Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Кино 8 страница. Соч.: Очерки философии права, в






Соч.: Очерки философии права, в. 1, СПБ, 1900; О мотивах человеческих поступков..., СПБ, 1904; Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология, 3 изд., СПБ, 1908.

Лит.: pезунов М. Д., Марксизм и психологическая школа права, М., 1931; Сайдлер Г. Л., Юридические доктрины империализма, пер. с польск., М., 1959, с. 47 - 74.

ПЕТРАРКА (Petrarca) Франческо (20.7.1304, Ареццо, - 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи), итальянский поэт. Сын флорентийского нотариуса, переселившегося в 1312 в Прованс. В 1316 П. изучал право в Монпелье, в 1320- в Болонье. В 1326 принял духовное звание, был миноритом (членом ордена францисканцев). Родоначальник гуманистич. культуры Возрождения, П. ещё не полностью отошёл от средневековья. Но он критически переоценивал схоластику, утверждал свободу индивидуальности и придавал большое значение поэтич. творчеству. Филос. трактат на лат. яз. " О презрении к миру" (" Secretum", 1342-43) отразил столкновение духовного " Я" поэта, стремящегося к лит. славе и воспевающего любовь к женщине, с аскетич. моралью, от к-рой он ещё не освободился. Жажда поэтич. славы прозвучала и в краткой автобиографии " Письмо к потомкам" (" Posteritati", 1374). П.- один из первых европ. гуманистов, идеализировавших антич. мир. Он - автор лат. поэмы " Африка" (1339-1342), повествующей в стиле " Энеиды" Вергилия о 2-й Пунической войне, а также пастушеских эклог аллегорич. содержания " Буколики" (" Bucolicum carmen", 1346-57).

В лирике П. на итал. яз. есть политич. стихи. В канцоне " Моя Италия" П. с горечью пишет о раздробленности страны, об анархии и междоусобицах. Другую канцону- " Благородный дух" он посвятил Кола ди Риенцо, к-рого призывает спасти итал. народ. Но особое значение в творчестве П. имеет любовная лирика, посв. Лауре - женщине, к-рую он, по его словам, встретил в церкви в 1327. Канцоньсре состоит из 2 частей -" На жизнь мадонны Лауры" и " На смерть мадонны Лауры" и содержит 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала.

Ф. Петрарка. Инициал из рукописи " О средствах против всякой фортуны". Ок. 1380. Нац. библиотека Сан-Марко. Венеция.

Это своеобразный поэтич. дневник, где также проявилось противоречие между аскетич. ср.-век. сознанием и утверждением нового видения мира. Связанная с провансальской и сицилийской поэзией, а также со школой " дольче стиль нуово", лирика П. вместе с тем представляет новый этап в развитии итал. и европ. поэзии. Изображение любимой женщины стало у П. конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости. П. обновил не только содержание поэзии, но создал совершенную стихотворную форму, стих его музыкален, образы изящны, стилистич. приёмы (антитеза и риторич. вопрос), отражающие смятенное состояние его души и придающие сонетам драматизм, не нарушают плавности стиха и гармонич. характера его поэзии. Кроме лирики, П. посвятил Лауре аллегорич. поэму " Триумфы" (1354), написанную терцинами. Поэма дидактична и пронизана аскетизмом. Лирика П. оказала огромное влияние на развитие европ. поэзии (т. н. петраркизм). Наряду с Данте и Дж. Боккаччо П. является создателем итал. лит. яз.

Ф. Петрарка. " Стихи" (Венеция, 1756). Фронтиспис. Гравюра Ф. С. Фонтебассо.

Соч.: Edizione nazionale della opere di F. Petrarca, v. 1, 10 - 14, Firenze, 1926-43; в рус. пер.- Избр. лирика, [пер. с итальянского и комментарии А. Эфроса], М., 1955; Книга песен, М., 1963 [сост., преднсл. и примеч. Б. Пуришева]; Избранное, сост. и ред. Н. Томашевского, М., 1974.

Лит.: Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 1 - 2, М., 1963- 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, n., 1966; Парандовский Я., Петрарка, " Иностранная литература", 1974, № 6; Xлодовский Р. И., Ф. Петрарка. Поэзия гуманизма, М., 1974; Bosco U., F. Petrarca, Bari, 1961; Сurаto В., Intrpduzione a Petrarca, Cremona, [1963]; Storia della letteratura italiana, v. 2, [Mil., 1965]; QuagliО a. e., F. Petrarca, [Mil., 1967]; Forster L., The icy fire. Five studies in European Petrarchism, [L.- N. Y.], 1969 (лит.); Berg in Th. G., Petrarch, N. Y., [1970] (лит.). Н. Г. Елина.

ПЕТРАУСКАС Кипрас (23.11.1885, дер. Цейкиняй, -17.1.1968, Вильнюс), литовский советский певец (лирико-драматич. тенор) и муз. деятель, нар. арт. СССР (1950). Род. в семье органиста. Брат М. Петраускаса, под рук. к-рого получил нач. муз. образование. Проф. Литов. консерватории (с 1951). В 1911 окончил Петерб. консерваторию по классу пения С. И. Габеля. За участие в революц. событиях 1905 был подвергнут тюремному заключению. Впервые как певец выступил в Вильнюсе в 1906 в опере " Бируте" М. Петраускаса. В 1911-20 солист петрогр. Мариинского театра (под фам. Пиотровский). П.- один из создателей литов. нац. оперного театра (Каунас, ныне Литовский театр оперы и балета), солистом к-рого был до 1958. В 1940 впервые на литов. сцене создал образ Григория (" Тихий Дон" Дзержинского). Одна из лучших партий П.- Самозванец (" Борис Годунов", Гос. пр. СССР, 1951). Гастролировал за рубежом (в 1925-28 вместе с Ф. И. Шаляпиным). Деп. Верх. Совета СССР 2-го и 4-го созывов. Награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалью.

Лит.: Sruoga В., Zadeika V., Kipras Petrauskas, Kaunas, 1929.

ПЕТРАУСКАС Микас (13.10.1873, пос. Палуше, ныне Игналинского р-на, -23.3. 1937, Каунас), литовский композитор, дирижёр, муз. деятель. Род. в семье органиста. Брат К. Петраускаса. Муз. образование получил в Петерб. консерватории (окончил в 1906 по классу пения у С. И. Габеля). В Петербурге организовал хор из литов. учащейся молодёжи и рабочих, обрабатывал нар. литов. песни. Там же в 1903 поставил свои оперетты " Трубочист н мельник", " Адам и Ева", в 1906 в Вильнюсе - оперу " Бируте" (первый литов. музыкальный спектакль). В 1905 сблизился с участниками революц. движения в Вильнюсе, но в 1906 был вынужден уехать за границу. В Швейцарии написал ряд песен на слова революц. поэтов, обработал и перевёл на литов. яз. революц. песни. Во время пребывания П. в США там были пост. его опера " Эгле -королева ужей" (1918) и ряд оперетт. В 1920 вернулся на родину, однако в условиях бурж. Литвы деятельность П. не получила поддержки. П.- автор 2 опер, многих оперетт, св. 150 песен (в т. ч. обработок нар. песен).

Лит.: Гаудримас Ю., М. Петраускас, в кн.: Из истории литовской музыки, т. 1, М., 1964, с. 139-75. ПЕТРАШЕВСКИЙ (Буташевич-Петрашевский) Михаил Васильевич [1(13).11.1821, Петербург, - 7(19). 12.1866, с. Бельское, ныне Красноярского края], русский революционер. Сын врача, дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1839) и юрид. ф-т Петерб. ун-та (1841). Служил переводчиком в Мин-ве иностр. дел. Редактор и автор большинства теоретич. статей Карманного словаря иностранных слов (в. 2, 1846), в к-ром пропагандировались демократич. и материалистич. идеи, принципы утопич. социализма. С 1844 в доме П. проходили собрания; с 1845 они стали еженедельными (" пятницы") и получили известность среди прогрессивной общественности (см. Петрашевцы). Участники " пятниц" пользовались библиотекой П., в к-рой были собраны запрещённые книги по материалистич. философии, утопич. социализму и истории революц. движений. П. признавал себя сторонником Ш. Фурье, выступал за демократизацию политического строя России и освобождение крестьян с землёй. В кон. 1848 участвовал в совещаниях, посвящённых организации тайного об-ва, был сторонником длительной подготовки народных масс к революц. борьбе. В 1849 арестован, приговорён к расстрелу, заменённому бессрочной каторгой, к-рую отбывал в Вост. Сибири. С 1856 ссыльнопоселенец, жил в Иркутске, организовал газ. " Амур" (1860). За выступления против произвола местных властей в февр. 1860 выслан в Минусинский округ. С документами о деле петрашевцев и с судьбой П. ознакомили Россию издатели " Колокола".

М. В. Петрашевский.

Соч. в кн.: Дело петрашевцев, т. 1, М.- Л., 1937; в кн.: Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953.

Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; Никитина Ф. Г., Общественно-политические и философские взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории русской философии XVIII - XIX вв., М., 1952; Прокофьев В., Петрашевский, М., 1962; Дулов А. В., Сибирская публицистика М. В. Петрашевского, " Тр. Иркутского университета", 1970, т. 59. Серия историческая, в. 2. В. Р. Лейкина-Свирская.

ПЕТРАШЕВЦЫ, общество петрашевцев, кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2-й пол. 40-х гг. 19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского; утопич. социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнич. России. П. стояли в самом начале процесса формирования революц. демократич. лагеря, идеологами к-рого в то время были В. Г. Белинский и А. И. Герцен; с П. начинается, по словам В. И. Ленина, история социалистич. интеллигенции в России (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим.).

Собрания у Петрашевского начались в 1844, с осени 1845 - стали еженедельными (" пятницы"). Их посещали чиновники, учителя, писатели, художники, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, Н. П. Григорьев, И. М. и К. М. Дебу, и Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов, В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм, А. Н. Плещеев, Салтыков, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А. В. Ханыков, И. Л. Ястржембский и др.). Социальный состав и идеология П. отражали особенности переходного периода рус. освободит. движения, когда в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность уступала место разночинской. П. не имели оформленной организации и разработанной программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием, знакомством с теориями материализма и утопич. социализма. Обширная б-ка запрещенной литературы, собранная Петрашевским, привлекала П. Особенным успехом пользовались соч. Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды идей демократизма и утопич. социализма в широких кругах стало издание Карманного словаря иностранных слов (в. 1-2, 1845-46), предпринятое Петрашевским при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848-49 под влиянием Революции 1848 во Франции и обострения внутр. положения в России в среде П. начали созревать революц. настроения. Наряду с теоретич. проблемами (атеистич. доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политич. экономии и др.) на " пятницах" стали обсуждаться политич. вопросы. На собраниях в более узком составе (в кабинете Петрашевского, на квартирах бр. Дебу, Кашкина, Дурова) П. определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской революции. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план руководства крестьянским восстанием, к-рое должно было начаться в Сибири, оттуда - перекинуться в р-ны с давними традициями нар. движений (Урал, Волга, Дон) и закончиться свержением царя. В дек. 1848 - янв. 1849 на " совещаниях пяти" (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. Дебу) обсуждался вопрос о создании тайного общества, о его программе и тактике. Выявились разногласия по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовит. пропагандистской работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости нелегальной организации разделялась многими П. Поднимался вопрос о создании пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политич. строй России. С этой целью Милюков написал переложение из " Слов верующего" Ф. Ламенне, обличающее духовенство, Григорьев -" Солдатскую беседу" о бесправном положении солдат, Филиппов -" Десять заповедей" о положении крепостного крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии. К печати предназначалось и " Письмо Белинского к Гоголю", впервые прочитанное публично в кружке П. на торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7 апр. 1849. П. провозгласили себя борцами за социалистич. общество, подчёркивая необходимость для России соединения социалистич. пропаганды с борьбой против самодержавия.

По доносу провокатора П. были арестованы 23 апр. 1849. Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы воен. судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной казни 22 дек. 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 П. были амнистированы и к нач. 60-х гг. все (кроме Петрашевского) восстановлены в гражд. правах. Нек-рые П. вернулись к обществ. борьбе: стали публицистами сибирских газет (Петрашевский, Спешнев, Львов), отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской реформы 1861 (Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области педагогики (Толь).

Общие предпосылки мировоззрения П. (утопич. социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты и противоречивости их философских, социально-политич. и лит. исканий. В области философии мн. П. испытали влияние Белинского и Герцена, нек-рые из них стали материалистами и атеистами. Экономич. требования П. не выходили за рамки задач бурж. развития России. Выступая за промышленное развитие и ликвидацию крепостного права, П. расходились в определении условий и методов освобождения крестьян. Основному революц. ядру П., связывавшему будущее страны с развитием крест. х-ва

(Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли и др.), противостояли либеральные попутчики (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемишев и др.), ориентировавшиеся на развитие помещичьего х-ва. Наиболее радикальными были взгляды Спешнева, считавшего себя коммунистом и требовавшего национализации земли и важнейших отраслей пром-сти. Выступая с критикой зап.-европ. капитализма, П. признавали его относит. прогрессивность и видели в нём " преддверие" социализма. Вслед за Фурье, П. считали, что социалистич. строй соот.ветствует природе человека, но в отличие от зап.-европ. утопич. социалистов надеялись достичь его революц. путём. Большинство П. не разделяли теории некапиталистич. развития, выдвинутой Герценом, и только нек-рые (Ханыков, Головинский и др.) придавали особое значение крест. общине. Социализм П. сливался с демократизмом, был идейной оболочкой их антикрепостнич. борьбы. П. понимали, что коренная перестройка обществ. отношений в России невозможна без политич. преобразований. Они мечтали о республике или, как минимум, - о конституционной монархии. В отличие от декабристов, П. считали народ главной силой революции.

Идеи П. отразились в поэтич. творчестве Плещеева, Пальма, Ахшарумова, Дурова, в ранней прозе Достоевского (" Бедные люди" и др.), первых повестях Салтыкова (" Противоречия" и др.), журнальных статьях В. Н. Майкова и В. А. Милютина. Влияние идей П. коснулось молодого Л. Н. Толстого, А. А. Григорьева, А. Н. Майкова.

Источи.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 1-3, М.- Л., 1926 - 28; Дело петрашевцев, т. 1 - 3, М. -Л., 1937-51; Философские и общественно-политические произведения петрашевцев, М., 1953; Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957.

Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, М., 1922; Нифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Федосов И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958; История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Лейкина-Свирская В. Ф., Петрашевцы, М., 1965; Усакина Т. И., Петрашевцы и литературно-общественное движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965; История философии в СССР, т. 2, М., 1968.

В. Ф. Лейкина-Свирская, Е. М. Филатова.

ПЕТРАШКУ (Petrascu) Георге (5.12.1872, Текуч, - 1.5.1949, Бухарест), румынский живописец. Учился в Школе изящных иск-в в Бухаресте (1893-98), в АХ в Мюнхене (1898) и академии Жюлиана в Париже (1898-1902). Произв. П., выполненные в свободной постимпрессионистич. манере. (" Медная кастрюля", " Полевые цветы" - в Музее иск-в СРР, " Пейзаж в Киоджии", 1934, Музей им. Замбакчана, " Комната в Тырговиште", 1937, частное собрание, - все коллекции в Бухаресте), отличаются простотой изобразит. мотивов, драматич. выразительностью пастозной фактуры и контрастных сочетаний приглушённо-коричневых, ультрамариновых и алых цветовых пятен.

Г. Пиетрашку. " Натюрморт с кистями". 1931.

Лит.: Оprеsсu G., Gheorghe Petrascu, Вuс., 1963.

ПЕТРЕНЫ, селище трипольской культуры у одноимённого села в Дрокиевском р-не Молд. ССР. Раскопками рус. археолога Э. Р. Штерна в 1902-03 обнаружены глинобитные площадки - остатки наземных жилищ, кремнёвые ножи, кам. зернотёрки и отбойники, глиняные пряслица. Керамика: чаши, горшки (биконические и грушевидные), миски, биноклевидные сосуды и сосуд на 4 ножках в виде коровьего вымени. В росписи посуды преобладают спирали, параллельные линии, зигзаги, овалы, фестоны, встречаются изображения собаки и человека с двумя торсами. Найдены культовые глиняные фигурки женщин и бычков.

Лит.: Штерн фон Э. Р., Доисторическая греческая культура на юге России, " Тр. XIII археологического съезда в Екатеринославе, 1905", М., 1907; Пассе к Т. С., Археологические разведки в Молдавии, в сб.: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Ин-та истории материальной культуры, в. 26, М., 1949.

ПЕТРЕСКУ (Petrescu) Камил (9 или 21.4.1894, Бухарест, - 14.5.1957, там же), румынский писатель, акад. Академии СРР (1948). В центре драм (" Игра фей", 1916-18, " Сильные духом", 1925, " Митикэ Попеску", 1928, " Дантон", 1931) и романов (" Последняя ночь любви-первая ночь войны", 1930, " Прокрустово ложе", 1933) трагич. судьбы героев-интеллигентов, не приемлющих бурж. уклад жизни, ищущих пути для переустройства общества. Филос.-этич. поиски автора привели его после освобождения страны от фашизма (1944) в лагерь строителей социализма. В романе-трилогии " Настоящий человек" (1953-57) П. воплощает свой нравств. идеал в образе революц. демократа Н. Бэлческу. Гос. пр. СРР (дважды).

Соч.: Ореrе, V. 1, Вuс., 1968; Teatru, [v. 1-4, Вис.], 1957-59; Opinii si atitudini, Вис., 1962; Teze si antiteze. Eseuri alese, Вuс., 1971.

Лит.: Petrescu a., Opera lui C. Petrescu, Вuс., 1972 (лит.); Sirbu I., C. Petrescu, [lasi], 1973 (имеется лит.); Camil Petrescu. Biobibliografie de recomandare, Buc., 1960. Ю. А. Кожевников.

ПЕТРЕСКУ (Petrescu) Чезар (1.12.1892, Ходора, уезд Яссы, - 9.3.1961, Бухарест), румынский писатель, акад. Академии СРР (1955). В многочисл. романах (" Затемнение", 1927, в рус. пер.-" Крушение", 1963; " Улица победы", 1931, рус. пер. 1972; " Уехал без адреса", 1932; " Чёрное золото", 1933, рус. пер. 1958; " Апостол", 1933, рус. пер. 1958, и др.) П. даёт резко критический социальный анализ рум. бурж. общества. Романы должны были составить, по мысли автора, " румынскую хронику 20 века". П.- автор трилогии " 1907" (1938-43) о крест. восстании. После освобождения страны от фашизма (1944) П. создал роман " Люди вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня" (1955), как бы сокращённый вариант " румынской хроники". Переводил сов. писателей: М. Горького,

М. А. Шолохова, А. Н. Толстого и др. Гос. пр. СРР.

Соч.: La paradis general.- Miss Romania, [Buc.], 1970; в рус. пер.- Карьера Видрана, [Бухарест], 1963.

Лит.: Ваlu I., Cezar Petrescu, [Buc.], 1972. Ю. А. Кожевников.

ПЕТРИ Иоганн Кристоф (5.11.1762 -24.2.1851), прибалтийский историк и публицист, доктор философии (1809). По национальности немец. В 1784-96 работал домашним учителем в Эстонии и Петербурге, затем преподавал в Эрфурте. Собранные материалы о положении эст. крестьян, об экономике и культуре Прибалтики П. использовал в своих работах, к-рые печатал с 1797 в Германии. Был убеждённым противником крепостничества и дворянства, но решение крест. вопроса видел в проведении правительств. реформы. Произведения П. наряду с трудами Г. Меркела и др. просветителей имели большое значение в острой идеологич. борьбе, к-рая предшествовала отмене крепостного права в Прибалтике. Взгляды П. оказали сильное влияние на эст. демократов 19 в.

Лит.: З утис Я. Я., Очерки по историографии Латвии, ч. 1, Рига, 1949; История Эстонской ССР, т. 1, Тал., 1961.

ПЕТРИ (Petri) Лаурентиус (1499, Эребру, - 26.10.1573, Упсала), деятель швед. Реформации. Брат О. Петри. Первый протестантский архиепископ в Швеции (с 1531). Руководил подготовкой первого издания Библии на швед. яз. (т. н. Библия Густава I, 1541). Разработал единый статут швед. нац. церкви (принят в 1572).

ПЕТРИ (Petri) Олаус (6.1.1493. Эребру, - 19.4.1552, Стокгольм), шведский деятель Реформации и писатель. Сын кузнеца. Брат Л. Петри. В 1516-18 учился в Виттенбергском ун-те, стал последователем М. Лютера. Будучи в 1520 каноником в Стренгнесе, а с 1524 священником в Стокгольме, первым в Швеции начал проповедь идей Реформации в духе лютеранства. В 1531-33 королевский канцлер. Перевёл на швед. яз. Новый завет (1526), издал кн. протестантских псалмов " Шведские песни" (1530; расширенное изд. 1536). За разногласия с королём в проведении церковной реформации, за дерзкие сочинения (" Шведская хроника", доведена до 1520, 1531-33, изд. 1860, и др.) приговорён в 1540 к смерти, но приговор был заменён штрафом. Конфликт П. с властями воссоздан в драме А. Стриндберга " Местер Улуф" (1872). Автор первого драматич. соч. на швед. яз. " Комедия о Товии" (1550).

Соч.: Samlade skrifter, bd 1-4, Stockh., 1914-17.

Лит.: Sсhuсk Н., Olavus Petri, 4 uppl., Stockh., 1922; Murray R., Olavus Petri, 2 uppl., Stockh., 1952. Л. Ю. Брауде.

ПЕТРИ (Petri) Эгон (23.3.1881, Ганновер, - 27.5.1962, Беркли, США), немецкий пианист и педагог. По национальности голландец. В юности играл на скрипке в квартете под рук. отца-скрипача Генри П., затем в Дрезденском королев. оркестре. Фп. игре учился у Т. Карреньо, с 1900-х гг.- у Ф. Бузони, оказавшего решающее влияние на формирование пианизма П. С нач. 1900-х гг. в течение 50 лет гастролировал во мн. странах мира, с 1923 - многократно в СССР (весьма значит. было воздействие его иск-ва на сов. пианистов). Был известен и как педагог; преподавал в Манчестере, Базеле, Берлине, Закопане. С 1939 жил в США, концертировал и препода-

вал. Как пианист продолжал традиции Бузони (глубина замыслов, совершенство техники, отсутствие внеш. эффектов), однако его игре был присущ нек-рый академизм. В репертуаре выделялось исполнение соч. И. С. Баха и Ф. Листа.

ПЕТРИАШВИЛИ, Петриев Василий Моисеевич [1845, Циласкури, близ Тбилиси, -26.7(8.8).1908, Карлсбад, ныне Карлови-Вари, ЧССР], русский химик. По окончании Новороссийского ун-та в Одессе (1870) преподавал там же (проф. с 1879, ректор с 1907). С 1870 работал в области органич. химии: изучил многочисл. азосоединения, дал представление об их строении; доказал возможность существования соединений с двумя ОН-группами у одного атома углерода. С 1885 занимался физ. химией; собрал экспериментальный материал, подтверждающий закон действующих масс. Известны труд П. " Производство уксуса" (1905) и руководства на груз. яз. по виноделию и молочному х-ву.

Лит.: Какабадзе В. М., В. М. Петриашвилн (Петриев). К 100-летию со дня рождения, " Успехи химии", 1946, т. 15, в. 1.

ПЕТРИКОВ, город, центр Петриковского р-на Гомельской обл. БССР, пристань на р. Припять, в 12 км от ж.-д. ст. Муляровка (на линии Гомель - Брест), в 190 км к Ю.-З. от Гомеля. Комбинат стройматериалов; з-ды кирпичный, сухого и обезжиренного молока, хлебозавод.

ПЕТРИКОВКА, посёлок гор типа в Царичанском р-не Днепропетровской обл. УССР, в 46 км от Днепропетровска. 9, 5 тыс. жит. (1974). Маслодельный з-д, хлебозавод и др. предприятия пищ. пром-сти, ф-ка художеств.-декоративной росписи, инкубаторная станция

ПЕТРИЛА (Petrila), город в Румынии, в уезде Хунедоара. 28, 5 тыс. жит. (1970). Один из центров добычи угля в долине Жиу в Юж. Карпатах.

ПЕТРЙЦИ Иоанэ (11-12 вв.), грузинский философ, представитель неоплатонизма. Деятельность П. протекала вначале в Константинополе, где он был связан с филос. кружком Иоанна Итала, затем в Петрицоне (Бачково) - центре просвещения груз. молодёжи, созданном в Болгарии, и завершилась на родине - в Гелатской академии, положившей начало груз. филос. ренессансу. Перевёл на груз. яз. " Первоосновы теологии" Прокла, " О природе человека" Немесия Эмесского, " Топику" и " Об истолковании" Аристотеля (последние два перевода до нас не дошли). Идеи Прокла определили филос. воззрения П., изложенные им в " Толковании Прокла Диадоха и платоновской философии" (Тб., 1942). П. оказал значит. влияние на дальнейшее развитие груз. философии, в частности на духовное развитие Ш. Руставели.

Лит.: Нуцубидзе Ш., История грузинской философии, Тб., 1960.

ПЕТРИЦКИЙ Анатолий Галактионович [31.1(12.2).1895, Киев, -6.3.1964, там же], советский живописец, нар. худ. СССР (1944). Чл. КПСС с 1943. Учился в моск. Вхутемасе (1922-24) у А. Д. Древина и Н. А. Удальцовой. Преподавал в Киевском художеств. ин-те (1946-50; проф. с 1947). Как художник театра (с 1914) испытал влияние стилизаторских тенденций и конструктивизма. Преодолев эти тенденции П. с первой пол. 1930-х гг. создавал преим. красочные костюмы и объёмно-пространств. декорации в живописно-декоративной манере, основываясь на глубоком изучении укр. нар. иск-ва и быта. П.- автор станковых картин (в т. ч. цикла портретов укр. писателей), а также плакатов и иллюстраций. Произв.: " Инвалиды" (1924) и " Не сад - город Киев" (1961) - оба в Музее укр. иск-ва УССР, Киев; оформление оперы " Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1925, Укр. столичная опера, Харьков); пьес " Девушки нашей страны" Микитенко (1933, Харьковский театр Революции), " Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939, Малый театр, Москва), " Макар Дубрава" (1948; Гос. пр. СССР, 1949) и " Калиновая роща" (1950; Гос. пр. СССР, 1951) Корнейчука - обе в Киевском драматич. театре им. И. Я. Франко; опер " Декабристы" Шапорина (1953, Большой театр, Москва) и " Тарас Бульба" Лысенко (1954, Киевский театр оперы и балета им. Т. Г. Шевченко). Награждён орденом Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

А. Г. Пиетрицкий- Эскиз костюма Хорунжего (акварель, гуашь, бронза, аппликация, 1924, Киевский музей театрального, музыкального и киноискусства УССР) к пьесе О. Вишни " Вий" (по Н. В. Гоголю).

Лит.: Врона I. I., А. Петрицький, [Киiв, 1968]; Горбачёв Д. Е., А. Г. Петрицкий, М., 1970.

ПЕТРИЧ, город на крайнем Ю.-З. Болгарии, в Благоевградском окр. 22 тыс. жит. (1970). Ж.-д. линией связан с Софией. Расположен у подножия горного массива Беласица и является центром туризма. В П.- машиностроит., таб., консервные, швейные предприятия; крупные оранжереи.

ПЁТРКОВСКИЙ СТАТУТ 1496, постановления в пользу шляхты, принятые польским сеймом в г. Пётркув-Трыбуналъски. П. с. законодательно оформлял прикрепление польск. крестьянства к земле (правом выхода мог воспользоваться только один владелец крест. надела в деревне, а из его семьи - только один сын; помещик получил право искать бежавшего крестьянина неограниченное время). Мещанам запрещалось владеть шляхетской землёй, что лишало их возможности перехода в шляхетское сословие. Шляхта освобождалась от уплаты пошлин на ввоз товаров иностр. произ-ва и вывоз с.-х. продуктов, получала исключит. право произ-ва и продажи спиртных напитков (т. н. право пропинации).

П. с. нанёс экономический удар польским городам.

ПЁТРКУВ-ТРЫБУНАЛЬСКИ (Piotrkow Trybunalski), Пётркув, Петроков, город в Польше, в Лодзинском воеводстве. 62, 4 тыс. жит. (1973). Произ-во горных машин (угольных комбайнов и др.), оборудования для стеклозаводов, стр-ва и с. х-ва. Стекольная, деревообр. (мебельная фанера и др.), трикот., швейная, пищ. пром-сть.

ПЕТРОВ Александр Дмитриевич [1(12)2. 1794, с. Бисерово Псковской губернии, - 10(22).4.1867, Варшава], сильнейший шахматист России 1-й пол. 19 в., шахм. теоретик и литератор. Победитель мн. встреч с выдающимися шахматистами России и Польши (матчи с А. Гофманом, К. А. Янишем, С. С. Урусовым, И. С. Шумовым). Как шахматист мирового класса был приглашён на 1-й междунар. турнир в Лондоне (1851), но участвовать не смог. Автор первого рус. учебника шахматной игры, а также составитель сложных и оригинальных шахматных задач. Широкую известность получил разработанный П. дебют - рус. партия или защита Пи.

Соч.: Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оныя, изданная Александром Петровым, СПБ, 1824.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал