Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К ст. Монгольская Народная Республика. 4 страница
Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало более централизованного контроля. Не случайно уже после 2-й мировой войны 1939-45 многие амер. корпорации включали свои прежние дочерние компании в число отделений, т. е. заменили систему участия непосредственным централизованным контролем. После 2-й мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистич. объединений, т. н. конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой производств, связи и не связанные также единым сырьём, едиными условиями сбыта. Создание конгломератов - результат усиления с сер. 20 в. концентрации науч. исследований, управления. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиц. рынок капитала. Развитие всех видов монополистич. концентрации неуклонно ведёт к тому, что всё большая часть нац. дохода и нац. богатства капиталистич. стран сосредоточивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистич. данные о доле капитальных активов у крупнейших корпораций обрабатывающей пром-сти США в общей сумме активов обрабатывающей пром-сти в 1948-69 (%):
Доступные статистич. данные указывают на интенсивность процесса монополистич. концентрации в Великобритании. Доля капитальных активов, находящаяся в руках 100 крупнейших фирм обрабат. пром-сти, торговли и услуг, выросла с 44% в 1953 до 62% общего объёма активов в 1963 (по данным Нац. ин-та экономич. и социальных исследований). Развитие М. к. значительно усилило противоречие между тенденцией к планомерности, выступающей во внутр. организации деятельности крупного пром. объединения, и анархией капиталистич. х-ва в целом. По мере роста монополий оно углубляется, вызывая к жизни новые системы регулирования х-ва в виде межотраслевых монополистич. союзов, гос. регулирования и программирования. Однако в условиях капитализма это противоречие никогда не может быть разрешено. Т. о., монополизация х-ва создаёт не только материальную основу в виде производит, сил, но и формальный аппарат для перехода от капитализма к более высокой организации обществ, произ-ва. Но именно по этому пункту существует решительное расхождение между ленинской теорией империализма и различными теоретиками " организованного капитализма", " современного индустриального общества" и т. д. В своё время В. И. Ленин подверг решительной критике К. Каутского, к-рый утверждал, что развитие монополистических союзов ведёт к созданию всемирного капиталистич. треста, к " ультраимпериализму". Каутский абсолютизировал тенденцию к организации, к планированию, вытекающую из крупного произ-ва. Ленин в противовес Каутскому показал, что тенденция к планомерности, к всеобщей организации производства находится в непримиримом противоречии с самой основой капитализма, являющегося стихийной системой х-ва. Среди направлений бурж. экономич. теорий, дающих оценку последствиям монополизации х-ва, наибольшую известность получила теория " эффективной" конкуренции (амер. экономисты Дж. М. Кларк, Дж. Бейн, Э. Мейсон и др.). Суть теоретич. изысканий и Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1; Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1, М., 1970, гл. 5 - 7. Ю. Б. Кочеврин. Монополии капиталистические в России. Первые М. к. образовались в 80-х гг. 19 в. (Союз рельсовых фабрикантов, Союз рельсовых заводов и др.). Своеобразие развития М. к. заключалось в непосредств. вмешательстве гос. органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды гос. х-ва или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефт. и сах. пром-сть). Это привело к раннему возникновению гос.-монополистич. тенденций. В 80-90-х гг. действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в пром-сти и на водном транспорте. Монополистич. концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностр. капитал. До нач. 20 в. роль М. к. в экономике была невелика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономич. кризис 1900-03. М. к. постепенно охватывали важнейшие отрасли пром-сти и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в к-рых был монополизирован сбыт, при сохранении их участниками производств, и финанс. самостоятельности. Возникали объединения и трестовского типа (Т-во " Бр. Нобель", Ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и адм. норм, регулирующих порядок оформления и деятельность М. к., делало возможным использование против них гос-вом законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это вело к распространению официально не регистрируемых М. к., часть к-рых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке пр-ва (" Продпаровоз", воен.-пром. монополии и др.). " Нелегальное" положение создавало для М. к. неудобства (ограничение коммерч. и юрид. деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешённые формы пром. объединений. Мн. крупные синдикаты - " Продамет", " Продуголь", " Продвагон", " Кровля", " Медь", " Проволока", РОСТ (Росс, об-во спичечной торговли) и др.- по форме были акц. предприятиями, действительные цели и деятельность к-рых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в неск. соглашениях. В период пром. подъёма (1910-14) происходил дальнейший рост М. к. Число торг, и пром. картелей и синдикатов составило 150-200. Неск. десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение к-рых в пром-сть наряду с процессами концентрации и комбинирования произ-ва способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т. п. (Рус. нефт. генеральная корпорация, " Треугольник", " Коломна-Сормово", " Рус-суд-Наваль", воен.-пром. группа Рус.-Азиат. банка и др.). Уровень концентрации сбыта и произ-ва в М. к. был очень неравномерен. В одних отраслях нар. х-ва (металлургия, трансп. машиностроение, нефте- и угледобыча, сах. произ-во) М. к. контролировали осн. часть произ-ва и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, лёгкая и пищ. пром-сть)-уровень монополизации был невысок. В годы 1-й мировой войны 1914-18 прекратилась деятельность ряда локальных М. к., но в целом война увеличила число М. к. и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова -Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развились М. к., связанные с военным производством. Росс, монополистич. капитализм на основе сращивания М. к. с гос. органами (Металлургич. к-т, Джутовый синдикат и др.), а также в форме " принудительных" объединений по инициативе и при участии пр-ва (орг-ции Ванкова, Ипатьева, Киевская орг-ция произ-ва колючей проволоки и др.). М. к. были ликвидированы в результате Окт. революции 1917 в ходе национализации пром-сти и банков в 1917-18. Сов. гос-во частично использовало учётные и распределит, органы М. к. при создании органов управления нар. х-вом. Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; Цыперович Г., Синдикаты и тресты в дореволюционной России и в СССР, Л., 1927; Грановский Е., Монополистический капитализм в России, [Л.], 1929; Т а р-н о в с к и и К. Н., Формирование государственно-монополистического капитализма в России в годы первой мировой войны (На примере металлургической промышленности), М., 1958; Монополии и иностранный капитал в России, М. -Л., 1962; Л и в ш и н Я. И., Монополии в экономике России, М., 1961; Об особенностях империализма в России, [Сб. ст.], М., 1963; Лаверычев В. Я., Монополистический капитал в текстильной промышленности (1900 - 1917 гг.), М., 1963; Бовыкин В. И., Зарождение финансового капитала в России, М., 1967; К и т а н и н а Т. М., Военно-инфляционные концерны в России 1914 - 1917 гг. Л., 1969. См. т, же лит. при ст. Империализм. Т. Д. Крупш МОНОПОЛИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ частные, крупнейшие капиталистич. фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной нац. принадлежности устанавливающие господство в одной или неск. сферах мирового капиталистич. х-ва с целью извлечения максимальных прибылей. Экономич. основой возникновения и развития М. м. является высокаястепень обобществления капиталистич. произ-ва и интернационализация хоз. жизни. М. м. по своим формам делятся на две группы: нац. тресты и концерны с зарубежными активами (транснациональные монополии) и собственно межд. нар. монополии. Последние включают как междунар. тресты и концерны, основанные на единстве монополистич. собственности, так и межфирменные союзы (картели и синдикаты, монополистич. объединения на производств, и научн. технич. основе). Транснациональные монополии национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности Компании этого типа существовали уже в 19 в., но широкий размах их деятельность получила лишь в сер. 20 в. Taк напр., у амер. нефтяного концерна " Стандард ойл оф Нью-Джерси", имеющего в 1967 производств, предприятия в 45 странах, активы за рубежом составляли 56% общей их суммы, объём продаж - 68%, прибыли - 52%. Подавляющая часть производств, мощностей и сбытовых орг-ций швейц. пищевого концерна " Нестле" размещена в др. странах. Только 2-3% всего оборот концерна в кон. 1960-х гг. приходилось на Швейцарию. О растущем значении таких компаний в мировой капиталистич. экономике свидетельствует стремительное увеличение объёма " интернациональной" продукции (измеряется оборотом продаж предприятий, контролируемых иностр. капиталом). С нач. 50-х г.г. 20 в. он увеличивался ежегодно в среднем на 10%, превышая примерно вдвое темпы роста обществ, произ-ва капиталистич. стран. На нач. 70-х гг. " интернациональная" продукция оценивалась в 250-З00 млрд. долл. в год, что за вычетом стоимости сырья и незавершённого произ-ва соответствовало приблизительно 7% валового продукта капиталистич. мира Более 2/з " интернациональной" продукции производят тресты и концерны США и ок. 1/3 - зап.-европейские, прежде всего англ., голл. и швейцарские. В 1968-69 из 589 фирм с активами в 10 и более странах 268 являлись компаниями США и 321 - компаниями Зап. Европы. Следовательно, зап.-европ. транснациональные фирмы, существенно уступая своим амер. конкурентам по совокупному объему " интернационального" произ-ва, превосходят их несколько в количество отношении. Это объясняется более крупными размерами монополий США. Последние уступают зап.-европ. транснациональным трестам (концернам) и по степени " международности" (удельный веса активов, произ-ва, оборота продаж, прибылей, занятых за рубежом). Среди транснациональных компаний практически отсутствуют япон. фирмы. Гл. месте во внешнеэкономич. экспансии Японии принадлежит вывозу товаров. Но с нач. 70-х гг. наметилась тенденция к увеличению япон. инвестиций в пром. предприятия США и Зап. Европы. В отличие от транснациональных монополий, хозяевами междунар. (меж-нац.) трестов и концернов являются капиталисты не одного, а двух или нескольких гос-в. Важнейшая их особенность - междунар. рассредоточение акц. капитала и многонац. состав ядра треста или концерна. Таковы, напр., англо-голл. химико-пищевой концерн " Юнилевер", англо-голл. нефтяной концерн " Ройял датч-Шелл", западногермано-бельг. трест фотохимич. товаров " Агфа-Геверт", ан-гло-итал. резинотехнич. концерн " Дан-лоп - Пирелли", итало-франц. автомобильный концерн " ФИАТ - Ситроен" и нек-рые др. Первые межнац. тресты и концерны возникли в нач. 20 в. Однако и их число относительно невелико, поскольку объединение капиталов разной нац. принадлежности сопряжено с большими сложностями: различия в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие к.-л. правительства и т. д. Существуют след. осн.способы объединения капиталистич. фирм в монополии этого типа: учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна; приобретение нац. трестом (концерном) доли контрольного пакета акций иностр. монополии; непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияния де-юре); объединение компаний различных национальностей посредством " квазислияний". Последние осуществляются путём обмена акциями между фирмами, сохраняющими юрид. независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Эти формы " квазислияний" могут переплетаться, а также дополняться иными соглашениями. Слияния такого типа - наиболее распространённая форма образования междунар. трестов и концернов. Они помогают раз-нонациональным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности произ-ва и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее месторасположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к нац. законодательству своей страны. Междунар. картельные соглашения -исторически первенствующая форма собственно М. м. (см. Картель международный). Их появление относится к 60-80-м гг. 19 в. В отличие от картелей того времени, совр. междунар. картельные соглашения заключаются преим. монополистич. гигантами. Под междунар. " классические" картели всё чаще подводится сетка более сложных монополистич. образований, охватывающих сферу произ-ва, науч. исследований, управления и т. п. Выдвижение на передний план новых форм междунар. монополистич. соглашений (об обмене патентными правами и технич. информацией, совместном изыскании новых областей применения своей продукции и новых методов борьбы с конкуренцией заменителей, коллективном использовании дорогостоящего оборудования, унификации типов изделий и т. п.) и их сплетение с междунар. картелями традиционного типа обусловлено как структурными изменениями в мировом произ-ве и торговле, так и усилившимся стремлением картелей к маскировке своей деятельности, чтобы скрыть свою истинную силу, свои приёмы регулирования рынков. Структурные сдвиги в мировой торговле, вызванные научно-технич. революцией, привели к падению в мировом товарообороте удельного веса сырья и увеличению удельного веса готовых изделий, в особенности машин и оборудования. " Классический" тип картеля не приспособлен к рынкам машин и оборудования, т. к. методы картельного регулирования предполагают сопоставимость цен и их поддержание на неизменном уровне. Производители этих товаров в борьбе за покупателя всё чаще идут по пути улучшения конструкции и оформления своих машин при неизменных ценах. Эта т. н. неценовая конкуренция не поддаётся традиционной регламентации с помощью обычных картельных методов. Совр. междунар. межфирменные договоры представляют собой, как правило, не картельные соглашения " в чистом виде", а лишь содержат их отд. элементы. Новые черты приобретают и междунар. синдикаты (разновидность междунар. картелей): расширяются их функции, охватывающие теперь уже не только сбыт, но и технич. обслуживание реализованной продукции, прежде всего продукции машиностроения. В мировой капиталистич. экономике усиливается процесс постепенного втягивания бурж. гос-ва в борьбу за максимальную долю в общем фонде прибавочной стоимости, присваиваемой междунар. буржуазией. Это находит своё выражение в растущем использовании М. м. аппарата нац. и иностр. гос-в, в возникновении и развитии различных форм гос.-монополистич. объединений. Несмотря на рост после 2-й мировой войны 1939-45 экономич. мощи М. м., они уже не являются полновластными хозяевами на мировом капиталистич. рынке. Три важнейших фактора современности - мировая социалистич. система, междунар. рабочее движение и нац.-освободит. борьба - ставят определённые границы хозяйничанию монополий. Острая борьба развёртывается не только между революц. силами современности, с одной стороны, и междунар. союзами монополистов - с другой, но и внутри последних, между монополиями и аутсайдерами, между производителями и потребителями одних и тех же товаров, между монополиями разных отраслей. В условиях бурного научно-технич. прогресса крайне усиливается неравномерность развития в отд. капиталистич. странах отраслей пром-сти и торговли, контролируемых междунар. союзами монополий, резко возрастает подвижность в расстановке сил конкурентов. В результате острее, чем прежде, встаёт проблема экономич. передела мира. Такой передел осуществляется " по силе", " по капиталу". При этом междунар. соглашения монополистов нередко прерываются и борьба идёт в открытую. Экономич. передел мира в его совр. формах не приводит к притуплению или сглаживанию межимпериалистич. противоречий, а вызывает их дальнейшее обострение и углубление. Лит.: Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 2, М., 1970; Б е л о у с Т. Я., Международные промышленные монополии, М., 1972; Jear-book of international organizations, Union of International Association, 12 ed., Brussel, 1968-69, p. 1203-14; Tugendhat Ch., The Multinationals, L., 1971. Т.Я-Белоус.. МОНОПОЛИИ ПО ХИМИЧЕСКИМ ВОЛОКНАМ капиталистических стран, см. Химических волокон монополии. МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, см. в ст. Империализм. МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ, буржуазная теория, исследующая рыночные проявления господства монополий в условиях отраслей совр. капиталистич. массового про-из ва, в основном уже прошедших через технологич. перестройку в ходе научно-технич. революции. Гл. положения теории сформулированы Э. Чемберлином в кон. 20-х гг. 20 в. В разработке ряда проблем М. к. т. приняли участие Н. Кал-дор, О. Моргенштерн, У. Фелнер, У. Баумол и др. Система понятий и категорий М. к. т. основана на признании переплетения на рынках элементов монополии с конкуренцией, а также на признании погони за монопольной прибылью определяющей целью рыночной стратегии фирмы. Последнее объединяет М. к. т. с теорией несовершенной конкуренции Дж. Робинсон (см. Несовершенной конкуренции теория). Но в отличие от неё, Чемберлин анализировал деятельность в основном не торгово-пром. монополий, ещё окружённых морем получающих ср. прибыль немонополистич. предприятий, а повсеместно господствующих групповых пром.-торг. монополий, конкурирующих друг с другом внутри отраслей, а также выступающих на большинстве рынков уже в роли и продавцов и покупателей. Исходным для ценообразования здесь стал т. н. принцип полных конкурентных издержек, включающих выравнивающуюся для монополизированных отраслей " обычную" норму прибыли вне зависимости от того, какая часть мощностей бездействует. Кардинальным пороком М. к. т. является то, что поверхностные рыночные процессы формирования цен и прибылей представляются в качестве процессов самого создания стоимости и прибыли. Вульгарная абсолютизация значения сферы обращения (т. н. меновая концепция) маскирует гл. источник монопольной прибыли - прибавочную стоимость, создаваемую наёмным трудом в рамках каждой монополии. М. к. т. свойствен антиисторизм в подходе к предмету исследования. М. к. т. в целом направлена на маскировку острейших противоречий капиталистического способа производства - между наёмным трудом и капиталом, между монополиями и немонополистическим капиталом, между интересами монополий и общества. Лит.: Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч.. 5 изд., т. 27; Б л ю м и н И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 3, М., 1963, гл. 6; А л ь т е р Л. Б., Буржуазная политэкономия США, М., 1971; Ж а м с Э., История экономической мысли XX в., пер. с франц., М., 1959; Чемберлин Э., Теория монополистической конкуренции, пер. с англ., М., 1959. Ю. А. Васильчук. МОНОПОЛИЯ (от моно... и греч. poleo - продаю), исключительное (монопольное) право в определённой области гос-ва (напр., монополия внешней торговли), организации, фирмы и т. д. МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ государственная, сосредоточение в руках гос-ва руководства всей внешней торговлей страны. Ведение внешней торговли на основе гос. монополии является при социализме объективной необходимостью в силу социалистич. собственности на средства произ-ва и планового ведения х-ва. Теоретич. обоснование М. в. т. дано в трудах В. И. Ленина, под руководством к-рого были определены организац. формы её осуществления. Установление монополии гос-ва на внешнюю торговлю Ленин рассматривал как важную составную часть социалистич. преобразований экономики страны (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 35, с. 123, 124; т. 36, с. 182, 183). В то же время Ленин считал введение М. в. т. совершенно необходимым для защиты от экономии, и торговой экспансии извне. Ленин боролся с противниками М. в. т. Он указывал, что пролетариат "...абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли" (там же, т. 45, с. 336). Осн. функция М. в. т.- обеспечение в сфере внешних торг, связей общегос. интересов. М. в. т. способствует достижению максимально эффективных экспортно-импортных операций, обеспечивает единство выступлений всех сов. хоз. организаций на внеш. рынках, а также органов управления в сфере межгос. отношений по вопросам внешней торговли. М. в. т. гарантирует независимое развитие нар. х-ва СССР и плановый характер его внешней торговли. Во взаимоотношениях с капиталистич. странами М. в. т. выступает в качестве действенного инструмента защиты от экономич. экспансии. В отношениях с другими социалистическими странами М. в. т.- важное средство координации планового развития народного х-ва. Существенные черты М. в. т.: осуществление непосредственного гос. руководства внешнеторговым обменом страны специально уполномоченными органами управления; определение органов управления или орг-ций, имеющих право совершения внешнеторговых сделок; планирование внешней торговли; валютное регулирование экспортных и импортных операций; установление порядка совершения таких операций и контроль за его соблюдением всеми органами управления и хоз. орг-циями, получившими право выхода на внеш. рынок. В СССР М. в. т. была установлена декретом СНК от 22 апреля 1918 " О национализации внешней торговли" (СУ 1918, № 33, ст. 432). Согласно декрету непосредственное гос. руководство внешней торговлей поручалось Нар. комиссариату торговли и пром-сти, переименованному в 1920 в Нар. комиссариат внешней торговли (СУ 1920, № 53, ст. 235). Внешне-торг. сделки могли совершаться впредь только органами, специально уполномоченными гос-вом. В ст. 14 Конституции СССР указано, что внешняя торговля на основе М. в. т. подлежит ведению Союза ССР в лице его высших органов гос. власти и органов гос. управления. Систему органов гос. управления, осуществляющих руководство внешней торговлей, возглавляет Сов. Мин. СССР. В управлении внешней торговлей принимает участие Гос. плановый комитет Сов. Мин. СССР, в ведение которого входит планирование экспорта и импорта. Порядок внешнеторговой продажи и закупки лицензий на использование изобретений определяет Гос. комитет Сов. Мин. СССР по науке и технике. Непосредственное гос. руководство внешнеторговым обменом осуществляет Мин-во внешней торговли СССР. Согласно Положению об этом мин-ве (ранее наркомате) от 12 нояб. 1923 (СУ 1923, № 108, ст. 1035) оно было создано " для руководства всей внешней торговой деятельностью Союза ССР на основе государственной монополии". Ему подведомственны уполномоченные мин-ва в союзных республиках и ряде крупных пром. центров, а за границей - торг, представительства СССР. Определённые правомочия по управлению внешнеторг. обменом, связанным с сооружением за границей пром. и др. объектов с помощью Сов. Союза, предоставлены также Гос. комитету Сов. Мин. СССР по внеш. экономич. связям, созданному в 1957. Всесоюзные внешнеторг. объединения на основании и в пределах их уставов, внешнеторг. планов, экспортных и импортных разрешений и лицензий ведут экспортные и импортные операции по определённой номенклатуре товаров и услуг, закреплённой за каждым объединением. Внешнеторг. объединения - самостоятельные хоз. орг-ции, к-рые пользуются правами юрид. лиц. По своим обязательствам они несут обособленную имущественную ответственность. В совр. условиях организац. формы М. в. т. изменяются как составная часть общих мероприятий по совершенствованию управления нар. х-вом. Совершенствование системы внешнеэкономич. отношений рассматривается как большой резерв повышения экономич. эффективности обществ, произ-ва (см. Международное экономическое сотрудничество). К участию во внешнеэкономич. связях СССР стали шире привлекаться пром. мин-ва и нек-рые другие ведомства, производств, предприятия и объединения. Государственная М. в. т. надёжно обеспечивает экономич. интересы страны, активно содействует проведению внеш. политики СССР. Опыт СССР в осуществлении М. в. т. используется др. социалистич. странами, в к-рых также установлена монополия гос-ва на внешнюю торговлю. В нек-рых социалистич. странах наряду с внешнеторг. орг-циями право выхода на внеш. рынки предоставлено производств, предприятиям и их объединениям; созданы внешнеторг. орг-ции, находящиеся в двойном подчинении - мин-ву внешней торговли и соответствующему отраслевому мин-ву. Усиление роли гос-ва во внешней торговле характерно также для развивающихся стран и особенно для стран социалистич. ориентации. В одних странах эта роль ограничивается гос. регулированием и контролем экспортно-импортных операций, в других - введена монополия гос-ва на торговлю отд. товарами, в третьих -установлена государственная М. в. т. Гос. контроль над экспортно-импортными операциями и монополизация внеш. торговли позволяют развивающимся странам использовать возможности внешних экономических связей для развития национальной экономики. Лит.: Ленин В. И., Записка И. В. Сталину с проектом постановления Политбюро ЦК РКП(б) по вопросу о монополии внешней торговли, 15 мая 1922 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, Письмо И. В. Сталину для членов ЦК РКП(б) о монополии внешней торговли, 13. X. 1922, там его же, О монополии внешней торги там Же; Материалы XXIV съезда КП М., 1971; Красин Л. Б., Вопросы внешней торговли, 2 изд., М., 1970; П о з д ков В. С., Государственная монопо внешней торговли в СССР, М., 1969. B.C. Поздняков МОНОПОЛИЯ ЧАСТНОЙ СОБСВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, см. в Абсолютная рента. МОНОПОЛЬ ДИРАКА, магнитны монопль (polos - полюс), гипотетическая части обладающая положит, или отрицат. магнитным зарядом. См. Магнитный монополь. МОНОПОЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ, форма дохода, цель и результат деятельности монополистического торг, и пром. капитала. М. п. является не только результатом эксплуатации капиталом рабочего класса, но и результатом перераспределения в пользу монополий доходов крестьян, ремесленников, лиц свобод. профессий, мелкой и ср. буржуаз. эксплуатации народов развивающ. стран. Торговая М. п. образуется не прибавочной стоимости, создаваемой бочими, а за счёт эксплуатации крестьян и ремесленников посредством закупое их продукции ниже стоимости и продажи по ценам выше стоимости. Характерна для 17-18 вв., периода господства на мировом рынке торг, монополий (Ост-Индская, Вест-Индская компании и др.).
|