Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 39 страница. Большевистскую фракцию в Д






Большевистскую фракцию в Д. с. поддерживала значит, группа беспарт, делегатов от профсоюзов, местных Советов и др. массовых орг-ций. Ленин призывал членов фракции, используя трибуну Д. с. для разоблачения соглашателей, сосредоточить гл. усилия на работе среди ре-волюц. масс, на подготовке вооруж. восстания.

Декларация большевистской фракции, подготовленная комиссией ЦК партии и оглашённая на Д. с. 18 сент. (1 окт.), подвергла резкой критике соглашательскую политику эсеро-меньшевистских лидеров и весь опыт коалиц. власти, подтасовку ими состава Д. с. и требовала безотлагательного созыва Всеросс. съезда Советов, передачи Советам всей власти, отмены частной собственности на землю и передачи её крестьянству, введения рабочего контроля над произ-вом и распределением, национализации важнейших отраслей пром-сти, вооружения рабочих, отмены тайных договоров и немедленного предложения всеобщего демократич.мира.

Голосование по вопросу о власти 19 сент. (2 окт.) показало крах политики соглашателей. 3/4 представителей Советов рабочих и солдатских депутатов, фабзавко-мов и профсоюзов рабочих голосовали против коалиции с буржуазией, к ним присоединилась значит, часть делегатов местных крест. Советов и нац. орг-ций. Это свидетельствовало о том, что не только пролетариат, но и большинство крестьянства против коалиции. Из-за крупных разногласий в лагере соглашателей Д. с. зашло в тупик. Эсеро-меньшевист-ская резолюция, одобрявшая коалицию с буржуазией, собрала только 183 голоса (против 813, воздержалось 80). Д. с. выявило полную беспомощность в решении вопроса о власти. 20 сент. (3 окт.) на заседании президиума Д. с. было решено выделить из состава совещания на пропорциональных началах представителей всех групп и фракций в постоянный орган - Демократический совет (Предпарламент), к-рому передавались функции Д. с.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 127); Революционное движение в России в сентябре 1917. Общенациональный кризис. [Документы и материалы], М., 1961; Крылова М. П., В. И. Ленин о тактике большевистской партии в отношении демократического совещания и предпарламента, в кн.; Некоторые вопросы стратегии и тактики партии большевиков в Октябрьской революции, М., 1968. Г.Н.Голиков.

ДЕМОКРАТИЯ (греч., demokratia, букв.- народовластие, от demos - народ и kratos - власть), форма политич. организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении гос. дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма гос-ва. Термин " Д." употребляют также применительно к организации и деятельности др. политич. и социальных институтов (напр., партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих обществ, движений, политич. курсов, течений социально-поли-тич. мысли.

Подлинно науч. понимание Д. дано марксизмом-ленинизмом, к-рый рассматривает ее в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Д.- явление историческое, изменяющееся по мере развития общества, смены социально-экономич. формаций. При первобытнообщинном строе отсутствовали классы и классовые противоречия, существовала неполитич. Д., воплощавшаяся в учреждениях родового и племенного самоуправления. С возникновением экономич. неравенства, частной собственности и эксплуатации, т. е. с появлением антагонистич. классов, вместе с гос-вом возникает политич. Д., развитие к-рой в классовом обществе неразрывно связано с гос-вом как осн. учреждением политич. власти.

В классовом обществе Д. как форма гос-ва является выражением диктатуры господств, класса как сущности государства. Отличиями Д. как формы государства от иных его форм (деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.) являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие граждан, наличие широких политич. и социальных прав и свобод, выборность осн. органов гос-ва, ведущая роль выборных представит, органов власти в системе гос. учреждений, верховенство закона и др. Различают институты непосредственной и представительной Д.: первые предполагают принятие осн. решений непосредственно избирателями (напр., в порядке референдума), вторые - полномочными выборными учреждениями (парламентом и др.).

История классового общества не знает надклассовой, или внеклассовой, Д. Бурж. Д.- наиболее развитый ист. тип Д. в эксплуататорском обществе - является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом и иными, полупролетарскими и непролетарскими трудящимися классами и слоями населения. Она характеризуется явным противоречием между декларируемой " властью народа" и действит. господством эксплуататоров. Функции институтов бурж. Д. состоят в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататорского класса, в маскировке его господства, в самоконсолидации класса буржуазии, разрешении её внутриклассовых противоречий. Такое понимание марксизмом-ленинизмом бурж. Д. не означает абсолютно негативной её оценки: Д., даже формально декларируемая, представляет собой значит, ценность, т. к. в условиях Д. рамки политич. свободы, обществ. и индивидуальной самодеятельности несравненно шире, чем в условиях авторитаризма и др. недемократич. режимов. Бурж. Д., возникнув как политич. выражение экономич. системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феод, политич. строем, она создала значительно более широкие возможности для развития движения и организации пром. пролетариата. В условиях капитализма пролетариат не удовлетворяется использованием созданных буржуазией классово-ограниченных демократич. учреждений, а борется за расширение и обновление Д. на новой социальной основе, создавая в этих целях свои политич. партии, профсоюзы и др. классовые орг-ции. В период империализма и особенно развитого гос.-монополистич. капитализма рабочий класс противопоставляет реакционным устремлениям мо-нополистич. буржуазии к свёртыванию, подрыву Д., замене её фашизмом или иным открыто реакционным режимом свои демократич. требования, свою систему демократич. организаций, борющихся за социализм. Развёртывается общеде-мократич. борьба против монополий, возглавляемая рабочим классом, как составная часть борьбы за социализм.

Исторически высшим типом политич. Д. является социалистич. Д. Это единственно возможная форма социалистич. гос-ва. Она возникает как революц. отрицание бурж. Д. Вместе с тем социалистич. Д. воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, к-рые явились результатом обществ.-политич. творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качеств, отличие социалистич. Д. от предшествовавших типов Д. состоит в полном соответствии формы и содержания демократич. учреждений, законов и т. д. и власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политич. прав и свобод, их органич. единство с социально-экономич. и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистич. интернационализм и др. институты и нормы политич. жизни, базирующиеся на экономич. фундаменте социализма. Социалистич. демократизм - универсальный принцип всей социалистич. политич. организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов гос-ва, обществ, орг-ций и органов обществ, самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистич. гос-ва.

Вместе с новым обществ, строем социалистич. Д. непрерывно развивается, проходя ряд осн. этапов: пролетарская Д. как форма диктатуры пролетариата -в условиях переходного периода от капитализма к социализму; Д., перерастающая в общенародную (вместе с перерастанием гос-ва диктатуры пролетариата в общенародное), - в условиях создания развитого социалистич. общества; о6щенародная Д. как форма обще-нар. гос-ва, общенар. политич. власти -в условиях развитого, зрелого социализма и строительства коммунизма. На всех этапах своего развития социалистич. Д. имеет классово-пролетарскую природу и направленность. Д. для трудящихся объективно означает ограничение Д. для эксплуататоров (как элемент подавления их сопротивления) в переходный период, подавление классово-враждебных, преступных, антиобществ, элементов на всех этапах становления и развития социализма.

Социалистич. Д. включает требование обществ, дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (производственной, государственной и т. д.).

Социалистич. Д. развивается как результат научно обоснованного марксизмом политич. творчества трудящихся, руководимых пролетарской революционной партией. Расширение и совершенствование Д. - планомерный процесс, направляемый марксистско-ленинской партией-руководящей силой в системе организаций социалистич. Д. Всестороннее развёртывание и совершенствование социалистич. Д. как гл. направления развития социалистич. государственности определено Программой КПСС.

Формы социалистич. Д. разнообразны. Государственное и общественно-политич. строительство в странах мировой социалистич. системы выявило ряд специфич. черт, способов организации и функционирования социалистич. Д. при сохранении её гл. общих существ, черт.

Марксисты-ленинцы решительно выступают как против реформистских и право-ревизионистских требований " чистой", " внеклассовой" Д., фактически означающих перепев взглядов бурж. идеологов по этому вопросу, так и против левореви-зионистских стремлений к отрицанию социалистич. Д. и замене её военно-бю-рократич. режимом.

В ист. перспективе социалистич. Д. как политич. явление отомрёт вместе с гос-вом и всей политич. надстройкой в условиях высшей фазы коммунизма. На смену Д. социалистической придёт нено-литич. Д. как форма организации общественного коммунистического самоуправления. См. также Государство.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс ф.. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина " Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33; е г о ж е, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, там же, т. 37; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Советская социалистическая демократия, под ред. М. Б. Митина, М., 1964; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность, М., 1967; Проблемы демократии в современном мире, М., 1967; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970. В. Е. Гулиев.

ДЕМОКРАТИЯ ВНУТРИПАРТИЙНАЯ, основа организации и деятельности КПСС и др. марксистско-ленинских ком-мунистич. и рабочих партий, важнейшая сторона руководящего принципа органи-зац. строения партии - демократического централизма. Под Д. в. понимается активное участие коммунистов в решении всех парт. дел. Раскрывая сущность Д. в., В. И. Ленин писал: " Это значит, что все дела партии ведут, прямо или через представителей, все члены партии, на равных правах и без всякого исключения; причем все должностные лица, все руководящие коллегии, все учреждения партии - выборные, подотчетные, сменяемые" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 14, с. 252).

До Окт. революции в подпольных условиях партия вынуждена была ограничивать Д. в., напр, гласность, регулярную выборность и отчётность парт, к-тов. Нелегальная партия могла успешно действовать только на основе строжайшей конспирации. В то время ЦК и местные к-ты партии часто кооптировали профессиональных революционеров в свой состав. Однако и в условиях политич. преследований все важнейшие вопросы парт, жизни решались коллегиально на съездах и конференциях партии, на пленумах Центрального К-та. ЦК партии выбирался на парт, съездах и отчитывался за свою деятельность. Выбирались и отчитывались руководящие органы многих местных парт, орг-ций. Каждому члену партии предоставлялось право обращаться с заявлением в ЦК, редакцию ЦО и к парт, съезду (см. " КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 1, 1970, с. 67). В период подъёма Революции 1905-07, когда была завоёвана свобода собраний, союзов и печати, Ленин предложил "... начать сейчас же, немедленно, применение выборного начала" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 84). В годы реакции (1907-10) партии пришлось опять сузить Д. в. 5-я конференция РСДРП (общероссийская, 1908) допустила применение принципа кооптации.

С победой Великой Окт. социалистич. революции партия широко развернула Д. в. Даже в суровых и трудных условиях Гражд. войны 1918-20 ежегодно созывались съезды партии и парт, конференции, регулярно проходили пленумы ЦК. Докладывая 9-му съезду партии (1920) о работе ЦК, Ленин подчеркнул, что "... только коллегиальные решения ЦК, принятые в Оргбюро или в Политбюро, или пленуме ЦК, исключительно только такие вопросы проводились в жизнь секретарем ЦК партии. Иначе работа ЦК не может идти правильно" (там же, т. 40, с. 238). 10-й съезд партии (1921) принял решение о всемерном проведении в жизнь Д. в., чтобы обеспечить всем коммунистам активное участие в жизни партии и парт, строительстве, исключить всякое назначенство как систему, ввести широкую выборность парт, органов снизу доверху, их подотчётность и подконтрольность.

Давая свою трактовку Д. в., троцкисты и др. антипарт, элементы стремились обосновать право на существование внутри партии оппозиции, выступающей против политики, принятой большинством партии, т. е., демагогически прикрываясь Д. в., добивались свободы фракций и группировок. Партия осудила эти попытки и обязала всех коммунистов отстаивать единство партии, пресекать малейшие проявления фракционной борьбы и раскола. 17-й съезд ВКП(б) (1934) дополнил Устав спец. разделом о Д. в. и парт, дисциплине.

В связи с демократизацией сов. избирательной системы на основе Конституции СССР (1936) пленум ЦК ВКП(б) в февр. 1937 принял резолюцию о необходимости перестроить парт, работу на основе безусловного и полного проведения в жизнь начал Д. в. Эти меры были закреплены затем в Уставе ВКП(б), принятом 18-м съездом партии (1939). Однако на практике, ь обстановке культа личности Сталина, имели место нарушения принципов Д. в. Партия преодолела эти нарушения. В Устав, принятый 22-м съездом КПСС (1961), включено спец. положение о коллективности руководства как непременном условии нормальной деятельности парт, орг-ций, правильного воспитания кадров, развития активности и самодеятельности коммунистов. Большое значение для утверждения принципов Д. в. имели постановления Октябрьского и Ноябрьского (1964) пленумов ЦК КПСС, признавших порочным субъективистский подход к решению вопросов.

Важным положением Д. в., закреплённым в Уставе КПСС, является свободное и деловое обсуждение членами партии вопросов парт, политики в отдельных парт, орг-циях и в партии в целом. Каждый член партии может вносить предложения, открыто высказывать и отстаивать своё мнение до принятия парт. орг-цией определённого решения. Каждый член партии имеет право критиковать любого коммуниста, независимо от занимаемого им поста. Лица, виновные в зажиме критики и в преследовании за критику, привлекаются к строгой парт, ответственности, вплоть до исключения из рядов КПСС. В Отчётном докладе ЦК на 24-м съезде КПСС говорилось: " Развитие внутрипартийной демократии неотделимо от укрепления партийной дисциплины. Опыт подтверждает, что сила, дееспособность партии во многом определяются тем, насколько последовательно и правильно проводится в жизнь принцип демократического централизма. Для марксистско-ленинской партии одинаково вредны как анархическая распущенность, выдаваемая за демократию, так и бюрократическая централизация, сдерживающая развитие инициативы и активности коммунистов" (Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 95). Строжайшее соблюдение и развитие Д. в. имеет огромное значение не только для КПСС, но и для всего междунар. коммунистич. движения. Лит. см. при ст. Демократический централизм., Л. В. Шириков.

ДЕМОКРИТ (Demokritos) [p. ок. 460, Абдера (Фракия), - ум. ок. 370 до н. э.], древнегреческий философ-материалист, один из первых представителей атомизма. Из сохранившихся отрывочных сведений о жизни Д. известны его многочисленные путешествия в разные страны (в т. ч. в Египет, Вавилонию, Иран, Индию, Эфиопию), энциклопедич. характер его познаний: Д. занимался всеми существовавшими тогда науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, медициной, филологией, техникой, теорией музыки и т. д. Из многочисл. соч. Д. (Диоген Лаэртский насчитывает их до 70) до нас дошло только около 300 фрагментов. Многие авторитетные антич. источники восхваляют простоту, ясность и красоту стиля Д., по своей поэтичности приближающегося к стилю Платона.

Демокрит. Бюст работы греческого мастера. 2 в. до н. э. Римская копия. Капитолийские музеи. Рим.

Ист. место философии Д. определяется переходом др.-греч. натурфилософии к выработке понятия индивидуума, индивидуального бытия. Это нашло своё отражение в исходном понятии философии Д.- понятии " атома" как нек-рого неделимого материального индивидуума (греч. atomos, как и лат. individuum, означает " неделимый"), к-рый признаётся не возникшим и не гибнущим, не разрушимым, не подверженным к.-л. воздействию извне, подлинным бытием, противостоящим пустоте как абс. ничто, абс. небытию. Атом т. о. превращался у Д. просто в геометрич. тело, к-рое также неразрушимо, вечно и не имеет к.-л. физич. свойств. Д. отрицал бесконечную делимость материи. Атомы различаются между собой только формой, порядком взаимного следования и положением в пустом пространстве, а также величиной и зависящей от величины тяжестью. Они имеют бесконечно разнообразные формы с впадинами или выпуклостями. Д. называет атомы также " фигурами" (греч. schemata) или " видиками" (греч. eidola), из чего следует, что атомы Д. являются максимально малыми, далее не делимыми фигурами или статуэтками. В современной науке много спорили о том, являются атомы Д. физич. или геометрич. телами, однако сам Д. ещё не дошёл до различения физики и геометрии. Из этих атомов, движущихся в различных направлениях, из их " вихря" по естеств. необходимости путём сближения взаимно подобных атомов образуются как отд. цельные тела, так и весь мир; движение атомов вечно, а число возникающих миров бесконечно. Атомы для человека невидимы, а человеческие отношения объясняются истечениями из атомов, " видиками", действующими на наши органы чувств и вызывающими соответствующие ощущения, так что не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота.

Душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Мышление, хотя и основанное на ощущениях и носившее у Д. вполне телесный характер, тем не менее ставилось у него выше всего; ощущения, взятые сами по себе, ложны. Этика впервые становится у Д. отд. наукой. Высшее блаженство Д. видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. Д. одним из первых говорил об ист. прогрессе в области наук, иск-в и ремёсел, происхождение к-рых Д. объяснял нуждой, потребностями людей. В. И. Ленин высоко ценил материализм Д., обозначив его именем материалистическую традицию в истории философии (" линия Демокрита") (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 131; ср. с. 375-76)

Соч.: Die Fragmente der Vorsokratiker. hrsg.von H.Diels, 9 Aufl., Bd2, В., 1959, гл.68, S. 81 - 229; рус. пер. всех фрагментов Демокрита - в кн.: Маковельский A. O. Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 209-365.

Лит.: Маркс К.иЭнгельс ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 17 - 98; Лурье С. Я.. Демокрит, М., 1970; Тимошенко В. Е., Материализм Демокрита, М., 1959; Асмус В. ф., Демокрит, [М.], 1960; Лосев А. Ф., История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, с. 428 -500; Natоrр P., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Altertum, В., 1884, S. 164-208; LowenheimL., Die Wissenschaft Demokrits..., В., 1914; Langerbeck H., Studien zu Demokrits Ethik und Erkenntnislehre, В., 1935. А. Ф.Лосев.

ДЕМОН (от греч. daimon), в др.-греч. религии и мифологии - всякое не определяемое более точно божество, способствующее или препятствующее человеку в исполнении его намерений; в христианской религии - злой дух, бес, дьявол.

ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ (от де... и монета), лишение гос. властью монет силы законного платёжного средства и средства обращения. Монета, подвергшаяся Д., сохраняет свою стоимость лишь в соответствии со стоимостью содержащегося в ней металла (по его весу). Д. проводится в связи с изменением ден. системы, напр, в случае обесценения металла, из к-рого чеканится монета, н перехода к новому валютному металлу. Так, падение стоимости меди привело к Д. медной монеты в странах с медной валютой. Непрерывное обесценение серебра в 19 в. заставило почти все гос-ва произвести Д. серебряной монеты и перейти к золотой валюте. В СССР в 1961 в связи с изменением масштаба цен и выпуском новых ден. знаков была проведена Д.: монеты от 5 коп. и выше были изъяты из обращения, за монетами достоинством в 1, 2 и 3 коп. сохранена законная платёжная сила; они применяются наравне с новыми монетами того же достоинства.

Д. может проводиться и по политич. соображениям (напр., Д. монет царской чеканки в СССР после Великой Окт. социалистич. революции).

ДЕМОНОЛОГИЯ (от демон и ...логия), в ряде религий учение о злых духах, исторически восходящее к первобытной вере в духов. Наиболее значима Д. в религиях с дуалистич. членением Вселенной на мир добра и мир зла - в зороастризме и манихействе. В позднейших религиях, испытавших влияние зороастризма (иудаизм, христианство, ислам и др.), Д. также стала важной составной частью вероучения.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio - показывание), 1) шествие, митинг и др. формы массового выражения обществ, настроений (см. Демонстрация политическая). 2) Наглядный способ ознакомления слушателей с к.-л. явлением, предметом, напр. Д. на учебных занятиях моделей животных, хим. реакций и пр. 3) Угрожающие действия со стороны к.-л. гос-ва. Впереносном смысле - нарочито подчёркнутое, вызывающее поведение.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, массовое выражение обществ, настроения, нар. торжества или гнева, политич. требований, протеста (шествие, митинг и т. п.). До победы социалистич. строя -одна из форм революц. борьбы пролетариата, трудящихся масс. Развитие революц. движения сопровождалось Д. п.; они широко проводились ещё в эпоху бурж. революций 17-18 вв., в особенности в годы Великой франц. революции 1789-94. Начиная с 19 в. Д. п. становятся важной формой политич. борьбы рабочего класса. Мощными Д. п. сопровождались: борьба англ, рабочих за избират. Реформу, восстания лионских ткачей 831-34, движение чартистов, Революции 1848, Парижская Коммуна 1871 и др. Д. п. особо острый характер принимают в эпоху империализма, широко развёртываясь как в метрополиях, так и в колониях, являясь мощным средством борьбы против империализма, против колониализма, за социализм, против расизма, против развязывания империалистич. войн, за мир.

В России первые Д. п. происходят в 60-70-х гг. 19 в.; активное участие в них принимала разночинная интеллигенция, а затем всё большие массы рабочих (напр., демонстрации 1876, 1891, 1896, 1901 и 1902). Д. п. сопровождалось празднование Первого Мая. Грандиозные Д. п. происходили в ходе трёх рус. революций - Революции 1905-07, Февр. бурж.-демократич. революции и Великой Окт. социалистич. революции 1917. Во время Революции 1905-07 произошли такие крупные Д. п., как январские демонстрации против злодеяния царизма 9 янв. 1905, демонстрация во время похорон Н. Э. Баумана в окт. 1905, демонстрации во время Окт. Всеросс. политич. стачки и декабрьских вооруж. восстаний и т. д. В период между Февр. и Окт. революциями 1917 под руководством партии большевиков проходил ряд мощных демонстраций, направленных против политики Врем, пр-ва, мобилизующих рабочий класс на борьбу за перерастание бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую (апрельская, июньская и июльская демонстрации).

После победы Великой Окт. социалистич. революции в России и социалистич. революций в ряде стран Европы и Азии характер Д. п. в СССР и др. социалистич. странах коренным образом изменился. Ежегодно в СССР и странах социализма проходят многомиллионные демонстрации в дни революционных праздников - 1 Мая, в годовщину Окт. революции и в годовщины нар. социалистич. революций. Они являются выражением торжества, преданности народов социалистич. строю, наглядным показом успехов и достижений. Мощными демонстрациями выражали и выражают трудящиеся СССР и др. социалистич. стран свой гнев и протест против происков меж-дунар. империализма, выступают в защиту дела борьбы за мир, демократию и социализм. На Д. п. демонстранты несут знамёна, стяги, лозунги, транспаранты, портреты и т. п.

ДЕМОР (Demoor) Жан (25.4.1867, Эттербек, -1941, Брюссель), бельгийский врач и педагог, организатор первых вспомогательных школ в Бельгии (1897). В 1899-1937 проф. физиологии Брюссельского ун-та. Горячо пропагандировал необходимость обществ, заботы об аномальных детях, открытия спец. учреждений для них, разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, составил ценные рекомендации по методике отдельных уч. предметов. Правильно выступая против бесполезных, абстрактных знаний при обучении аномальных детей, пришёл к неправильному выводу о необходимости максимально сократить программы по общеобразоват. предметам. Д.- автор ряда работ, посвящённых воспитанию и обучению аномальных детей, в к-рых подробно освещён вопрос о классификации аномальных детей. Однако Д. чрезмерно расширял понятие умственной отсталости, включая в эту категорию и педагогически запущенных детей. Это вызывало справедливые возражения уже у современников Д. Осн. труд -" Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе" (1901, рус. пер. 1909).

Демонстрация 18 июня 1917. Петроград.

Демонстрация представителей трудящихся 1 мая 1971. Москва. Красная площадь.

ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ (франц. demoralisation, от лат. de - приставка, означающая недостаток, отсутствие, и moralis -нравственный), моральное разложение, упадок нравственности, дисциплины, духа.

ДЕМОС (греч. demos - народ), в широком смысле слова Д.- свободное население др.-греч. городов-гос-в, обладавшее гражд. правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения). Пер-вонач. смысл слова Д.- народ, округ, но уже в гомеровскую (11-9 вв. до н. э.) и архаическую (8-6 вв. до н. э.) эпохи этим термином назывались нар. массы, простой народ (преим. сел. население), противостоящий родовой аристократии - евпатридам. В 6-5 вв. до н. э. в понятие Д. стали включать наряду с сел. населением и часть городского (ремесленников, торговцев). Позднее, с кон. 5- 4 вв. до н. э., Д. стали наз. бедную (преим. городскую) часть населения.

ДЕМОСФЕН (Demosthenes) (ок. 384 дон. э., Аттика, -322 дон. э., Калаврия), др.-греч. оратор и политич. деятель. Род. в семье оружейного мастера. Изучив ораторское иск-во, Д. стал логографом, т. е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в нар. собрании. Сохранились приписываемые Д. 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них ок. 20 речей и неск. писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Д. произнёс свою первую " Филиппику" - речь против макед. царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в к-рой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнич. политике Македонии, угрожавшей независимости греч. полисов. С этого времени Д. стал признанным вождём антимакед. группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной гос. повинности - триерархии, т. е. снаряжения воен. корабля - триеры отд. гражданами иметеками, и об использовании теорикона, т. н. зрелищных денег на воен. цели; путём ряда воен. союзов Д. добился создания антимакед. коалиции греч. полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) Д. продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакед. позиции. В 323 (после смерти Александра Македонского) снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323-322) Д., преследуемый врагами, отравился. По-следоват. патриотич. позиция Д., непревзойдённое ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства.

Демосфен. Статуя работы Полиевкта. Ок. 280 до н. э. Римская копия. Новый корпус. Ватикан. Фрагмент.

Изд.: Orationes, [v. 1 - 3], ed. С. Fuhr und J. Sykutris, Lpz., 1914-27; в рус. пер. -Речи, пер. с греч., предисл. С. И. Радцига, М., 1954.

Лит.: Жебелев С. А., Демосфен, Берлин- П.- М., 1922; Cloche P., Demosthenes et la fin de la democratic athenienne,
[2ed.], P., 1957; J ae ge r W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, [В.], 1939; M a t h i e u G., Demosthene, I'homme et 1'oeuvre, P., [1948]. И. В. Поздеева.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал