Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное экономическое программирование, его объекты, виды государственных экономических программ.






Государственная экономическая программа — это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в установленные сроки, и за контроль, обеспеченный достаточным целевым финансированием и правовой базой.

Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием

Государственные экономические программы существовали всегда, но в расплывчатой форме, в виде социально-экономических разделов программ правящих партий, тронных речей монархов, экономических концепций, которых официально придерживалось правительство. Однако их цели не были увязаны со средствами, отсутствовало правовое и институциональное обеспечение и целевое финансирование.

Единственной финансово обеспеченной программой был государственный бюджет. Однако в конце 50-х гг. экономистам – теоретикам и практикам стало ясно, что для системного регулирования экономики страны государственного бюджета рассчитанного на один год, и отдельных региональных и отраслевых программ недостаточно

В 60-х гг. в ряде развитых стран с рыночной экономикой на базе опыта составления конкретных отраслевых, региональных, а также чрезвычайных программ перешли к общенациональному среднесрочному программированию.

Среднесрочные общенациональные программы охватывают все важнейшие показатели социально-экономического развития страны. Как правило, они составляются сроком на пять лет с ежегодной корректировкой и продлением на один год (скользящее программирование).

Задачи, стоящие перед государственным программированием, при всех национальных и временных различиях имеют следующие общие черты:

1) обеспечение максимально возможного достижения четырех основных целей ГРЭ («магического четырехугольника»);

2) осуществление ГРЭ не в ущерб, а на благо существующей системе рыночной экономики;

3) максимально приближенное к действительности прогнозирование развития экономических и социальных процессов внутри страны и на основе этого – разработка иерархии целей государственных программ с точки зрения важности и срочности;

4) выяснение совместимости намеченных целей и сочетаемости инструментов осуществления государственных программ;

5) обеспечение эффективности и экономии расходуемых бюджетных средств.

Государственные программы, направленные на решение отдельных хозяйственных задач, представляют исторически и логически начальный этап и основу программирования. Они подразделяются по различным признакам на несколько видов.

Все рассматриваемые программы носят сугубо целевой характер. Их объектом обычно являются отрасли и регионы, находящиеся в тяжелом положении; социальная сфера, например, положение пенсионеров, ветеранов, многодетных семей, социально-экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем; проведение научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные; по времени действия они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Главное их различие в уровне целей, а также в арсеналах используемых средств, сроках осуществления и масштабах финансирования.

Чрезвычайные программы. Чрезвычайные программы разрабатывают и осуществляют во время критических ситуаций, например при угрозе взрыва социального недовольства, стихийных бедствиях, послевоенной разрухе, надвигающемся голоде. Типичные экономические причины для чрезвычайных программ – затянувшийся кризис, массовая безработица, инфляция, достигшая опасных масштабов. Такие программы, как правило, краткосрочны. В инструментарии их осуществления заметное место занимают средства административного регулирования.

Программы развития транспортной сети. Прежде всего следует отметить среднесрочные или долгосрочные программы по реконструкции, а в некоторых странах и по новому строительству железных дорог, переводу их на новые типы железнодорожного полотна и поездов, обеспечивающие скорость более 200 км/ч. Такие программы успешно развиваются и в Западной Европе и в Японии. Они часто носят международный характер, соединения современными скоростными магистралями несколько стран (Париж — Москва, Берлин — Калининград — республики Балтии, Копенгаген — Рим).

Аграрные программы. Особое место в отраслевом программировании занимает сельское хозяйство. Цели среднесрочного программирования в аграрном секторе следующие:

создать крупные и устойчивые хозяйства, способные увеличить продуктивность отрасли, снизить издержки производства;

увеличить рынок сбыта сельскохозяйственной строительной техники, горючего, строительных материалов;

не допустить массового разорения сельских жителей и переселений их в города;

укрепить социальную и политическую базу существующей власти в деревне.

Региональные программы. Широкое распространение получили региональные программы, которые подразделяются на краткосрочные, например программы помощи районам, временно оказавшимся в тяжелом положении и долгосрочные Среди них встречаются широкомасштабные пpoграммы, влияющие на экономическое будущее страны, например, освоение огромного бассейна верховьев реки Амазонки в Бразилии. Такие программы, наряду с созданием инфраструктуры, предусматривают помощь переселенцам, инвестиционные, налоговые и кредитные льготы.

Кроме перечисленных, среди конкретных государственных программ видное место занимают программы энергетические, экологические, программы в области жилищного строительства

Программы улучшения структуры экономики. Аналогично научно-исследовательским программам в ряде стран парламенты принимают структурные программы, содержащие цели, объекты, субъекты и средства улучшения отраслевой и региональной структур. Частью этих программ является сохранение и создание новых рабочих мест в отраслях или районах, находящихся в состоянии депрессии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал