Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Кино 50 страница
Лит.: Песоцкий А. Н., Лесопильно-строгальное производство, М.- Л., 1958; Афанасьев П. С., Конструкции деревообрабатывающих станков, 3 изд., т. 1, М., 1960; Якунин Н. К., Круглые пилы и их эксплуатация, М.- Л., 1960; Деревообрабатывающее оборудование. Каталог-справочник, М., 1965; Власов Г. Д., Куликов В. А., Родионов С. В., Технология деревообрабатывающих производств, 2 изд., М., 1967. Н.К.Якунин. ДЕРЕВОРЕЖУЩИЙ ИНСТРУМЕНТ, инструмент для изменения размеров и формы деревянных заготовок и деталей посредством резания древесины со снятием стружки машинным (станочным) или ручным способом. Д. и. характеризуется режущими элементами - углами резания (рис. 1), формой режущих граней и лезвия. Кроме того, станочный Д. и. имеет крепёжные части, к-рые входят в соприкосновение с соответствующими частями деревообрабатывающих станков и служат для координирования положения Д. и. относительно обрабатываемой заготовки и передачи сил резания деталям и узлам в.станках. Крепёжные части различных Д. и. разнообразны, но все они должны обеспечивать безопасность работы и необходимую точность обработки. Рис. 1. Режущие элементы дереворежущего инструмента: Y-передний угол; В-угол заострения; а-задний угол; фв - угол встречи с волокнами; и- скорость подачи; v- скорость резания. Многие типы станочных Д. и. работают при высоких скоростях резания, достигающих 60-100 м/сек, и подаче до 100-180 м/мин. В связи с этим к конструкции Д. и. и материалам, из к-рых они изготовляются, предъявляются высокие требования по прочности, износоустойчивости, твёрдости, вязкости и способности приобретать и длительно сохранять необходимую остроту лезвия. Материалом для станочного Д. и. служат легированные и углеродистые стали, отдельные марки твёрдых сплавов и абразивы. Для повышения износоустойчивости режущих элементов Д. и. применяют поверхностное их упрочнение цементацией, азотированием, нанесением электролитич. покрытий и т. д. При обработке клеёных древесных материалов (фанеры, древесных плит) и особо твёрдых пород древесины используют Д. и., у к-рого режущие элементы оснащены пластинками твёрдого сплава. В процессе работы Д. и. должны обеспечивать получение высоко - качественных поверхностей обработки, отвечающих заданным требованиям как по точности размеров, так и по чистоте поверхности. Рис. 2. Дереворежущий станочный инструмент: а-дисковая пила; б-строгальный нож; в-фреза фасонная; г-фреза концевая; д, е -свёрла; ж- зенкер; з- долото. Это достигается точным изготовлением станочного Д. и., нормированной его термообработкой, точной заточкой и доводкой режущих кромок (лезвия), балансировкой и точной установкой в станке. Для заточки станочных Д. и. применяются заточные автоматы, требования к конструкции к-рых определяются типом инструмента. Д. и. отличаются от металлорежущих инструментов малыми углами заострения и резания и высокой остротой лезвия. К ручному Д. и. относятся различные пилы, топоры, стамески, долота, ножи (железки) для шерхебелей, рубанков и ручных фганков. Станочный Д. и. (рис. 2) сложен по конструкции: в зависимости от вида механической обработки древесины применяют: в круглопиль-ных станках - дисковые пилы (а); в строгальных - строгальные ножи (б); во фрезерных - фрезы фасонные (в), концевые (г); в сверлильных -свёрла (д, е), зенкеры (ж), долота (з) и др. Лит. см. при ст. Деревообрабатывающий станок. Н. К- Якунин. ДЕРЕВСКАЯ ПЯТИНА, один из пяти терр.-адм. р-нов Новгородской феод, республики, расположенный между pp. Ло-вать и Мета. ДЕРЕВЯНКА, посёлок гор. типа в При-онежском р-не Карельской АССР. Ж.-д. станция в 20 км к Ю. от Петрозаводска. Филиал Петрозаводской слюдяной ф-ки. Звероводство (голубой песец). ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА, обширная область архитектуры, искусство строить из дерева, обладающее особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приёмами. Благодаря своей доступности, прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобству обработки дерево является прекрасным строит, материалом. Поэтому в местностях, богатых лесом, Д. а.- один из древнейших видов архитектурно-строит. деятельности человека (остатки свайных поселений на р. Модлоне в Вологодской обл. относятся к эпохе неолита). Д.а.более ограничена в своих возможностях, чем каменная; её выразительность достигается простыми геом. формами (в основе к-рых лежит модуль, равный длине бревна), ес-теств. фактурой и текстурой дерева (сосна, дуо, ель, каштан, бук, пихта, пальма и др.) и декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчёркивающей её красоту. Издавна сложились 2 конструктивные системы дерев, построек - срубная и каркасная, к-рые существовали на протяжении многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени. Единые строит, приёмы, при огромном богатстве и разнообразии образных решений и ком-позиц. вариантов, определяемых социаль-но-экономич. и природно-климатич. условиями, присущи всем типам дерев, сооружений (жилым, хозяйств., культовым, оборонительным и т. д.), встречающимся в СССР, Зап. Европе, Африке, Океании, Юго-Вост. Азии, Канаде, Юж. Америке и др. Они создавали цельный и гармоничный облик городов (особенно русских) и поселений. Пожары и сравнит, недолговечность дерева обусловили почти полное исчезновение ранних памятников Д. а. В связи с этим трудно проследить эволюцию Д. а., пути и сроки трансформации примитивных 4-угольных клетей с двускатными крышами и скупым декором в сложнейшие дворцовые комплексы со сказочным великолепием деталей и переход от одноверхих срубных церквей к многоярусным и многоглавым храмам. Сохранившиеся сооружения (в основном 17-19, реже 12-16 вв.), а также описания современников, изображения на старинных документах, иконах и картинах дают представление о значительности Д. а. в прошлом, о взаимовлиянии дерев, и кам. архитектуры (прослеживается в балочно-стоечной конструкции, в формах крепостных башен, в шатровых и ярусных завершениях церквей, трёх-частной композиции жилых домов и т. д.). Особенность Д. а. -близость к окружающей природе; сооружения воспринимаются как её неотъемлемая часть. Единство и относит, устойчивость хозяйств.-бытового уклада обусловили единообразие и медленную эволюцию планировочных и объёмных решений жилого дома (в России - изба), в основе к-рого лежит сруб, или клеть, с очагом (а позже печью) и с 2- или 4-скат-ной крышей. Тип срубного жилища распространён в РСФСР, в Белоруссии, на Украине, в Прибалтике, Польше, Румынии, Чехословакии, Финляндии, скандинавских странах, в горных р-нах Италии и Швейцарии. Специфически местный характер ему придают различные размеры, расположение и формы срубов (встречаются даже характерные обычно для культовой Д. а. многогранные, напр, в пастушеских домиках Карпат), форма и покрытия крыш, планировка помещений (широко распространено трёх-частное деление с открытым очагом в центр, части), введение других материалов (напр., каменные подклеты в альпийских домах, соломенные кровли России, Украины, Белоруссии, Польши) и особенно характер декоративного убранства фасадов и интерьеров. Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (дл. 7-10 м, диаметр 25-50 см; см. Венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронто-нов - " самцов", продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупенъ (бревно с жёлобом), прижимающий сверху концы положенных на слеги тесин и особых жердей (" куриц") с крюками, на к-рых удерживается водосток. Все детали соединены без гвоздей. Обусловленный этой конструкцией предельно логичный, ясный и монументальный объём с мерным ритмом незакрытых венцов, контрастирующий с устремлённой вверх нарядной крышей, создаёт особую выразительность дерев, жилых построек, к-рая усиливается введением специфич. декоративных элементов (лаконичная и скупая скульптурная резьба, украшавшая в основном коньки и курицы крыши, балясины галерей). С удешевлением пилёного леса (после появления в 18 в. водяных, а затем и паровых лесопилок) распространились более дешёвые стропильные конструкции верхов, дощатые фронтоны и декоративные детали (причелины, " полотенца", наличники окон, балясины галерей, подзоры и т. д.); усложняется резьба (рельефная и пропильная), подражая элементам кам. декора (в формах наличников, фронтонов, балясин). Клеть делится на отдельные ячейки -помещения (2 - в центр, и сев. России; 3 - на Украине, в Белоруссии, Прибалтике). К срубу по мере надобности прирубаются другие, образуя -" двойни", " тройни". Размеры брёвен ограничивали длину и ширину постройки, но можно было значительно увеличить её высоту. Система клетей с башнями-" повалушами", соединённых сенями и переходами, на Руси называлась " хоромами". С. П е т р о в, И. Михайлов, С. Дементьев. Дворец в с. Коломенском под Москвой. 1667-68, 1681. (Не сохранился. Воспроизводится с гравюры 18 в.) Свободная, живописная композиция характерна для 3-этажных хором Строгановых в Сольвы-чегодске (1565, не сохранились) и особенно для дворца Алексея Михайловича в с. Коломенском под Москвой (1667-1668), с его асимметрией, разнообразием покрытий, сложной системой крылец, нарядной резьбой. Многообразные типы сохранившихся русских изб 18-19 вв. делятся на несколько стилистич. групп. В сев. р-нах преобладают: 4-стенные избы на высоком подклете, с двускатной крышей, далеко выступающей над фронтоном, или с крышей, выгнутой бочкой (в Архангельской, Вологодской обл.); дома " кошелем" (изба и хозяйств, двор поставлены рядом и покрыты одной асимметричной крышей) и " брусом" (двор примыкает к избе сзади) - в Карельской АССР. Фрагмент фриза и часть наличника жилого дома (19 в.) в деревне Старый Юг Горьковской области. Пропильная резьба. Сильные свесы крыш, мощные брёвна срубов и накатов " взвоза" (въезда на сеновал), скупость резных деталей придают сев. избам монументальность и суровую простоту. К ним близки избы Сибири - " двойни", " тройни" и 4-стенные, на высоком подклете, носящие ещё более замкнутый, крепостной характер. Бревенчатые стены, широкие пластины пола, " матицы" (балки) потолка, прикреплённые к стенам лавки и кровати с резными подзорами, огромные печи, цветочные росписи (сдержанные на С. и более пышные в Сибири) позволяют ощутить гармонию и связь всех деталей интерьера. Более приветливы избы среднерусской полосы (волго-окское междуречье. Северное Поволжье), украшенные нарядной плоскорельефной " глухой" резьбой (так называемая корабельная резь). В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (прочность к-рой иногда усилена дополнит, связями-раскосами или диафрагмами), к-рая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами -глиной, камнем, кирпичом (см. Фахверк). Простейшие деревянные дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Вост. Азии, Америки, Океании. По сравнению со срубной открытая каркасная конструкция, с её ритмическими рядами опор и ригелей, допускает большую свободу композиций, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с простейшими 2-комнат-ными и 3-комнатными домами создавались огромные комплексы дворцовых каркасных зданий (7-12 вв.). Мощные столбы, резные и расписанные кронштейны - " доугуны" и массивные изогнутые черепичные крыши создают впечатление большой нарядности сооружения. Очень лёгкие япон. каркасные дома, в отличие от китайских, несимметричны и видоизменяются с перестановкой внутр. перегородок. Во мн. странах Европы (ФРГ, ГДР, Австрия, Швейцария и др.) богато развито фахверковое зодчество. В хозяйственных постройках (амбары, склады, мельницы, мосты, бани) особенно чётко проявляется инженерно-конструкторское мышление народных мастеров. Применяемые здесь особые, функционально оправданные конструктивные элементы (крылья и подпоры ветряных мельниц, крутые взвозы и галереи амбаров и сеновалов, тонкие сваи бань, мощные подпоры мостов) создают острые, выразит, силуэты построек. Древнейшие дерев, культовые сооружения известны только по лит. источникам. В рус. летописях упоминаются дубовый " о 13 верхах" Софийский собор в Новгороде (989), Успенский собор в Ростове Великом (992) и др. Храм, являвшийся единств, обществ, сооружением, выделялся высотой и размерами среди рядовой застройки города или села. Сохранившиеся на терр. РСФСР памятники датируются в основном 15-18 вв. Наиболее распространены " клетские" од-носрубные, напоминающие избу храмы с двускатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор) - Лазаревская церковь Муромского монастыря (кон. 14 в., ныне в Кижах), церковь с. Бородава (1486, ныне в Кирилло-Белозерском ис-торико-архит. и художеств, музее-заповеднике). Разнообразны шатровые храмы (6-8-гранные, квадратные или крестообразные срубы, покрытые шатром). Центр, сруб, часто расширенный вверху в виде раструба-" повала" (для опоры шатра и предохранения стен от излишней влаги), живописно сочетался с пристройками (покрытыми скатами и бочками), крыльцами, галереями с изящной резьбой (церкви в Панилове Архангельской обл., 1600, в Варзуге Мурманской обл., 1674, в Кондопоге, 1774; собор в Кеми, 1711-17). Характерны также кубоватые покрытия (см. Бочка), несущие 5 глав (храмы в с. Ку-шерека, 1669, Пияла, 1695; Преображенская церковь в Турчасове, 1781; все -в Архангельской обл.). Для средней полосы России типичны нарядные ярусные верхи из четвериков (церковь в селе Ширково Калининской обл., 1697) или восьмериков (церкви Вознесения в Торжке Калининской обл., 1653, Иоанна Богослова на р. Ишне, близ Ростова Ярославской обл., 1687 или 1689). Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи, в к-рых суровая мощь рубленых стен сочетается с изысканностью силуэта и трепетной узорчатостью покрытых лемехом глав. Шатровые восьмигранные колокольни были каркасными и обшивались в нижних ярусах брёвнами, тогда как верхние части столбов образовывали открытую галерею - звонницу. Во внутр. убранстве церквей широко использовались резьба и росписи, придававшие интерьеру радостный, праздничный характер (часовня Умиления богородицы в дер. Кор-бе Карельской АССР, 18 в.). Простейший вид украинской дерев, церкви - приземистая бескупольная церковь " хатного" типа из трёх срубов разной высоты с двускатными (церковь в с. Сычин Волынской обл., 16 в.), 8-гранными шатровыми (собор в Ковеле Волынской обл., 1505; Николаевская церковь в Виннице, 1746) или полусферическими шлемовидными завершениями (церковь Юры в Дрогобыче, 1654). Срубы часто обшиты горизонтально положенными досками. Распространены крестообразные в плане церкви с 1-9 верхами. Центр, сруб с наиболее развитым верхом всегда господствует над церковью, приближая её силуэт к пирамиде (собор в Новомосковске Днепропетровской обл., 1773-81) и достигая очень большой высоты [выс. храма в Березне Черниговской обл. (1761)-34 м ]. Рамная каркасная конструкция (храм Фогуан в горах Утайшань в Китае, 857). Мачтовая каркасная конструкция (церковь в Боргунне, Норвегия, ок. 1150). Синагога в Волпе (Гродненская область БССР). Конец 17 в. Разрез. Наиболее характерны трёхсрубные (с размещением срубов по одной оси) храмы - с уступчатыми пирамидальными покрытиями, придающими невысоким объёмам динамичность и устремление вверх. Есть храмы, завершённые целым каскадом уступов-" заломов" (церковь Николая из с. Кривкя с 6 заломами, 1763, ныне во Львове). В трёхсрубных церквах карпатских украинцев (лемков) высота объёмов нарастает к западу, где над притвором возвышается готическая по типу башня. Церкви Белоруссии близки к украинским, но обшиваются досками по вертикали (шелёвка). Дерев, гвозди, прикрепляющие доски к срубу, образуют узор. Для памятников Польши (костёлы в Дем-бно и Грывальде, оба - 2-я пол. 15 в., Рабке, 1606, Поврожнике, ок. 1643), Румынии (церковь в Филдул-де-Сус, 2-я пол. 17 в.), Чехословакии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725-26) характерно сочетание специфики дерев, зодчества с искусной интерпретацией в формах срубов, крыш и деталей стилей кам. зап.-европ. архитектуры (готики, барокко, классицизма). В синагогах этих стран дерев, срубы завершаются подвесными стропильными конструкциями, позволяющими перекрывать обширные помещения (в Гродно - в Белоруссии; в Гвоздце близ Черновиц и Острополе близ Житомира - на Украине; в Заблудуве -в Польше; все -17 в.). Подвесные стропильные конструкции, к к-рым подшивались потолки, имевшие вид цилиндрических или сомкнутых сводов, часто применялись в срубных церквах Финляндии - в Салойнене (1622), в Торнио (1686, мастер М. Хармя) и др. Храмы каркасного типа известны в Японии и Китае с первых веков н. э. (синтоистский храм в Исе; буддийские храмы -Хорюдзи, Феникса, Фогуан). В их основе лежит конструкция примитивных свайных жилищ (сооружения подняты на столбах и платформах), доведённая до совершенства иск-вом ритмической расстановки столбов, удачным сочетанием лёгких стен с массивными нависающими крышами. В Скандинавии сложился тип храмов с двойным каркасом - внутренним, из стройных столбов, соединённых арками и крестовинами, и наружным, со стенами из дерев, вертикальных пластин, закреплённых в раме (" ставкирки" Норвегии -в Урнесе, 1060-1130, Боргунне, ок. 1150). Внутр. пространство трёхъярусных пирамидальных ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил). Несмотря на сравнительно небольшие размеры, церкви кажутся монументальными, как и шведские звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (на о. Фрёсён озера Стуршён, 1754). Деревянные сооружения 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923): 1 - главный вход (архитектор И. В. Жолтовский); 2 -павильон " Махорка" (архитектор К. С. Мельников); 3- иностранный отдел (архитектор В. А. Щуко). Из дерев, оборонных сооружений, имевших вплоть до 17 в. большое значение для формирования города, его плана и силуэта, сохранилось всего несколько памятников (остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири, оба -17 в., и ограды Николо-Карельского монастыря, 1692, ныне в Музее-заповеднике Коломенское в Москве). Для этих сооружений характерны крепостные стены из срубов, засыпанных землёй, с открытым ходом по верху, к-рый защищён бревенчатым парапетом-" заборалом", и монументальные суровые башни, завершённые невысокими шатрами. В кон. 19 - нач. 20 вв. мн. архитекторы обращались к формам и декору народной Д. а. при постройке выставочных павильонов, дач, ж.-д. станций. Е. Н. Сильверсван.
|