Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. Некоторые новые методы в квантовой теории поля 18 страница
Источн.: Les affaires de J. Coeur. Journal du procureur Dauvet, ed. M. Mollat, v. 1-2, P., 1952-53 (библ.). КЕРАЛА, штат на Ю.-З. Индии, у побережья Аравийского м. Пл. 38, 9 тыс. км 2, нас. 21, 3 млн. чел. (1971), преим. народ малаяли. Адм. ц. - г. Тируванантапурам (Тривандрам ). Плотность населения - наивысшая среди инд. штатов. Св. 60% населения исповедует индуизм, 21% - христиане, 18% - мусульмане. К. - штат наивысшей грамотности (60%; 1971 ). Большую часть штата занимает низменный Малабарский берег. На В. - склоны Кардамоновых гор и гор Анаймуди (выс. до 2698 м). Климат тропич., муссонный, влажный сезон с апр. по ноябрь, осадков до 3000 мм в год. Равнины освоены под земледелие, на склонах вечнозелёные леса из тика, эбенового, палисандрового, пробкового и др. деревьев. К. - аграрный р-н. Штат испытывает особо тяжёлое аграрное перенаселение. Ср. размер обрабатываемых крестьянских наделов - 0, 8 га; помещиком считается владелец более 8 га земли. Почти Чз занятых в с. х-ве составляют батраки (с.-х. рабочие ). Агр. реформа, принятая в К. в 1970, считается самой радикальной в Индии: она устанавливает наименьший предел землевладения в стране (6 г а ). Излишки помещичьей земли переходят к пр-ву' а оно распределяет эту землю среди безземельных крестьян и с.-х. рабочих, большинство из к-рых обрабатывало её на правах аренды. Вновь установленная сниженная арендная плата взимается пр-вом в счёт выкупа за землю. Используются практически все земли, пригодные для обработки (2 млн. г а). Южная, более засушливая часть побережья интенсивно орошается. Почти весь Малабарский берег занят кокосовыми пальмами и посевами риса. На К. приходится св. 70% всех насаждений кокосовых пальм в Индии (назв. " Керала" означает на яз. малаяли " страна кокосовых пальм" ). Выращивают также орехи кешью. В предгорьях важная прод. культура - тапиока. Распространены плантационные культуры, специи и пряности. К.- основной поставщик на мировой рынок чёрного перца (100 тыс. га, сборы 20-30 тыс. т в год ), сушёного имбиря (ок. 20 тыс. т), кардамона, масла лимонной травы. Здесь сосредоточены почти все инд. плантации каучуконосов (гевеи ), площади под к-рыми быстро расширяются (до 180 тыс. га к 1969 ). Плантации чая занимают ок. 40 тыс. га (ок. 12% общеинд. площади ), кофе - 20 тыс. га (17% ). На К. приходится св. 1/3 улова морской рыбы в Индии (тунец, сардина, макрель, акула и др. ). На Малабарском побережье разрабатываются крупные залежи монацитовых песков, содержащих монацит, ильменит, рутил, циркон и др. минералы. На местном минеральном сырье основано произ-во графитовых материалов (Коттаям ), черепицы и кирпича (Тричур ). Установленная мощность ГЭС 500 Мет (1969 ). В Алвае - небольшой алюм. з-д на базе дешёвой электроэнергии. Пищевая пром-сть составляет ок. 1/2 фабричной продукции К.; гл. отрасли - обработка и упаковка орехов кешью (100 тыс. занятых ), идущих в основн о м на экспорт, и произ-во кокосового масла. С обработкой кокосового ореха связана койровая пром-сть (центр Аллеппи ); имеются хл.-бум., деревообр. и резиновая пром-сть (обработка натурального каучука; в Каламассери - з-д автомоб. шин; центр резиновой пром-сти - Коттаям ). Машиностр о ение и металлообраб о тка (ок. 10 тыс. занятых ) представлены предприятиями электротехнич. пром-сти и электрооборудования (з-ды в Кананнуре, Эрнакуламе и др. ), автодорожными мастерски- ми (Тируванантапурам ). В хим. пром-сти: выработка мыла, парфюмерных изделий из кокосового масла (Татапурам ), целлюлозной массы (близ Кожикоде ) и др., завод минеральных удобрений в Алвае. В Кочине - нефтеперерабат. з-д (на импортном сырье ). Крупнейший портовопром. узел К. - сросшиеся города Кочин-Эрнакулам-Алвае. г. В. Сдасюк. Историческая справка. В глубокой древности на терр. К. возникло гос-во Чера, к-рое упоминается в источниках с 3 в. до н. э. Части К. входили в состав гос-в Чола, Кадамба, Виджаянагар. В 1498 здесь впервые в Индии появились португальцы. В 1663 в нек-рых р-нах обосновались голландцы, в сер. 18 в. португальцев вытеснили французы. Тогда же на терр. К. появились англ, фактории. В сер. 18 в. юж. часть К. составляла княжество Траванкур, а сев. часть была завоёвана Майсуром. В 1792 сев. часть К. присоединена к владениям англ. Ост-Индской компании, а княжества Траванкур и Кочин стали её вассалами. После достижения Индией независимости (1947 ) из этих княжеств был образован один штат - Траванкур-Кочин. В 1956 на его основе создан штат К. в совр. границах. В результате выборов 1957 пр-во штата сформировали коммунисты. Его усилия по улучшению положения нар. масс и подготовке агр. реформы вызвали резкое, в т. ч. вооруж., сопротивление имущих слоев, в результате чего пр-во К. в июле 1959 было смещено указом президента. На выборах 1967 победу одержал Объединённый фронт в составе Коммунистической партии Индии, параллельной компартии (образовалась в 1964 в результате раскола Коммунистич. партии Индии ), Объединённой социалистической партии, Мусульманской лиги и ряда мелких левых группировок. Пр-во увеличило зарплату рабочим и служащим гос. предприятий и учреждений, способствовало развитию пром-сти, с. х-ва, подготовило проект агр. реформы. В 1970, после внеочередных выборов в Законодат. собрание штата, пр-во возглавил один из лидеров Коммунистич. партии Индии А. Менон, входивший и в прежнее пр-во и с конца 1969 временно исполнявший обязанности главного министра. В это пр-во вошли представители Объединённого фронта, возглавляемого Коммунистической партией Индии, и Индийского национального конгресса. Параллельная компартия встала в оппозицию к пр-ву Менона. Это пр-во с 1970 ввело в действие закон об агр. реформе, согласно к-рому все арендаторы (2, 5 млн. чел. ) стали владельцами своих земель за выкуп, а с.-х. рабочие (500 тыс. чел. ) получили права собственности на постр о енные ими хижины, на приусадебные участки. Был введён максимум земельного владения. Л. Б. Алаев. КЕРАМЗИТ (от греч. keramos - глина ), наиболее распространённый вид искусств, пористого заполнителя для лёгких бетонов (реже К. используется в качестве теплоизоляц. и звукоизоляц. засыпок в конструкциях зданий различного назначения ). К. получается при обжиге во вращающихся печах легк о плавких вспучивающихся глинистых пород, а также слабо вспучивающихся глинистых пород с добавками (солярового масла, опилок, торфа, сульфатно-спиртовой барды и т. п. ). По структуре керамзитовое зерно представляет собой стекловидную пористую массу (с замкнутыми порами сферич. формы ), покрытую тонкой спёкшейся оболочкой. К. изготовляют преим. в виде гравия (крупностью зёрен 5-40 мм) и реже в виде щебня, к-рый может также изготовляться путём дробления крупных фракций керамзитового гравия или кусков вспученной массы К. Керамзитовый песок гравелистой формы (зёрна до 5 мм) получают при обжиге сырья в печах " кипящего слоя" или попутно, при обжиге глинистой породы во вращающихся печах. Плотность керамзитового гравия от 150 до 800 кг/м3, прочность при сжатии от 0, 3 до 6 М н / м 2 (3-60 кгс/см2), водопоглощение от 10 до 25%, морозостойкость- не менее 15 Мрз (15 циклов переменного замораживания и оттаивания). См. также Керамзитобетои. Лит.: Онацкий С. П., Производство керамзита, М., 1971. Г. А. Бужевич. КЕРАМЗИТОБЕТОН, наиболее распространённый вид лёгкого бетона, в к-ром крупным заполнителем является керамзит, а вяжущим - цемент (реже строит, гипс, известь, синтетич. смолы и т. п.); в качестве мелкого заполнителя применяют пористый или плотный (напр., кварцевый) песок. По структуре (степени пористости ) бетона различают плотный, крупнопористый (беспесчаный ) и поризованный К. В зависимости от назначения К. подразделяют на теплоизоляционный, конструктивно-теплоизоляционный, кенструктивный. Теплоизоляционный К. различной структуры применяют в осн. в качестве теплоизоляц. материала в слоистых ограждающих конструкциях зданий. Его плотность (в высуш. состоянии ) от 350 (напр., крупнопористый К. на синтетнч. смолах ) до 600 кг/м3; прочность при сжатии от 0, 5 до 2, 5 Мн/ м 2 (1 Мн/м2=10 кгс/см2); коэфф. теплопроводности 0, 11-0, 17 ет/(м -К ), или [0, 10-0, 15 ккал/(м-ч-°С)]. Конструктивно-теплоизоляционный К. используют главным образом для однослойных стеновых панелей, крупных блоков и т. п. Его плотность 700-1200 к г / м 3; прочность при сжатии 3, 5-10 Мм/ м 2; коэфф. теплопроводности 0, 21-0, 46 вт/(м -К ), или [0, 180, 40 ккалЦм-ч- °С ) ]; морозостойкость 15-100 Мрз (от 15 до 100 циклов попеременного замораживания и оттаивания ). Конструктивный К., предназначенный для различных несущих конструкций зданий и инж. сооружений (напр., мостов ), имеет плотность 1400-1800 кг/м3; прочность при сжатии 1050 Мн/м2; морозостойкость до 500 Мрз. Использование конструктивного К. (вместо обычного тяжёлого бетона ) в крупноразмерных железобетонных конструкциях позволяет существенно снизить их массу и стоимость. Конструктивный К. высоких марок применяется также в судостроении (напр., для корпусов речных и мор. судов ). См. также Лёгкий бетон. Ли т.: Строительные материалы, под ред. М. И. Хигеровпча, М., 1970; Бужевич Г. А., Лёгкие бетоны на пористых заполнителях, М., 1970. Г. А. Бужевич. КЕРАМИКА (греч. keramike-гончарное искусство, от keramos - глина ), изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и др. неорганич. соединений. К. получила широкое распространение во всех областях жизни - в быту (различная посуда ), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали ), в технике, на ж.-д., водном и возд. транспорте, в скульптуре и прикладном иск-ве. Осн. технологич. видами К. являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах К. отражает высокие достижения иск-ва всех времён и народов. Исторический очерк. Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, и едва ли не первыми изделиями из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту нек-рые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (ок. 5 тыс. лет дон. э. ). Освоение произ-ва К.- одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Как и др. подобные открытия (напр., пользование огнём ), К. не является изобретением к.-л. одного лица или народа. Её осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответств. уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате к-рых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием. Способы обработки глины для получения К., как и самого произ-ва изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производит, сил народов (см. Гончарство). Распространённость К. и своеобразие её видов у различных народов в разные эпохи, наличие на К. орнаментов, клейм, а нередко и надписей делают её важным историч. источником. К. играла большую роль в развитии письменности (клинопись ), первые образцы к-рой сохранились на керамич. плитках в Двуречье. Первоначально осн. видом К. была посуда для хранения запасов и варки пищи. Сосуды обычно ставили между камнями очага, для чего удобнее было яйцевидное или округлое дно; толстые стенки для облегчения обжига покрывали вдавленным орнаментом, к-рый с самого начала имел также важное эстетич. и культовое значение. Начиная с энеолита (3-2-е тыс. до н. э. ) на керамич. изделиях появилась роспись. Формы посуды развивались соответственно потребностям быта (напр., переход к оседлому образу жизни потребовал сосудов с плоским дном, приспособленным к плоским поду печи и столу; своеобразная форма славянских горшков вызвана особенностями приготовления пищи в печи, когда сосуд обогревается сбоку ) и художеств, традициям народов. У каждого из них были в разные времена свои излюбленные формы сосудов, расположение и характер орнаментов, способы обработки поверхности, к-рую или оставляли естеств. фактуры и цвета глины, или лощили, изменяли цвет путём восстановительного обжига (см. Гончарный горн), расписывали, покрывали ангобом и глазурью. Керамика эпох неолита и бронзы. 1. Остро донный сосуд с ямочным орнаментом. Неолит. 2. Фрагмент сосуда с человеческой маской (из дер. Вознесеновки Хабаровского края). Неолит. Сибирское отделение АН СССР. Новосибирск. 3. Сосуд с ямочно-гребенчатым орнаментом. Срубная культура эпохи бронзы (сер. 2-го -нач. 1-го тыс. до н. э.). (1, 3 - Исторический музей, Москва.) Античная керамика. 1. Краснолаковый сосуд. Древний Рим. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Этрусская канона. Конец 7 в. до н. э. Археологический музей. Флоренция. Коринфский сосуд в виде сатира, держащего кратер. Древняя Греция. 6 в. до н. э. Лувр. Париж. Глинобитные жилища трипольскои культуры. (4-3-е тыс дон. э. ), обжигавшиеся снаружи кострами и расписывавшиеся, - первый пример применения К. в качестве стройматериала. С развитием техники добывания металлов К. стала необходима и в металлургии (сопла горнов, тигли, литейные формы, льячки). Первоначально керамич. изделия формовались от руки и обжигались на костре или в домашней печи. Позже, уже в классовом обществе, появились специалистыгончары, пользовавшиеся гончарным кругом (или оттискивавшие изделия в спец. форме) и гончарным горном. Народам Америки до появления европейцев гончарный круг не был известен, однако и у них существовало самобытное керамич. произ-во (наиболее ранние изделия относятся к рубежу 3 и 2-го тыс. до н.э.). Особенно высокого развития оно достигло у майя, инков и ацтеков, изготовлявших разнообразную бытовую и культовую посуду, маски, статуэтки и др. Часть изделий покрывалась яркой росписью. В Др. Египте, Вавилонии и др. древних странах Бл. Востока впервые стала покрывать парадную посуду цветной глазурью и применять для построек кирпич (сначала сырцовый, позже - обожжённый ). Для украшения зданий в Египте и Др. Иране употребляли глазурованные кирпичи и изразцы. Др.-инд. цивилизации знали разнообразную расписную посуду, по формам близкую к посуде Двуречья, кирпичные плитки для мощения полов, статуэтки, таблички с письменами. В Др. Китае во 2-1-м тыс. до н. э. изготовлялись глазурованная посуда и отдельные сосуды из высококачеств. белой глины - каолина, к-рый в 1-м тыс. н. э. стал материалом первых фарфоровидных изделий, а затем и настоящего фарфора. Важное место в истории К. занимает К. др.-греческая, оказавшая большое влияние на К. многих народов. Особенно славилась разнообразная (20 видов ) и совершенная по форме посуда. Парадные сосуды украшали обычно изящной немногоцветной росписью (см. Вазопись) на мифологич. и бытовые темы (т. н. чернофигурная и краснофигурная живопись на вазах ). Великолепные образцы малой скульптуры представляют собой терракотовые статуэтки, гл. центром произ-ва к-рых была Танагра. Терракотовые архитектурные детали, черепица, водопроводные трубы изготовлялись как в Др. Греции, так и в Др. Риме, где в особенности развилось произ-во кирпича, из к-рого сооружались сложные конструкции (напр., своды перекрытий, пролёты мостов, акведуки ). Рим. парадная посуда б. ч. оттискивалась в деревянных или керамич. формах, на к-рых был вырезан рельефный орнамент, и покрывалась красным лаком. У римлян и этрусков достигло расцвета изготовление керамич. погребальных сосудов - урн, известных также многим др. народам, придерживавшимся обряда трупосожжения. Этрусские и рим. урны украшались скульпт. изображениями (напр., сцены пиршеств). Традициям рим. К. в основном следовало произ-во К. Византии, испытавшее, однако, и влияние Бл. Востока (особенно в декорировке поверхности сосудов и в архит. К.). Уже с 6 в. визант. мастера перестали применять красный лак, а с 9 в. стали делать посуду с рельефным орнаментом, изображающим зверей и птиц и покрытым прозрачной глазурью. Визант. тонкий квадратный кирпич-" плинфа" оказал влияние на произ-во кирпича в Др. Руси. В Др. Руси с 10 в. изготовляли на гончарном круге разнообразную посуду, нек-рые сосуды покрывали зелёной глазурью. Глазуровали также плитки для полов и игрушки. На посуде и кирпичах обнаружены клейма мастеров, среди них имена Стефана и Якова. После упадка, вызванного монг.-татарским нашествием, произ-во К. возродилось к 14-15 вв. Главным его центром стала Гончарная слобода Москвы (в р-не совр. ул. Володарского ), где к 17 в. были уже довольно крупные мастерские типа мануфактур, производившие посуду (16 видов ), игрушки, светильники, чернильницы, муз. инструменты, с 18 в.- курительные трубки. В Псковской земле известны и керамич. глазурованные надгробия. Основными стройматериалами были кирпич, черепица, плитки, трубы; уже с 16 в. появились царские кирпичные заводы и первый стандартный " государев большой кирпич". Для украшения фасадов зданий и внутр. помещений делали изразцы - терракотовые и глазурованные (зелёные - " муравленые" и полихромные - " ценинные" ), В 17 в. известны работавшие в Москве мастера Пётр Заборский, Степан Иванов, Иван Семёнов, Степан Буткеев и др. Произ-во изразцов было также в Ярославле и др. городах. С 18 в. рельефные изразцы вытесняются гладкими. В выборе сюжетов изображений сказывалось влияние нар. лубочных картин. Славянские горшки 12 в. Музей истории и реконструкции г. Москвы. В 1744 в Петербурге был основан первый в России гос. фарфоровый з-д (ныне з-д им. М. В. Ломоносова ); в 1766 в Вербилках под Москвой - частная ф-ка Ф. Я. Гарднера; позже возникло множество др. частных предприятий, из к-рых самыми крупными в 19 - нач. 20 вв. стали з-ды М. С. Кузнецова. Наряду с заводским произ-вом фарфора, строит. и технич. К. сохранялось кустарное произ-во бытовой и художеств. К. Существовало неск. пром. районов со своими традициями (Гжель, Скопин и др. ). О развитии керамич. произ-ва см. в статьях Строительных материалов промышленность и Фарфоро-фаянсовая промышленность. м. Г. Рабинович. Художественная керамика. В развитии художеств. К. важную роль играли открытия, заключающиеся в подборе сортов глин и примесей для составления керамич. массы, а также в приёмах её формовки и обжига, обработки и украшения поверхности изделий. В стремлении получить предельно тонкую и красивую по тону К., прочную и лёгкую, керамисты разных стран приходили (часто независимо друг от друга ) к сходным изобретениям, появлявшимся как одновременно, так и в весьма отдалённые друг от друга эпохи. Напр., секреты произ-ва фаянса и глазури, известные др.-егип. мастерам ещё в 15 в. до н. э., вновь открывались в 3- 4 вв. в Китае, в 9- 10 вв.в странах Бл. Востока, в 16 в. - франц. учёным Б. Палисси. В 18 в. секрет изготовления фарфора, уже с 6 -7 вв. освоенного кит. мастерами, открывали И. Ф. Бётгер при помощи Э. В. Чирнхауза в Германии, Д. И. Виноградов в России, а керамисты Франции и Англии, не находя разгадки " китайского секрета", создали свои разновидности фарфоровидной К. (т. н. мягкий фарфор и костяной фарфор). Нередко изобретения, способствовавшие высокому взлёту керамич. иск-ва, надолго забывались или вовсе не получали применения впоследствии. Напр., разработанная др.-греч. мастерами исключительно тонкая технология терракоты, ставшая основой расцвета мелкой пластики Др. Греции и произ-ва совершенных по форме сосудов, оказавших влияние на всё последующее развитие керамич. иск-ва, была надолго забыта. По тонкости черепка к древнегреческим изделиям из терракоты приблизились лишь в 16 в. рельефные сосуды из Сен-Поршера во Франции (т. н. фаянсы Сен-Поршера ). А рецепты приготовления очень прочных и стойких к действию кислот чёрного и красного лаков, к-рые служили гл. цветами в античной вазописи, утрачены, т. к. лак был навсегда вытеснен уже в Византии ангобом, эмалью и глазурью (с 9 в. ). Преемственность в технологии и в художеств, традициях прослеживается лишь в эволюции гончарства, к-рое тесно связано с домашним ремеслом и с бытовым укладом народа. Но и в гончарстве известны периоды глубокого регресса (напр., лепка от руки сосудов в нек-рых странах Европы поры раннего средневековья ). Поэтому история художеств. К. вплоть до 19 в. прерывиста, и её вехами становятся периоды расцвета каждой новой, более совершенной, чем предыдущая, разновидности К. Вновь открытый вид керамич. массы или материал для декорировки изделий, оказываясь в центре внимания художников, постепенно оттесняет другие, продолжающие своё развитие, но уже в качестве традиц. произ-ва. Нередко новый вид К. в силу своих технич. достоинств быстро вытесняет старые, и керамисты, прежде чем прийти к художеств, выявлению его специфики, используют его для имитации более дорогих и трудоёмких материалов. Так, в К. Китая, развивавшейся с наибольшей в мире последовательностью, прослеживается период подражания ранних фаянсов бронзе, а первые изделия из каменной массы и фарфора по форме и цвету очень близки сосудам из нефрита. С прямого подражания резьбе по камню, ганчу или стукко начинала своё развитие рельефная архит. К. Люстр, придающий особую утончённость своим металлич. отливом многоцветным расписным блюдам и чашам Ирана и др. стран Бл. Востока, а также исп.-маврит. К., первоначально служил лишь средством имитации в К. дорогих золотых и серебряных изделий. Известны также случаи имитации в К. одного её вида другим. Кит. фарфор, попав в 9 в. в Самарру (ныне на терр. Ирака ), вызвал открытие фаянса для подражания тонким фарфоровым сосудам. С подражания кит. фарфору начала своё развитие и белая майолика с синей росписью, производившаяся в 16-18 вв. в Делфте (т. н. делфтский фаянс ). В мировой истории К. важную роль сыграли фаянс и фарфор Китая, оказавшие заметное влияние на развитие художеств. К. мн. стран Европы и Азии. В области архит. К. особенно выделяются многоцветная со сложными узорами глазуров. облицовка зданий Ср. Азии, Ирана, Азербайджана, Турции, араб, стран, а также процветавшие там же узорная кирпичная кладка и рельефная терракота. К высшим достижениям этих видов архит. декора в 10-15 вв. относится полихромная мозаичная керамич. облицовка зданий Самарканда и Бухары. Классич. образцами применения люстра стали фаянсовые иран. сосуды 13 в. и исп.-маврит. майолика 14-15 вв., отличающаяся от иран. К. большей строгостью колорита и рафинированностью цветовых сочетаний росписи и люстра. Известное влияние оказала исп. -маврит. К. на развитие в 15-17 вв. итал. майолики, в к-рой сюжетная роспись стала впервые после античности господствующим видом декорировки изделий, а керамич. скульптура получила монумент, характер в творчестве семьи флорентийских керамистов делла Роббиа. Итал. майолика оказала заметное влияние на майолику Германии 15 в. (в Нюрнберге и др. городах ), где, однако, уже с 14 в. стали производить сосуды и из каменной массы, и на майолику Франции 16-18 вв. (в гг. Ним, Лион, Невер ), развивавшуюся параллельно с произ-вом фаянса, а с рубежа 17 и 18 вв. и мягкого фарфора (Руан, Сен-Клу, Севр ). В 18 в. фарфор как художеств, материал почти повсеместно оттесняет др. виды К. В фарфоре с наибольшей полнотой проявились эстетич. принципы классицизма с его культом предельно чётких формы и декора. Наряду с расписной и позолоч. мелкой пластикой получает развитие скульптура из бисквита. Однако с последней четверти 18 в. начинается возрождение интереса к художеств, возможностям более грубых видов К.- каменной массы и фаянса. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность англичанина Дж. Уэджвуда. Изготовлявшиеся на его заводе фаянсовые сервизы несколько смягчённых форм, с лёгкой графич. росписью, созвучной зарождавшемуся сентиментализму, а также двуцветные изделия из каменной массы, с как бы наложенным на поверхность рельефом стали объектом подражания для керамич. заводов Европы до кон. 19 в. Особое место в истории К. занимает также " революционный фаянс" Франции - сосуды эпохи Великой франц. революции 1789-94 с агитац. призывами и фигурами, олицетворяющими единение трудовых сословий, революц. бдительность и т. д. В эпоху романтизма фаянс играет почти равную с фарфором роль в художеств. К. (напр., изделия Межигорской фаянсовой ф-ки на Украине ). Но общий упадок декоративно-прикладного иск-ва во 2-й пол. 19 в. сказался и на развитии художеств. К. Нек-рое оживление художеств, поисков керамистов периода развития стиля " м о д ер н ", с их интересом к рукодельной вещи из грубых, но искусно обработанных материалов (произв. М. А. Врубеля и др. ), не могло существенно повлиять на общее состояние художеств. К., продолжавшей механически повторять машинными средствами старые образцы. Резкий перелом в её развитии принесла с собой Октябрьская революция 1917. Начиная с т. н. агитационного фарфора, живо откликавшегося на важнейшие явления жизни молодой Сов. республики, и с опытов ряда сов. художников-керамистов кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. по созданию образцов высокохудожеств. массовой К. (фарфора, фаянса, майолики ) ведутся поиски путей повышения её эстетич. качества, в к-рые постепенно вовлекаются художники мн. стран. Этот процесс, прерванный 2-й мировой войной 1939-. 1945, возобновился с 1950-х гг., когда вопросы рационального и выразительного решения массовых керамических изделий, рассчитанных на пром. изготовление, стали обращать на себя внимание мировой общественности. Эти поиски возглавила междунар. Академия керамики в Женеве, членом к-рой является и СССР. Наряду с повышением художеств, уровня массовой К. с 1960-х гг. усиливается интерес к уникальной декоративной К., в к-рой всё шире начинают использовать не только грубые её виды, но и такие материалы, к-рые прежде считались нехудожественными (напр., шамот). Разрабатываются новые виды эмалей и глазурей, новые приёмы декорировки, новые типы декоративных изделий (напр., роспись керамич. глазурями декоративного произв. из бетона с последующим обжигом отдельных покрытых глазурью участков ). Возрождаются традиц. центры нар. К. (напр., Гжель, Опошня ), а её традиции используются в произв. ряда мастеров декоративной К. Н. В. Бетонов. Советская керамика. 1. 3. П. Маисурадзе (Груз. ССР). " Горный козёл-тур" Декоративный сосуд. Ангоб, цветные глазури. 1964. 2. Е. С. Железняк (Укр. ССР). " Конь". Игрушка-свистулька. Глазурь. 1958. 3. У. Джуракулов (Узб. ССР). Графин (машрафа). Цветные глазури. 1962. Республиканский музей культуры узбекского народа. Самарканд. (1, 2 - Музей керамики и " Усадьба Кусково XVIII века", Москва.) Р. Эйнберга (Латв. ССР). Молочный сервиз. Глина, лощение. 1967. А. Г. К а рп о в а. " Всадник". Одоевская игрушка (Тульская область). Глина, роспись. I960. Музей народного искусства. Москва. Производство К. Керамич. изделия и материалы классифицируют по назначению и свойствам, по осн. используемому сырью или фазовому составу спёкшейся К. (табл.). В зависимости от состава сырья и темп-ры обжига керамич. изделия подразделяют на 2 класса: полностью спёкшиеся, плотные, блестящие в изломе изделия с водопоглощением не выше 0, 5% и пористые, частично спёкшиеся изделия с водопоглощением до 15%. Различают грубую К., имеющую крупнозернистую, неоднородную в изломе структуру (напр., строительный и шамотный кирпич ), и тонкую К. с однородным, мелкозернистым в изломе и равномерно окрашенным черепком (напр., фарфор, фаянс ). Осн. сырьём в керамич. пром-сти являются глины и каолины вследствие их широкого распространения и ценных технологич. свойств. Важнейшим компонентом исходной массы при произ-ве тонкой керамики являются полевые шпаты (гл. обр. микролин) и кварц. Полевые шпаты, особенно чистых сортов, и их сростки с кварцем добывают из пегматитов. Во всё возрастающих кол-вах кварцево-полевошпатовое сырьё добывается из разнообразных горных пород путём обогащения и очистки от вредных минеральных примесей. Однако повышенные и резко дифференцированные требования, предъявляемые к К. металлургией, электротехникой и приборостроением, обусловили развитие произ-ва огнеупоров и др. видов технич. К. на основе чистых окислов, карбидов и др. соединений. Свойства нек-рых видов технич. К. резко отличаются от свойств изделий, изготовляемых из глин и каолинов, и потому объединяющими признаками керамич. изделий и материалов остаются их получение спеканием при высоких темп-pax, а также использование в произ-ве родственных технологич. методов, к к-рым относятся: обработка сырья и приготовление керамич. массы, изготовление (формование ), сушка и обжиг изделий. По способу приготовления керамич. массы подразделяют на порошкообразные, пластичные и жидкие. Порошкообразные керамич. массы представляют собой увлажнённую или с добавкой органич. связок и пластификаторов смесь измельчённых и смешанных в сухом состоянии исходных минеральных компонентов. Перемешиванием глин и каолинов с отощающими добавками во влажном состоянии (18-26% воды по массе ) получают пластич. формовочные массы, к-рые при дальнейшем увеличении содержания воды и с добавкой электролитов (пептизаторов ) превращаются в жидкие керамич. массы (суспензии ) - литейные шликеры. В произ-ве фарфора, фаянса и нек-рых др. видов К. пластичную формовочную массу получают из шликера частичным обезвоживанием его в фильтрпрессах с последующей гомогенизацией в вакуумных массомялках и шнековых прессах. При изготовлении нек-рых видов технич. К. литейный шликер приготовляют без глин и каолинов, добавляя в тонкомолотую смесь исходного сырья термопластич. и поверхностно-активные вещества (напр., парафин, воск, олеиновую кислоту), к-рые потом удаляются предварит, низкотемпературным обжигом изделий.
|