![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Руководства и пособия для высшей школы. 16 страница
НЕФТЕБАЗА, комплекс сооружений и устройств для приёма, хранения, перегрузки с одного вида транспорта на другой и отпуска нефти и нефтепродуктов. Различают перевалочные, призаводские и распределительные H. Перевалочные H. предназначены для перегрузки с одного вида транспорта на другой или на тот же вид транспорта: из мор. танкеров и барж в речные, из ж.-д. маршрутов в отд. цистерны и т. п. Призаводские H. бывают сырьевые (приём, хранение сырья, подлежащего переработке, подготовка его к переработке) и товарные (приём нефтепродуктов с установок, хранение нефтепродуктов и отгрузка). Как правило, сырьевые и товарные H. объединяются в одно хозяйство, располагаемое на территории, общей с з-дом, или в непосредств. близости от него. Распределительные H. снабжают непосредственно предприятия, а также отпускают нефтепродукты в мелкой таре. Они делятся на областные, районные, железнодорожные, водно-железнодорожные, водные, трубопроводные и глубинные. H. этого типа имеют огранич. район действия, ёмкость резервуарного парка их сравнительно небольшая. Многие H. одновременно выполняют смешанные функции - перевалочных, заводских и распределительных. На крупных H. ведутся работы по комплексной автоматизации процессов приёма, хранения, перекачки, отгрузки и отпуска нефтепродуктов. Лит.: Черникин В. И., Сооружение и эксплуатация нефтебаз, 2 изд., M., 1955; Нефтебазы и нефтепроводы, M., 1956; Нефтедобывающая промышленность СССР. 1917-1967, M., 1968. В. П. Ефремов. НЕФТЕГАЗОВЫЙ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовательский, см. в ст. Нефтяные институты. НЕФТЕГОРСК, посёлок гор. типа в Ашперонском р-не Краснодарского края РСФСР. Расположен в предгорьях сев.-зап. склона Большого Кавказа, в 18 км к Ю. от ж.-д. станции Апшеронская (конечный пункт ветки or линии Армавир - Туапсе). Добыча нефти. НЕФТЕГОРСК, посёлок гор. типа, центр Нефтегорского р-на Куйбышевской обл. РСФСР. Расположен на р. Съезжая (приток Самары), в 36 км к Ю. от ж.-д. станции Богатое (на линии Куйбышев - Оренбург), на автодороге Куйбышев - Бузулук. 11, 8 тыс. жит. (1970). Газоперерабатывающий и нефтестабили-зационный з-ды. Филиал Сызранского нефтяного техникума. НЕФТЕГОРСК (до 1970 - Восток), посёлок гор. типа в Сахалинской обл. РСФСР, подчинён Охинскому горсовету. Расположен в 98 км к Ю. от г. Оха. Добыча нефти. НЕФТЕЗАВОДСК, посёлок гор. типа в Дейнауском р-не Чарджоуской обл. Туркм. CCP. Расположен на лев. берегу р. Амударьи, в 70 KJU к С.-З. от г. Чарджоу. Возник в 1973 в связи со строительством чарджоуского нефтеперераб. з-да. НЕФТЕКАМСК, город (с 1963) республиканского (АССР) подчинения, центр Краснокамского р-на Башкирской АССР. Расположен в 8 км от р. Камы. Соединён ж.-д. веткой со ст. Амзя (на линии Казань - Свердловск). 54 тыс. жит. (1973). Возник в 1957 в связи с освоением Ap-ланского месторождения нефти. Добыча нефти, комбинат искусств, кож, з-д железобетонных изделий, молочный и пивоваренный з-ды, мясокомбинат, лесная и лесохимич. пром-сть. Нефтяной техникум. Народный театр. Строится (1974) з-д автосамосвалов. Лит.: Новиков M. П., Нефтекамск, Уфа, 1970. НЕФТЕКАМСК, город (до 1968 - посёлок), центр Нефтекумского р-на Ставропольского края РСФСР. Расположен на прав, берегу р. Кума, в 80 км к В. от ж.-д. станции Прикумск (конечная станция ветки от линии Армавир - Прохладный). Газоперерабатывающий з-д, молокозавод. НЕФТЕЛОВУШКА, сооружение для улавливания нефти и нефтепродуктов из пром. сточных вод. Представляет собой бетонный или железобетонный резервуар (горизонтальный отстойник), разделённый продольными стенками на 2 или более параллельно работающие секции. H. улавливается до 98% нефтепродуктов. НЕФТЕНАЛИВНОЕ СУДНО, то же, что танкер. НЕФТЕОТДАЧА, мера полноты извлечения нефти из пласта. Под H. понимают также меру истощённости нефтяного пласта. Коэфф. определяется отношением кол-ва извлечённой нефти к первоначально содержащейся в пласте в одинаковых условиях и численно выражается в долях единицы или в процентах. При добыче нефти вытеснением из пласта различными агентами коэфф. H. определяется полнотой вытеснения водой, газом, растворителем и др. (т. н. коэфф. вытеснения) и степенью охвата всего пласта, т. е. совокупности насыщенных нефтью пластов, пропластков и линз, составляющих объект эксплуатации (т. н. коэфф. охвата). Коэфф. H. в этом случае выражается произведением коэффициентов вытеснения и охвата. Коэфф. охвата в большой степени зависит от неоднородности пласта и соотношения вяз-костей нефти и вытесняющего агента. Чем более неоднороден пласт по строению и физ. свойствам и чем больше отношение вязкости нефти к вязкости агента, тем меньше значение коэфф. охвата. При эксплуатации нефт. месторождения на режиме истощения или при доминирующем действии сил гравитации коэфф. охвата близок к 1. Коэфф. H. зависит от свойств нефти в пластовых условиях, физ.-хим. характеристики пласта и ес-теств. или искусств, режима эксплуатации, а также системы разработки месторождения. Для наиболее распространённого и эффективного способа добычи нефти путём вытеснения водой различают H. безводную, характеризующую полноту извлечения нефти к началу обводнения продукции, т. е. появлению вместе с нефтью воды; текущую, определяющую полноту извлечения нефти на любой момент процесса эксплуатации нефтяного пласта, и конечную, к-рая определяется предельной обводнённостью продукции, вызывающую прекращение эксплуатации отдельных скважин, пласта или месторождения в целом. Предельная обводнённость обусловлена экономич. показателями и зависит от свойств нефти, глубины залегания пласта и др. При вытеснении водой в зависимости от вязкости нефти, неоднородности пласта и т. п. конечная H. составляет от 0, 25 до 0, 7 (низкие значения наблюдаются при эксплуатации залежей нефти, имеющей высокую вязкость в пластовых условиях). Различают также предельную H., к-рая может быть достигнута применением данного метода вообще. Напр., предельной H. при заводнении можно достигнуть длительной промывкой пласта водой до полного обводнения продукции. По мере развития нефт. пром-сти, появления и совершенствования систем воздействия на нефт. пласты коэфф. H. возрастал от 0, 3 до 0, 5, а по отдельным месторождениям до 0, 7. Средний коэфф. H. по отдельным нефтедобывающим странам возрастает относительно медленно (рис.) всяедствие вовлечения в эксплуатацию месторождений с ухудшенными свойствами нефтей и вмещающих их коллекторов. Изменение абсолютных и извлекаемых запасов нефти в США: / - общие геологические запасы; 2 - фактическая накопленная добыча (в % показаны средние значения коэффициента нефтеотдачи). См. также ст. Нефть (раздел Добыча). А. Г. Ковалев. НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль тяжёлой индустрии, охватывающая переработку нефти и произ-во нефтепродуктов (без произ-ва сажи) (см. также Нефтехимический синтез, Основной органический синтез, Нефтехимическая промышленность, Нефть). Повышенный интерес к месторождениям нефти и её перегонке с целью получения более ценных продуктов начался в 1-й пол. 19 в. (исторические сведения см. в ст. Нефть). В дореволюц. России переработка нефти велась по примитивной технологии; основным продуктом переработки, находившим сбыт, был керосин. Нефтеперераб. предприятия сосредоточивались гл. обр. на Кавказе (в Баку и Грозном). На долю иностр. капитала приходилось 56% всех капиталовложений в нефт. пром-сти (1917). После Гражд. войны 1918-20 Сов. государство выделяло значит, средства на восстановление и развитие предприятий H. п. (в 1923/24 на эту отрасль приходилось 37, 2% всех затрат на капитальное стр-во). В результате за период с 1921 по 1925 производство бензина возросло в 3, 8 раза, а суммарное количество получаемых светлых фракций нефти в 2, 3 раза. Основы совр. H. п. в СССР были заложены в годы первых пятилеток (1929-40). Большое народнохоз. значение имело открытие месторождений нефти и газа в Волга-Уральской нефтегазонос-ной области. За 1933-37 введены в эксплуатацию нефтеперераб. заводы в городах Ишимбае и Уфе. С целью приближения нефтеперераб. предприятий к центрам потребления нефтепродуктов были построены также заводы H. п. в Саратове, Краснодаре, Орске, Хабаровске, Одессе, Херсоне. В годы Великой Отечеств, войны 1941- 1945 H. п. СССР обеспечивала фронт и тыл горючими и смазочными материалами. В послевоен. период H. п. развивалась быстрыми темпами, непрерывно повышался технич. уровень и объём произ-ва. Уже в 1946-51 довоенные показатели были превзойдены. Систематически наращивались мощности по первичной переработке нефти. За пятилетие 1966- 1970 эти мощности увеличились в 1, 4 раза. В 1970 пром-сть переработала нефти в 1, 44 раза больше, чем в 1965; произ-во малосернистого дизельного топлива возросло за те же годы в 2, 4 раза. Вступили в строй действующих предприятий многие нефтеперераб. заводы и комбинаты. H. п. решает задачу по более широкому внедрению высокопроизводительных техно-логич. установок и агрегатов, по организации узкоспециализированных многотоннажных производств, рациональному комбинированию и совмещению неск. процессов в одном технологич. блоке, совершенствованию каталитич. систем, использованию автоматизированных систем управления предприятиями и отраслью в целом. Предприятия переходят на высокопроизводительные комбинированные установки. Если до 1966 в СССР их единичная мощность достигала 1-2 млн. т в год, то к 1971 введено неск. установок мощностью 2 - 3 и 6 млн. т в год. Увеличение объёма переработки нефти сопровождается существенным повышением качества нефтепродуктов: преимущественным становится выпуск малосернистого дизельного топлива, высокооктанового бензина, масел с эффективными присадками. H. п. неразрывно связана с нефтехим. пром-стью. По объёму переработки нефти, а также по производству синтетич. каучука СССР занимает 2-е место в мире после США. Совершенствование нефтепереработки и опережающее развитие мощностей вторичных процессов осуществляются на базе новых и модернизированных технологич. процессов. Научно-технич. задачи нефтепереработки и нефтехимии решают в СССР 48 н.-и. ин-тов и их филиалов, 25 проектно-конструкторских организаций и их филиалов, 18 опытных заводов. H. п. других социалистич. стран - членов СЭВ быстро развивается, чему способствует всё возрастающая технич. помощь со стороны СССР. При содействии СССР в странах-членах СЭВ сооружено более 34 нефтеперераб. и нефтехим. предприятий: Бургасский нефтеперераб. завод в Болгарии, Дунайский завод в Венгрии, завод в Плоцке (Польша) и др. Динамика произ-ва и потребления нефтепродуктов в несоциалистич. странах характеризуется данными табл. 1. Табл. 1. - Производство и потребление нефтепродуктов в несоциалистических странах, млн. m
О мощностях по произ-ву нефтепродуктов (на 1 янв. 1973, млн. то) и о региональном размещении H. п. несоциалистич. стран дают представление следующие цифры:
Объём переработки сырой нефти и мощности предприятий H. п. в крупнейших индустриально развитых капиталистич. странах показывают данные табл. 2 и 3. Табл. 2. - Объём переработки нефти, млн. m
К 1973 мощности предприятий H. п. в этих шести крупнейших капиталистич. странах возросли в 3, 7 раза по сравнению с 1950. При этом уменьшилась доля США и сильно возросла доля Японии и стран Зап. Европы. Из перечисленных стран только США располагают крупными запасами нефти, хотя и они прибегают к её импорту в значит, количествах. H. п. таких стран, как Япония, ФРГ, Табл. 3. - Мощности нефтеперерабатывающих заводов, млн. т (на начало года)
* Германия в границах 1936. Италия и др., полностью или почти полностью зависит от импорта нефти (см. Нефтяная промышленность). Во многих развивающихся странах возросла мощность H. п. (в млн. т): в Иране (с 16 в 1937 до 31 на нач. 1973), Бахрейне (с 1, 5 до 13 соответственно), Мексике (с 4, 9 до 31), Аргентине (с 3 до 30), Бразилии (с 0, 2 до 36), Венесуэле (с 5, 5 до 75), на Антильских о-вах (с 24 до 44), в Тринидаде и Тобаго (с 3 до 22), Индонезии (с 0, 5 до 21); заново организована H. п. в Кувейте (мощность в нач. 1973 - 32 млн. т), Саудовской Аравии (21), Нигерии (3) и др. При технич. помощи СССР построены и строятся ряд объектов H. п. в Индии, Турции, Эфиопии, Шри-Ланка и в др. странах. В Индии, напр., мощность H. п. в 1937 составляла ок. 0, 5 млн. т (на совр. территории страны), а к нач. 1973 достигла 24 млн. т. Лит.: Губкин И. M., Учение о нефти, 2 изд., М.- Л., 1937; Наметкин С. С., Химия нефти, M., 1955; Технология переработки нефти и газа, ч. 3, M., 1966; Технология переработки нефти и газа, ч. 1, M., 1972. В. С. Фёдоров. По магистральным H. нефть и нефтепродукты транспортируются на значит, расстояния, нередко до 2000 км и более. Диаметр магистрального H. от 200 до 1220 мм, давление, как правило, 5-6 Мн/смг (50-60 кгс/сл2). Подводящие H. предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных H. и нефте-продуктопроводов с нефтеперерабатывающих з-дов на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов; они имеют протяжённость до неск. десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутр. перекачек. Осн. параметры магистрального H.: протяжённость, производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения H. применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального H. большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохим. методы защиты: катодную защиту, электрополя-ризованные протекторы, электродренаж. По всей длине H. устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекаченных станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных H. окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года). Первый H. дл. 6 км сооружён в США в 1865. H. большей длины начали строить в США в 1875. Первый H. в России проложен в 1878 в Баку от промыслов до нефтеперерабатывающего завода, а в 1897 -1907 был построен по проекту В. Г. Шухова самый большой в то время в мире по протяжённости магистральный продуктопровод Баку - Батуми диаметром 200 мм и дл. 835 км с 16 перекачеч-ными станциями, к-рый продолжает эксплуатироваться. Развитие нефтепроводного транспорта в СССР связано с освоением нефтяных месторождений в Башкирской АССР и Тат. АССР и Куйбышевской обл. РСФСР. К 1941 в эксплуатации находилось 4100 км магистральных трубопроводов для перекачки нефти и нефтепродуктов с суммарной годовой производительностью 7, 9 млн. т. Макс, диаметр составлял 300 мм. Общая протяжённость магистральных H. к 1956 возросла до 11, 5 тыс. км, а в 1966 достигла 29 тыс. км. Действующая сеть магистральных H. развивалась в 3 осн. направлениях: урало-сибирское (Альметьевск - Уфа - Омск - Новосибирск - Иркутск) дл. 8527 км (H. и про-дуктопроводов); северо-западное (Альметьевск - Горький -Ярославль - Кири-ши с ответвлением на Рязань и Москву) дл. более 1700 KM', юго-западное (от Альметьевска до Куйбышева и далее H. " Дружба" с ответвлением на Полоцк и Вентспилс)протяжённостыо более 3500 км. С открытием новых нефт. месторождений на Юж. Мангышлаке и в Тюменской обл. сооружены уникальные H.: Узень - Гурьев - Куйбышев диаметром 1020 мм, дл. 1500 км для перекачки высоковязкой и высокозастывающей мангышлакской нефти с путевым подогревом (" горячий" H.); Усть-Балык - Омск диаметром 1020 мм, дл. 1000 км; Шаим - Тюмень, Александровское - Анжеро-Судженск диаметром 1220 мм и протяжённостью 840 км; Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск диаметром 1220 мм и протяжённостью 1844 км, второй трубопровод " Дружба" (см. карту). Общая протяжённость H. в СССР составляет 42, 9 тыс. км (1973). Характерная особенность развития нефтепроводного транспорта в СССР - увеличение удельного веса H. большого диаметра (на 1 июня 1973):
H. развитых капиталистич. и развивающихся стран представляют мощный вид транспорта нефти и нефтепродуктов. Первое место занимают США, где сеть магистральных H. составляет ок. 70% протяжённости трубопроводов капиталистич. стран мира. Из общей длины H. США трубы диаметром 100-500 мм составляют более 50%, трубы 900-мм и выше - всего 10-12%. В 1968 в США был построен первый магистральный H. диаметром 1000 мм от Нового Орлеана (Сент-Джеймс) до Патоки протяжённостью 1012 км. Начато (1974) строительство трубопровода диаметром 1220 мм на расстояние 1260 км для транспортировки нефти от месторождений зал. Прадхо на побережье Аляски (открытых в 1968) до г. Вал-диз. Гл. действующие магистральные H. и трубопроводы США принадлежат крупнейшим нефтяным монополиям, охватывающим ок. 90% трубопроводов по протяжённости и 70% по объёму перекачки нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные системы H. построены в США. Значительно позже, чем в США, началось строительство H. в др. капиталистич. странах. В Зап. Европе в 1952 был построен H. Вадо-Лигуре - Трехате длиной 152 км, в 1953 - Гавр - Париж (243 км), в 1963 - Л а вера - Карлсруэ (780 км), в 1964 - Генуя - Ингольштадт (536 км). Наибольшая протяжённость H. (в тыс. км)B странах Сев. Америки - 270, в странах Юж. Америки (включая район Карибского м.) она составляет 23, 59, в Зап. Европе-17, 82, в странах Бл. и Cp. Востока- 22, 8, в Африке -15, 34, на Дальнем Востоке и в Океании - 8, 87. Протяжённость H. в развитых капиталистич. и развивающихся странах (1972) приведена ниже. Протяжённость крупных систем нефтепроводов в США, тыс. км
Протяжённость нефтепроводов в развитых капиталистических (кроме США) и развивающихся странах, тыс. км
Совершенствование H. осуществляется благодаря увеличению диаметра труб и улучшению их качества. Наиболее экономичными считаются трубы диаметром 900-1000 мм и выше. Основное внимание при эксплуатации H. уделяется повышению их пропускной способности путём ввода новых промежуточных перекачечных станций, расширения и реконструкции действующих объектов. Кроме того, действующие системы расширяются путём прокладки вторых ниток и увеличения мощности насосных станций. Лит.: Яблонский В. С., Б е л оу с о в В. Д, Проектирование нефтегазо-проводов, M., 1959; Попов С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., M., 1960. В. П. Ефремов. НЕФТЕПРОВОД " ДРУЖБА", см. " Дружба". НЕФТЕПРОДУКТЫ, смеси углеводородов и нек-рых их производных, а также индивидуальные хим. соединения, получаемые при переработке нефти и используемые в качестве топлив, смазочных материалов, электроизоляционных сред, растворителей, дорожных покрытий, нефтехимического сырья и для других целей. Значительная часть H. представляет собой смеси отдельных углеводородных компонентов, содержащие различные добавки и присадки, улучшающие свойства H. и повышающие стабильность их эксплуатационных характеристик. Химические превращения, лежащие в основе процессов получения H., подробно рассматриваются в ст. Нефтехимический синтез. Топлива (газообразные и жидкие) составляют одну из главных групп H. К ним относятся различные продукты переработки газов нефтяных попутных (газовый бензин - компонент автомобильных бензинов, пропан-бутановая фракция - моторное топливо и топливо коммунально-бытового назначения, изо-бутан - сырьё для получения высокооктановых компонентов моторных топлив), газы нефтепереработки, бензин, керосин, мазут. Основное количество нефтяных топлив составляет моторное топливо, применяемое в двигателях внутр. сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). Эта обширная группа составляет ок. 63% от всех H. Для получения моторного топлива используют в основном продукты прямой перегонки нефти (бензиновые, лигроиновые, керосино-газой-левые и др. фракции), а также продукты вторичных процессов переработки нефти (напр., каталитич. крекинг). Все нефтяные топлива, кроме котельного (в качестве к-рого используется мазут), подвергаются очистке (см. Очистка нефтепродуктов). Важнейшей эксплуатационной характеристикой нефтяных топлив является теплотворная способность. Бензин обладает высокой стойкостью к детонации, дизельное топливо - хорошей воспламеняемостью; то и другое топливо имеет достаточно низкую темп-ру застывания (и помутнения) в соответствии с условиями и районом применения. Необходимые эксплуатационные качества топлив обеспечиваются тщательным подбором компонентов и присадок. Масла нефтяные составляют вторую по объёму и значению группу H. Это гл. обр. смазочные масла. Важную группу масел представляют электроизоляционные масла и технологические масла. Получают масла в основном вакуумной перегонкой мазута и деасфальтизацией масляных гудронов (тяжёлых остатков от перегонки нефти). Важнейшими показателями эксплуатационных свойств масел являются вязкость, индекс вязкости, стабильность против окисления, смазочная способность, темп-pa вспышки и застывания. К смазочным материалам на основе H. относятся также пластичные смазки и смазочно-охлаждающие жидкости. Первые представляют собой смеси нефтяных (иногда синтетических) масел с различными загустителями и применяются в узлах трения, работающих в широком диапазоне темп-р и скоростей, для продолжительной консервации металлоизделий и в др. случаях. Смазочно-охлаждающие жидкости - это нефтяные масла или пасты, активированные поверхностно-активными веществами (эмульсол, сульфофрезол, эмульги-рующие пасты и др.) и используемые при обработке металлов резанием и давлением. Нефтяные технические битумы составляют третью по объёму произ-ва группу товарных H., имеющих широкое применение в нар. х-ве: дорожные, строительные битумы и др. Технич. битумы получают концентрацией (вакуумной перегонкой) и окислением (продувкой воздухом) остатков от перегонки нефти, содержащих большое количество асфальтово-смолистых и тяжёлых гетероциклич. соединений. Значительную группу H. составляют т. н. твёрдые углеводороды: парафины, церезины, вазелины, петролатумы, озо-кериты и др. Их получают разделением и очисткой продуктов, выделяемых при депарафинизации нефтяных фракций, а также путём переработки природных озокеритов. Используют твёрдые углеводороды в медицине, пищевой, электротехнической, бумажной, резиновой пром-сти, для произ-ва пластичных смазок и др. целей. Товарными H. являются также различные растворители, нефтяной кокс, сажа, деэмулъгаторы и пр. H., получаемые путём разделения фракций пиролиза нефти (бензол, толуол, ксилол, нафталин, зелёное масло и др.), применяются в основном как нефтехим. сырьё. В качестве хим. сырья используются также газы нефтепереработки и MH. др. продукты термич. и каталитич. переработки нефти. Лит.: Товарные нефтепродукты, их свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкова, M., 1971; Нефтепродукты, [ч. 1 - 2], M., 1970. H. Г. Пучков. НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, отрасль тяжёлой индустрии, охватывающая производство синте-тич. материалов и изделий гл. обр. на основе продуктов переработки нефти и природных горючих газов. На предприятиях H. п. производятся синтетич. каучук, продукты основного органич. синтеза (этилен, пропилен, полиэтилен, поверхностно-активные вещества, моющие средства, нек-рые виды минеральных удобрений), сажа, резиновые изделия (автопокрышки, резинотехнич. изделия и предметы широкого потребления), асбе-стотехнич. изделия.
|