Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Театр 40 страница






Попытки соединить (синхронизировать) изображение со звуком делались ещё на ранней стадии существования кинематографа: использовался муз. аккомпанемент (пианино, оркестр и др.), привлекались актёры, к-рые синхронно с изображением воспроизводили речь, песни персонажей фильма. В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались многочисл. попытки создать устройство для синхронного воспроизведения звука с показом фильма [кинетофон Т. Эдисона (США, 1899), хронефон Л. Гомона (Франция, 1901), использование спец. граммофонных пластинок и др.]. Только изобретение и совершенствование метода совмещения изображения и фотографической (позже магнитной) звукозаписи на общем носителе - киноплёнке - позволило достичь их синхронности при показе звукового фильма. Рус. учёные А. Ф. Виксцемский в 1889 и И.Л.Поляков в 1900 впервые предложили схему воспроизведения фотографич. записи звука посредством фотоэлемента и использования позитива фонограммы. Перспективным явилось также изобретение Ю. Лооста (США), разработавшего в 1906 систему фотографич. записи звуковых колебаний на киноплёнку. Практич. системы 3. к. были созданы почти одновременно в СССР, США и Германии. Сов. системы 3. к. с фотографич. записью звука начали разрабатываться в 1926 в Москве группой изобретателей под руководством П. Г. Тагера (система " Тагефон") и в 1927 в Ленинграде под руководством А. Ф. Шорина. В системе Шорина фонограмма имела переменную ширину дорожки записи, в системе " Тагефон" - переменную оптич. плотность. Первая кинопрограмма с записью звука по системе Шорина показана в 1929. Первый сов. полнометражный художеств. фильм с записью звука по системе " Тагефон" - " Путёвка в жизнь" (1931, реж. Н. В. Экк).

Разработка и внедрение в 50-х гг. 20 в. магнитной записи и воспроизведения звука, а также создание и освоение новых видов кинематографа (широкоэкранного, широкоформатного, панорамного, стереоскопического, полиэкранного и др.) привели к значит. повышению качества показа фильмов. Широкие углы рассматривания цветных изображений создали т. н. эффект присутствия зрителя. Впечатление усиливалось стереофонич. воспроизведением звука, позволившим создавать " пространственную звуковую перспективу": звук как бы " следует" за изображением его источника, вызывая иллюзию реальной действительности (см. Стереофоническая звукозапись).

Техника съёмки и показа звуковых фильмов иллюстрируется структурной схемой (см. рис.). Объект съёмки фиксируется на киноплёнку съёмочным аппаратом. Звуковые колебания воспринимаются микрофоном и после предварит. усиления, регулировки уровня записи, последующего усиления поступают на аппарат записи, фиксирующий звук на отд. магнитной ленте. Различные звучания (речь, музыка, шумы), записанные при произ-ве фильма, обычно располагаются на неск. лентах (от 2 до 8 и более). После окончания монтажа кинофильма осуществляется перезапись звука: сигналы с речевых, музыкальных и шумовых фонограмм сводятся на одной фонограмме с необходимым соотношением уровней громкости. С негативов изображения и фонограммы, сдаваемых киностудиями на кинокопировальные фабрики, производится массовая печать (тиражирование) совмещённых позитивных копий фильма, поступающих затем в кинотеатры. В кинопроекционном аппарате совмещённая позитивная копия продвигается со скоростью, соответствующей в общем случае скорости съёмки, и изображение проецируется на экран; фотографич. фонограмма переменной шириныили переменной плотности (см. Звукозапись), полученная перезаписью с магнитной фонограммы, пересекает световой поток лампы просвечивания в месте равномерного движения киноленты (в звуковом блоке) и изменяет (модулирует) его в соответствии с записанными звуковыми колебаниями.

Фотоэлемент превращает падающий на него переменный световой поток в электрич. колебания, к-рые после усилителя фототоков и усилителя воспроизведения поступают на громкоговоритель, установленный у экрана в зрительном зале кинотеатра. В случае магнитной звуковой дорожки воспроизведение звука осуществляется магнитной головкой вместо фотоэлемента. В 3. к. применяются: синхронная запись - запись звука одновременно со съёмкой в павильоне и вне его (наиболее распространённый, сложный вид, требующий определённой акустики павильона, соблюдения режима тишины и пр.); предварительное и последующее озвучение с раздельной записью звука и изображения; дублирование звуковых фильмов - процесс изготовления новой фонограммы, обычно на др. языке; специальные виды звукозаписи, проводимые для получения особых эффектов (телефонный разговор, эхо, изменение высоты звука и пр.). Введение 3. к. явилось революционным этапом в развитии кинематографа как иск-ва, значительно выросли его идейно-художеств. возможности, обогатился арсенал выразительных средств.

Лит.: Шорин А. Ф., Как экран стал говорящим, М., 1949; Тагер П. Г., Из истории развития советского звукового кино, " Изв. АН СССР. Серия физическая", 1949. т. 13, № 6; Высоцкий М. 3., Магнитная звукозапись кинофильмов, М., 1960; Голдовский Е. М., Основы кинотехники, М., 1965; Коноплев Б. Н., Основы фильмопроизводства, М., 1969.

М, 3. Высоцкий.

ЗВУКОВОЕ ПОЛЕ, область пространства, в к-рой распространяются звуковые волны, т. е. происходят акустич. колебания частиц упругой среды (твёрдой, жидкой или газообразной), заполняющей эту область. 3. п. определено полностью, если для каждой его точки известно изменение во времени и в пространстве к.-л. из величин, характеризующих звуковую волну: смещения колеблющейся частицы из положения равновесия, колебательной скорости частицы, звукового давления в среде; в отд. случаях представляют интерес изменения плотности или темп-ры среды при наличии 3. п. Понятие 3. п. применяется обычно для областей, размеры к-рых порядка или больше длины звуковой волны.

Структурная схема звукового кино: а - место съёмки (СЛ - съёмочный аппарат, ОС - объект съёмки); 6 - устройство записи звука (М - микрофон, РУ - регулятор уровня записи звука, УЗ -усилитель электрических колебаний звуковых частот, ЗА - звукозаписывающий аппарат); в - изготовление фильма (фотохимическая обработка, монтаж, перезапись, печать копни); г - кинотеатр (ПА - проекционный аппарат, Э - экран); д - устройство воспроизведения звука (ФЭ - фотоэлемент, УФ - усилитель фототоков, УВ - усилитель воспроизведения звука, Г - громкоговоритель).
[ris]

С энергетич. стороны 3. п. характеризуется плотностью звуковой энергии (энергией колебат. процесса, приходящейся на единицу объёма); в тех случаях, когда в 3. п. происходит перенос энергии, он характеризуется интенсивностью звука, т. е. средней по времени энергией, переносимой в единицу времени через единицу поверхности, перпендикулярной к направлению распространения волны. Картина 3. п. в общем случае зависит не только от акустич. мощности и характеристики направленности излучателя - источника звука, но и от положения и свойств поверхностей раздела различных упругих сред, если такие поверхности имеются. В неограниченной однородной среде 3. п. является полем бегущей волны. Вдали от источника в 3. п. практически любого излучателя звуковое давление спадает по закону 1/к (где r - расстояния от источника). Наложение двух волн равной амплитуды, движущихся навстречу друг другу, даёт 3. п. стоячей волны; в более общем случае 3. п. бегущих и стоячих волн накладываются друг на друга. В закрытых помещениях 3. п. может быть диффузным, т. е. таким, в к-ром все направления переноса звуковой энергии равновероятны вследствие одновременного наличия большого числа отражённых волн, движущихся во всевозможных направлениях. Для измерения 3. п. применяют микрофоны, гидрофоны, зонды, акустические и др. приёмники звука. При изучении 3. п. сложной формы могут применяться методы визуализации 3. п. (см. Звукового поля визуализация). Изучение 3. п. различных излучателей производят в заглушённых камерах. И. Г. Русаков.

ЗВУКОВОЙ СИМВОЛИЗМ, условная связь между звуковым оформлением слова и его эмоциональной окраской. 3. с. используется в поэтич. речи. Напр., звук " л" кажется " подходящим" для обозначения чего-то мягкого, ласкового, поэтического (ср. у К. Бальмонта звукопись на " л": " С лодки скользнуло весло...").

ЗВУКОВЫЕ ЗАКОНЫ в языкознании, регулярные изменения, происходящие в ходе развития языка в его звуковом составе (ср. исчезновение гласных " ъ" и " ь" в рус. яз.) или в звуковом составе слов (ср. замену " е" на " о" в рус. яз.; напр., совр. " нёс" из старого " нес"). Различают спонтанные и комбинаторные изменения. Первые имеют место во всех случаях, в к-рых встречается соответствующий звук; напр., в рус. яз. " ъ" во всех положениях оказался заменённым гласным " е". Вторые происходят только в определённых фонетич. положениях; так, замена " е" на " о" происходила только в ударном слоге, если за " е" следовал твёрдый согласный (ср. " подённый", по " день"). Учение о 3. з. наиболее полно развито нем. школой младограмматиков (см. Младограмматизм). Их теория подверглась критике со стороны И. А. Бодуэна де Куртенэ и др., направленной против тезиса о незыблемости 3. з. и преувеличения их роли. С развитием фонологии возникла историч. или диахронич. фонология, в к-рой 3. з. рассматриваются в аспекте учения о фонеме.

Лит.: Бодуэн де Куртенэ И. А., Фонетические законы, в кн.: Избранные труды по общему языкознанию, т. 2, М., 1963; Hermann E., Lautgesctz und Analogic, В., 1931. Л. Р. Зиндер.

ЗВУКОЗАПИСЬ, процесс записи звуковой информации с целью её сохранения и последующего воспроизведения; 3. называют также записанную звуковую информацию. 3. основана на изменении физич. состояния или формы различных участков носителя записи - магнитной ленты, граммофонной пластинки, киноплёнки и др. 3. представляет собой частный случай записи и воспроизведения информации и осуществляется двумя способами: акустическим и электроакустическим. В первом способе звуковые колебания непосредственно управляют работой прибора, воздействующего на носитель записи, во втором - сначала преобразуются микрофоном в электрич. колебания, мощность к-рых повышается усилителем до необходимого значения, после чего электрич. колебания поступают в прибор, воздействующий на носитель, т. е. непосредственно производящий запись. Электро-акустич. способ обеспечивает лучшее качество 3., большие эксплуатационные возможности аппаратуры и почти полностью вытеснил акустич. способ. Для воспроизведения 3. гл. обр. применяют электро-акустич. способ, при к-ром сначала от фонограммы получают электрич. колебания, соответствующие записанным, а затем усиливают и преобразуют их громкоговорителем в звуковые колебания. На практике различают три осн. системы 3.: механическую, фотографическую и магнитную.

При механической записи звука (рис. 1) игла или резец выдавливает или вырезает на поверхности движущегося носителя канавку, форма к-рой соответствует форме записываемых звуковых колебаний. В процессе воспроизведения электропроигрывателем граммофонная игла, двигаясь по извилинам канавки, повторяет эти колебания и передаёт их или мембране, излучающей звук через рупор, или электромеханич. преобразователю звукоснимателя, вырабатывающему электрич. сигналы. Механич. 3. впервые практически осуществлена в 1877 амер. изобретателем Т. А. Эдисоном, построившим фонограф с записью звука на валике, обёрнутом оловянной фольгой. В дальнейшем фольга была заменена воском. Механич. 3. на граммофонных пластинках получила широкое распространение из-за простоты и удобства воспроизведения звука в домашних условиях.

При фотографической 3. в такт со звуковыми колебаниями изменяется (модулируется) сила или форма светового луча, падающего на движущуюся киноплёнку. В результате звук оказывается " сфотографированным" (рис.2). После хи-мич. проявления на плёнке образуется затемнённая дорожка записи, прозрачность или ширина к-рой изменяется по длине плёнки в соответствии с закономерностью записанного колебания.
[ris]

Рис. 1. Схема механической звукозаписи (а) и её воспроизведения (б): 1 - микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- носитель записи; 4- рекордер; 5 - резец; 6- дорожка записи (канавка); 7 - механическая фонограмма; 8 - звукосниматель; 9 - граммофонная игла; 10- громкоговоритель.

[ris]

Рис. 2. Схема фотографической записи (а) и её воспроизведения (б): 1-микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- источник света; 4- модулятор света; 5- носитель записи (киноплёнка); б-дорожка записи (фотографическая фонограмма); 7- фотоэлемент; 8- громкоговоритель.

Для воспроизведения 3. фотографическую фонограмму, к-рая двигается с той же скоростью, с какой двигалась плёнка при записи, просвечивают лучом света, проходящим сквозь дорожку записи и падающим на фото-элемент. Фотоэлемент преобразует колебания силы света в электрич. колебания. Прообразом аппаратов фотографич. 3. является фотографофон, изготовленный в 1901 нем. инж. Э. Румером. Фотографич. 3. применяют гл. обр. в звуковом кино.

При магнитной записи в такт со звуковыми колебаниями намагничиваются отд. участки носителя, движущегося через магнитное поле. Поле создаётся магнитной головкой, через обмотку к-рой проходят усиленные электрич. токи микрофона (рис. 3). При воспроизведении происходит обратное преобразование: движущаяся магнитная фонограмма возбуждает в магнитной головке электрич. сигналы. Первый аппарат для магнитной 3. на стальную проволоку (телеграфон) был предложен в 1898 дат. инж. В. Паульсеном.

[ris]

Рис. 3. Схема магнитной звукозаписи (а) неё воспроизведения (б): 1- микрофон; 2- усилитель электрических колебаний; 3- магнитная головка; 4- магнитное поле головки; 5- носитель записи; 6- магнитная фонограмма; 7- громкоговоритель. Стрелкой указано направление движения носителя записи (магнитной ленты).

С 40-50-х гг. 20 в. получила распространение магнитная 3. на магнитную ленту посредством магнитофонов, к-рые являются наиболее простыми и удобными аппаратами для производства 3. в домашних условиях.

3. развивается по пути совершенствования трёх названных систем 3. и постепенного перехода от монофонической звукозаписи к стереофонической звукозаписи, при воспроизведении к-рой слушатель получает информацию о пространств, расположении отд. источников звука: звук как бы приобретает " объёмность", и восприятие его во многих отношениях становится более естественным.

В. Г. Корольков.

Звукозапись в радиовещании. В 20 - 30-е гг. применение 3. в программах радиовещания носило эпизодич. характер, сам процесс 3. не был составной частью радиопроизводства. Внедрение с нач. 40-х гг. магнитной 3. в процесс подготовки радиопередач явилось революционизирующим фактором в развитии радиовещания, создало предпосылки для возникновения новых выразительных средств, качественно новых форм и жанров вещания. Систематически стали фиксироваться и передаваться в эфир 3. событий общественной жизни. 3. способствовала развитию радиопублицистики, радиодраматургии, радиотеатра, муз. вещания, позволила сохранять и использовать в качестве постоянно действующего фонда образцы театрального иск-ва, исполнительского мастерства, нар. творчества.

В зависимости от содержания различают 3.: документальные - записи событий, выступлений, интервью и др.; доку ментально-художественные - обычно композиции, сочетающие записи документального, публицистического и художественного характера; художественные - записи произведений художественной лит-ры, театра, музыки, а также оригинальных произведений радиоискусства (напр., радиоспектакли). Широко применяются записи различных звуков и шумов окружающей жизни, природы, позволяющие создавать звуковой фон, к-рый помогает исполнителям и аудитории почувствовать реальную среду, обстановку действия (иллюзия присутствия).

Принято также различать 3. и по др. признакам, напр. по способу-месту записи - студийные, внестудийные, трансляционные; по продолжительности хранения и длительности использования в вещании - фондовые, в т. ч. уникальные, и разовые; по целевому назначению - учебные, научно-образовательные, художественно-образовательные, развлекательные, рекламные и др.

Фондовые 3. предназначаются для длительного хранения и многократного использования в радиовещании. Как правило, это 3. историч. событий, выступлений гос. и общественных деятелей, 3. выдающихся произведений лит-ры, музыки, театра в исполнении известных мастеров иск-в, фольклорные записи и др. Фондовые 3. отличаются высоким уровнем технич. исполнения, производятся по возможности в спец. студиях, причём делается несколько вариантов, из к-рых затем монтируется наилучший для передачи в фонд. С 60-х гг. большинство фондовых записей Всесоюзного радио и Всесоюзной студии грамзаписи (см. Грамзаписи студия) производится в стереофонич. совместимом варианте, пригодном и для монофонич. воспроизведения. Разовые 3. производятся с целью исключения исполнительских ошибок, случайностей, возможных при прямой передаче в эфир, и использования 3. без присутствия исполнителей в студии. После передачи разовая 3. обычно размагничивается. Ок. 75% всех радиопередач Всесоюзного радио предварительно записывается, что позволяет включать их в программы вещания с учётом разницы поясного времени в различных зонах СССР и в др. странах. (См. также Дом радиовещания и звукозаписи.)

Звукозапись в обучении. В учебных целях 3. (грамзапись) впервые стала использоваться в нач. 20 в. в США, ряде стран Европы, в т. ч. и в России. Первые учебные 3. специально для школы были выпущены в СССР в 1936 (грамзаписи уроков иностр. яз.). В 50-е гг. начался массовый выпуск звуковых уч. пособий для общеобразовательной школы и др. типов уч. заведений. Осн. типы учебных 3.- пособий: звуковые приложения к учебникам иностр. яз. для общеобразовательной школы, вузов, самоучители для изучающих иностр. ял. самостоятельно; фонохрестоматии по художественной лит-ре, истории СССР, муз. лит-ре; озвученные диафильмы по языку и лит-ре; записи уроков известных муз. педагогов, беседы о музыке, самоучители игры на муз. инструментах, муз. диктанты и др.; научно-образовательные и художественно-образовательные лекции известных деятелей науки, техники, культуры; заочные экскурсии по памятным местам и музеям; уроки гимнастики; записи звуковых признаков различных заболеваний. Как правило, 3.-пособия выпускаются на грампластинках. В 60-е гг. в вузах, ср. спец. уч. заведениях (особенно гуманитарных) стала широко использоваться звукозаписывающая техника, лингафонные кабинеты. Магнитная запись используется в основном в целях овладения живой разговорной речью при изучении иностранных языков, совершенствования культуры родной устной речи, а также исполнительокого мастерства (в муз. и театральных уч. заведениях). В этом отношении магнитная запись является уникальным средством самоконтроля, т. к. она позволяет анализировать звучание своей речи, своего исполнения.

И. Я. Вепринцев, Э. О. Конокотин, В. Н. Ружников.

Лит.: Аполлонова Л. П., Шумова Н. Д.. Механическая звукозапись, М.- Л., 1964; Парфентьев А. И., Пуссэт Л. А., Физические основы магнитной записи звука, М.. 1957.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, см. Акустические материалы.

ЗВУКОИЗОЛЯЦИЯ ограждающих конструкций зданий, ослабление звука при его проникновении через ограждения зданий; в более широком смысле - совокупность мероприятий по снижению уровня шума, проникающего в помещения извне.
[ris]

Звукоизоляция ограждающих конструкций зданий: а - раздельная конструкция стены; б -пол по сплошному упругому основанию; 1 - стенки; 2 - воздушная прослойка; 3- ригель; 4 - чистый пол; 5- бетонный или шлакобетонный слой; 6 - пергамин; 7- сплошная упругая прокладка; 8 - несущая часть перекрытия.

Количественная мера 3. ограждающих конструкций, выражаемая в децибелах (дб), наз. звукоизолирующей способностью. Различают 3. от воздушного и ударного звуков. 3. от воздушного звука характеризуется снижением уровня этого звука (речи, пения, радиопередачи) при прохождении его через ограждение и оценивается частотной характеристикой 3. в диапазоне частот 100-3200 гц с учётом влияния звукопоглощения изолируемого помещения. 3. от ударного звука (шагов людей, пе-редвигания мебели и т. п.) зависит от уровня звука, возникающего под перекрытием, и оценивается частотной характеристикой приведённого уровня звукового давления в том же диапазоне частот при работе на перекрытии стандартной ударной машины, также с учётом звукопоглощения изолируемого помещения.

Внутр. стены и перегородки зданий должны обладать нормативной звукоизолирующей способностью от воздушного звука; междуэтажные перекрытия- от воздушного и ударного звуков. Для повышения звукоизолирующей способности межквартирных стен, а также снижения их массы вместо однородных конструкций, состоящих из одного материала или из неск. слоев разнородных материалов, жёстко связанных между собой (напр., оштукатуренная кирпичная стена и т. п.), применяются раздельные конструкции со сплошной воздушной прослойкой (рис., а) или слоистые конструкции, выполненные из отд. слоев материалов, резко отличающихся по своим физич. свойствам. 3. стен, имеющих окна или двери, практически определяется 3. проёмов, обычно более низкой, чем 3. глухой части ограждения. Для повышения звукоизоляц. качеств перекрытий или для уменьшения их массы без ухудшения 3. целесообразно устраивать перекрытия раздельного типа со сплошной воздушной прослойкой или перекрытия с подвесными потолками. Для повышения 3. от ударного шума сплошных однородных перекрытий применяют полы на упругом основании (рис., 6) или на отд. прокладках из упругих материалов. Рекомендуется также настилать мягкие рулонные полы (напр., на тепло- и звукоизоляц. основе). В качестве упругих прокладок под полы используют маты из минеральной или стеклянной ваты, древесно-волокнистые плиты и т. п.

Для обеспечения необходимой 3. весьма важно качество строит.-монтажных работ; даже самые незначит. щели, отверстия, трещины в конструкциях резко ухудшают звукоизоляц. свойства последних. При проектировании зданий следует учитывать, что изоляция помещений от внутр. и наружных шумов должна обеспечиваться также правильной планировкой здания, снижением уровня шума от санитарно-технич. и инж. оборудования и рациональными конструкциями ограждений. Наибольший технич. и экономич. эффект достигается при комплексной защите зданий от шумов. См. также Акустические материалы.

Лит.: Заборов В. И., Теория звукоизоляции ограждающих конструкций, М., 1969; Никольский В. Н., Заборов В. И., Звукоизоляция крупнопанельных зданий, М., 1964. В.Н.Никольский.

ЗВУКОМЕРНАЯ КАМЕРА, специально оборудованное помещение для акустических измерений. Различают два осн. типа 3. к.: заглушённая камера - для измерений осн. характеристик электро-акустич. аппаратуры (микрофонов, громкоговорителей и др. приёмников и излучателей звука) в условиях, эквивалентных свободному пространству, и реверберационная камера (гулкая 3. к.) - для измерений звукопоглощения различных материалов, конструкций и предметов, акустич. мощности источников звука и др. в диффузном звуковом поле.

ЗВУКОМЕТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, приёмная (береговая) часть океанской гидроакустич. системы определения местоположения судна (самолёта), подающего звуковые сигналы, распространяющиеся в подводном звуковом канале (см. Гидроакустика) на сверхдальние расстояния (тыс. км). В Атлантическом ок. звуковой канал расположен на глуб. ок. 1200-1500 м, в Тихом ок.- 500- 700 м. 3. с. состоит из приёмной акустич. антенны (системы гидрофонов), к-рая устанавливается на материковом склоне на глубине оси звукового канала, подводного кабеля для соединения антенны с береговой аппаратурой, усилителей, регистрирующих и записывающих устройств, приборов единого времени, средств автоматич. передачи данных и источников электрич. питания.

Схема расположения звукометрических станций американской системы " Софар" в Атлантическом океане: 1 - Ньюфаундленд; 2- мыс Сейбл; 3 - мыс Хаттерас; 4- Бермудские острова; 5- Виргинские острова; 6- Форталеза (Бразилия); 7- острова Зелёного Мыса; 8 - Канарские острова; 9 - Азорские острова; 10- остров Клэр (Ирландия); 11-место взрыва.
[ris]

При аварии с судна (самолёта) сбрасывают спец. малогабаритную бомбу массой 1-2 кг, к-рая взрывается на глубине, где проходит ось звукового канала. Распространяющаяся после взрыва звуковая волна (рис.) принимается неск. парами 3. с. (не менее двух пар, из к-рых одна станция может быть общей). По разности времени прихода звукового сигнала к парам 3. с. определяется место взрыва (аварии) с точностью ок. 5 миль (ок. 10 км) на расстоянии ок. 2000 миль (ок. 4000 км).

3. с. возможно также использовать для приёма условных сигналов с подводной лодки, определения на подводной лодке её места по времени прихода к ней звуковых сигналов, для предупреждения о приближающемся шторме или цунами по принятым станцией инфразвуковым колебаниям, порождённым этими явлениями, с. А. Барченков.

ЗВУКООПЕРАТОР в кино, один из членов съёмочной группы; руководит звуковой бригадой. Участвует в разработке режиссёрского сценария, в подборе актёров (голосовые данные и дикция). Готовит звуковую экспликацию, проводит пробные записи звука, осуществляет синхронные записи, озвучивание, запись музыки и шумов, перезапись фильма; в студиях радиовещания, телевидения и грамзаписи - сотрудник, осуществляющий запись и воспроизведение магнитных фонограмм, монтаж записи, сделанной под руководством звукорежиссёра, снятие копий и реставрацию старых записей.

ЗВУКОПИСЬ, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т. п. О 3. имели представление ещё теоретики древнеинд. поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т. п.) разные " стили" поэзии. В целях 3. может использоваться: а) повтор звука: " Ворон канул на сосну, / Тронул сонную струну " (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: " Шуршит вода по ушам, и, чирикнув, / На цыпочках скачет чиж" (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: " Ветер веет и вьется украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевелятяжелыми складками/Шелков зеленых" (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: " В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору, / С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился" (И. Крылов). Приёмы 3. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной лит-ре) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской нар. поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика, Стихосложение, Фоника.

Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сб.: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, " Вопросы языкознания", 1963, № 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа " словесной инструментовки", в сб.: Поэтика, в. 5. Л., 1929. Л. А. Леонтьев.

ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ, устройства для поглощения падающих на них звуковых волн. 3. к. включают звукопоглощающие материалы, средства их укрепления, иногда -декоративные покрытия (см. Акустические материалы). Наиболее распространённые типы 3. к. - звукопоглощающие облицовки внутр. поверхностей (потолков, стен, вентиляц. каналов, шахт лифтов и т. п.), штучные звукопоглотители, элементы активных глушителей шума.

Звукопоглощающие облицовки применяются для снижения энергии отражённых звуковых волн. Конструкции звукопоглощающих облицовок чаще всего состоят из слоя однородного пористого звукопоглощающего материала (иногда с фактурным слоем) или слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя в виде перфорированного топкого твёрдого экрана или покрытия. Эффективность звукопоглощающей облицовки оценивается коэфф. звукопоглощения (КЗП) в определ. диапазоне частот (октава или 1/3октавы). Значение КЗП зависит от способа крепления конструкции к ограждению и физчич. характеристик самой конструкции, гл. из к-рых является комплексное акустич. сопротивление (см. Импеданс акустический). Увеличение звукопоглощения на низких частотах достигается утолщением конструкции или устройством воздушной прослойки между конструкцией и ограждением. Для обеспечения почти полного поглощения звука применяются звукопоглощающие облицовки в виде клиньев из звукопоглощающего материала, устанавливаемых перпендикулярно поверхности ограждения.

Штучные звукопоглотители обычно служат для снижения шума от технологич. оборудования в производств. зданиях. Они представляют собой конструкции в виде отд. щитов, конусов, призм и т. п., укрепляемых (подвешиваемых) в помещениях в непосредственной близости от источников шума. Эффективность штучных звукопоглотителей характеризуется значением общего звукопоглощения в м2 на 1 штучный звукопоглотитель. Благодаря явлению дифракции волн штучные звукопоглотители имеют больший, чем звукопоглощающие облицовки, коэфф. звукопоглощения. Стенки звукопоглотителей обычно выполняются из слоя пористого волокнистого материала и защитного слоя в виде перфорированного твердого тонкого листа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал