Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 8 страница. Форма некоторых собственных колебаний мембраны: а - прямоугольной, 6 -круглой






Форма некоторых собственных колебаний мембраны: а - прямоугольной, 6 -круглой. Стрелками указаны узловые линии; j, k - номера гармоник.

В технике М. наз. также тонкую гибкую пластинку, жёсткость к-рой на изгиб равна нулю. Обычно М. закрепляется по контуру, на к-ром создаётся натяжение, обеспечивающее работу М. как упругой системы. Макс, прогиб М. под действием равномерно распределённой нагрузки интенсивностью р на единицу площади W, перекрываемой М., опреде-
[ris]

ное на единицу длины контура, а К - коэфф., зависящий от очертания М. в плане (для квадратной М. К = 0, 080, для круглой - 0, 078, для треугольной - 0, 063). Расчёт М. при больших прогибах производится с учётом продольных деформаций; для круглой М. максимальный прогиб определяется по формуле:
[ris]

модуль продольной упругости материала М., h - толщина М.).

М. может быть изготовлена из различных материалов. Металлич. М. (фосфористая и бериллиевая бронзы, фольга, хромоникелевая сталь) применяются в анероидах, измерит, устройствах, работающих в условиях высоких темп-р, в телефонных трубках и звукозаписывающих устройствах (диктофонах). Не-металлич. М. (резина, кожа, корд, пластмассы, прорезиненная, хлопчатобумажная, капроновая, шёлковая ткань и т. п.) используются в качестве чувствит. элементов, преобразующих изменения давления в линейные перемещения в диф-манометрах, в устройствах пневмоавто-матики, в мембранных (диафрагменных) насосах, а также в качестве силовых элементов в исполнительных механизмах пневматических регулирующих клапанов.

МЕМБРАННАЯ ТЕОРИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ, общепринятая в физиологии теория возбуждения мышечных и нервных клеток. Основа М. т. в.- представление о том, что при раздражении возбудимой клетки в её поверхностной мембране происходит молекулярная перестройка, к-рая приводит к изменению проницаемости мембраны и появлению трансмембранных ионных токов. Источником энергии для этих токов служит постоянно существующее неравномерное распределение осн. неорганич. ионов между цитоплазмой и внеклеточной средой: накопление в клетке ионов К+ и выведение из неё ионов Na+ и С1~ (рис. 1).

Рис. 1- Концентрации основных электролитов (в ммоль/л) и разности потенциалов между двумя сторонами клеточной мембраны (схема).

Осн. положения М. т. в. сформулированы нем. нейрофизиологом Ю. Берн-штейном (1902) и развиты англ, учёными: П. Бойлом и Э. Конуэем (1941) и А. Ходжкином, Б. Кацем, А. Хаксли (1949). Бернштейн предположил, что поверхностная мембрана возбудимой клетки в покое обладает избирательной проницаемостью: ионы К+ проходят через неё гораздо легче, чем ионы Na+ и Cl-. Т. к. концентрация К+ в клетке выше, чем во внеклеточной среде, диффузия этих ионов через мембрану создаёт на ней разность потенциалов - т. н. потенциал покоя (ПП), причём внутр. сторона мембраны оказывается заряженной отрицательно, а внешняя - положительно. (Зависимость ПП от ионов К+ подтверждается пропорциональным снижением его величины при увеличении содержания К+ во внеклеточной среде.) Чтобы объяснить, каким образом клетка поддерживает постоянный ионный состав и отрицательный внутр. потенциал, выводя ионы Na+ наружу, было выдвинуто предположение о возможности переноса ионов через мембрану не только под влиянием электрич. сил и диффузии (" пассивный" транспорт), но и посредством " активного" трансп. механизма - " натриевого насоса" -. В результате работы этого насоса, способного выталкивать Na+ против концентрационного и электрического градиентов, на каждый ион Na+, выбрасываемый через мембрану, клетка принимает один ион К+.

При действии на клетку раздражения ионная проницаемость мембраны изменяется. Это обусловливается либо изменением электрич. поля мембраны (" электрическая" возбудимость), либо действием хим. веществ на особые рецепторные структуры мембраны (" химическая" возбудимость). По представлениям Берн-штейна, при электрич. раздражении мембрана становится проницаемой для всех ионов, что приводит к кратковрем. исчезновению ПП в возбуждённом участке - потенциалу действия (ПД). Последующие исследования (с применением микроэлектродной техники) явлений, возникающих при электрич. раздражениях, показали, что ПД примерно в 1, 5 раза превышает ПП. При этом происходит инверсия: возбуждённый участок мембраны приобретает разность потенциалов, противоположную по направлению той, какая существовала на ней в состоянии покоя (внутр. сторона мембраны становится положительно заряженной по отношению к наружной). Однако при возбуждении
происходит не общее (как думал Берн-штейн), а избирательное увеличение ионной проницаемости мембраны - только для ионов Na+, которые проходят внутрь клетки, перенося через мембрану положит, заряды. Вследствие этого и возникает ПД. (Правильность такого объяснения подтверждается исчезновением ПД при устранении из внеклеточной среды Na+ при неизменном ПП, обнаружением потока ионов Na+ внутрь клетки при её возбуждении и т. д.).

Наиболее точные данные об ионных токах через поверхностную мембрану при ПД получены методом т. н. фиксации напряжения на мембране. При этом одной парой электродов (один из них находится внутри клетки) измеряют разность потенциалов на мембране, а через др. пару пропускают ток от усилителя, поддерживающий эту разность на постоянном уровне, независимо от изменений потенциал покоя.

Рис. 2. Схема, иллюстрирующая механизм возникновения потенциала действия (ПД) в нервном волокне: А - изменения мембранного потенциала: Б - схематическое изображение ионных токов; В - изменения проницаемости мембраны для ионов натрия (PNa) и калия (Рк); ПП -
в мембране. Т. о. было показано, что при возбуждении сначала возникает кратковрем. ионный ток, направленный внутрь клетки, к-рый затем сменяется ионным током, направленным наружу. Начальный, входящий ток обусловлен движением через мембрану Na-, выходящий - движением из клетки К+; в результате восстанавливается исходное состояние электрической поляризации клеточной мембраны. Кратковременность ионных токов, возникающих при ПД, связывают с наличием в мембране наряду с механизмом повышения (" активации") ионной проницаемости также противоположного процесса - её " инактивации", обусловливающей развитие рефрак-терности и аккомодации к электрич. раздражению.

Появление в к.-л. участке возбудимой клетки ПД приводит к образованию на мембране " продольной" разности потенциалов и появлению электрич. токов между невозбуждёнными и возбуждёнными участками - т. н. токов действия. Эти токи, в свою очередь, вызывают в невозбуж денных участках аналогичные изменения проницаемости; участок возбуждения на чинает перемещаться по поверхности клетки (рис. 2).

Описанные ионные процессы ведут (помимо появления распространяющей ся импульса нервного) к накопленнию в клетке нек-рого кол-ва Na+ и потерю ею части К+. Эти изменения столь не значительны по сравнению с существую щими между цитоплазмой и внеклеточной средой ионными градиентами, что клетка может генерировать огромное число им пульсов без немедленного восстановлева ния нарушенных ионных соотношений за счёт активного транспорта ионов удаляющего из клетки избыток Na+ насасывающего в неё недостающе кол-во К+.

При химич. раздражении специфич. изменения ионной проницаемости мем браны также приводят к развитию транс мембранных ионных токов. Такие изме нения развиваются в межнейронных нервно-мышечных синапсах и лежат в основе синаптич. передачи с помощью медиаторов.

Существо перестроек в мембране, обес печивающих появление ионных токов, -наименее ясная часть М. т. в. Полагают что перенос ионов через мембрану про исходит либо по системе пор (входы к-рые в состоянии покоя закрыты, воз можно ионами Са2+, и открываются под действием внеш. раздражения), либо при помощи особых молекул-переносчиков к-рые связывают ион на одной стороне мембраны и освобождают его на другой См. также Биоэлектрические потенции лы, Проницаемость биологических мем бран.

Лит.: Катц Б., Как клетки общаютс; друг с другом, в сб.: Живая клетка, пер с англ., М,, 1966; его же, Нерв, мышца i синапс, пер. с англ., М., 1968; X о д ж кин А., Нервный импульс, пер. с англ. М., 1965; Ходоров Б. И., Проблем; возбудимости, Л., 1969; Bernstein J. Electrobiologie, Braunschweig, 1912.

П. Г. Костюк

МЕМБРАННЫЙ НАСОС, то же, что диафрагмовый насос.

МЕМБРАНЫ БИОЛОГИЧЕСКИЕ, см. Биологические мембраны.

МЕМЕЛЬ (Memel), прежнее названиЕ города Клайпеда в Литов. ССР.

X. М е м л и н г. " Богоматерь с донатором Мартинот ван Ньивенхове". Диптих. 1487. Музей X. Мемлинга. Брюгге.

МЕМЛИНГ (Memling) Ханс (ок. 1440 Зелигенштадт, Гессен, -11.8.1494, Брюг ге), нидерландский живописец. Учился возможно, у Рогира ван дер Вейдена работал в Брюгге с 1465. Произв. М. отличаются умиротворённым настроением, ясным колоритом, ярко выраженной склонностью к бюргерской, бытовой трактовке религиозных сцен (триптих " Богоматерь со святыми", 1468, Нац. гал., Лондон; рака св. Урсулы, 1489, Музей X. Мемлинга, Брюгге). Вместе с тем для них характерна нек-рая догма-тизация приёмов старонидерл. живописи, проявляющаяся, в частности, в алтаре со " Страшным судом", где достигнута известная монументальность образа (ок. 1473, костёл Девы Марии, Гданьск). Особенно примечательны такие произв. М., как " Вирсавия" - редкое в нидерл. живописи изображение обнажённого женского тела в натуральную величину (ок. 1485, Музей земли Баден-Вюртемберг, Штутгарт) - и портреты (преим. донаторов), в которых гуманистич. элементы его иск-ва выступают наиболее наглядно.

Лит.: Никулин Н. Н., Алтарь Ганса Мемлинга " Страшный суд", " Искусство", 1960, № 12, с. 62-69; Friedlander М. J., The early Nether land isch painting, [v. 6, pt 1-Hans Memling], Leyden-Brussels, 1971 (пер. с нем., библ.); Me Farlaine К. В., Hans Memling, Oxf., 1971.

MEMНОН, в др.-греч. мифологии царь эфиопов, сын богини утренней зари Эос, участник Троянской войны. М. погиб в единоборстве с Ахиллом и был похоронен в Эфиопии (к-рую древние греки иногда локализовали в вост. Африке). Изображением М. считали, в частности, одну из двух колоссальных фигур, воздвигнутых при фараоне Аменхотепе III в Фивах (Египет). Повреждённая во время землетрясения, статуя на рассвете издавала звук, к-рый древние отождествляли с голосом М.

МЕМОРАНДУМ (лат. memorandum, букв.- то, о чём следует помнить), вид дипломатич. акта; см. в ст. Акт дипломатический.

МЕМОРИАЛ (итал. memoriale, от лат. memorialis - памятный), 1) записки, дневник. 2) (Устар.) бухгалтерская книга для ежедневных записей торг, операций.

МЕМОРИАЛ спортивный, соревнования, преим. международные, посвящённые памяти выдающихся спортсменов, а также лиц, к-рые внесли большой вклад в развитие спорта. В СССР известны М.: братьев Г. И. и С. И. Знаменских (лёгкая атлетика, проводится с 1958), И. М. Поддубного (классич. борьба, с 1953), Я. Ф. Мельникова (конькобежный спорт, с 1960), Ю. А. Гагарина (волейбол, с 1968). За рубежом наиболее популярны легкоатлетические соревнования, посвящённые памяти спортсменов-антифашистов, погибших в годы 2-й мировой войны 1939-45: в Польше - Я. Кусочинского, чемпиона Олимпийских игр в беге на 10 000 м (проводится с 1955), в Чехословакии -Ё. Рошицкого, многократного чемпиона страны в беге на 800 м и 400 м с барьерами (с 1947), в Югославии - Б. Хан-жековича, рекордсмена страны в беге на НО м с барьерами (с 1948); М. памяти видных обществ, деятелей: во Франции -П. Мерикампа (с 1965), в Италии -Б. Заули (с 1964).

МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА (от лат. memorialis - памятный), памятная ме-таллич., мраморная, гранитная плита с надписью (иногда с изображением), увековечивающая значит, события и даты
в истории страны, города или в жизни выдающихся людей. М. д. обычно устанавливаются на стенах зданий.

МЕМОРИАЛЬНО-ОРДЕРНАЯ ФОРМА СЧЕТОВОДСТВА, распространённый способ ведения бухгалтерского учёта. Применяется во мн. вариантах в зависимости от особенностей и типов учитываемых предприятий и организаций. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учётные регистры. Учёт при этой форме ведётся в книгах, карточках или много-графных ведомостях, заменяющих гл. книгу. Для аналитич. учёта используются книги, ведомости, карточки, обычно разрабатываемые при помощи счётных машин.

В основе записей при этой форме бухгалтерского учёта лежат мемориальные ордера. Большинство хоз. операций записывается в учётные регистры раз в месяц в подгруппированном виде во вспомогательных (накопительных) ведомостях. Мемориальные ордера записываются в хронологич. порядке в регистрационный журнал. После записи в регистрационных журналах хоз. операции, на к-рые выписан мемориальный ордер, заносятся в гл. книгу или в заменяющие её многографные ведомости и карточки.

Счета гл. книги имеют колончатую (многографную) форму, в к-рой по дебету и кредиту счёта указываются корреспондирующие счета. Такая система отражения хоз. операций обеспечивает простоту и наглядность записей и возможность их использования при эконо-мич. анализе. Бухгалтерский баланс составляется на основании оборотных ведомостей по синтетич. счетам бухгалтерского учёта. М. В. Дмитриев.

МЕМОРИАЛЬНЫЕ МУЗЕИ, музеи, посвящённые выдающимся историч. событиям, гос., политич., обществ, и воен. деятелям, деятелям науки, лит-ры и иск-ва. М. м. создаются обычно на базе охраняемых гос-вом памятных комплексов: территорий, на к-рых происходили события; домов, усадеб, квартир, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей; коллекций мемориальных музейных предметов. Среди М. м. различаются: ансамблевые -с полностью сохранившейся историч. обстановкой (например, Музей-квартира В. И. Ленина в Кремле, " Ясная Поляна", Дом-музей П. И. Чайковского в Клину и др.); музеи с научно реконструированным комплексом (напр., Пушкинский музей-заповедник в Михайловском, Подпольная типография ЦК РСДРП 1905-06 в Москве, Музей 1-го съезда РСДРП в Минске и др.); музеи, базирующиеся на отдельных коллекциях (Музей М. И. Калинина в Москве, Музей С. М. Кирова и Г. К. Орджоникидзе в г. Орджоникидзе и др.). М. м. хранят, исследуют и пропагандируют ценнейшие коллекции вещественных, изобразительных и письменных источников, ведут культурно-просветительную и научную работу, издают путеводители, исследования.

Предшественником М. м. в России был " Императорский кабинет", входивший с 1729 в состав Кунсткамеры и хранивший материалы Петра I. Первый специальный М. м. создан в 1869 (Музей Севастопольской обороны, ныне его материалы входят в фонд Музея Черноморского флота). За всё дореволюц. время в России было создано 22 М. м.: 6 военно-исторических и 16 М. м. деятелей науки, лит-ры и иск-ва. Только 6 из них получали небольшие субсидии от гос-ва, остальные содержались общественностью и частными лицами, к-рым принадлежала и инициатива их организации.

С первых дней Окт. революции 1917 Сов. пр-во, сохранив ранее существовавшие М. м., организовало охрану памятных мест, домов, усадеб, музейных материалов, связанных с выдающимися историч. событиями и деятелями. За годы Сов. власти в стране создана развитая сеть М. м. во всех союзных республиках. Видное место среди М. м. занимают музеи В. И. Ленина в СССР и за рубежом, мемориалы Великой Отечественной войны 1941-45. Всего в Сов. Союзе в 1971 насчитывалось 239 гос. М. м.; кроме того, существует множество народных М.м., работающих на обществ, началах (см. Народные музеи).

За рубежом известностью пользуются М. м. памяти жертв фашизма в Бухен-вальде, Освенциме, М. м. У. Шекспира в г. Стратфорд-он-Эйвон, И. В. Гёте в Веймаре и мн. др. См. также Исторические музеи, Мемориальные сооружения.

Лит.: Кононов Ю. Ф., X е в р о-л и н а В. М., Мемориальные музеи, посвященные деятелям науки и культуры СССР (1917-1956), в кн.: Очерки истории музейного дела в СССР, М., 1963; Разгон А. М., Историко-революционные мемориальные музеи и коммунистическое воспитание трудящихся, в кн.: Роль музееи в коммунистическом воспитании трудящихся, М., 1966.

А. М. Разгон.

МЕМОРИАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отд. лиц и историч. событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, мазар, арка триумфальная, колонна, обелиск, храм; в совр. практике - архитектурно-скульпт. комплексы (иногда включающие в себя произв. и др. видов иск-ва) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея " светского храма" (посвящённого прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в иск-ве 18-1-й пол. 19 вв. на место традиц. портретной статуи всё чаще выдвигается архит. монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопич. проекты франц. (Э. Л. Булле), нем. (Ф. Жилли) зодчих, многочисл. мавзолеи], возникают М. с., в к-рых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов -нац. героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечеств, войне 1812, 1815, арх. А. Л. Витберг, илл. см. т. 5, стр. 118; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, арх. Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, арх. Дж. Саккони, илл. см. т. 11, стр. 37; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, арх. Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисл. М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преим. жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями " модерна" - и нац.-романтич. течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорич. осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов нар. архитектуры (проект нам. " Мировому страданию", 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, арх. А. Бир-зениек и др., илл. см. т. 14, табл. IX, стр. 192-193; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и арх. И. Мештро-вич, илл. см. т. 3, табл. VI, стр. 80-81; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и арх. К. Брынкуши, илл. см. т. 4, стр. 68).Мемориальные здания и музеи этого периода носят преим. неокласси-цистич. характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, арх. Г. Бэкон, илл. см. т. 4, стр. 343; и Т. Джефферсона, 1939-41, арх. Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство к-рых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фаш. террора, а Тйкже различным событиям нац. истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространств, планов, создающих то подавленно-скорбное, то зозвышенно-патетич. настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих осн. тему М. с. Если в многочисл. М. с., оформляющих кладбища амер. солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, арх. Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европ. мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, арх. Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, арх. Б. Богданович; М. с. на месте фаш. концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грци-мек и др., илл. см. т. 4, стр. 171, т. 6, табл. XV, стр. 384-385; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грци-мек, автор витражей В. Вомака; в Равенс-брюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - арх. Л. Дейтерс, X. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, арх. А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредств. близости трагич. событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе ист. мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, -пам. силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) гл. значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитек-турно-пластич. масс, органически связанных с тектоникой естеств. рельефа, а в гор. окружении - с закономерностями застройки.

М. с. играют важную роль в патриотич. воспитании сов. людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР. К лучшим образцам ранних сов. М. с. относятся Марсово поле в Ленинграде (1917-23, арх. Л. В. Руднев, И. А. Фомин) и Мавзолей В. И. Ленина (1924-30, арх. А. В. Щусев, соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоен. время создание М. с. увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фаш. террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, сов. мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных сов. М. с. 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кенигсберга в Калининграде (1945-1946, скульпторы Ю. Микенас, Б. Пунд-зюс, арх. С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор Е. В. Вучетич, арх. Я. Б. Белопольский и др., илл. см. т. 3, табл. XVIII, стр. 304-305, т. 5, стр. 511), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960, скульпторы В. В. Исаева и др., арх. А. В. Васильев, Е. А. Ле-винсон), жертвам фаш. террора в Пир-чюписе (1960, скульптор Г. Йокубонис, арх. В. Габрюнас, илл. см. т. 14, табл. XXXIX, стр. 544-545) и Саласпилсе (1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., арх. О. Н. Закаменный и др., илл. см. т. 14, табл. X, стр. 192-193), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., арх. Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин, илл. см. т. 5, табл. XIII, стр. 448-449), " Неизвестному солдату" в Москве (1967, арх. Д. И. Бурдин, В. А. Климов), в Хатыни (1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, илл. см. т. 3, табл. XIII, стр. 176-177), гигантский комплекс " Зелёный пояс Славы" вокруг Ленинграда (см. ст. Ленинградская битва 1941-44), комплекс " Брестская крепость-герой" в Бресте (1966-71, скульпторы А. П. Кибальников, А. О. Бембель и др., арх. В. А. Король и др.). Кроме М. с., посвящённых Великой Отечеств, войне 1941-45, к лучшим сов. М. с. относятся: Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-70, арх. Б. С. Мезенцев и др.), пам. жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, арх. С. Калашян, А. Тарханян), пам. в честь битвы под Сар-дарапатом (1918) в Октемберянском р-не Армянской ССР (1968, арх. Р. Исраэлян, скульпторы А. Арутюнян и др.; илл. см. т. 2, табл. XXII, стр. 256-257), мавзолей " 26 бакинских комиссаров" в Баку (1968, арх. Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; илл. см. т. 2, табл. XLVI, стр. 528-529), пам. жертвам фашизма в Аблинге (Литов. ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, И. Ушкурнис и др., арх. Д. Юхня-вичюте).

Илл. см. на вклейке, табл. VII (стр. 64-65).

Лит.: Историко-революционные памятни-" ки СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [сб.], М., 1973.

М. Н. Соколов. МЕМОРИАЛЬНЫЙ ОРДЕР, бухгалтерский документ, устанавливающий корреспонденцию счетов, по к-рой должна быть записана в учёте сумма произведённой хоз. операции. В М. о. указываются наименования бухгалтерских счетов (или их шифра), суммы по каждому счёту, общая сумма, ссылка на оправдательные документы или краткое содержание записи. М. о. оформляется, как правило, непосредственно на разработочных, груп-пировочных и первичных документах, иногда он выписывается в виде отд. учётных документов. При журналъно-ордер-ной форме счетоводства М. о. не составляется (см. Мемориально-ордерная форма счетоводства).

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ТЕАТР, см. Королевский Шекспировский театр.

МЕМУАРЫ (франц. memoires, от лат. memoria - память), воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками к.-л. событий. Создаются на основе личного опыта их авторов, но осмысленного в соответствии с их индивидуальностью и обществ.-политич. взглядами времени написания М. Осн. источником сведений для М. являются воспоминания авторов о пережитом, но наряду с ними порой используются различная документация, дневники, письма, пресса и т. п. М. зачастую представляют собой лит. произведения и составляют особый жанр, разновидностью которого являются автобиографии и путевые записки (см. Путешествие). Нек-рые М.- выдающиеся художеств, произведения (" Исповедь" Ж. Ж. Руссо, " Былое и думы" А. И. Герцена). Часто М. используются как средство политич. и идеологич. борьбы (" Мысли и воспоминания" О. Бисмарка; " Воспоминания" С. Ю. Витте и др.), причём реакционные историч. деятели порой прибегают к искажению истины. М. являются и источни-кими историческими, т. к. в них отражаются события политич. и воен. истории, культурной жизни, быт и нравы общества и др. Ценность М. для историч. науки определяется их конкретностью, способностью отразить личное отношение автора к событиям, в к-рых он участвовал. Но субъективность и тенденциозность М. осложняют работу исследователя.

Близкие к М. сочинения были известны ещё в античности (" Анабасис" Ксено-фонта, " Записки о галльской войне" Юлия Цезаря). Ср. века дали ряд сочинений (гл. обр. в форме хроник, биографий, житий святых), сходных с М. и содержавших записи о виденном автором. Возникновение М. в современном понимании связано с Возрождением, с осознанием исторического значения человеческой личности, индивидуального опыта. В 18-20 вв. сложилась большая, разнообразная по форме и всеобъемлющая по содержанию мемуарная лит-pa. Авторами М. чаще всего являются политич. и воен. деятели, работники культуры и науки. В России появление М. относится к 17 в. (" Житие протопопа Аввакума" и др.), расцвет их как лит. жанра начинается в 18 в. После Великой Окт. социалистич. революции, в связи с демократизацией культуры и др. областей обществ, жизни, в создании М. участвуют различные слои сов. народа. Много М. посвящено Окт. революции 1917 и Гражданской войне 1918-20, Великой Отечеств, войне 1941 -1945 и др. важнейшим событиям истории СССР. Написание М. требует от их авторов правдивости, точности, чёткости классовых оценок. В СССР издаются серии М.- " Военные мемуары" (Воениздат), " О жизни и о себе" (Политиздат), " Литературные мемуары" (Изд-во художественной литературы).

Лит.: Минцлов С. Р., Обзор записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке, в. 1-5, Новгород, 1911 -12; История советского общества в воспоминаниях современников, т. 1-2 в. 1-2), М., 1958-67; Кар дин В., Сегодня о вчерашнем. Мемуары и современность, М., 1961; Черноморский М. Н-, Работа над мемуарами при изучении истории КПСС, 2 изд., М., 1965; К у р н о-с о в А. А., Приемы внутренней критики мемуаров, в кн.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969; ГолубцовВ. С., Мемуары как источник по истории советского общества, М., 1970; ГинзоургЛ.Я., О психологической прозе, Л., 1971; Источниковедение истории СССР, М., 1973. А. А. Курносое.

Таблица I

К ст. Мейоз. Морфология мейоза у самца кузнечика Chorthipus brunneus. Число хромосом - 17 (16 + X): L - длинные хромосомы, М - средние, S - короткая, X- Х-хромосома. 1. Лептотена; тонкие одинарные нити - хромосомы (стрелка). 2. Зиготена; двойные нити - сконъюгированные хромосомы (стрелка). 3. Пахитена; все хромосомы конъюгируют попарно, образуя т. н. биваленты; Х-хромосома не имеет партнёра для конъюгации и остаётся в виде унивалента (X). 4. Диплотена; начало отталкивания гомологичных хромосом друг от друга в каждом биваленте; гомологичные хромосомы остаются в контакте только в точках перекреста - хиазмах (стрелка). 5. Более поздняя диплотена, стрелками показаны хиазмы. 6. Диакинез; на этой стадии, так же как и в диплотене, легко сосчитать число бивалентов - их 8, и 1 унивалент; в каждом биваленте видны хиазмы. 7. Метафаза I. 8. Анафаза I; гомологичные хромосомы расходятся к полюсам клетки, в каждой хромосоме видны 2 хроматиды. 9. Интеркинез. 10. Профаза II. 11 и На. Метафаза II; число хромосом гаплоидное, в каждой хромосоме видны 2 хооматиды (11с Х-хиомосомой. На -без неё). 12. Анафаза II: к полюсам пасхолятся хпоматилы от кажлой хоомосомы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал