Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 10 страница. В сент. 1919 в Е. на нелегальном совещании представителей большевистских парт






В сент. 1919 в Е. на нелегальном совещании представителей большевистских парт. орг-ций был избран Армянский к-т РКП(б) (Арменком), созвавший в янв. 1920 нелегальную парт. конференцию, на к-рой было завершено объединение большевистских орг-ций Армении. 29 нояб. 1920 рабочие и крестьяне Армении, руководимые большевиками, подняли вооруж. восстание и с помощью 11-й Красной Армии, свергнув дашнакскую диктатуру, установили Сов. власть. В февр. 1921 дашнаки при поддержке империалистов Антанты подняли контрреволюционный мятеж, захватили власть в Е., но 2 апр. 1921 этот мятеж был подавлен и в городе окончательно установилась Сов. власть. Е. стал столицей Арм. ССР. За годы довоен. пятилеток Е. превратился в крупный индустриальный, культурный и науч. центр; было построено ок. 200 крупных пром. предприятий. Выпуск пром. продукции в 1940 по сравнению с 1913 возрос в 18 раз. В 1968 отмечалось 2750-летие Е. За годы Сов. власти Е. из небольшого города превратился в один из крупнейших пром. центров Закавказья.

Экономика. Вгороде имеются многочисл. пром. предприятия, 98% к-рых построено после Окт. революции (в т. ч. ок. половины после 1950). Выпуск пром. продукции в 1970 по сравнению с 1940 возрос в 30 раз. Е.- мощный энергетич. узел, дающий большую часть электроэнергии, вырабатываемой в республике. Здесь находятся Ереванская ТЭЦ (550 тыс. квт), Канакерская и Ереванская станции Севано-Разданского каскада ГЭС, Ереванская ГЭС-2.

Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка, химич. и нефтехимич., пищ., лёгкая пром-сть, произ-во стройматериалов. Машиностроение по существу создано за годы Сов. власти; важнейшие предприятия: Армэлектрозавод им. В. И. Ленина, электроламповый, кабельный, часовые, станкостроительный им. Ф. Э. Дзержинского, электротехнич., электроаппаратный, " Электроточприбор", приборостроительный, фрезерных станков, " Гидропривод", компрессорный, " Электродвигатель", " Алмаз", полупроводников и металлокерамики, " Электрон", автозапчастей, автомобильный з-ды. Большое развитие получила химич. и нефтехимич. пром-сть; здесь размещены комбинат синтетического каучука им. С. М. Кирова, з-ды " Поливинилацетат", шинный, " Пластик", лаков и красок, химич. реактивов, фармацевтич. ф-ка. Цветная металлургия представлена алюминиевым з-дом. Осн. предприятия пищ. пром-сти - винкомбинат, з-ды коньячный, шампанских вин, консервный, мясокомбинат, масло-жировой комбинат, солерудник, экспериментальный табачный комбинат; лёгкой - шёлковый им. В. И. Ленина и камвольный комбинаты, ф-ки суконная, трикотажные, хлопкоткацкая, перчаточная, швейные, ковроткацкие, кож.-обувные; стройматериалов - комбинаты " Арммрамор", керамич. изделий, стройизделий, з-ды железобетонных конструкций, гажевый и др. Фонд жилой площади Е. - св. 7 млн. м2 (на 1 янв. 1971). Е. - осн. трансп. узел Арм. ССР. Связан ж.-д. линиями с Тбилиси, Баку и Севаном. Имеются 6 авто-моб. дорог, 2 аэропорта. Л. А. Валесян.

Архитектура. Ср.-век. памятники Е.: крестово-купольная церковь из туфа Катогике (13 в.), 8-апсидная церковь Зора-вар (1691-1705) и др. За годы Сов. власти облик Е. полностью изменился в результате огромных градостроит. работ (первый ген. план-1924, арх. А. И. Тама-нян). Гл. ансамбль центра - пл. Ленина, в к-рую вливается ряд улиц. На площади: памятник В. И. Ленину (кованая медь, 1940, скульптор С. Д. Меркуров), Дом правительства Арм. ССР (1926-41, А. И. и Г. А. Таманяны), второй Дом правительства (1955, С. А. Сафарян, В. А. Аревшатян, Р. С. Исраэлян); историч. музей Армении (1957), гостиница " Армения" (1958), здание Мин-ва связи и Совета профсоюзов (1956-58) - все три М. В. Григорян, Э. А. Сарапян. Созданы новые и реконструированы старые магистрали, получившие целостный архит. облик, - проспект Ленина, ул. Таманяна (арх. О. Т. Бабаджанян) и др. Среди общественных зданий: Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова (1926-39, арх. А. И. Таманян; завершён в 1953), центр. крытый рынок (1952, арх. Г. Г. Агабабян, инж. А. А. Аракелян), комплекс коньячного з-да (1952, арх. О. С. Маркарян), хранилище древних рукописей Матенадаран (1959, арх. М. В. Григорян), Театр им. Г. Сундукяна (1965, арх. Р. Б. Алавердян, Р. А. Бадалян), Музей истории г. Еревана (1968, арх. Ш. Р. Азатян, Б. А. Арзуманян, скульптор А. А. Арутюнян).

Памятники: Степану Шаумяну (гранит, 1931, скульптор С. Д. Меркуров, арх. И. В. Жолтовский), Давиду Сасунскому (кованая медь, 1959, скульптор Е. С. Кочар), жертвам геноцида армян 1915 (камень, листовая сталь, 1967, арх. А. А. Тарха-нян, С. Г. Калашян), установлению Сов. власти (железобетон, базальт, 1967, арх. С. А. Гурзадян, Д. П. Торосян), победе в Великой Отечеств. войне 1941- 1945 (кованая медь, туф, 1970, арх. Р. С. Исраэлян, скульптор А. А. Арутюнян). С 1960-х гг. ведётся комплексное стр-во жилых микрорайонов на свободных терр. в р-нах Ачапняк, Нор-Зейтун, Норк, созданы ансамбли научного городка ин-та физики в Ачапняке (арх. Г. А. Таманян, М. М. Согомонян), студенч. общежитии в Нор-Зейтуне (арх. Ш. Р. Азатян, Г. Б. Кочар). Вокруг города создано кольцо зелёных насаждений. Ген. план Е. 1969 (утверждён в 1970, арх. М. Д. Мазманян, Э. А. Папян и др.) предусматривает дальнейшее развитие сложившейся планировочной структуры города с преобладанием застройки повышенной этажности. См. также в ст. Армянская ССР, раздел Архитектура и изобразительное искусство.

Л. М. Бабаян.

Культурное строительство. Е. - крупный культурный и науч. центр. В Е. находятся АЙ Арм. ССР (осн. 1943) и большинство н.-и. ин-тов, входящих в её систему. В 1970/71 уч. г. в 10 вузах - Ереванском университете, политехнич., мед., пед., с.-х., художеств.-театральном и др. ин-тах - обучалось 48, 2 тыс. студентов, в 24 ср. спец. уч. заведениях 26, 8 тыс. уч-ся, в 16 проф.-технич. училищах 6, 5 тыс. уч-ся, в 212 общеобразоват. школах 166, 6 тыс. уч-ся. В 1970 в 240 дошкольных учреждениях воспитывалось св. 35 тыс. детей.

На 1 янв. 1971 имелось: 116 массовых библиотек (2603 тыс. экз. книг и журналов), Гос. библиотека Арм. ССР им. А. Ф. Мясникяна (см. в ст. Библиотеки союзных республик), хранилище древних рукописен Матенадаран; музеи - Гос. историч. музей Армении, Музей революции Арм. ССР, геологич., зоологич., Музей истории г. Еревана, Картинная галерея Армении, музей лит-ры и искусств им. Е. Чаренца, музей природы Армении, дома-музеи - X. Абовяна, М. Сарьяна, А. Исаакяна, А. Спендиарова, О. Туманяна, Е. Чаренца; 8 театров - Театр оперы и балета им. А. А. Спендиарова, Драматич. театр им. Г. Сундукяна, Рус. драматич. театр им. К. С. Станиславского, Ереванский арм. драматич. театр, Театр музкомедии, Театр юного зрителя, Азерб. театр им. Дж. Джабарлы, Театр кукол; 65 клубных учреждений, 44 киноустановки; внешкольные учреждения - Дворец пионеров, станции юных техников и юных натуралистов, детская жел. дорога.

В Е. находятся респ. книжные изд-ва чАйастан" (" Армения"), " Луйс" (" Свет") и др., Респ. радио и телевидение, телецентр, Арм. телеграфное агентство (Арм. ТАГ). Выходят 11 респ. газет, а также журналы на арм., рус. и азерб. яз. (см. Армянская ССР, раздел Печать, радиовещание и телевидение), с 1957 выпускается городская вечерняя газета " Ерекоян Ереван" (" Вечерний Ереван") на арм. яз.

Здравоохранение. В 1970 было 37 больничных учреждений на 7, 5 тыс. коек (9, 5 койки на 1000 жит.), 90 врачебных амбулаторно-поликлинич. учреждений (в т. ч. поликлинич. отделения больниц и диспансеров); работали 4, 9 тыс. врачей всех специальностей (1 врач на 162 жит.), 7, 3 тыс. лиц ср. мед. персонала. 2 санатория и 1 туристич. база. Функционирует ин-т усовершенствования врачей и 8мед. н.-и. ин-тов. А. О. Геворкян.

Лит.: Акопян Т. X., История Еревана. (1801 - 1879 гг.), Ер., 1959; Симонян А. П., Ереван, Ер., 1965; Армения, М., 1966 (Серия " Советский Союз"); Яралов Ю. С., Ереван, М., 1960; Арутюнян В. М., Асратян М. М., Меликян А. А., Ереван, М., 1968. См. также лит. при ст. Армянская ССР.

ЕРЕВАНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ. Картинная галерея Армении, осн. в 1921 как отдел Гос. музея Армении (в 1931-35 отдел Культурно-ист. музея Армении, в 1935-47 самостоят. Музей изобразит. иск-в). В коллекции Е. к. г.-ок. 16 тыс. произв. изобразит. и декоративно-прикладного арм., рус., зап.-европ. и вост. иск-ва. В отделе арм. иск-ва - произв. А. Овнатаняна, И. К. Айвазовского, Г. 3. Башинджагяна, С. М. Агаджаняна, Э. П. Шаина, М. С. Сарьяна, Г. М. Гюрджяна, С. Л. Степаняна, А. М. Сарксяна, М. А. Асламазян, Э. М. Исабекяна, О. М. Зардаряна и др.; в отделе рус. иск-ва-работы Сил. Ф. Щедрина, К. П. Брюллова, И. Е. Репина, В. А. Серова, К. А. Сомова, А. Н. Бенуа, С. Т. Конёнкова, К. С. Петрова-Водкина, В. В. Кандинского, М. 3. Шагала и др.; в отделе зап.-европ. иск-ва - картины П. П. Рубенса, Ф. Друэ, О. Фрагонара, Г. Курбе и др.

Лит.: Государственная картинная галерея Армении, Ер., 1965.

ЕРЕВАНСКИЕ КУРЫ, породная группа кур мясо-яичного направления. Выведена в Армении в 1949-60 скрещиванием местных кур с петухами пород родайланд и австралорп. Хорошо приспособлена к местным условиям. Масса кур 2, 2-2, 4 кг, петухов 3, 3-3, 5 кг. Яйценоскость 160-180 яиц. Масса яиц 56- 57 г. В целях получения высокопродуктивных кур яйценоского направления и пром. гибридов для производства мясных цыплят Е. к. скрещивают с курами специализированных яйценоских и мясных линий. Разводят Е. к. в Арм. ССР.

ЕРЕВАНСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ИНСТИТУТ, создан в 1931 на базе закавказских ветеринарного (осн. в 1928) и зоотехнич. (1930) ин-тов. В составе ин-та (1971): ф-ты - зоотехнич., ветеринарный (с очным и заочным обучением), технологии молока и молочных продуктов; аспирантура; 30 кафедр, ветеринарная клиника, 4 проблемные н.-и. лаборатории, уч. х-во, учебно-опытный завод, 2 музея, в б-ке 215 тыс. ед. хранения. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось 2, 6 тыс. студентов, работало ок. 200 преподавателей, в т. ч. 29 профессоров и докторов наук, 101 доцент и кандидат наук. Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Издаёт " Труды" (с 1934, на рус. яз.).За годы существования Е. з. и. подготовил ок. 7 тыс. специалистов.

ЕРЕВАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ, осн. в 1922 как Ереванская высшая мед. школа, преобразованная в том же году в мед. ф-т Ереванского ун-та, в 1930 ф-т выделился в мед. ин-т. В составе Е. м. и. (1971): лечебный, сан.-гигиенич., педиатрич. и стоматологии, ф-ты (обучение на арм. и рус. яз.); аспирантура, клинич. ординатура, 58 кафедр, центральная н.-и., 20 проблемных и науч. лабораторий. В 1970/71 уч. г. в Е. м. и. обучалось 3, 3 тыс. студентов, работало ок. 450 преподавателей и науч. сотрудников, в т. ч. 7 академиков и чл.-корр. АМН СССР и АН Арм. ССР, 65 профессоров и докторов наук, 235 доцентов и кандидатов наук. Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. Е. м. и. издаёт науч. и уч. лит-ру.

В 1922-70 ин-т подготовил св. 7, 5 тыс. врачей.

ЕРЕВАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им.К. Маркса, готовит инженеров, архитекторов и др. специалистов для различных отраслей пром-сти. Осн. в 1930 на базе технич. ф-тов Ереванского ун-та.

В составе Е. п. и. (1971) ф-ты: механи-ко-машиностроит., электротехнич., автоматики и вычислит. техники, химикотехнологич., строит., горно-металлургич., а также заочный и вечернее отделение; филиалы в Ленинакане, Кирова-кане; 87 кафедр, 12 н.-и. лабораторий, вычислит. центр; в б-ке ок. 600 тыс. томов. В 1970/71 уч. г. в ин-те обучалось ок. 18 тыс. студентов, работало 1350 преподавателей, в т. ч. 28 профессоров и докторов наук, 360 доцентов и кандидатов наук. Обучение ведётся на арм. и рус. языках. В Е. п. и. обучается также арм. молодёжь из Грузии, Азербайджана, с Северного Кавказа и из ряда зарубежных стран (Бл. Востока, Лат. Америки, Зап. Европы и др.). Ин-ту предоставлено право приёма к защите докторских и кандидатских диссертаций. С 1941 издаётся " Сборник научных трудов".

В 1930-71 ин-т подготовил ок. 18 тыс. специалистов. А. М. Гаспарян.

ЕРЕВАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, осн. в 1920. В составе ун-та (1971): ф-ты механико-математич., прикладной математики, физич., химия., биологич., филологич., историч., юридич., экономич., товароведения и экономики торговли, геологич., географич., востоковедения, подготовит. для иностр. граждан, повышения квалификации преподавателей вузов, переподготовки руководящих экономич. работников; вечернее, заочное и подготовительное отделения; аспирантура; 85 кафедр; объединённый с АН Арм. ССР вычислит. центр, н.-и. и проблемные лаборатории, межкафедральная лаборатория применения технич. средств и программированного обучения. В б-ке св. 1200 тыс. ед. хранения.

В 1970/71 уч. г. в ун-те обучалось ок. 13 тыс. студентов (в т. ч. из ГДР, Вьетнама, зарубежные армяне из Болгарии, Румынии, Венгрии, США, Англии, Франции, стран Бл. Востока и др.), работало св. 1200 научно-пед. работников, из них 30 академиков и чл.-корр. АН СССР и АН Арм. ССР, 90 профессоров и докторов наук, 320 доцентов и кандидатов наук. В ун-те преподавали видные учёные А. Манандян, Лео (А. Бабаханян), Р. Ачарян, М. Абегян, Гр. Капанцян и др. Ун-т издаёт на арм. и рус. языках " Научные труды" (с 1925), " Вестник", " Учёные записки" (оба с 1967). В 1920-71 ун-т подготовил св. 24 тыс. специалистов. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970).

С. Т. Ахумян.

ЕРЕВАНСКОЕ ХАНСТВО, основано в 1604 иранским шахом Аббасом I на терр. Вост. Армении. Торг. и ремесл. центром Е. х. стал г. Ереван. Первым правителем (беглербегом) был назначен полководец Амиргунахан (1604-28). С сер. 18 в. эта должность стала наследственной. Господств. форма землевладения - мюлькадарство. Мюлькадарами являлись иран. ханы, беки, арм. монастыри, арм. мелики, взимавшие с крестьян, помимо гос. налогов, налоги в свою пользу. Крестьяне отбывали барщину, несли различные повинности. Постоянные тур.-иран. войны разоряли Е. х., нарушали торг. связи, усиливали произвол местных властей. С нач. 18 в. борьба за нац. освобождение приняла особенно упорный характер.

В этой борьбе армяне были поддержаны грузинским царём Вахтангом VI, а также населением Гянджи (Зап. Азербайджан). Арм. повстанцы активно участвовали в борьбе меликств Сюника и Карабаха (1724-28) против тур. ига, в рус.-иран. войнах 1804-13, 1826-28 и рус.-тур. войне 1806-12 на стороне России, у к-рой армяне искали защиты от тур. и иран. ига. По Туркманчайскому договору 1828 Е. х. было присоединено к России.

Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951;

ЕРЕМЕЕВ Константин Степанович (лит. псевд. Гудок, Гудок-Еремеев и др.) (6.6.1874- 28.1.1931), советский парт. и воен. деятель, журналист. Чл. Коммунистич. партии с 1896. Род. в крест. семье; рабочий. За революц. деятельность подвергался репрессиям; был в эмиграции. С 1910 работал в редакции " Звезды", с 1912- " Правды". В 1915 редактировал журн. " Вопросы страхования". Работал в Северо-Балтийской орг-ции большевиков. После Февр. революции 1917 чл. Бюро ЦК РСДРП. В дни Окт. вооруж. восстания чл. Петрогр. ВРК (входил в состав полевого штаба ВРК), возглавлял штурм Зимнего дворца в секторе Троицкий мост - Синий мост на Мойке. Участник подавления мятежей юнкеров и Керенского - Краснова. С дек. 1917 командующий войсками Петрогр. воен. округа. В 1918 участвовал в разгроме мятежа " левых" эсеров в Москве. В 1919-22 уполномоченный ВЦИК и ЦК РКП(б) по мобилизации в Красную Армию. Один из организаторов Госиздата, редактор " Рабочей газеты", первый редактор журн. " Крокодил" (1922-28) и др. С 1923 чл. РВС Балт. флота, с 1924 чл. РВС СССР, с 1925 нач. Политич. управления Балт. флота. На 13-м съезде РКП(б) (1924) избирался чл. ЦКК РКП(б). Делегат 14-го съезда ВКП(б). В 1926-29 представитель сов. торг. флота во Франции. В 1929-31 редактор журн. " Красная нива". Автор ряда работ об Октябрьской революции, Гражданской войне. Был членом Союза советских писателей. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.

Соч.: Пережитое. Повести и рассказы, Петрозаводск, 1964.

Лит.: Большевик-правдист. Воспоминания о К. С. Еремееве, М., 1965; Кондратьев Ф. Г., К. Еремеев, Петрозаводск, 1964.

ЕРЁМЕНКО Андрей Иванович [2(14). 10.1892, с. Марковка, ныне Ворошиловградской обл., - 19.11. 1970, Москва], Маршал Сов. Союза (1955). Герой Сов. Союза (29.7.1944). Чл. КПСС с 1918. Род. в семье укр. крестьянина-бедняка. В 1913-17 служил в старой армии, участвовал в 1-й мировой войне рядовым. В 1918 организовал партиз. отряд, влившийся затем в части Красной Армии. Во время Гражд. войны 1918-20 на командных должностях. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1925), политич. курсы при Военно-политич. академии (1931), Воен. академию им. Фрунзе (1935). Участвовал в освобождении Зап. Украины (1939) в должности командира кав. корпуса. Во время Великой Отечеств. войны командовал войсками Брянского фронта (авг.- окт. 1941), 4-й ударной армии (дек. 1941 - февр. 1942), Юго-Вост., Сталинградского и Южного (авг. 1942 - февр. 1943), Калининского (апр.- окт. 1943), 1-го Прибалт. (окт.- нояб. 1943) фронтов, Отдельной Приморской армии (февр.- апр. 1944), 2-го Прибалт. (апр. 1944 - февр. 1945) и 4-го Укр. (март - май 1945) фронтов. Участвовал в Московской и Сталинградской битвах, боях под Смоленском, освобождении Крыма, Прибалтики и Чехословакии. Был трижды ранен. После войны - командующий войсками Прикарпатского, Зап.-Сибирского и Сев.-Кавк. воен. округов (1945-58). С 1958 ген. инспектор Мин-ва обороны СССР. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Награждён 5 орденами Ленина, орденом Окт. Революции, 4 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й степени, орденом Кутузова 1-й степени, 7 иностр. орденами и медалями. Автор мемуаров " Годы возмездия. 1943-1945" (1969) и др. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

ЕРЕМЯН Сурен Тигранович [р. 28.3 (10.4).1908, Тбилиси], советский историк, акад. АН Арм. ССР (1963; чл.-корр. 1953), засл. деятель науки Арм. ССР (1961). Окончил Ереванский ун-т. Проф. (с 1955). С 1935 работал в Ин-те востоковедения АН СССР (Ленинград), с 1941 в Ин-те истории АН Арм. ССР. Был директором ин-та, возглавляет отдел древней и средневековой истории. Специалист по истории древней и средневековой Армении и истории всего Закавказья. Основные работы посвящены этногенезу армян, истории городов, вопросам периодизации истории народов Закавказья, проблемам социально-экономич. и политич. истории, историч. географии и картографии.

Основные черты общественного строя Армении в эллинистическую эпоху, " Известия АН Армянской ССР. Общественные науки". 1948, № 11; К вопросу об этногенезе армян, " Вопросы истории", 1952, № 7; Развитие городов и городской жизни в Древней Армении, " Вестник древней истории", 1953, № 3: Страна " Македония" надписи Кааба-и-Зардушт, " Вестник древней истории", 1967, №4; Армения по " Ашхарацуйц" -у, Ер., 1963 (на арм. яз.).

ЕРЕРУКСКАЯ БАЗИЛИКА, один из древнейших (5 в.) памятников армянской архитектуры, располож. вблизи пос. Анипемза Анийского р-на; 3-неф-ная, на 6-ступенчатом стилобате (низ стилобата 30 л X 40 м), с 4 выступающими на углах приделами, соединёнными друг с другом галереями. Илл. см. также т. 2, с. 242.

ЕРЕСИ (от греч. hairesis - особое вероучение, религ. секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как " отклонившиеся") от офиц. церк. доктрины в области догматики и культа. В период господства религ. идеологии Е. являлись специфич. формой социального протеста. Наибольшего развития и обществ. значения Е. достигли в ср. века, когда сложилась духовная диктатура христ. церкви, освящавшей феод. строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политич. и экономич. могущество, когда нападки на феодализм и феод. церковь принимали форму Е.

Е. в Рим. империи в период формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства возникали течения, позднее осуждённые христ. церковью как Е. Уже Апокалипсис упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др. Последователи Е. 1 - 2 вв.- преим. представители нар. масс, их учение - протест против усиления в христианстве тенденций к образованию " богатой церкви"; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархич. епископата. Идейными корнями раннехрист. Е. являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (напр., эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского). В 3 в., в период сплочения церк. организации и гонений на христианство, богословскофилос. разногласия отошли на задний план и центр. место заняли организац. споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к " отпавшим" от неё во время гонений лицам. Демократич. элементы христианства (Е. новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви " отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно зародились Е. (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологич. и тринитарные споры (о природе Христа и о Троице).

Е. в Византии. В 4 в. христианство было признано офиц. религией империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е. в собственном смысле слова. В союзе с гос. властью церковь получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения гос. должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков (к к-рым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший им в трёхмесячный срок принять офиц. вероучение. Нек-рые Е. 4-7 вв. тесно смыкались с нар. движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался со стремлением к политич. независимости окраин империи (особенно монофиситство). Наиболее значит. Е. этого времени - арианство, несторианство, Е. монофиситов, монофелитов. Еретики выступали против офиц. догматов христ. церкви о троичности божества и богочеловечности Христа. Еретики, представляя Христа как подчинённое божество (ариане), видя в нём только человеческую (несториане) или только божественную (монофиситы) природу, по сути дела ставили под сомнение осн. догматы христианского богословия.

Идейные предпосылки этих Е. коренились в антич. рационализме, противоречившем концепциям относительно единства троицы или единства божеств. и человеч. природы в одном лице. С развитием феод. отношений Е. в Византии принимают преим. форму дуалистич. учений, резко противопоставляющих " испорченный" земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии - протест нар. масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации. Осн. дуалистич. Е. в Византии - Е. павликиан, а также богомильство (распространённое, помимо Болгарии, преим. в зап. областях империи) - своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11-12 вв. в них всё более заметными становятся черты пассивного созерцатель-ства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с Е. исихастов. С 11 в. в Византия появились Е., выросшие на гор. почве и опиравшиеся на рационалистич. мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Сотири-ха и др.).

Е. в Зап. и Центр. Европе в средние века. В Зап. и Центр. Европе Е. приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и обществ. активности ср.-век. горожан, порождённый освободит. борьбой гор. коммун. Развитие товарно-ден. отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феод. противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретич. движений. Осн. Е. средневековья были гор. Е. (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361).

Районами наибольшего распространения Е. были области интенсивного гор. развития: Сев. Италия, Фландрия, Юж. Франция. Гл. объект нападок еретиков - богатство церкви, к-рому противопоставлялся идеал " апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феод. неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистич. доктрины восходивших к богомильству Е. (катары, альбигойцы), отвергавших " мир" - собственность, гос-во, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастич. настроения (вера в тысячелетнее " царство божье" на земле). Хилиазм пытался в рамках религ. мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем; большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах. Но только Долъчино в нач. 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастич. идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крест.-плебейская Е., к-рая почти всегда соединялась с восстанием. В крест.-плебейской Е. идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революц. движении в Чехии 15 в.).

В отличие от крест.-плебейской Е., бюргерская Е. не покушалась на устои феод. порядка и ограничивалась нападками на феод. церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церк. богатств, упрощения культа, ликвидации политич. власти папы и ка-толич. церкви вообще. Бюргерская Е. ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение обществ. борьбы и политич. активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Е. и крест.-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Е. явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформа-ционной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крест.-плебейская Е.- предшественницей идеологии революц. масс в ранних бурж. революциях 16-17 вв. в Германии, Нидерландах, Англии. Значение еретич. движения в целом в истории зап. средневековья очень велико; Е. подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политич. формы борьбы Е., в к-рых обществ. отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религ. облачением, мешая прояснению клас. сознания угнетённых, становились тормозом освободит. движения масс.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., [Письмо] А. М. Горькому, [Вторая половина ноября, 1913], Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1960; Сидорова Н. А., Народные еретические движения во Франции в XI -XII вв., в сб.: Средние века, в. 4, М., 1953; Бортник Н. А., Еретические секты в Италии первой пол. XIII в., там же, в. 10, М., 1957; Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, " Преподавание истории в школе", 1949, № 4; Мansе11i R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953; Moyimenti religiosi popoiari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, Firenze, [1955] (Relazioni del X Congresso Internazionale di scienze storiche, v. 3); Aegarter E., Les heresies du moyen age, P., 1939; Buttner Th., Werner E., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, В., 1959; Erbstosser M. und Wernеr Е., Ideolqgische Probleme des mittelalterischen Plebejertums. Die freigeistige Haresie und ihre sozialen Wurzeln, В., 1960.

А. П. Каждан. С. М. Стам.

ЕРЕСИ В РОССИИ, возникли с принятием христианства как протест нар. масс против насильств. христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерк. окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071. Характерной чертой Е. 11-12 вв., получившей распространение среди крестьян-общинников и части низшего духовенства, являлось наличие в них языческих и сходных с богомильством (см. Богомильство) представлений. Первой Е., возникшей в рус. городах, было движение стригольников (сер. 14-1-я пол. 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Происхождение названия этой Е. не установлено. Некоторые связывают его с ремесленными специальностями (стрижка сукна, цирюльничест-во), другие - с особым обрядом посвящения (специфич. стрижка). Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церк. иерархию и монашество, весь " чин священнический", к-рый поставлялся за деньги, " по мзде", таинство " священства", а также таинства причащения, покаяния, крещения, исполнение к-рых сопровождалось большими поборами в пользу духовенства. Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религ. проповеди для мирян. В проповедях стригольников проступали и социальные мотивы, в них порицались богачи за порабощение свободных людей. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников. Однако их учение продолжало бытовать в Новгороде, Пскове, а также в Твери, где в поддержку стригольников выступили епископы Фёдор Добрый и Евфимий Вислень.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал