Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 8 страница. В докритический период (Всеобщая естественная история и теория неба, 1755) К






В " докритический" период (" Всеобщая естественная история и теория неба", 1755) К. разработал " небулярную" кос-могонич. гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной " туманности", т. е. из огромного облака диффузного вещества (см. Канта гипотеза). Согласно оценке Ф. Энгельса, эта теория К. "...была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени" (Mаркc К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 56). В то же время К. высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление - в результате приливного трения - суточного вращения Земли, а также развил учение об относительности движения и покоя. В биологии К. наметил идею ге-неалогич. классификации животного мира, в исследованиях по антропологии выдвинул идею естеств. развития человеческих рас. Параллельно с этими естественнонаучными работами К. написал в " докритический" период ряд философских работ. В них он наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма английского философа Д. Юма - различие между основанием реальным и логическим, осмеял увлечение нек-рых своих современников т. н. " духовидени-ем" и др.

Диссертация " О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" (1770) явилась началом перехода к воззрениям " критического" периода, гл. произведениями к-рого стали " Критика чистого разума" (1781),

" Критика практического разума" (1788) и " Критика способности суждения" (1790). Основу всех трёх " Критик" составляет учение К. о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - " вещах в себе". Познание наше начинается, по К., с того, что " вещи в себе" воздействуют и. Кант. на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. В этой предпосылке своего учения К.- материалист. Но в учении о формах и границах познания К.- идеалист и агностик. Он утверждает, будто ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого теоретич. знания " о вещах в себе". Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирич. знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это ни на йоту не приблизит нас к познанию " вещей в себе".

В логике К. проводил различие между обычной, или общей, логикой, к-рая исследует формы мысли, отвлекаясь от вопросов об их предметном содержании, и логикой трансцендентальной, к-рая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный, всеобщий и необходимый характер. Основной для него вопрос - об источниках и границах знания - К. формулирует как вопрос о возможности априорных синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений в каждом из трёх главных видов знания - математике, теоретич. естествознании и метафизике (умозрит. познании истинно-сущего). Решение этих трёх вопросов " Критики чистого разума" К. приурочивает к исследованию трёх осн. способностей познания - чувственности, рассудка и разума.

В основе математики лежат созерцания пространства и времени. Формы их перестают у К. быть формами существования самих вещей и становятся только априорными формами чувственности. В основе этих созерцаний лежат " чистые", т. е. не зависящие от опыта и предшествующие ему (априорные), формы пространства и времени, что и обусловливает всеобщность и необходимость матем. истин.

В теоретич. естествознании условием возможности априорных синте-тич. суждений являются 12 категорий (напр., единство, множество, цельность, реальность, отрицание и т. д.), к-рые в качестве " чистых" понятий априорны. Но чтобы возникло подлинное знание, необходимо соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка, высшим условием к-рого является единство нашего сознания. Поскольку всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только рассудку, к-рый вкладывает их в природу, постольку естествознание, по К., само строит свой предмет - со стороны его логич. формы.

Рассмотрение вопроса о возможности синтетич. суждений в " м е т а ф и з и к е" К. приурочивает к исследованию разума, порождающего " идеи", т. е. понятия о безусловной целостности, или единстве, обусловленных явлений (понятия о душе, мире и боге). К. пришёл к выводу, что все три умозрит. науки традиц. философии, рассматривавшей эти идеи, - " рациональная психология", " рациональная космология" и " рациональная теология" - науки мнимые. Понимая, что его критика стремится ограничить компетенцию разума, К. полагал, будто то, что при этом теряет познание, выигрывает вера. T. к. бог не может быть найден в опыте, не принадлежит к миру явлений, то, по К., невозможно ни доказательство его существования, ни его опровержение. Религия становится предметом веры, а не науки или теоретической философии. Верить в бога, по К., не только возможно, но и необходимо, т. к. без этой веры невозможно примирить требования нравств. сознания с непререкаемыми фактами зла, царящего в человеческой жизни.

Большую роль в развитии философии после К. сыграла кантовская критика рациональной космологии. По К., притязания последней с необходимостью ведут к возникновению в разуме антиномий - противоречащих друг другу и в то же время одинаково доказуемых ответов на исследуемые ею вопросы: мир и конечен - и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно. T. о., разум по самой своей природе антиномичен и диалектичен. Однако эта диалектика космо-логич. положений остаётся, по К., только субъективной, не выражает противоречивости самих вещей и не нарушает логич. запрета противоречивости. Все противоречия космологич. " диалектики" падают, как только падает лежащее в их основе ложное, по К., допущение, будто мир как безусловное целое может быть предметом разумного теоретич. познания.

На основе результатов критики теоретич. разума К. построил свою этику. Исходной её предпосылкой оказалось сложившееся у К. под влиянием франц. философа Ж. Ж. Руссо убеждение в том, что всякая личность - самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Осн. законом этики К. провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее руководствоваться чисто формальным правилом: поступать всегда согласно принципу, к-рый мог бы стать и всеобщим законом (др. формулировка: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству - в своём лице и лице другого - как к цели, а не только как к средству).

В эстетике К. сводит прекрасное к " незаинтересованному" удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображённый в произв. искусства, и обусловленному только его формой. Впрочем, провести вполне последовательно свой формализм К. не смог: в этике - вразрез с формальным характером " категорического императива" К. выдвинул принцип самоценности каждой личности; в эстетике - вразрез с формализмом в понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала.

Прогрессивным было учение К. о роли антагонизмов в ист. процессе жизни общества. Только через действие сил, к-рые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по К., достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражд. состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми гос-вами. Средством к установлению и сохранению мира К. считал развитие междунар. торговли и общения с их взаимными выгодами для различных гос-в.

Изобилующее противоречиями учение К. оказало огромное влияние на последующее развитие науч. и филос. мысли. Своим учением об антиномиях разума К. сыграл выдающуюся роль в развитии диалектики. К. критиковали и пытались на него опереться философы самых различных направлений. Возникшее в 60-х гг. 19 в. неокантианство стремилось разработать на основе идей К. систему идеализма (см. также Марбург-ская школа). Двойственный характер философии К., допускающий её критику " справа" и " слева" (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 202-14), отмечали классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая её положительные стороны и критикуя её субъективно-идеалистические и агностические тенденции. К. Маркс охарактеризовал философию К. по её обществ, содержанию как немецкую теорию франц. бурж. революции (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 184).

С о ч.: Gesammelte Schriften, Bd 1 - 23, В., 1910 - 55; Briefe, Gott., 1970; в рус. пер.- Соч., т. 1 - 6, M., 1963 - 66.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18 (см. Указах, имён); ДеборинА. M., Диалектика у Канта, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, M., 1924; А с м у с В. Ф., Диалектика Канта, 2 изд., M., 1930; его же, Философия И.Канта, M., 1957; К а р а п е-т я н А., Критический анализ философии Канта, Ep., 1958; Галанза П. H., Учение И. Канта о государстве и праве, M., 1960; Шашкевич П. Д., Теория познания И. Канта, M., 1960; Попов С. И., Кант и кантианство, M., 1961; Паульсен Ф., Кант, его жизнь и учение, 2 изд., СПБ, 1905; Фишер К., История новой философии, т. 4-5, СПБ, 1906 - 10; R е п о и-v i е г С. В., Critique de Ia doctrine de Kant, P., 1906; C a i r d E., The critical philosophy of I. Kant, 2ed., v. 1-2, L., 1909; Co-hen H., Kants Begriindung der Ethik..., 2 Aufl., B., 1910; его же, Kants Theorie der Erfahrung, 4 Aufl., В., 1925; S i name 1 G., Kant, 5 Aufl., Munch., 1921; C a s-sirer E., Kants Leben und Lehre, B., 1921; Reininger R., Kant. Seine Anhanger und seine Gegner, Munch., 1923; V о r 1 a n-der K., I. Kant, Bd 1 - 2, Lpz., 1924; Ri-e h 1 A., Der philosophische Kritizismus, Bd 1 - 3, Lpz., 1924-26; Wundt M., Kant als Metaphysiker, Stuttg., 1924; Rickert H., Kant als Philosoph der modernen Kultur, Tubingen, 1924; Ad i ekes E., Kant als Naturforscher, Bd 1 - 2, B., 1924 - 25; Heidegger M., Kant und das Problem der Metaphysik, Bonn, 1929; V 1 e e-schauwerH. J.de,! /evolution de Ia pen-see Kantienne, P., 1939; R i t z e 1 W., Studien zum Wandel der Kant-Auffassungen, Mein-senheim/Glan, 1952; Kroner R., Von Kant bis Hegel, Bd 1 - 2, Tubingen, 1961; Bohatec J., Die Religionsphilosophie Kants..., Hildesheim, 1966; H e i m s o-eth H., Transzendentale Dialektik, Bd 1 - 4, B., 1966 - 71; Martin G., Immanuel Kant, 4 Aufl., B., 1969; " Kant-Studien", Bd 1 -61-, 1896 - 70 -.

Комментарии и словари к соч. К.: Eisler R., Kant-Lexikon, Hildesheim, 1961; Vaihinger H., Kommen-

tar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 Aufl., Bd 1-2, Stuttg., 1922; C oh en H., Kommentar zu I. Kants Kritik der reinen Vernunft, 4 Aufl., Lpz., 1925; Ratke H-, Systematisches Handlexikon zu Kants Kritik der reinen Vernunft, 2 Aufl., Hamb., 1965.

В. Ф. Асмус.

KAHT (Canth) Минна (псевд.; наст, имя Ульрика Вильхельмина, урожд. Ионсон; Johnson) (19.3.1844, Тампере, - 12.5.1897, Куопио), финская писательница. Род. в семье торговца. В первых произв. К. изображена жизнь фин. деревни: " Новеллы и рассказы" (1878), пьесы " Кража со взломом" (1882), " В доме Ройнила" (1883). В пьесе К. " Жена рабочего" (1885, в рус. пер. " Хомсанту", 1960), новеллах (" Бедные люди", 1886, и др.) реалистически показаны бесправие и нищета рабочего люда Финляндии, назревающий протест против эксплуатации. В драме " Дети горькой судьбы" (1888) впервые в фин. лит-ре представлен образ бунтаря. В новеллах (" Ханна", 1886, и др.), пьесе " Сюльви" (1893, рус. пер. 1960) и др. К. разоблачает бурж. мораль и воспитание, выступает за равноправие женщины. В произв. К. 90-х гг. острота социальных проблем сменяется морализаторской, примирительной тенденцией (" Семья пастора", 1891; " Анна-Лийса", 1895).

Соч.: Kootut teokset, nide 1 - 4, HeIs., 1925 - 28; Valitut teokset, HeIs., 1957.

Лит.: [Драматургия M. Кант], в кн.: К а р х у Э. Г., Финляндская литература и Россия. 1850-1900, М.- Л., 1964; F г е п-ckell-Theslleff G., Minna Canth, HeIs., 1944; Tarkiainen V., К a u p-pinen E., Suomalaisen kirjallisuuden his-toria, HeIs., 1961; К a n n i I a H., Minna Canthin kirjallinen tuotanto. Henkilobiblio-grafia, [HeIs., 1967]. И. Ю. Марцина.

КАНТ (от лат. cantus - пение, песня), род бытовой многоголосной песни, распространённой в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. Первоначально К. создавались на религиозные тексты и бытовали в кругах духовенства и в монастырях.

Поэтика К. идёт от лит. (книжной) поэзии, а не нар. песни. В 17 в. К. создавались на слова С. Полоцкого, E. Слави-нецкого, Д. Ростовского и др. представителей силлабической поэзии. Тексты и напевы К. бытовали во MH. вариантах, входили в распространённые рукописные сборники. Для муз. стиля К. характерно 3-голосное изложение с параллельным движением верхних голосов, квадратная муз. строфа. Исполнялись они ансамблем певцов или хором без сопровождения инструментов. Интонац. строй К. представляет сплав элементов знаменного распева, рус. и укр. нар. песни, а также польской мелодики. В 18 в. появляются К. патриотич., бытового, любовно-лирич. содержания;, для петровской эпохи характерны " приветственные" и " панегирические" К. с фанфарными мелодич. оборотами, торжеств, ритмом полонеза, ликующими руладами. К. становятся излюбленной формой музицирования гор. слоев населения. Лирич. К. впитывают в себя элементы бытующих танц. форм, гл. обр. менуэта. Известны К. на тексты В. К. Тредиаковского, M. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова и др. поэтов, однако в большинстве случаев слова и музыка К. анонимны.

Лит.: Финдейзен H. Ф., Очерки по истории музыки в России, т. 1 - 2, M.- Л., 1928-29; Ливанова T. H., Русская музыкальная культура XVIII века..., т. 1, M., 1952; Позднеев А. В., Рукописные песенники XVII - XVIII веков, " Уч. записки

Московского заочного пед. ин-та", 1958, т. 1; К е л д ы шi Ю. В., Русская музыка XVIII века, M., 1965; его же, Об исторических корнях канта, в сб.: Musica antiqua Europae Orientalis, t. 2, Bydgoszcz, 1969.

Ю. В. Келдыш.

КАНТ (польск. kant, от нем. Kante), 1) цветной шнурок, оторочка по краям или швам форменной одежды: на брюках, фуражке, петлицах и погонах.

2) Выступающие за линию обреза книжного блока края переплёта или обложки.

КАНТ, посёлок гор. типа, центр Кантского р-на Кирг. CCP. Расположен в Чуй-ской долине. Ж.-д. станция в 20 км к В. от г. Фрунзе. 22, 5 тыс. жит. (1971). Цем.-шиферный комбинат, сах. и ре-монтно-механич. з-ды.

КАНТА ГИПОТЕЗА в астрономии, гипотеза об образовании планетной системы из рассеянной материи, заполнявшей всё пространство этой системы и находившейся в единообразном вращательном движении вокруг центрального сгущения - Солнца. Изложена в книге И. Канта " Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в к-рой он поставил вопрос о естеств. происхождении всех небесных тел (" Дайте мне материю, и я покажу вам, как из неё должен образоваться мир") и дал космогонич. объяснение закономерности движения планет. В К. г. изложена в общем правильная картина развития вращающегося пылевого облака (в гипотезе говорится о " частичках", поскольку во времена Канта существование атомов и молекул газов и их отличие от пылинок было неизвестно). Матем. обоснование нарисованной Кантом космогонич. картины было предложено лишь в сер. 20 в., когда была понята роль перехода механич. энергии в тепловую при столкновениях твёрдых частиц. См. Космогония.

Б. Ю. Левин.

КАНТАБИЛЕ (итал. cantabile, букв.- певуче), певучесть, напевность мелодики, а также муз. исполнения. С сер. 18 в. обозначение К. часто выставляется в начале музыкальной пьесы вместе с обозначением темпа, определяя характер музыки (Andante cantabile в струнном квартете соч. 11 П. И. Чайковского). Иногда названием муз. пьесы становится один термин " К." без к.-л. добавлений (Кантабиле для виолончели и фп. Ц. Кюи).

КАНТАБРИЙСКИЕ ГОРЫ (Cordillera Cantabrica), горы на С. Испании. Протягиваются вдоль юж. берегов Бискайского зал. Дл. ок. 500 км, вые. до 2648 м (г. Торре-де-Серредо). Сев. склоны крутые, местами отвесные, глубоко расчленены речными долинами и ущельями, юж.- пологие, обращены к Месете. Наиболее высокая, зап. часть (ср. вые. ок. 2 тыс. м) сложена палеозойскими кварцитами, мраморами, известняками, вост. часть (Баскские горы) - более низкая (вые. 1000-1500 м), состоит преим. из хребтов с мягкими очертаниями вершин и склонов; сложена мезозойскими известняками, песчаниками, доломитами. Широко распространён карст. Месторождения кам. угля, жел., полиметаллич. руд. Климат влажный, особенно на сев. склонах; осадков более 1000 мм в год. Густая сеть полноводных рек. На сев. склонах широколиств. и смешанные леса (дуб, бук, каштан, сосна), на юж. преобладают вечнозелёные и листопадные кустарники, выше 1600-1800 м - субальпийские кустарники и альпийские луга.

КАНТАБРЫ (лат. Cantabri), одно из иберийских племён в Сев. Испании. Отличались, по сообщениям древних авторов, суровым нравом и большой храбростью. Упорно боролись во 2-1 вв. до н. э. против рим. завоевания; были окончательно покорены римлянами при Августе в 29-19 до н. э. Терр. их расселения вошла в рим. провинцию Испания Ближняя (или Тарраконская).

КАНТАКУЗИНЫ, 1) знатный визант. род (Kantakuzenoi), выдвинувшийся в кон. 11 в. Особенное влияние К. приобрели в нач. 14 в. Им принадлежали владения во Фракии и на Пелопоннесе. Один из К. был наместником Пелопоннеса, его сын стал императором (Иоанн VI К.). Сыновья Иоанна VI получили в уделы: Мануил - Пелопоннес (Морею), Матфей - Фракию. После смерти Ma-нуила (1380) К. нек-рое время удерживали Морею, но в 1381 (или 1382) были вынуждены уступить её Палео логам. 2) Знатный валашский род (Cantacuzino), возводящий своё происхождение к визант. роду К., представители к-рого после падения Византии (сер. 15 в.) перешли на службу к туркам. Шербан К. (1640- 1688) с 1678 - господарь Валахии. С нач. 18 в. MH. члены рода К. переселились из Валахии в Россию. В 19 - нач. 20 вв. К. занимали видные политич. посты в Румынии.

Лит.: Ni col D. M., The Byzantine family of Kantakouzenos (Cantacuzenus) ca. 1100-1460, Wash., 1968.

КАНТАЛЬ (Cantal), древний конусообразный вулкан в Центр. Франц. массиве. Вые. 1858 м- Основание поперечника от 60 до 80 км. Образовался в результате неогеновых извержений с излияниями андезитов и базальтов. Вершина разрушена, склоны расчленены на отдельные платообразные участки. Горно-луговая растительность.

КАНТАЛЬ (Cantal), департамент во Франции, в пределах Центр. Франц. массива. Пл. 5, 8 тыс. км2. Нас. 168 тыс. чел. (1971). Адм. ц.- г. Орийак. Гл. отрасль экономики - с. X-BO. Осн. культуры: рожь, пшеница, гречиха, овёс, картофель. На горных пастбищах - молочное животноводство. Произ-во сыра (" канталь" и " голубой"); кож. и дерево-обр. предприятия.

КАНТАЛЬ, жаростойкий сплав на основе железа, содержащий ок. 22% хрома, 5% алюминия и 0, 5% кобальта. В Швеции выпускается ряд разновидностей К., различие в эксплуатационных свойствах к-рых обусловливается в основном особенностями технологии их произ-ва. Сплавы отличаются высоким удельным электрич. сопротивлением (до 1, 45 Мом-м) и жаростойкостью (до 1375 0C); темп-pa плавления К. ок. 1510 0C. В виде проволоки или ленты К. используют гл. обр. для изготовления нагревательных элементов электрических печей. Аналогами К. в СССР являются сплавы типа хромалъ марок ОХ23Ю5А и ОХ27Ю5А.

КАНТАРИДИН, действующее вещество шпанских мушек и др. жуков сем. нарывников; терпеноид, ангидрид кантариди-новой к-ты. К. плохо растворим в воде, хорошо - в жирах и органич. растворителях. Обладает сильным раздражающим действием на кожу и слизистые оболочки; вызывает боль, жжение, образование пузырей; при всасывании - отравление, сопровождающееся воспалением слизистой оболочки мочевыводящих путей, слюнотечением, рвотой, поносом, болями в животе, возбуждением центр, нервной системы.

КАНТАРОФИЛИЯ (от греч. kantharos - жук и philia - дружба, любовь), перекрёстное опыление цветков при помощи жуков, к-рые питаются пыльцой или нек-рыми сочными тканями цветка. Спец. приспособленности к К. у цветков и у жуков б. ч. не наблюдается. Полная, т. н. настоящая, К. присуща лишь немногим растениям (саговники, каликант и нек-рые др.).

КАНТАТА (итал. cantata, от лат. canto - пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Встречаются К. торжественного, радостного, лирич., скорбного, повествоват. характера; подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно К. состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. К. близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматич. разработки сюжета, преим. камерным характером.

К. возникла в Италии в 1-й пол. 17 в. Вначале итал. К. была сольной; позднее создавались К., близкие к оперным сценам. Расцвет итал. К. относится к сер. 17 в. и связан с творчеством композиторов Дж. Кариссими, А. Страделлы, А. Скарлатти и др. Итал. К. были светскими; духовная К. сформировалась в Германии. Наряду с оркестром и солистами в ней большое значение приобрёл хор. Высокохудожеств. образцы духовных и светских К. создал И. С. Бах. Первые рус. К. возникли в 18 в. Во 2-й пол. 19 в. ряд значительных произв. в жанре К. был создан рус. композиторами-классиками: П. И. Чайковским (" Москва"), H. А. Римским-Корсаковым (" Из Гомера" и др.), С. И. Танеевым, С. В. Рахманиновым. Советскую К. отличает возросшая роль хора, использование интонаций нар. и массовой песни. Важное место в К. сов. композиторов заняли историко-героич. (" Александр Невский" С. С. Прокофьева, симфония-К. " На поле Куликовом" Ю. А. Шапорина) и патриотические темы (" Кантата о Родине" А. Г. Арутюняна, симфония-К. " Украина моя" А. Я. Штогаренко и др.).

Лит.: Хохловкина А., Советская оратория и кантата, M., 1955; III и р н-нян Р., Оратория и кантата, M., 1960; S с h m i t z E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Bd 1- Geschichte der weltlichen Solokantate, [3 Aufl.], HiI-desheim, 1965. См. также лит. при ст. И. С. Бах и Оратория. Б. В. Левик.

КАНТЕГИРСКИЙ ХРЕБЕТ, горный хребет в средней части Зап. Саяна (Красноярский край РСФСР). Расположен в междуречье Енисея и его лев. притока р. Кантегир. Дл. ок. 90 км; вые. 1800- 2200 м (наибольшая - 2485 м). Сложен кристаллич. сланцами, гранитами. Склоны расчленены глубокими эрозионными долинами. Преобладают ландшафты темнохвойной горной тайги. Иногда К. х. называют также горный массив в верховьях р. Кантегир.

КАНТЕЛЕ (фин. kantele), карело-фин. струнный щипковый муз. инструмент. Родствен эст. каннеле, латыш, кокле, литов. канклес и рус. крыловидным (звончатым) гуслям.

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич [ 10(21). 9.1708, Константинополь, - 31. 3 (11.4). 1744, Париж], русский поэт-сатирик, дипломат. Сын молд. господаря Д. К. Кантемира. Был широко образован: в совершенстве владел неск. языками, изучал точные и гуманитарные науки, историю рус. культуры. Лит. деятельность начал в 1725 с переводов. В политич. эпиграммах и оригинальных сатирах (1729-31) выступил как смелый защитник реформ Петра I. С 1732 посол в Великобритании, в 1738-44 - во Франции. Будучи за границей, продолжал писать сатиры, переводил Горация, Анакреонта, тщетно добиваясь печатания своих произв. в Петербурге. Сторонник теории естеств. права, распространял идеи Просвещения, резко критиковал церковь и духовенство. В 1730 К. перевёл на рус. яз. трактат физика Б. Фонтенеля " Разговоры о множестве миров". В 1742 написал к трактату примечания, многие из к-рых вошли в письма " О природе и человеке", явившиеся первой попыткой создания рус. филос. терминологии и ма-териалистич. объяснения важнейших филос. понятий. Ввёл в оборот рус. речи такие слова, как " идея", " депутат", " материя", " природа" и др. В 1756 Синод конфисковал перевод трактата. Прочитав трактат В. К. Тредиаковского " Новый и краткий способ к сложению российских стихов" (1735), К. выступил в защиту силлабического стихосложения. Произв. К. и его переводы, а также его связи с Монтескье, Вольтером и др. обострили в нач. 40-х гг. его отношения с царским пр-вом. Однако авторитет К. в европ. столицах, глубокое знание меж-дунар. отношений, умение действовать в сложной обстановке войны за Австр. наследство (1740-48) заставляли рус. пр-во терпеть К. на ответств. дипломатия, постах. Реляции и дипломатич. переписка К. содержат серьёзный анализ внеш. и внутр. политики европ. гос-в. Большая часть их не опубликована, хранится в архивах СССР. К.- один из основоположников рус. классицизма и новой сатирич. поэзии.

Соч.: Сочинения, письма иизбр.переводы, т. 1 - 2, СПБ, 1867 - 68; [Письма], в кн.: Майков Л. H. (сост.), Материалы для биографии Кантемира, СПБ, 1903; Собр. стихотворений, [Вступительная статья Ф. Я. Приймы], Л., 1956.

Лит.: Тимофеев Л. И., Кантемир и развитие силлабического стиха, в его кн.: Очерки теории и истории русского стиха, M., 1958; Благой Д. Д., История русской литературы XVIII в., 4 изд., M., 1960; Плеханов Г. В., " Учёная дружина" и самодержавие. 3 раздел - А. Д. Кантемир, Соч., т. 21, М.- Л., 1925; его же, Общественная мысль в изящной литературе, там же; История философии в СССР, т. 1, M.. 1968, с. 293-98.

E. E. Юровская, И. 3. Серман.

КАНТЕМИР Дмитрий Константинович [26.10.1673, Молдавия, -21.8(1.9).1723, поместье Дмитровка Харьковской губ.], учёный и политич. деятель Молдавии и России. Обучался в Константинопольской греко-латинской академии. Сын молд. господаря Константина Кантемира, с 1710 молд. господарь. В 1711 заключил тайный договор с Петром I о союзе против Турции и переходе Молдавии в состав России. После неудачного Прутского похода 1711 Петра I К. и 4 тыс. молдаван ушли в Россию. К. стал советником царя по вост. вопросам, получил титул князя и поместья на Украине. В 1714 был избран чл. Берлинской академии наук; участвовал в Персидском походе 1722-23. Почти все труды К. написаны в России, и на них оказали большое влияние петровские реформы. К.- автор ряда исто-рич. (" Историческое, географическое и политическое описание Молдавии", " Хроника стародавности романо-молдо-вла-хов", " История возвышения и упадка Оттоманской империи") и философских (" Метафизика", " Иероглифическая история", " Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом") работ. Патриотизм, вера в прогрессивную роль России на Балканах и возможности экономического расцвета Молдавии пронизывают все исторические работы К.

Лит.: История Молдавской CCP, 2 изд., т. 1, Киш., 1965, с. 360-62; E р м у р а т-ский В. H., Общественно-политические взгляды Д. Кантемира, Киш., 1956; История философии в СССР, т. 1, M., 1968, с. 452 - 460.

КАНТЕМИРОВЫ, семья советских осетинских цирковых артистов, джигитов-наездников. Алибек T у з а р о-в и ч К. (р. 16.5.1882), нар. арт. РСФСР (1966). В 1902-07 участвовал как жокей в конноспортивных соревнованиях. С 1907 начал выступать в цирке как солист-наездник. В 1924 создал групповой номер " Али-Бек - наездники-джигиты"; обогатил цирковую джигитовку новыми приёмами. Коллектив включает в репертуар конные игры, элементы соревнования, сложные трюки. В номере участвуют также сыновья Алибека Тузаровича: Хасанбек К. (р. 14.12.1924), нар. арт. Сев.-Осет. АССР (1960), чл. КПСС с 1945; Ирбек К. (р. 2.6.1928), засл. арт. РСФСР (1960), чл. КПСС с 1956; M у х т а р б е к К. (р. 18.2.1934), засл. арт. Сев.-Осет. АССР (1960). Алибек Тузарович воспитал ряд учеников, в т. ч. известного наездника M. H. Ty-ганова. Артисты группы К. неоднократно гастролировали за рубежом. Алибек Тузарович К. награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалью.

КАНТИЛЕНА (итал. cantilena, от лат. cantilena - пение), 1) напевная мелодия-как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. 3) В 13- 15 вв. в Зап. Европе - обозначение небольших светских одноголосных и многоголосных вокальных произв. лирико-эпич. склада и танц. песен. 4) С кон. 17 в.- песня, а также произв. с напевной мелодией.

КАНТИЛЬОН (Cantillon) Ричард (1680-1734), банкир, экономист и демограф, один из ранних исследователей капиталистич. способа производства. По происхождению ирландец, вёл свои дела в Великобритании и Франции. Книга К. " Очерк о природе торговли вообще" была после его смерти изд. в 1755 на франц. яз. К. первым предпринял попытку представить кругооборот пром. капитала в форме наглядной схемы (в более развёрнутом и последовательном виде это было сделано позднее Ф. Кенэ). Многие положения, разработанные К. (различение прибыли и предпринимательского дохода, анализ влияния обесценения валют на торговлю, зависимость между количеством денег в обращении и массой товаров и др.), были впоследствии восприняты буржуазной политической экономией.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал