Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVI. Драматический театр 31 страница
Патриархи в России: Иов (1589-1605); Игнатий (1605-06); Гермоген (1606-12); Филарет (1619-33); Иоасаф I (1634-40); Иосиф (1642-52); Никон (1652-67); Иоасаф II (1667-72); Питирим(1672-73); Иоаким (1674-90); Адриан (1690 -1700); Стефан Яворский (1700-21-местоблюститель); Тихон (1917-25); Сергий (1925-27 - заместитель, в 1927-43 -местоблюститель, 1943-44 - патриарх); Алексий (1945-70); Пимен (с 1971). В. И. Буганов. ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ, см. в ст. Семья. ПАТРИАРХАЛЬНОЕ РАБСТВО, см. в ст. Рабство. ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО, примитивное земледельческое или кочевое скотоводческое х-во. Возникло в период разложения первобытнообщинного строя в результате выделения больших патриархальных семей, обособившихся в качестве самостоятельных хоз. единиц. П. х. имеет натуральный характер, т. е. производит продукцию для непосредственного потребления (см. Натуральное хозяйство). ПАТРИАРХАТ (от греч. pater - отец и archo - управляю, властвую; букв.-отцевластие), наиболее распространённая форма первобытнообщинных отношений в период их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществен семье. Переход к П. совершался в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех видах первобытнообщинного х-ва: в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Почти повсюду происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы основного произ-ва и ограничение её труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счёт родства по отцовской линии (патрилинейностъ), утеря хоз. единства рода при сохранении остальных элементов общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокалъный брак) и образование больших патриархальных семей. В дальнейшем патриархальные отношения ещё более укрепились в связи с ростом имуществ. дифференциации, возникновением патриархального рабства и зарождением деления общества на классы. Вопрос о месте П. в истории общества в течение мн. веков был предметом дискуссии. Широкое распространение получила теория об изначальной патриархальности человеческого общества. Сторонниками такого взгляда в антич. время были Платон и Аристотель, в ср. века этот взгляд господствовал, в 19 в. его защищал Г. Мэн. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган опровергли идею об изначальности П. Взгляды Моргана в осн. чертах были поддержаны и развиты Ф. Энгельсом; они приняты большинством сов. учёных. Но и в 20 в. значит. часть бурж. этнографов придерживается теории исконности П. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, [пер. с англ.], Л., 1934; Косвен М. О., Перзход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса, М., 1972. Л. А. Файнберг. ПАТРИАРШЕСТВО, церковный округ, находящийся в ведении патриарха. ПАТРИК (Patrick, Patricus) (кон. 4 - сер. 5 вв.), основатель ирландской католич. церкви и её первый епископ. Многие сведения о жизни П. носят легендарный характер; неоднократно оспаривалась историчность самого П. Согласно сведениям, содержащимся в сочинениях, приписываемых П., он родился в Британии, духовный сан принял в Галлии, в 30-е гг. 5 в. начал проповедовать христианство в Ирландии. Причислен католич. церковью к лику святых (17 марта - день св. Патрика, считающегося апостолом и патроном Ирландии, ирландский национальный праздник). Лит.: The life and legend of St. Patrick, Dublin, 1949; Сarnу J., The problem of St. Patrick, Dublin, 1961. ПАТРИЛИНЕЙНОСТЬ (от лат. pater-отец и linea-линия), счёт происхождения, родства и наследования по отцовской линии. П. является одним из признаков отцовского рода. Исторически П. следует за матрилинейностъю или же за билинейностью как формой перехода от матрилинейности к П. и сохраняется до наших дней. ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ БРАК (от лат. pater - отец и locus - место), установившееся в этнографии наименование формы брачного поселения, при к-рой жена переходит на жительство в общину или в дом мужа. Более точное название такого брака - вирилокальный (от лат. vir -муж). П. б. обычно возникал при переходе от материнского рода к отцовскому роду. Местами практиковался врем. П. б., при к-ром супруги лишь определённое время после брака, часто до рождения ребёнка, жили с родителями мужа, а затем возвращались в селение жены (напр., у туарегов Сахары). ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes-соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - "...одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190). Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфич. интересы. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П. становится неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо "...выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся..." (там же, т. 36, с. 328-29). Для мелкой буржуазии характерны нац. ограниченность и нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам. В бурж. обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. " О национальной гордости великороссов", написанной в годы 1-й мировой войны 1914-18, В. И. Ленин отмечал: " Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости" Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом. В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл. содержанием этого понятия становится социализм - объект нац. гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистич. всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим нац. традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистич. П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом. По словам Ленина, " без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Наиболее яркое проявление социалистич. П. нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. В условиях консолидации и развития новой историч. общности людей - сов. народа - происходит формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает общенациональная гордость сов. человека - важный элемент социалистич. П. С образованием мировой социалистич. системы "...патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и трудовой активности масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органического сочетания социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач. Лит.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974; Рогачев П. М., Свердлин, Патриотизм и общественный прогресс, М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм, Национальный вопрос. М. М. Скибицкий. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АНТИГИТЛЕРОВСКИЙ ФРОНТ (ПАФ), объединение патриотич. сил румынского народа, созд. в июне 1943 по инициативе Коммунистич. партии Румынии (КПР). В ПАФ входили КПР и др. демократич. организации: Фронт земледельцев, осн. в 1933; Союз патриотов, основан в 1942; МАДОС (организация венг. трудящихся в Румынии), осн. в 1934. Лидеры рум. бурж. партий (национал-царанистской и национал-либеральной) отказались присоединиться к ПАФ. Программа ПАФ предусматривала организацию активной, в т. ч. вооружённой, борьбы за свержение воен.-фаш. режима, выход Румынии из войны на стороне фаш. держав и присоединение Румынии к антифаш. коалиции, немедленное прекращение поставок прод. и воен. товаров фаш. Германии, наказание воен. преступников и др. Создание ПАФ явилось важной вехой в ходе подготовки Народного вооружённого восстания в Румынии 1944. В окт. 1944 все входившие в ПАФ орг-ции вместе с профсоюзами образовали Нац.-демократич. фронт, приступивший к осуществлению программы демократич. преобразований в стране. А. А. Язькова. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ФРОНТ ЛАОСА (ПФЛ; Нео Лао Хаксат), массовая политич. орг-ция, объединяющая прогрессивно настроенных лиц и ряд демократич. орг-ций: Союз молодёжи Лао Хаксат, Ассоциацию лаосских женщин, Федерацию патриотич. профсоюзов, Ассоциацию лаосских студентов и др. В тесном контакте с ПФЛ действует Союз патриотич. нейтралистских сил (СПНС). ПФЛ создан на базе Единого нац. фронта Лаоса (Нео Лао Итсала; 1950-56), 1-й съезд ПФЛ (учредительный) состоялся в янв. 1956. В принятой программе осн. цель ПФЛ определялась как " построение мирного, независимого, нейтрального, демократического, единого и процветающего Лаоса". В 1957-58 ПФЛ принял участие в первом коалиционном пр-ве Лаоса, работа к-рого была подорвана реакц. силами. С 1960 ПФЛ выступает в союзе с нейтралистскими силами в борьбе против внутр. реакции. Благодаря усилиям ПФЛ, получившим поддержку прогрессивных сил мира, в Лаосе было достигнуто политическое урегулирование (1962-63). В условиях, когда правые лаосские силы при поддержке США взяли курс на саботаж Женевских соглашений 1962 и сорвали работу нового коалиционного пр-ва, 2-й съезд ПФЛ (6-10 апр. 1964) в т. н. программе действия выдвинул задачи мобилизации лаосского народа на борьбу против империалистич. вмешательства, за полное выполнение соглашений, на превращение освобождённых р-нов Лаоса в прочную политич. и социально-экономич, базу борьбы за осуществление программы фронта. Для защиты освобождённых р-нов было решено создать нац. армию (с 1965 - Народно-ссвободительная армия Лаоса). 3-й съезд ПФЛ (окт. 1968) принял новую политич. программу, в к-рой подчёркивается необходимость всемерного укрепления и расширения объединённого фронта лаосского народа в борьбе против империалистич. агрессии и местной реакции с целью построения мирного, независимого и нейтрального Лаоса. В программе намечаются пути политич. урегулирования в стране на основе создания пр-ва нац. союза и проведения демократич. выборов в Нац. собрание. Были сформулированы в развёрнутом виде положения общедемократич. характера (равенство национальностей, обеспечение демократич. свобод, охрана интересов трудящихся и др.). Последовательные усилия ПФЛ, а также подписание 27 янв. 1973 в Париже Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, существенно улучшившего условия для политич. урегулирования в Лаосе, привели к подписанию с Пи p-вом Суванна Фумы Соглашения о восстановлении мира и достижении нац. согласия в Лаосе (21 февр. 1973) и протокола к нему (14 сент. 1973). ПФЛ развивает связи со мн. междунар. и нац. общественно-политич. орг-циями. Делегации ПФЛ неоднократно посещали СССР и др. социалистич. страны. Пред. ЦК ПФЛ - принц Суфанувонг, ген. секретарь - Фуми Вонгвичит. Печатный орган ЦК ПФЛ - газ. " Лао Хаксат" (" Lao Hak Sat"). к. Юрьев. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (Towarzystwo Patriotyczne), 1) польская тайная орг-ция в 1821-26; осн. группой дворянских революционеров, гл. обр. офицеров, во главе с В. Лукасиньским с целью восстановления нац. независимости Польши. После ареста Лукасиньского и др. радикальных членов П. о. (1822) - сторонников социальных реформ к руководству орг-цией пришли умеренные представители шляхты, что обусловило неудачу переговоров П. о. с декабристами. В 1826 царские власти, арестовав членов П. о., предали их суду польск. сейма, к-рый отказался расценить деятельность П. о. как гос. измену и вынес обвиняемым демонстративно мягкий приговор (1828). 2) Легальная орг-ция (" Патриотич. клуб") в дек. 1830 - авг. 1831; осн. в Варшаве после начала Польского восстания 1830-31; объединяла радикальную интеллигенцию и пользовалась поддержкой средних слоев и гор. низов Варшавы. Председателем П. о. был И. Лелевель, зам. пред.- К. Брониковский и М. Мохнацкий. В дек. 1830 диктатор ген. Ю. Хлопицкий запретил П. о., критиковавшее политику консервативного руководства восстанием. После падения диктатуры (янв. 1831) деятельность П. о. возобновилась: 25 янв. 1831 организованная им в память декабристов демонстрация вынудила сейм провозгласить низложение Николая I. Левое крыло П. о. (Т. Кремповецкий, Я. Чиньский и др.) требовало провозглашения республики, наделения крестьян землёй. Деятельность П. о., оказывавшая революционизирующее воздействие на ход восстания, дала толчок к мощному выступлению нар. масс Варшавы (15 авг. 1831). 17 авг. 1831 получивший диктаторские полномочия ген. Я. Круковецкий запретил П. о. Лит.: Ольшанский П., Декабристы и польское национально-освободительное движение, М., 1959; Оррmаn e., Warszawskie " Towarzystwo Patriotyczne". 1830-1831, Warsz., 1937; Baumgarten L., Dekabrysci a Polska, Warsz., 1952. " ПАТРИОТЫ РОДИНЫ", подпольная антифаш. орг-ция, действовавшая в оккупированном нем.-фаш. войсками г. Николаеве на судостроит. з-дах и в c. Гороховке (ныне Октябрьского р-на Николаевской обл.) с нояб. 1942 по март 1944. Руководителем и организатором " П. Р." был мастер Черноморского судостроит. з-да И. В. Козодеров. В июне 1942 он вместе с мастерами этого з-да Е. П. Лубенецким и А. Я. Приходченко составил инициативную группу орг-ции. На подпольном собрании 16 нояб. орг-ция была названа " П. Р.", избрано бюро во главе с Козодеровым; к нач. 1943 насчитывала 97 чел. (3 коммуниста, 7 комсомольцев, остальные беспартийные рабочие и служащие). Члены " П. Р." занимались гл. обр. пропагандистской работой (писали и распространяли антифаш. листовки - отпечатано ок. 4 тыс. экз. на рус. и нем. яз.), а также совершали диверсии на линиях связи, вели разведку, организовали побег сов. военнопленных из фаш. лагерей, спасли в с. Гороховке 500 сов. граждан от угона в Германию. " П. Р." действовали совместно с орг-цией " Николаевский подпольный центр". Благодаря хорошей конспирации " П. Р." не имела провалов, вела борьбу с оккупантами до освобождения города сов. войсками. Лит. Николаевщина в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Документы и материалы, Од., 1964. Савченко. ПАТРИСТИКА (от греч. pater, лат. pater - отец), термин, обозначающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ. мыслителей 2-8 вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса поздне-антич. рабовладельч. общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также против традиц. языч. мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич. идеализмом (см. Неоплатонизм). Первый период П. (2-3 вв.) представлен деятельностью т. н. апологетов; среди них выделяется Ориген, впервые пытавшийся построить на основе предпосылок христ. религии целостную филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка задачи определила следующий период П. (4-5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование апологетов сменяется работой над систематизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич. умозрение. Высшей точки П. достигает в деятельности кружка " каппадокийцев" (Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в. появляются Ареопагитики - попытка истолковать мир как систему символов, очень важная для ср.-век. эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием идеалистич. диалектики и кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий (конец 5 в.-1-я пол. 6 в.) на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики. В дальнейшем осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-европ. и визант. схоластикой. Источн.: Migne J. P., Patrologiae cursus completus, senesGraeca, t. 1 - 166, P.. 1857 - 66, series Latina, t. 1 - 221, P., 1844 -1864; Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latin norum, v. 1-, Vindobonae - Lipsiae, 1867 -(серия не закончена). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 1-4, СПБ, 1907 -18; Г а р н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, [1911]; Спасский А. А., История догматических движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 - Тринитарный вопрос, 2 изд., Сергиев Посад, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1-3, Utrecht - Brux., 1950-60; A1taner В., Stuiber A., Patrologie. Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvater, 7 Aufl., Freiburg -Basel -W., 1966. С. С. Аверинцев. ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco, - февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Служил в венецианском флоте. Учился в Падуе. Преподавал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В осн. соч. " Новая философия универсума" (1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и " родственности" всех вещей - свет, излучаемый божеств, всеединством и пронизывающий весь мир. В " Поэтике" (1582) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце; состояние творчества описывается как одержимость " божественным безумием" -вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др. Соч.: L'amorosa filosofia, Firenze, 1963; Delia poetica, v. 1-2, Firenze, 1969. Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н., Итальянское Возрождение и славянские литературы XV-ХVI вв., М., 1963; Аrсаri Р, Пи pensiero politico di F. Patrizio da Cherso, Roma, 1935; Сrespi L. A., La vita e le opere di F. Patricio, Milano, 1941; Saitta A., _ Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950; p. 521-67; Кristeller P. O., Eight philosophers of the Italian renaissance, Stanford (Calif.), 1964. Н. В. Котрелев. ПАТРИЦИАТ, 1) родовая аристократия в Др. Риме (см. Патриции). 2) Высший, наиболее богатый слой населения ср.-век. городов Зап. Европы, закрепивший за собой особые права и привилегии в гор. общине. Экономич. могущество П. основывалось на крупной торговле, ростовщичестве, собственности на гор. земли и т. д. В большинстве случаев П. захватывал власть в городах после приобретения ими прав самоуправления, присваивал себе право избрания гор. совета и замещения гор. магистратур и использовал эту власть в своих интересах: для введения выгодной ему системы налогов, приобретения прибыльных откупов, прямого расхищения гор. средств. Олигархич. правление П. вызывало недовольство широких масс гор. населения, приводившее к восстаниям, в к-рых обычно руководящую роль играли цехи и к-рые оканчивались чаще всего компромиссом П. с цеховой верхушкой. Во мн. городах, особенно больших торг. центрах, П. полностью сохранял свою власть. Положение П. в феод. обществе было противоречивым. С одной стороны, он вырастал на базе гор. товарного х-ва, а с зарождением элементов капитализма нек-рые слои его иногда оказывались связанными с раннекапиталистическими отношениями. С другой стороны, П. обнаруживал тенденцию к сближению с классом феодалов: гор. патриции приобретали вне города зем. владения (с сеньориальными правами), подобно феодалам, стремились обособиться от трудящихся масс в качестве наследств. привилегированного сословия, перенимали образ жизни феодалов и т. д. Ю. А. Корхов. ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater -отец), в Др. Риме пер'воначально, по-видимому, всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Ouiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей - родовая аристократия. С кон. 6 в. до н. э.. в период формирования классового общества и гос-ва, П. превратились в господствующий класс-сословие Римской республики; экономич. основой их могущества было исключит. право на пользование обществ. землёй (ager publicus). После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с П. (к нач. 3 в. до н. э.) верхушка П., или патрициата, и плебса, слившись, образовали нобилитет. В эпоху империи возник новый патрициат, составивший привилегиров. часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций. Лит. см. при ст. Плебеи. ПАТРОКЛ, в др.-греч. мифологии один из участников Троянской войны, друг Ахилла. Когда троянцы ворвались в греч. лагерь, стремясь поджечь греч. корабли, П. упросил Ахилла (отказавшегося участвовать в битве из-за ссоры с Агамемноном) отпустить его в бой. Надев доспехи Ахилла, П. отогнал троянцев от кораблей, но сам пал от руки Гектора. Предание о П. содержится в " Илиаде". ПАТРОЛОГИЯ (от греч. pater, лат. pater - отец и ...логия), раздел христ. богословия, посв. биографиям отцов церкви и истолкованию их произв. П. называются также своды соч. отцов церкви (важные источники по истории церкви). Наиболее обширное изд. такого рода (содержащее также и др. материалы) принадлежит Ж. П. Миню. См. также Патристика, ПАТРОН (франц. patron, нем. Patrone) (воен.), соединённые посредством гильзы в одно целое пуля (снаряд), пороховой (боевой) заряд, капсюль или капсюльная втулка. П. служит для стрельбы из стрелкового оружия и некоторых арт. орудий. Первые П., появившиеся в 17 в., имели бумажную гильзу, в к-рой помещались пороховой заряд и пуля. В 60-х гг. 19 в. появились бум. унитарные П., заключавшие в гильзе пороховой заряд, пулю и капсюль. Вскоре бумажные П. были заменены металлич. унитарными. Применение П., особенно металлических, ускорило заряжание (перезаряжание) оружия и значительно повысило его скорострельность. Совр. П. в зависимости от видов оружия бывают: пистолетные, винтовочные, орудийные, П. охотничьих ружей и др. П. делятся на боевые, вспомогательные (холостые) и учебные (см. также Артиллерийский выстрел). ПАТРОН ЗАЖИМНОЙ, приспособление для установки и закрепления на металлорежущих или деревообрабатываю- щих станках заготовок или режущего инструмента. Различают механич., пневматич., электромагнитные, гидропластовые и др. патроны. Наиболее распространён механич. самоцентрирующий токарный трёхкулачковый П. з., предназначенный для закрепления заготовок правильной формы (гл. обр. тел вращения) и центрирования их по оси шпинделя станка; крепление самоцентрирующими П. з. осуществляется кулачками, одновременно перемещаемыми в радиальном направлении при вращении диска со спиральной канавкой (рис.). Четырёхкулачковый токарный П. з. служит для зажима заготовок сложной формы; его кулачки имеют независимое друг от друга радиальное перемещение. Для закрепления цилиндрич. заготовок малого диаметра при работе на револьверных станках и полуавтоматах применяются быстродействующие цанговые патроны с пружинящей зажимной втулкой (цангой). Пневматич. и гидропластовые П. з. позволяют быстро зажимать заготовку и освобождать обработанную деталь. Электромагнитные П. з. применяются гл. обр. для крепления тонких деталей, к-рые могли бы деформироваться при зажиме в П. з. др. типов. Трёхкулачковый самоцентрирующий патрон: 1 - кулачок; 2 - коническая шестерня; 3 - зубчатое колесо; 4 - спиральная канавка. Н. А. Щемелев. ПАТРОНА ХАЛИЛА ВОССТАНИЕ, вооруж. выступление гор. низов Стамбула (Турция) 28 сент.-25 нояб. 1730. Гл. причины восстания - усиление налогового гнёта, произвол властей, рост цен. Основной движущей силой были ремесленники, мелкие торговцы; в восстании участвовали также и янычары, недовольные действиями султана и вел. везира в начавшейся в сер. 1730 ирано-тур. войне. Возглавлял восстание албанец Халил, нек-рое время служивший матросом на корабле контр-адм. Патрона-бея (отсюда его прозвание - Пи атрона). Восставшие свергли и убили вел. везира Ибрахима-пашу, низложили султана Ахмеда III (правил с 1703), добились отмены ранее введённых налогов и пошлин. Однако раскол в среде восставших позволил новому султану Махмуду I (1730-54) и дворцовым кругам организовать контрпереворот: Патрона Халил был убит, а его сторонники отстранены от власти. Лит.: С., Восстание городских низов Стамбула в 1730, " Народы Азии и Африки", 1963, № 4. М. С. Мейер. ПАТРОНАЖ (от франц. patronage - покровительство, попечительство), в СССР форма работы леч.-профилактических учреждений, основная цель к-рой - проведение на дому оздоровительных и профилактич. мероприятий, внедрение правил личной гигиены и улучшение сан.-гигиенич. условий в быту. Особенно широко проводится в леч.-профилактич. учреждениях системы охраны материнства и детства. П. осуществляется врачами, участковыми (патронажными) сестрами детских поликлиник и сел. врачебных участков, фельдшерами и акушерками женских консультаций и т. п. П. беременных и детей. Акушерка посещает женщину на дому во время 1-й половины беременности для ознакомления с условиями её жизни, проведения беседы об антенатальной охране плода, личной гигиене (подготовка сосков молочных желез к кормлению, пользование дородовым бандажом и т. п.), разъяснения законов и постановлений пр-ва по охране прав и здоровья женщины. В дальнейшем П. проводится в случае необходимости по назначению акушёра-гинеколога, к-рый наблюдает женщину в консультации; при выявлении патологии беременности женщине проводится необходимое лечение. В первые три дня после выписки родильницы из родильного дома патронажная детская сестра совм. с врачом посещает ребёнка на дому. П. психи ч. больных - одна из форм организации психиатрич. помощи, при к-рой хронич. больные со спокойным поведением находятся в семьях при постоянном контроле леч. учреждения. Такой П. может осуществляться как в собств. семьях больных, так и в чужих семьях с выплатой последним патронажного вознаграждения. П. организуется психиатрич. больницами и психоневрологич. диспансерами. Патронажные сестры систематически посещают больных, контролируют качество ухода за ними, выполнение назначений врача, к-рый наблюдает больного не реже 1 раза в 3 месяца Отбор больных на П. и снятие их с П. проводят спец. комиссии. П. психич. больных - один из важных элементов их реабилитации. ПАТРОНАТ (позднелат. patronatus, от лат. patron us - покровитель), в древней Италии особая форма покровительства, фактически устанавливавшая зависимость неполноправных или бедных граждан от граждан богатых. В период разложения родового строя члены обедневших родов, а также нек-рые плебеи отдавались под П., становясь клиентами влиятельных сограждан (см. Клиентела). В период поздней Римской империи под П. того или иного сенатора отдавались мелкие землевладельцы и даже целые сёла, общины, города. Передавая патрону свою землю и получая её обратно уже в качестве прекария, мелкие землевладельцы тем самым стремились избежать тяжести податного бремени, оградить себя от насилия чиновников, судей, ростовщиков (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 149). ПАТРОНИМИЯ (греч. patronymia -наименование по отцу, от pater - отец и onyma - имя), одна из форм обществ. организации, характерная для патриархально-родового строя и часто сохраняющаяся в классовом обществе вплоть до эпохи капитализма. П. представляет собой группу родственных больших или малых семей, имеющих определённое хоз., обществ. и идеологич. единство и общее патронимическое, т. е. образованное от собств. имени основателя П., наименование (напр., слав.- Калиновичи; герм.- Золинген, Ратинген). П. как обществ, форма впервые была выделена в 1931 сов. учёным М. О. Косвеном и изучена им, а позднее и др. учёными у мн. народов Кавказа, Сев. Азии, у зап. и юж. славян и др.
|