![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания. 3.1 Структурный анализ рычажного механизма ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
3.1 Структурный анализ рычажного механизма
Структурный анализ состоит в определении числа подвижных звеньев, их характера движения, вида и рода кинематических пар, степени подвижности. Он выполняется аналогично примеру решения задачи 2 контрольной работы №1 3.2 Определение недостающих размеров. 3.2.1 Коэффициент изменения средней скорости хода. Определение размеров звеньев относится к задаче синтеза, т.е. проектированию схемы механизма по заданным конкретным условиям и входным параметрам на синтез. Для большинства схем задача сводится к синтезу по коэффициенту изменения средней скорости выходного звена (коэффициент производительности) и величине перемещения Н выходного звена или по величине хода Н, коэффициенту К и крайним положениям звеньев. Коэффициентом изменения средней скорости хода К называется отношение средней скорости
Из рисунка 3.1, а и 3.1, б очевидно, что
Рисунок 3.1 – Схемы механизмов в крайних положениях
тогда
По заданному значению коэффициента К из уравнения (3.3) определим угол
Затем по уравнению (3.2) определяют углы Рассмотрим примеры синтеза простейших механизмов. 3.2.2 Синтез кривошипно-ползунного механизма. Требуется спроектировать центральный кривошипно-ползунный механизм по заданному ходу Н выходного звена и отношению длин звеньев:
Рисунок 3.2 – Схема центрального кривошипно-ползунного механизма
Из рисунока 3.2 центральной схемы кривошипно-ползунного механизма очевидно, что
отсюда
тогда
3.2.3 Синтез коромыслово-ползунного механизма по крайним положениям коромысла и ходу ползуна. Дано: Н – перемещение ползуна, м;
Рисунок 3.3 – Схема коромыслово-ползунного механизма в крайних положениях
Требуется определить: Из рисунка 3.3 следует, что хорда
Угол размаха коромысла:
Из прямоугольного треугольника ОСА определим длину коромысла:
По заданному соотношению
Межосевое расстояние Y выбирают из условия, чтобы угол 3.2.4 Синтез тангенсального механизма. По заданному углу размаха коромысла (кулисы)
Рисунок 3.4 – Схема тангенсального механизма в крайних положениях
Из рисунка 3.4 очевидно, что
Длину коромысла (кулисы)
где,
3.2.5 Синтез шарнирного четырёхзвенника. Пример 1. Спроектировать шарнирный четырёхзвенник по крайним положениям коромысла и величине перемещения Н выходного звена (рисунок 3.5). Дано: Требуется определить:
Рисунок 3.5 – Схема шарнирного четырёхзвенника в крайних положениях Из рисунка 3.5 очевидно, что хорда Из прямоугольного треугольника
В масштабе
В полученной системе двух линейных уравнений с двумя неизвестными правые части известны, так как
где
Пример 2. Спроектировать шарнирный четырёхзвенник по одному крайнему положению коромысла Рисунок 3.6 – Шарнирный четырёхзвенник в крайних положениях Дано:
К – коэффициент производительности. По заданному значению коэффициента из уравнения (3.4) определяем угол:
В масштабе 3.2.6 Синтез кулисных механизмов. Пример 1. Спроектировать кулисный механизм с качающейся кулисой по заданным перемещениям Требуется определить длину кривошипа Рисунок 3.7 – Схема кулисного механизма в крайних положениях
Из рисунка 3.7 очевидно, что
По заданному коэффициенту
Из прямоугольного треугольника
Из прямоугольного треугольника
Из прямоугольного треугольника
ПРИМЕР 2. Спроектировать кулисный механизм с вращающейся кулисой, если дано Требуется определить длину кривошипа Рассмотрим два крайних положения механизма
Рисунок 3.8 – Механизм с вращающейся кулисой в крайних положениях
По уравнению (3.4) определяем угол
Из уравнения (3.2) определяем угол рабочего и холостого ходов кривошипа:
Из прямоугольного треугольника
Длина кулисы 3.2.7 Синтез многозвенных механизмов. Синтез многозвенных рычажных механизмов основан на синтезе рассмотренных простейших механизмов, так как в многозвенном механизме всегда можно выделить звенья, образующие простейшие механизмы, такие как кривошипно-ползунный, коромыслово-ползунный, шарнирный четырёхзвенник, тангесный или кулисный механизмы.
3.3 Построение планов механизма. Графический метод кинематического исследования рычажных механизмов методом планов состоит в построении планов механизма, планов скоростей и планов ускорений, построенных в масштабе. В курсе ТММ вместо масштаба пользуются понятием масштабного коэффициента. Масштабным коэффициентом называется отношение численного значения действительной физической величины с присущей ей размерностью к длине отрезка в миллиметрах изображающего эту величину на чертеже. Масштабный коэффициент в отличие от масштаба имеет размерность соответствующих физических величин отнесённых к миллиметрам, например:
В таблице 3.1 приведены рекомендуемые масштабные коэффициенты
Таблица 3.1 – Значения масштабных коэффициентов
В выбранном (принятом) масштабе длин Kl определяют отрезки в миллиметрах, изображающие длины звеньев на чертеже, например:
где
Построение планов механизма выполняется в следующем порядке: сперва наносятся все неподвижные элементы (центры неподвижных шарниров и оси поступательных пар). Затем строится кривошипная окружность т дуги окружностей (траектории), описываемые точками коромысла или кулисы и вычерчиваются крайние положения механизма. Сообразуясь с заданным направлением вращения кривошипа и с учётом угла рабочего хода ( 3.4 Построение планов скоростей. По заданной частоте вращения кривошипа определяют его угловую скорость по формуле
где
Линейную скорость конца кривошипа определяют по формуле
где
Для построения планов скоростей принимают или определяют масштабный коэффициент планов скоростей
где Например,
Длину отрезка следует выбирать таким образом, чтобы масштабный коэффициент был бы стандартным. В принятом масштабе В таблице 3.2 приведены уравнения для определения скоростей при исследовании диад различных модификаций. 3.5 Построение планов ускорений. Ускорение точки А – конца кривошипа определяют из условия, что тогда
где
Выбирают масштабный коэффициент 3.6. Построение диаграмм движения выходного звена. Диаграмму перемещения выходного звена (ползуна)
Таблица 3.2 - Таблица кинематики диад
Продолжение таблицы 3.2
Масштаб времени
где
Масштаб перемещения При увеличении отрезков перемещений
При уменьшении
График скорости выходного звена Масштаб скорости на диаграмме При увеличении
При уменьшении
Аналогично строят график ускорений 3.7 Определение скоростей и ускорений центров масс звеньев. Скорости и ускорения центров масс звеньев определяются по теореме подобия для первого положения при рабочем ходе (исключая крайнее положение). Величина скорости центра масс i-го звена:
где
Величина ускорения центра масс i-го звена
где
3.8 Определение угловых скоростей и ускорений звеньев механизма (приложение 1). Угловая скорость i-го звена определяется по зависимости:
где
Угловое ускорение i-го звена:
где
Направления угловых скоростей и угловых ускорений звеньев механизма показываются круговыми стрелками на плане механизма в приоложении А. 3.9 Определение относительных угловых скоростей звеньев. Относительная угловая скорость звеньев, образующих вращательную, пару определяется по формуле
При разном направлении угловых скоростей звеньев (рисунок 3.9) относительная скорость равна сумме угловых скоростей звеньев:
Рисунок 3.9 – Диада с различным направлением вращения звеньев
При одинаковом направлении угловых скоростей звеньев относительная угловая скорость равна абсолютной разности угловых скоростей звеньев (рисунок 3.10)
Рисунок 3.10– Диада с одинаковым направлением вращения звеньев
Список литература
1 Курсовое проектирование по теории механизмов и машин/ Под общ. ред. Г.Н. Девойно.- Мн.: «Выш. шк.», 1986. – 286 с. 2 Кореняко А.С.и др. Курсовое проектирование по теории механизмов и машин. – Киев: Вища шк., – 1970. – 332 с. 3 Теория механизмов и машин. Сборник контрольных работ и курсовых проектов. / Под общей редакцией Н.В. Алехновича.- Минск Выш. шк., 1970. – 252 с. 4 Теория механизмов и машин/ Под ред. К.В. Фролова.- Масква. Выш. шк., 1987. – 496 с. 5 Структурный, кинематический, силовой анализ рычажных механизмов и синтез планетарных механизмов: Методические указания к контрольные работе по курсу «Теории механизмов и машин» для студентов заочного факультета.- Могилев. ММИ., 1987. –40 с. 6 Машков А.А.Теория механизмов и машин.- Мню Выш. шк., 1971. – 472 с.
Приложение А (рекомендуемое)
Приложение Б (рекомендуемое)
|