Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VII. Экономико-географический очерк. Общая характеристика экономики
Общая характеристика экономики. В капиталистич. мире К. стоит (1970) на 1-м месте по добыче никелевых, цинковых, серебряных руд, калийных солей, асбеста, произ-ву газетной бумаги, на 2-м- по добыче золота, платиновых, ниобие-вых, молибденовых руд, природного газа, серы, по произ-ву алюминия, целлюлозы и пиломатериалов, на 3-м - по добыче свинцовых, кобальтовых, магниевых, кадмиевых, урановых и титановых руд. В целом на К. приходится ок. 7% капиталистич. произ-ва сырья и полуфабрикатов минерального и лесного происхождения и до 1/6соответствующего экспорта. В то же время К.- крупный покупатель машин, оборудования и др. готовой продукции промышленно развитых стран. Большую роль в экономике К. играет иностр. капитал. Иностр. монополии контролируют 70% горнодоб. и 57% обрабатывающей промышленности К. (1968). 81% иностранных инвестиций в К. принадлежит США. Внешняя долгосрочная задолженность страны на кон. 1968 достигла 38 млрд. канад. долл. (4/5 из них приходится на США). Её вложения за границей составляли (1968) ок. 19 млрд. канад. долл., из которых 11 млрд. приходится на долгосрочные инвестиции в экономику стран басс. Карибского м., Бразилии и др. Примерно 43% инвестиций К. за границей фактически контролируется не канад. капиталом, а иностранным, причём 31% - капиталом США. Проникновение в экономику К. иностранных, в первую очередь амер., монополий происходит в условиях конкуренции нац. капитала, обострения борьбы за " канализацию" х-ва страны. Это проникновение сказывается в особенности в новых районах усиленного освоения природных богатств, например на канадском Севере. Относительно высокие темпы (4, 5% в год) роста экономики К. в период после 2-й мировой войны 1939-45 тесно связаны с большим объёмом капитальных вложений в её X-BO. За 1939-69 в X-BO было вложено ок. 250 млрд. канад. долл., строились предприятия обрабат. и горнодоб. пром-сти, продолжалась дальнейшая механизация с. х-ва. Произошли значит, структурные и порайонные сдвиги в экономике К. (см. табл. 2). Рост пром. произ-ва был непосредственно связан с обновлением осн. капитала и созданием новых отраслей обрабатывающей (авиац., электротехнич., нефтеперерабатывающей) и добывающей пром-сти (добычей жел. руды, нефти, природного газа, калийных солей, урановых и молибденовых руд и др.). Высокий спрос на канад. сырьё определил ускоренное развитие т. н. сырьевых отраслей х-ва (т. е. отраслей, в той или иной степени Табл. 2. - Отраслевая структура хозяйства
связанных с эксплуатацией лесных, минеральных или энергетич. ресурсов). Это, с одной стороны, обусловливает вовлечение в хоз. оборот ресурсов ряда слабо освоенных р-нов Запада и Севера К., а с др. стороны, ведёт к расхищению природных богатств страны и большим валютным потерям, вытекающим из разницы в стоимости сырьевых и обработанных продуктов. При относительно высоких темпах развития экономики в К. имеется постоянная армия безработных; доля их составляла 3% по отношению к числу занятых в 1953, 3, 9% в 1965, 4, 7% в 1969, 5, 9% в 1970, 6, 4% в 1971 (552 тыс. чел.). Промышленность. Объём пром. произ-ва в 1969 по сравнению с 1939 вырос в 6 раз, преим. за счёт горнодоб. и лесобум. пром-сти, а также трансп. машиностроения, чёрной и цветной металлургии, электротехнич. и хим. промышленности. Горнодобывающая промышленность и энергетика. В послевоенные годы роль горнодоб. пром-сти в экономике значительно возросла, хотя удельный вес её в структуре х-ва упал. Усиленное развитие горнодоб. пром-сти служит решающим фактором продвижения х-ва на С. и 3. страны. По размерам произ-ва горнодоб. пром-сти (ок. 5 млрд. долл. в 1970) К. стоит на 2-м месте в капиталистич. мире после США. Произ-во минерального сырья и полуфабрикатов на душу населения выше, чем в любой др. развитой капиталистич. стране (в частности, на '/з выше, чем в США). (О добыче основных полезных ископаемых см. в табл. 3.) В 1970 по общему объёму произ-ва всех видов энергии (в пересчёте на условное топливо) К. была на 5-м месте среди капиталистич. стран, а по объёму потребления энергии на душу населения она почти не отставала от США. Доля нефти в топливно-энергетич. балансе составляла 47 %, угля 11 %, природного газа 19%, гидроэнергии 23%, древесного топлива менее 1%. Основой электроэнергетики служит гидроэнергия. Установленная мощность ГЭС на 1 янв. 1971 равнялась 28, 3 млн. кет, т. е. 2/з мощности всех электростанций К. Главные ГЭС - в провинциях Квебек (47% мощности), Онтарио (24%)и Брит. Колумбия (14%). Наиболее мощные из них - на pp. Св. Лаврентия, Берсими, Маникуаган-Утард, Пис-Ривер, Нельсон и Черчилл. В р-нах Торонто и Ванкувера выстроен ряд крупных ТЭС и АЭС. В 1970 вошла в строй АЭС Пике-ринг (к В. от Торонто; проектная мощность 2, 2 млн. кет). Строится (1973) атомная электростанция Брус (пров. Онтарио, 3, 2 млн. кет). Обрабатывающая промышленность получила значит, развитие в связи со спросом на вооружение в годы 2-й мировой войны. Только за 1939-44 объём произ-ва в обрабат. пром-сти возрос в 2, 5 раза. В 1966 занятых в обрабат. пром-сти было: в машиностроении и металлообработке 22%, деревообр. пром-сти 16%, пищевой 14%, чёрной и цветной металлургии 1%, электротехнике 7%, химической промышленности 6 %. В валовой продукции обрабат. пром-сти (1970, в %) трансп. машиностроение занимало 12, 3, общее машиностроение 3, 7, чёрная и цветная металлургия и металлообработка 15, 9, целлюлозно-бум. пром-сть 8, 5, деревообработка 4, 2, электротехника 6, химическая пром-сть 5, 8, нефте- и углеперерабатывающая пром-сть 4, пищевая и табачная пром-сть 19, 8, текстильная 3, 4, швейная 2, 8, прочая 13, 6. Машиностроение даёт ок. '/4 стоимости продукции обрабат. пром-сти. Осн. отраслью его является транспортное машиностроение (авто-, су до-, авиа-, вагоно-и локомотивостроение). Из др. отраслей развиты с.-х. машиностроение, произ-во энергосилового оборудования, оборудования для горнодоб. и лесной пром-сти. Станкостроение развито слабо, многие ведущие отрасли пром-сти зависят от ввоза оборудования из США, Великобритании, ФРГ, Японии. Трансп. машиностроение сосредоточено в основном на дочерних предприятиях амер. или англ, маш.-строит, компаний. Осн. центры машиностроения: Торонто, Монреаль, Уин-сор, Гамильтон, Брантфорд, Ошава, Галифакс, Ванкувер. Табл. 3. - Добыча основных полезных ископаемых
* Сырая. **По содержанию металла в руде. Чёрная металлургия сосредоточена в гг. Гамильтон (49%), Су-Сент-Мари (18%), Уэлленд в Приозерье и в г. Сидни (8%) на Атлантич. побережье; произ-во алюминия в гг.Арвида (40%), Китимат (25%), Бе-Комо (20%), Иль-Малинь (10%); полиметаллов в Трейле, Валли-филде, Бельдюн-Пуэне; меди и никеля в Садбери, Норанде, Монреале, Порт-Колборне, Томпсоне и Форт-Саскаче-ване. По мощности нефтеперераб. з-дов К. в капиталистич. мире стоит на одном из первых мест. Осн. заводы расположены в гл. центрах потребления (Монреаль, 30% произ-ва, Ванкувер, 5%) или трансп. узлах (Сарния, 12%, Эдмонтон, 7%). Хим. пром-сть представлена рядом крупных заводов по произ-ву продуктов осн. химии, а также высокополимерных соединений. Быстро растёт произ-во хим. удобрений, синтетич. каучука, пластмасс. Гл. центры: Сарния, Монреаль, Торонто, Ниагара-Фоле, Китченер. По лесозаготовкам, лесопилению и деревообработке, произ-ву целлюлозы и бум. массы К. занимает 2-е место в капиталистич. мире (после США). Наиболее развито целлюлоэно-бум. произ-во. Ок. 2/3 мощностей отрасли расположено в Вост. К., в р-нах крупных ГЭС на р. Св. Лаврентия и её притоках. После 2-й мировой войны новые заводы построены в таёжной зоне провинций Манитоба, Саскачеван и Альберта и особенно на Дальнем Западе К., на Тихоокеанском побережье, где целлюлозно-бум. произ-во тесно кооперируется с лесопилением. Здесь расположено 2/3 мощностей лесопил. пром-сти. Осн.центры: Труа-Ривьер, Корнер-Брук, Пауэлл-Ривер, Халл, Порт-Ал-берни, Принс-Джордж, Те-Пасс, Принс-Руперт. Гл. отрасли пищ. пром-сти - мукомольная, мясная, рыбоконсервная и ликёро-водочная; они имеют важное экспортное значение. Крупнейшие мельницы размещены в портах вывоза хлеба (Порт-Артур, Монреаль, Ванкувер). Из отраслей лёгкой пром-сти относительно более развиты текст., кож.-обув, и швейная; ок. '/2 продукции производится в Моноеа-ле, др. важные её центры-Торонто, Ванкувер, Виннипег. (О производстве основных видов промышленной продукции см. в табл. 4.) Примерно 7/10 производств, мощностей обрабат. пром-сти расположено в пром. зоне центр, провинций Онтарио и Квебек, по 1/8 на Дальнем Западе и в Степном районе, '/20 в Атлантическом районе страны. Табл. 4. - Производство основных видов промышленной продукции
* Выплавка. ** млн. м2. Сельское хозяйство отличается высокой товарностью, механизацией и специализацией. Ок. 3/4 с.-х. земель сосредоточено в руках крупных капиталистич. X-B, владеющих участками св. 40 га. Конкурентная борьба с крупными механизированными х-вами ведёт к разорению мелких ферм. За период 1951-66 число ферм сократилось на 30%. Под фермами занято 70 млн. га (7, 6% территории К.), из них обрабатывают и используют под пастбища 44 млн. га. Кроме зерновых, в структуре посевных площадей (см. табл. 5) видное место занимают посевы трав, технические (лён и рапс, табак), а также кормовые культуры (картофель, кукуруза). За послевоен. годы произошли значит, изменения в структуре с. х-ва. В 1971 3/5 его товарной продукции приходилось на животноводство (см. табл. 6) и только 2/5 на растениеводство (в 1939 - обратное соотношение). Изменилась и структура каждой отрасли. Увеличилась доля интенсивных отраслей животноводства и растениеводства (садоводство, овощеводство, плодоводство). В 1970 работало 700 тыс. тракторов, 200 тыс. комбайнов, 400 тыс. грузовиков; 9/10 ферм электрифицировано. Табл. 5.- Посевная площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
* В среднем за год. ** 1934-38. Табл. 6.-Поголовье скота, тыс. голов
* В среднем за год. Осн. р-ны зернового х-ва - степные провинции, в особенности Саскачеван и Манитоба; молочного животноводства и птицеводства - Ю. провинций Онтарио и Квебек и Ю.-З. пров. Брит. Колумбия, мясо-шёрстного животноводства -провинции Брит. Колумбия и Альберта. В Брит. Колумбии, Новой Шотландии и Онтарио местами развито садоводство и огородничество. Ряд отраслей с. х-ва имеет экспортное направление: вывозится более 4/2 урожая пшеницы, льняного семени, '/з урожая ячменя. Лесное хозяйство более развито в пров. Брит. Колумбия, Квебек и Онтарио. На К. приходится ок. '/ю заготовляемой в мире древесины, а доля её в экспорте леса составляет '/з. В рыболовстве занято ок. 90 тыс. чел., ежегодно вылавливается св. 1 млн. m рыбы, 2/3 улова вывозится. Половину улова получают в прибрежных водах приатлантич. провинции, в основном на " ньюфаундлендских банках" (треска, сельдь, крабы), 2/5 - в прибрежных водах и реках Тихоокеанского побережья (лососёвые и палтус). Транспорт. До начала 2-й мировой войны по жел. дорогам перевозилось более 90% всех грузов. В послевоен. период стала снижаться роль (до 60% в 1969) ж.-д. транспорта при увеличении значения грузового автотранспорта, трубопроводов (99 тыс. км в 1968) и авиации. Несколько изменилась конфигурация трансп. сети. К широтным трансканад. дорогам прибавился ряд крупных железных и шоссейных дорог меридионального направления (в т. ч. Аляскинское шоссе, 2, 5 тыс. км, шоссе Макензи, жел. дороги Ванкувер- Форт-Нельсон, Сет-Иль -Шеф-фервилл, Гримшо- Пайн-Пойнт). Общая протяжённость жел. дорог 71 тыс. км (1971), а автодорог ок. 800 тыс. км. В 1971 автопарк насчитывал 8, 1 млн. автомашин, в т. ч. 6, 3 млн. легковых. На С. и в горных р-нах пользуются снегоходами; парк их в 1969 превышал 800 тыс. шт. Большое значение имеет морской и речной транспорт, а также водный путь по Великим озёрам. В связи с завершением в 1959 стр-ва глубоководного мор. пути по р. Св. Лаврентия мор. суда (до 26 тыс. т) могут проходить к портам на Великих озёрах. Тоннаж мор. флота (включая озёрный и речной) 3, 7 млн. брутто per. т (1969). Осн. порты (грузооборот в млн. га, 1969): Ванкувер (21, 5), Сет-Иль (17, 2), Монреаль (15, 9), Тандер-Бей (12, 5). Велика роль авиатранспорта, особенно на севере. Гл. авиапорты: Монреаль, Торонто, Ванкувер, Виннипег, Оттава. Внешние экономические связи. По обороту внеш. торговли К. в 1969 занимала 6-е место в капиталистич. мире (6%). Ок. '/4 товарной продукции х-ва К. вывозится за границу. Св. 2/3 стоимости экспорта К. приходится на сырьё, полуфабрикаты и продовольствие. Из К. вывозятся: газетная бумага, пшеница, пиломатериалы, бумажная масса, никель, алюминий, нефть и нефтепродукты, железная руда, медь, асбест, уран, калийные соли. Большую часть стоимости ввоза составляют готовые пром. изделия, а также уголь, продукты тропич. стран (кофе, каучук, бананы, какао). См. табл. 7. География внеш. торговли К. обычно характеризовалась сильным преобладанием США и Великобритании. Монополии США использовали ослабление позиций Великобритании во время и после 2-й мировой войны; в результате доля Великобритании во внешнеторг. обороте К. сократилась с 32% в 1939 до 8% в 1969, в то время как доля США за эти годы увеличилась с 50 до 70%. Главным рынком для К. стали США, нуждающиеся в канад. пром. сырье и полуфабрикатах. При общей стоимости экспорта К. (1971) в 17 847 млн. канад. долл. и импорта в 15 608 млн. канад. долл. доли отдельных стран составили (в %): США 68, 1 в экспорте и 70, 1 в импорте; Великобритании 7, 6 и 5, 3 соответственно; Японии 4, 4 и 5, 1; ФРГ 1, 8 я 2, 8: Нидерландов 1, 3 и 0, 5; Италии 1, 2 и 1. Осуществляются эко-номич. связи с СССР и др. социалистич. животноводстве, овоще-, табако- и плодоводстве. Наиболее крупные пром. центры-Монреаль и Торонто, в к-рых производится Чз промышленной продукции К. Степной р-н (б. ч. провинций Манитоба, Саскачеван, Альберта) охватывает канад. часть Великих равнин. Здесь живёт '/6 населения и производится '/10 пром. продукции. С нач. 20 в. Степной р-н - важный с.-х. район. До кон. 50-х гг. преобладало экстенсивное с. X-BO, специализировавшееся на произ-ве зерна, мяса и шерсти. С открытием (1947) крупного месторождения нефти (Ледюк, пров. Альберта), а также новых месторождений полиметаллов, калийных солей, урана и угля развилась горнодоб., нефте- и газохим. пром-сть. В 1969 стоимость пром. продукции р-на в 3 раза превышала стоимость продукции с. х-ва. Развиты хим. (Эдмонтон, Калгари), пищ. (Калгари, Виннипег) пром-сть и цветная металлургия (Томпсон, Форт-Саска-чеван). Дальний Запад (пров. Брит. Колумбия). Здесь живёт '/10 населения и производится '/10 пром. произ-ва К. Район нового пром. освоения, с отчётливо выраженной специализацией на произ-ве сырья и полуфабрикатов для вывоза. В 1971 район дал 4/5 произ-ва фанеры в Табл. 7. -Структура экспорта и импорта по группам товаров в % к итогу
странами. Ден. единица - канад. доллар. По курсу Госбанка СССР на февр. 1973 1 канад. долл. = 0, 83 руб. Экономико-географические районы. Центральный р-н (юж. части провинций Онтарио и Квебек), развитый в пром. отношении. Здесь живёт 2/3 населения и производится св. 2/3 пром. продукции. Большая часть терр. р-на расположена на Канад. щите, недра к-рого богаты полезными ископаемыми; имеются также большие запасы гидроэнергии (30 млн. кет) и леса (1/2 запасов К.); южная часть щита окаймляется плодородными землями долины р. Св. Лаврентия и с.-х. р-нами юж. Онтарио. Экономич. развитию р-на способствовали богатые природные ресурсы, выгодное географич. положение в центре страны, рядом с промышленно развитым Северо-Востоком США, на удобных трансп. путях (Великие озёра, р. Св. Лаврентия). Прибрежная полоса от Уинсора до Торонто и далее к Монреалю - это почти сплошная цепь пром. городов, редко прерываемая р-нами интенсивного с. х-ва. В р-не размещено 9/10 мощностей произ-ва в К. автомобилей, самолётов, с.-х. машин, энергосилового оборудования и электротехники, 4/5 мощностей хим. и лёгкой пром-сти, 2/з целлюлозно-бум. пром-сти, цветной и чёрной металлургии. На р-н приходится также '/2 продукции горнодоб. пром-сти и с. х-ва. С. X-BO специализировано на стране, 2/3 пиломатериалов, 4/4 бум. массы и '/5 бумаги. Добыча в большом количестве полиметаллов, медных и молибденовых руд. Ок. '/2 мощностей обрабат. пром-сти р-на сосредоточено в Ванкувере. Др. важные центры: Виктория (судо- и авиастроение), Китимат (алюминий), Трейл (свинец, цинк). Атлантический р-н (провинции Ньюфаундленд - осн. часть, о. Принс-Эдуард, Нью-Брансуик, Новая Шотландия) значительно отстаёт от др. р-нов К. по уровню развития. Хотя здесь живёт ок. 1/10 населения страны, доля района в пром.произ-ве равна ок. 1/16. В послевоен. период район характеризовался наиболее низкими темпами прироста населения, роста произ-ва и объёма капиталовложений, район относительно беден природными ресурсами, его энергетич. база узка (только уголь). Он удалён от гл. пром. центров страны. Большая часть населения занята рыболовством, с. х-вом и добычей угля. Осн. центры: Сент-Джон (нефтепереработка), Галифакс (судостроение и автосборка). Канадский Север (терр. Юкон, Сев.-Зап. территории и сев. части провинций Альберта, Саскачеван, Манитоба, Онтарио, Квебек). В послевоен. годы форсируется освоение минеральных, гид-роэнергетич. и лесных ресурсов, создаётся сеть новых пром. городов и посёлков. Несмотря на малые размеры вновь созданных центров, они занимают видное Канада. 1. Общий вид сталеплавильного завода в г. Сидни (провинция Новая Шотландия). 2. Нефтехимическое производство в г. Сарния (провинция Онтарио). 3. Асбестовый горнообогатительный комбинат в г. Бей-де-Верд (провинция Ньюфаундленд). 4. В районе никелевого месторождения Томпсон (провинция Манитоба); на заднем плане- завод по выплавке никеля. 5. ГЭС Шипшо на р. Сагеней (провинция Квебек). 6. Поля пшеницы в районе Гранд-Кули (провинция Саскачеван). место в общеканад. произ-ве (напр., Пайн-Пойнт - полиметаллы, Ноб-Лейк - жел. руда, Тангстен - вольфрам, Клинтон-Крик - асбест и др.). Лит.: Антипова А. В., Антонова И. Ф., Канада, M., 1972; M и-лейковский А., Канада и англоамериканские противоречия, M., 1958; Б о-родаевский А. Д., Канада и межимпериалистическая борьба за источники сырья, M., 1968; Сущенко В. В., Монополистический капитал Канады, M., 1964; Canada year book 1960 - 1970, Ottawa, 1960-70; Canada. One hundred, 1867 - 1967, Ottawa, 1967. Л. H. Карпов.
|