Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 25 страница. В 60-е годы в СССР, США, Великобритании, Дании, Швеции, Польше, Чехословакии и др






В 60-е годы в СССР, США, Великобритании, Дании, Швеции, Польше, Чехословакии и др. странах популярным объектом исследований И. ж. стали группы крови и наследственно обусловленные типы белков крови, молока и яиц. Изучены характер их наследования и связь с продуктивностью и воспроизводительной функцией животных. Установлено, что группы крови и типы индивидуальных белков у животных в течение жизни не меняются. Накопление сведений о группах крови и типах белков позволяет контролировать данные о происхождении животных, различать однояйцевых и двуяйцевых близнецов, изучать структуру пород, их происхождение и взаимосвязь (что особенно важно для пород древнего происхождения), особенности внутрипородных групп - мужских линий и маточных семейств и т. д.

Лит.: Горбелик В. И., Интерьер крупного рогатого скота, М., 1962; Эйдригевич Е. В., Раевская В. В., Интерьер сельскохозяйственных животных, М., 1966; Тихонов В. Н., Использование групп крови при селекции животных, М., 1967. М. М. Кот.

ИНТИМА (от лат. intimus - самый глубокий, внутренний), внутренняя оболочка стенки кровеносных сосудов (кроме капилляров); состоит из слоя эндотелия, лежащей под ним прослойки рыхлой соединительной ткани и внутренней эластической мембраны, отделяющей И. от средней оболочки. В венах И. формирует карманообразные клапаны, вследствие чего кровь в этих сосудах может течь только в одном направлении.

ИНТИНА (от лат. intus - внутри), тонкая бесцветная внутренняя оболочка микроспоры (пыльцы) у семенных растений, состоящая из пектиновых веществ и целлюлозы. И. наз. также внутренний слой оболочки в спорах у споровых растений. Ср. Экзина.

ИНТОКСИКАЦИЯ (от лат. in - в, внутрь и греч. toxikon - яд), отравление организма образовавшимися в нём самом или поступившими извне токсическими веществами. К поступившим извне (экзогенным) токсинам относятся яды животного, растительного происхождения (бактериальные токсины, змеиный яд и др.), промышленные яды (мышьяк, свинец, бензол и др.), лекарства (при приёме без контроля врача или при индивидуальной непереносимости), боевые отравляющие вещества. К образующимся в самом организме (эндогенным) токсическим продуктам относятся вещества, возникающие при тяжёлых заболеваниях печени, почек, нарушении обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции; микробные токсины (при инфекционных заболеваниях), а также продукты распада тканей (при злокачественных опухолях, обширных ожогах и др.). И. веществами, образующимися в организме, наз. аутоинтоксикацией, отравления гормональными продуктами - токсикозами (токсикозами иногда называют и отравления, вызванные экзогенными ядами). Болезнетворное действие зависит от количества, продолжительности воздействия, от физико-химических, биологических свойств ядов, а также от реактивности организма. Ядовитые вещества могут оказывать действие непосредственно на ткани или после всасывания на отдельные органы или системы, преимущественно на нервную, сердечно-сосудистую, кроветворную системы, препятствовать насыщению крови кислородом, нарушать различные обменные (биохимич.) процессы. При отравлении ядами применяются меры быстрейшего их выведения: назначают противоядия, симптоматич. средства, отмывание крови в аппарате " искусственная почка". При аутоинтоксикации - лечение основного заболевания, при к-ром образуются токсины.

Я. О. Ольшанский.

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intono - громко произношу), совокупность звуковых средств языка, к-рые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов:

а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки - синтагмы;

б) устанавливают между частями фразы смысловые отношения; в) сообщают фразе, а иногда и знаменательным отрезкам

повествовательное, вопросительное, повелительное и др. значения; г) выражают различные эмоции. Фонетич. средства И. (интонационные средства): распределение силы динамического (иначе - экспираторного) ударения между словами (акцентный строй), мелодика речи, паузы, темп речи и отдельных её отрезков, рит-мико-мелодич. средства, громкость речи и отдельных её отрезков, эмоциональные оттенки голосового тембра.

Являясь важным языковым средством, фразовая И. соотносительна с другими языковыми средствами: грамматич. формами (напр., повелительным наклонением глагола), вопросительными и восклицательными словами и частицами, союзами, порядком слов. И. присутствует в речи всегда: вне И. устная речь невозможна. Нередко И. служит во фразе единственным средством выражения определённых элементов значения.

В различных языках интонационные средства применяются неодинаковым образом. В русском и в германских языках основным средством выражения логич. отношения предикативности служат распределение силы ударения и мелодика речи, тогда как во франц. языке эта функция нередко выполняется другими грамматич. средствами (т. н. описательный оборот). В то же время разные языки обнаруживают в области И. существенные сходства. Так, почти во всех языках повествовательное значение выражается мелодич. понижением конца фразы, а вопросительное значение - заметным мелодич. повышением одного из слогов; перед паузой внутри фразы обычно (кроме определённых случаев) наблюдается повышение голоса. Вне собственно языковой системы наибольшее интонационное сходство между самыми различными языками обнаруживается в отношении вариации эмоциональных тембров голоса. Выражая тончайшие оттенки чувств и особенности психич. склада говорящего, И. является одним из основных средств создания художественного образа на сцене, в кино и в искусстве художественного чтения.

На письме И. в известной мере выражается посредством знаков препинания и другими графич. средствами (напр., членение письменного текста на абзацы, подчёркивание слов, вариация шрифтов). Однако полного соответствия между И. и пунктуацией нет: круг значений и смысловых отношений, выражаемых И., значительно шире, чем тот, к-рый доступен пунктуационному выражению, особенно в области эмоциональной. Устная речь по своей природе благодаря И. значительно более конкретна, чем письменная речь.

Лит.: Бернштейн С. И., Материалы для библиографии по вопросам фразовой интонации, в кн.: Экспериментальная фонетика и психология в обучении иностранному языку, М., 1940; Златоустова Л. В., Фонетическая структура слова в потоке речи, Каз., 1962; Брызгунова Е. А., Практическая фонетика и интонация русского языка, М., 1963; Liеbегman Ph., Intonation, perception and language, Camb. (Mass.), 1967; Pike K. L., The intonation of American English, Ann Arbor, 1947; Lehiste J., Suprasegmentals, Camb. (Mass.)-L., 1970. С. И. Бернштейн.

ИНТОНАЦИЯ в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле - это высотная организация муз. звуков (тонов) в их последовательности

(ср. с временной организацией - ритмом). Муз. И. отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также манеру (" склад", " строй") муз. высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т.п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (И. песенная, арпозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность муз. И. опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с др. звучаниями, прежде всего с речью, и нек-рые пснхо-фпзиологич. предпосылки. И. в узком смысле - это наименьшее сопряжение тонов в муз. высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразит, значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. состоит из 2-3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И. метафорически называют муз. словом. Однако в отличие от слова муз. И. не имеет точно определённого конкретного смысла.Лишь условно можно говорить и об " интонац. словаре" как совокупности интонаций, применяемых к.-л. композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период (" интонац. словарь эпохи").

Разработка учения о муз. И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее - передовые рус. композиторы и муз. критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и зарубежных музыкантов об интонац. природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречий, чинтонац. теорию" муз. творчества, исполнительства и восприятия, разработка к-рой продолжается в СССР и др. социалистич. странах.

2) Степень акустич. точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при муз. исполнении. И. воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри нек-рой области частот, близких к абсолютно точной, - т. н. зоны.

3) В производстве и настройке муз. инструментов с фиксированной высотой звуков (фп., органа и др.) - ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.

Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jiranеk J., Asafjevova teorie intonace, jejigeneze a vyznam, Praha, 1967. A. H. Coxop.

ИНТРАГЕОАНТИКЛИНАЛЬ (от лат. intra - внутри, внутрь, гео... и антиклиналь), линейно вытянутое поднятие, возникающее на определённой стадии развития геосинклинальной системы.

Противопоставляются разделяющим их интрагеосинклиналям, с к-рыми соизмеримы по длине (1000-3000 км).

ИНТРАГЕОСИНКЛИНАЛЬ (от лат. intra - внутри, внутрь, гео... и синклиналь), прогиб в геосинклинальной системе. Противопоставляется интрагеоантиклинали.

ИНТРАДА (итал. intrada, entrata, исп. и португ. entrada, франц. entree, англ, entry, букв.- вступление), небольшая инструментальная пьеса, выполняющая функции вступления к к.-л. торжеств, церемонии, увеселению или муз. произведению. Наибольшее распространение получила в 16-18 вв. Известны И. типа марша с фанфарами (к торжеств, выходам высоких персон), близкие к паване (к различным торжествам), изложенные в виде быстрого танца (к танц. увеселениям). В 17 в. вошла в инструментальную сюиту. Название " И." иногда давали своим произведениям и композиторы 19-20 вв.

ИНТРАЗОНАЛЬНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ, тип растительности, к-рая не образует самостоятельной зоны, а лишь включена в зональную растительность. В отличие от азоналъной растительности, к-рая встречается во всех зонах (заливные луга, растительность песков, каменистых выходов и т. д.), И. р. тесно связана с определёнными зонами. Примеры И. р.- растительность солонцов и солончаков в степной и пустынной зонах, сфагновые болота в лесной и тундровой зонах. При переходе из одной зоны в др. И. р. меняется, неся на себе отпечаток соответств. зоны и занимая в ней обычно небольшие площади. Иногда И. р. местами преобладает над зональной растительностью. Так, в лесной зоне Зап.-Сибирской равнины местами болотная растительность превалирует, а зональные для этих мест леса встречаются небольшими участками на возвышенностях.

ИНТРАЗОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intra - внутри и зона), распространение к.-л. особенностей или компонентов природы (почв, растительности, ландшафтов) в виде отдельных участков, образующих закономерные вкрапления внутри одной или нескольких смежных геогр. зон. Интразональные явления несут отпечаток влияний природы окружающих их зон. И.-частный случай азональности.

ИНТРАМОЛЕКУЛЯРНОЕ ДЫХАНИЕ (от лат. intra - внутри и молекула), анаэробное дыхание, выделение растением углекислого газа без поглощения свободного кислорода. И. д. постоянно сопутствует обычному дыханию, что впервые доказал рус. биолог С. П. Костычев (1907 -11); однако в нормальных условиях доля И. д. ограничена. Оно характерно для некоторых тканей (меристема, мясистые части плодов, клубней). И. д. зелёных растений близко по химизму спиртовому брожению. И. д. резко усиливается при падении парциального давления кислорода в атмосфере ниже 5%. Большинство зелёных растений при длительном И. д. гибнет вследствие резкого снижения выхода энергии и больших затрат пластич. веществ (в 20-30 раз выше, чем при обычном дыхании), а также из-за отравления токсичными для растений продуктами И. д. Нек-рые растения (напр., рис) благодаря И. д. способны нормально развиваться при постоянном недостатке в среде кислорода. Б. Л. Рубин.

ИНТРИГА (франц. intrigue, от лат. intrico - запутываю) в литературе, сложное и напряжённое сплетение активных поступков персонажей как способ организации сюжетного действия или фабулы в романе(преим. авантюрном) и драме. И. возникает вследствие острого столкновения интересов и целенаправленной, нередко тайной борьбы героев. Пример - И. вокруг письма об опеке в романе " Подросток" Ф. М. Достоевского; её перипетии содействуют здесь обнажению " трагизма подполья" и " этической раздвоенности" главных героев.

ИНТРОДУКЦИЯ (от лат. introductio - введение), 1) краткое вступление к первой части или финалу циклических инструментальных произведений (симфоний, дивертисментов, струнных квартетов и т. п.), а также к одночастным инструментальным сочинениям. 2) Род короткой оперной или балетной увертюры, а также оркестровое вступление к отдельному акту оперы. 3) Вокальный ансамбль или хоровая сцена в опере, непосредственно следующая за увертюрой и открывающая собой первое действие оперы (напр., в операх " Иван Сусанин" и " Руслан и Людмила" М. И. Глинки).

ИНТРОДУКЦИЯ (биол.), 1) введение видов или сортов растений в к.-л. местность (область, страну), в к-рой они раньше не встречались (см. Интродукция растений). 2) Распространение животных за пределы естеств. ареала и их приспособление к новым условиям; в этом смысле термин " И." употребляют как синоним начальной фазы акклиматизации.

ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ, введение (привлечение) видов или сортов растений в места, области, где они раньше не встречались. Термин применяется со 2-й пол. 19 в. Теория И. р. впервые была обоснована в 1855 А. Декандолем, а затем развита и углублена Н. И. Вавиловым на основе созданной им теории центров происхождения культурных растений. В первичных центрах сосредоточен осн. ген-фонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений - носителей генов, ценных в селекционном отношении. Во вторичных географич. центрах мн. культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или др. вида. Т. о. от диких видов, к-рые часто представляют ценность и сами по себе, произошли совр. культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др. География важнейших культурных растений изменилась. Ареалы их значительно расширились. При этом связь с первичными центрами нередко терялась; напр., родина кофе - Эфиопия, а ныне осн. производство его сосредоточено в Лат. Америке; осн. производство арахиса, родина которого Сев. Аргентина, сосредоточено в Экваториальной Африке. По Н. И. Вавилову, источниками для И. р. могут быть: 1) генцентры, из к-рых можно черпать важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.; 2) окраины ареалов высокоразвитого земледелия, где сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисл. ценные в селекционном отношении признаки.

Материал для И. р. поставляют гл. обр. науч. экспедиции, направляемые мн. странами мира в первичные и вторичные центры происхождения культурных растений. Повседневную интродукцию дикорастущих видов с последующей их акклиматизацией ведут ботанические сады и др. ботанические и селекционные учреждения.

Лит.: Вавилов Н. И., Избранные труды, т. 5, М., 1965; Жуковский П. М., Новые очаги происхождения и генцентры культурных растений и узко-эндемичные микроцентры родственных видов, " Ботанический журнал", 1968, т. 53, № 4; Whyte R. О., Plant exploration collection and introduction, Rome, 1958. Д. В. Тер-Аванесян.

ИНТРОЕКЦИЯ (от лат. intro - внутрь и jacio - бросаю, кладу), 1) в теории Познания-введённое австр. философом Р.Авенариусом понятие о недопустимом, с его точки зрения, вкладывании воспринимаемых образов в сознание индивида. Это проистекает у Авенариуса из недопустимости, по его мнению, разделения идеального и реального вообще, так как основой своей философии он делает понятие опыта, растворяя в нём противоположность духовного и материального и пытаясь т. о. опровергнуть материализм вообще. Критика этих понятий опыта и И. дана В. И. Лениным в работе " Материализм и эмпириокритицизм" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18). 2) В психологи и-включение индивидом в свой внутр. мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок др. людей, что является основой идентификации. Противоположной И. является проекция. В глубинную психологию понятие И. было введено венг. психоаналитиком Ш. Ференци; И. рассматривается здесь как психологич. механизм, играющий важную роль в процессе формирования " сверх-я", совести и др.

ИНТРОСКОПИЯ (от лат. intro - внутри, внутрь и ...скопия), визуальное наблюдение объектов, явлений и процессов в оптически непрозрачных телах и средах, а также в условиях плохой видимости. Задачей И. является обнаружение и идентификация различных отклонений от заданных свойств (параметров) изделий, тел и сред, исследование явлений и процессов, происходящих в полупрозрачных и непрозрачных средах. Нек-рые методы и средства И., применяемые для неразрушающегоконтроля пром. изделий и материалов, сходны с методами и средствами дефектоскопии и, в частности, рентгеноскопии. Однако ряд задач, связанных с визуальным наблюдением объектов под водой, в толще горных пород и ледников, в тумане или при сильном снегопаде, может решаться лишь методами И.

И. осуществляется с помощью средств визуализации пространственного распределения различных проникающих излучений и полей: упругих колебаний среды (на частотах от 10 гц до 1000 Мгц), всего освоенного диапазона электромагнитных колебаний (от жёстких гамма-излучений до низкочастотных колебаний), магнито-статич., электрич. и гравитационных полей, а также потоков элементарных частиц (нейтрино, нейтронов и др.). Гамма-рентгеновская И. использует гамма- и рентгеновские излучения, проникающие сквозь жидкие и твёрдые объекты произвольной формы, любого химич. состава и темп-ры. Высокая разрешающая способность рентгеновского излучения позволяет наблюдать весьма мелкие неоднородности в непрозрачных материалах. Инфракрасная И. основана на свойстве мн. веществ поглощать и отражать инфракрасные лучи в соответствии с химич. составом, структурой молекул и агрегатным состоянием вещества. Распространение инфракрасных лучей подчиняется законам световой оптики; с помощью оптич. средств формируют невидимые инфракрасные изображения, к-рые затем могут быть преобразованы в видимые. Методы непосредственного наблюдения распределения полей, напр, магнитного или элект-рич., основаны на магнитооптич. явлениях (см. Фарадея эффект, Керра эффект). Ультразвуковая И. базируется на свойстве ультразвука проникать сквозь металл, пластмассы, живую ткань, большинство строит, материалов и оптически непрозрачные жидкости (см. Звуковидение, Голография). В радиоинтроскопии в качестве проникающих излучений используют электромагнитные волны длиной от долей мм до неск. м. Наиболее часто применяют радиоволны миллиметрового и сантиметрового диапазонов для получения изображений достаточно мелких объектов. Радиоинтроскопия позволяет " видеть" в толще горных пород и ледников, составлять карты радиоизлучений земной поверхности, облачного покрова и т. д.

Лит.: Крылов Н. А., Электронно-акустические и радиометрические методы испытаний материалов и конструкций, Л.- М., 1963; Ощепков П. К., Меркулов А. П., Интроскопия, М., 1967.

К. М. Климов.

ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto - смотрю внутрь), то же, что самонаблюдение.

ИНТРУЗИВНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ, глубинные породы, магматич. горные породы, образовавшиеся в результате застывания магмы на глубине, в толще земной коры. И. г. п. противопоставляются эффузивным горным породам, представляющим собой магму, излившуюся и затвердевшую на поверхности Земли в форме т. н. лавы вулканов. См. также Магматические горные породы.

ИНТРУЗИЯ (позднелат. intrusio, от лат. intrudo - вталкиваю), геологич. термин, употребляемый в двояком смысле: 1) процесс внедрения магмы в толщу горных пород, слагающих земную кору; застывание такой внедрившейся магмы ведёт к образованию интрузивных горных пород; 2) И.- геологич. тело, сложенное магматич. породой и образовавшееся в процессе внедрения и застывания магматич. расплава в земной коре (интрузия, интрузивное тело, плутон). По отношению к структуре вмещающих пород различают И. согласные и несогласные. К первым относятся пластовые интрузии, лакколиты, лополиты и др., ко вторым - батолиты, штоки, дайки и др. По глубине, на к-рой произошло внедрение магмы, различают И. глубинные (абиссальные) и И. малых глубин (гипа-биссальные). При этом условия застывания магмы и воздействие её на окружающие породы резко различны: на малых глубинах застывание идёт быстро, с образованием тонкокристаллич. или порф? " •- ровых пород, а контактное изменение захватывает небольшие площади вмещающих пород; для больших глубин характерны среднезернистые и крупнозернистые породы и очень мощные изменения окружающих пород.

ИНТУБАЦИЯ (от лат. in - в, внутрь и tuba - труба), введение в гортань через рот специальной трубки с целью устранения нарушения дыхания при ожогах, нек-рых травмах, тяжёлых спазмах гортани, дифтерии гортани и её острых, быстро разрешающихся отёках, напр, аллергических. И. иногда может заменить гор-лосечение (трахеотомию). По миновании опасности удушья трубка обычно извлекается и больной переходит на нормальное дыхание.

ИНТУИТИВИЗМ, идеалистич. течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и филос. направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на рубеже 19-20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного способа мышления в связи с механистическим и позитивистским пониманием научного знания и ограничением опыта исключительно сферой чувств, восприятия. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен философии диалектического материализма.

Можно выделить две формы И. Для первой, антиинтеллектуалистической формы характерно противопоставление интуиции и интеллекта [А. Бергсон (Франция) и философия жизни в целом], для второй - попытка соединить их [рус. философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Э. Жильсон, Ж. Маритен и др., отчасти Э. Гуссерль и феноменологич. школа - М. Шелер, Н. Гартман (Германия) и др.]. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логич. мышлению, логич. знанию, истолковывая её как непосредств. слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологич. вариантах философии жизни (напр., у нем. философа Л. Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета помимо сознания. Представители второго направления И. стремятся выйти за пределы непосредственно чувств, опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода - духовный (в частности, " религиозный") опыт. Критикуя свойственные И. гипертрофированные представления о роли интуиции в познании, диалектич. материализм рассматривает последнюю как органический момент познават. процесса, находящийся в единстве с дискурсивным мышлением. См. Интуиция.

ИНТУИЦИОНИЗМ в математике, философское направление, отвергающее теоретико-множественную трактовку математики и считающее интуицию единств, источником математики и гл. критерием строгости её построений. На базе И. возник также ряд других направлений в основаниях логики и математики, в частности конструктивное направление. См. Математический интуиционизм.

ИНТУИЦИОНИСТСКАЯ ЛОГИКА, форма логики предикатов, отражающая взгляд интуиционизма на характер логич. законов, считающихся, с его точки зрения, допустимыми в применении к доказательствам суждений из тех частей дедуктивных наук (особенно математики), к-рые существенно связаны с понятием математической бесконечности.

В соответствии с концепцией интуиционизма, в И. л.нет исключённого третьего принципа и закона снятия двойного отрицания. В качестве И. л. обычно рассматривается формальная логич. система, построенная нидерландским математиком А. Гейтингом в 1930 (охватывает логику предикатов; ещё ранее - на основании соображений, отличных от интуиционистских, - систему И. л. в применении к логике высказываний, составляющей часть логики предикатов, построил сов. учёный В. И. Гливенко). Интуиционистская логика Гейтинга отличается тем, что выразимые в ней содержательные рассуждения являются приемлемыми с точки зрения интуиционизма нидерландского математика Л. Э. Я. Брауэра.

С развитием конструктивных направлений в математике и логике И. л. нашла в них применение и поэтому стала часто называться конструктивной логикой (хотя в И. л. и нет нек-рых принципов, признаваемых многими представителями этих направлений, напр, принципа конструктивного подбора, выдвинутого конструктивным направлением, возглавляемым советским математиком А. А. Марковым).

ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio, от лат. intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

В истории философии понятие И. включало разное содержание. И. понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная И.). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувств, мира) есть вид непосредственного знания, к-рое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории философии нередко чувств, формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, напр., утверждал: " Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция..." (Избр. произв., М., 1950, с. 86). Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. И. трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная И.): "...безоговорочно несомненное, ясное, как солнце... только чувственное", а потому тайна интуитивного познания и "...сосредоточена в чувственности" (Фейербах Л., Избр. философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 187).

И. понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (3. Фрейд).

В нек-рых течениях бурж. философии И. трактуется как божеств, откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования И. имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистич. диалектика усматривает рациональное зерно понятия И. в характеристике момента непосредственности в познании, к-рое представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, напр, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль И. особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но И. не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по к-рым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью к-рых он делается. И. не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отд. звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина. И. бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. А. Г. Спиркин. ИНТУССУСЦЕПЦИЯ (от лат. intus - внутрь и susceptio - принятие на себя), разрастание оболочек клеток растений в результате внедрения новых молекул целлюлозы и протопектина в ранее образованную оболочку. Раньше И. противопоставлялась аппозиции, т. е. росту оболочки за счёт наложения слоев изнутри (со стороны протоплазмы). В действительности при росте и утолщении оболочки клеток растений наблюдается и аппозиция, и И.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал