Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Теоретические исследования переменных звёзд 15 страница






Распространение П.- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России П. разрабатывался в русле философско-лит. идеалистич. движения нач. 20 в., представители к-рого считали личность единств. субъектом истории и носителем культуры в противоположность нар. массам и выступили одними из первых теоретиков " массовой культуры" и " массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретич. базой развития идей П. в России явилась попытка найти " третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть обществ. отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое " Я". П. различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём - биологич. или социальном атоме - ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, к-рая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Т. о., в основе учения П. о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П. вопрос о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. "...Вся глубина проблемы не в достижении такой организации общества и государства, при которой общество и государство давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой личности от неограниченной власти общества и государства..." (Бердяев Н., Судьба человека в современном мире, Париж, 1934, с. 25).

Принцип деятельного волевого индивида в кон. 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение амер. персоналистов (Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абсолютного идеализма, против подчинения личности безличному космич. порядку. В дальнейшем Брайтмен и Флюэллинг развили положение о " мире личности" во всей его полноте, к-рый " больше" мира природы и является подлинной ареной бытия.

Гл. представитель франц. католич. П.- Э. Мунье объявляет христ. учение о личности основой революц. переворота в жизни человечества, позволяющего создать некое " общество личностей", подобное христ. общине. Поскольку личность, согласно П., находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы " сосредоточиться". Внутренние свойства личности, " призвание", " интимность" должны, по Мунье, предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Гл. способом самоутверждения личности выступает внутр. самоусовершенствование.

В понимании социальных проблем имеется определённое различие между амер. и франц. П. Первое направление остаётся в рамках констатации кризиса совр. общества и человека, возлагая надежды на жизнеспособность зап. культуры и подменяя социальную проблематику задачей самоусовершенствования личности. Французский же П., акцентируя внимание именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал ср.- век. общины как антипода урбанистич. цивилизации. Для франц. П., окрашенного пессимистически, характерна антикапиталистич. направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе капитализма, к-рый приведёт его к гибели; призывал к социальному обновлению, к " персоналистской и общинной революции", отличаемой им от социалистич. революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения персоналистского учения среди людей. П. является попыткой конкретизировать христ. идеал личности в условиях совр, капиталистич. общества, при наличии отчуждения, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные обществ, силы. История П. свидетельствует, что провозглашённая им программа социальных и духовных преобразований носит утопический характер. В наст. время П. в значит. мере утратил своё влияние, его осн. проблематика разрабатывается неотомизмом и особенно экзистенциализмом.

Лит.: Быховский Б. Э., Американский персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948; Современный объективный идеализм, М., 1963, с. 350- 421; Кnudsоn А. С., The philosophy of personalism, 1927; Lacroix J., Marxisme, existentialisme, personnalisme, P., 1950; Stefanini L., Personalismo filosofico, Roma, 1945.

И. Ф. Балакина, К. М. Долгов.

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости или к.-л. иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.

Возникновение понятия о П. связано с развитием оптики и различных видов иск-ва, в первую очередь живописи. Художники первобытного мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных и профильных видов и т. д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем шкале, а условно-символич. схеме. Тяготение к унификации пространства с помощью П. появляется в иск-ве Др. Греции (с 6 в. до н. э.). Впервые правила П. упоминаются в трактате греч. математика Евклида " Оптика" (3 в. до н. э.), а рим. арх. Витрувий относит практическое её применение в театр. декорации ко времени Эсхила (6-5 вв. до и. э.); он же пишет о несохранившихся трактатах Анаксагора и Демокрита о П. Об антич. перспективной живописи можно судить, напр., по фрескам " 2-го помпеянского стиля" (ок. 80 до н. э.- ок. 30 н. э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (т. е. имеющими один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система, подразумевающая неск. точек схода, расположенных на одной вертикальной оси (т. н. рыбья кость). В позднеантич. и средневековом иск-ве интерес к систематич. разработке проблем П. в целом пропадает, но нередко применяется способ т. н. обратной П., состоящий в увеличении отд. предметов по мере их удаления и синтетически объединяющий неск. точек зрения. Последовательная, математически обоснованная система П., рассчитанная на фиксированную, " антропоцентрическую" точку зрения, складывается в период итал. кватроченто (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значит. вклад в эмпирич. и науч. разработку П. внесли также сев.- европ. мастера (бр. X. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной П. (т. е. исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а также на их цвет в зависимости от расстояния). Несмотря на то, что в последующие эпохи конкретная связь между науч. теорией и художеств. практикой П. утрачивается (если не считать мастеров перспективной живописи), а учение о П. в целом становится частью начертательной геометрии [в этом отношении особенно важны труды франц. математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)], перспективная структура остаётся органич. частью живописного или скульптурно-рельефного образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче реальной пространственной среды.

Иск-во Востока не знало оптико-математич. обоснования проблем П., хотя и породило ряд эмпирич. систем; такова, напр., типичная для живописи Китая и Японии параллельная П., к-рую условно можно считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.

С точки зрения геометрии П. - способ изображения фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная геометрия, Проекция). Для получения перспективного изображения к.-л. предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.)лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на к-рой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета; на рис. 1 - перспективное изображение предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 - на внутренней поверхности цилиндра (панорамная П.), на рис.3- на внутренней поверхности сферы (купольная П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в т. н. точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода.

Общий способ построения П. сложных объектов (ортогональные проекции к-рых заданы) на вертикальной (см. рис. 4) и наклонных плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной геометрии строят П. этих прямоугольников (на рис.- abсd и adef - П. соответствующих прямоугольников объекта). Точки F1, F2 и F3 пересечения продолжений сторон прямоугольников являются точками схода (F3 - бесконечно удалённая точка). Соединяя точки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода, находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П. середин их сторон (на рис. точка g - П. середины G стороны АВ). Для построения П. других точек объекта, напр. точки n на прямой АВ, намечают произвольную точку О и проводят лучи Оа, Ob и Оg. С ортогонального чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки А, В, G и n и укладывают её на изображение так, чтобы точки А, В и G оказались на лучах Оа, Ob и Оg. П. точки n (точка т) получается проектированием точки n из точки О на прямую аb. Аналогично выполняются построения П. на наклонной плоскости.

В теории линейной П, большое значение имеет изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения к плоскости, на к-рой построено изображение.

Лит.: pынин n. a., Начертательная геометрия. Перспектива, П., 1918; Глаголев n. a., Начертательная геометрия, 3 изд., М., 1953; Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955; Кузнецов Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969; Panofsky e., Die Perspektive als " symbolische Form", в кн.: Vortrage der Bibliothek Warburg, 1924-25, Lpz. - В., 1927, S. 258-330; GiОseffi D., Perspectiva artificialis..., [Trieste], 1957; White.J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed., L., 1967.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ АЭРОФОТОСЪЁМКА, фотографич. съёмка местности с воздуха при заданном наклоне оптич. оси аэрофотоаппарата. Это позволяет охватывать сразу значительные площади (особенно если аэрофотоаппарат размещён на вращающейся установке с целью получения панорамных снимков) и воспроизводить близкие объекты в более крупном масштабе; вместе с тем П. а. значительно усложняет создание карт, определение размеров и форм удалённых объектов. См. Аэроснимок, Аэрофотосъёмка.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ, родживописи, художественная выразительность к-рой основана на использовании эффектов линейной перспективы: декоративная живопись, иллюзионистически расширяющая реальное архитектурное пространство и характерная преим. для ренессанса и в особенности для барокко, или перспективная декорация (см. Театрально-декорационное искусство). К П. ж. иногда условно относят архитектурный видовой пейзаж (" ведута"), наиболее развитый в Италии 17-18 вв. (Каналетто, Б. Беллотто и др.), а также живопись интерьеров, особенно распространённую в Голландии 17 в. (Э. де Витте и др.). В рус. иск-ве в этой области наиболее известны работы мастеров венециановской школы.

Перспективная живопись. А. Поццо. " Триумф св. Игнатия Лойолы". Фресковая роспись потолка церкви Сант-Иньяцио в Риме. 1685-99. Фрагмент.

ПЕРСПЕКТИВНОГО СОВМЕЩЕНИЯ МЕТОД, метод комбинированной киносъёмки, основанный на соединении в кадре изображений объектов, различных по масштабу и пространств. положению, для создания иллюзии реальной перспективы. П. с. м. применяется для замены отд. декораций (или их частей) и сооружений рисунками и макетами, а также для съёмки объектов объёмной и рисованной мультипликаций. Его преимущества перед др. методами комбинированной киносъёмки заключаются в том, что комбинированный кадр можно видеть через визир киноаппарата таким, каким он будет выглядеть на киноэкране, съёмка осуществляется в одну экспозицию и не требуется спец. аппаратуры. В натуральную величину строятся или выбираются только те части декораций, на фоне к-рых должно происходить действие с участием людей, машин и т. п. Остальная часть снимаемого объекта, находящаяся гораздо ближе к киноаппарату, представляет собой рисунок или уменьшенный в неск. раз макет декорации. На киноплёнке создаётся изображение такое, как при целиком построенной декорации. Кроме того, П. с. м. позволяет изображать человека великаном или карликом, меняя относит. масштабы декораций.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОЕКЦИИ, картографические проекции, относящиеся к азимутальным. П. п. могут быть получены проектированием сферы на " картинную" плоскость, касательную к сфере в её полюсе, лучами из точки " зрения", лежащей на перпендикуляре к этой плоскости, проходящем через центр сферы. К П. п. относят гномоническую проекцию, стереографическую проекцию и внешние проекции, когда точка зрения находится вне сферы на конечном расстоянии от её центра или на бесконечном (в случае ортографической проекции).

ПЕРСПЕКТОГРАФ (от перспектива и греч. grapho - пишу), прибор для вычерчивания перспективных проекций деталей машин, сооружений, интерьеров и т. п. Распространён П., состоящий из линейки, укреплённой на выдвижных стойках с делениями для установки (определения) угла перспективы, и линейки-основания (рис.). П. закрепляют на чертёжной доске иглодержателями. Установление угла перспективы (нахождение точек схода - фокусов) производится перемещением одной из выдвижных стоек. П. обеспечивает определение направлений линий строящейся перспективы к правой и левой точкам схода.
[ris]

Перспектограф: 1 - линейка; 2 - выдвижные стойки; 3 - линейка-основание; 4 -- иглодержатели.

ПЕРСТЕНЬ, кольцо, украшение, надеваемое на палец (перст); распространено у большинства народов мира. Костяные П. появились в эпоху палеолита, металлические - в бронзовом веке. В Др. Египте были распространены т. н. печатные П. с вырезанными надписями или изображениями. Оттиск такого П. служил подписью владельца. Печатные П, (в них часто вставлялись геммы) были затем у эгейцев, греков и этрусков. В Рим. республике сенаторы и всадники носили золотые П., а простые граждане - железные. При империи это правило было отменено: с 3 в. все свободнорождённые получили право носить золотые П., а вольноотпущенные - серебряные.

В Др. Руси в городах бытовали золотые и серебряные П. с изображениями, а в деревне - медные П. с геометрич. узорами. В последующие эпохи обычны были золотые или серебряные П. с драгоценными или полудрагоценными камнями. У католич. епископов П.- знак их власти. Гладкие без украшений П. как обручальные кольца применяются многими народами при бракосочетании (начали применяться ещё в Др. Риме).

А. В. Арциховский.

ПЕРСТНЕВИДНЫЙ ХРЯЩ, непарный хрящ гортани у наземных позвоночных и человека, производное скелета 5-й жаберной дуги. У млекопитающих расширенная часть П. х.- пластинка - обращена кзади, суженная - дуга - кпереди. П. х. вверху соединяется подвижно со щитовидным и черпаловидным хрящами гортани, внизу - с первым хрящом трахеи.

ПЕРСУЛЬФАТЫ, см. Пероксосулъфаты.

ПЕРСЫ, фарсы (самоназв.- ирани, мн. число - ираниан), нация, составляющая ок. половины населения Ирана (по данным 1-й всеобщей переписи населения страны в кон. 1956, П.- ок. 9 млн. чел.; по оценке на 1974, - ок. 16 млн. чел.). Живут гл. обр. в Центр. (к Ю. от хр. Эльбурс) и Вост. Иране. Говорят на персидском языке. Антропологически принадлежат к южной ветви большой европеоидной расы. Проникновение иранских племён на терр. совр. Ирана предположительно относится ко 2-му тыс. до н. э. (по мнению одних учёных - из Ср. Азии, по мнению других - из Закавказья). Персидские племена занимали господствующее положение в гос-ве Ахеменидов. В дальнейшем формировании П. участвовали также араб., тюрк. и монг. племена. В сер. 19 в. началось формирование П. в нацию; процесс ассимиляции персами др. народностей Ирана (особенно говорящих на яз. иранской группы) продолжается и в наст. время. По религии - мусульмане шиитского толка. Ислам распространился в 7 в., после завоевания страны арабами. До этого П. исповедовали зороастризм, который сохранился в несколько изменённом виде у гебров. Большинство П.- сел. жители, осн. занятия к-рых земледелие (в значит. степени основанное на искусств. орошении), садоводство и овощеводство, скотоводство. Развиты ковроделие, ручное ткачество и др. отрасли домашней пром-сти. П., живущие в городах, - ремесленники, торговцы, служащие и др. П. составляют также значит. часть рабочих страны. В семейных отношениях П. до сих пор сильны традиции мусульм. права. Только в 1963 женщины получили избират. права, но сохраняется их фактич. неравноправие в обществ. и семейной жизни. Устное народное творчество П., их театр, поэзия, лит-pa и др. стороны ср.-век. и совр. культуры весьма богаты. См. также ст. Иран.

Лит.: Народы Передней Азии, М., 1957 (лит. с. 556-57). М. С. Иванов.

ПЕРСЬЕ (Percier) Шарль (22.8.1764, Париж, - 5.9.1838, там же), французский архитектор. Персье и П. Фонтен (совм. работавшие в 1794-1814) были Ш. Персье и П. Фонтен, законодателями вкуса в период империи Наполеона I и ведущими представителями стиля ампир. Их произв. (триумфальная арка на пл. Каррузель в Париже, 1806; многочисл. проекты мебели, внутр. убранства, оформления празднеств) отличаются торжественностью образов, воскрешающих древнеримские мотивы, стремлением к синтезу архитектуры и декоративных иск-в (приводящим порой к нек-рой сухости и измельчённости форм самого зодчества). Илл. см. также т. 1, табл. XLVI (стр. 528-529).

Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже. 1806.

Соч.: Recueil de decorations interieures..., P., 1812 (совм. с. Р. Fontaine).

Лит.: Fоuсhe M., Percier et Fontaine, P., 1904.

ПЕРТ (Perth), графство в Великобритании, в Шотландии. Пл. 6, 5 тыс. км2. Нас. 125, 6 тыс. жит. (1971). Адм. центр - г. Перт.

ПЕРТ (Perth), город на 3. Австралии, адм. ц. штата Зап. Австралия, на р. Суон, в 20 км. от её впадения в Индийский ок. 97, 5 тыс. жит. (1971; с пригородами 725 тыс. жит.). Крупный пром. и торг.-трансп. центр штата. Вывоз (через порты Фримантл и Куинану) продукции с. х-ва и горнодоб. пром-сти. Маш.-строит. (суда, автосборка, подъёмно-трансп. оборудование), хим., текст., деревообр., пищ. (мясная и др.) пром-сть, произв-во бумаги и картона. Ун-т.

ПЕРТТУНЕН Архип Иванович (1769, дер. Ладвозеро, Сев. Карелия, - ок. 1841, там же), карельский сказитель. Записанные Э. Лёнротом от П. в 1834 руны легли в основу эпоса " Калевала". Они отличаются большими художеств. достоинствами. Сказителями рун были также сын П.- Михаил Архипович П. (1815-99) и внучатная племянница Михаила Архиповича - Татьяна Алексеевна П. (1881-1963).

Соч.: Избранные руны Архипа Перттунена. [Пер., вступ. ст. В. Евсеева], Петрозаводск, 1948; Карельские эпические песни. [Предисл. В. Евсеева], М.-Л., 1950; Arhippa Perttusen runot, Hels., 1965.

Лит.: Липкина А. М., Рунопевец Архип Перттунен, Петрозаводск, 1969.

ПЕРТУРБАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ, возмущающая функция, вспомогательная функция в теории возмущений небесных тел; зависит от координат данного (возмущаемого) небесного тела, а также от координат и масс притягивающих его тел. Частные производные П. ф. по координатам возмущаемого тела равны составляющим ускорения, сообщаемого ему в относительном движении вокруг центрального тела вследствие притяжения др. небесных тел. Понятие " П. ф." впервые введено в 1776 Ж. Лагранжем. При интегрировании с помощью рядов дифференциальных уравнений возмущённого движения небесных тел одной из важнейших задач теории возмущений являются разложение П. ф. в ряды, исследование вопроса об их сходимости и оценка остаточных членов.

ПЕРТУРБАЦИЯ (от лат. perturbatio - расстройство, смятение), внезапное нарушение нормального хода чего-либо, замешательство, беспорядок.

ПЕРУ (Peru), Республика Перу (Republica del Peru).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал