Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
X. Народное образование. В дореволюц. Монголии число грамотных не достигало и 1% населения
В дореволюц. Монголии число грамотных не достигало и 1% населения. Школ в стране не было, лишь при буддийских монастырях имелись уч. заведения - дацаны, где обучали гл. обр. тибетскому языку, буддийской философии, астрологии. После победы нар. революции 1921 нар. пр-во приступило к созданию гос. системы нар. образования. В авг. 1921 был принят Указ об организации начальной школы, в том же году утверждён Устав начальной школы, а в 1927 - Устав средней школы, в соответствии с к-рыми запрещалась деятельность частных школ, предусматривалось создание государственной подлинно нар. школы с преподаванием на родном языке. В течение 1921 -1922 в стране было открыто 12 нач. школ и одна 7-летняя - в Улан-Баторе, в к-рых обучалось 400 детей. Принципы организации нар. образования были сформулированы в принятой 4-м съездом МНРП (1925) 2-й программе партии: создание -единой общеобразоват. светской школы для всех детей независимо от пола и национальности, обязательное бесплатное совместное обучение детей до 18 лет, запрещение телесных наказаний. Перед школой поставлена задача воспитания уч-ся в духе преданности партии и народу. В первые годы нар. власти развитие нар. образования осложнялось недостатком средств для организации массового обучения, отсутствием пед. кадров и опыта организации школьного дела. В 1922 открылись первые курсы для подготовки учителей. В конце 20-х гг. подготовка кадров учителей начала осуществляться в сов. уч. заведениях. В 1933 были введены типовые учебные планы и программы обучения. Упорное сопротивление введению светского образования оказывала ламаистская церковь. До конца 30-х гг. наряду с гос. школами существовали монастырские школы (в 1933 в них обучалось 18 тыс. учеников-послушников). С первых же лет нар. власти при всех школах, во всех воинских частях, при пром. предприятиях и хоз. opr-циях создавалась широкая сеть школ и кружков для взрослых. В 1941 было принято постановление о переходе на новый алфавит, в основу к-poro была положена славянская графич. система. По всей стране развернулось всенар. движение под лозунгом: " Каждый грамотный, обучи не менее трёх неграмотных". К концу 1-й пятилетки (1952) неграмотность почти всего взрослого населения была успешно ликвидирована. В 1955 ЦК МНРП и Совет Министров МНР приняли постановление " О всеобщем обязательном начальном обучении детей школьного возраста", а в 1958 " О введении всеобщего обязательного семилетнего обучения в городах и аймачных центрах". Получила дальнейшее развитие система обучения взрослого населения через широкую сеть сезонных, сменных и вечерних общеобразоват. школ. Новая программа МНРП, принятая 15-м съездом (1966), поставила задачу осуществить в ближайшем будущем всеобщее неполное ср. образование всех детей школьного возраста и подготовить условия для перехода в дальнейшем к всеобщему полному ср. образованию. С 1972/73 уч. г. осуществляется переход всех ср. школ на новую программу обучения, в соответствии с к-рой срок обучения установлен: в нач. школе - 3 года, в неполной ср. школе - 8 лет, в полной ср. школе - 10 лет. В 1973/74 уч. г. насчитывалось 549 школ всех видов, в к-рых обучалось 274, 3 тыс. уч-ся. В 1964 в МНР введена система проф-технич. обучения в целях подготовки кадров квалифициров. рабочих. В 1972 имелось 20 профтехучилищ, в к-рых обучалось 8, 7 тыс. чел. За 1965-70 подготовлено более 20 тыс. рабочих по 70 специальностям. Первые ср. спец. уч. заведения созданы в 1924; преподавали в них сов. педагоги и специалисты. В 1970 имелось 19 техникумов (несколько мед., вет. и с.-х.; финансово-экономич., торг., политехнич., ж.-д. и др.), в к-рых обучалось 11, 1 тыс. чел. Начало созданию высшей ступени в системе нар. образования положено в 1940, когда в Улан-Баторе был организован Учительский ин-т, а в 1942 открыт Монг. гос. ун-т, созданный с помощью СССР. Первоначально ун-т имел 3 ф-та: мед., вет., пед. В 1972 функционировали ф-ты: физико-математич., химико-биологич., обществ, наук (готовящий специалистов по философии, истории, праву), эконо-мич., филологический. В 1969 при содействии ЮНЕСКО при ун-те создан По-литехнич. ин-т. Отд. ф-ты ун-та выделились в самостоят, ин-ты: пед. (в 1951), с.-х. (1958), мед. (1961). В 1972/73 уч. г. в вузах обучалось 8, 9 тыс. студентов. К 1970 в высших и ср. спец. уч. заведениях СССР было подготовлено более 15 тыс. монг. специалистов; в 1973 св. 4 тыс. монг. студентов обучалось в СССР. В Улан-Баторе находятся крупнейшая библиотека МНР - Гос. публичная б-ка (осн. в 1921, 1 млн. тт.), Гос. центральный музей, Музей В. И. Ленина, Центр, музей революции, Музей истории религии, Музей изобразительных искусств, Музей реконструкции Улан-Батора, Дом-музей Д. Нацагдоржа. Лит.: Б а л д а е в Р. Л., Народное образование в Монгольской Народной Республике, М., 1971. Л.М. Гатауллина.
|