Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временная зависимость прочности. 42 страница






Соч.: Business cycles. The problem and its setling, N. Y., 1927; What happens during business cycles, N. Y., 1951; Types of economic theory. From mercantilism to institutionalism, v. 1 - 2, N. Y., 1967 - 69.

Лит.: А л ь т е р Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1971, гл. 9. В. С. Афанасьев.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell) Эдгар (р. 17.9. 1930, Херефорд, шт. Техас), лётчик-космонавт США, капитан 1-го ранга ВМФ. С 1952 в Военно-мор. силах США. Окончил Высшую военно-мор. школу и до 1959 служил лётчиком. Окончил Техно-логич. ин-т им. Карнеги в Питсбурге (шт. Пенсильвания) и Массачусетсский технологич. ин-т (1964), получив степень доктора наук по специальности аэронавтика и астронавтика. В том же году был откомандирован в школу по подготовке пилотов для аэрокосмич. исследований. С 1966 в группе космонавтов Нац. управления по аэронавтике и исследованию космич. пространства США.

1 -10 февр. 1971 совм. с А. Шепардом и С. Руса совершил полёт на Луну в качестве пилота лунной кабины космич. корабля " Аполлон-14>. Лунная кабина с М. и Шепардом прилунилась в районе кратера Фра Мауро 5 февр. 1971. На Луне М. пробыл 33 ч 30 мин, включая 2 выхода на её поверхность продолжительностью по 4 ч. За это время М. провёл селенологич. исследования и ряд технологич. экспериментов.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell), горная вершина в Голубом хребте (массив Чёрные горы), наиболее высокая в системе Аппалачей. Вые. 2037 м. Сложена кварцитами. На склонах - хвойный лес; на вершине луга.

МИТЧЕРЛИХ (Mitscherlich) Эйльхард (1794-1863), немецкий химик; см. Ми-черлих Э.

МИТЬКОВ Михаил Фотиевич [ок. 1791- 23.10(4.11).1849, Красноярск], декабрист. Полковник лейб-гвардии Финляндского полка. Участник русско-франц. войны 1806-07, Отечеств, войны 1812 и заграничных походов 1813-14. С 1821 чл. Северного об-ва декабристов. Приговорён к 20 годам каторги (срок сокращён до 10 лет). До 1836 в Нерчинских рудниках, затем на поселении в Красноярске. Лит. Декабристы в Москве, М., 1963.

МИТЮШИХА ГУБА, фьордообразный залив Баренцева м. у зап. берега Сев. о. Новая Земля. Дл. 37 км, шир. у устья 9 км. Наибольшая глуб. 51 м. Берега высокие, скалистые. В М. г. находится несколько островов; впадают pp. Промысловая и Мутная.

МИУС, река в Ворошиловградской и Донецкой обл. УССР и Ростовской обл. РСФСР. Дл. 258 км, пл. басе. 6680 км2. Берёт начало на Донецком кряже, впадает в Миусский лиман Азовского м. Питание в основном снеговое и дождевое. Ср. расход воды в 65 км от устья 12, 1 м3/сек. Межень с мая по январь. Замерзает в дек., вскрывается в февр.-марте. Воды М. широко используются для водоснабжения пром-сти. В басе. М. создано 8 небольших водохранилищ и много прудов. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 нем.-фаш. войсками на р. М. был создан сильно укреплённый оборонит, рубеж (т. н. " Миус-фронт"), к-рый они удерживали в дек. 1941 - июле 1942 и в февр.- авг. 1943. В авг. 1943 сов. войска Юж. фронта в ходе Донбасской наступательной операции 1943 прорвали этот мощный рубеж в р-не Куйоышево.

МИУСИНСК, город (с 1965) в Ворошиловградской обл. УССР, на р. Миус, в 10 км от ж.-д. ст. Красный Луч. 9, 7 тыс. жит. (1973). Разработки мрамора. Штеровская ГРЭС, метизный з-д. Энергетич. техникум.

МИФ Павел Александрович (псевд.; наст, имя и фам. Михаил Александрович Форт у с) (3.8.1901 - 10.9.1939), советский парт, деятель, историк, доктор экономич. наук (1935). Чл. Коммунистич. партии с мая 1917. Род. в Херсонской губ. Участник Гражд. войны 1918-20.

В 1920-21 учился в Коммунистич. ун-те им. Я. М. Свердлова. В 1923-25 на парт, работе на Украине. В 1925 проректор, с 1927 ректор Ун-та трудящихся Китая им. Сунь Ят-сена (Москва). Одновременно с 1927 на ответств. работе в Исполкоме Коминтерна. Участвовал в работе 5-го (1927) и 6-го (1928) съездов компартии Китая, 4-го пленума ЦК компартии Китая (1931).

С о ч.: Уроки шанхайских событий, М.-Л., 1926; Китайская коммунистическая партия в критические дни, М.-Л., 1928; Китайская революция, М., 1932; 15 лет героической борьбы. К 15-летию компартии Китая (июль 1921 -июль 1936), М., 1936.

Лит.: Видные советские коммунисты -участники китайской революции, М., 1970, с. 88 - 101; Никифоров В. Н., Из истории советского китаеведения, " Вопросы истории", 1972, № 2.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её филос. основа - эстетика Ф. В. Шеллинга и бр. А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию как " естественную религию". Для М. ш. характерно представление о мифологии как о " необходимом условии и первичном материале для всякого искусства" (Шеллинг), как о " ядре, центре поэзии" (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф. Шлегеля о том, что возрождение нац. иск-ва возможно лишь при условии обращения художников к мифологии, развил А. Шлегель и разработали применительно к фольклору гейдельбсргские романтики (Л. Арним, К. Брентано, И. Гёррес). Окончательно М. ш. оформилась в трудах бр. В. и Я. Гримм (" Немецкая мифология", 1835). Согласно их теории, нар. поэзия имеет " божественное происхождение"; из мифа в процессе его эволюции возникли сказка, эпич. песня, легенда и др. жанры; фольклор - бессознат. и безличное творчество " народной души". Пользуясь методом сравнит, изучения, бр. Гримм объясняли сходные явления в фольклоре разных народов общей для них древнейшей мифологией. М. ш. распространилась во мн. странах Европы: Германии (А. Кун, В. Шварц, В. Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж. Кокс), Италии (А. де Губернатис), Франции (М. Бреаль), Швейцарии (А. Пикте), России (А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, О. Ф. Миллер). М. ш. развивалась в двух осн. направлениях: " этимологическом" (лингвистич. реконструкция начального смысла мифа) и " аналогическом" (сравнение сходных по содержанию мифов). Первое представлено работами Куна (" Нисхождение огня и божественного напитка", 1859; " О стадиях мифо-образования", 1873) и Мюллера (" Опыты по сравнительной мифологии", 1856; " Чтения о науке и языке", 1862-64). Пользуясь " палеолингвистической" методикой, Кун и Мюллер стремились реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов обожествлением явлений природы - светил (" солярная теория" Мюллера) или грозы (" метеорологическая теория" Куна). В России принципы " этимологического" изучения мифов оригинально разработал Ф. И. Буслаев (" Исторические очерки русской народной словесности и искусства", 1861). Он возводил героев былин к мифам о возникновении рек (" Дунай"), о великанах, живущих в горах (" Свято-гор"), и г. п. Крайнее выражение солярно-метеорологич. теория получила у Миллера (" Илья Муромец и богатырство киевское", 1869). В пределах " аналогического" направления возникла " демонологическая", или " натуралистическая", теория Шварца (" Происхождение мифологии", 1860) и Манхардта (" Демоны ржи", 1868; " Лесные и полевые культуры", 1875-77; " Мифологические исследования", 1884), к-рые объясняли происхождение мифов поклонением " низшим" демонич. существам. Своеобразный синтез различных теорий М. ш.- " Поэтические воззрения славян на природу" (1866-69) А. Н. Афанасьева. Принципы М. ш. проявились в ранних работах А. Н. Пыпина (" О русских народных сказках", 1856), А. Н. Веселовского (" Сравнительная мифология и её метод", 1873). Методология и ряд теоретич. выводов М. ш. отклонены последующим развитием науки (в т. ч. представителями миграционной теории и бывшими " мифологами" - Буслаевым, Веселовским). Вместе с тем М. ш. сыграла важную роль в развитии науки: расширила представления о мифологии, обратившись наряду с античными к мифам древних индийцев, иранцев, германцев, кельтов, славян; способствовала активному собиранию фольклора разных народов, поставила ряд важных теоретич. проблем (в т. ч. проблему народности искусства); заложила основы сравнит, изучения мифологии, фольклора и лит-ры (см. Сравнительно-историческое литературоведение). Критически оценивая преувеличение М. ш. роли мифологии в истории иск-ва, пришедшие ей на смену направления продолжали изучать проблему " мифоло-гизма" фольклора и лит-ры, пользуясь добытыми ею обширными материалами. О неомифологизме см. Ритуально-мифологическая школа.

Лит.. -Соколов Ю. М., Русский фольклор, М., 1941; Азадовский М. К., История русской фольклористики, т. 2, М., 1963; Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М.- Л., 1963; М е л е-тинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963 (введение).

В. Е. Гусев.

МИФОЛОГИЯ (греч. mythologia, от mythos - предание, сказание и logos -слово, рассказ, учение), фантастич. представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований - мифов, и наука, изучающая мифы. Человеку, жившему в условиях первобытнообщинного строя, основанного на стихийном коллективизме ближайших родственников, были понятны и наиболее близки только его общинно-родовые отношения. Эти отношения он переносил на всё окружающее. Земля, небо, растительный и животный мир представлялись в виде универсальной родовой общины, в к-рой все предметы мыслились не только как одушевлённые, а часто даже и разумные, но обязательно родственные между собой существа. В М. эти представления получили форму обобщений. Напр., ремесло, взятое в целом, со всеми характерными для него признаками, во всём его развитии и со всеми его ист. судьбами, мыслилось в виде некоего живого и разумного существа, управлявшего всеми возможными видами и областями ремесла. Отсюда и возникли мифологии, образы богов-ремесленников, богов-земледельцев, богов-скотоводов, богов-воинов и т. д.: слав. Белее (Волос) или кельт. Дамона, представлявшие собой то или иное обобщение скотоводства, греч. Афина Паллада или абх. Ерыш (богини прядения и ткачества), а также боги плодородия, растительности, боги-хранители и демоны-покровители у ацтеков, в Нов. Зеландии, в Нигерии и у мн. др. народов мира.

Обобщающие понятия в М. возникали постепенно. Первоначальными формами М. были фетишизм (когда одушевлялись отд. вещи, или, вернее, мыслилось полное неотделение вещи от «идеи» самой вещи), тотемизм (фетишизация данной общины или племени, выраженная в образе того или др. основателя этой общины или племени). Более высокой ступенью развития М. явился анимизм, когда человек стал отделять «идею» вещи от самой вещи.

В связи с дальнейшим ростом обобщающего и абстрагирующего мышления создавалась уже иная ступень мифологии, абстракции. Она доходила до представления о к.-н. одном «отце людей и богов», хотя на этой ступени образы таких мифологии, владык содержали в себе массу остатков фетишистской и анимистической старины и были лишены предельной абсолютизации. Таким предстал олимпийский Зевс, ниспровергнувший своих предшественников в подземный мир, а др. богов подчинивший себе в качестве своих детей. У Гомера приводится ряд старинных и доолимпийских черт этого Зевса.
делающих его фигуру исторически сложной и многообразной. Таковы верховные божества, творцы мира, возникшие в эпоху патриархата в Полинезии, на Таити, у якутов, у афр. племён под разными именами, с разными функциями и с разной степенью мифологической абстракции.

Бог рыболовства, изображаемый в виде пеликана, поедающего рыбу. Культура нас-ка. 4 в. Расписная керамика. Музей перуанской культуры. Лима.

Зевс и Гера. Рельеф из святилища Геры на о. Самос. Дерево. Конец 7 в. до н. э. Музей Вати (о. Самос).

Развитие М. шло от хаотического, дисгармоничного к упорядоченному, соразмерному, гармоничному, в чём можно убедиться при сравнении мифологии, образов разных истории, периодов. Мифологич. образы эпохи матриархата характеризовались неуклюжими, а часто даже уродливыми формами и были весьма далеки от позднейшей пластин, гармонии. Трёхглавые, четырёхглавые и пятидесятиглавые, сторукие, а также всякого рода злые и мстительные чудовища или получудовища встречались в мировой М. эпохи матриархата очень часто (напр., в Др. Вавилоне - звероподобная властительница мира Тиамат, в Австралии - одноногий дух-убийца, на Таити - бог Оро, требующий кровавых жертв, в Сев. Америке - 7 гигантских братьев-людоедов и т. д.). В эпоху патриархата зародились и оформилисьпредставления о героин, личности, к-рая побеждает силы природы, до тех пор казавшиеся непобедимыми, сознательно организует обществ, жизнь, а также защиту данной общины от враждебных сил природы и соседних племён. Напр., вавилонский Мардук убивает чудовищную Тиамат, создавая из её тела небо и землю. В Вавилоне же возник знаменитый эпос о герое Гилъгамеше. Иран, бог Митра борется со злыми духами и побеждает страшного быка. Егип. бог Ра сражается с подземным змеем Апопом. Др.-греч. Зевс побеждает титанов, гигантов и Тифона; совершает свои 12 подвигов Геракл. Германский Сигурд убивает дракона Фафнира, Илья Муромец - Змея Горыныча и т. д. Однако дошедшие до нас мифы представляют собой сложный комплекс напластований (рудиментов) различных эпох, напр, миф о критском Минотавре. Бычья голова Минотавра свидетельствует о том, что происхождение данного образа относится к периоду раннего матриархата, когда человек ещё не отличал себя от животных. Минотавр изображается со звёздами и носит имя Звёздного - это уже космич. обобщение. Минотавра убивает герой Тесей - эта часть мифа могла возникнуть только в период патриархата.

Четырёхлпкое божество из Иш-хали. 3-е тыс. до н. э. Восточный институт Чикагского университета.

Мифологич. мышление очень рано пришло к разного рода историч. и космо-гонич. обобщениям. С переходом людей к оседлому образу жизни, когда они оказались экономически связанными с той или иной местностью, у них усилилось представление о единстве племени или рода, появился культ предков и соответствующие мифы о предках (историч. М.). Создавалась М. о сменах прежних божеств, и демонич. поколений (М. космогоническая и теогоническая). Попытки разобраться в будущем, в загробной жизни привели к возникновению М. эсхатологической. Являясь мировоззрением первобытнообщинного строя, всякий миф содержал в себе также познавательную функцию, попытку разобраться в сложных вопросах: как произошёл человек, мир, в чём тайна жизни и смерти и т. д.

В первобытнообщинной формации М. была своего рода наивной верой, единств, формой идеологии. В раннеклассовом обществе М. стала аллегорич. формой выражения разного рода религ., социально-политич., моральных и филос. идей этого общества, она широко использовалась в искусстве и литературе. Соответственно политич. взглядам и стилю того или иного автора она получала то или иное оформление и использование. Напр., Афина Паллада у Эсхила оказалась богиней восходящих демократич. Афин, а образ Прометея был наделён Эсхилом передовыми и даже революц. идеями. В этом смысле М. никогда не умирала, мифологич. образы и поныне используются совр. политич. деятелями, писателями, философами и художниками. Будучи в течение тысячелетий формой осознания природы и человеч. бытия, М. рассматривается совр. наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, её страданиях и радостях.

" Геракл со львом". Римская копия с оригинала Лисиппа. Мрамор. 2-я пол. 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Науч. подход к изучению М. возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до 18 в. в Европе изучалась гл. обр. антич. М.; знакомство с историей, культурой и М. Египта, народов Америки, Востока дало возможность перейти к сравнит. изучению М. разных народов. В 18 в. историч. понимание М. дал итал. философ Дж. Вико. В сравнении с теорией Вико франц. Просвещение с его отказом от историч. подхода, рассматривавшее М. как продукт невежества и обмана, как суеверие, представляло собой шаг назад (Б. Фонтенель, Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др.). Напротив, англ, поэт Дж. Макферсон, нем. писатель и философ И. Г. Гердер и др. трактовали М. как выражение обще-нар. мудрости. Романтизм усилил интерес к М. Началось собирание и изложение нар. сказаний, легенд, сказок и мифов, стала складываться т. н. мифологическая школа, истолковывавшая мифы как источник нац. культуры и привлекавшая М. для объяснения происхождения и смысла явлений фольклора (её первые представители: нем. учёные К. Брентано, Я. и В. Гримм, Л. Арним и др.).

Римлянин с изображением предков. Мрамор. 1 в. до н. э. Палаццо Барбери-ни. Рим.

В рамках мифологич. школы в сер. 19 в. возник ряд позитивистских мифологич. теорий: солярно-метеорологич. теория (нем. учёные А. Кун, М. Мюллер, рус.- Ф. И. Буслаев, Л. Ф. Воеводский, О. Ф. Миллер и др.), истолковывавшая мифы как аллегорию тех или иных астрономич. и атмосферных явлений; теория " низшей М." или " демонологическая" (нем. учёные В. Шварц, В. Ман-хардт и др.), к-рая представляла мифы как отражение самых обыденных явлений жизни; а н и м и с т и ч. теория, сторонники к-рой переносили представления о человеческой душе на всю природу (англ, учёные Э. Тайлор, Г. Спенсер, Э. Лэнг, нем.- Л. Фробениус, рус.- В. Клингер и др.). Широкую популярность получила в 19 в. ист о-рико-филологич. теория (нем. учёные Г. Узенер, У. Виламовиц-Мёллендорф и др., рус.- В. Властов, Ф. Ф. Зелинский, Е. Г. Кагаров, С. А. Жебелев, Н. И. Новосадский, И. И. Толстой и др.), использовавшая методы лит. и лингвистич. анализа при изучении мифов.

Совр. бурж. теории базируются исключительно на логич. и психологич. данных истории человеческого сознания, вследствие чего М. истолковывается как тончайшее и высокоинтеллектуальное явление, каковым она не могла быть на заре человеческой истории. Эти теории носят, как правило, абстрактный и антиисторич. характер. Среди психологич. теорий 20 в. большой популярностью пользовалась концепция австр. учёного 3. Фрейда, к-рая все процессы социальной жизни, культуры сводила к психич. жизни индивидуума, выдвигала на первый план подсознательные, по преимуществу сексуальные потребности, к-рые якобы являются единств, фактором всего сознательного поведения человека. Один из крупнейших фрейдистов швейц. учёный К. Юнг видел в М. выражение бессознательной фантазии первобытного человеческого коллектива. В противоположность фрейдизму чдологич. теория" (кон. 20-30-х гг. 20 в.) франц. учёного Л. Леви-Брюля утверждает, что первобытная мысль якобы основана только на феноменальной памяти и на ассоциациях по смежности. Большое распространение имеет культурно-ист о р и ч. теория мифоооразо-вания (англ, учёные Дж. Фрейзер, Г. Р. Леви, Б. К. Малиновский, франц.-Ж. Дюмезиль, П. Сентив, амер.- Р.Кар-пентер и др.). Эта теория рассматривает всякий миф как отражение ритуала и переосмысление древнего магич. обряда. Структурная типология мифа (франц. учёный К. Леви-Строс в трудах 50- нач. 70-х гг. 20 в.) видит в М. поле бессознательных логич. операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Мифологические теории буржуазной науки, используя для объяснения М. ту или иную способность или деятельность отдельного человека (сексуальную, аффективно-волевую, умственную, религиозную, научную и т. д.), дают объяснение какой-нибудь одной стороны мифотворчества. Ни одна из этих концепций не может объяснить социальную сущность М., ибо объяснения следует искать не в отд. способностях человеческого духа, а в социальных условиях, породивших идеологию того или иного общества и, следовательно, составную её часть - М. Эта материалистич. концепция лежит в основе трудов сов. учёных А. М. Золотарёва, А. Ф. Лосева, С. А. Токарева, Ю. П. Францева, Б. И. Шаревской и др.; культурно-историч. толкование М. на марксистской основе и связанный с этим сравнительно-историч. анализ мирового эпоса даётся у В. Я. Проппа, П. Г. Богатырёва, В. М. Жирмунского, В. И. Абаева, Е. М. Мелетинского, И. Н. Голенищева-Кутузова и др.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIII (стр. 320-321).

Лит.: Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1; ЭнгельсФ., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930; его же, Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.- Л., 1959; Токарев С. А., Что такое мифология?, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, 1962, в. 10; его ж е, Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; М е л е-тинский Е. М., Происхождение героического эпоса, М., 1963; его же, Мифы древнего мира в сравнительном освещении, в кн.; Типология и взаимосвязи литератур древнего мира, М., 1971, с. 68 -133; Золотарёв А. М., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964; Ш а х н о-в и ч М. И., Первобытная мифология и философия, Л., 1971; Тренчени-Валь-д а п ф е л ь И., Мифология, пер. с венг., М., 1959; Д о н и н и А., Люди, идолы и боги, пер. с итал., М., 1962; Лев и-Строе К., Структура мифа, " Вопросы философии", 1970, № 7; The mythology of all races, ed. J. A. MacCulloch, v. 1 - 12, Boston, 1916-1928; Levi-Strauss C., Mythologi-ques, t. 1 - 4, P., 1964 - 71; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk-Los Ang., 1970. Перечень работ о М. как науке см. при ст. Мифология, Философская энциклопедия, т. 3.

А. Ф. Лосев.

МИФТАХОВ Сагит Мифтахович [10(23).1.1907, с. Красный Яр, ныне Ну-римановского р-на Башк. АССР, -февр. 1942], башкирский советский драматург. Чл. КПСС с 1925. Род. в крестьянской семье. В 1927 окончил Коммунистический ун-т трудящихся Востока. Был на парт, работе. Погиб на фронте. Печатался с 1925. Автор пьес " В стране панов" (пост. 1929, изд. 1932), " Кровь Урала" (пост. 1933), " Зимогоры" (пост. 1936, изд. 1944) и др. Драматургия М. тесно связана с актуальными проблемами действительности; победе социалистич. строя в деревне поев, пьесы " Сакмар" (изд. 1934), " Дружба и любовь" (1939, отд. изд. 1940), " Дочь степей" (1939, отд. изд. 1940). Велика заслуга М. в организации Башк. гос. театра оперы и балета.

Соч.: Пьесалар, Эфе, 1956.

Лит.: Т айнуллин М., Драматургия С. Мифтахова, Уфа, 1959.

МИФУНЭ Тосиро (р. 1.4.1920, Циндао, Китай), японский киноактёр. В 1947 дебютировал в фильме " По ту сторону серебряного хребта". Иск-во М. отличают острая выразительность пластики, связанная с традиц. япон. театральным иск-вом, бурный темперамент, стремление к углублённому раскрытию внутр. мира героев. Роль разбойника Тадземару в фильме " Расёмон" (1950) принесла М. мировую известность. Среди его работ выделяются образы самураев в кинолентах " Семь самураев" (1954), " Телохранитель" (1961), " Восставший" (1967), где он, нарушая установившуюся манеру исполнения таких ролей, подчёркивает стремление к человечности и добру. В числе лучших ролей также: Такэтоки Васидзу (" Замок паука", 1957, по " Макбету" Шекспира), Мухомацу (" Мухома-цу, человек-рикша", 1958), доктор Нийде (" Красная борода", 1965). В 1963 организовал собств. кинокомпанию " Мифуне-про". Дважды награждён премиями на Междунар. кинофестивалях в Венеции. Лит.: Ю р е н е в Р., Тосиро Мифунэ, в кн.: Актёры зарубежного кино, [в. 3], М., 1966.

И. Ю. Гене.

МИФЫ (греч. mythos - предание, сказание, миф) в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным сознанием вполне реальными. Специфика М. выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где М. представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах к-рой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы обществ, сознания, как иск-во, лит-pa, наука, религия, политич. идеология и т. п., они удерживают ряд мифо-логич. моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; М. переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в лит. творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своей сути художеств, лит-ре; исторически она предвосхитила мн. возможности" лит-ры и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что лит-pa не расстаётся с мифологич. основами и позднее, что относится не только к произв. с " мифологическими" сюжетами, но и к реалистич. и натуралистич. бытописа-тельству 19 и 20 вв. (достаточно назвать " Оливера Твиста" Ч. Диккенса, " Нана" Э. Золя, " Волшебную гору" Т. Манна).

Различные типы отношения поэта к М. удобно прослеживать на материале антич. лит-ры. " Известно, - писал К. Маркс, -что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву" (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Эти слова относятся прежде всего к гомеровскому эпосу (" Илиада", " Одиссея"), к-рый отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собств. лит-рой (ему подобны " Веды", " Махабхарата", " Рамаяна", " Пу-раны" в Индии, " Авеста" в Иране, " Эдда" в германо-сканд. мире и др.). Подход Гомера к действительности (" эпическая объективность", т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, - всё это насквозь проникнуто мифологич. стилем миропонимания. Известно, что действия и психич. состояния героев Гомера мотивируются вмешательством богов: в рамках эпич. картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что " мифология и Гомер суть одно и то же..." (Ш е л л и н г Ф., Философия искусства, М., 1966, с. 115). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознат. эстетич. творчества ведёт к переосмыслению М.: мифологич. материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется. Позднее греч. поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к М., но зато подвергают их решит, переработке - приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние М. сохраняется в период расцвета греч. трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологич. сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию " Персы" на сюжет из актуальной истории, он превращает самоё историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетич. гармонизацию М. (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом лит. игры и учёного коллекционирования (Каллимах).

Новые типы отношения к М. даёт рим. поэзия. Вергилий связывает М. с филос. осмыслением истории, создавая новую структуру мифологич. образа, к-рый обогащается символич. смыслом и лирич. проникновенностью, отчасти за счёт пла-стич. конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религ. содержания; у него совершается до конца сознат. игра с " заданными" мотивами, превращёнными в унифициров. систему; по отношению к отд. мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется " возвышенным" характером. Ср.-век. поэзия продолжала вергилиевское отношение к М., Возрождение - овидиев-ское. Начиная с позднего Возрождения неантич. образы христ. религии и рыцарского романа переводятся в образную систему антич. мифологии, понимаемой как универсальный язык (" Освобождённый Иерусалим" Т. Тассо, идиллии Ф. Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают апогея к 18 в.

Однако к концу 18 в. выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к М. происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Ф. Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против класси-цистич. аллегоризма (мифич. образ не " означает" нечто, но " есть" это нечто или он есть содержат, форма, находящаяся в органич. единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (античность), а различные по внутр. законам мифологии миры; они осваивают богатство герм., кельт., слав, мифологии и М. Востока. В 40-70-х гг. 19 в. грандиозная попытка заставить мир М. и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в муз. драматургии Р. Вагнера; его подход создал большую традицию.

Мифы в литературе. " Сотворение человека". Илл. У. Блейка в книге " Бытие". 1825.

Мифы в литературе. " Фаэтон и его мать". Илл. П. Пикассо к " Метаморфозам" Овидия. 1931.

20 в. выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистич. отношения к М.; тетралогия Т. Манна " Иосиф и его братья" явилась результатом серьёзного изучения науч. теорий мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Ф. Кафки и Дж. Джойса, а также в " Кентавре" Дж. Апдайка. Для совр. писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед М. (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непа-тетич. отношение к ним, в к-ром.интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы М. отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал