствии свою деятельность в ФРГ. В. А. Туманов. Литературоведение. Нем. литературоведение начинает складываться в эпоху Просвещения. Г. Э. Лессинг в борьбе с догматич. классицизмом И. X. Готше-да заложил основы реалистич. эстетики и научно обоснованной лит. критики. И. Г. Гердер ввёл принцип историч. обусловленности лит-ры и обратился к нар. поэзии как её истоку. К Гер деру восходят попытки романтиков (бр. А. и Ф. Шлегели) дать обзор развития лит-ры в широком масштабе (Европа, Восток). У поздних романтиков понятие народности осмысляется реакционно - как выражение вечного духа народа, однако результатом обращения к нар. прошлому явились сб. нар. песен А. Арни-ма и К. Брентано, как и деятельность бр. Гримм - основателей мифологич. школы фольклористики. В 30-х гг. 19 в. создаётся культурно-историч. школа Г. Герви-нуса, рассматривающая лит-ру как часть культуры и обществ.-политич. развития народа. Фейербахианец Г. Гетнер ведёг борьбу с абстрактной эстетикой, утверждая связь лит-ры с жизнью. В 80-е гг. укрепляется основанный на позитивизме филологич. метод В. Шерера и его школы - критика текста, источниковедение, комментирование, творческая история произв., биографизм. На рубеже 20 в. как реакция на позитивизм и историч. материализм возникает духовно-историч. школа (В. Дильтей, Ф. Гундольф и др.) с её интуитивистич. антиисторизмом, поисками иррацион. сущности переживаний автора, метафизически связанных с духом эпохи. О. Вальцель объединяет формальное литературоведч. исследование с типологич. категориями изобразит, иск-ва. Фащ. псевдонаука (А. Бар-тельс, И. Надлер) ставит писателя в зависимость от крови и почвы. Обогащение теории лит-ры и историко-науч. анализа лит. явления стало возможным только с антиимпериалистич. позиции, либо в прямой связи с марксизмом (эссеистика Г. и Т. Манна, В. Беньями-на). Марксистское лит-ведение, представленное после трудов К. Маркса и Ф. Энгельса работами Ф. Меринга, К. Цеткин и Р. Люксембург, впервые поставило изучение лит-ры на подлинно научную основу. Заметный вклад в теорию социалистического реализма внесли мастера литературы - И. Р. Бехер, Б. Брехт, А. Зегерс, А. Курелла. М. Л. Тройская. Языкознание. В 15-16 вв. в Г. появляются школьные словари и грамматики на лат. и нем. языках. В 17-18 вв. развитие нем. филологии связано с именами М. Опица, Г. Ю. Шотелля, И. Бёди-кера, М. Крамера, Л. Фриша, И. Гот-шеда, И. Аделунга. В этот период создаются нормативные грамматики и словари нем. языка, издаются памятники древней нем. лит-ры, начинается собирание диалектных материалов. В 19 в. усилиями нем. учёных развивается сравнит.-историч. языкознание. Его основоположники - Ф. Бопп, доказавший генетич. родство индоевроп. языков, и Я. Гримм, рассматривавший историю языка как учение об изменениях языковых обычаев во времени, а язык - как продукт культурно-исто-рич. развития народа. Опираясь на идеи Я. Гримма, Ф. Диц заложил основы сравнит, грамматики романских языков, а И. Цейс - кельтологии. А. Шлейхер опубл. Компендиум сравнительной грамматики индоевропейских языков (1861 - 1862), А. Фик -Сравнительный словарь индогерманских языков (1868). В 70-80-е гг. 19 в. значит, роль в дальнейшем развитии индоевроп. компаративистики сыграла лейпцигская школа младограмматиков, сформулировавшая положение о строгой закономерности фоне-тич. изменений. В издававшемся К. Бруг-маном и Б. Дельбрюком многотомном 'Очерке сравнительной грамматики индогерманских языков (т. 1-5, 1866-1916, 2 изд., т. 1-5, 1897-1916) рассматривались вопросы фонетики, морфологии и синтаксиса. Эта работа, несмотря на наличие в ней спорных реконструкций, и сейчас не утратила значения. В числе капитальных работ по индоевроп. языкознанию, появившихся в 20 в., - Сравнительный словарь индогерманских языков А. Вальде, изданный Ю. Покорным (т. 1-3, 1926-32), Индогерманская грамматика Г. Хирта (т. 1-7, 1921 - 1937). В 19-20 вв. нем. учёными были осуществлены исследования языков др. групп; в области семитологии - В. Га-незиусом, Т. Нёльдеке, К. Броккельма-ном, в африканистике - Д. Вестерманом, Ф. Преториусом, X. Дильманом. Значит, влияние на развитие языкознания оказали взгляды В. Гумбольдта, рассматривавшего язык не как нечто статическое, законченное, но как процесс, деятельность. Натуралистич. концепцию в языкознании развивал в 50-60-х гг. 19 в. А. Шлейхер. Психологич. направление представлено в трудах X. Штейнта-ля, В. Вундта, А. Шерера, а также Г. Пауля, обосновавшего и развившего взгляды младограмматич. школы (особенно в работе Принципы истории языка, 1880). Осн. представителем оформившейся в 20-е гг. 20 в. эстетич. теории языка или идеалистич. неофилологии был К. Фосслер. Науч. изучение нем. диалектов было начато И. Шмеллером (Грамматический строй баварских диалектов, 1821) и И. Винтеллером (Кернский диалект кантона Гларус, 1876). Дальнейшему развитию диалектологии в диалектографии способствовали Г. Венкер и Ф. Вреде (составители первого Диалектологического атласа немецкого языка, 1926-51), а также В. Мицка и Т. Фрингс. Принципиальное значение имела незаконченная работа Ф. Энгельса Франкский диалект. Диалектологич. исследования способствовали проникновению в нем. языкознание историко-социологич. концепций. Материалистич. понимание языка было сформулировано в отдельных работах и высказываниях К.Маркса и Ф. Энгельса, определивших язык как практич. действительное сознание (Немецкая идеология) и выдвинувших теорию происхождения языка как средства общения в че-ловеч. коллективе в связи с процессом труда. Б. А. Абрамов, Н. Н. Семенюк. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Карийский М., Критический обзор последнего периода германской философии, СПБ, 1873; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., 3 изд., т. 1 - 2, СПБ, 1913; его же. Философия в немецкой духовной жизни 19 столетия, пер. с нем., М., 1910; Асмус В. Ф., Немецкая эстетика 18 в., М., [1963]; Гейне Г., К истории религии и философии в Германии, Поли. собр. соч., т. 7, М.- Л., 1936; История философии, т. 2-3, М., 1941 - 43; История философии, т. 2, 3, 5, 6, М., 1957 - 1965; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1-3, М., 1959-68; Ойзерман Т. И., Формирование философии марк-с-изма, М., 1962; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хей-деггеру, пер. с нем., М., 1964; Zеllеr Е., Geschichte d-зг deutschen Philosophie seit Leibniz, 2 Aufl., Munch., 1875; Hartmann N., Die Philosophie des deutschen Idealismus, Tl 1-2. В., 1923-29; Ubеrweg F., GrundriB der Geschichte der Philosophie, 13 Aufl., Bd 4, Basel, 1951; Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbst-darstellungen, hrsg. von R. Schmidt, Bd 1 - 7, Lpz., 1921 - 29; Lukacs G., Die Zerstorung der Vernunft, B., 1954; L 5-w i t h K., Von Hegel zu Nietzsche, 4 Aufl., Stuttg., [1958]; Schelsky H., Ortsbe-stimmung der deutschen Soziologie, 3 Aufl., Dusseldorf - Koln, 1967; Историография нового времени стран Европы и Америки, М., 1967; Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки, М., 1968; Studien uber die deutsche Geschichtswissen-schaft, Bd 1-2, В., 1963-65; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том Капитала), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1-3; Розенберr Д. И., История политической экономии, М., 1940; История экономических учений (Учебник. Отв. ред. Н. К. Каратаев), М., 1963; Дебор ин А. М., Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 2- Очерки социально-политической мысли в Германии. Конец XVII - начало XIX в., М., 1967; Шиллер Ф., Литературоведение в Германии, М., 1934; Positionen. Lpz., 1969; Eppelsheimer Н. W., Bibliographic der deutschen Litera-turwissenschaft, Bd 7, [Fr./M., 1967]. III. Литература Древнейший дошедший до нас героич. эпос на др.-верхненем. яз. (записан ок. 810) -Песнь о Хильдебранте, в к-рой представлен конфликт между воинской честью и родовыми чувствами. Старейшей поэмой является Гелианд, в к-рой делается попытка приспособить библейские жития святых к героич. эпосу. К 9-10 вв. относятся стихотворные переложения евангельских историй монаха Отфрида Вейсенбургского (первого известного по имени нем. поэта), пьесы (в подражание Теренцию), духовные стихи, жития святых, легенды (на лат. яз.) монахини Хросвиты Гандерсхеймской (ок. 935- ок. 975). Хранителями поэтич. традиций устного творчества продолжают оставаться бродячие певцы - шпильманы. С сер. 12 в. аскетич. проповеди уступают место поэмам (Король Ротер, Герцог Эрнст и др.), рыцарскому роману и рыцарской лирике, в целом носившим светский характер, кроме имеющего мистич. религ. смысл романа Пар-цифаль (ок. 1198-1210) Вольфрама фон Эшенбаха (ок. 1170- ок. 1220). В романе Готфрида Страсбургского (13 в.) Тристан и Изольда (ок. 1210) и в стихах миннезингеров (в политич. поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде, ок. 1170- ок. 1230, и др.) прославляется рыцарский культ дамы. К 12-13 вв. относятся последние редакции древних героич. сказаний Песни о Нибелунгах (ок. 1200), Гудруны (нач. 13 в.), поэм о Дитрихе Бернском и др. С 13 в. развивается жанр гор. хроник (Нюрнбергская и др.), бюргерская лит-pa, напр, рассказы - шванки, мастером к-рых был Штриккер (сер. 13 в.). Стихотв. новелла Вернхера-Садовника Поселянин Хельмбрехт (ок. 1275) противопоставляет честных тружеников разбойникам-рыцарям. В 14-15 вв. популярны дидактич. и аллегорич. поэзия, мейстерзанг (см. Мейстерзингеры), фастнахтшпили - нар. фарсы. В эпоху Возрождения переживает расцвет гуманистич. лит-pa, принимая яркое антицерк. направление: 'Корабль дураков (1494) С. Бранта (1457-1521), Цех плутов (1512) Т. Мурнера (1475- 1537), написанные группой гуманистов (в т. ч. У. фон Гуттеном) Письма тёмных людей (1515-17), Похвала глупости (1509) Эразма Роттердамского (ок. 1466-1536) (голландца по происхождению, тесно связанного с нем. и всем сев. гуманизмом). Остроумны и беспощадны диалоги Ульриха фон Гуттена (1488-1523). Лит-pa Реформации, начатая антикатолич. памфлетами радикальной бюргерской оппозиции и посланиями и проповедями вождей крестьянско-плебейских движений, нашла наиболее полное выражение у М. Лютера (1483- 1546) в его обличениях папского Рима. Своим переводом Библии он, осуществив реформу нем. языка,...создал современную немецкую прозу... (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346). Песни Крест, войны открыли революц. страницу нем. лит-ры. Проповеди Т. Мюнцера (ок. 1490-1525) впервые в Г. были окрылены коммунистическим идеалом, хотя и в религиозных формулах. Протест против феодального гнёта и религ. ханжества выразился в творчестве мейстерзингера Г. Сакса (1494-1576), сатирика И. Фишарта (1546-90) и в примечательных народных книгах (лубочные издания): о Тиле Эйленшпигеле (1515), Шильдбюр-геры (1598), История о докторе Иоганне Фаусте (1587). Лит-ра 17 в. развивалась в условиях Тридцатилетней войны и общего духовного кризиса. М. Опиц (1597-1639) отстаивал принципы классицизма, пытаясь в то же время преодолеть зависимость нем. лит-ры от др. европ. лит-р (Книга о немецкой поэзии, 1624). Наибольшее распространение получает лит-pa барокко (Д. К. Лоэнштейн, 1635- 1683; К. Г. Гофмансвальдау, 1617-79), с к-рой связано творчество драматурга и поэта А. Грифиуса (1616-64) и прозаика X. Я. К. Гриммельсхаузена (1621 - 1676), автора Симплициссимуса (1669)- вершины нем. лит-ры 17 в., -реалистически отразившего трагич. судьбу народа в опустошённой войной стране. Выразителями тенденций раннего Просвещения явились К. Вейзе (1642-1708) и К. Рейтер (1665- ок. 1712). В 18 в. И. К. Готшед (1700-66) способствовал развитию лит-ры и театра раннего Просвещения по образцу франц. классицизма, но только в творчестве Г. Э. Лессинга (1729-1781) лит-pa нем. Просвещения обрела антиабсолютистский характер и достигла высшего развития. В его баснях и драмах (Минна фон Барнгельм, 1767; Эмилия Галотти, 1772; Натан Мудрый, 1779) поставлены наболевшие общественные вопросы; в Лаокооне (1766) и Гамбургской драматургии (1767-69) обоснованы принципы просветит, реализма и нац. искусства. К. М. Виланд (1733-1813) положил романом Агатон (1766) начало жанру нем. воспитательного романа. Лирика Ф. Г. Клопштока (1724-1803), выражавшая самосознание передовой части нем. бюргерства, оказала большое влияние на молодых поэтов. В 70-е гг. 18 в. писатели Бури и натиска, развивая демократия, идеи Лессинга, выступают против классицистов, выдвигают чувство, страсть как определяющее начало. Один из основоположников этого направления и его крупнейший теоретик И. Г. Гердер (1744-1808) обратился к сокровищам фольклора и наметил историч. подход к вопросам нац. лит-ры и иск-ва. Наряду с Я. Лендом (1751-92), Ф. М. Клингером (1752- 1831), К. Ф. Д. Шубартом (1739-91), Г. Л. Вагнером (1747-79), Г. А. Бюргером (1747-94), И. Г. Гаманом (1730-1788), И. Г. Якоби (1740-1814), в русле этого движения начинают творчество И. В. Гёте (1749-1832) и О. Шиллер (1759- 1805). Художеств, открытием века явилась лирика молодого Гёте и его первая нем. историч. драма Гёц фон Берлихин-ген (1773); мировую славу завоевал его сентиментальный роман Страдания юного Вертера (1774), выражающий протест против закрепощения личности сослов-но-абсолютистским общественным строем. Бунтарским пафосом проникнуты драмы молодого Шиллера: Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Дон Кар-лос (1787). В конце 80-х гг. Гёте и Шиллер разрабатывают эстетич. программу т. н. веймарского классицизма, развивая идеи И. И. Винкельмана (1717-68), призывавшего возродить в иск-ве антич. образ гармоничного человека. Отражая противоречие между революц. содержанием эпохи и нац. отсталостью, веймарский классицизм наряду с программой эстетич. воспитания искал действенных путей преобразования общества. Но клас-сицистич. трагедия Ифигения в Тавриде (изд. 1787) и стихи в стиле антич. поэзии составляют лишь одну грань в исканиях Гёте, параллельно развивалась реалистич. линия его творчества - были созданы историческая драма Эгмонт (1788) и воспитат. роман Годы учения Вильгельма Майстера (1793-96). Великая франц. революция, активным участником к-рой был крупнейший нем. демократ 18 в. Г. Форстер (1754-94), оказала влияние и на творчество писателей, не принявших её или принявших с оговорками. Духом переломной эпохи овеяны историч. драмы Шиллера, испытавшего влияние этики и эстетики И. Канта (трилогия Валленштейн, 1797-99). Новым было у Шиллера изображение народа как движущей силы общества (особенно в -Вильгельме Телле, 1804). Грандиозным итогом европ. просветит, мысли 18 в. явился Фауст (1808-32) Гёте, выразивший страстную веру в могущество труда и познания. На рубеже 18-19 вв. возник романтизм (бр. Шлегели - Фридрих, 1772-1829, и Август, 1767-1845, Л. Тик, 1773-1853). Явившаяся следствием разочарования бурж. прогрессом, не давшим ожидаемых социальных и культурных перемен, ро-мантич. лит-pa принимала разные формы и имела разные тенденции. Если лирика, проза (Гиперион, 1797-99) и драматургия (Смерть Эмпедокла, 1798-99) И. К. Ф. Гёльдерлина (1770-1843) озарены идеями Великой франц. революции, то его современник Ф. Л. Новалис (1772- 1801) идеализировал феод, средневековье (Генрих фон Офтердинген, 1802). Защита прусской государственности и ненависть к Наполеону сочетались у Г. Клейста (1777-1811) с раскрытием реальных противоречий и антигуманизма бурж. общества. Положит, роль сыграло обращение романтиков к нар. поэзии (сб. Волшебный рог мальчика А. Арнима, 1781-1831, и К. Брентано, 1778-1842; Детские и семейные сказки, 1812-14, бр. Гримм - Якоба, 1785-1863, и Вильгельма, 1786-1859), оказавшее плодотворное влияние на романтич. лирику И. Эйхендорфа (1788-1857), В. Мюллера (1794-1827) и молодого Г. Гейне (1797-1856). Э. Т. А. Гофман (1776- 1822), творчество к-рого соединяет реальный и фантастич. планы, выступает с са-тирич. обличением феод, мира (Житейские воззрения кота Мурра, 1820-22), гениально раскрывает трагедию отчуждения человека в бурж. обществе (Крошка Цахес, 1819), получившую яркое воплощение также в новелле Петер Шле-миль (1814) А. Шамиссо (1781-1838). Мотивы Книги песни (1827) Г. Гейне уже открывают путь к преодолению самой романтики. К революционно-демо-кратич. взглядам приходит Гейне в кн. Путевые картины (1826-31). Сочувствие Июльской революции 1830 во Франции (Л. Берне, 1786-1837, Письма из Парижа, 1832-34) выражено в полемике против романтизма и традиций нем. классицизма, начатой группой писателей Молодая Германия, объединившейся на либеральной основе (Л. Вин-барг, 1802-72, К. Гуцков, 1811-78, Г. Лаубе, 1806-84, и др.). Поэзия уступает место прозе, публицистике и драматургии. Большой интерес представляют историч. драмы К. Д. Граббе (1801-36) и Гуцкова. Выделяется творчество Г. Бюх-нера (1813-37), чья драма Смерть Дантона (1835) оценивает франц. революц. опыт в свете плебейской проблематики. Его социальная трагедия Войцек (1837, опубл. 1879) и прокламация Гессенский сельский вестник (1834) направлены против социального и политического угнетения. Первым органом, пропагандирующим новые эстетич. принципы, стала Рейнская газета (1842-43), редактором к-рой был К. Маркс. В политич. поэме Германия, зимняя сказка (1844), в сб. Современные стихотворения (1843- 1844), в публицистике Гейне развивает социалистич. идеалы в духе Сен-Симона. Политич. лирика становится ведущим лит. жанром накануне бурж.-демократич. революции - Ф. фрейлиграт (1810- 1876), Г. Гервег (1817-75; Стихи живого человека, 1841), А. Гласбреннер (1810- 1876; Запрещённые песни одного немецкого поэта, 1844; сатирич. эпос Новый Рейнеке-Лис, 1846). После восстания силезских ткачей (1844) в лит-ру приходит новый герой - пролетарий. Но если поэты - истинные социалисты и авторы первых романов на тему о рабочем классе (Э. Вилькомм, 1810-86; Л. Отто-Петерс, 1819-95; Р. Пруц, 1816-72) ограничиваются сочувствием и состраданием, то в творчестве поэтов Новой Рейнской газеты (1848-49), тоже руководимой Марксом, судьба рабочего класса раскрывается с позиций науч. социализма. Поэт Г. Веерт (1822-56) повестью Юмористические наброски из немецкой торговой жизни (1847-48) и романом Жизнь и приключения знаменитого рыцаря Шнапганского (1849) поднял нем. социалистич. лит-ру до уровня нац. лит-ры. После Революции 1848-49 в Г. завершается великая эпоха нем. лит-ры, начатая Лессингом. Процесс становления критич. реализма не образовал в нем. лит-ре единого направления. Творчество Т. Шторма (1817-88), Б. А. Ауэрбаха (1812-82), Ф. Рейтера (1810-74) не вышло за пределы областнич. лит-ры. Популярностью пользовались романы Ф. Шпильгагена (1829-1911). Самый значит, художник-реалист этого времени - Т. Фонтане (1819-98), автор повести Шах фон Вутенов (1883), романов фрау Женни Трейбель (1892), Эффи Брист (1895), где нравы бурж.-аристо-кратич. общества подвергаются острой критике. Иными путями шло развитие нем. драмы. В творчестве Ф. Хеббеля (1813-63) и Р. Вагнера (1813-83), по-новому преломивших традиции романтизма, появляются реакц. тенденции. Единств, революц. драма этого периода, примыкающая к шиллеровской традиции, - историч. драма Ф. Лассаля (1825-64) Франц фон Зиккинген (1859). Во 2-й поя. 19 в. появилась апологетическая по отношению к юнкерско-бурж. гос-ву лит-pa: историч. романы Ф. Дана (1834-1912), драмы Э. Вильденбруха (1845-1909), роман Г. Фрейтага (1816-95)Приход и расход (1855). В творчестве Ф. Ницше (1844- 1900), философа и писателя, критика бурж. либерализма, мещанской морали и декаданса в иск-ве сочетается с антидемократизмом, культом силы, проповедью имморализма, позднее взятыми на вооружение империалистич. реакцией. В конце 19 в. рост рабочего движения вызвал к жизни пролет, лит-ру (историч. роман о Крест, войне 16 в. За свободу, 1898, Р. Швейхеля, 1821-1907, и др.). Одним из выдающихся марксистских лит. критиков и историков лит-ры герм, пролетариата стал Ф. Меринг (1846- 1919). Нек-рые демократически настроенные писатели сыграли немаловажную роль в появлении натурализма. Роль натурализма в нем. лит-ре во многом отлична от судьбы этого направления во Франции. Часть задач, не решённых нем. критич. реализмом после 1848, решили нем. натуралисты - тема выступлений пролетариата вошла в творчество Р. Де-меля (1863-1920) и др. Как натуралист начал свой путь выдающийся драматург Г. Гауптман (1862-1946; Перед восходом солнца, 1889), его драма Ткачи (1892) изображает силезское восстание 1844. Но уже к нач. 20 в. у импрессионистов А. Хольца (1863-1929), И. Шлафа (1862-1941) возникает реакция против натурализма. Появляются нереалистич. течения - неоромантизм, символизм и др. Однако если в Потонувшем колоколе (1896) Гауптмана символика продолжала выражать гуманистич. искания, то символизм и апология государственности С. Георге (1868-1933) были откровенным проявлением декаданса. В те же годы набирает силы реализм в немецкой литературе. Углубляется социальный анализ в романе Т. Манна (1875-1955) Будденброки (1901), в первых романах Г. Манна (1871-1950) и Б. Келлермана (1879-1951). Становление реализма происходит в сложном взаимодействии с нереалистич. течениями (черты эстетизма в Богинях, 1903, Г. Манна, влияние импрессионизма на раннего Келлермана). Одна из гл. тем Т. Манна - трагич. судьба художника в бурж. обществе (новеллы Тонио Кре-гер, 1903, Смерть в Венеции, 1913). Г. Манн продолжает традиции нем. сатиры и, обращаясь к гротеску, обличает бурж.-монархич. Г. (Учитель Гнус, 1905, Верноподданный, опубл. в Г. 1918). Создаёт сатирич.-комедийные пьесы К. Штернхейм (1878-1942). Накануне 1-й мировой войны, в обстановке нарастающего революц. кризиса, зарождается экспрессионизм; бунтуя против капиталистич. действительности, он не столько изображал её, сколько выразил отвращение к ней (поэты Г. Тракль, 1887-1914, и Г. Хейм, 1887-1912). Экстатичная экспрессионистская лирика и драматургия призывают к обновлению мира, но абстрактно, утопически (драмы В. Газенклевера, 1890-1940, Г. Кайзера, 1878-1945, Э. Толлера, 1893-1939). Наибольшей остротой и пафосом борьбы насыщено творчество писателей, группировавшихся вокруг журн. Акцион (Aktion). Многие из них связали свою судьбу с борьбой пролетариата (И. Бе-хер, 1891-1958, Толлер, Р. Леонгард, 1889-1953). Журнал приветствовал Вел. Октябрьскую революцию, опубл. статьи В. И. Ленина и др. деятелей рус. революции. Влияние экспрессионизма испытывают мн. реалисты (Г. Манн, Кобес, 1925; Л. Франк, 1882-1961, Человек добр, 1917; Келлерман, 9 Ноября, 1920). В годы, следовавшие за Великой Окт. революцией в России, Ноябрьской революцией в Г., классовыми боями нач. 20-х гг., в лит-ре возникли сложные процессы. На основе реакц. апологизи-рующей лит-ры начала века возникла лит-pa, проповедующая контрреволюцию, шовинизм и агрессию и кончившая фаш. антииск-вом. С другой стороны, в союзе с неуклонно растущей социалистич. лит-рой укрепляется гуманистич. бурж. лит-pa. Т. Манн создаёт новый жанр - интеллектуальный роман (Волшебная гора, 1924). В связи с усилением реакции актуальное значение приобретает анти-воен. тема (роман Э. М. Ремарка, 1898- 1970, На Западном фронте без перемен, 1929, книги Л. Ренна, р. 1889, первые романы А. Цвейга, 1887-1968). Социальные противоречия бурж. общества находят отражение в произв. Л. Франка, Г. Фаллады (1893-1947), А. Дёблина (1S78-1957), автора романа Берлин, Александерплац (1929), и Л. Фейхтвангера (1884-1958) в романе Успех (1930), где предупреждается об опасности фашизма. Во 2-й пол. 20-х гг. при поддержке Союза пролетарских революц. писателей (1928) развивается пролет. лит-pa. Вместе с писателями, вышедшими из школы экспрессионизма (И. Бехер, Ф. Вольф, 1888-1953), молодое поколение литераторов (А. Зегерс, р. 1900, В. Бредель, 1901-64, Э. Вайнерт, 1890-1953, Э. Э. Киш, 1885-1948, Г. Мархвица, 1890-1965, и др.)закладывает основы нового художеств, метода. Приходит к марксизму Б. Брехт (1898- 1956), разрабатывающий концепцию эпич. театра. Его пьесы Трёхгрошовая опера (1928), Святая Иоанна (1929-30), Мать (1930-32) обличают бурж. общество с позиций революц. пролетариата. После установления в Г. фаш. диктатуры (1933) эмигрируют Т. Манн, Г. Манн, Л. Фейхтвангер, Э. М. Ремарк, Л. Франк, А. Цвейг, Б. Брехт, И. Бехер, А. Зегерс, Э. Вайнерт и др. В Г. остаются Гауптман, Г. Фаллада, Келлерман, Ри-карда Хух, но в лит. жизни страны почти не участвуют. Героич. страницу вписали в историю нем. лит-ры поэты - участники Сопротивления (напр., Моабитские сонеты А. Хаусхофера, 1903-45, найденные после расстрела автора). Самым значительным было творчество антифашистской эмиграции, развивающее реалистические традиции. Окрепла и выросла литература социалистич. реализма, расцвела поэзия И. Бехера. Были созданы романы Испытание (1935) В. Бределя, Седьмой крест (1939) и Транзит (1943) А. Зегерс, пьесы ф. Вольфа (1888-1953), лучшие пьесы Брехта: Мамаша Кураж и её дети (1939), Добрый человек из Сезуана (1938-40), Карьера Артуро Уи (1941), первая редакция Жизни Галилея (1938-39). Мировое признание завоевал антифаш. исто-рич. и филос. роман: трилогия Иосиф и его братья (1933-43) Т. Манна и Иудейская война (1932) Фейхтвангера. По-новому решён вопрос о призвании художника в романах Б. Франка Сервантес (1934) и Т. Манна Лотта в Веймаре (1939) - о Гёте. Г. Манн создал гуманистич. роман-дилогию о Генрихе IV (1935-38). Пёстрый состав эмиграции изображён в Изгнании (1939) Фейхтвангера и в Триумфальной арке (1946) Ремарка. Лучшие книги этого времени, проникнутые озабоченностью судьбами Г. и всего человечества, вписали славную страницу в историю нем. гуманистич. лит-ры. После разгрома фашизма Т. Манн, Г. Манн, Фейхтвангер, Ремарк не вернулись на родину. Они продолжали разрабатывать темы, связанные с их антифаш. позицией. Ремарк раскрывает трагедию рядового немца, жертвы и соучастника нац. катастрофы, порождённой фашизмом. Итог своим раздумьям над судьбами цивилизации подвёл Т. Манн в романе Доктор Фаустус (1947). Для Фейхтвангера итоговой явилась серия его послевоен. историч. романов, изображающих эпоху Великой франц. революции (Гойя, 1951, Лисы в винограднике, 1947, Мудрость чудака, 1952). Последний роман Фаллады Каждый умирает в одиночку (1947) отражает антифаш. взгляды писателя. С 1949 начинается самостоят, развитие лит-ры ГДР и ФРГ. Лит.: Пуришев Б. И., Очерки неме
|