Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 81 страница
Делегации МКП участвовали в междунар. Совещаниях коммунистич. и рабочих партий (1960, 1969, Москва), документы к-рых были одобрены на пленумах ЦК МКП. МКП строится на основе принципа демократич. централизма. Высший орган - съезд. На съезде избирается ЦК и ген. секретарь. Пленум ЦК избирает Политбюро ЦК МКП и Секретариат ЦК, к-рые руководят деятельностью партии в промежутках между съездами. Ген. секретарь ЦК МКП - А. Николя. ЦО - еженедельная газ. " Жюстис" (" Justice"), тео-ретич. орган - журн. " Аксьон" (" Action"). МАРТИНОВИЧ (Martinovics) Игнац (22.7.1755, Пешт, - 20.5.1795, Буда), один из руководителей венг. респ. движения 1794, философ-естествоиспытатель. Доктор теологии и философии. Проф. математики и естествознания в Будапеште, семинарии в Бродах, Лембергском (Львовском) ун-те. Последователь франц. философа-материалиста П. Гольбаха. Его материалистич. и атеистич. воззрения наиболее полно изложены в соч. " Философские мемуары" (1788). В 1790 опубл. брошюру, в к-рой призывал к свержению власти аристократии и духовенства. Первоначально был сторонником просвещённого абсолютизма, в борьбе против крепостников и клерикалов возлагал надежду на австр. имперское пр-во. После вступления на престол Франца I отказался от монархич. иллюзий, установил связь с радикальными представителями дворянской интеллигенции, стал гл. организатором и руководителем антиавстр. респ. движения венг. дворянских революционеров (см. Мартиновича заговор 1794). В июле 1794 арестован, затем предан суду и казнён И. Мартино-вич. Современная гравюра. " МАРТИНОВИЧА ЗАГОВОР 1794", термин, введённый бурж.-дворянской историографией для обозначения респ. движения венг. дворянских революционеров (т. н. якобинцев), возглавлявшегося И. Мартыновичем, И. Хайноци, Я. Лацковичем, Ф. Сентмаряй. Движение возникло под влиянием антифеод, волнений крестьян, антиавстр. выступлений дворянства и Великой франц. революции. Программа движения предусматривала создание путём вооруж. восстания независимой республики с двухпалатным парламентом, введение свободы печати, отмену феод, ограничений внутр. и внеш. торговли, превращение Венг. королевства в союз свободных наций, имеющих свои конституции. Из опасения оттолкнуть дворянство радикалы не выдвигали открыто крест, требований. Весной 1794 И. Мартинович создал тайные орг-ции: " Об-во реформаторов" и " Об-во свободы и равенства". В июле 1794 об-ва (числ. 200-300 чел.) были разгромлены полицией, 7 руководителей во главе с И. Мартиновичем казнены (май - июнь 1795). Источи.: A magyar jakobinusok iratai, t. 1 - 3, Bdpst, 1952-57. МАРТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1861, Меморандум словацкого народа (Memorandum slovenskeho naroda), требования, принятые 6-7 июня 1861 на собрании в г. Турчански-Свети-Мартин представителей от городов и деревень Словакии. Составлена при участии видных представителей словацкого нац. движения - Я. Францисци, Щ.Дакснера, В. Паулини-Тота, И. М. Турбина и др. М. д. 1861 требовала автономии путём выделения из Венг. королевства населённой словаками территории в особое " Словацкое околие", с собственными органами управления, введения употребления словацкого яз. в адм. учреждениях, школах и церкви, справедливого представительства словаков в венг. сейме и предоставления права создавать нац. культурно-просветит. и др. орг-ции, издавать газеты и журналы и т. д. М. д. была отвергнута правящим классом Венг. королевства. Лит.: Pfehled ceskoslovenskych dejin, dl2, sv. 1, Praha, 1960. МАРТИНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 1918, декларация Словацкого нац. совета (образован бурж. кругами в г. Турчански-Свети-Мартин, ныне г. Мартин) о вхождении Словакии в единое чехословацкое гос-во. Принята Словацким национальным советом 30 окт. 1918. Явилась результатом нар. движения, развернувшегося в Словакии под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России. Лит.: Greco M., Martinska deklaracia, 2 vyd., Bratislava, 1947. МАРТИНСОН Сергей Александрович [p. 25.1(6.2).1899, Петербург], русский советский актёр, нар. арт. РСФСР (1964). В 1923 окончил Ин-т сценич. иск-в (Ленинград), выступал в эстрадных коллективах. С 1924 играл в Москве в Театре им. Мейерхольда (Валериан - " Мандат" Эрдмана и др.), одновременно в Театре Революции (мистер Пикль - " Гоп-ля, мы живём! " Толлера, Карандышев - " Бесприданница" Островского). В эти же годы выступал в Моск. мюзикхолле, исполнил роль Скамейкина (" Под куполом цирка") и др. С 1945 в труппе Театра-студии киноактёра (ныне Центр. студия киноактёра). Играл здесь роли: Живновского (" Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), князя Костромского (" Дядюшкин сон" Достоевского), Харри-сона (" Опять премьера, или Укрощение строптивой" Тертера) и др. С 1924 снимается в кино, первая роль - Пуанкаре (" Похождения Октябрины"). Лучшие роли: парикмахер Соль (" Марионетки", 1934), композитор Керосинов (" Антон Иванович сердится", 1941), телеграфист Ять (" Свадьба", 1944), князь Костромской (" Дядюшкин сон", 1967). В фильмах " Новые похождения Швейка" (1943), " Третий удар" (1948) создал сатирич. образ Гитлера. Для иск-ва М., носящего в основном сатирич. характер, типичны приёмы эстрады и мюзик-холла, гипер-болич. заострённость, выразительность внешнего рисунка, склонность к пантомиме. Б. И. Зингерман. МАРТИНСОН (Martinson) Харри Эдмунд (р. 6.5.1904, Емсхёг, Блекинге), шведский писатель. Чл. Швед, академии (1949). Род. в семье моряка. Был матросом. Первый сб. стихов М.- " Призрачный корабль" (1929). Участник лит. группы " Пять молодых", провозгласившей принципы т. н. примитивизма (см. Швеция, раздел Литература). Для сб-ков " Природа" (1934), " Пассат" (1945), " Цикада" (1953), написанных преим. белым стихом, характерно стремление к филос. осмыслению природы. В сб. " Кочевник" (1931) и в книгах путевых зарисовок " Путешествия без цели" (1932) и " Кап, прощай" (1933), романе " Дорога в Кло-крике" (1948) М. развивает утопич. идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации. Опубл. автобиографические романы " Крапива цветёт" (1935, рус. пер. 1939) и " Путь в жизнь" (1936). К нач. 40-х гг. сложился пессимистич. взгляд М. на технич. прогресс, угрожающий, по его мнению, существованию человечества (поэма-антиутопия " Аниара", 1956). Соч.: Dikter, Stockh., 1961; Utsikt fran en grastuva, Stockh., 1963; Dikter om ljus och morker, Stockh., [1971]; в рус. пер.- Свободное воскресенье, в сб.: Шведская новелла XIX-XX вв., М., 1964. Лит.: Cederblad-Hansen С., Tio kvallar med Harry Martinson, Stockh., 1957; Wrede J., Sangen om Aniara. Studier i Harry Martinsons tankevarld, Helsingfors, 1965; Espmark K., Harry Martinson erovrar sitt sprak, [Stockh., 1970]. А. А. Мацевич. МАРТИНСОН (Martinson) Хельга Мария Mya (Moa) (2.11.1890, Эстерйётланд, - 5.8.1964, Сорунда), шведская писательница. Дочь текстильщицы. Первый роман М.- " Женщина и яблоня" (1933). На формирование её художеств, метода оказали влияние М. Горький, М. Андерсен-Нексё. В автобиографич. тетралогии " Мать выходит замуж" (1936, рус. пер. 1957), " Венчание" (1938), " Розы короля" (1939), " Я встречаю поэта" (1950) М. изобразила свою трудную молодость, полную лишений. Теме тяжёлой жизни трудящейся женщины посвящены роман " Сыновья Салли" (1934), серия исторических романов из жизни швед, крестьян 18-19 вв.: " Путь под звёздами" (1940), " Огненные лилии" (1941), " Праздник жизни" (1950). Автор сб-ков очерков и рассказов " За шведской стеной" (1944), " Любовь между войнами" (1947). В годы 2-й мировой войны 1939- 1945 М. занимала антифаш. позицию. Её творчество, содержащее социалистич. идеи, близко лит-ре т. н. статорской школы (см. в ст. Швеция, раздел Литература). Соч.: Du ar den.enda, Stockh.., 1952; Kvinnorna pa Kummelsjo, Stockh., 1955; Hem-ligheten, Stockh., 1959; в рус. пер.- Пеленка и цветок, в сб.: Рассказы скандинавских писателей, М., 1957; Восемь лет спустя, в сб.: Шведская новелла XIX-XX вв., М., 1964. Лит.: Лунгина Л., Глазами ребёнка [Ред.], " Иностранная литература", 1958, № 10; О 1 d b е г g R., Nutids forfattare, Stockh., 1949; Runnquist A., Arbetarskildrare. Fran Hedenvind till Fridell, Stockh., 1952. Е. А. Суриц. МАРТИНУ (Martinu) Богуслав (8.12. 1890, Поличка, Чехия, - 28.8.1959, Листаль, близ Базеля), чешский композитор и муз. деятель. Учился в Пражской консерватории игре на скрипке и органе (1906-12), совершенствовался там же в Школе высшего мастерства у И. Сука (1922-23), затем 1 год - у А. Русселя в Париже. В 1923-40 жил во Франции, Италии, Швейцарии, не порывая связей с родиной (с 1931 чл. Чеш. академии искусств); с 1941 - в США, преподавал композицию в Принстонском ун-те. Творчество М. очень разнообразно по жанрам и муз. языку. Проявляя высокое мастерство композиторской техники, М. органично сочетал традиции А. Дворжака и И. Сука с нек-рыми приёмами франц. импрессионизма и антиромантич. тенденциями А. Онеггера, а также ритмич. изобретательностью И.Ф.Стравинского. М.- один из ведущих чеш. композиторов 20 в. Для его стиля характерны широко развитая полифоничность фактуры; сдержанная мужественность, ритмич. острота, элементы юмора. В произв. 1940-х- 1950-х гг. усилился нац. колорит, появились настроения глубокого раздумья, суровый драматизм (патриотич. произв. " Память Лидице", 1943). Им написаны 13 опер (в т. ч. " Жюльетта", 1938; " Ариадна", 1958), 10 балетов (в т. ч. " Мятеж", 1925; " Суд Париса", 1935), 6 симфоний и др. симф. произв., концерты с оркестром, 6 струнных квартетов и др. камерные ансамбли, вокальные соч., фп. пьесы. Соч.: 1938-1945, Praha, 1947; Domov, hudba, a svet, Praha, 1966. Лит.: Safranek М., В. Martinu. 2ivpt a dilo, Praha, 1961; M a r t i n u С h., Muj zivot s Bohuslavem Martinu, Praha, 1971. МАРТИТ (от лат. Mars - алхимич. название железа), минеральное вещество, продукт превращения магнетита F е3О4 в гематит Fe2O3. Кристаллы и кристал-лич. зёрна магнетита, превратившиеся в М., обычно замещены, при сохранении их формы, тонкоагрегатным гематитом и показывают характерные физич. свойства последнего. Образование М. происходит в процессе окисления магнетита как в зоне коры выветривания, так и в глубинных условиях при повышении окислит, потенциала гидротермальных растворов вокруг ранее выделившегося магнетита. Мартитовые руды являются высокосортными жел. рудами. См. Железные руды. МАРТОВ Л. (наст. фам. и имя - Ц е д е р б а у м Юлий Осипович) (24.11. 1873, Константинополь, - 4.4.1923, Берлин), русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Род. в семье купца. Студентом Петерб. ун-та вступил в революц. кружок, в 1892 арестован и выслан в Вильно (ныне Вильнюс). В 1895 участвовал в создании Петербургского " Союзе борьбы за освобождение рабочего класса*. В 1896 арестован и выслан в Туруханск Енисейской губ. В 1899 присоединился к " Протесту российских социал-демократов", написанному В. И. Лениным против " экономизма". В 1900 входил в инициативную группу по подготовке издания " Искры", в 1901 эмигрировал и стал одним из редакторов " Искры" и " Зари". На 2-м съезде РСДРП (1903) выступил против ленинского организац. плана построения партии. В 1905 чл. Петерб. совета. С 1907 в эмиграции; делегат 5-го (Лондонского) съезда РСДРП, в годы реакции 1908-10 ликвидатор, участвовал в организации Августовского антипартийного блока (1912). Во время 1-й мировой войны 1914-18 центрист. Участвовал в Цим-мервальдской (1915) и Кинтальской(1916) конференциях. Вернувшись в 1917 в Россию, занимал " левую" позицию в меньшевистской партии. На 2-м Всеросс. съезде Советов выступил с соглашательским предложением об образовании пр-ва из всех социалистич. партий. После победы Окт. революции 1917 выступил против ареста участников контрреволюц. заговоров, закрытия реакц. бурж. газет, роспуска Учредит, собрания и т. д. Делегат (от меньшевистской партии) 7-го Всеросс. съезда Советов (1919), избран чл. ВЦИК, в 1919-20 депутат Моссовета. В сент. 1920 уехал за границу. Один из организаторов " Интернационала 241-го", основал и редактировал антикоммунистич. орган меньшевиков " Социалистический вестник". Автор и редактор ряда работ по истории с.-д. движения в России, в к-рых отразился его отход от революц. марксизма. Р.А.Лавров. МАРТОВИЧ Лесь (Алексей Семёнович) [31.1(12.2).1871, с. Торговица, ныне Городенковского р-на Ивано-Франковской обл., - 29.12.1915 (11.1. 1916), с. Погориско, ныне Нестеровского р-на Львовской обл.], украинский писатель и общественный деятель. Родился в семье писаря. Высшее юридическое образование получил экстерном. С 1895 занимался адвокатской практикой в сёлах Галиции (тогда входила в Австро-Венгрию), вёл обществ.-просветит, деятельность. В 1897-98 ред. газ. " Громадський голос" (" Голос общины"). Демократ по убеждениям, он сочувственно относился к освободит, борьбе трудящихся и к науч. социализму. Печатался с 1889. Успех ему принёс социально-психологич. рассказ " Мужицкая смерть" (1898). С появлением сб-ков " Нечитальник" (1900), " Хитрый Панько и другие рассказы" (1903), " Подарок Стрибога и другие рассказы" (1905) М. занял место в одном ряду с крупнейшими западноукр. новеллистами В. Стефаником и Марко Черемшиной, был выразителем дум трудового крестьянства, его стремлений к свободе. В сатирич. повести " Суеверие" (1911, опубл. 1917) подверг осмеянию нравы мещанства, бурж. интеллигенции. Выступал как публицист, опубл. в г. Ко-ломые революц. прокламацию " На Первое мая 1893 г. Карл Маркс". Соч. М. переведены на мн. языки. Соч.: Твори, К., 1954; За межу. Оповiдання, К., 1968; Забобон, К., 1971; в рус. пер.- Избр. произведения, М., 1951; Подарок Стрибога, М., 1971. Лит.: Лесин В., Лесь Мартович (1871 - 1916), К., 1963; iсторiя украiнськоi литератури у 8 тт., т. 5, К., 1968; П о г р е б е н н и к Ф. П., Лесь Мартович. Життя i творчiсть, К., 1971; Кравченко 6. 6., Лесь Мартович. Бiблioграфiчный покажчик, Львав, 1968. А. Е. Засенко. МАРТОВСКИЕ БОИ 1921 в Германии, развернулись в связи с действиями пр-ва, по распоряжению к-рого были введены войска на ряд предприятий среднегерманского пром. р-на, где большим влиянием пользовались коммунисты. Целью правящих кругов было помешать дальнейшему росту авторитета КПГ и спровоцировать революц. рабочих на преждеврем. вооруж. выступление. С 23 марта по 1 апр. рабочие вели оборонит, бои, мужественно сопротивляясь правительств, войскам. Однако превосходство последних было слишком велико. К тому же рабочие Ср. Германии оказались изолированными, т. к. пр-ву удалось в основном ликвидировать движение солидарности, развернувшееся в др. р-нах страны. Выступление рабочих Ср. Германии было жестоко подавлено. После М. б. 1921 был отстранён от руководства КПГ и исключён из партии П. Леви, к-рый, занимая правооппортунистич. позицию, расценил оборонит, борьбу пролетариата как " путч". Лит.: Ленин В. И., Речь в защиту тактики Коммунистического Интернационала (на III конгрессе Коммунистического Интернационала), Поли. собр. соч., 5 изд., т. 44; Рябов Ю. М., Борьба Объединенной коммунистической партии Германии за единство действий рабочего класса и уроки мартовских революционных боев, [М.], 1964; Gоtsche О., Die Marzaktion 1921 in Mitteldeutschland und ihre historische Bedeutung, В., 1956. Л. И. Гинцберг. МАРТОВСКИЕ ИДЫ, по др.-рим. календарю 15 марта. Эта дата получила известность в истории, т. к. в этот день в 44 до н. э. произошло убийство Юлия Цезаря. Заговорщики (организаторами были Г. Кассии, М. Брут, Д. Брут и др.), опасаясь усиления монархич. устремлений Цезаря, убили его в здании курии Помпея (Рим) в день заседания сената. МАРТОВСКИЕ СТАТЬИ 1654, " Статьи Войска Запорожского", " Статьи Богдана Хмельницкого", акт, юридически оформивший автономное положение Украины в составе Росс, государства после её воссоединения с Россией. Богдан Хмельницкий от имени Войска Запорожского направил царю Алексею Михайловичу письмо, содержавшее ряд пунктов или статей, и просил их утвердить. Статьи были утверждены 21 марта 1654. М. с. подтвердили выборность гетмана, сословные права укр. старшины, казаков, духовенства, горожан, определили размер жалованья представителям высшей войсковой старшины. Гетман и старшина имели право принимать и отпускать иностр. послов (исключая послов Польши и Турции) при условии, что они прибыли " о добрых делах", сообщая о содержании переговоров рус. пр-ву. М. с. предусматривали вступление России в войну с Польшей, а также организацию совместной обороны против нападений крымских татар. М. с. рус. пр-во дополнило 27 марта 1654 грамотами " О правах и вольностях Войска Запорожского", правах православной укр. шляхты. М. с. сохраняли силу до сер. 18 в. Лит.: Акты Южной и Западной России, т. 10, СПБ, 1878, № 8, XI, с. 445-52; № 8, XXI, с. 489 - 502; Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы, т. 3, М., 1954, №245; Голобуцкий В., Дипломатическая история освободительной войны украинского народа 1648 -1654 гг., К., 1962. В. И. Буганов. МАРТОВСКОЕ ВОССТАНИЕ В КОРЕЕ 1919, народное антиимпериалистич. выступление, направленное против господства в стране япон. империалистов. Явилось кульминац. пунктом революц. подъёма, начавшегося в Корее в 1918 под непосредственным влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России. Рабочий класс был малочислен и не имел революц. орг-ции. Нац. буржуазия стремилась придать движению петиционный характер. Её представители составили декларацию с требованием независимости Кореи, к-рую послали в япон. парламент, ген.-губернатору Кореи и Парижской мирной конференции 1919-20, а также обратились с просьбой о помощи к США. В поддержку декларации бурж. националисты 1 марта 1919 провели в Сеуле демонстрацию. Многолюдные демонстрации происходили 1 марта и в последующие дни в Пхеньяне, Синыйджу, Чинджу и др. городах. Большую роль в их организации играли учащиеся. Одновременно вспыхнули забастовки рабочих. Япон. власти начали репрессии, что вызвало возмущение народа, и мирные демонстрации стали стихийно перерастать в вооруж. восстание. Его главными очагами были Пхеньян, Сеул, Синыйджу, а также сел. районы. Осн. массу повстанцев составляли крестьяне, активное участие в антияпон. борьбе принял молодой пролетариат. Со 2-й пол. марта восстанием было охвачено 211 из 218 уездов страны. Выступления продолжались и в апреле. Общее число участников движения 1919 составило св. 2 млн. чел. На его подавление япон. власти бросили войска и полицию. К концу апреля восстание было жестоко подавлено. Отказавшись даже поставить на обсуждение Парижской мирной конференции кор. вопрос, представители США и др. империалистич. гос-в фактически солидаризировались с япон. колонизаторами. Лит.: Ш а б ш и н а Ф. И., Народное восстание 1919 в Корее, 2 изд., М., 1958. Ф. И. Шабшина. МАРТОНН (Martonne) Эмманюэль де (1.4.1873, Шабри, -25.7.1955, Со), французский географ, представитель французской школы " географии человека", чл. Парижской АН (1942). Проф. Сорбонны (с 1909). В 1938-52 президент Междунар. геогр. союза (с 1952 его почётный президент). Почётный чл. Геогр. об-ва СССР (с 1933). Проводил полевые исследования во Франции, Румынии и др. странах Европы, а также в Сев. Африке, Сев. и Юж. Америке. Внёс значит, вклад в исследование основ физич. географии, геоморфологии, классификации климатов, а также в физико-географич. странове-дение. Осн. труды по общей и региональ-ной физич. географии. Соч.: Les regions geographiques de la France, P., 1921; в рус. пер.- Основы физи-ческой географии, т. 1-3, М.- Л., 1939- 1945; Центральная Европа, М., 1938; Физи-ческая география Франции, М., 1950; Аэро-география, М., 1950. МАРТОС Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской обл. УССР, - 5(17).4. 1835, Петербург], русский скульптор, Род. в семье мелкопоместного укр. дворянина. Учился в петерб. АХ (1764 - 73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773 - 79), где изучал и копировал произведения антич. скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба - мрамор, Третьяковская гал.), уже в нач. 1780-х гг. выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражд. пафос, идеальную воз-вышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская гал.; М. П. Собакиной, илл. см. т. 12, табл. XXVII, стр. 336-337; оба - мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеч. фигуру от скульпт. фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н.И.Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792; оба - мрамор Музей гор скульптуры, Ленинград) Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включённым в неё барельефным медальоном-портретом умершего, М. всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с нач. 1790-х гг. сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй к-рого усложняется и порою даже драматизируется. Произв. М. зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архит. средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с нач. 1800-х гг. определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить антич. идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей гор. скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, " Мавзолей", Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804 - 1818), к-рый был сооружён по обществ, инициативе. В нём М. с убедит, силой передал патриотич. подъём рус. народа, вновь проявившийся во время Отечеств. войны 1812. Скульпт. группа обладает болыпой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматич. развитием действия; первоначально поставл. напротив Кремлёвской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространств, связь с ансамблем Красной площади: призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823-28), несущего в себе мн. черты позднего творчества М., в к-ром становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщённости форм и в то же время к мелочности в деталях (пам. Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828 - 31). М. известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя " Актеон" для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801; рельеф " Истечение Моисеем воды в пустыне на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804 - 07). Преподавал в петерб. АХ (1779-1835; с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование мн. рус. скульпторов 1-й трети 19 в. И. П. Мартос. Лит.: Ковалевская Н., Мартос, М.- Л., 1938; А л патов М. В., Мартос, в кн Русское искусство 18 в М., 1958. МАРТУНИ, посёлок гор. типа, центр Мартунинского р-на Нагорно-Карабахской АО (в составе Азерб. ССР). Расположен на вост. склонах Карабахского хр., в 41 км к В. от Степанакерта и в 60 км к С.-З. от ж.-д. ст. Горадиз (на линии Баку - Джульфа). З-ды по обработке винеграда, маслосыродельный. МАРТЫ ПРИНЦЕССЫ БЕРЕГ (Prin-cess Martha Coast), зап. часть побережья Земли Королевы Мод (Вост. Антарк-тида), примерно между 20° з. д. и 5° в. д. Представляет собой преим. зону шельфовых ледников шир. до 200 км, примыкающую на Ю. к материковому ледниковому покрову. В 1950-51 на М.п.Б. действова-ла науч. станция британско-норвежско-шведской экспедиции Модхейм, в1957 - 61 норв. станция Норвегия, с 1962 существует станция ЮАР - САНАЭ. В вост. части значит, исследования выполнены участниками сов. антарктич. экспедиций. Беpeг открыт 28 января 1820 участниками рус. антарктич. экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, впервые увидевшими антарктич. материк в этом р-не. В 1930-х гг. берег был вновь усмотрен норв. экспедицией Я. Рисер-Ларсена и назван именем норв. принцессы. МАРТЫНОВ Александр Евстафьевич [8(20). 7. 1816, Петербург, - 16 (28). 8. 1860, Харьков], русский актёр. Один из основоположников рус. школы сценич. реализма. Род. в бедной семье. Воспитывался в Петерб. театр, уч-ще (1827 - 1835), сначала в балетном классе у Ш. Дидло, затем в драматич. классе у П. А. Каратыгина. На сцене начал выступать будучи учеником. В 1836 зачислен в труппу Александрийского театра. Исполняя множество ролей в водевилях, М. проявил виртуозную способность к перевоплощению, мастерство мимики, жеста, движения. Уже в этот период М. искал пути к созданию реалистич. образов. Актёр-демократ, близкий в своём творчестве устремлениям " натуральной школы" рус. литературы 40-х гг., он стремился в каждом персонаже отыскивать живые человеческие черты, раскрывать сложность душевного мира, показывать обиды и страдания маленького человека. В. Г. Белинский первый из критиков заметил огромное дарование М. и постоянно помогал ему советами. Особенно отмечал Белинский исполнение М. роли Синичкина в водевиле " Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского (1840). Социально обличительное, сатирич. надравление в иск-Ве М. получило яркое раскрытие в пьесах Н. В. Гоголя - образ Хлестакова (" Ревизор", 1843) и др. Новый период творчества М. связан с его выступлениями в пьесах И.С.Тургенева и д. Н. Островского. Роль Мошкина (" Холостяк" Тургенева, 1859) - одно из крупнейших достижений психологич. реализма на рус. сцене. Яркий след в истории рус. театра оставило исполнение М. роли Тихона (" Гроза" Островского, 1859), к-рого артист играл как человека, загубленного жестоким домостроевским режимом. М. исполнил св. 600 ролей: от остросатирического, иногда пародийно-гротескного комизма актёр переходил к подлинной трагедии. Его игра была основана на глубокой искреннести и художеств, простоте. Похороны М. в Петербурге (он умер от туберкулёза) превратились в многотысячную демонстрацию. Деятельность М. озиаменовала качественно новый этап в истории рус. театра, связанный с борьбой революционных демократов В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского за эстетику сценического реализма. А.Е.Мартынов. Л. Н. Мартынов. Лит.: Б р ян с кий A.M., A. E. Мартынов - Л 1946° Альтшуллер А., ' А. Е. Мартынов, Л.- М., 1959. МАРТЫНОВ Алексей Васильевич [12(24).6.1868, дер. Слободка, ныне Рязанской обл., - 24.1.1934, Москва], советский хирург, засл. деят. науки РСФСР (1933). В 1891 окончил мед. ф-т Моск. ун-та. Работал под рук. А. А. Боброва. С 1904 проф. кафедры хирургич. патологии Харьковского ун-та, с 1910 директор госпитальной хирургич. клиники Моск. ун-та. Осн. труды по актуальным проблемам хирургии печени, жёлчных путей, щитовидной железы. Занимался также вопросами оперативного лечения грыж и облитерирующего эндартериита, патологии поджелудочной железы, изменений крови и общего состояния больного в послеоперационный период. Чл.-учредитель, чл. правления и пред. Об-ва российских хирургов. Основал и редактировал ч Русское хирургическое обозрение" (1902-06), " Ежегодник русской медицинской печати" (т. 1-2, 1912- 1914). Создал крупную школу хирургов (В. Р. Брайцев, И. Г. Руфанов, С. Д. Тер-новский, Р. М. Фронштейн, А. Н. Шабанов и др.).
|