Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые проблемы современной медицины 13 страница






М. э. с. капиталистич. стран развивалось от простых форм обмена, торговли до создания на этапе империализма сложной и разносторонней системы междунар. производств, связей между отд. монополиями и монополистич. союзами (междунар. картели, синдикаты, концерны и пр.), экономич. межгос. объединений (см. Интеграция экономическая). Сложилось и развивается капиталистич. разделение труда, тесно связанное с мировым капиталистическим рынком. М. э. с. в рамках капиталистич. системы х-ва осуществляется в условиях ожесточённой конкуренции между монополиями и странами, углубления непримиримых противоречий, усиления действия закона неравномерности экономич. и политич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма, сужения сферы влияния империализма и роста мировой социалистич. системы.

В период общего кризиса капитализма, когда мир расколот на две противоположные системы - социализм и капитализм, к-рые развиваются в соответствии с присущими каждой из них объективными экономич. законами, одновременно существуют, т. е. сосуществуют, две мировые системы. Период сосуществования двух мировых систем представляет собой целую ист. эпоху, содержанием к-рой является переход от капитализма к социализму путём постепенного отпадения от капиталистич. системы новых стран и перехода их на социалистич. путь развития.

Мирное сосуществование и экономич. соревнование двух мировых систем не снимает классовых, идеологич. противоречий социализма и капитализма, к-рые непримиримы, но это не служит препятствием на пути развития М. э. с. гос-в с различным социальным строем. КПСС в своей политике исходит из необходимости всемерного развития широких и прочных долговременных экономич. связей Сов. Союза и др. социалистич. стран со странами капиталистич. системы, что должно стать гарантией прочного и длительного мира на планете.

М. э. с. включает внешнюю торговлю, кредитные отношения, кооперирование и сотрудничество стран в области освоения природных ресурсов, компенсационные сделки, а также широкое научно-технич. сотрудничество: торговлю лицензиями на произ-во продукции и техно-логич. методы, совместные науч. разработки, осуществление крупных технич. проектов, стр-во предприятий, сооружений и др. объектов, геологоразведочные работы, подготовку нац. кадров и т. п.

В годы после 2-й мировой войны 1939- 1945 внешняя торговля капиталистич. стран развивается темпами, превышающими примерно в полтора раза темпы роста их пром. произ-ва. Это свидетельствует об ускорении процессов специализации и углубления разделения труда особенно между развитыми капиталистич. странами. В социалистич. странах-членах Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) внешнеторг. оборот также опережает рост пром. продукции. Только за 1971-72 оборот внешней торговли вырос в СССР на 17 %, в Болгарии и Венгрии - на 23, в Румынии - на 26, в Польше - на 33% при общем росте пром. продукции этих стран на 15, 4%. Ещё быстрее рос в этих странах товарооборот продукции машиностроения (на 28%) и изделий лёгкой пром-сти (на 26, 5%).

СССР торгует со 110 странами мира (1972), сумма внешнеторг. оборота в 1973 достигла 30, 3 млрд. руб., из к-рых 16, 5 млрд. руб. приходилось на страны - члены СЭВ. Углубление социалистич. интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая) открывает новые перспективы экономич. сотрудничества социалистич. стран. СССР быстро развивает внешнюю торговлю и с развитыми капиталистич. странами. Так, за 1947-72 товарооборот с ними вырос в 12 раз и достиг 5, 9 млрд. руб. В 1972 товарооборот с ФРГ составил 827 млн. руб., с Японией - 816 млн., с Финляндией - 602 млн., с Великобританией, Францией и США - более 500 млн. руб. с каждой. Громадный рост пром.-экономич. потенциала СССР, активность в заключении долговременных торгово-экономич. соглашений с США, ФРГ, Францией, Японией, Италией и др., смягчение междунар. напряжённости благодаря усилиям Сов. Союза и стран социалистич. содружества открывают перспективы дальнейшего быстрого роста внешней торговли с этими странами. Увеличивается внешнеторг. оборот СССР с развивающимися странами: за 1947-72 он вырос в 35 раз н достиг 3, 35 млрд. руб.

Расширению внешней торговли и др. экономич. связей способствует развитие кредита международного. СССР имеет кредитные соглашения с мн. странами, прежде всего социалистическими и развивающимися. При его технич. содействии строятся 2765 предприятий, сооружений я др. объектов, из к-рых 1898 находятся в социалистич. и 858 в развивающихся странах. Из них на 1 янв. 1973 введено в действие 1680 объектов, в т. ч. 1263 в социалистич. и 412 в развивающихся странах. Сов. Союз предоставляет кредиты фирмам и банкам развитых капиталистич. стран. Он участвует в строительстве крупного металлургич. комбината во Франции и кредитует свои поставки машин и оборудования для него. В то же время Сов. Союз заинтересован в получении крупных долгосрочных кредитов у развитых капиталистич. стран, в частности для более быстрого вовлечения в хоз. оборот природных ресурсов Сибири и Д. Востока, модернизации пром-сти и с. х-ва на совр. технич. уровне. Выигрыш от таких сделок получают и капиталистич. страны: находят выгодное приложение их свободные ден. ресурсы, оплата кредитов будет производиться продукцией, в которой заинтересована данная страна (газ, нефть, металлы и др.), повысится занятость населения и т. д.

Важной формой М. э.с. является кооперация двух или более стран в сооружении предприятий и объектов для освоения и эксплуатации природных ресурсов. Сов. Союз развивает такую кооперацию на двух- и многосторонней основе с социалистич. странами, заинтересованными в получении сов. топливно-энергетич., горнорудных и лесных ресурсов, привлекая их капитальные вложения, и участвует своими капиталовложениями в такой кооперации как в др. социалистических, так и в развивающихся странах. Сотрудничество в создании пром. комплексов на территории Сов. Союза на двухсторонней основе осуществляется на базе соглашений с ФРГ, Японией, Францией, Финляндией, а также с США.

Всё шире развивается и такая форма М. э. с., как компенсационные сделки: получив кредит и закупив соответствующее оборудование и технологию у страны-кредитора, СССР сооружаетпредприятие для выпуска определённой, интересующей обе стороны продукции и расплачивается ею за кредит. Сов. Союз, в свою очередь, участвует в сооружении объектов в др. странах на основе компенсации кредита и технич. помощи продукцией данного предприятия, заключает долгосрочные (на 5, 10 и более лет) соглашения о сотрудничестве в освоении природных ресурсов этих стран на компенсационной основе.

Ускорение научно-технич. прогресса, рост масштабов произ-ва и задачи дальнейшего развития сов. экономики требуют ускоренной модернизации мн. предприятий и даже целых отраслей. Это открывает большие возможности для развития такой формы М. э. с., как научно-технич. сотрудничество. СССР расширяет научно-технич. связи прежде всего со странами - членами СЭВ. Огромную помощь он оказывает развивающимся странам. На базе научно-технич. достижений Сов. Союза построены сотни совр. предприятий и др. производств, объектов за рубежом, переданы десятки тысяч комплектов технич. документации, лицензий, проектов и т. п. Продажа и покупка лицензий на выпуск машин, приборов, оборудования, на технологию произ-ва сырья и материалов приобретает значит, размах и в экономич. связях с развитыми капиталистич. странами. Фирмы США, ФРГ, Японии, Франции и др. стран заинтересованы в покупке лицензий в СССР. В свою очередь, Сов. Союз покупает всё больше лицензий у этих стран. Это свидетельствует о высоком уровне сов. техники, двигающей вперёд мировую технич. мысль и способной использовать у себя новейшие достижения др. стран в области научно-технич. прогресса.

Сов. наука занимает авангардные позиции во мн. областях. Это способствует развитию сотрудничества в форме совместных науч. разработок и исследований (совместное исследование космоса, Мирового океана, недр Земли и т. п.), совместного решения технич. задач по произ-ву оборудования, аппаратуры, прогрессивной технологии, обмена науч. информацией и т. д.

Использование различных форм М. э. с. позволяет Сов. Союзу и др. странам социалистич. содружества практически реализовать экономический эффект от специализации и кооперирования в масштабах социалистич. разделения труда и всемирного разделения труда, быстрее вовлекать в хоз. оборот новые природные ресурсы, ускорять развитие экономики каждой страны. Значит, рост произ-ва экспортной продукции высокого качества в социалистич. странах позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке с известными фирмами капиталистич. стран, расширять продажу товаров и приток иностр. валюты, повышать общий уровень качества продукции в стране, увеличивать её выпуск и на этой основе быстрее и полнее решать гл. задачу - подъём материального и культурного уровня жизни народа.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3, гл. 1; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, гл. 2-4, там же, т. 27; его же, Тезисы банковой политики, там же, т. 36; его ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; О международной деятельности ЦК КПСС по осуществлению решений XXIV съезда партии. Постановление Пленума ЦК КПСС, принятое 27 апреля 1973 года, " Партийная жизнь", 1973, № 9; Внешняя торговля СССР за 1971 год. Статистический o6j зор, М., 1972; Внешнеэкономические связи СССР за 50 лет. Материалы юбилейной научной конференции НИКИ, ВАВТ и МГИМО 19-21 сентября 1967 г.. г. Москва, [М., 1967]; Мировая социалистическая система хозяйства, т. 3, М., 1967; Кредитно-денежная система СССР, М., 1967; КапелинскпйЮ. Н., Торговля СССР с капиталистическими странами после второй мировой войны, М., 1970; Красавина Л. Н., Новые явления в денежно-кредитной системе капитализма. На материалах Франции, М., 1971; Смирнов А. М., Международные расчёты и кредитные отношения во внешней торговле СССР, М., 1953. Б. С. Сурганов.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО - МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, объединения междунар. монополий, созданные на базе межгосударственных соглашений. М. г.-м.о. возникли после 2-й мировой войны 1939- 1945 и представляют собой новую форму экономич. раздела мира между крупнейшими монополиями. Первым таким объединением явилось Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Оно было образовано в 1951 шестью странами: ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Это означало ликвидацию таможенных пошлин для товаров угольной и металлургич. пром-сти между шестью странами и создание для этих товаров общего рынка. Теми же странами было принято решение об организации Европейского экономического сообщества (ЕЭС, " Общего рынка"); договор об учреждении ЕЭС подписан в 1957 и вступил в силу с 1 янв. 1958. Одновременно был подписан договор об учреждении Евратома - Европейского сообщества по атомной энергии.

Процесс интеграции стран Зап. Европы ведёт к образованию нового мощного экономич. объединения, обладающего рядом существ, преимуществ перед конкурентами. В капиталистич. мире ему противостоят два др. центра мирового капитализма: США и Япония. Между этими тремя центрами обостряется экономич. и политич. конкурентная борьба. Т. о., возникновение и развитие М. г.-м.о. явилось причиной порождения новых форм межимпериалистич. противоречий. Образование М. г.-м. о. дало мощный толчок частномонополистич. интеграции. Уже через 5 лет после создания ЕЭС было зарегистрировано более 40 тыс. картельных соглашений между монополиями стран " Общего рынка" -. Монополии каждой страны ищут поддержки у своего пр-ва, что вызывает усиление вмешательства гос-ва в экономику. Процесс слияния крупных компаний в ФРГ и Франции, происходивший после организации " Общего рынка", является результатом конкурентной борьбы франц. и зап.-герм, монополий. За первые 5 лет существования ЕЭС произошло 433 слияния крупных компаний во Франции, 189 - в ФРГ, 378- в Италии и странах Бенилюкса. На смену старым формам пришли новые способы отвоёвывания у конкурентов рынков сбыта, источников сырья, рабочей силы путём концентрации и централизации капитала и наращивания т. о. экономич. силы, позволяющей широко использовать достижения науки и снижать издержки произ-ва. Всё это облегчает поглощение крупными монополиями не только мелких и средних, но и крупных компаний. Соединение в М. г.-м. о. двух противоречащих друг другу начал концентрации и конкуренции противопоставляет интересы крупнейших монополий интересам мелких и средних предпринимателей, порождая острые противоречия между ними.

Лит.: Л е н н н В. И., Критические заметки по национальному вопросу, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 24; его ж е, О лозунге Соединенных Штатов Европы, там же, т. 26; его ж е, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; Документы Международного Совещания коммунистических и рабочих партий, Москва, 5 -17 июня 1969г., М., 1969, с. 3-45; " Общий рынок" и рабочий класс, М., 1960; Чумаков М. П., Финансово-валютные противоречия " Общего рынка", М., 1967; Проблемы современного империализма, М., 1968, гл. 4. Г. П. Солюс.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНГРЕССЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ (СИАМ; Congres Internationaux d'Architecture Moderne, CIAM), международное объединение архитекторов. Осн. в 1928. СИАМ выступал против консерватизма и эклектичности академии, архит. школ того времени и призывал к внедрению принципов " новой архитектуры" на основе достижений науки и техники 20 в. (требования СИАМ были изложены в т. н. Афинской хартии, 1933, опубликована в 1943). Идейно-теоретич. лидерами СИАМ были арх. Ле Корбюзье (Франция), Э. Май (Германия), X. Л. Серт (Испания), В. Гропиус (Германия), 3. Гидион (Швейцария). После 1959 СИАМ прекратил существование.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ " ЗА УКРЕПЛЕНИЕ МИРА МЕЖДУ НАРОДАМИ", почётные награды, присуждаемые гражданам любой страны, независимо от их политич. взглядов, партийной принадлежности, религиозных убеждений и расовых различий, за выдающиеся заслуги в борьбе за мир между народами. Учреждены как Междунар. Сталинские пр. " За укрепление мира и дружбы между народами" Указом Президиума Верх. Совета СССР от 20 дек. 1949 и переименованы в Междунар. Ленинские пр. " За укрепление мира между народами" Указом Президиума Верх. Совета СССР от 6 сент. 1956. Присуждаются Комитетом по Междунар. Ленинским премиям " За укрепление мира между народами", образуемым Президиумом Верх. Совета СССР в составе председателя (с 1950 акад. Д. В. Скобельцын) и 14 членов - обществ, деятелей Сов. Союза и представителей демократич. сил др. стран, активно отстаивающих дело мира между народами. Право выдвижения кандидатов на соискание Междунар. Ленинских премий предоставлено междунар. и нац. демократич. орг-циям (профсоюзным, кооперативным, женским, молодёжным и др.), науч. учреждениям и уч. заведениям, ассоциациям деятелей науки, культуры и искусства и персонально членам Комитета по Междунар. Ленинским премиям.

В соответствии с Указом Президиума Верх. Совета СССР от 8 марта 1961 Комитету по Междунар. Ленинским премиям предоставлено право ежегодно присуждать до 5 премий. Лицам, к-рым присуждается премия, вручаются диплом лауреата Междунар. Ленинской премии, золотая нагрудная медаль с изображением В. И. Ленина и денежная премия в размере 25 тыс. руб.

Постановления Комитета о присуждении Междунар. Ленинских премий за истекший календарный год публикуются 1 мая.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, организации, созданные на основе междунар. соглашений для осуществления и хранения основных единиц физич. величин и для достижения междунар. единства мер. В области метрологии, измерит, техники и приборостроения имеется (1973) 3 М. м. о.: орг-ция стран - членов Метрической конвенции (1875), Междунар. орг-ция законодат. метрологии (1956) и Междунар. конфедерация по измерит, технике и приборостроению (1958). Сов. Союз состоит членом двух первых орг-ций и принимает активное участие в их деятельности. Членом третьей организации является научно-технич. общество (НТО) Министерства приборостроения СССР.

В соответствии с метрической конвенцией не реже 1 раза в 6 лет созываются Генеральные конференции по мерам и весам, принимающие решения по совершенствованию метрической системы мер. Эти решения подготавливает Междунар. комитет мер и весов, состоящий из представителей 18 стран. При комитете действует 7 консультативных комитетов: а) по единицам, о) по определению метра, в) по определению секунды, г) по термометрии, д) по электричеству, е) по фотометрии и ж) по эталонам для измерения ионизирующих излучений. Сессии комитета созываются не реже 1 раза в 2 года.

Междунар. бюро мер и весов (Bureau International des Poids et Mesures-BIPM), находящееся в Севре (близ Парижа), является науч. учреждением, в к-ром хранятся междунар. эталоны основных единиц и выполняются междунар. метрологии, работы, связанные с разработкой и хранением междунар. эталонов и сличением нац. эталонов с международными и между собой.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ; L' Organisation Internationale de Metrologie legale - OIML), насчитывает 37 стран-членов и 8 стран-корреспондентов (1972). В задачи этой орг-ции входят создание центра документации и информации о нац. метрологич. службах и унификация метрологич. правил, устанавливаемых и контролируемых правительств, органами. В рамках МОЗМ существует Междунар. бюро законодат. метрологии (Париж). Его деятельностью руководит Междунар. комитет законодат. метрологии. Междунар. конференции по законодат. метрологии созываются не реже 1 раза в 6 лет.

Междунар. конфедерация по измерит, технике и приборостроению (ИМЕКО; International Measurement Confederation) объединяет 19 нац. научно-технич. обществ по измерит, технике и приборостроению (1972).

Конфедерацией регулярно (1 раз в 3 года) созываются междунар. конгрессы по измерит, технике и приборостроению. В промежутках между конгрессами проводятся симпозиумы по отдельным проблемам метрологии, измерит, техники, технологии приборостроения. Генеральный комитет ИМЕКО, ответственный за организац. работу, находится в Венгрии.

В рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) организовано научно-технич. сотрудничество социалистич. стран в области метрологии. При постоянной комиссии СЭВ по стандартизации в 1971 создана секция метрологии, призванная руководить работами по сличению нац. эталонов, созданию единой системы эталонов СЭВ на основе Международной системы единиц, единых норм точности и методов учёта количества и испытания качества сырья, материалов и продукции.

Кроме перечисленных М. м. о., ряд метрологич. вопросов изучают др. междунар. организации. Так, в Междунар. орг-ции по стандартизации (ИСО; International Organization for Standartization) работает технич. комитет ИСО (ТК 12), занимающийся стандартизацией единиц; в Междунар. электротехнич. комиссии (МЭК)- технич. комитет № 24 по элект-рич. величинам и единицам.

Лит.: Б у р д у н Г. Д., М а р к о в Б. Н., Основы метрологии, М., 1972; Д е м у с я к А. Г., Международная организация по стандартизации, М., 1967. Г. Д. Бурдун.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОФСОЮЗОВ (МООП), организации, объединяющие отраслевые профсоюзы различных стран. В рамках Всемирной федерации профсоюзов (ВФП) действуют Междунар. объединения профсоюзов (МОП), к-рые стали создаваться как автономные орг-ции с 1949 с целью защиты как общих интересов всех трудящихся, так и их специфич. интересов, связанных с особенностями той или иной отрасли произ-ва. В 1966 Генсовет ВФП принял решение, утверждённое впоследствии 7-м Всемирным конгрессом профсоюзов (окт. 1969), о расширении их автономии. Каждый МОП имеет свой особый устав и свою собственную программу требований, основанную на экономич. и социальной программе ВФП, в соответствии с её основными целями и общей ориентацией. В 1973 действовали 12 МОП, объединяющие в своих рядах профсоюзы социалистич., капиталистич. и развивающихся стран, в том числе и не входящие в ВФП. Не ограничиваясь борьбой за проф. интересы рабочих, МОП всемерно поддерживают борьбу трудящихся за мир, демократию, против колониализма. Одной из важных задач МОП является установление международного проф. единства. Высший орган каждого МОП - Междунар. производственная конференция, созываемая, как правило, 1 раз в 4 года, к-рая избирает административный комитет и ревизионную комиссию. Текущую работу осуществляет секретариат.

В рамках Международной конфедерации свободных профсоюзов отраслевые профсоюзы объединяются Междунар. производств, секретариатами (МПС), к-рые возникли в последней трети 19 в., распались в годы 1-й мировой войны 1914-18, после воссоздания вновь прекратили свою деятельность во время 2-й мировой войны 1939- 1945 и стали восстанавливаться после её окончания. В 1973 действовало 16 МПС, деятельность к-рых координирует Бюро связи. В качестве МООП Всемирной конфедерации труда (ВКТ) в 1973 действовали 12 Междунар. производств, федераций (МПФ); их деятельность практически ограничивается Зап. Европой, а связи с отраслевыми профсоюзами др. континентов осуществляются в основном через региональные орг-ции ВКТ. Имеются также автономные МООП; в нек-рые из них входят профсоюзы СССР и др. социалистич. стран. Антикоммунизм ряда лидеров МПС и МПФ затрудняет их совместные действия с профсоюзами, входящими в ВФП. Однако под влиянием растущей тяги рабочих к единству совместные действия отраслевых профсоюзов, входящих в разные междунар. объединения, нередко осуществляются вопреки антикоммуни-стич. позиции правореформистских руководителей. О. Р. Сквирский.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, объединения гос-в или нац. обществ (ассоциаций) неправительств, характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно-технической, культуры и т.п.; одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между гос-вами.

Попытки создания М. о. предпринимались ещё в глубокой древности, но формирование ин-та М. о. в совр. понимании относится ко 2-й пол. 19 в. Становление М. о. как важного элемента структуры междунар. отношений вызвано потребностями развития хоз. связей, интенсификацией на этой базе многосторонних отношений между гос-вами и народами в самых различных областях. Развитие первых М. о. - административных союзов международных (или уний) происходило в условиях безраздельного господства международных отношений капиталистического типа, в их деятельности отразились наиболее характерные черты этих международных отношений: ожесточённая борьба за рынки и сферы влияния, подчинение слабых воле сильных, бесправное положение колониальных и зависимых народов и т. п. Многостороннее междунар. сотрудничество на постоянной основе развивалось прежде всего по таким спец. вопросам, как транспорт, связь и т. п. (см. Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи). Первой попыткой сотрудничества в рамках М. о. по политич. вопросам явилось учреждение в 1919 Лиги Наций,

Большое значение в формировании совр. М. о. и их развитии имело образование Сов. гос-ва, а затем мировой системы социализма. Образование ООН на основе равноправного сотрудничества гос-в с различными общественно-эконо-мич. системами явилось важным этапом в становлении М. о., а активное участие СССР в разработке основ ООН имело решающее значение для закрепления в её уставе основных демократич. принципов совр. междунар. отношений в целом (в т. ч. и деятельности М. о.). После 2-й мировой войны 1939-45 наиболее значит, событием с точки зрения развития М. о. было создание М. о. социалистич. гос-в (напр., Совета экономической взаимопомощи).

Существует более 2, 5 тыс. М. о. самого различного характера. Эти М. о. подразделяются прежде всего на две осн. группы: межгосударственные и неправительственные. Членами межгос. М. о. могут быть только гос-ва, в неправительств. М. о. входят нац. ассоциации, общества, объединения неправительств, характера и даже отд. лица. В зависимости от числа членов различают универсальные М. о. (включающие членов из всех или почти всех гос-в мира), региональные (охватывают гос-ва определённого географич. р-на), субрегиональные (часть географич. р-на) и ещё более узкие по числу членов. С точки зрения состава членов имеются М. о. общие (с участием представителей гос-в с различными социально-политич. системами) иоднотипные. По сфере деятельности различают М. о., компетенция к-рых включает ряд сфер междунар. сотрудничества (напр., вопросы мира и безопасности, экономич., социального и иного характера), и М. о. спец. назначения (по вопросам экономич., научно-технич., социального характера, культуры, образования, транспорта, связи, здравоохранения и т. п.).

В основе создания и деятельности каждой М. о. лежит учредит, акт (устав), к-рый представляет собой вид междунар. договора. Устав обычно фиксирует цели, принципы, структуру, формы деятельности и т. п.; он является высшим законом для М. о. и её членов, его положения должны согласовываться и не могут противоречить нормам и принципам совр. международного права.

Хотя внутр. структура М. о. разнообразна, выработались наиболее характерные её черты, общие для многих М. о. Высшим органом М. о. обычно является общее собрание (конференция) всех членов, созываемое через равные промежутки времени (ежегодно или раз в несколько лет). К компетенции общего собрания, как правило, относятся принятие, пересмотр, дополнение и изменение учредит, акта М. о., приём новых членов, установление шкалы взносов, принятие бюджета и т. д. В период между конференциями деятельностью М. о. руководит исполнит, совет (исполком, президиум и т. п.). Как правило, в каждой М. о. имеется постоянный секретариат во главе с ген. секретарём (директором). Кроме того, учреждаются вспомогательные органы консультативного характера: комиссии, комитеты, рабочие группы, советы и т. п. Среди М.о., в первую очередь М.о. межгос. характера (напр., в ООН, во многих специализированных учреждениях ООН, в СЭВ, " Общем рынке", Организации африканского единства и др.), есть целый ряд орг-ций, структура к-рых включает довольно сложные подсистемы вспомогательных органов. В связи с усложнением деятельности крупных межгос. М. о. они создают спец. н.-и. ин-ты, в функции к-рых входит прогнозирование, моделирование, исследование тенденций развития и разработка наиболее эффективных путей реализации намечаемых программ. Такие н.-и. ин-ты существуют, напр., в рамках ООН, ЮНЕСКО, СЭВ и др.

Решения подавляющей массы М. о. имеют характер рекомендаций и строго юридически не обязательны для их членов. Лишь нек-рые межгос. М. о. имеют право принимать решения обязательного характера: напр., обязательными являются резолюции Совета Безопасности ООН по вопросам поддержания междунар. мира и безопасности, санитарные регламенты Всемирной организации здравоохранения (при соблюдении определённых условий), рекомендации СЭВ и др. М. о. ведут такую деятельность, как составление исследований и докладов, разработка проектов междунар. конвенций, договоров и соглашений, созыв и проведение под своей эгидой междунар. конференций. Орг-ции, входящие в систему ООН, осуществляют совместные исследования, проекты, программы помощи развивающимся странам и т. п. Многие неправительств. М. о. получили особый, т. н. консультативный статус при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения и др. Консультативные отношения предусматривают наделение неправительств. М. о. определёнными правами на участие в деятельности межгос. М. о.: предлагать дополнения в повестку дня отдельных органов, выступать с устными заявлениями, осуществлять спец. исследования и готовить соответствующие документы по вопросам их компетенции, посылать своих наблюдателей на заседания тех или иных органов, а также на спец. конференции, созываемые данной межгос. М. о.

М. о. вносят свой вклад в решение важных междунар. проблем. Крупные межгос. М. о. оказывают финансовую поддержку неправительств. М. о. для осуществления конкретных проектов или исследований, в к-рых заинтересованы межгос. М. о.

Наиболее важную роль в совр. междунар. отношениях играют межгос. М. о., являющиеся наиболее представительными по числу государств-членов и объёму компетенции. Особое место среди межгос. М. о. занимает ООН, членами которой являются ныне почти все гос-ва совр. мира, а компетенция включает широкий круг вопросов от поддержания междунар. мира и безопасности до содействия развитию междунар. сотрудничества в самых разнообразных сферах межгос. отношений. Среди наиболее значит. М. о. такие массовые демократич. орг-ции, как Всемирное движение сторонников мира, Всемирная федерация профсоюзов, Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация демократической молодёжи и др. Большим междунар. влиянием пользуются неправительств. М. о. типа Межпарламентского союза.

СССР и др. социалистич. страны в союзе со всеми прогрессивными силами ведут постоянную борьбу за активное и эффективное использование совр. М. о. в интересах мира и безопасности народов, развития широкого и равноправного междунар. сотрудничества.

Лит.: Международные неправительственные организации. Справочник, М., 1967; Специализированные учреждения ООН в современном мире, М.( 1967; Морозов Г. И., Международные организации. Некоторые вопросы теории, М., 1969. Е. С. Пчелинцев.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕМИИ МИРА, учреждены на 1-м Всемирном конгрессе сторонников мира в апр. 1949; присуждаются Всемирным Советом Мира (ВСМ) деятелям науки, культуры и искусства за лучшие произведения литературы и искусства, науч. работы и кинофильмы, способствующие укреплению мира между народами. Регламент М. п. м. был утверждён на 2-й сессии Постоянного к-та Всемирного конгресса сторонников мира (Рим, 28-31 окт. 1949). ВСМ установил (1951) три формы премий: Почётные Междунар. премии Мира, Междунар. премии Мира (с 1957 не присуждались) и Золотые медали Мира (с 1959- Золотые м едали Мира им. Ж о л и о - К ю р и).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал