Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Театр 4 страница. Лит. см. при ст. Жестянобаночное производство






Лит. см. при ст. Жестянобаночное производство. Д. С.Глуз.

ЗАКВАСКИ, культуры микроорганизмов, вызывающих брожение и вносимых в естеств. субстрат (молоко, смесь муки с водой, сок винограда и др.) для получения гл. обр. пищевых продуктов. В качестве 3. применяют чистые культуры бактерий (преим. молочнокислых), дрожжей или плесневых грибов. Содержащиеся в 3. микроорганизмы, попав в сбраживаемый субстрат, размножаются, вызывают молочнокислое, пропионовокислос или спиртовое брожение и образуют ароматические органич. вещества. 3. применяют для получения простокваши, ацидофилина, кумыса, кефира, сливочного масла, нек-рых сортов сыра, виноградного вина, кислого хлеба, а также при силосовании трудносаглосуемых кормов.

ЗАКИНТОС, Закинф (Zakynthos), остров н Ионическом м., самый южный в группе Ионических островов. Принадлежит Греции. Пл. 408 км2. Отделён от п-ова Пелопоннес прол. Закинтос (шир. ок. 20 км). На западе - известняковый Массив высотой до 756 м, с круто обрывающимися к морю склонами, Покрытый маквисом и фриганой; на востоке - холмистая равнина с садами, виноградниками, рощами олив. Месторождение асфальта. Гл. город и порт - Закинтос.

ЗАКИСЬ АЗОТА, веселящий газ, один из окислов азота (см. Азота окислы); в медицине применяют в смеси с кислородом как средство для ингаляц. наркоза при хирургич. операциях, родах, иногда при инфаркте миокарда. Назван веселящим газом англ. химиком X. Дэви, к-рый, изучая на себе действие 3. а. ЗАКЛАДКА в горном деле, заполнение материалом выработанного пространства, образующегося в недрах земли в результате выемки полезного ископаемого. Закладочные материалы: измельчённые горные породы, добываемые в карьерах (песок, гравий, галька, глинистые сланцы, известняки и др.), я отходы произ-ва (порода, получаемая Попутно с добычей полезного ископаемого в шахте, материалы шахтных отвалов, отходы обогатит. фабрик, шлаки металлургич. з-дов и котельных). Пря т. н. твердеющей 3. добавляют вяжущее. 3. бывает полной, если заполняется всё выработанное пространство, и частичной при заполнении определённой его части (в виде полос или слоёв). В зависимости от способа транспортирования п укладки различают: гидравлич., пневматич., гидропневматич., механич., самотёчную и ручную 3. Применяется для управления горпым давлением, снижения потерь полезного ископаемого в недрах, предотвращения подземных пожаров, уменьшения деформаций поверхности земли и для охраны объектов па подрабатываемых терр. от разрушения, повышения безопасности горных работ, улучшения проветривания подземных выработок, а также с целью размещения в шахте пли руднике породы, получаемой при проходке подготовит. выработок.

Лит.: Геронтьев В. И.. Методы Закладки выработанного пространства, М., 1948; Смолдырев А. Е., Механизация закладочных работ при разработке рудных месторождении, М., 19.18: Фурман Л. Л., Закладка выработанного пространства, М., 1958; Добровольский В. В., Ерофеев В. Ф.. Скопин С. Г.. Применение закладки выработанного пространства при разработке месторождений полезных ископаемых, М., 1969. В. В. Добровольский.

ЗАКЛАДНИЧЕСТВО, в Рус. гос-ве переход гос. тяглецов (людей, плативших гос. налоги) под покровительство феодалов. Закладники - не к.-л. категория населения; 3.- состояние, в к-ром при определённых условиях мог оказаться и горожанин и крестьянин. Стремясь освободиться от тяжёлых налогов и повинностей в пользу государства, люди " закладывались" за крупных светских или духовных феодалов и договаривались с ними о более лёгких повинностях. При этом закладник терял личную свободу. Впервые 3. упоминается в нач. 60-х гг. 13 в. в договоре Новгорода с тверским князем. Правительство, обеспокоенное уменьшением доходов и связи с сокращением числа тяглецов, но Судебнику 1550 (ст. 91) не разрешало торг. людям " закладываться" за монастыри, а в 1584 было запрещено принимать закладников и светским феодалам. Запрещалось не всякое 3., а только такое, когда, " закладываясь", человек избегал тягла. Однако эти распоряжения нарушались. В пояб. 1648 царским указом было постановлено, что все закладчики отныне объявляются " за великим государем, в тягле" и " закладываться" за кем-либо другим им воспрещается. Окончательно 3. были запрещено Соборным уложением 1649, но практически исчезло лишь в нач. 18 в.

Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в... 2 изд.. т. 1-2, М., 1952-54.

ЗАКЛАДНЫЕ ДЕТАЛИ, стальные элементы, предназначенные для соединения сборных или сборно-монолитных железобетонных конструкции и изделий между собой или с др. конструкциями зданий и сооружений. 3. д. изготовляют из круглой, полосовой, листовой, уголковой и швеллерной сталей.
[ris]

Закладные детали: а - пз уголковой стали с двумя изогнутыми анкерными стержнями: б -и з сортового проката с прямыми анкерными стержнями.

В большинстве случаев 3. д. состоят из отд. пластинок (плоских элементов) с приваренными к ним прямыми или изогнутыми анкернымистержнями (преим. из арматурной стали периодич. профиля), заделываемыми в бетон конструкций (рис.). Открытые поверхности 3. д. защищаются от коррозии (напр., цинкованием).

ЗАКЛАДОЧНАЯ МАШИНА, предназначается для закладки выработанного пространства пустыми породами при подземной разработке полезных ископаемых. 3. м. разделяются на пневматич. п механические. Пневматич. 3. м. служат для равномерной подачи закладочного материала в трубопровод, по к-рому он транспортируется в выработанное пространство струёй сжатого воздуха. По конструкции различают пневматич. 3. м. камерные, барабанные, машины со шнековыми питателями и эжекторные. Механич. 3. м. разделяются па метательные, забрасывающие материал быст-родвижущейся лептой, н прессующие, к-рые производят укладку и уплотнение закладочного материала прессованием. Наиболее распространены пневматич. 3. м. двухкамерные и барабанные.

Лит. см. при ст. Закладка.

ЗАКЛЁПКА, стержень круглого сечения с заранее изготовленной закладной головкой па одном конце и замыкающей головкой па другом, образующейся в процессе клёпки.

Различают 3. с полукруглой головкой, потайной, полупотайной, цилиндрич., конич. и конической с подголовками (рис. 1).
[ris]

Рис. 1. Распространённые типы зaклёпок: а - с полукруглой головкой; б - с потайной головкой; в - с полупотайной головкой: г - с плоской головкой: д - коническая с подголонком: 1 - стержень заклёпки; 2 - закладная головка: 3 - замыкающая головка.

[ris]

Рис. 2. Трубчатая заклёпка.

[ris]

Рис. 3. Взрывная заклёпка: а - до установки: б - после выполнения соединения.

Размеры этих заклёпок указаны в стандартах. Кроме стандартных, применяют спец. 3.: трубчатые (рис. 2), взрывные (рис. 3) и др. Заклёпки изготовляют пз стали, меди, латуни, алюминия и др. сплавов, достаточно пластичных для формирования головок. Материал 3. выбирают однородным с материалом соединяемых деталей во избежание электрохим. коррозии и температурного изменения сил в соединении.

ЗАКЛЁПОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ, неразъёмное соединение деталей посредством заклёпок, применяемое гл. обр. для скрепления листового и профильного проката. 3. с. выполняют внахлёстку, встык с одной накладкой, встык с двумя накладками (рис.). 3. с. вытесняются более экономичными сварными и клеевыми соединениями.
[ris]

Заклёпочные соединения: а - внахлёстку двухрядным швом; 6 - встык с одной накладкой; в - встык с днумя накладками однорядными вшами.

До появления сварки 3. с. были основными в металлоконструкциях мостов, подъёмных крапов (силовые или прочные соединения), котлов (силовые плотные или прочноплотные соединения) и резервуаров малого давления (плотные соединения). 3. с. применяют для детален из несвариваемых, а также не допускающих нагрева материалов; тонкостенных деталей (из листового материала и т. п.) в самолётостроении, при изготовлении кузовов автобусов, троллейбусов и др.; в сильно нагруженных соединениях, работающих в условиях ударной и вибрац. нагрузок.

ЗАКЛИНАНИЕ, словесная формула, имевшая по суеверным представлениям, возникшим ещё в глубокой древности, магич. силу (см. Магия) и служившая для достижения к.-л. цели (хорошего урожая, изменения погоды и т. д.). По своему происхождению с 3. связана молитва. Через 3. пытались как бы принудительно достигнуть желаемого, а молитва - это обращение к духу или богу с просьбой. См. также Заговор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (юрид.), см. Предварительное заключение.

ЗАКЛЮЧЁННЫЙ, лицо, подвергнутое аресту в порядке меры пресечения. В СССР правовое положение 3. определяется Положением о предварительном заключении под стражу (11 июля 1969), согласно к-рому лица, содержащиеся вместах предварит. заключения, несут обязанности и имеют права, установленные законодательством для граждан СССР, с ограничениями, связанными с режимом содержания под стражей. 3. имеют право в установленном порядке получать посылки или передачи, ден. переводы, покупать по безналичному расчёту продукты питания и предметы первой необходимости, иметь при себе документы и записи, относящиеся к их уголовному делу, пользоваться книгами из библиотеки места предварит. заключения. 3.-женщины вправе иметь при себе детей в возрасте до двух лет. Свидания с родственниками и иными лицами предоставляются, как правило, 1 раз в месяц с разрешения лица или органа, в производстве к-рого находится дело. В том же порядке допускается переписка с родственниками и иными гражданами. Свидания с адвокатами предоставляются без ограничений, любой продолжительности. 3. могут привлекаться к труду только с их согласия и по разрешению органов дознания, прокурора или суда только в пределах территории места предварит. заключения. Условия и порядок оплаты труда 3. определяются Сов. Мин. СССР. Иногда термин " 3." распространяется на всех лиц, находящихся в заключении, в т. ч. и на отбывающих наказание по приговору суда; с юрид. точки зрения эти лица наз. осуждёнными.

И. В. Шмаров.

" ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ", соглашение держав (Германии, Австро-Венгрии, Бельгии, Испании, США, Франции, Великобритании, Италии, Японии, Нидерландов, России), принимавших участие в подавлении антиимпериалистич. Ихэтуанъского восстания, с Китаем от 7 сент. 1901. По " 3. п." Китай обязался уплатить контрибуцию в сумме 450 млн. таэлей, а с процентами до 1940- 982 млн. таэлей (1, 5 млрд. золотых рублей), запретить в течение 2-4 лет ввоз оружия и боеприпасов, срыть форты в Дагу и предоставить державам право оккупации 12 пунктов от побережья к Пекину, допустить постоянную воен. охрану в посольский квартал и пр. " 3. п." явился важной вехой в закабалении Китая иностранным империализмом, в превращении Китая в полуколонию.

Публ.: Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока 1895-1905 гг., СПБ, 1906.

ЗАКОЛ, условный термин, применяемый горняками для обозначения трещин в массиве горных пород. 3. возникают в процессе геол. нарушений (тектонич. подвижек) либо образуются в результате взрыва группы скважинных зарядов (часто параллельно линии их расположения). 3. способствуют возникновению оползания породы (иногда внезапного) из верхней части забоя в процессе погрузки взорванной горной массы.

ЗАКОМАРА, полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода.

ЗАКОН, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. 3. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вешей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть 3. Связь может быть необходимой и случайной. 3.- это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это 3. функционирования. Так, напр., 3. всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с 3. функционирования существуют 3. развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной обществ.-экономич. формации к другой. "...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма 3. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма 3. привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Напр., согласно неопозитивизму, 3.- это чисто логич. феномен; 3. не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логич. необходимостью. Диалектич. материализм исходит из того, что 3. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. 3. могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отд. конкретными науками - физикой, химией, биологией (напр., 3. естеств. отбора); более общими (напр., 3. сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, напр. переход количеств. изменений в качественные и др.), к-рые исследуются философией.

Одни 3. выражают строгую количеств. зависимость между явлениями и фиксируются в науке матем. формулами (напр., 3. всемирного тяготения); другие 3. не поддаются матем. выражению (напр., 3. естеств. отбора). Различают также динамич. и статистич. 3. Динамич. 3. выражают необходимую причинную связь, при к-рой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно. Зная начальное состояние той или иной системы (напр., движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли), можно точно предсказать солнечное или лунное затмение. В отличие от динамической, статистич. закономерность представляет собой диалектич. единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (напр., выигрыша по лотерейному билету).

Реализация 3. зависит от соответствующих необходимых условий, наличие к-рых обеспечивает переход следствий, вытекающих из 3., из состояния возможности в действительность. В природе 3. действуют как стихийная сила. Обществ.-ист. 3., будучи равнодействующей сознательных человеческих действий, есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие обществ. 3., так же как и 3. природы, объективно: в основе ист. процесса лежит развитие способа произ-ва.

На основании познания 3. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных 3. оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении 3. составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его 3. См. также Закономерность общественная. А. Г. Спиркин.

ЗАКОН (юрид.), нормативный акт высшего органа гос. власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юрид. силой по отношению к актам других гос. органов и обществ. орг-ций. 3.- осн. форма выражения права в совр. обществе.

Высшая юрид. сила 3. проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить 3.), 3. должны соответствовать акты всех гос. органов. 3. занимает главенствующее положение в системе правовых актов гос-ва; содержащиеся в 3. нормы регулируют обычно основные, наиболее важные обществ. отношения; в 3. наиболее полно выражается гос. воля правящего класса, его экономич. и политич. интересы.

По значению и характеру содержащихся в 3. правовых норм различают конституционные и обыкновенные 3. Конституц. 3. предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют осн. начала и принципы обществ. и гос. строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию гос. органов, из-бират. систему, осн. права и обязанности граждан. Принятие и изменение конституц. 3. требует обычно квалифицированного большинства (2/3 или 3/4) в законодат. органе, а иногда и референдума.

В социалистич. гос-вах 3.- осн. правовой инструмент решения политич. задач, важное орудие хоз. и культурного строительства, обеспечения внутр. и внеш. безопасности гос-ва, защиты социалистич. собственности, расширения и укрепления социалистич. демократии. По Конституции СССР право принятия 3. СССР принадлежит исключительно Верховному Совету СССР, 3. союзных и авт. республик - Верх. Советам этих республик. В зарубежных социалистич. странах право принятия 3. также является прерогативой высших представит. органов власти (напр., Нар. собрания в Болгарии). Определяющая роль 3. по отношению к иным правовым актам гос. органов - один из осн. принципов. социалистич. законности.

Осн. 3. в СССР - Конституция СССР 1936. Особое место среди сов. 3. занимают Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, содержащие общие принципиальные положения для законодательства всех союзных республик по отд. отраслям сов. права. Большое значение имеют 3. о гос. плане развития нар. х-ва и 3. о гос. бюджете. В законодательстве союзных республик важную роль играют кодексы.

Конституции большинства совр. бурж. гос-в официально признают высшую юрид. силу за 3., принимаемым парламентом, фактически всё большее значение имеют акты главы гос-ва и акты пр-ва по вопросам, относящимся к компетенции парламента (см. Делегированное законодательство). Для оправдания этой практики в бурж. правовой науке выделяются два вида 3.: 3. в формальном смысле (как акт, издаваемый парламентом) и в материальном смысле (акт, издаваемый пр-вом и имеющий общенормативный характер). См. также Законодательство, Законодательный процесс. А. Ф. Шебанов.

ЗАКОН О ЗАЩИТЕ МИРА, принят Верх. Советом СССР 12 марта 1951 в ответ на призыв 2-го Всемирного конгресса сторонников мира (Варшава, 1950) к парламентам всех стран о принятии закона об охране мира. Закон считает пропаганду войны тягчайшим преступлением против человечества и устанавливает уголовную ответственность лиц, виновных в пропаганде войны, в какой бы форме она ни велась. 3. о з. м. были приняты в 1950 в Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР, Болгарии, Польше, в 1951 - в Албании, МНР. С включением по инициативе СССР в пакт о гражданских и политич. правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966) положения о необходимости запрещения пропаганды воины законом запрещение пропаганды войны стало международной договорной нормой.

Публ.: " Правда", 1951, 13 марта.

" ЗАКОННИК БИЛАЛАМЫ", законник, составленный в государстве Эшнунна (Месопотамия) в середине 20 в. до н. э. Сохранился в двух неполных списках на глиняных табличках (60 статей), составлен па аккадском языке. " 3. Б." во многом сходен с законником Хаммурапи (см. Хамму-рапи законы), однако, в отличие от пего, не карает похищение раба смертью, а ограничивается имуществ. возмещением (" за раба привести еще одного раба"), запрещает " принимать из рук раба" деньги или вещи давать рабу взаймы (т. е. всякое совершение рабом сделок), ростовщикам - самовольный захват заложников как свободных, так и рабов.

ЗAKОHHИK СТЕФАНА ДУШАНА, сборник законов ср.-век. Сербии. Составлен по инициативе царя Стефана Душана. Принят собором 1349, дополнен в 1354. Сохранился и 24 списках (древнейший - Стружский список 14 в. хранится в Гос. б-ке СССР им. В.И. Ленина в Москве). Генеалогия списков и датировка нек-рых из них вызывают споры среди историков.

3. С. Д. фиксировал взаимоотношения внутри господствовавшего класса и последнего с крестьянством и центр. властью. Устанавливал за одни и те же преступления повышенные наказания для крестьян и пониженные - для феодалов. Он определял категории крестьян, единые нормы их повинностей феодалам. Много внимания 3. С. Д. уделяет порядку суд. процесса, защите roc-вом православной церкви и её институтов.

Публ.: Законик пара Стефана Душана 1349 и 1354, Београд, 1960.

Лит.: Флоринский Т. Д., Памятники законодательном деятельности Душана, Царя сербов п греков, К., 1888; Зборник у чacт шесте стогодишнице Законика Цара Душана. Београд, 1951. С. А. Никитин.

ЗАКОННОСТЬ, неуклонное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами гос-ва, должностными лицами, гражданами и обществ. орг-циями. 3. представляет собой одну из сторон демократич. гос. строя, выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника обществ. отношений.

Будучи элементом политич. демократии определённого классово-ист. типа, 3. всегда соответствует сё природе и служебной роли. Бурж. 3.- это господство в обществ. отношениях законов, выражающих волю буржуазии и, следовательно, как и вся бурж. демократия, - в конечном счёте средство утверждения и защиты интересов эксплуататоров. В относительно мирные периоды развития капиталистич. общества пролетариат и руководимые им трудящиеся массы выступают за укрепление 3., против попыток реакц. сил подорвать бурж.-демократич. политич. режим, т. к. в этих условиях бурж. демократия и 3. как её элемент представляют собой при капитализме политич. почву для организации пролетариата и развёртывания его борьбы за свои интересы, права и свободы, в конечном счёте - за социализм.

Социалистич. 3. до полной и окончат. победы социализма является одним из важных методов осуществления диктатуры пролетариата. После того как ист. цели рабочего класса становятся также целями н нового, колхозного крестьянства и новой, народной интеллигенции, пролетарская 3. вместе со всей социалистич. демократией перерастает во всенародную. В общенародном гос-ве социалистич. 3. служит интересам всего народа. В соответствии с принципами социалистич. демократии осн. чертами социалистич. 3. являются: верховенство законов в системе юрид. актов, верховенство соответствующих законам решений местных Советов над актами нижестоящих органов гос-ва н должностных лиц; строжайшее исполнение местными органами актов центр. органов власти и управления и недопущение вмешательства центр. органов в законную и целесообразную оперативную деятельность на местах; неуклонная реализация прав и свобод граждан и недопущение какого бы то ни было произвола органов гос-ва и должностных лиц по отношению к гражданам; строжайшее исполнение гражданами своих правовых обязанностей перед обществом, roc-вом и согражданами. Социалистич. 3., правопорядок - основа нормальной жизни общества, социалистич. дисциплины, порядка, являющихся средством обществ. упрочения социалистич. способа произ-ва, непременное условие успешного решения задач коммунистич. строительства.

Укрепление социалистич. 3. имеет огромное значение для нормального функционирования всего экономич. механизма. В связи с переходом к нэпу В. И. Ленин подчёркивал, что " чем больше мы входим в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти, чем дальше идет развитие гражданского оборота, тем настоятельнее необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 329). Разъясняя мысль В. И. Ленина, ЦК ВКП(б) указывал, что " вопрос о революционной законности вовсе не случайно был выдвинут жизнью, ибо революционная законность вызывается хозяйственной необходимостью" (" КПСС в резолюциях...", 8 изд., т. 4, 1970, с. 131). Эти положения остаются актуальными в условиях экономич. реформы, осуществляемой в СССР (начиная с 1965), поскольку социалистич. экономика может наиболее успешно развиваться как единое х-во только прл условии строжайшей плановой и договорной дисциплины, строжайшей 3. как в отношениях между органами управления и предприятиями, так и между самими хоз. органами (см. также Дисциплина государственная).

Многие нарушения 3. при социализме - результат бурж. и иных пережитков в сознании граждан, поэтому особо важное значение приобретает задача искоренения правонарушений, ликвидации наиболее вредных проявлений пережитков несоциалистич. идеологии, психологии и морали в сознании и поведении отд. людей.

Объективные основы существования и незыблемости социалистич. 3. составляют социалистич. обществ. и гос. строй, исключающие эксплуатацию, частную собственность и произвол. КПСС и Советское государство ведут постоянную работу, направленную на упрочение режима социалистич. 3., рассматривая укрепление 3. как общегос., общепарт. задачу. В социалистич. гос-ве осуществляется целая система мер по укреплению 3. В эту систему входят как меры убеждения, профилактики, непосредств. обществ, воздействия на правонарушителей, совершенствование юрид. гарантий 3., так и применение гос. принуждения для исполнения правовых установлений (применение мер уголовного наказания и т. п.).

Дальнейшее расширение демократич. прав, свобод и институтов органически сочетается с решит. требованием соблюдения сов. законов, неотвратимости ответственности за нарушения 3.

П. С. Самощенко.

ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ, лица, к-рые в силу закона, без особого полномочия выступают во всех учреждениях, в т. ч. и судебных, в защиту личных и имуществ. прав п законных интересов недееспособных, ограниченно дееспособных граждан либо дееспособных, по в силу своего физич. состояния (по старости, болезни и т. п.) не могущих лично осуществлять свои права и выполнять обязанности (см. также Дееспособность). По сов. законодательству 3. п. в пределах прав, предоставленных им законом, совершают от имени представляемых и в их интересах необходимые сделки либо дают согласие на совершение тех сделок, к-рые по закону представляемые не вправе совершать самостоятельно, оказывают им содействие в осуществлении своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. В гражд. процессе 3. п. являются родители, усыновители, опекуны пли попечители граждан, выступающих в качестве истцов, ответчиков либо третьих лиц. Правомочия 3. п. определяются ГПК союзных республик. В уголовном процессе 3. п. являются родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого (подсудимого), лица, в отношении к-рого ставится вопрос о применении принудит. меры мед. характера, потерпевшего, гражд. истца и гражд. ответчика, свидетеля. Если опека или попечительство над этими лицами осуществляются к.-л. учреждением или орг-цией, 3. п. являются представители этих учреждений и орг-ций. В уголовном процессе 3. п. занимают самостоят. процессуальное положение.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, полномочия высших гос. органов издавать законы. Под термином " 3. в." понимаются также сами законодат. органы. В бурж. гос-вах в соответствии с принципом " разделения властей" (на законодат., исполнит. и судебную) 3. в. формально может осуществляться только парламентами. В период империализма происходит ослабление роли парламента как носителя 3. в. и расширение законодат. полномочий органов исполнит. власти: правительства, министерств, ведомств и т. д. (см. также Делегированное законодательство, Исполнительная власть).

В СССР закреплённое Конституцией 1936 разграничение компетенции различных гос. органов предполагает осуществление законодат. функций исключительно Верх. Советом СССР, а в союзных и авт. республиках - Верх. Советами этих республик.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодат. органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона, влекущее за собой обязательность обсуждения вопроса о включении законопроекта в повестку дня закоподат. органа. 3. и.- начальная стадия законодательного процесса. Конституциями или др. законодат. актами обычно устанавливается, кому предоставляется право 3. и. В СССР правом 3. и. обладают обе палаты Верх. Совета СССР, а также Президиум Верх. Совета СССР, Сов. Мин. СССР, комиссии обеих палат Верх. Совета СССР, депутаты Верх. Совета СССР, Верх. суд СССР, сов. профсоюзы в лице ВЦСПС, союзные республики в лице их высших органов гос. власти. В союзных и авт. республиках правом 3. и. обладают соответствующие органы этих республик.

Программой КПСС (1961) предусмотрено расширение круга субъектов права 3. и. и предоставление в дальнейшем этого права ВЛКСМ и другим массовым обществ. орг-циям в лице их общесоюзных или респ. органов.

Предложения об издании тех или иных законов могут исходить от орг-ций и отд. граждан, не обладающих правом 3. и. В условиях социалистич. общества много таких предложений делается при всенародном обсуждении важнейших законопроектов (эти предложения рассматриваются и учитываются при разработке законов).

В бурж. гос-вах право 3. и. предоставляется обычно главе гос-ва, депутатам парламента, пр-ву, нек-рым центр. ведомствам и т. п. В Италии, Швейцарии, США и ряде др. стран формально провозглашено также право т. н. народной инициативы - обязательность рассмотрения законопроекта, подписанного определённым числом избирателей (напр., согласно конституции Италии - не менее 50 тыс. подписей). Фактически 3. и.целиком сосредоточена в руках исполнит. власти - пр-ва, что характеризует упадок системы бурж. парламентаризма. В. В. Кравченко.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал