Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVI. Драматический театр 14 страница






П. т. оказалась очень удобным двигателем для привода ротативных механизмов (генераторы электрич. тока, насосы, воздуходувки) и судовых винтов; она была более быстроходной, компактной, лёгкой, экономичной и уравновешенной, чем поршневая паровая машина. Развитие П. т. шло чрезвычайно быстро как в направлении улучшения экономичности и повышения единичной мощности, так и по пути создания специализированных П. т. различного назначения.

Невозможность получить большую агрегатную мощность и очень высокая частота вращения одноступенчатых П. т. Лаваля (до 30 000 об/мин у первых образцов) привели к тому, что они сохранили своё значение только для привода вспомогат. механизмов. Активные П. т. развивались в направлении создания многоступенчатых конструкций, в к-рых расширение пара осуществлялось в ряде последовательно расположенных ступеней. Это позволило значительно увеличить единичную мощность П. т., сохранив умеренную частоту вращения, необходимую для непосредственного соединения вала П. т. с вращаемым ею механизмом. Реактивная П. т. Парсонса нек-рое время применялась (в основном на воен. кораблях), но постепенно уступила место более компактным комбинированным активно-реактивным П. т., у к-рых реактивная часть высокого давления заменена одно- или двухвенчатым активным диском. В результате уменьшились потери на утечки пара через зазоры в лопаточном аппарате, турбина стала проще и экономичнее.

Классификация паровых турбин. В зависимости от характера теплового процесса П. т. обычно подразделяют на 3 осн. группы: чисто конденсационные, теплофикационные и спец. назначения.

Чисто конденсационные П. т. служат для превращения максимально возможной части теплоты пара в механич. работу. Эти П. т. работают с выпуском отработавшего пара в конденсатор, где поддерживается вакуум. Чисто конденсационные П. т. могут быть стационарными или транспортными. Стационарные П. т. в соединении с генераторами переменного электрического тока (турбогенераторы)- осн. оборудование конденсационных электростанций. Чем больше мощность турбогенератора, тем он экономичнее и тем ниже стоимость 1 кет установленной мощности. Поэтому мощность П. т. растёт из года в год и к 1974 достигла 1200 Мвт в агрегате [при давлении свежего пара до 35 Мн/м2 (1 н/м2=10-5кгс/см2) итемп-ре до 650 °С]. Принятая в СССР частота электрич. тока 50 гц требует, чтобы частота вращения П. т., непосредственно соединённой с двухполюсным генератором, равнялась 3000 о6/мин. В зависимости от назначения П. т. для электростанций могут быть базовыми, несущими постоянную осн. нагрузку; пиковыми, кратковременно работающими для покрытия пиков нагрузки; турбинами собственных нужд, обеспечивающими потребность электростанции в электроэнергии. От базовых П. т. требуется высокая экономичность на нагрузках, близких к полной (ок. 80%), от пиковых П. т.- возможность быстрого пуска и включения в работу, от П. т. собственных нужд - особая надёжность в работе. Все П. т. для электростанций рассчитываются на 100 тыс. ч работы (до капитального ремонта).

Транспортные П. т. используются в качестве главных и вспомогат. двигателей на кораблях и судах. Неоднократно делались попытки применить П. т. на локомотивах, однако паротурбовозы распространения не получили. Для соединения быстроходных П. т. с гребными винтами, требующими невысокой (от 100 до 500 об/мин) частоты вращения, применяют зубчатые редукторы. В отличие от стационарных П. т. (кроме турбовоздуходувок), судовые П. т. работают с переменной частотой вращения, определяемой необходимой скоростью хода судна.

Теплофикационные П. т. служат для одновременного получения электрич. и тепловой энергии. К ним относятся П. т. с противодавлением, с регулируемым отбором пара, а также с отбором и противодавлением. У П. т. с противодавлением весь отработавший пар используется для технологич. целей (варка, сушка, отопление). Электрич. мощность, развиваемая турбоагрегатом с такой П. т., зависит от потребности производства или отопит. системы в греющем паре и меняется вместе с ней. Поэтому турбоагрегат с противодавлением обычно работает параллельно с конденсационной П. т. или электросетью, к-рые покрывают возникающий дефицит в электроэнергии. В П. т. с регулируемым отбором часть пара отводится из 1 или 2 промежуточных ступеней, а остальной пар идёт в конденсатор. Давление отбираемого пара поддерживается в заданных пределах системой регулирования. Место отбора (ступень П. т.) выбирают в зависимости от нужных параметров пара. У П. т. с отбором и противодавлением часть пара отводится из 1 или 2 промежуточных ступеней, а весь отработавший пар направляется из выпускного патрубка в отопит. систему. Давление пара П. т. для отопит. целей обычно составляет 0, 12 Мн/м2, а для технологич. нужд (сах., деревообр., пищ. предприятия) 0, 5-1, 5 Мн/м2.

П. т. специального назначения обычно работают на отбросном тепле металлургич., маш.-строит. и хим. предприятий. К ним относятся П. т. мятого пара, двух давлений и предвключённые (форшальт). П. т. мятого пара используют отработавший пар поршневых машин, паровых молотов и прессов, имеющий давление немного выше атмосферного. П. т. двух давлений работают как на свежем, так и на отработавшем паре паровых механизмов, подводимом в одну из промежуточных ступеней. Предвключённые П. т. представляют собой турбины с высоким начальным давлением и высоким противодавлением; весь отработавший пар этих П. т. направляют в другие П. т. с более низким начальным давлением пара. Необходимость в предвключённых П. т. возникает при модернизации электростанций, связанной с установкой паровых котлов более высокого давления, на к-рое не рассчитаны ранее установленные на электростанции П. т.

П. т. спец. назначения не строят сериями, как конденсационные и теплофикационные П. т., а в большинстве случаев изготовляют по отд. заказам.

Все стационарные П. т. имеют нерегулируемые отборы пара из 2-5 ступеней давления для регенеративного подогрева питат. воды. В СССР установлено 4 ступени начальных параметров пара: давление 3, 5 Мн/м2, темп-ра 435 оС для П. т. мощностью до 12 Мвт; 9 Мн/м2, 535 оС для П. т. до 50 Мвт; 13 Мн/м2, 565 оС для П. т. до 100 Мвт и 24 Мн/м2, 565 оС для П. т. мощностью 200 и 300 Мвт. Давление отработавшего пара 3, 5-5 кн/м2. Удельный расход тепла от 7, 6 кдж/(вт . ч) у самых мощных П. т. до 13 кдж/(вт . ч) у небольших конденсационных турбин.

Тепловой процесс паровых турбин. Кинетич. энергия, приобретённая паром при его расширении, эквивалентна уменьшению его энтальпии в процессе расширения. Работа пара (в кгс . м, 1 кгс . м = = 10 дж) равна:
[ris]

а скорость истечения (в м/сек):
[ris]

где iо - начальная, a i1 - конечная энтальпия пара. Мощность (в квт), к-рую можно получить от турбины при расходе пара D кг/ч, равна:
[ris]

а расход пара (в кг/ч) соответственно:
[ris]

Если под iо - i1 подразумевается адиабатич. изменение энтальпии, то вышесказанное справедливо только для идеальной П. т., работающей без потерь. Действит. мощность на валу реальной П. т. (в квт) равна:
[ris]

где n - относительно эффективный кпд, представляющий собой отношение действит. мощности, полученной на валу П. т., к мощности идеальной турбины.
[ris]

где de - расход пара в кг/(квт . ч). Для существующих П. т. удельный расход пара определяется экспериментально, а iо - i1 находят по i -s диаграмме (см. Энтропия, Энтальпия). В активной П. т. свежий пар с давлением ро и скоростью Со поступает в сопло и расширяется в нём до давления pt; при этом скорость пара возрастает до с1, с к-рой поток пара и входит на рабочие лопатки. Поток пара, оказывая давление на лопатки вследствие изменения направления в криволинейных междулопаточных каналах, заставляет диск и вал вращаться. На выходе с лопаток поток пара имеет скорость с2 меньшую, чем с1, т. к. значит. часть кинетич. энергии преобразовалась в механич. энергию вращения вала. Давление p1 на входе в канал равно давлению р2 на выходе из него, т. к. междулопаточные каналы имеют одинаковое сечение по длине и расширения пара в них не происходит (у реально существующих активных турбин сечения междулопаточных каналов выполняют несколько возрастающими по ходу пара для сохранения равенства давлений на входе и выходе, т. к. энтальпия пара при его протекании между лопатками увеличивается из-за трения и ударов о кромки лопаток). Однако в различных местах криволинейного канала давления неодинаковы: именно разность давлений на вогнутую и выпуклую сторону каждой лопатки создаёт момент, заставляющий ротор вращаться. Т. о., в активной турбине падение давления пара происходит в сопле (или нескольких соплах), а давление пара при входе на лопатки и выходе с них одинаково.

Кинетич. энергия будет полностью использована, если абс. скорость пара С2 при выходе с лопаток равна нулю. Это условие соблюдено, если с1 = 2u, где и - окружная скорость. Окружная скорость (в м/сек) равна:
[ris]

где d - ср. диаметр лопаточного венца в м, a n - частота вращения в мин. Следовательно, оптим. окружная скорость лопаток должна быть
[ris]

Очевидно, что в реальной турбине с2 не может быть равна 0, т. к. пар должен уходить с лопаток в конденсатор. Однако выходную скорость стремятся получить минимальной, т. к. кинетич. энергия уходящего потока пара представляет собой потерю полезной работы. Отступление от оптим. отношения
[ris]

вызывает сильное снижение кпд турбины. Это делает невозможным создание одноступенчатых турбин с высокими начальными параметрами пара, т. к. ещё (нач. 1970-х гг.) не существует материалов, способных выдержать напряжения от центробежных сил при окружных скоростях, значительно превышающих 400 м/сек. Поэтому одноступенчатые активные турбины применяют только для привода быстроходных вспомогат. механизмов, экономичность к-рых не имеет решающего значения. Хорошая экономичность П. т., работающей с умеренными окружными скоростями при большом теплопадении, достигается применением ступеней давления.

Если разделить располагаемый перепад давления на неск. ступеней с равными перепадами тепла, то в этих ступенях скорость истечения (в м/сек) равна:
[ris]

где z - число ступеней. Следовательно, в каждой ступени скорость будет в
[ris]

раз меньше, чем в одноступенчатой П. т. Соответственно ниже будет и оптим. окружная скорость и, т. е. частота вращения ротора.

Корпус П.т. с неск. ступенями давления разделяют диафрагмами на отд. камеры, в каждой из к-рых помещён один из дисков с рабочими лопатками (рис. 1). Пар может проникать из одной камеры в другую только через сопла, расположенные по окружности диафрагм. Давление пара снижается после каждой ступени, а скорости истечения пара C1 остаются примерно одинаковыми, что достигается выбором соответствующих размеров сопел. Число ступеней давления у мощных турбин с высокими начальными параметрами пара достигает 30-40. Поскольку объём пара по мере его расширения увеличивается, сечения сопел и высоты лопаток возрастают от первой ступени к последней. Последние ступени мощных П. т. обычно выполняют сдвоенными, а у самых больших П. т.- строенными и даже счетверёнными ввиду неприемлемо больших размеров лопаток последних ступеней, к-рые были бы необходимы для пропуска всего объёма пара через 1 ступень.
[ris]

Рис. 1. Схематический продольный разрез активной турбины с тремя ступенями давления: 1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - сопла первой ступени; 3 - рабочие лопатки первой ступени; 4 - сопла второй ступени; 5 - рабочие лопатки второй ступени; 6 - сопла третьей ступени: 7 - рабочие лопатки третьей ступени.

В ступени давления возможно использовать кинетич. энергию не в одном, а в нескольких венцах лопаток, применив ступени скорости. Для этого на ободе диска размещают 2 (редко 3) венца рабочих лопаток, между к-рыми установлен венец неподвижных направляющих лопаток. Пар с давлением ро подводится к соплам (рис. 2) и со скоростью с1 поступает на первый ряд рабочих лопаток, где его скоростной напор частично превращается в работу, а направление потока изменяется. Выйдя со скоростью с2 с первого ряда рабочих лопаток, пар проходит через направляющие лопатки и, снова изменив направление, входит во второй ряд лопаток со скоростью с1 '; неск. меньшей, чем с2, вследствие потерь в направляющих лопатках. Второй ряд лопаток пар покидает с незначит. скоростью с2 '.
[ris]

Рис. 2. Схематический разрез активной турбины с двумя ступенями скорости: 1 - вал; 2- диск; 3 - первый ряд рабочих лопаток; 4 - сопло; 5 - корпус; 6 - второй ряд рабочих лопаток; 7 - направляющие лопатки.

Теоретически при 2 ступенях скорости оптим. окружная скорость и будет в 2 раза меньше, чем для одновенечной ступени, использующей тот же перепад энтальпии. Для z ступеней скорости оптим,
[ris][ris]

Однако много ступеней скорости практически не применяют из-за больших потерь в лопатках. Наиболее распространённым типом турбины можно считать активную П. т. с одним двухвенечным диском в первой ступени давления и одновенечными дисками в остальных ступенях. Значение двухвенечного диска в том, что, используя значит. часть располагаемого перепада энтальпии в первой ступени давления, он позволяет понизить темп-ру и давление в корпусе П. т. и одновременно уменьшить нужное число ступеней давления, т. е. укоротить и удешевить П. т.

Характерной особенностью реактивных П. т. является то, что расширение пара происходит у них в каналах неподвижных и подвижных лопаточных венцов, т.е. как в соплах, так и на рабочих лопатках. Отношение приходящейся на долю рабочих лопаток части располагаемого адиаба-тич. перепада энтальпии h2 к общему адиабатич. перепаду ступени ho = h1 + h2 (где h1 - теплопадение в направляющих лопатках) наз. степенью реактивности
[ris]

Если
[ris]

то такую турбину принято наз. реактивной. У чисто активной турбины должно бы быть p = 0, но практически активные турбины всегда работают с небольшой степенью реактивности, более высокой в последних ступенях. Это даёт некоторое повышение кпд, особенно на режимах, отличных от расчётного.

Венцы рабочих лопаток реактивной П. т. устанавливают в пазах ротора барабанного типа. В промежутках между ними размещают венцы неподвижных направляющих лопаток, закреплённых в корпусе турбины и образующих сопловые каналы. Профили подвижных и неподвижных лопаток обычно одинаковы. Свежий пар поступает в кольцевую камеру (рис. 3), откуда идёт в первый ряд неподвижных лопаток. В междулопаточных каналах этого ряда пар расширяется, давление его неск. понижается, а скорость возрастает от Со до C1. Затем пар попадает в первый ряд рабочих лопаток. Между ними пар также расширяется и его относит. скорость возрастает. Однако абсолютная скорость с2 на выходе с рабочих лопаток будет меньше с1, т.к. за счёт уменьшения кинетической энергии получена механическая работа. В последующих ступенях процесс повторяется. Для уменьшения утечек пара через зазоры между лопатками, ротором и корпусом П. т. располагаемый перепад давлений делят на большое число (до 100) ступеней, благодаря чему разность давлений между смежными ступенями получается небольшой.

В СССР не строят стационарных реактивных П. т., но отд. зарубежные фирмы традиционно продолжают выпускать П. т. с активной частью высокого давления и последующими реактивными ступенями.
[ris]

Рис. 3. Схематический разрез небольшой реактивной турбины: 1 - кольцевая камера свежего пара; 2 - разгрузочный поршень; 3 - соединительный паропровод; 4 - барабан ротора; 5, 8 - рабочие лопатки; 6, 9 - направляющие лопатки; 7 - корпус.

Конструкция паровых турбин. Понаправлению движения потока пара различают аксиальные П. т., у к-рых поток пара движется вдоль оси турбины, и радиальные П. т., направление потока пара в к-рых перпендикулярно, а рабочие лопатки расположены параллельно оси вращения. В СССР строят только аксиальные П. т. По числу корпусов (цилиндров) П. т. подразделяют на однокорпусные и 2-3-, редко 4-корпусные. Многокорпусная конструкция (рис. 4) позволяет использовать большие располагаемые перепады энтальпии, разместив большое число ступеней давления, применить высококачеств. металлы в части высокого давления и раздвоение потока пара в части низкого давления; однако такая П. т. получается более дорогой, тяжёлой и сложной. По числу валов различают одновальные П. т., у к-рых валы всех корпусов находятся на одной оси, и 2-, редко 3-вальные, состоящие из 2 или 3 параллельно размещённых одновальных П. т., связанных общностью теплового процесса, а у судовых П. т.- также общей зубчатой передачей (редуктором). Неподвижную часть П. т.- корпус - выполняют разъёмной в горизонтальной плоскости для возможности монтажа ротора. В корпусе имеются выточки для установки диафрагм, разъём к-рых совпадает с плоскостью разъёма корпуса. По периферии диафрагм размещены сопловые каналы, образованные криволинейными лопатками, залитыми в тело диафрагм или приваренными к нему. В местах прохода вала сквозь стенки корпуса установлены концевые уплотнения лабиринтового типа для предупреждения утечек пара наружу (со стороны высокого давления) и засасывания воздуха в корпус (со стороны низкого). Лабиринтовые уплотнения устанавливают в местах прохода ротора сквозь диафрагмы во избежание перетечек пара из ступени в ступень в обход сопел. На переднем конце вала устанавливают предельный регулятор (регулятор безопасности), автоматически останавливающий П. т. при увеличении частоты вращения на 10-12% сверх номинальной. Задний конец ротора снабжают валоповоротным устройством с электрич. приводом для медленного (4-6 об/мин) проворачивания ротора после останова П. т., что необходимо для равномерного его остывания.

Рис. 4. Двухкорпусная паровая турбина (со снятыми крышками): 1-корпус высокого давления; 2 - лабиринтовое уплотнение; 3 - колесо Кертиса; 4 - ротор высокого давления; 5 - соединительная муфта; 6 - ротор низкого давления; 7 - корпус низкого давления.

Лит.: Лосев С. М., Паровые турбины и конденсационные устройства. Теория, конструкции и эксплуатация, 10 изд., М.-Л., 1964; Щегляев А. В., Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин, 4 изд., М.- Л., 1967.

С. М. Лосев.

ПАРОВОДЯНАЯ СМЕСЬ, смесь пара и воды, образующаяся при пузырчатом кипении воды в паровых котлах (кипятильных трубах или топочных экранах), а также в испарителях и др. теплообменных аппаратах. Плотность П. с. ниже плотности воды, что обеспечивает в котлоагрегатах естественную циркуляцию.

ПАРОВОЕ ОТОПЛЕНИЕ, вид центр. отопления, при к-ром теплоносителем служит пар, поступающий в систему отопления от сети централизов. теплоснабжения или от парового котла, находящегося в отапливаемом здании или рядом с ним. В зависимости от значения начального давления пара различают системы П. o.J вакуум-паровые - с давлением менее 100 кн/м2 (1 к гс/см2), низкого давления (от 100 до 170 кн/м2) и высокого давления (от 170 до 600 кн/м2). Наиболее распространены системы низкого давления (рис.).
[ris]

Система парового отопления низкого давления с верхней разводкой и самотёчным возвратом конденсата в котёл (двухтрубная): 1 - паровой котёл; 2 - паропровод; 3 - отопительные приборы; 4 - конденсатопровод; 5 - воздушник; 6 - регулировочные краны.

В П. о. используется свойство пара при его конденсации в отопительных приборах выделять скрытую теплоту конденсации; образующийся при этом конденсат (вода) по конденсатопроводу возвращается в паровой котёл дли в сеть централизованного теплоснабжения.

В зависимости от расположения паропроводов относительно отопит. приборов и способа их присоединения различают системы П. о. с верхней и нижней разводкой, а также двухтрубные и однотрубные (по аналогии с водяным отоплением). Для обеспечения самотёчного движения конденсата, в т. ч. образующегося вследствие охлаждения паропровода (попутного конденсата), опорожнения системы и удаления из неё воздуха все трубопроводы прокладываются с необходимым уклоном.

П. о., широко применявшееся до 30-40-х гг. 20 в. (особенно в пром. зданиях), в совр. строительстве вытесняется водяным и воздушным отоплением, преимущество к-рых перед П. о. состоит в том, что в них легко регулируется подача тепла в помещения в зависимости от темп-ры наружного воздуха посредством изменения темп-ры теплоносителя. В П. о. регулирование подачи тепла обычно производится периодич. выключением системы отопления или её части. Это осложняет эксплуатацию П. о. и приводит к неравномерности распределения темп-ры в. помещениях. Кроме того, действие П. о. нередко сопровождается шумом (в частности, при заполнении холодной системы паром), а чрезмерно высокая темп-ра теплоотдающей поверхности отопительных приборов при работе П. о. ухудшает его санитарно-гигиенич. качества. Поэтому устройство П. о. по действующим в СССР нормам не допускается в жилых домах, детских учреждениях, больницах, уч. заведениях и адм. зданиях.

Применение П. о. возможно в пром. зданиях, снабжаемых паром для технологич. нужд, а также при использовании отработавшего пара. Устройство П. о. целесообразно также в помещениях, режим эксплуатации к-рых требует быстрого нагрева отопит. приборов и их остывания после выключения, чем П. о. выгодно отличается от водяного отопления, особенно если отопит. приборы (напр., радиаторы) имеют увеличенную ёмкость.

И. Ф. Ливчак.

ПАРОВОЗ, один из видов локомотива, у к-рого двигателем является паровая машина. Осн. элементы П.: паровой котёл, паровая машина, экипажная часть. Запасы топлива, воды и смазки помещаются обычно в прицепленном к П. тендере; если эти запасы находятся на самом П., то такой локомотив наз. танк-паровозом. В результате сгорания в топке котла топлива (кам. уголь, мазут, горючие сланцы, торф, дрова и др.) тепло через стенки топки, жаровых и дымогарных труб передаётся, котловой воде, к-рая превращается в пар. Для повышения экономичности П. в спец. установках пар перегревается и его. темп-pa значительно повышается. Паровая машина преобразует тепловую энергию в механич. энергию движения поршня в паровых цилиндрах, через шатуннокривошипный механизм это движение передаётся движущим колёсам. К экипажной части П. относятся рама, колёсные пары с буксами, бегунковые и поддерживающие тележки одной или двумя колёсными парами), рессорное подвешивание, а также аппараты сцепления.

Первые П. (рис. 1) были созданы в Великобритании в 1803 (Р. Тревитик) и в 1814 (Дж. Стефенсон). В России первый оригинальный П. (рис. 2) был построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833). Свыше столетия П. были самым распространённым видом тяги вплоть до 50-х гг. 20 в. (рис. 3), когда их повсеместно стали заменять электровозы и тепловозы. С 1956 выпуск П. в СССР был прекращён, хотя они ещё эксплуатируются на нек-рых малодеятельных линиях жел. дорог и на пром. предприятиях. Осн. причина замены П. др. видами локомотивов - его низкая экономичность: кпд лучших моделей не превышал 9%, среднеэксплуатац. кпд 4%.

ПАРОВОЗДУШНЫЙ МАНЕКЕН, см. Гладилъно-прессующее оборудование.

ПАРОВОЗДУШНЫЙ МОЛОТ, молот, в к-ром энергоносителем, приводящим в действие исполнит. органы, является пар или сжатый воздух. П. м.- одна из наиболее распространённых машин кузнечно-штамповочного производства. Падающие части П. м. связаны штоком с поршнем, совершающим возвратно-поступат. движение в цилиндре под действием пара или сжатого воздуха, подающихся под давлением обычно 0, 4-0, 7 Мн/м2 (4-7 кгс/см2) (в больших П. м.- до 1, 2 Мн/м2). Энергоноситель подаётся в цилиндр П. м. от внеш. источника: пар - от паровых котлов, сжатый воздух - от компрессора. В зависимости от технологич. назначения и особенностей конструкции различают П. м. ковочные и штамповочные простого действия (с односторонним ударом на шабот) и бесшаботные двустороннего действия.

Ковочные П. м. применяют для свободной ковки и штамповки в подкладных штампах, имеют массу падающих частей 3-8 т, развивают скорость 7-8 м/сек и энергию удара до 125 кдж. Станины этих молотов - конструкции арочного или мостового типа.

Штамповочные П. м. применяются для горячей объёмной штамповки и листовой штамповки, имеют массу падающих частей обычно до 5 т, наибольшую скорость удара 5-7 м/сек (горячештамповочные П. м.) и 3 м/сек (листоштамповочные). Уникальный горяче-штамповочный П. м. (СССР) имеет массу падающих частей 35 т и энергию удара до 630 кдж. Станины штамповочных П. м.- рамные составные или цельнолитые конструкции.

Бесшаботные П. м. служат для горячей штамповки массивных деталей. Такие молоты работают с относит. скоростью удара 5-6 м/сек, энергией удара до 1, 6 Мдж с гидромеханич. связью подвижных частей и до 0, 4 Мдж с ленточной.

Лит. см. при ст. Молот.

ПАРОВОЙ АВТОМОБИЛЬ, автомобиль с паросиловой установкой. Первые модели автомобилей были паровыми. С конца 18 в. производились отдельные попытки создания достаточно совершенного П. а., однако громоздкость паросиловой установки и её большая собственная масса, а также сложность эксплуатации послужили препятствием к распространению П.а. Новые попытки (сер. 20 в.) сконструировать экономичный П. а. основаны на его преимуществах: больших удельных мощностях двигателя, высоком крутящем моменте, бесшумности, долговечности двигателя, недорогих сортах топлива, низком содержании вредных компонентов в продуктах сгорания.
[ris]

Рис. 1. Паровоз " Ракета" Стефенсона.
[ris]

Рис. 2. Паровоз Е. А. Черепановых.

Рис. 3. Паровозы: а - типа 0-3-0 серии Гв Петербурго-Московской железной дороги (60-е гг. 19 в.); 6 - типа 1-5-0 серии Л (40-е гг. 20 в., СССР).
[ris]

ПАРОВОЙ КОТЁЛ, устройство, имеющее топку, обогреваемое газообразными продуктами сжигаемого в топке органич. топлива и предназначенное для получения пара с давлением выше атмосферного, используемого вне самого устройства. Рабочим телом подавляющего большинства П. к. является вода. П. к. наз. также редко применяемые парогенераторы (электрокотлы), обогреваемые электрич. энергией.

Упоминания о П. к. как о парогенераторе, отделённом от топки, встречаются в работах учёных: итальянца Дж. делла Порта (1601), француза С. де Ко (1615), англичанина Э. С. Вустера (1663). Однако пром. применение П. к. началось на рубеже 17 и 18 вв. в связи с бурным развитием горнозаводской и угледобывающей пром-сти. Ранние конструкции П. к. по форме напоминали шар или же котлы для варки пищи (рис. 1), сначала их изготовляли из меди, а затем из чугуна. Одним из первых " настоящих" П. к. считают котёл Д. Папена, предложенный им в 1680.
[ris]

Рис. 1. Паровой котёл И. И. Ползунова (1765).

Конструкции совр. П. к. сложились в процессе изменения конструктивных форм выпускавшегося до 2-й пол. 19 в. простейшего цилиндрич. П. к. паропроизводительностью 0, 4 от/ч; поверхность нагрева этого П. к. не превышала 25 м2, давление пара 1 Мн/м2 (10 кгс/см2), а кпд 30%. Развитие П. к. шло по двум направлениям: увеличения числа потоков газов (газотрубные П. к.) и увеличения числа потоков воды и пара (водотрубные П. к.). Первые газотрубные П. к. представляли собой цилиндрические сосуды, в к-рые первоначально вставляли 1, 2 или 3 трубы большого диаметра (жаровые трубы), а впоследствии десятки труб значительно меньшего диаметра (дымогарные трубы), по к-рым проходил газ.

Увеличение поверхности нагрева газотрубных П. к. происходило в габаритах первоначального цилиндрич. котла или даже в меньших габаритах. Следствием этого явились нек-рое повышение паропроизводительности котла (при незначит. увеличении суммарной массы), а также улучшение передачи тепла от дымовых газов к поверхности нагрева, приводившее к снижению темп-ры газов на выходе из П. к., т. е. к повышению кпд.
[ris]

Рис. 2. Конструкции паровых котлов: а- цилиндрический; б- батарейный; в-жаротрубный; г - жаротрубно-дымогарный (локомобильный); д- камерный горизонтально-водотрубный; е - камерный горизонтально-водотрубный конструкции В. Г. Шухова; ж - двухсекционный горизонтально-водотрубный (" морской"); з - вертикально-водотрубный с гнутыми трубами; и - вертикально-водотрубный с П-образной компоновкой; к - вертикально-водотрубный с Т-образной компоновкой; л-прямоточный конструкции Л. К. Рамзина; м - прямоточный котёл ТПП-210А (СССР); 1 - барабан; 2 - колосниковая решётка; 3 - жаровая труба; 4 - дымогарная труба; 5 - сборная камера; 6 - пароперегреватель; 7 - водяной экономайзер; 8 - воздухоподогреватель; 9 - газоход.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал