Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ш. Исторический очерк






Древнейшие следы человека на терр. M. относятся к кам. веку (Щукинская неолитич. столика на р. Москве). В пределах совр. города открыто также значит, число архсол. памятников более поздних эпох: могильник фатьяновской культуры бронз, века (у с. Давыдково), городища дьяковской культуры раннего жел. века (у с. Дьяково близ Коломенского, на терр. Кремля, на Ленинских горах, на р. Сетунь, в Кунцевском лесопарке и др.). Много отдельных находок, относящихся к эпохе первобытнообщинного строя, сделано в разных р-нах M.

В кон. 1-го тыс. н. э. Моск. край был заселён славянами - вятичами и (к С.-З. от coвp. M.) кривичами. Группы курганов (у ст. Яуза, в Царицыне, Чертанове, Конькове, Деревлёве, Зюзине, Черёмушках, Матвеевском, Филях, Tyшине и др.) свидетельствуют о находившихся там в 11-13 вв. вятичских деревнях. Вятичи составляли и первонач. ядро населения M.

Раскопки, проведённые на терр. Кремля н Зарядья, свидетельствуют о том, что в кон. 11 в. M. представляла собой расположенный у устья р. Неглинной небольшой городок с феод, центром и ремесленпо-торг. предградьем. Оконечность мыса между pp. Неглинной н Москвой была защищена валом н рвом (проходили у юго-зап. угла совр. Большого Кремлёвского дворца). Неукреплённая часть городка простиралась примерно до совр. Кремлёвского Дворца съездов, а по берегу р. Москвы - значительно дальше, до совр. здания гостиницы " Россия", где, вероятно, была пристань. Древнейшие находки-фрагменты поливных сосудов, печать Киевской митрополии (не позднее 1096) - свидетельствуют о торг, и полнтич. связях M. того времени с Киевом. M. (Москов) впервые упоминается в летописи в 1147 уже как владение Суздальского князя Юрия Долгорукого. К 1156 летопись относит постройку новой, более обширной крепости (часть её деревянной конструкции была обнару-

Остатки Кремлёвских укреплений. 12 в.

жена в i960 при рытье котлована для фундамента Кремлёвского Дворца съездов). Терр. крепости выросла в 3-4 раза, посад занял весь Москворецкий подол, а на С. достиг совр. здания Арсенала в Кремле. В 1-й пол. 13 в. M. стала уделом, к-рып иногда давали во владение младшим сыновьям владимирских великих князей. Разорённая зимой 1237-38 монголо-татарами, она вскоре вновь отстроилась. Со 2-й пол. 13 в. M.- центр самостоят. княжества.

Бронзовый замок в виде фантастического зверя, найденный в Кремле. 12 н. Музей истории и реконструкции г. Москвы.

Родоначальником династии её кпя.чсй был сын Александра Невского Даниил Александрович. Рост и возвышение M. были связаны прежде всего с её расположением на пересечении торг, путей, в центре тон части слав, земель, где складывалась рус. народность. Важным фактором было также развитие ремёсел (железоделательного, литейно-ювелирного, кожевсяно-сапожного), торговли и земледелия. В 14 в. M. выдвигается как центр Моск. великого княжества - одного из сильнейших княжеств Сев.-Вост. Руси. Со времени Юрия Даниловича (1281 -1325) моек, князья занимают владимирский великокняж. престол. С 14 в. M.- резиденция рус. митрополитов, а с 15S9 - патриархов, иерк. столица Руси. Во 2-й пол. 14 в. при Дмитрии Ивановиче Донском M. возглавила борьбу рус. народа против монг.-тат. ига (см. Куликовская битва 1380). В 14- 1-й пол. 15 вв. М.- крупный город с многочисл. торг.-ремесл. населением, к-рое расселялось на терр. Великого посада (впоследствии Китай-город) и многочпсл. слобод в Заречье (в дальнейшем Замоскворечье), Занеглименье (терр. к 3. от р. Неглинной), затем - и в Заяузье. В поел. чети. 15 в. при вел. кн. Иване III Васильевиче M. превращается в столицу Рус. дентрализов. гос-ва, в 1480 сбросившего монг.-тат. иго. Одновременно с ростом полнтич. значения шло превращение M. в крупнейший экономнч. и культурный центр страны. Развивались произ-во оружия, тканей, кожсв., гончарных, ювелирных изделий, строит, дело. Память об этом сохраняется в назв. улиц и переулков (Бронные ул., Котельническая и Гончарная набережные, ул. Большие и Малые Каменщики и т. д.). В кон. 15 в. был основан Пушечный двор в Москве, где отливали пушки н колокола. Высокого совершенства достигло моек, зодчество (см. раздел Планировка и архитектура). Развитие ремесла в торговли способствовало росту населения и терр. города; по размерам M. в 16 в. превосходила Лондон, Прагу и др. города Европы. Терр. её располагалась в основном в пределах совр. Садового кольца. Численность населения в нач. 17 в. колебалась между 80 тыс. (в период польско-литов. интервенции) п 200 тыс. чел. По тому времени M. была благоустроена: имелись деревянные мостовые и водостоки.

В 16-17 вв. созданы 3 линии кольцевых оборонит, сооружений: Китай-город, Белый город, Земляной город. Во время польско-литов. интервенции врагам удалось 21 сент. 1610 захватить M. Борьба народа за независимость и целостность Рус. гос-ва завершилась победой народного ополчения под руководством Минина и Пожарского и изгнанием в окт. 1612 иноземных захватчиков нз M. Годы борьбы с интервентами причинили M. большие опустошения, однако за короткий срок она была не только восстановлена, но и во мн. местах перешагнула за черту Земляного вала. Здесь, вдоль дорог, тянувшихся из столицы в разных направлениях, вырос новый пояс моек, слобод: Дорогомиловская ямская, Кудринская, Новинская, Тверская ямская, Сущёвская, Напрудная, Переяславская ямская, Алексеевская, Греческая, Рогожская ямская, Кожевническая, Семёновская, Воронцовская и Коломенская ямская.

В 17 в. M.- центр складывавшегося всеросс. рынка; возросло её значение и как междунар. рынка. Наряду с ремесленными увеличилось число пром. предприятий мануфактурного типа: появились второй Пушечный двор, пороховые мельницы. Гранатный двор, кирпичные з-ды, Хамовный полотняный двор, стекольный з-д. Большие изменения происходили и в культурной жизни (см. раздел Просвещение, наука, культура). Сложная структура рус. феод.-крепосг-ннч. гос-ва в период завершения процесса его централизации и возникновения основ феод.-абсолютистской монархии наиболее полно отразилась на составе населения M. 17 в. Осн. масса жителей - различные группы феод.-зависимого населения (тяглецы моек, чёрных слобод и сотен, казённых п дворцовых слобод; дворовый люд боярских и дворянских усадеб и т. д.). Им противостояли светская и духовная аристократия, высшие приказные чины, гости, богатейшие купцы и т. д.

Деревянная иконка, найденная в За-рядье. 16 в. Музей истории н реконструкции г.Москвы.

В M. находился царский двор с многочисл. придворными, а также воен. гарнизон, располагавшийся в стрелецких слободах. Глубокие социальные контрасты приводили к обострению классовых противоречий, активизации борьбы гор. низов против феод.-купеч. верхушки города. M.- центр антифеод. борьбы нар. масс в 17 в. Трудовой люд активно участвовал в Крестьянском восстании под предводительством И. И. Болотникова 160(5-07. Крупнейшими антифеод. гор. восстаниями были: Московское восстание 1648, Московское восстание 1662, Московское восстание 1682, Стрелецкое восстание 1698.

В 18 в. в M. закладываются основы гор. обществ, самоуправления. По гор. реформе 1699 был создан орган местного управления - Бурмистерская палата (вскоре переименована в Ратушу, см. Ратуша в России), состоявшая из бурмистров - людей, выбранных на собраниях посадских. В 1720 на смену Ратуше приходит Магистрат, чл. к-рого избирались не всеми посадскими людьми, а только " первостатейными" - богатыми купцами и промышленниками, входившими в 1-ю гильдию. После смерти Петра I органы моек. гор. самоуправления постепенно превращались в придаток царской администрации. В гор. самоуправлении всё большую роль играли представители верхушки моек, купечества. Такой, в частности, была Шести-гласная дума (1785).

После перенесения в 1712 столицы России в Петербург M., оставаясь " первопрестольной столицей" (" второй столицей") империи, по-прежнему сохраняла значение важнейшего политич., адм. и культурного центра; почти все центр, ведомства России имели в M. свои местные органы (Сенат, Синод, мин-ва, гл. управления и т. д.). Значит, развитие получила пром-сть, гл. обр. текстильная. M. продолжала быть и крупнейшим торг, центром. С 1708 M.- центр Моск. губ., резиденция ген.-губернатора. В 18 в. в M. обострилась классовая борьба: движение мастеровых и работных людей моек, мануфактур в 20-40-х гг., ", чумной бунт" в 1771, стачка на частных кирпичных з-дах в июле 1779. Нар. массы M. представляли реальную угрозу для царского пр-ва во время Крестьянской войны под предводительством E. И, Пугачёва 1773-75.

Быстро росла терр. M., площадь к-рой к сер. 18 в. составляла 8698 га. С 1700 началось стр-во булыжных мостовых; в нояб. 1730 было введено постоянное уличное освещение. В 1781-1804 построен первый в России Мытищинский водопровод, по к-рому вода из Мытищинских ключей поступала в 5 фонтанов, находившихся в пределах Садового кольца, откуда она и разбиралась жителями.

В нач. 19 в. крупные мануфактуры насчитывали десятки тыс. рабочих; M. стала центром вссросс. обмена (в частности, продуктами пром-сти); моек, буржуазия численно превосходила дворянскую прослойку и упрочивала своё социальное положение накоплением капитала и захватом командных позиций в экономике города.

С нач. Отечественной войны 1812 M. - организатор патриотич. движения в защиту Родины: вокруг неё формировались и действовали партиз. отряды, накапливались боевые силы рус. армии. Роль M. как центра общерус. сопротивления понимал и Наполеон. " Если я возьму Киев, - говорил он, - я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце". Под M. произошло Бородинское сражение 1812, в значит, степени предопределившее крушение захватпич. планов Наполеона. 2(14) септ, наполеоновские войска вошли в M.. покинутую большинством населения. Франц. армия пробыла в M. 39 дней; отступая, Наполеон приказал взорвать Кремль, но из-за угрозы окружения этот приказ не был выполнен. Вернувшееся население нашло город в развалинах, однако москвичи сумели не только восстановить его из руин и пепла, но и сделать ещё красивее.

После 1812 M. всё больше утрачивала черты дворянского города. Росла пром-сть капиталистич. типа; в 1814 на предприятиях M. была сосредоточена 1/5 всех рабочих России. К 1811 население M. составляло св. 275 тыс. чел., к 1862 - до 378 тыс. чел., в 1897 превысило 1 млн. чел. По классовой структуре населения M. стала капиталистич. городом. Этот процесс особенно ускорился во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. В 1902 в M. было фаб.-зав. рабочих 108 тыс. чел., железнодорожников 38 тыс. чел. К кон. 19 в. город стал крупнейшим центром лёгкой пром-сти страны. Росту экономич. значения способствовало и превращение M. в гл. узел рус. ж.-д. сети. Происходила поляризация социального состава населения: крупная буржуазия составляла 2% экономически активного населения, а пролет, и полупролет, слои -55%. В топографии города резко различались бурж.-дворянский центр и рабочие окраины. Типичны для капнталистич. M. были гор. трущобы Хитрова рынка, Драчёвки, Зарядья и др.

Внутригор. делами ведала Городская дума, созданная в соответствии с Положением 1870 (см. Городская реформа 1870) и избиравшаяся на основе имущсств. ценза, что давало решит, перевес крупной буржуазии, фабрикантам, купцам, а также богатому дворянству. В 1892 было введено новое Положение (существовало до 1917), урезавшее те немногие права, к-рые были предоставлены жителям городов по Положению 1870. Было значительно сокращено число избирателей: в 1870 в M. имели право голоса 3, 4% населения, в 1892-0, 5%.

В кон. 40-х гг. появился обществ, транспорт - линейки. 1 нояб. 1851 была открыта жел. дорога между Петербургом и M. В 1867 ми. улицы получили газовое освещение. С 1872 началось движение по гор. жел. дорогам с конной тягой (конки). В 1872 начала действовать линия телсгр. связи, соединившая M. с Петербургом; в 1882 - телеф. станция. В 1883 в р-пе Пречистенских ворот (ныне Кропоткинская пл.) были установлены дуговые электрич. фонари. 31 дек. 1898 была открыта первая междугородная телеф. линия M.- Петербург. Трамвай появился в 1899, совр. система водопровода - Москворецкая - в 1903, в кон. 19 в.- канализация. В вопросах благоустройства Гор. дума проводила классовую политику; водопроводная сеть обслуживала фильтрованной водой дома гл. обр. в пределах Садового кольца, где жило преим. зажиточное население, канализация была проведена только в районе центр, улиц; больше половины окраинных улиц оставались незамещёнными.

С M. связана вся история рсволюц. движения в России 19 - пач. 20 вв. Здесь родились и жили виднейшие из идеологов и организаторов движения дворянских революционеров-декабристов - П. И. Пестель и H. M. Муравьёв. В пансионе Моск. ун-та воспитывались будущие активные члены Сев. общества - П. Г. Каховский, В. Ф. Раевский, И. Д. Якушкнн и др. В M. формировалось революционное самосознание А. И. Герцена, давшего вместе с H. П. Огарёвым на Воробьёвых (ныне Ленинских) горах " в виду всей Москвы" клятву пожертвовать своей жизнью, если этого потребует революция. В пореформенный период революц. настроения охватили разночинную интеллигенцию, в M. действовали " отделение тайного об-ва " Земля и воля" 1860-х гг., кружки ишутинцев, нечаевцсв, долгушинцев и др. народнические кружки. Моск. рабочий П. А. Алексеев с 1874 с помощью рабочих-пропагандистов проводил революц. работу среди текстильщиков 20 моек, фабрик. M. сыграла важную роль в распространении марксизма в России. В нач. 90-х гг. здесь существовали кружки марксистского направления; их организаторами были В. А. Ванновский, Г. M. Круковскпй, Г. H. Манделыптам, А. И. Рязанов, H. H. Шатернинков и др.

Новая Басманная улица (вид от Разгуляя). 1888.

В 1894 моек, марксистские кружки объединились в Московский " Рабочий союз", к-рый активно участвовал в подготовке 1-го съезда РСДРП. 10 марта 1898 оформился Моск. K-T РСДРП. В нач. 20 в. M. наряду с Петербургом стала крупнейшим центром монополнстич. капитала в России. В 1900 на 38 предприятиях с числом рабочих 500 и более, составлявших 5, 6% всех моек, ф-к H з-дов, было сконцентрировано 42, 4% рабочих. Моск. рабочие сыграли выдающуюся роль в Революции 1905-07 в России. Начатая ими Окт. политич. стачка 1905 превратилась во всероссийскую (см. Октябрьская Всероссийская политическая станка 1905). Декабрьское вооруж. восстание в M. было кульминац. пунктом Революции 1905-07 (см. Декабрьские вооружённые восстания, Красная Пресня). После подавления восстания моек. парт, орг-ция перестроила свою работу применительно к новым, нелегальным условиям борьбы. Организованность моек. большевиков облегчила им переход в подполье при сохранении глубоких корней в рабочей среде. В годы реакции моек, большевики энергично боролись против меньшевиков, ликвидаторов и отзовистов, отстаивали революц. ленинскую линию. Под их руководством в период нового революц. подъёма развернулось широкое политич. движение среди моек, рабочих.

В годы пром. подъёма в M. число крупных предприятий увеличилось с 909 в 1910 до 973 в 1913 (на 7%). Число рабочих за то же время возросло с 136, 4 тыс. до 159, 3 тыс. (на 16, 8%). Моск. пром-сть достигла высокой степени концентрации, что видно из табл. 3.

T а б ли ц а 3

             
  Группа предприятий % предприятии в группе % рабочих на предприятиях  
             
  До 50 рабочих 48, 4 46, 1 8, 9 7, 7  
  От 51 до 100 рабочих 23, 2 13, 4 11, 2 10, 5  
  От 101 до 500 рабочих 22, 4 33, 6 30, 7 30, 3  
  Св. 500 рабочих 6, 0 6, 9 49, 2 51, 5  
             

Наибольшая концентрация произ-ва произошла в текст, пром-сти: на ф-ках с числом рабочих св. 500 было сосредоточено 67, 5% всех рабочих этой отрасли. Ведущими в моек, текст, пром-сти были такие крупные капиталистические предприятия, как Прохоровская (Трёхгорная) мануфактура, ситценабивная мануфактура Т-ва Эмиль Ципдель и нек-рые др.; число рабочих на каждом из них превышало 2 тыс. В машиностроении и металлообработке 34, 4% всех рабочих было также занято на з-дах с числом рабочих св. 500 (механический з-д братьев Бромлей, металлургич. з-д Гужона, з-д Гакепталя, з-д Дангауера и Кайзера). Процесс концентрации охватил также швейное произ-во, к-рое всегда носило кустарно-ремесленный характер (только на ф-ках Т-ва Мандель и Райц было занято ок. 2, 5 тыс. рабочих, или 28, 5% всех работающих в этой отрасли). Наряду с концентрацией производства происходил процесс синдицирования моек, пром-сти. Кроме фаб.-зав.пром-сти было много предприятий мелкой пром-сти, кустарных и ремесл. мастерских, где общее число занятых достигло 245, 4 тыс. к 1913. Среди них работники ремесленной и кустарной пром-сти составляли 104, 8 тыс. чел. Период пром. подъёма был отмечен усиленным проникновением в рус. пром-сть иностр. капитала.

1. Каланчёвская площадь. Станция Московско-Рязанской железной дороги. 1S88. 2. Комсомольская (бывшая Каланчёвская) площадь. Казанский вокзал. 1972. 3. Охотный ряд. 1888. 4. Проспект Карла Маркса (бывший Охотный ряд). 1973.

B M. все предприятия электротсхмнч. и химич. пром-сти находились в руках иностранных, гл. обр. нем., фирм (" Сименс-Гальске", " Рус. об-во Всеобщей кампании электричества" и др.).

После победы февр. бурж.-демократич. революции 1917 M. наряду с Петроградом стала важнейшим центром подготовки Великой Октябрьской социалистической революции. В результате семидневных боёв в ночь на 3(16) иояб. 1917 в M. победила Сов. власть. Победа Окт. революции в Петрограде, а затем в M. положила начало триумфальному шествию Сов. власти по всей стране. 12 марта 1918, после переезда Соз. пр-ва из Петрограда, M. стала столицей первого в мире социалистам, roc-ва. Здесь в июле 1918 состоялся Пятый Всероссийский съезд Советов, принявший первую конституцию Сов. России. Начиная с Восьмого съезда РКП(б) в M. проходили все съезды Коммунистам. партии Сов. Союза. Трудящиеся M. под рук. В. И. Ленина ликвидировали в июле 1918 левоэсеровский мятеж 19I8. В годы Гражд. войны 1918-20 M. являлась центром, откуда большевистская партия и Сов. пр-во, В. И. Ленин руководили борьбой против белогвардейцев и интервентов.

Моск. парт, орг-ция и моек, профсоюзы посылали закалённые рабочие кадры в Красную Армию, прод. отряды -в деревню, организовывали снабжение фронта оружием, боеприпасами, обмундированием. Рабочие M. активно участвовали в борьбе с разрухой, налаживании и восстановлении пром-сти, в укреплении аппарата Сов. власти, хоз. орг-ций. Проявлением трудового героизма москвичей в годы войны были коммунистические субботники. " Великий почин" моек, рабочих, по словам Ленина, положил начало новому, коммунистам, отношению к труду. Империалистам, и Гражданская войны привели к упадку нар. х-ва M. п резкому сокращению её населения. В восстановит, период возродилась вся пром-сть M., повысилось материальное положение моек, рабочих. Ещё в первые годы Сов. власти улучшились их жилищные условия (массовое переселение семей пролетариев в благоустроенные дома, ранее занимаемые буржуазией).

С M. тесно связано имя В. И. Ленина, к-рый установил контакт с моек, рабочими ещё в начале своей революц. деятельности. Он приезжал в M. в 1893-95, 1897, 1900 и 1906, встречался с представителями революц. пролетариата. На организационных, тактич. и идеологам, основах, разработанных Лениным, была создана Московская партийная организация: большую роль в её создании и укреплении сыграла ленинская " Искра". СИ марта 1918 в M. жил и работал Ленин. Здесь им написаны многие работы. В M. прошли и последние годы жизни Ленина (см. Горки Ленинские). Саркофаг с телом Ленина установлен в Мавзолее (см. Мавзолей В. И. Ленина) на Красной площади M. В память о вожде MH. предприятиям, уч. заведениям, улицам, площадям и одному из р-нов M. присвоено имя Владимира Ильича. В 1920-24 В. II. Ленин избирался чл. Моссовета; постановлением Моссовета от 7 февр. 1924 Ленин навсегда оставлен в списках членов Моссовета как депутат трудящихся M. С тех пор депутатский билет № 1 выписывается на его имя.

30 дек. 1922 в M. состоялся 1-й съезд Советов, на к-ром был образован Союз Советских Социалистам. Республик. В M. на Всесоюзных съездах Советов, сессиях Верх. Совета СССР, съездах Коммунистам, партии были приняты важнейшие решения, определившие весь ход развития Сон. Союза по пути социализма. M. была центром руководстваи ндустриализацией страны, коллективизацией с. х-ва, осуществления культурной революции. Моск. трудящиеся активно участвовали в создании нового, сов. общества, экономики, науки и техники, социалистнч. культуры. В M. был провозглашён Коминтерн (см. Коммунистический Интернационал) и проходили его конгрессы.

1. Тверская улица. 1887. 2. Улица Горького (быпплая Тверская). Вид от площади Маяковского. 1973. 3. Сндопая улица. 1887. 4. Большакя садовая улица 1972.

1. Можайское шоссе. Конец 19 в. 2. Кутузовский проспект. 1973.

В годы социалистнч. индустриализации менялся пром. облик города. " Ситцевая" M. уступает место M. машиностроительной и электротехнической. В 1940 пром-сть M. выпустила продукции в 21 раз больше, чем в 1913. Особенно быстро развивалась металлообр. пром-сть, продукция к-рой выросла по сравнению с 1913 в 96 раз. Были построены крупные з-ды авиа-, автостроения, оснащённые передовой техникой и игравшие большую роль в индустриализации страны н укреплении её обороноспособности. По сравнению с 1913 текст, и пищевкусовая пром-сть увеличили выпуск продукции в 7 раз.

За годы довоен. социалистич. строительства значительно выросло население M. (в 1923 - св. 1.5 млн. чел., в 1931 - ок. 2, 8 млн., в 1936 - ок. 3, 6 млн. чел.); произошли коренные изменения в его социальном составе: если в 1912 рабочие и служащие (включая прислугу) (т. е. экономически активная часть населения) составляли 72, 3%, а представители эксплуататорских классов - 9%, то уже в 1926 последняя категория была сведена до 0, 6% самодеятельного населения. В 1939 рабочие и служащие (вместе с семьями) представляли 94, 3% населения M. Полностью исчезла группа лиц, живущих на нетрудовые доходы.

В июне 1931 на пленуме ЦК ВКП(б) был разработан план перехода к социалистич. реконструкции гор. х-ва M. К) июля 1935 ЦК ВКП(б) и CHK СССР примяли пост. " О Генеральном плане реконструкции Москвы". В 30-.\ гг. значит, развитие получили все виды коммунального обслуживания, гор. транспорт, особенно его новые виды - автобус (с 1924), троллейбус (с 1933) и метро (с 1935). Были асфальтированы все осн. площади н проезды. Выросла сеть культурно-бытовых и мед. учреждений.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 M. была не только политпч., но и воен. центром страны. Отсюда ЦК Коммунистпч. партии, Сов. пр-во, Гос. K-T обороны и Ставка Верх. Главнокомандования руководили боевыми действиями на фронтах и работой в тылу. Трудящиеся M., как н весь сов. парод, поднялись на борьбу против нем.-фаш. захватчиков. Только за первые 6 мес. войны в Красную Армию ушло ок. 100 тыс. коммунистов " 260 тыс. комсомольцев (1/2 членов Моск. организации комсомола). В 1941 из москвичей было сформировано 16 дивизий нар. ополчения (св. 160 тыс. чел.), 25 истребит, батальонов (18 тыс. чел.), 25 батальонов МПВО, 4 ремонтно-восстановпт. полка и др. (см. Народное ополчение в Великой Отечественной войне 1941- 45). К 1 окт. 1941 90, 6 тыс. чел. занималось в подразделениях Всевобуча. При домоуправлениях действовало 3600 групп самозащиты (81, 6 тыс. чел.); для борьбы с пожарами было создано ок. 13 тыс. пожарных команд (свыше 200 тыс. чел.). 450 тыс. москвичей строили оборонит, сооружения на подступах к M. н в самом городе. К началу авг. 1941 жители M. внесли в фонд обороны Родины 75 млн. руб., 5247 золотых монет, 7 кг золота, 340 кг серебра п т. д. На базе эвакуированных из M. предприятий в вост. р-нах страны выросли десятки новых ф-к и з-дов.

В окт. 1941 - апр. 1942 на подступах к M. произошла крупнейшая в Великой Отечественной войне Московская битва 1941-42, в ходе к-рой нем.-фаш. армии было нанесено первое во 2-й мировой войне 1939-45 крупное поражение, развеявшее миф о её непобедимости. После разгрома нем.-фаш. войск под M. в городе были созданы более благоприятные условия для развёртывания военного лроиз-ва и усиления помощи фронту; началась реэвакуация предприятий тяжёлой и прежде всего оборонной пром-стц; формировались новые воинские части, создавались госпитали. Трудящиеся M. помогали восстанавливать X-BO в освобождённых от оккупантов р-нах. 1 мая 1944 была учреждена медаль " За оборону Москвы". 24 нюня 1945 в M. состоялся Парад Победы, 6 сент. 1947 за выдающиеся заслуги трудящихся M. перед Родиной в борьбе с нем.-фаш. захватчиками и успехи в социалистич. строительстве, в связи с 800-летием города M. была награждена орденом Ленина; в ознаменование историч. даты учреждена медаль " В память 800-летия М.".

Москвичи выступили передовым отрядом советского народа в восстановлении и дальнейшем развитии пар. х-ва в послевоен. годы. Уже в первую после-воен. пятилетку (1946-50) M. становится крупнейшим центром борьбы за тех-ннч. прогресс в пром-сти, за комплексную механизацию и автоматизацию пропз-ва. В 1947 пром-сть M. достигла довоен. уровня произ-ва, дав стране 43% общего выпуска автомобилей, 34% мотоциклов, 42% подшипников, 47% спец. и агрегатных станков, 44% инструментов, 97% литейного оборудования, 41% часов. В годы 5-й пятилетки (1951-55) в M. были заложены основы строит, индустрии. К кон. 1958 работали десятки спецналнзиров. з-дов, выпускавших разнообразные детали и конструкции для развивавшегося в M. сборного домостроения. Стр-во мощных строит, предприятий послужило базой и образцом для развития этой отрасли х-ва в Сов. Союзе и братских социалистич. странах. Важная роль принадлежит M. в создании материалыю-технич. базы коммунизма. За 1961-65 выпуск автоматич. н полуавтоматнч. линий увеличился в 1, 7 раза, станков прецизионных-в 1, 2 раза, приборов н средств автоматизации - примерно в 1, 5 раза. В 1965 валовая продукция пром-сти M. составила 509% от уровня 1940.

Москвичи явились инициаторами многих патриотич. начинаний: комплексной механизации н автоматизации пропз-ва, борьбы за честь заводской марки, за выпуск продукции на уровне лучших отечеств, н зарубежных образцов. В M. зародилось массовое движение за коммунистич. отношение к труду. Уже к нач. 1965 за звание коллективов ком-мунистич. труда боролись 513 з-дов и ф-к, 915 предприятий торговли п обществ, питания. Около 2 млн. москвичей участвовали в этом движении. Почётное звание коммунистических завоевали к этому времени 40 тыс. бригад, цехов, участков н коллективов 50 моек, предприятии. Более 500 тыс. трудящихся получили почётное звание ударника коммунистам, труда. В M. зародилось Всесоюзное соревнование за достойную встречу 50-летия Великого Октября и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Большую роль в трудовых успехах москвичей играет ставшее традиционным социалистнч. соревнование с трудящимися Ленинграда.

Важнейшими историческими событиями послевоен. десятилетий были 19-й, 20-й, 21-й, 22-й, 23-й и 24-й съезды КПСС, решения которых сыграли важную роль в жизни партии и народа, в дальнейшем развитии советского общества, ещё больше укрепили авторитет Сов. Союза на междунар. арене. Выполняя решения съездов, трудящиеся под руководством Моск. тор. орг-ции КПСС добились новых успехов в развитии экономики, науки и" культуры, повышении материального уровня жизни трудящихся. Широкий размах приобрели работы по реконструкции M.

Послевоен. M.- важнейший центр социалистпч. культуры и науки (см. раздел Просвещение, наука, культура). Столица Сов. гос-ва играет выдающуюся роль в борьбе за мир. Здесь 12 марта 1931 Верх. Совет СССР принял историч. Закон о защите мира. M. была местом проведения ряда важных междунар. конгрессов за мир, разоружение, нац. независимость и междунар. сотрудничество. Крупнейшим из них был Всемирный конгресс миролюбивых сил, состоявшийся в 1973. Выросло политич. и идейное влияние M., к-рая является боевым штабом строителей коммунизма, центром мирового прогресса. Здесь состоялись междунар. Совещания коммунистнч. и рабочих партий 1957, 1960 и 1969, сыгравшие решающую роль в дальнейшем сплочении на базе марксизма-ленинизма мирового коммунистич. движения в борьбе за мир, демократию и социализм.

На 24-м съезде КПСС ген. секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев сказал о Москве: -" Всем советским людям она дорога как столица нашей Родины, крупнейший центр промышленности, культуры и науки, как символ нашей великой социалистической державы" (Материалы XXlV съезда КПСС, 1971, с. 44). Выступая от имени партии, Л. И. Брежнев поставил задачу превратить столицу в образцовый коммунистический город. Этот призыв нашёл горячий отклик у трудящихся M. 8 мая 1965 за выдающиеся заслуги перед Родиной, в ознаменование 20-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-45, M. было присвоено почётное звание города-героя с вручением второго ордена Ленина и медали " Золотая Звезда". В канун 50-летия Сов. власти, 4 нояб. 1967 M. награждена орденом Октябрьской Революции. В. E. Полетаев.

IV. Экономический очерк

Промышленность дореволюц. M. состояла преим. из предприятий лёгкой и пищевой отраслей. За годы социалистич. строительства структура пром-сти коренным образом перестроена, в первую очередь резко возросла доля машиностроения н металлообработки, к-рые занимают ведущее место в пром. произ-ве (см. табл. 4). Созданы автомоб., подшипниковая, электротехнич., авиац., радиотехнич., прпборостроит. отрасли. Сохранив своё большое значение для страны в изготовлении предметов нар. потребления, M. стала мощной производственно-технич. базой дальнейшей индустриализации. В 1973 объём пром. произ-ва по сравнению с 1913 увеличился в 173 раза, производительность труда повысилась в 27 раз.

Табл. 4. - Среднегодовая численность рабочих в отдельных отраслях промышленности (в % к итогу)

                 
                 
  Вся пром-сть              
  В том числе:              
  Машиностроение н металлообработка       52, 1 53, 7 54, 8  
  Пром-сть стройматериалов       3, 8 4, 1 4, 0  
  Лёгкая пром-сть       20, 1 17, 9 17, 1  
  Пищевая пром-сть       6, 1 5, 7 5, 7  
                 

За 1940-73 выпуск валовой продукции пром-сти возрос в 8 раз. Во всех отраслях пром-сти выделяются ведущие предприятия, определяющие профиль развития данной отрасли. В электротехнич. пром-сти к таким предприятиям относятся: электромеханич. з-д им.
Владимира Ильича, электрозавод им. В. В. Куйбышева, электромашиностроит. з-д " Динамо" им. С. M. Кирова, кабельный з-д " Электропровод"; в станкостроит. и инструм. пром-сти - станкостроит. з-ды " Красный пролетарий" им. А. И. Ефремова, им. С. Орджоникидзе, инструм. з-ды " Калибр" и " Фрезер"; в приборостроении - з-ды тепловой автоматики, нефтяных измерит, приборов, " Манометр", часовые заводы. Сильно возросло автомобилестроение - автомобильные з-ды им. И. А. Лихачёва, им. Ленинского комсомола, з-д автомобильных кузовов. В других отраслях машиностроения выделяются з-ды холодильного оборудования " Компрессор", компрессорный з-д " Борец", насосный им. M. И. Калинина, Кунцевский игольно-платиновый, Перовский з-д торгового машиностроения и др. В чёрной металлургии - з-д " Серп и молот", трубный з-д, метизный з-д " Пролетарский труд". В лёгкой промышленности - хл.-бум. комбинат " Трёхгорная мануфактура", Первая ситценабивная ф-ка, Краснохолмский камвольный комбинат, шёлковые комбинаты им. П. П. Щербакова и " Красная Роза", швейно-производств. объединения " Восток", " Буревестник", " Заря"; в пищевой пром-сти - кондитерские ф-ки " Красный Октябрь", дм. П. А. Бабаева, " Большевик", табачные ф-ки " Дукат" и " Ява", маргариновый з-д, мясокомбинат, молочные комбинаты.

Пром-сть M. играет выдающуюся роль в технич. перевооружении пром-сти СССР. Только за 1966-70 было создано 1808 новых типов машин и оборудования, в т. ч. 298 - электротехнич. оборудования, 245 - химич. и насосно-компрессорного оборудования, св. 170 - металлорежущих станков. Кроме того, за этот же период создано 1085 новых видов приборов и средств автоматизации. Благо даря технич. перевооружению предприятий основные фонды пром-сти M. за 1966-70 возросли на 38%.

Капитальные вложения гос. и кооперативных предприятий и орг-ций M. за 1966-73 составили 23, 7 млрд. руб., в т. ч. в строительно-монтажные работы 12, 9 млрд. руб. Произ-во отдельных видов пром. продукции предприятиями M. см. в табл. 5.

Транспорт. M. - крупнейший ж.-д. узел СССР. Одиннадцать ж.-д. линий связывают столицу со всеми р-нами страны. Имеется также прямое ж.-д. сообщение со многими зарубежными странами. На расстоянии 50-120 км от границ города построена Большая окружная жел. дорога, по к-рой транспортируются транзитные грузы, идущие через M. В 1972 по сравнению с 1913 объём грузов, поступивших и отправленных через Моск. ж -д. узел, возрос и 7 раз. Непрерывно возрастает объём ж.-д. пасс, перевозок.

Табл. 5. - Производство отдельных видов промышленной продукции

               
               
  Электродвигатели перем. тока мощностью от 0, 25 до 100 кет:            
  а) тыс. шт.            
  б) тыс. кет            
  Крановые электродвигатели, тыс. шт.            
  Трансформаторы силовые, млн. Kвrn            
  Генераторы мощностью до 100 кет            
  а) тыс, шт. _          
  б) тыс. кет _          
  Сборные железобетонные конструкции и детали, тыс.м3            
  Хл.-бум. ткани, млн. пог. м            
               

 

               
               
  Шерстяные ткани, млн. пог. м            
  Шёлковые ткани, млн.пог. м            
  Кожаная обувь, млн. пар            
  Часы бытовые, млн. шт. 2, 35 5, 7 6, 4 8, 3 9, 9  
  Радиоприёмники и радиолы широковещательные, тыс. шт.            
  Телевизоры широковещательные, тыс. шт.            
  Холодильники бытовые, тыс. шт. -          
  Мясо (включая субпродукты 1-й категории), тыс. m            
  Колбасные изделия, тыс. т            
  Кондитерские изделия, тыс. т            
  Цельномолочная продукция (в переводе на молоко), тыс. т            
               

* 1972.

Табл. 6, - Оборот Московского железнодорожного узла

               
               
  Отправлено грузов, млн. т 1, 8 4, 1 11, 0 13, 8 14, 4  
  Прибыло грузов, млн. т 7, 3 22, 9 41, 7 49, 0 52, 6  
  Отправлено пассажиров, млн. чел.            
  в т. ч. в пригородном сообщении            
               


Табл. 7. - Грузооборот московских речных портов, млн. т

             
             
  Отправлено грузов 0, 4 1, 45 10, 4 10, 6  
  Прибыло грузов 0, 56 2, 96 19, 2 18, 9  
             

Осуществлены большие работы по технич. перевооружению и электрификации узла, совершенствованию и увеличению подвижного состава. Все станции Моск. ж.-д. узла оборудованы автоматич. сигнализацией и управлением, радиосвязью и телевидением (см.табл.6). С постройкой в 1937 канала им. Москвы увеличилось значение M. как речного порта. Сооружение Волга-Балтийского водного пути и Волга Донского судоходного какала открыло водный путь из M. к Каспийскому, Азовскому, Чёрному, Белому и Балтийскому морям. В M. 3 крупных речных порта - Западный, Северный и Южный. В 1972 удельный вес грузов, отправленных и принятых моек, речными портами, составил св. 7% всех перевозок речным транспортом Сов. Союза (см. табл. 7).

M.- крупный центр автомоб. перевозок. Город соединен 13 автомоб. дорогами со многими союзными республиками и крупными городами страны. Перевозки грузов автомоб. транспортом общего пользования возросли с 7 млн. т в 1940 до 114 млн. т в 1965 и 174 млн. т в 1973. В общем объёме пасс, и грузовых перевозок непрерывно возрастает доля возд. транспорта. M. располагает 4 аэропортами - Внуково, Шереметьево, Домодедово, Быково. Организовано регулярное возд. сообщение со столицами союзных республик, крупными городами, курортами. Установлена возд. связь со многими зарубежными странами.

Торговля. Общий объём розничного товарооборота M. возрос с 2, 1 млрд. руб. в 1940 и 6, 1 млрд. руб. в 1960 до 12, 1 млрд. руб. в 1973, составив ок. 7% общего товарооборота по стране. В 1973 продано населению больше, чем в 1965: мяса и мясопродуктов на 68%, рыбы и рыбопродуктов на 72%, масла животного на 30%, молока и молочных продуктов на 45%, тканей шерстяных на 75%, одежды и белья на 86%, мебели на 53%, часов на 76%, холодильников на 67%; это свидетельствует о быстром росте благосостояния населения.

Расширяется торговая сеть столицы. Построены крупные магазины, комплекс предприятий торговли на проспекте Калинина, торговые центры в Кунцеве, Тушине, Зеленограде и др. (см. табл. 8).

Табл. 8. - P о с т числа предприятий розничной торговли и общественного питания

             
             
  Всего предприятии розничной торговли В том числе:     10Э32    
  магазинов          
  палаток          
  Всего предприятий обществ, питания          
             

Городское хозяйство. Большое развитие получило жил. стр-во. Осуществлён переход к возведению домов повышенной этажности с улучшенной планировкой квартир.

Табл. 9, - Жилищный фонд M о с к в ы (включая находящийся в личной собственности граждан), на начало года

               
               
  Общая (полезная) площадь жилищ, млн. м2 16, 9 28, 2 59, 4 93, 8 105, 5  
  в т. ч. жилая площадь, млн. м2 11, 9 18, 5 40, 0 64, 0 72, 2  
  Число квартир, тыс.            
               

Созданы новые крупные жилые массивы: на Юго-Западе, в Измайлове, Хорошёво-Мневниках, Фили-Мазилове, Новых Кузьминках, Перове, Медведкове, Бескудникове, Тушине и др. р-нах. Развернулась реконструкция центр, р-нов M. За 10 лет (1961-70) 4, 9 млн., или ок. 70%, москвичей улучшили свои жил. условия (в среднем ежедневно получали жилую площадь более 500 семей). По состоянию на 1971 св. половины (51, 2%) жилого фонда M. приходится на застройки 1961-70. Большую роль в строительстве играют домостроительные комбинаты M. и Моск. обл. (см. табл. 9).

Коммунальное X-BO M. за годы Сов. власти было перестроено. Увеличены мощности действующих водопроводных станций, построены очистные сооружения, проделана большая работа по газификации и теплофикации. В целях повышения надёжности водоснабжения построены Можайское, Рузское и Озернннское водохранилища. Сооружается (1974) новый источник водоснабжения столицы - гидротехнич. системы на p. Baзузе. M. связана рядом магистральных газопроводов с крупными месторождениями природного газа (газопровод Дашава - Москва, Ставрополь - Москва, Cp. Азия - Центр). Действует система мощных ТЭЦ, обеспечивающих город электроэнергией и теплом. Входя в Моск. энергосистему, M. связана сетью высоковольтных линий элсктропередач не только с электростанциями Центр. р-на, но и с крупнейшими волжскими ГЭС - Волжской им. В. И. Ленина п им. 22-го съезда КПСС и др. Достигнут относительно высокий уровень благоустройства жил. фонда: на нач. 1973 было оборудовано гор. обобществлённого жил. фонда водопроводом, канализацией, газом, центр, отоплением на 99% и ваннами на 90%.

Осуществляются крупные мероприятия по совершенствованию перевозки пассажиров. В дореволюц. M. пасс, транспорт состоял из конки, трамвая и извозчиков (в 1913 в M. была 21 тыс. извозчиков). За годы социалистпч. строительства коренным образом изменился внутригородской транспорт: построен метрополитен, созданы троллейбусное, автобусное и таксомоторное х-ва.

Табл. 10. -Развитие внутригородского транспорта

             
             
  Метрополитен          
  Протяжённость пути в однопутном исчислении, км          
  Число станций          
  Перевезено пассажиров, млн. чел.          
  Троллейбусы          
  Протяжённость эксплуатац. одиночной троллейбусной линии, км          
  Перевезено пассажиров, млн. чел.          
             

 

             
             
  Автобусы          
  Протяжённость автобусных маршрутов, км       2991*  
  Перевезено пассажиров, млн. чел.       1729*  
  Трамваи          
  Протяжённость эксплуатац. одиночного трамвайного пути, км          
  Перевезено пассажиров, млн. чел.          
             

* 1972.

Во много раз увеличились перевозки пассажиров всеми видами гор. транспорта: 289 млн. пассажиров в 1917, 2640 млн. в 1940, 3659 млн. в 1960, 4561 млн. в 1970 и св. 5 млрд. в 1973. Развитие отдельных видов гор. транспорта см. в табл. 10.

Произведена реконструкция телеф. связи, значительно расширена телеф. сеть. Число телеф. аппаратов Мин-ва связи в 1972 достигло 1533 тыс. (50 тыс. в 1913 и 168 тыс. в 1940). Установлена прямая междугородная телеф. связь со всеми столицами союзных республик и крупными городами СССР и зарубежных стран.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал