Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение.






В 1973 в М. издавалось 1580 периодич. изданий, из них 195 ежедневных газет, общим тиражом ок. 5 млн. экз. Наиболее влият. ежедневные газеты в Мехико: " Насьональ" (" El Nacional"), с 1929, тираж 60 тыс. экз., правительственная; " Новедадес" (" Novedades"), с 1936, тираж ок. 140 тыс. экз., имеет вечернее издание " Диарио де ла тарде" (" Diario de la Tarde"), тираж 95 тыс. экз. и на англ. яз. " Ньюс" (" Тпе News"); " Пpeнсa" (" La Ргеn-sa"), с 1928, тираж ок. 200 тыс. экз.; " Соль де Мехико" (" El Sol de Mexico"), с 1965, тираж утреннего издания 100 тыс., вечернего - 160 тыс. экз., крайне правая; " Эксельсиор" (" Excelsior"), с 1917, тираж св. 150 тыс. экз.; " Ульти-мас нотисиас де Эксельсиор" (" Ultimas Noticias de Excelsior"), с 1936, тираж 178 тыс. экз.; " Универсаль" (" Е1 Universal"), с 1916, тираж 167 тыс.; " Диа" (" El Dia"), с 1962, тираж ок. 40 тыс. экз.; " Вое де Мехико" (" La Voz de Mexico"), с 1924, до 1938 называлась " Мачете", орган МКП. Осн. 'журналы, издающиеся в Мехико: " Полемика" (" Polemica"), с 1969, выходит 1 раз в 2 месяца, теоретич. орган ИРП; " Насьон" (" La Nacion"), политический еженедельник, с 1941; " Сьемпре" (" Siempre"), с 1953, тираж 90 тыс. экз., еженедельный, иллюстрированный; " Опосисьон" (" La Oposicion"), с 1970, выходит 2 раза в месяц, орган МКП; " Нуэва эпока" (" La Nueva Ероса"), ежемесячный, орган МКП. Информационные агентства - Инфор-мекс, акционерное об-во, осн. в 1960; АМЕКС, акционерное об-во, осн. в 1968; НОТИМЕКС, правительств, информац. агентство, осн. в 1968.

Главное управление связи-правительств, служба, контролирует радиовещание и телевидение страны. В М. св. 300 радиостанций, важнейшие из них " Радио кадена насьональ" и " Радио програмас де Мехико".

Телевидение осн. в 1950. Насчитывается 25 телекомпаний, крупнейшие из них " Телесистема мехикана" и " Теле-висьон индепенденте де Мехико". Пр-во владеет 1 из 6 каналов.
М. А. Шлёнова.

XIII. Литература.

До исп. завоевания на терр. М. существовала лит-pa на языках коренного населения, пользовавшегося иероглифич. письменностью. Со времени исп. завоевания (16 в.) лит-pa М. развивается на исп. яз. Однако культура индейцев, несмотря на преследования, продолжала существовать в устной традиции и воздействовала на дальнейшее развитие лит-ры. Первые произв. на исп. яз. написаны конкистадорами - " Письма королям Испании" (1519-26) предводителя исп. экспедиции Э. Кортеса (1485-1547), " Подлинная история конкисты Новой Испании" (1568) Б. Диаса дель Кастильо (р. 1492 или 1498- ум. 1568 или 1581). С М. связана деятельность выдающегося исп. просветителя-гуманиста Б. де Лас Касаса (1474-1566), защитника прав индейцев.

В нач. 17 в. появилось первое собственно художеств, мекс. произв.-поэма Б. де Вальбуэны (1568-1627) " Великолепие Мексики" (1604). Поэзия, ставшая ведущим видом лит-ры М. в 17 в., развивалась в традициях исп. барокко. С ним было связано и творчество выдающейся поэтессы и драматурга Хуаны Инее де ла Крус (1651-95), испытавшее воздействие Гонгоры-и-Арготе. Оно было отмечено также чертами мекс. самобытности. Наряду с т. н. учёной поэзией, развивалась устная нар. поэзия. Присущая ей сатиричность приобрела размах в кон. 18 в., когда во всех областях политич. и духовной жизни страны назрел протест против колон, режима Испании. Тенденция к самоутверждению нашла выражение в лит-ре - поэма " Сельская Мексика" (1781) Р. Ланди-вара (1731-93), а также " Древняя история Мексики" (1780-81) Ф. Клавихеро (1731-87).

В период борьбы за независимость (1810-24) достигли подъёма публицистика и патриотическая поэзия в духе революц. классицизма, представленная стихами А. Кинтаны Роо (1787 - 1851), автора нац. гимна " Шестнадцатое сентября". В разгар антиисп. войны был опубликован первый мекс. роман " Перикильо Сарниенто" (1-я часть в 1816) X. X. Фернандеса де Лисарди, в к-ром сатирически изображено колон, общество.

Первым художественным направлением, возникшим в лит-ре независимой М., был романтизм, представленный поэзией М. Акуньи (1849-73), Г. Прието (1818-1897) и др. Чертами романтизма отмечены и первые историч. романы. Художеств, изображение нац. действительности независимой М. дали М. Пайно (1810-94) в романе " Проделки дьявола" (1845-46), Л. Инклан (1816-75) в романе " Асту-сиа..." (1866). В них, как и в цикле романов X. Т. де Куэльяра (1830-94)" Волшебный фонарь" (1871-92), присутствует т. н. костумбристская (бытописательская) тенденция, из к-рой постепенно вызревал реализм. Вместе с тем во мн. романах вплоть до конца 19 в., в т. ч. принадлежащих И. М. Альтамирано (1834-93), сохранялся дух романтизма. Большую роль сыграл Альтамирано как общественно-лит, деятель, выдвинувший программу борьбы за независимость мекс. пит-ры от европейской.

В последние десятилетия 19 в. в мекс. поэзии возник т. н. модернизм - специфическое для испано-амер. поэзии явление, в к-ром увлечение франц. символизмом и парнасской школой (см. " Парнас") сочеталось с тягой к национальной самобытности: поэты М. X. Отон (1858-1906), М. Гутьеррес Нахера (1859-95), С. Диас Мирон (1835-1928), А. Нерво (1870-1919).

В кон. 19 в., в период диктатуры П. Диаса, в прозе М. возникли реали-стич. тенденции. В романах Р. Дельгадо, X. Лопеса Портильо-и-Рохаса, в творчестве Ф. Гамбоа (1864-1939), последователя натурализма, критически изображались пороки и противоречия общест-венно-политич. жизни страны. Резким социальным критицизмом отмечены также книга Э. Фриаса (1870-1925) " Томочик" (1892), документально запечатлевшая подавление крест, восстания, и короткие рассказы А. дель Кампо (1868-1908, псевд.- Микрос).

Новый этап развития мекс. лит-ры связан с решающим событием в истории страны - буржуазно-демократич. революцией 1910-17. М. Асуэла (1873-1952), автор романа " Те, кто внизу" (1916), в котором нарисована картина стихийного крест, движения, положил начало т. н. роману революции. " Роман революции" представлял собой новаторское художеств, течение, впервые воплотившее картину массового движения, образ борющегося народа, а также острые социальные столкновения в предреволюц. и послереволюц. периоды. В его традициях написаны романы " Орёл и змея" (1928), " Тень каудильо" (1929) М. Л. Гусмана (р. 1887), " Военный лагерь" (1931), " Земля" (1932), " Мой генерал" (1934) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса (1897-1966), " Моя лошадь, моя собака, моё ружьё" (1936), " Никчёмная жизнь Пито Переса" (1938) X. Р. Ромеро, произв. Р. Муньоса (р. 1899), Н. Кампобельо (р. 1909) и др. С этим течением отчасти связано и творчество прогрессивного писателя М.- X. Мансисидора (1895-1956), автора романов " Роза ветров" (1941), " Граница у моря" (1953), " Заря над бездной" (1955). Р. Усигли (р. 190.5) в своих пьесах критически изобразил общественную жизнь страны.

Крупнейшие мекс. поэты 20 в.- Р. Ло-пес Веларде (1888-1921), Э. Гонсалес Мартинес (1871-1952), К. Пельисер (р. 1899), для творчества к-рых характерны ярко выраженный лиризм, стремление передать в образной форме особенности духовного склада мексиканцев и нац. жизни. В творчестве группы " Эстридентистов" и группы " Контемпоранеос" по-разному воплотились тенденции авангардизма. Идея нац. самовыражения и самоутверждения, ставшая господствующей в лит-ре М. 20-30-х гг., разрабатывалась в трудах философа X. Васкон-селоса (1882-1959), поэта, философа-эссеиста А. Рейеса (1889-1959) и др. Позднее её исследование было продолжено и обогащено в трудах поэта О. Паса (р. 1914).

Новый подъём мекс. прозы начался с сер. 50-х гг. Углубляя художеств, исследование нац. действительности, совр. романисты выявляют в ней общечеловеческие проблемы, находят новые средства для её изображения. Этот этап развития прозы, открывающийся романом А. Янье-са (р. 1904) " Перед ливнем" (1947), представлен также романами " Педро Парамо" (1955) X. Рульфо (р. 1918), " Наипроз-рачнейшая область" (1958), " Смерть Артемио Круса" (1962) К. Фуэнтеса (р. 1928), " Молитва во тьме" (1962) Росарио Кастельяноса (р. 1925), а также С. Га-линдо (р. 1926). Получила развитие лит. критика, представленная именами X. Л. Мартинеса, А. Кастро Леаля, Э. Кар-бальо.

Лит.: Мексиканский реалистический роман XX в., М., 1960; К у те ищи к о-ва В. Н., Мексиканский роман, формирование. Своеобразие. Современный этап, [М., 1971]; М а г t in e z J. L., Literatura mexicana, Siglo XX, Мех., 1949; Репа Gonzalez С., Historia de la literatura mexicana, Мех., 1966; Langford W. M., The Mexican novel comes of age, L., [1971]. В. Н. Кутейщикова.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал