Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII. Драматический театр. Издавна на К. существовали индейские театрализованные представления, т
Издавна на К. существовали индейские театрализованные представления, т. н. ареито. После колонизации К. испанцами (16 в.) в частных домах Гаваны ставились пьесы исп. авторов, организовывались представления, связанные с католич. празднествами. С 17 в. спектакли устраивались и в провинциях (Матансасе и др.). В 1-й пол. 18 в. появилось первое произв. кубинского автора - " Принц-садовник, или Мнимый Клоридано" (приписывается С. Пите). В Гаване в театре " Колисео" (с 1803 наз. " Принсипаль"), наряду с операми и тонадильями, ставились пьесы преим. исп. драматургов. Основоположником нац. театра (нач. 19 в.) стал актёр и драматург Ф. Коваррубьяс, автор сайнете (пьес с музыкой и пением), сюжеты и образы к-рых были связаны с жизнью кубинского народа, В 1838 в Гаване открылся театр " Такой" - первое большое (св. 3 тыс. мест) театр, здание на К., где ставились драматич., а также оперные и балетные спектакли. Возникали театры в Сантьяго, Камагуэе, Сьенфуэгосе и др. городах. Однако нац. театр, иск-во находилось в упадке. Несмотря на то, что К. стала независимой (1902), театр по-прежнему испытывал влияние исп. культуры: ставилась исп. драматургия, на сцене выступали преим. исп. труппы. Процесс формирования нац. театр. иск-ва несколько активизировался с 1910; было создано театр. общество, пропагандировавшее кубинскую драматургию, издавались театр. журналы, организовывались новые труппы, в т. ч. театр " Куэва" (в 1936, Гавана), объединивший под рук. Л. А. Ба-ральта прогрессивных деятелей театра. В 1941 в Гаване была создана Академия драматич. иск-ва для подготовки актёров и режиссёров. В 1941 при Гаванском ун-те возникла театральная школа (" Семинар драматич. иск-ва"), способствовавшая формированию национальной режиссуры. В 40-50-е гг. появились значительные по тематике пьесы кубинских авторов - П. Альфонсо, К, Фелипе, В. Пиньеры, Р. Феррера и др. Однако национальный театр и драматургия не находили поддержки со стороны властей, отдававших предпочтение иностранным коллективам и драматургии. Театральные труппы и организации испытывали финансовые затруднения и прекращали деятельность. Развитие демократич. нац. театр. иск-ва стало возможно лишь после победы революции 1959. Театр стал достоянием народа, были созданы проф. и самодеятельные коллективы в провинциях, театры для детей и юношества. С программой обновления нац. иск-ва выступил Театр-студия (осн. в 1958 в Гаване), проводятся массовые театрализов. представления агитац. характера. С 1961 устраиваются фестивали рабоче-крест. театра, ежегодно организуются фестивали лат.-амер. театра. В 60 - нач. 70-х гг. в репертуар театров входят произв. классич. мировой драматургии, пьесы В. Пиньеры, X. Трианы, М. Регеры Саумеля, А. Эсто-рино, Р. Феррера, X. Р. Брене, Р. Кар-денаса, Э. Кинтеро и др. Работают в Гаване (1972): Нац. театр К. (с 1959) -организационный центр, осуществляющий общее руководство по созданию новой театр. культуры, Экспериментальный театр (осн. в 1961), Нац. кукольный театр (осн. в 1963), Дом театра (осн. в 1964), Нац. объединение театра для детей и юношества (осн. в 1966). Среди деятелей театра: В. Ревуэльта, Р. Ревуэльта, М. Асеведо, Р. Бланко, Н. Дорр. Илл. см. на вклейке, табл. XXVII (стр. 544-545). Лит.: [Санников О. К.], Театр, в кн.: Куба, 10 лет революции, М.. 1968; Freire N. G., Teatro cubano(1927 -1961), La Habana, 1961; Т о 1 6 n E. Т., G о n-zale z J. A., Historia del teatro en La Habana, Santa Clara, 1961; Leal R., El Teatro, Habana, 1968. И. В. Соболева.
|