Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Кино 17 страница
ПАНОВ Дмитрий Геннадиевич [3(16).6. 1909, Владимир, - 24.7.1965, Ростов-на-Дону], советский физико-географ и геоморфолог, доктор геогр. наук (1961). Окончил Ленингр. ун-т (1930). Проф. (с 1946) кафедры полярных стран Ленингр. ун-та, зав. кафедрой физич. географии ун-та в Ростове-на-Дону (с 1951). Осн. труды по геоморфологии Арктики, проблеме происхождения материков и океанов, геоморфологии моря, исследованию совр. донных осадков Азовского м., а также изучению состава пыльцы и спор в новейших осадках средиземноморского бассейна. Соч.: Происхождение материков и океанов, М.. 1961; Морфология дна Мирового океана, М., 1963; Общая геоморфология, М., 1966. ПАНОВА Вера Фёдоровна [7(20).3.1905, Ростов-на-Дону, -3.3. 1973, Ленинград], русская советская писательница. В 20 - 30-е гг. работала в газетах и журналах Ростова-на-Дону; начинала как драматург. С 1940 жила в Ленинграде. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 работала в Перми. Широкое читательское признание П. принесла повесть " Спутники" (1946; Гос. пр. СССР, 1947; кинофильм " Поезд милосердия", 1964) - одно из лучших произв. сов. лит-ры о войне. В послевоен. годы созданы наиболее известные произв. П.- романы " Кружилиха" (1947; Гос. пр. СССР, 1948), " Времена года" (1953; кинофильм " Високосный год", 1962), " Сентиментальный роман" (1958); повести " Ясный берег" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), " Серёжа" (1955, одноимённый кинофильм, 1960; гл. премия " Хрустальный глобус" на 12-м Междунар. кинофестивале в Карлови-Вари, 1960). Теме воспитания молодых душ посвящены рассказы П. " Валя" и " Володя" (1960; кинофильм " Вступление", 1962), " Трое мальчишек у ворот", " Сестры", " Конспект романа" и др. Для творчества П. характерны правдивость, острое чувство современности, умение передать драматизм жизненных коллизий и вместе с тем выявить поэзию обыкновенного, постоянное внимание к вопросам обществ. морали и нравственности. В 60-е гг. П. обратилась к историч. жанру. В повести " Кто умирает" (1965) описан конец царствования Василия III. Из летописных источников почерпнуты сюжеты повестей " Сказание об Ольге", " Сказание о Феодосии", " Феодорец, Белый Клобучок" (все 1966). Историч. повести П., а также драму " Тредьяковский и Волынский" (1968) отличают тонкое чувство стиля эпохи, выразительность языка героев. Плодотворно работала П. для театра и кино. Были поставлены её пьесы " Метелица" (1956), " Проводы белых ночей" (1961), " Как поживаешь, парень? " (1962), " Сколько лет, сколько зим! " (1966) и др. П. принадлежат сценарии фильмов " Евдокия" (1961), " Рано утром", " Саша", " Рабочий посёлок" (все 1966) и др. Осн. произв. П. переведены на мн. языки. Награждена 2 орденами. Портрет стр. 146. Соч.: Собр. соч., т. 1-5, Л., 1969-70; Заметки литератора, Л., 1972; Из повести моей жизни, " Нева", 1973, № 4- 5; Избранное, М., 1972. Лит.: Плоткин Л., Творчество Веры Пановой, М. - Л., 1962; Богуславская 3., Вера Панова. Очерк творчества, М., 1963; Нинов А., Вера Панова. Очерк творчества, Л., 1964; Горницкая Н. С., Кинодраматургия В. Ф. Пановой, Л., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964. А. А. Нинов. ПАНОПТИКУМ (от пан... и греч. optikos - зрительный), собрание, коллекция, выставка разнообразных необычайных, уникальных предметов, восковых изображений человеческих фигур, диковинных, причудливых живых существ. В переносном смысле (иронически) - беспорядочный набор всякой всячины. ПАНОРАМА (от пан... и греч. horama - вид, зрелище), одна из разновидностей пространственных искусств. В П. лентообразная картина, натянутая по внутренней поверхности цилиндрич. подрамника, сочетается с расположенным перед ней по кругу " предметным" планом (бутафорские и реальные предметы, сооружения и др.). П. рассчитаны на искусств. освещение. П. размещается обычно в спец. здании с круглым залом и рассматривается с площадки, расположенной в его центре. Так как П. создают иллюзию реального пространства, окружающего зрителя в полном круге горизонта, их применяют гл. обр. для изображения событий, охватывающих значит. терр. и большое число участников. Первая П. была создана в Эдинбурге в кон. 18 в. ирл. живописцем Р. Баркером. П. (преим. с батальными сценами) получили широкое распространение в 19 в. В России наиболее значит. П. созданы живописцем Ф. А. Рубо (" Оборона Севастополя", 1902-04, Севастополь, открыта в 1905, в 1941-42 сильно повреждена при обороне Севастополя, воссоздана и открыта вновь в 1954; " Бородинская битва", 1911, открыта в 1912 в Москве, вновь в 1962, илл. см. т. 3, стр. 579). Над П. работали сов. живописцы М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, Н. Г. Котов и др. Лит.: Петропавловский В., Искусство панорам н диорам, К., 1965. ПАНОРАМНОЕ КИНО, способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию " присутствия" при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости - до 150-170°, в вертикальной- до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (ок. 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и т. н. эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофонич. звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П. к. звук всё время " следует" за перемещением изображения его источника на экране. Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на неск. (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением неск. громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфориров. экраном; каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки. [ris] Схема съёмки и демонстрации фильма по системам " Синерама" и " Кинопанорама": 1 - громкоговорители за экраном; 2 - громкоговорители в зале; 3 - контроль звуковоспроизведения; 4 - контроль кинопроекции; 5 - кннопроекционные аппараты; 6 - киносъёмочный аппарат; 7 - вид киносъёмочного аппарата сверху; 8 - микрофоны; 9 - звукозаписывающая аппаратура. Панорамная съёмка и проекция впервые были осуществлены франц. реж. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм " Наполеон". Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. П. к. получило известность с 1952, когда в США была создана система П. к. " Синерама" (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов. Подобная же система П. к. была разработана в 1957 в СССР (т. н. " Кинопанорама", рук. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них - " Широка страна моя..." - был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась ещё одна, неск. видоизменённая система П. к. " Синемирэкл", по своим изобразит. возможностям близкая к ранее созданным амер. и сов. системам. Съёмка и проекция в этих системах П. к. (рис.) осуществлялись посредством трёх синхронно движущихся 35-мм киноплёнок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонич. звук (9 каналов в сов. системе и 7 - в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм магнитной ленты. Недостатки систем П. к.- гл. обр. их технич. сложность (синхронная съёмка и проекция с применением трёх киноплёнок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений - привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в к-рой для съёмки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм киноплёнку. По изобразит. возможностям такая система П. к. близка к системам широкоформатного кино. Лит.: Голдовский, Основы кинотехники, М., 1965; Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972. М. З. Высоцкий. ПАНОРАМНЫЙ ФОТОАППАРАТ, фотографический аппарат для получения снимков с углом изображения, охватывающим значит. сектор (не менее 100°) или даже весь круг по горизонтали и небольшим (30-35°) по вертикали. ПАНОФСКИЙ (Panofsky) Эрвин (30.3.1892, Ганновер, -14.3.1968, Принстон, штат Нью-Джерси), немецкий и американский искусствовед. Проф. в Гамбурге (1926-33) и Принстоне (с 1935). Испытав влияние " венской школы" искусствознания (М. Дворжак, А. Риглъ), а также учения Э. Кассирера о " символических формах", обосновал (наряду с А. Варбургом и Ф. Закслем) иконологич. метод изучения памятников иск-ва. Стремясь преодолеть односторонность как формально-стилистич., так и чисто иконографич. подхода, П. предлагал рассматривать произв. иск-ва как характерное проявление, признак (" симптом") культурно-историч. ситуации, отражающейся не только в выборе сюжета, но и в художеств. стиле. В исследованиях П. (посвящённых преим. иск-ву средневековья и Возрождения) анализ особенностей формы связан с филологич. и историко-филос. истолкованиями содержания. При этом содержание иск-ва понимается как комплекс исторически обусловленных представлений, а в ряде работ сводится к сюжетным схемам. Соч.: Studies in iconology, Oxf., 1939, new ed., N.Y., [1962]; Meaning in the visual arts, Garden City, 1957; Aufsatze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft, В., 1964. Лит.: Либман М. Я., Иконология, в сб.: Современное искусствознание за рубежом. Очерки, М., 1964, с. 62-76; Вiаlоstocki J., Erwin Panofsky (1892 - 1968), mysliciel, historyk, cztowiek, в кн.: Panofsky, Studia z historii sztuki, Warsz., 1971. ПАНОФТАЛЬМИТ (от пан... и греч. ophthalmos - глаз), гнойное воспаление всех тканей и оболочек глаза. Осн. причина П.- инфицированные ранения глазного яблока; реже возникает при заносе инфекции из к.-л. воспалит. очага. Возбудителями П. чаще всего бывают пневмококки, стафилококки, стрептококки. Проявляется резкими болями в глазу, общей интоксикацией, ознобом, повышением темп-ры тела, рвотой. Иногда П. может закончиться гибелью глаза. Лечение: сульфаниламидные препараты, антибиотики; в тяжёлых случаях - удаление поражённого глазного яблока. ПАНПСИХИЗМ (от пан... и греч. psyche - душа), идеалистич. представление о всеобщей одушевлённости природы. Историч. формы П. различны: от недифференцированного анимизма первобытных верований и гилозоизма древнегреч. натурфилософии до развитых идеалистич. учений о душе и психич. реальности как подлинной и единств. сущности мира (концепция монады у Г. Лейбница, филос. идеи нем. психофизика 19 в. Г. Т. Фехнера, учение швейцарского психолога 20 в. К. Г. Юнга и др.). ПАНСИОН (франц. pension, от лат. pensio - платёж, взнос, арендная или квартирная плата), 1) в дореволюционной России и нек-рых зарубежных странах название частного, реже гос. закрытого уч. заведения с общежитием и полным содержанием учащихся. 2) Устаревшее название небольшой гостиницы с полным содержанием проживающих. 3) Содержание жильца с полным обслуживанием. ПАНСЛАВИЗМ, националистич. идеология и соответствующее ей политич. течение в среде рус. дворянства и буржуазии во 2-й пол. 19- нач. 20 вв. Идеи П. разделялись отдельными слав. политич. деятелями различной политич. окраски (Л. Штур, позднее - К. Крамарж и др.). Порой термином " П." обозначали совершенно разные явления: идеи слав. взаимности и культурной общности; проекты федераций и конфедераций слав. народов, выдвигавшиеся отдельными деятелями чеш. и польск. освободительных движений; планы царской России использовать нац. движения слав. народов в своих целях, и т. п. Неточность и тенденциозность термина " П.", обнаружившиеся с момента его появления, нередко приводили к попыткам делить П. на " литературный" и " политический", а последний на " демократический" и " реакционный", что лишь усиливало путаницу в понимании значения этого термина. Термин " П." появился раньше обозначаемого им явления и был крайне неопределённым и противоречивым. Введён в политич. оборот в кон. 1840-41 бурж.-националистич. кругами Венгрии и Германии, видевшими в слав. нац.-освободит. движении угрозу своим шовинистич. устремлениям. Получил распространение накануне Революции 1848-49 как средство для ложных обвинений нац. движений слав. народов в стремлении к образованию " Всеславянской монархии", или " Всемирной Российской империи". Использовался в спекулятивной кампании по поводу т. н. панславистской опасности. П. как идеология сложился в России в связи с поражением в Крымской войне 1853-56 и под влиянием подавления Польского восстания 1863-64. Националистич. реакция рус. дворянства на эти события отразилась во взглядах Н. Я. Данилевского, Н. Н. Страхова, А. И. Кошелева и др. обществ. деятелей, ставших объективно идеологами возникавшего П. В основе этой идеологии лежала идеалистич. концепция о культурно-историч. типах народов, одним из к-рых якобы и являются слав. народы, отличающиеся от " Европы" (т. е. от романо-герм. типа) и обязанные сохранить свою самобытность. Теоретич. посылки о самобытности историч. развития славянства служили основой для политич. выводов о необходимости союза всех слав. народов во главе с Россией, но без Польши, к-рая в силу своей историч. судьбы якобы утратила слав. характер и принадлежит к " Западу". В становлении мировоззрения идеологов П. велика была роль Вост. вопроса, к-рый они рассматривали как конкретное противоборство между " славянством" и " Европой". Они развивали идеи активной поддержки освободит. борьбы южнослав. народов и строили планы захвата Константинополя. Идеология П. не имела стройного и законченного вида, отд. её выразители выставляли на передний план различные её стороны и нередко противоречили друг другу в своих политич. проектах. Как политич. движение П. носил верхушечный характер и захватывал только часть бюрократич. (граф Н. П. Игнатьев, князь В. А. Черкасский и др.) и воен. кругов (генералы М. Г. Черняев, М. Д. Скобелев, Р. А. Фадеев) и интеллигенции (писатель И. С. Аксаков, учёные-слависты В. И. Ламанский, О. Ф. Миллер). Наибольшее политич. влияние П. имел в 60-70-е гг., особенно в период рус.-тур. войны 1877-78, когда он подталкивал пр-во к более активным внешнеполитич. действиям. Но П. как общественное течение встречал и подозрительное отношение со стороны пр-ва и его идеологов (М. Н. Катков, К. П. Победоносцев), а также подвергался резкой критике представителей либерально-бурж. и особенно революционно-демократич. течений. В кон. 19 в. П. переживал кризис и упадок, вырождаясь либо в ультранационализм (К. Н. Леонтъев), либо в теократич. философствование (В. С. Соловьёв). Кризис П. был обусловлен социально-политич. развитием России, уже стоявшей на пороге бурж.-демократич. революции при наличии серьёзных противоречий между буржуазией и самодержавием. Ведущая роль пролетариата в Революции 1905-07 вызвала кризис буржуазной идеологии вообще и П. в частности. Некоторое оживление П. произошло накануне 1-й мировой войны 1914-18, оно было связано с т. н. неославистским движением, возникшим в 1-е десятилетие 20 в. как националистич. реакция бурж.-помещичьих кругов России и бурж. слоев др. слав. народов на усиление герм. империалистич. экспансии на Востоке и Юго-Востоке Европы и деятельность Пангерманского союза. Отд. элементы П. были использованы рус. буржуазией в воен. пропаганде в годы 1-й мировой войны. П. потерпел крах и сошёл с историч. арены после победы революции 1917. Лит.: Фадеев Р., Мнение о Восточном вопросе..., СПБ, 1870; Данилевский Н. Я., Россия и Европа, СПБ, 1871: Аксаков И. С., Славянский вопрос. 1860-1886, М., 1886; Милюков П. Н., Разложение славянофильства. Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьев, М., 1893; Пыпин А. Н., Панславизм в прошлом и настоящем, СПБ, 1913; Никитине. А., Славянские комитеты в России в 1858- 1876 гг., М., 1960; Колейка И., Славянские программы и идеи славянской солидарности в XIX-XX вв., Прага, 1964; Волков В. К., К вопросу о происхождении терминов " пангерманизм" и " панславизм", в кн.: Славяно-германские культурные связи и отношения, М., 1969; Kohn H., Panslavism, its history and ideology, 2 ed., N. Y., 1960. В. К. Волков. ПАНСО Вольдемар Хансович (р. 30.11. 1920, Таллин), эстонский советский актёр и режиссёр, педагог, нар. арт. Эст. ССР (1968), кандидат искусствоведения (1964). В 1941 окончил Таллинское училище сценич. иск-ва, в 1955 режиссёрский ф-т ГИТИСа. В 1941-50, 1955-58, 1964-65 в Эст. театре им. В. Кингисеппа (Таллин), с 1970 гл. режиссёр. Инициатор создания и гл. режиссёр (1965-70) Эст. молодёжного театра (Таллин). Для режиссёрского иск-ва П. характерны острота сценич. формы, новаторское решение стиля и жанра спектакля. Среди лучших работ: " Королю холодно" (1955), " Атлантический океан" (1956), " Дикий капитан" (1964, 1966) Смуула, " Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1958), " Человек и бог" (1962, пр. Сов. Эстонии, 1965), " Человек и человек" (1972) Таммсааре, " Назад к Мафусаилу" Шоу (1965), " Гамлет" Шекспира (1966), " Строитель Сольнес" Ибсена (1974). Играл роли Вожака (" Оптимистическая трагедия" Вишневского), Победоносикова (" Баня" Маяковского) и др. Снимается в кино. С 1957 преподаёт на актёрском факультете Таллинской консерватории. Автор книг. Соч.: Maailm arlekiini kuues, Tallinn, 1973; в рус. пер.- Труд и талант в творчестве актера, М., 1972; Удивительный человек, М., 1972. ПАНСПЕРМИЯ (греч. panspermia - смесь всяких семян, от pas - весь, всякий и sperma - семя), гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса, выдвинутая нем. учёным Г. Рихтером (1865) и поддержанная Г. Гелъмгольцем и С. Аррениусом. Согласно гипотезе П., живые зародыши были занесены на Землю из космич. пространства метеоритами или под влиянием давления света. Сохранение зародышей в межпланетном пространстве считалось возможным, т. к. при низких темп-pax примитивные организмы в состоянии анабиоза могли оставаться живыми. Однако, как выяснилось позднее, они должны были бы погибнуть под действием ультрафиолетовых и космич. лучей. Поэтому перенос живых зародышей через космич. пространство следует считать маловероятным. Гипотеза П. несостоятельна и в методологич. отношении, т. к. не отвечает на вопрос о происхождении жизни. См. также Абиогенез, Биогенез. ПАНТ Сумитранандан (р. 20. 5. 1900, Каусани, округ Алмора), индийский поэт. Пишет на хинди. Его творчество развивалось под влиянием Р. Тагора и зап.-европ. романтиков. Ранняя лирика П. насыщена любовью к родному краю: сб-ки " Бутоны" (1928), " Пение пчёл" (1932). В поэзии 30-х гг. П. призывал к освобождению от социального и колон. гнёта: сб-ки " Конец эпохи" (1936), " Голос эпохи" (1939) свидетельствуют о воздействии на его творчество прогрессивных идей. Язык и стиль П. сближаются со строем нар. речи. В 40-50-е гг. в творчестве П. усилилось абстрактно-гуманистич. начало. П. сохраняет симпатии к идеям социалистич. переустройства общества (сб. " Золотые лучи", 1947, одноактные пьесы в стихах " Серебряные вершины", 1951, " Художник", 1952). В эпопее " Народная обитель" (1964) поэт философски осмыслил свой творческий и жизненный опыт; несколько вдохновенных страниц в ней посвящено достижениям СССР. Пр. Лит. академии Индии (1961). С о ч. в рус. пер.: Избр. стихи, М., 1959; Гималайская тетрадь, М., 1965. Лит.: Челышев Е. П., Литература хинди, М., 1968; Нагендра, Сумитранандан Пант, Агра, 1957; Рамдхарисинх Динкар, Пандит сумитранандан Пант, в кн.: Шри Сумитранандан Пант, Смрити-читра, Дели, 1960. Ю. В. Цветков. ПАНТАЕВКА, посёлок гор. типа в Кировоградской обл. УССР, подчинён Александрийскому горсовету. Ж.-д. станция на линии Кременчуг - Знаменка. Добыча угля. ПАНТАНАЛ (португ. Pantanal, от раntano - болото), болотистая местность в верховьях р. Парагвай. Расположена в тектонич. впадине у зап. подножия Бразильского плоскогорья. В период дождей затопляется, задерживая паводок р. Парагвай ниже по течению; в засуху представляет собой сочетание болот, озёр, солончаков, чередующихся с лесными, кустарниковыми и травянистыми участками. ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos - бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин " пантеист" был введён англ. философом Дж. Толандом (1705), а термин " П." - его противником нидерл. теологом И. Фаем (1709). В пантеистич. концепциях нередко скрывались натуралистич. тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистич. религ. мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 нем. философ К. Краузе для обозначения своей идеалистич. системы, чтобы отличить её от системы натуралистич. и материалистич. П., ввёл термин " панентеизм" (от греч. pan en theo - всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи содержались уже в древнеинд. мысли (особенно в брахманизме, индуизме и в веданте), в древнекит. мысли (даосизм), в древне-греч. философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. (см. Гилозоизм) одушевления всего мира. В ср. века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья опирались на неоплатонич. учение об эманации. В противоположность теистич. представлениям о божеств. сотворении мира из " ничего" пантеисты развивали концепции вечного вневременного " порождения" природы безличным богом. Религ. П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистич. формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог - одно и то же. Оппозиционные по отношению к католич. церкви этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта. Натуралистич. тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский. Рассматривая бога как " бесконечный максимум" и приближая его к природе как " ограниченному максимуму", он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет П. в Зап. Европе относится к 16 - нач. 17 вв., когда он лёг в основу большинства натурфилос. учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистич. религий (в особенности у итал. философов Дж. Кардана, Ф. Патрици, Т. Кампанеллы, Дж. Бруно). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: "...природа... есть не что иное, как Бог в вещах" (" Изгнание торжествующего зверя", СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм. С др. стороны, П., "...местами соприкасающийся даже с атеизмом" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя нар. Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистич. мистика продолжала оставаться осн. руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16-17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистич. мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, к-рый, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие " бог" отождествлено с понятием " природа". В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы И. В. Гёте и Г. Гердер, к-рые, в противоположность механицизму франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, "...пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи" (там же, т. 21, с. 285). Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, " Философские науки (Научные доклады высшей школы)", 1960, № 4; Jasсhe G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd 1 - 3, В., 1826 - 32; Plumptre С. Е., General sketch of the history of Pantheism, L., 1882; Oil theу W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2, В., 1921; Siwek P., Spinoza et le pantheisme religieux, 2 ed., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, В., 1951. В. В. Соколов. ПАНТЕЛЕЕВ Лонгин Фёдорович [6(18). 10.1840, Сольвычегодск, ныне Архангельской обл., - 16.12.1919, Петроград], русский общественный деятель, книгоиздатель, мемуарист. Окончил Петерб. ун-т (1862). Член первой " Земли и воли". В 1864 арестован, приговорён к 6 годам каторжных работ, заменённых по прибытии в Енисейскую губ. (1866) поселением. По возвращении в Петербург организовал изд-во науч. лит-ры и в 1877- 1907 выпустил св. 250 книг по философии, истории, естеств. наукам (преим. переводных). В последние годы жизни примыкал к партии кадетов, сотрудничал во мн. её периодич. изданиях. Мемуары П.- ценный источник для изучения обществ, жизни 2-й пол. 19 в. Соч.: Воспоминания, вступ. ст., подг. текста и прим. С. А. Рейсера, М., 1958. ПАНТЕЛЕЕВ Юрий Александрович [р. 18(31).10.1901, Петербург], советский военно-морской деятель, адмирал (1953), профессор (1962). Чл. КПСС с 1940. На ВМФ с 1918, участник Гражд. войны. Окончил курсы усовершенствования комсостава (1925) и Воен.-мор. академию (1933). В 1925-30 служил на Черноморском флоте, затем в Управлении Мор. сил РККА, с 1935 нач. штаба и командир соединения подводных лодок Черноморского флота. В 1939-41 нач. штаба Краснознамённого Балт. флота. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 с окт. 1941 до апр. 1942 командующий мор. обороной Ленинграда и Озёрного р-на, одновременно командир Ленингр. воен.-мор. базы; в 1942-1943 (до мая) и с дек. 1943 до июля 1944 пом. начальника Гл. мор. штаба ВМФ. В 1943 командовал Волжской воен. флотилией, а с июля 1944 - Беломор. воен. флотилией. После войны нач. управления Гл. мор. штаба, в 1947-48 зам. нач. Гл. мор. штаба ВМС. В 1948-51 нач. Воен.-мор. академии. В 1951-56 командующий Тихоокеанским флотом. В 1956-60 нач. Воен.-мор. академии кораблестроения и вооружения им. А. Н. Крылова, в 1960-68 нач. Воен.-мор. академии. С 1968 в отставке. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Трудового Красного Знамени, Нахимова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, британским орденом, а также медалями. Соч.: Морской фронт, М., 1965. ПАНТЕЛЕЕВ Л. (псевд.; наст. имя и фам. Алексей Иванович Еремеев) [р. 9(22).8.1908, Петербург], русский советский писатель. В 1921, оставшись без родителей, оказался в школе для беспризорных им. Ф. М. Достоевского; впечатления о ней стали основой первой кн. П. " Республика Шкид" (совм. с Г. Белых, 1927; одноим. фильм 1967), получившей восторженный отзыв М. Горького. П.- участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Теме нравств. величия подвига поев, рассказы для детей и юношества о Гражд. и Великой Отечеств. войнах: " Пакет" (1932), " Ночка" (1939), " Гвардии рядовой" (1943), " Долорес" (1948), " Индиан Чубатый" (1952) и др. Автор книг о героич. обороне Ленинграда - " В осаждённом городе" (1964) и " Январь 1944" (1965), а также автобиографич. повести " Лёнька Пантелеев" (1939; новый вариант 1952). Рассказы П. отличают тонкое знание и умелое изображение психологии подростка, увлекательный сюжет. Мн. произв. П. переведены на иностр. языки и языки народов СССР. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Собр. соч., т. 1-4. [Вступ. ст. К. Чуковского], Л., 1970 - 72; Живые памятники. Рассказы. Путевые заметки. Дневники. Воспоминания, М.- Л., 1966.
|