Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Некоторые новые методы в квантовой теории поля 30 страница






Культура К. Р. уходит своими корнями в глубины нар. культуры слав, племён. В период образования и развития гос-ва она достигла высокого уровня и была обогащена влиянием визант. культуры. В результате К. Р. стала в ряд передовых по культуре гос-в своего времени. Средоточием феодальной культуры был город. Грамотность в К. Р. была сравнительно широко распространена среди народа, о чём свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на хоз. предметах (на пряслицах, бочках, сосудах и т. д. ). Есть сведения о существовании на Руси в это время школ (даже женских ).

" Дочери Ярослава Мудрого". Фреска в центральном нефе Софийского собора в Киеве. Сер. 11 в.


Таблица I

К ст. Кения. 1. Равнина в пределах тектонического грабена. 2. Найроби. Вид части города. 3. Нефтеперегонный завод в Момбасе. 4. Гора Кения. 5. Слоны в национальном парке Цаво. 6. Сбор чайного листа. 7. Просушка кофейных зёрен.

8. Сушка и отбелка волокна сизаля.

Таблица II

К ст. Керамика. 1. " Скоморох". Русская глиняная игрушка. 16-17 вв. 2. Суповая миска. Майолика. Завод Гребенщиковых в Москве. Сер. 18 в. 3. Ваза. Императорский фарфоровый завод (Петербург). Первая четв. 19 в. 4. Чашечка (выполнена под руководством Д. И. Виноградова ). Императорский фарфоровый завод (Петербург ). 1749. 5. Корзина для десерта. Фаянс. Завод Тереховых и Киселёва близ Бронниц. 1830-31. 6. А. М. Е ф и м о в а. Блюдо " Советские апельсины". Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. 1959. 7. Б. А. С м и р н о в. Блюдо " Конь". Глина с тёмной глазурью. 1963. 8.' М. А. В р у б е л ь. " Львица" (маскарон с фасада дома С. И. Мамонтова в Москве ). Майолика. 1891. 9. Э. Я. П и йп у у. " Портрет девушки". Чёрный клинкер. 1958. 10. Л. П. Ш у ш к а н о в а. " Гепард". Шамот. 1962.

Таблица III

К ст. Керамика. 1. Сосуд с орнаментом из изображений козла, собак и птиц. Культура Сузы-А. Конец 4-го тыс. до н. э. 2." Гиппопотам". Египет. 20-18 вв. до н. э. 3. Протоаттический лутрофор (из Аттики). 700-680 до н. э. 4. Танагрская статуэтка. 32 вв. до н. э. 5. " Грифон". Керамический рельеф из дворца в Сузах. 1-я пол. 4 в. до н. э. Переднеазиатский музей. Берлин. в. Ваза из Астрабада с росписью люстром. Иран. 9 в. Археологический музей. Тегеран. 7. Сосуд с рельефным изображением ягуара. Культура Куписнике (Перу). 8-5 вв. до н. э. Британский музей. Лондон. 8. Б. П а л и с с и. Блюдо. Фаянс. Ок. 1550. 9. Керамическая облицовка мавзолея Туглу-Текин (1376) в ансамбле Шахи-Зинда в Самарканде. 10. Испано-мавританская ваза из Валенсии с росписью люстром. 15 в. 11. Чернильница " Суд Париса". Майолика. Италия. Нач. 16 в. Международный музей керамики. Фаэнца. 12. Ваза с двуцветной росписью. Фарфор. Китай. 16-17 вв. Музей Гиме. Париж. (1-4- Лувр, Париж; 8, 10-.Музей Виктории и Альберта, Лондон.)

Таблица IV

К ст. Керамика. 1. " Портландская ваза" (копия древнеримской стеклянной вазы ). Базальтовая и белая каменные массы. Мануфактура Дж. Уэджвуда (Англия ). Ок. 1780. 2. Сосуд с крышкой, фаянс. Сен-Поршер (Франция ). 16 в. Музей Клюни. Париж. 3. Кувшин. Фаянс. Невер (Франция ). 17 в. 4. " Продавец гусей". Группа по модели И. И. Кендлера. Мейсенская фарфоровая мануфактура. Ок. 1735. Музей художественного ремесла. Лейпциг. 5. Ваза из дворца Сен-Клу по проекту Л. С. Буазо (бронзовая арматура П. Ф. Томира ). Севрская фарфоровая мануфактура. 1783. 6. " Пастух". Костяной фарфор. Завод Челси (Англия ). 1760-65. 7. Керамическое панно. Делфт (Нидерланды ). Нач. 18 в. Государственный музей. Амстердам. 8. Ю. X о р о в а (Чехословакия ). " Лама". Каменная масса. 1962. 9. Кубо Коматаро (Япония ). Ваза. Фаянс. 1956. Музей искусства народов Востока. Москва. 10. П. Пикассо (Франция ). Блюдо. Майолика. 1962. 11. Л. Г о рк а (Польша ). Ваза и блюдо. Майолика. 1962. (1, 6- Музей Виктории и Альберта, Лондон; 3, 5- Лувр, Париж. )

Таблица V

К ст. Киев. 1. Площадь Богдана Хмельницкого. Слева-памятник Богдану Хмельницкому (бронза, гранит, 1869-88, скульптор М. О. Микешин); справа-колокольня Софийского монастыря (17-19 вв.) 2. Андреевская церковь. 1748-67. По проекту архитектора В. В. Растрелли построена архитектором И. Ф. Мичуриным. 3. Михайловская церковь Выдубецкого мона стыря. 1070-88. 4. Золотые ворота. Конец 11 в. 5. Кирилловская церковь. Середина 12 в. Реставрация 18 в., архитектор И. Г. Григорович-Барский. 6. Мариинский дворец. 1752-55. Архитекторы В. В. Растрелли, А. В. Квасов и др. Реставра ция 1870, архитектор К. Я. Маевский. 7. Монумент в честь магдебургского права. 1802-08. Архитектор А. И. Меленский.

Таблица VI

К ст. Киев. 1. Здание Верховного Совета УССР. 1936-39. Архитектор В. И. Заболотный. 2. Театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. 1901. Архитектор В. А. Шрётер. 3. Мост Патона. 1954. Архитектор В. Е. Ладный. 4. Гостиница " Лебедь". 1971. Архитекторы Е. В. Гусева, Ю. А. Чеканюк, Н. Б. Чмутина и др., инженеры А. А. Игнатенко и др. 5. Крещатик. Застройка 1950-х гг. Архитекторы А. В. Власов, А. В. Добровольский, В. Д. Елизаров, Б. И. Приймак, А. И. Малиновский. 6. Станция метрополитена " Университет". 1960. Архитекторы Г. В.Головко, Б. В. Дзбановский и др. 7. Памятник чекистам. Гранит. 1967. Скульптор В. 3. Бородай, архитектор А. Ф. Игнащенко. 8. Дворец пионеров. 1965. Архитекторы А. М. Милецкий,

Э., А. Бильский. Ленинский зал.

Таблица VII

К ст. Киевская Русь. 1-2. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Начат до 1036 (1-западный фасад; 2-интерьер ). 3. Михайловская церковь в Остре. 1098. Апсида. 4. Софийский собор в Новгороде. 1045-50. Восточный фасад. 5. НиколоДворищенский собор в Новгороде. Заложен в 1113. Восточный фасад. 6. Церковь Спаса на Берестове в Киеве. Между 1113 и 1125. Южный фасад.

Таблица VIII

К ст. Киевская Русь. 1. " Архидиакон Лаврентий " (фрагмент фрески ). Сер. 11 в. Софийский собор в Киеве. 2. Фигуры апостолов из " Евхаристии" (фрагмент мозаики ). Сер. Ив. Софийский собор в Киеве. 3. " Пророк Соломон" (фрагмент фрески ). 1-я пол. 12 в. Софийский собор в Новгороде. 4. Фигуры апостолов из " Евхаристии" (фрагмент мозаики из собора Михайловского монастыря в Киеве ). Нач. 12 в. 5. " Жена Иова" (фрагмент фрески ). 30-е гг. 12 в. Николо-Дворищенский собор в Новгороде. 6. " Мария" из " Благовещения" (фрагмент фрески из собора Михайловского монастыря в Киеве ). Нач. 12 в. 7. " Св. Нестор и Дмитрий". Рельеф с фасада собора Михайловского монастыря в Киеве. Шифер. 11 в. Третьяковская галерея. Москва. 8. " Евангелист Марк". Миниатюра " Остромирова Евангелия" (1056-57, Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград ). 9. " Геракл '(? ), борющийся со львом". Рельеф из Печерского монастыря в Киеве. Шифер. 11 в. Киево-Печерский историко-художественный музей-заповедник (4, 6- Архитектурно-исторический музей-заповедник) Литература К. Р. До наших дней дошли пергаментные книги, написанные в эпоху К. Р.: переводная литература, изборники, богослужебные книги и др.; среди них древнейшая-" Остромирово Евангелие". Наиболее образованными в К. Р. были монахи. Выдающимися деятелями культуры были киевский митрополит Иларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодосии Печерский, летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Усвоение церк.-слав. письменности сопровождалось перенесением на Русь при болг. посредстве осн. памятников раннехрист. и визант. лит-ры: библейские книги, соч. отцов церкви, жития святых, апокрифы (" Хождение Богородицы по мукам"), историография (" Хроника" Иоанна Малалы), а также произв. болг. лит-ры (" Шестоднев" Иоанна ), чехо-моравской (жития Вячеслава и Людмилы). В К. Р. переводились с греч. яз. визант. хроники (Георгия Амартола, Синкелла), эпос (" Девгениево деяние" ), " Александрия", " История иудейской войны" Иосифа Флавия, с др.-еврейского - книга " Есфирь", с сирийского - повесть об Акире Премудром. Освоение памятников иностр. лит-ры сопровождалось творч. отношением к переводу. Со 2-й четв. 11 в. развивается оригинальная лит-pa (летописание, жития святых, проповедь ). В " Слове о законе и благодати" митрополит Иларион с риторич. иск-вом, не уступавшим визант. красноречию, трактовал проблемы превосходства христианства над язычеством, величия Руси среди др. народов. Киевское и новгородское летописание было проникнуто идеями гос. строительства. Летописцы обращались к поэтич. преданиям языческого фольклора. Нестор пришёл к осознанию родства вост.слав. племён со всеми славянами. Его " Повесть временных лет" приобрела значение выдающейся хроники европ. средневековья. Житийная лит-pa насыщалась актуальной политич. проблематикой, и её героями стали князья-святые (" Жития Бориса и Глеба" ), а затем подвижники церкви (" Житие Феодосия Печерского", " Киево-Печерский патерик" ). В житиях впервые, хотя и в схематической форме, изображались переживания человека. Патриотические идеи выражались в жанре паломничества (" Хождение" игумена Даниила). В " Поучении" к детям Владимир Мономах создал образ справедливого правителя, рачительного хозяина, примерного семьянина. Литературные традиции К. Р. и богатейший устный эпос подготовили возникновение " Слова о полку Игореве".

Архитектура и изобразительное искусство. Вековой опыт вост.-славянских племён в области деревянного зодчества и сооружения укреплённых поселений, жилищ, святилищ, их высокоразвитые ремесленные навыки и традиции художественного творчества были усвоены иск-вом К. Р. В быстром решении сложных идейнохудожеств. задач, к-рые возникали в ходе установления феод, отношений, огромную роль сыграли веяния, шедшие из-за рубежа (из Византии, балканских и скандинавских стран, Закавказья и Бл. Востока ) с развитием торговых и политических связей. В относительно краткий период расцвета К. Р. древнерусские мастера освоили новые для них приёмы кам. зодчества, иск-во мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры.

Типы рядовых поселений и жилищ, техника возведения деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен ещё долго оставались теми же, что и у древних славян. Но уже в 9-нач. 10 вв. в нек-рых сёлах появились обширные дворы вотчинников, а в княж. владениях - деревянные замки (Любеч ). Из укреплённых посёлков развиваются города-крепости с жилыми домами внутри и с хоз. постройками, примыкающими к оборонит, валу (Колодяжненское и Райковецкое городища, оба в Житомирской обл.; города разрушены в 1241 ).

Планы Софийских соборов: 1 -в Киеве (1037), 2 -в Новгороде (1045-50), 3 - в Полоцке (1044-66).

Собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108; не сохранился). Восточный фасад.

На торг, путях у слияния рек или у речных излучин из крупных поселений славян вырастали города и основывались новыс. Они слагались из крепости на холме (детинец, кремль - резиденция князя и убежище для горожан при нападении врагов ), с оборонит, земляным валом, рубленой стеной на нём и со рвом извне, и из посада (порой укреплённого ). Улицы посада шли к кремлю (Киев, Псков ) или параллельно реке (Новгород ), местами имели деревянные мостовые и застраивались в безлесных р-нах мазанками (Киев, Суздаль), а в лесных - бревенчатыми домами в одиндва сруба с сенями (Новгород, Старая Ладога). Жилища богатых горожан состояли из нескольких связанных между собой срубов разной высоты на подклетах, имели башню (" повалушу"), наружные крыльца и размещались в глубине двора (Новгород). Дворцы в кремлях с сер. 10 в. имели 2-этажные кам. части, либо башнеобразные (Чернигов), либо с башнями по краям или посредине (Киев). Порой дворцы вмещали залы пл. более 200 м 2 (Киев). Общими для городов К. Р. были живописность их силуэта, где доминировал кремль с его кра.сочными дворцами и храмами, сиявшими позолотой кровель и крестов, и органическая связь с окружающим ландшафтом, возникавшая благодаря искусному использованию рельефа местности не только в стратегич., но и в художеств, целях. Со 2-й пол. 9 в. летописи упоминают деревянные христ. храмы (Киев), число и размеры к-рых возрастают после крещения Руси. Это были (судя по условным изображениям в рукописях) прямоугольные, восьмигранные или крестообразные в плане постройки с крутой крышей и главкой. Позднее их венчали 5 (церковь Бориса и Глеба в Вышгороде близ Киева, 1020-26, зодчий Миронег) и даже 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989) верхов. Первая в Киеве каменная Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240) имела, возможно, 25 верхов. Она была сложена из чередующихся рядов камня и плоского квадратного кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича с известью (цемянка). В этой же технике кладки возводились появившиеся в 11 в. кам. проездные башни в гор. укреплениях (Золотые ворота в Киеве), кам. крепостные стены (Переяслав-Хмельницкий, Киево-Печерский монастырь, Старая Ладога'- все кон. 11 - нач. 12 вв.) и величеств, трёхнефные (СпасоПреображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефные (Софийские соборы в Киеве, 1037, Новгороде, 1045-50, и Полоцке, 1044-66) храмы с хорами вдоль трёх стен для князей и их близких. Универсальный для визант. культового стр-ва тип крестово-купольного храма, по-своему истолкованный др.-рус. зодчими, купола на высоких световых барабанах, плоские ниши (возможно, с фресками) на фасадах, узоры из кирпича в виде крестов, меандра и пр. указывают на связи зодчества К. Р. с архитектурой Византии, южных славян и Закавказья. В то же время в этих храмах проявляются и своеобразные черты: многоглавие (13 глав Софийского собора в Киеве), ступенчатое расположение сводов и отвечающих им на фасадах рядов полукружий-закомар, паперти-галереи с трёх сторон. Ступенчато-пирамидальная композиция, величавые пропорции и напряжённо-медлит. ритм, уравновешенность пространства и массы делают архитектуру этих значительных по высоте зданий торжественной и полной сдержанной динамики. Их интерьеры с контрастным переходом от невысоких, затенённых хорами боковых нефов к просторной и ярче освещённой подкупольной части среднего нефа, ведущего к гл. апсиде, поражают эмоциональной напряжённостью и вызывают богатство впечатлений, к-рые порождаются пространств, членениями и многообразием точек обзора. Наиболее полно сохранившиеся мозаики и фрески Софийского собора в Киеве (сер. 11 в. ) исполнены преим. визант. мастерами. Росписи в башнях - полные динамики светские сцены плясок, охот, ристалищ. В изображениях святых, членов великокняжеской семьи движение порой лишь обозначено, позы фронтальны, лица строги. Духовная жизнь передаётся посредством скупого жеста и широко раскрытых больших глаз, взгляд к-рых устремлён прямо на зрителя. Это сообщает исключительную напряжённость и силу воздействия изображениям, проникнутым высокой духовностью. Монументальным характером исполнения и композиционно они органически связаны с архитектурой собора. Миниатюра этой эпохи (" Остромирово Евангелие", 1056-57, Публичная б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград ) и красочные инициалы рукописных книг отличаются цветовым богатством и тонкостью исполнения. Они напоминают современную им перегородчатую эмаль, украшавшую виртуозные по исполнению великокняж: венцы, подвески-колты и др. ювелирные изделия, к-рыми славились киевские мастера. В этих изделиях и в шиферных монументальных рельефах мотивы слав, и античной мифологии совмещаются с христ. символами и иконографией, отражая типичное для ср. веков двоеверие, долго удерживавшееся в нар. среде. В 11 в. получает развитие и иконопись. Произв. киевских мастеров пользовались широким признанием, особенно иконы работы Алимпия, к-рые вплоть до монг.-тат. нашествия служили образцами для иконописцев всех др.-рус. княжеств. Однако икон, безоговорочно относимых к иск-ву К. Р., не сохранилось.

" Музыканты и скоморохи". Фреска в южной башне Софийского собора в Киеве. Середина 11 в.

Золотой колт с перегородчатой эмалью. 11-12 вв. Исторический музей УССР. Киев.

" Архидиакон Стефан". Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Начало 12 в. Софийский музей-зач поведник. Киев.

Во 2-й пол. 11 в. на смену княж. строительству храмов приходит монастырское. В своих крепостях и загородных владениях князья сооружают лишь небольшие церкви (Михайловская божница в Остре, 1098, сохранилась в руинах; церковь Спаса на Берестове в Киеве, между 1113 и 1125 ), а ведущим типом становится трёхнефный шестистолпный монастырский собор, более скромный по размерам, чем городские, часто без галерей и с хорами только вдоль западной стены. Его статичный, замкнутый объём, массивные стены, разделённые на узкие части плоскими выступами-лопатками, создают впечатление богатырской мощи и почти аскетич. простоты. В Киеве соборы однокупольные, иногда без лестничных башен (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941 ). Новгородские храмы нач. 12 в. увенчаны тремя куполами, один из к-рых - над лестничной башней (соборы Антониева, заложен в 1117, и Юрьева, начат в 1119, монастырей ), или пятью куполами (Николо-Дворищенский собор, заложен в 1113 ). Величавая простота и мощь архитектуры, органичное слияние башни с осн. объёмом собора Юрьева монастыря (зодчий Пётр ), придающее особую цельность его композиции, выделяют этот храм как одно из высших достижений др.-рус. зодчества 12 в. В 12 в. заметно меняется и стиль живописи. В замечат. мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (ок. 1108, собор не сохранился; мозаики и фрагменты фресок гл. обр. в Софийском музее-заповеднике, Киев ), выполненных визант. и др.-рус. художниками, свободней становится композиция, изысканный психологизм образов усиливается живостью движений и индивидуализацией характеристик отдельных святых. Вместе с тем по мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной по технике фреской возрастает роль местных мастеров, к-рые в своих работах всё больше отходят от канонов визант. иск-ва и в то же время уплощают изображение, усиливают контурное начало. В росписях крещальни Софийского собора и собора Кирилловского монастыря (оба - в Киеве, 12 в. ) преобладают слав, черты в типах лиц, костюмах, фигуры становятся приземистей, их моделировка цветом сменяется линейной проработкой, краски светлеют, исчезают полутона; образы святых становятся ближе к фольклорным представлениям.

Художеств, культура К. Р. получила дальнейшее развитие в период феод, раздробленности в различных др.-рус. княжествах, обусловленное особенностями их экономич. и политич. жизни. Возникает ряд местных школ (владимиросуздальская школа, новгородская школа), сохраняющих генетическую общность с иск-вом К. Р. и некоторое сходство художеств.-стилистич. эволюции. В местных течениях приднепровских и зап. княжеств, сев.-вост. и сев.-зап.земель всё сильней дают себя знать нар.поэтич. представления. Выразит, возможности иск-ва расширяются, но слабеет пафос величавой формы. Высокие достижения иск-ва К. Р., явившиеся вкладом в мировую историю культуры, служили для местных течений, а затем для рус., укр. и белорус, иск-ва критерием художеств, вкуса и образцом, к к-рому они неоднократно обращались как к источнику вдохновения и подражания.

Илл. см. на вклейке, табл. VII, VIII (стр. 96-97).

Музыка. Разнообразные источники (нар. песни, былины, летописи, произведения др.-рус. лит-ры, памятники изобразит, иск-ва ) свидетельствуют о высоком развитии в К. Р. музыки. Наряду с различными видами нар. творчества важную роль играла воен. и торжественно-церемониальная музыка. В воен. походах участвовали трубачи и исполнители на " бубнах" (ударных инструментах типа барабана или литавр ). При дворе князей и у представителей дружинной знати состояли на службе певцы и исполнители-инструменталисты, как отечественные, так и из Византии. Певцы воспевали ратные подвиги современников и легендарных богатырей в песнях и сказаниях, к-рые они зачастую сами слагали и исполняли под аккомпанемент гуслей. Музыка звучала во время офиц. приёмов, празднеств, на пирах князей и др. именитых людей. В нар. быту видное место занимало иск-во скоморохов, в к-ром были представлены пение и инструм. музыка. Скоморохи нередко появлялись и в княж. дворцах. После принятия и распространения христианства широкое развитие получила церк. музыка. С ней связаны самые ранние письменные памятники рус. муз. иск-ва - рукописные богослужебные книги с условной идеографич. записью напевов. Основы др.-рус. церковнопевч. иск-ва были заимствованы из Византии, но дальнейшая постепенная их трансформация привела к образованию самостоят, певч. стиля - т. н. знаменного распева, наряду с к-рым существовал ещё особый род т. н. кондакарного пения (см. Кондакарная нотация).

Богатая и разносторонняя культура К. Р. явилась основой для последующего развития культур русского, украинского и белорусского народов.

Существование К. Р.- важный период в истории славянских и др. народов Вост. Европы. К. Р. сыграла огромную роль в дальнейшей истории вост. славян. Истоки общности и дружбы рус., укр. и белорус, народов восходят к периоду К. Р. С этого времени ведёт своё начало сознание единства происхождения, историко-культурной и этнич. близости, родства и неразрывной связи всех частей возникшего в дальнейшем Российского государства.

Источн.: Повесть временных лет, ч. 12, М.- Л., 1950; Памятники русского права, в. 1, М., 1952; Памятники права Киевского государства X-XII вв., М., 1952.

Лит.: Татищев В. Н., История Российская, т. 1-2, М.- Л., 1962-63; Карамзин Н. М., История государства российского, т. 1 - 3, СПБ, 1903; С оловьёв С. М., История России с древнейших времён, кн. 1, М., 1959; Ключевский В. О., Соч., т. 1, М., 1956; Пресняков А. Е., Княжое право в древней Руси. Очерки по истории X -XII столетий, СПБ, 1909; Курс истории государства и права СССР, т. 1 - Ю шков С. В., Общественно-политический строй и право Киевского государства, М., 1949; Очерки истории СССР. IX-XV вв., ч. 1 (IX-XIII вв.), М., 1953; Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; его же, Крестьянские и городские восстания на Руси XI-XIII вв., М., 1955; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965; Пашуто В. Т., Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Р ы б а к о в Б. А., Ремесло Древней Руси, М., 1948; его же, Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи, [М., 1963]; История культуры Древней Руси, т. 1 - 2, М.- Л., 1948-51; Б у д о вн и ц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI -XIV вв.), М., 1960; Художественная проза Киевской Руси XI - XIII вв., М., 1957; Лихачёв Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; его же, Человек в литературе Древней Руси, 2 изд., М., 1970; Свирин А., Древнерусская миниатюра, М., 1950; История русского искусства, т. 1 - 2, М., 1953-54; Ромм А. Г., Русские монументальные рельефы, М., 1953; Каргер М. К., Древний Киев, т. 1-2, М.- Л., 1958-61; Лазарев В. Н., Мозаики Софии Киевской, М., 1960; его же, Михайловские мозаики, М., 1966; Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 3, Л.- М., 1966; Ф и нд е и з е н Н. Ф., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Левашёва О., Келдыш Ю., Кандинский А., История русской музыки, т. 1, М., 1972; Довженок В. И., Землеробство древньоi Pyci. До середини XIII ст., К., 1961; Шекера I. М., Мiжнародн i зв'язки Киiвськоi Pyci, К., 1963; 1стор1я украшського мистецтва, т. 1, К., 1966; А с е е в Ю. С., Архиектура Кшвськоi Pyci, Киiв, 1969. Б. А. Рыбаков, Л. В. Алексеев (исторический очерк), А. Н. Робинсон (литература), П.Н.Максимов (архитектура), Г.И.Вздорнов (изобразительное искусство), Ю. В. Келдыш (музыка).

" КИЕВСКАЯ СТАРИНА", исторический журнал бурж.-либерального направления; выходил ежемесячно в Киеве в 1882-1906 (на рус. яз. ). Основатель и первый редактор - историк Ф. Г. Лебединцев. Публиковал статьи по истории, археологии, этнографии, географии и лит-ре Украины, документы о видных деятелях укр. культуры (Г. С. Сковороде, И. П. Котляревском, Т. Г. Шевченко и др. ). С кон. 1890-х гг. в " К. с." печатались произв. укр. писателей (И. Франко, М. Коцюбинского, Леси Украинки, Панаса Мирного и др. ). В журн. принимали участие В. Б. Антонович, Д. И. Багалей, П. С. и А. Я. Ефименко и др. В 1907 выходил под назв. " Украина" (на укр. яз. ).

Лит.: Систематический указатель журнала " Киевская старина" (1882-1906), Полтава, 1911; Лазаревський Г., Кивська старовина (Спогади), " Украинська л.тература", 1943, № 7 - 12, 1944, № 1 - 10.

КИЕВСКИЕ ВООРУЖЁННЫЕ ВОССТАНИЯ 1917 И 1918, восстания рабочих и революц. солдат под руководством большевиков за власть Советов на Украине.

Восстание против бур ж. В р е м. п р-в а 2 9 - 3 1 о к т. (1 1 - 13 ноя б.) 1917. Подготовка к восстанию в Киеве, как и во всей стране, началась после 6-го съезда РСДРП(б) (авг. 1917 ). К концу окт. численность Красной Гвардии в городе достигла 3 тыс. чел., а в дни восстания - 5 тыс., всего в революц. отрядах было ок. 7 тыс. чел. Революц. работой в гарнизоне руководила воен. орг-ция при Киевском к-те РСДРП(б ) во главе с Л. Л. Пятаковым. Центром контрреволюции в городе являлся штаб Киевского воен. округа, опиравшийся на воен. училища, школы прапорщиков, казаков и войска, вызванные с Юго-Зап. фронта. Общая численность хорошо вооружённых (в отличие от революц. отрядов ) войск Врем, пр-ва в городе превышала 12 тыс. чел. Центр, рада (Ген. секретариат рады - М. С. Грушевский, В. К. Винниченко, С. В. Петлюра и др. ), располагавшая также значит, воен. силами, занимала антиреволюц. позиции, лавировала и вела переговоры как с руководителями восстания, так и со штабом воен. округа, фактически поддерживая последний.

Восстание в Киеве началось под непосредств. воздействием Окт. вооруж. восстания в Петрограде. 27 окт. (9 нояб. ) на объединённом заседании Киевского совета рабочих и солдатских депутатов с участием представителей воинских частей, фабзавкомов, профсоюзов Киева была принята резолюция в поддержку восстания в Петрограде, провозглашена власть Киевского совета и избран ревком в составе 10 чел., в т. ч. Я. Б. Гамарник, А. В. Иванов, И. М. Крейсберг, И. Ю. Кулик, И. Пуке, Г. Л. Пятаков, Л. Л. Пятаков (пред. ). Вечером 28 окт. (10 нояб. ) отряд юнкеров и казаков окружил Мариинский дворец и арестовал находившийся там ревком. Ранним утром 29 окт. (11 нояб. ) на совещании представителей з-дов и воинских частей был образован новый ревком (А. В. Иванов, В. П. Затонский, И. М.Кудрин, А. Е.Карпенко, М. С. Богданов, А. Б. Горвиц, Ф. Нусбаум ). Центром восстания стал завод " Арсенал". Восстание началось 29 окт. (11 нояб. ) в 17 час. Восставшие солдаты 3-го авиапарка атаковали Николаевское воен. уч-ще, овладели арт. складом на Печерске, гарнизонной гауптвахтой, освободив из-под ареста 350 революц. солдат. Арсенальцы отбили неск. атак контрреволюц. частей. На Подоле, Шулявке и в др. рабочих р-нах города в тылу юнкеров действовали красногвард. отряды. Бои продолжались всю ночь. 30 окт. (12 нояб. ) восстание было поддержано забастовкой, охватившей св. 20 тыс. рабочих всех пром. предприятий, ж. д., трамвая, водопровода. Захватив штурмом к 16 час. 30 окт. (12 нояб. ) воен. уч-ще и Бутышевскую школу прапорщиков, революц. отряды разгромили опорные пункты врага. В 12 час. 31 окт. (13 нояб. ) началось наступление на штаб округа, командование к-рого в ночь на 1(14 ) нояб. бежало из Киева. Восстание, поднятое против Врем, пр-ва, победило. Но в это время Центр, рада стянула в Киев националистич. части, заняла правительств, учреждения, вокзал, почту, телефон и захватила власть в городе. 7(20 ) нояб. она декларировала образование т. н. " Украинской народной республики", а себя объявила её верх, органом.

Восстание против контрреволюц. бур ж.-н а ц и о н а л истич. Центр. рады 16 - 22 я н в. (29 ян в.- 4 февр. ) 1918. Захватив власть и встав на путь борьбы против Сов. России, Центр, рада превратилась в один из очагов всеросс. контрреволюции. Рада начала расправу с красногвард. отрядами и революц. частями на Украине, пыталась сорвать созыв 1-го Всеукр. съезда Советов, собрав в Киев многочисл. представителей кулацких " спилок" (" союзов" ) и войсковых рад, не имевших ничего общего с Советами. Самозванные " делегаты" оказались на съезде в большинстве. Тогда 129 делегатов 49 Советов Украины покинули это сборище и переехали в Харьков, где 11 -12(24-25 ) дек. 1917 состоялся съезд Советов Украины, Провозгласив Украину Республикой Советов, съезд призвал трудящихся к решительной борьбе с контрреволюц. Центр, радой.

Рада продолжала террор: был арестован и убит председатель ревкома Л. Л. Пятаков, гайдамаки и казаки производили массовые аресты, конфисковали у красногвардейцев около 1500 винтовок; разоружили 3-й авиаотряд; был захвачен з-д " Арсенал". 5(18 ) янв. 1918 укр. сов. войска, поддержанные революц. отрядами из центр, губерний России, начали наступление на Киев. Вечером 15(28 ) янв. Совет рабочих и солдатских депутатов совместно с представителями фабзавкомов и профсоюзов решил начать в городе восстание. Был избран городской ревком (А. В. Иванов, Я. Б. Гамарник, А.Б. Горвиц, М.В. Косткж, И. М. Кудрин, Н. Н. Лебедев, И. М. Крейсберг, М. С. Богданов и др. ). Численность красногвардейцев и революц. частей достигла 6 тыс. чел. Рада имела 8-10 тыс. " вольных казаков" и гайдамаков под командой Петлюры.Восстание началось в 3 часа ночи 16(29 ) янв. Опорным пунктом его был з-д " Арсенал". Арсенальцы заняли з-д, комендантом к-рого был назначен командир батальона С. Мищенко, перешедший с 450 солдатами полка им. Сагайдачного на сторону восставших. На штурм з-да были брошены крупные силы Рады. 16(29 ) и17(30 ) янв. их атаки были отбиты. Арсенальцы совместно с солдатами 3-го авиапарка и понтонного батальона 16(29) янв. овладели неск. складами оружия, Печерской крепостью, взяли под контроль мосты через Днепр. 17-18(30-31 ) янв. красногвардейцы Подола, Шулявки, Демиевского р-на, Гл. ж.-д. мастерских, тесня контрреволюц. войска, продвигались к центру города. Восстание охватило весь Киев. Но 21 янв. (3 февр. ) в город вступили переброшенные с фронта " курени смерти" под командованием Петлюры, к-рые усилили " вольных казаков" и гайдамаков. Положение восставших резко ухудшилось; " Арсенал" был отрезан от города и подвергался сильному арт. обстрелу. После непрерывных 6-дневных боёв у осаждённых иссякли боеприпасы и продовольствие. 22 янв. (4 февр. ) по решению ревкома арсенальцы прекратили борьбу; часть их тайными ходами ушла с терр. з-да на соединение с сов. войсками. Ворвавшиеся на з-д петлюровцы жестоко расправились с восставшими, было расстреляно более 300 красногвардейцев. 26 янв. (8 февр. ) Красная Армия, подошедшая к Киеву, после упорных уличных боёв вместе с отрядами рабочих полностью очистила город от войск Центральной рады. В Киеве установилась Сов. власть. В январские дни восставшие киевляне потеряли до 1500 чел., 750 из них 4 февр. были с почестями похоронены в Мариинском парке. На площади перед " Арсеналом" сооружён памятник.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал