Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Политическая экономия социализма 6 страница






Г. С. Василъченко, И. С. Кон.

ПОЛОВАЯ ХОЛОДНОСТЬ, фригидность, неспособность женщины испытывать половое удовлетворение. Половое влечение при этом обычно понижено, детородная функция сохранена. П. х. может быть вызвана психич. факторами (при неврозах), эндокринными нарушениями, заболеваниями половых органов и др. или быть следствием врем, задержки развития полового чувства (она проходит, напр., после родов). Лечение показано не во всех случаях и зависит от её причины; применяются психотерапия, гормональные препараты, физиотерапия и др.

Отсутствие полового удовлетворения (переживания оргазма - аноргазмия) -чаще всего следствие не П. х., адисгамии - дисгармонии половой жизни (напр., неадекватной стимуляции эрогенных зон женщины партнёром), устранению к-рой во мн. случаях способствует совет врача-сексолога (см. также Половое бессилие).

Лит.: Якобзон Л. Я., Половая холодность женщины. Л., 1927; С в я д о щ А. М., Женская сексопатология, М., 1974.

А. М. Свядощ.

ПОЛОВЕЦКАЯ ЗЕМЛЯ, рус. название зап. части Кипчакской степи; см. Дешт-и-Кипчак.

ПОЛОВНИКИ в России, одна из форм феодальной зависимости населения 14-1-й пол. 19 вв. П. становились гл. обр. малоземельные крестьяне-общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения х-ва, заключив договор с землевладельцем о " половье" - сроке " поло-вья", размере полученной ссуды, повинностях (доля у рожая от 1/2 Д 2/3, различные полевые и строит, работы, ден. платежи и пр.). За выполнение гос. тягла с занимаемых П. земельных участков отвечал землевладелец. В 14-15 вв. половничество (см. Испольщина) существовало во всех рус. землях, в 17 в. П. оставались на С. России, в 18 в. - в Ве-ликоустюжской и Вятской провинциях; в 19 в.- лишь в уездах Вологодской губ. Указами 20-х гг. 18 в. П. слились с общей массой черносошных крестьян. Но отношения половничества сохранились: у своих временных хозяев П. находились на положении крепостных, хотя и оставались юридически черносошными крестьянами.

ПОЛОВНИЧЕСТВО, вид аренды земли, то же, что испольщина, см. также Половники.

ПОЛОВОДЬЕ, ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон года относительно длительное и значит, увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня; обычно сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы. П. вызывается усиленным продолжит, притоком воды, к-рый может быть обусловлен: весенним таянием снега на равнинах; летним таянием снега и ледников в горах; обильными дождями в определённый сезон года, напр., связанными с летними муссонами. П., вызванные весенним снеготаянием, характерны для многих равнинных рек, к-рые делятся на 2 группы: реки с преобладанием весеннего стока (напр., Волга, Урал) и летнего (напр., Анадырь, Юкон, Макензи). П., обусловленные летним таянием горных снегов и ледников, характерны для рек Ср. Азии, Кавказа, Альп; П., вызванные летними муссонными дождями, -для рек Юго-Вост. Азии (Янцзы, Меконг).

ПОЛОВОЕ БЕССИЛИЕ, импотенция, симптом различных патологич. состояний, выражающийся в ослаблении эрекции, что нарушает нормальное течение полового акта. Может встречаться, напр., при нек-рых органич. и функциональных расстройствах нервной системы, урологич. заболеваниях. Термином " П. б" обозначался широкий круг половых отклонений у мужчин: от бесплодия до разных форм взаимного несоответствия в половой жизни; в совр. сексологии имеется тенденция к замене этого неопределённого понятия более точными обозначениями конкретных форм половых расстройств, среди к-рых наиболее распространены половые несоответствия. Сов. сексопатологами было показано, что в значит, проценте случаев обращения за сексологич. помощью имеют место мнимые отклонения, обусловленные предъявлением к себе чрезмерных требований, воображаемыми сексуальными изъянами, преувеличенной личностной реакцией на физиол. колебания сексуальных проявлений, неправильным поведением женщины, несоблюдением элементарных требований психогигиены полового акта и т. п. Если по поводу мнимых отклонений не даны своеврем. разъяснения (обычно достаточно беседы с врачом-сексологом), они могут провоцировать возникновение невротич. расстройств половой сферы.

Лит.: Якобзон Л. Я., Половое бессилие, 2 изд.. П., 1918; Актуальные вопросы сексопатологии, [Отв. ред. Д. Д. Федотов], М., 1967, с. 183, 270; Васильченк о Г.С., О некоторых системных неврозах и их патогенетическом лечении, М., 1969; Проблемы современной сексопатологии. Сб. тр., М., 1972; М a s t е r s W. H., JohnsonV. E., Human sexual inadequacy, L., 1970.

Г. С. Василъченко.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, система медико-педагогич. мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Цель П. в.- способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологич. знаний, полноценному формированию детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, т. е. укреплению брака и семьи. Следовательно, П. в. связано со сложными медико-педагогич. и социальными проблемами, где тесно переплетаются физиолого-гигиенич., педагогич., морально-этич. и эстетич. аспекты. В течение многих веков трактовка вопросов П. в. определялась традициями, освящёнными религией. Только в 20 в. начались попытки науч. подхода к проблемам П. в.; во 2-й пол. 20 в. повсеместным становится интерес к ним со стороны не только специалистов-педагогов, сексологов и др., но и общественности, гос. органов. Это связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих капиталистич. стран взглядов, отрицающих к.-л. ограничения и моральные нормы в половой жизни (" единая половая мораль - свободная любовь"), с ростом венерич. заболеваний, абортов и родов у несовершеннолетних и т. д.

Во многих странах (США, Швеция, ФРГ, ГДР и др.) проводится преим. половое просвещение - подробное ознакомление детей и подростков (начиная со старшего дошкольного и младшего школьного возрастов) с анатомо-фи-зиол., сексологич., гигиенич. и др. сведениями, касающимися вопросов пола и половой жизни.

В СССР П. в. включает половое просвещение на более позднем этапе (начиная с 8-го класса средней школы). Принципы П. в. вытекают из общих принципов воспитат. работы (см. Воспитание), оно проводится как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодёжных организациях и т. д. на основе единого подхода со стороны родителей, педагогов и воспитателей, мед. работников; имеет дифференцированный - в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребёнка (родителей) - и поэтапный (преемственный) характер; подразумевает сочетание с' благоприятной нравств. атмосферой и гигиенич. условиями.

В П. в. условно выделяют неск. этапов. На 1-м этапе (дети младшего и дошкольного возрастов) проводится обучение элементарным гигиенич. навыкам и правилам поведения; важен уход, направл. на устранение возможности раздражения т. н. эрогенных зон (в первую очередь в области половых органов) неудобной одеждой, паразитирующими в толстом кишечнике глистами (острицами) и др.

В 2-3 года у ребёнка формируется сознание принадлежности к определённому полу, появляются понимание различий в строении тела мальчика и девочки, вопросы типа " Откуда я взялся? ". Эти наблюдения и вопросы -следствие естеств. процесса познавания окружающего мира, они не имеют ещё сексуального характера. Отвечать на них рекомендуется в доступной ребёнку форме, кратко, без излишней детализации (напр., описания строения и функции половых органов), так как последняя может пробудить у ребёнка интерес к сексуальным подробностям, о которых он не подозревал и, естественно, не спрашивал. Поскольку, как правило, более точный ответ на вопрос " Откуда берутся дети? " ребёнок стремится получить лишь в 5-7-летнем возрасте, а вопрос о роли отца в его рождении начинает возникать у ребёнка в 6-8 лет (Р. Ной-берт), до этого времени детей вполне удовлетворяют формальные ответы типа: " Я родила тебя в родильном доме", " Ты вырос у меня в животике" и т. п. Можно привести примеры из жизни животных, но не следует уклоняться от ответа или прибегать к сказкам о" капусте", " аистах", " базаре" и т. п. Смущение старших, их отказ ответить на вопрос или вскоре разоблачаемая ложь вызывают недоверие ребёнка к ним, обострённый интерес к таинственной стороне жизни и потребность удовлетворить любопытство с помощью более " осведомлённых" старших товарищей.

Детей младшего школьного возраста обучают общим морально-этич. и гигие-нич. правилам, важным для нормального полового развития. Существенную роль, как и на др. этапах П. в., играет организация рационального режима и питания. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребёнок может влюбляться (чаще в старшего, обычно красивого или сильного человека), старается быть ближе к любимому, ласкаться, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание на этой влюблённости, надо постараться переключить внимание ребёнка на новые игры, чтение и др. занятия - влюблённость пройдёт сама. Как и на др. этапах П. в., важны положит, примеры корректных взаимоотношений родителей и других взрослых.

Периоду полового созревания соответствует 3-й этап П. в. Как правило, этот период не сопровождается нарушениями в состоянии здоровья; могут наблюдаться повышенная утомляемость, раздражительность, снижение внимания. Задача родителей - сообщить ребёнку необходимые сведения о физиол. особенностях растущего организма и обучить его соответствующим спец. правилам гигиены. Прежде всего родителям нужно подготовить девочку к появлению менструаций (см. Менструальный цикл) - по данным опросов, 70% девочек узнают об этом именно от матерей; мальчика -к поллюциям. Необходимо научить девочек правилам спец. туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в эти периоды и т. д. Мальчики также должны быть ориентированы, что поллюции - естеств. явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены. Необходима настойчивая, но тактичная борьба с нередким в это время злоупотреблением онанизмом, к-рая не должна принимать формы запугивания его " страшными" последствиями.

Осн. задача 4-го и 5-го этапов П. в. (соответственно подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу) - освещение вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенич. проблемы, изложение основ гигиены половой жизни, профилактики венерич. заболеваний и абортов, морально-этич. вопросов и гигиены брака.

Начиная с периода полового созревания подростки ищут и утверждают свои идеалы; они очень критичны, легко идут на конфликты со взрослыми, часто переоценивают собств. нравственные достоинства или, наоборот, страдают от своих воображаемых недостатков. Осн. мотивом поведения пробуждающейся женщины постепенно становится желание нравиться окружающим, затем - представителям именно мужского пола, стремление к сопереживанию, к любви и ласке. Чтобы привлечь к себе внимание, девочки стараются улучшить свою внешность модной причёской, одеждой, косметикой. Одновременно усиливается интерес к более точным сведениям о " тайнах" любви. Юноши утверждают своё " я" под девизом " всё могу как взрослый" (в т. ч. курить, пить алкогольные напитки и пр.), начинают присматриваться к девушкам. Нередко прежние привязанности к подругам (у девочек) и товарищам (у мальчиков) постепенно отходят на второй план. Молодые люди стремятся подавить в себе неясные желания, но не знают, как это сделать, не умеют найти себя в обществе сверстников противоположного пола, часто ищут помощи и поддержки со стороны взрослых, но только при условии их тактичности. Советы родителей и учителей относительно поведения принимаются с благодарностью, если они не носят характера императива или запрета (в этом случае запрет явно или тайно нарушается). Умение взрослого видеть прекрасное (в природе, искусстве, труде, человеке), сделать себя приятным для других, уважительно, бережно относиться к окружающим привлекает внимание молодого человека и оказывает на него влияние.

П. в. проводится родителями в семье, мед. работниками и педагогами (воспитателями) в уч. заведениях (во время учебных или внеклассных занятий) или производств, коллективах (лекции, беседы, брошюры, научно-популярные кинофильмы, тематич. вечера и т. д.), загсами, культурно-просветительными и мед. учреждениями.

Лит.: Гыне И., Юноша превращается в мужчину, пер. с чеш., М., 1960; Петер Р., Шебек В., Гыне И., Девушка превращается в женщину, пер. с чеш., М., 1960; Нойберт Р., Вопросы пола (Книга для молодёжи), пер. с нем., 2 изд., М., 1961; его же, Что я скажу моему ребёнку?, М., 1971; Соломин Н. Л., О пропаганде санитарно-гигиенических навыков в половом воспитании подростков и молодёжи, " Советское здравоохранение", 1969, № 3; Скрипкин Ю. К., Xанонова О. Е., Гигиенические советы юношеству, М., 1970; Xрипкова А. Г., Разговор на трудную тему. Заметки о половом воспитании, М., 1970; её же, Проблемы полового воспитания школьников, " Вестник АМН СССР", 1972, №5; Шибаева А. Н., Социально-гигиенические аспекты полового воспитания девочек и девушек, М., 1970; С в а д к о в с к и и И. Ф., Нравственное воспитание, М., 1972; Тарнавский Ю. Б., Б л и н о в Г. М., Мальчики и девочки, М., 1972; Имел и некий К., Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М., 1972; К а л ь ю П. И., Проблемы планирования семьи в зарубежных странах, М., 1973; Хрипкова А. Г., Богданов и ч Л- А., Ш и б а е в а А. Н., Продолжим разговор на трудную тему, М., 1973.

А. Н. Шибаева.

ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ, различные виды размножения животных и растит, организмов, при к-рых новый организм развивается обычно из зиготы, образующейся в результате оплодотворения, т. е. слияния жен. и муж. половых клеток - гамет. К П. р. относят и пар-теногенетич. размножение, при к-ром новый организм развивается из неоплодотворённой жен. половой клетки (см. Партеногенез). П.р. характерно для представителей всех типов животных и растений, оно не установлено достоверно только у бактерий и синезелёных водорослей. В зависимости от формы, относит, величины и подвижности сливающихся гамет различают след, виды П. р., или полового процесса: изогамию, анизогамию, гетерогамию, оогамию. Ср. Бесполое размножение.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, пубертатный период (от лат. pubertas -половая зрелость), период в индивидуальном развитии животного организма, в течение к-рого путём глубоких внутр. перестроек он достигает половой зрелости (способности к размножению). У человека П. с. характеризуется ускорением роста отдельных сегментов скелета с последующим установлением окончательных пропорций тела, завершением формирования вторичных половых признаков, половых органов. Существенный признак П. с. - выделение специфич. продуктов внеш. и внутренней секреции половых желез, что проявляется у девушек установлением менструального цикла, у юношей - эякуляциями (вначале обычно при поллюциях). П. с. охватывает процессы перестройки гормональной регуляции, физич. развития и психич. сферы. Так, в последней происходит становление полового сознания, т. е. способности человека не только осознавать себя носителем определённого пола, но и регламентировать свое сексуальное поведение в соответствии с системой принятых в данном обществе морально-этич. установок (подробнее см. Половая жизнь). В формировании полового сознания условно можно выделить неск. фаз: элементарных представлений о половых различиях без специфич. чувственной окраски; платонической влюблённости; пробуждения специфич. сексуальных эмоций, направленных на гени, тальную сферу; фазу зрелого полового сознания -гармоничного соотношения всех его компонентов.

Начало и темп П. с. определяются взаимодействием конституциональных факторов и влияний внеш. среды. Возрастные рамки П. с. подвержены широким индивидуальным колебаниям и (с учётом процессов акцрлерации) укладываются в период: у девочек - от 8-9 до 16-17 лет, у мальчиков - от 10-11 до 19-20 лет. Неблагоприятные бытовые условия и др. влияния (неполноценное питание, перенесённые заболевания) проявляются задержкой, ускорением (реже) и дисгармониями физич., психич. и полового развития.

Лит.: Штефко В. Г., Введение в изуче-•ние анатомо-биологических особенностей пу-бертатного возраста, в кн.: Основы возрастной морфологии, М., 1933; Лебединская К. С., Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания, М., 1969; Сальникова Г. П., Физическое развитие школьников, М., 1968; Соловьева В. С., Уровень полового созревания как один из показателей биологического возраста организма подростка и аспекты его применения, в кн.: Рост и развитие ребёнка, М., 1973, с. 152-88; Донован Б. Т., Верф тен Бош Дж. Дж. ван дер, физиология полового развития, пер. с англ., М., 1974; Tanner J. М., Growth at adolescence, 2 ed., Oxf., 1962.

Г. С. Васильченко.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ, различия признаков мужских и женских особей раздельнополых видов. П. д. у животных. У одноклеточных, напр, у кокцидий и гемоспоридий, копулируют крупная неподвижная макрогамета и мелкая подвижная микрогамета; у инфузорий-сувоек в период конъюгации " женские" особи - сидячие, а " мужские" - свободноплавающие. П. д. гамет связан с разделением функций - крупные малоподвижные женские обеспечивают развивающуюся зиготу пи-тат. веществами, подвижные мелкие мужские - встречу гамет. У многоклеточных животных П. д. связан с различиями в строении копулятивных органов, обеспечивающих внутр. осеменение, или он распространяется на вторичные половые признаки. П. д. полностью развивается к периоду половой зрелости. Различают постоянный и сезонный П. д. Постоянный - мало зависит или не зависит от сезонных условий. Он характерен для мн. червей, членистоногих и позвоночных; напр., у нематод, дафний, ик-содовых клещей и др. самцы значительно мельче самок (см. Карликовые самцы). У самцов П. д. бывает связан с приспособлениями для удерживания самки при копуляции (напр., присоски на передних ногах жука-плавунца), у самок - с откладыванием яиц, выкармливанием детёнышей (напр., яйцеклад у рогохвостов, млечные железы у млекопитающих). У самок насекомых (напр., у зимней пяденицы, кокцид) часто редуцированы крылья, а у самцов они хорошо развиты, реже -наоборот (у инжирного опылителя). Нередко самцы ярче окрашены, чем самки (мн. бабочки-голубянки, куриные птицы и др.), что связано с покровительственной окраской и меньшей подвижностью самок, чаще осуществляющих заботу о потомстве. Проявлением П. д. являются и такие вторичные половые признаки, как " рога" жуков-оленей, клык самца нарвала, бивни самца слона, рога самцов мн. оленей и др., представляющие оружие для " турнирных боёв" за самку. Сезонный П. д., появляющийся только в период размножения, известен под названием брачного наряда у мн. рыб (напр., (Яркая расцветка самца у гольяна) и земноводных (напр., развитие гребня и яркой расцветки у самца тритона).

У человека П. д. выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и ряде др. признаков, у женщин - в развитии грудных желез, большей ширине бёдер и др. См. также Вторичные половые признаки.

У растений постоянный П. д. наиболее ярко выражен, напр. у конопли, у к-рой муж. особи (посконь) отличаются от женских (матерка) меньшей
длиной стебля, менее густой листвой, большим выходом волокна. У ряда двудомных растений (ивы, эвкоммия и др.) П. д. выражен только в различном строении муж. и жен. цветков (в период плодоношения семена развиваются только на жен. экземплярах).

Возникновение П. д. у всех организмов объясняется действием естественного отбора и полового отбора.

М. С. Гиляров.

ПОЛОВОЙ ОТБОР, особая форма естественного отбора, определяющая возникновение в процессе эволюции вторичных половых признаков. К таким признакам относятся: яркая брачная окраска оперения уток, тетеревов и мн. др. птиц, " танцы" насекомых, токование птиц, " турнирные бои" самцов птиц и млекопитающих, разнообразная звуковая сигнализация самцов, служащая для привлечения самок, пахучие железы для привлечения особей противоположного пола у насекомых, млекопитающих и т. д. Резко выделяющиеся признаки (окраска и т. п.) развиваются преим. у самцов; самки (особенно в период размножения), как правило, оказываются более защищёнными покровительственной окраской и формой, соответствующим поведением и др. Первичной основой действия П. о. было расхождение в опознавательных признаках самца и самки. Тем самым, вероятно, облегчались встречи разнополых особей одного вида и предупреждались скрещивания с особями др. видов. Впоследствии особи с более резко выраженными половыми признаками легче привлекали особей др. пола, что вело к их преимущественному размножению. П. о.-один из факторов, определяющих выработку этологических (поведенческих) механизмов изоляции. Иногда действие П. о. вступает в противоречие с действием др. направлений естеств. отбора: сохраняются генотипы, к-рые увеличивают успешность размножения, но не увеличивают жизнеспособности вида в целом. Однако это обстоятельство не даёт основания противопоставлять П. о. естественному отбору и считать его самостоятельным фактором эволюции. Понятие П. о. выдвинуто и обосновано Ч. Даренном (1859, и особенно 1871). См. также Косвенный отбор, Половой диморфизм. Лит.: Д а р в и н Ч., Происхождение видов путём естественного отбора, пер. с англ., Соч., т. 3, М.- Л., 1939; его же, Происхождение человека и половой отбор, пер. с англ., там же, т. 5, М., 1953; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма, 2 изд., Л., 1969. А. В. Яблоков.

ПОЛОВОЙ ФАКТОР, генетический элемент, определяющий половую дифференциацию у бактерий и сообщающий им способность передавать при конъюгации от клетки-донора (" мужской" клетки) клетке-реципиенту (" женской" клетке) хромосомные гены. Известно неск. типов П. ф., из к-рых наиболее изучен т. н. фактор F (фертильности, или плодовитости, факто р), представляющий собой кольцевую двухнитевую дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) с мол. м. ок. 4-107. П. ф. относится к эписомам, т. е. может находиться либо в цитоплазме (в автономном состоянии), либо в составе ДНК бактериальной хромосомы (в интегрированном состоянии). В первом случае П. ф. ведёт себя как плазмида и с высокой частотой передаётся при конъюгации в клетки-реципиенты, изменяя их свойства; бактериальные гены при этом передаются редко. Во втором случае П. ф. обусловливает эффективную передачу бактериальных генов, однако сам, как правило, не передаётся. Интегрированный П. ф. может переходить в автономное состояние; при этом в его состав включаются гены, расположенные в соседних участках бактериальной ДНК. Такой П. ф.- фактор F' -при конъюгации с высокой частотой передаёт включённые в его состав бактериальные гены. См. также Генетика микроорганизмов. В. Г. Лиходед.

ПОЛОВОЙ ХРОМАТИН, плотное окрашивающееся тельце, обнаруживаемое в неделящихся (интерфазных - см. Интерфаза) ядрах клеток у гетерогамет-ных (имеющих X и Y половые хромосомы) животных и человека. П. х. подразделяют на Х-хроматин, или тельце Барра (открыт в 1949 англ, исследователями М. Барром и Л. Бертрамом), и Y-хроматин (открыт в 1970 швед, учёными Т. Касперсоном и Л. Цех). Х-хроматин - интенсивно окрашивающееся основными красителями тельце (0, 7-1, 2 мкм), чаще прилегающее к ядерной оболочке и имеющее треугольную, полулунную или округлую форму. Y-хроматин значительно меньше по размерам, выявляется при окраске ядра флюорохромами (акрихин, акрихи-ниприт) и исследовании в ультрафиолетовом свете. У особей жен. пола (тип XX) одна из Х-хромосом неактивна, что проявляется в её более сильной спирали-зации и уплотнении. В интерфазном ядре эта спирализованная Х-хромосома и видна в виде Х-хроматина. Y-хромосома у человека и нек-рых приматов имеет большой гетерохроматиновый участок (см. Гетерохроматин), к-рьш даёт интенсивную флюоресценцию. Т. о., технически простое исследование интерфазного ядра позволяет судить о состоянии системы половых хромосом. Х-хроматин б. или м. часто встречается у женщин в ядрах клеток всех тканей (напр., в клетках эпителия слизистой оболочки рта в 15 -60% ядер). Число ядер с Х-хроматином зависит от интенсивности размножения клеток в данной ткани и от гормонального состояния организма. Изменение кол-ва П. х. свидетельствует об изменении кол-ва половых хромосом, что детальнее выявляется анализом кариотипа. Определением П. х. широко пользуются для установления пола ребёнка (что ныне возможно и до его рождения и необходимо в случае наследования болезней, сцепленных с полом). См. также Хроматин, Хромосомы.

Лит.: Захаров А. Ф., Новые методы анализа хромосом человека, в кн.: Итоги науки и техники. Серия " Генетика человека", т. 1, М., 1973; Fluorescent staining of hetero-pycnotic chromosome regions in human inter-phase nuclei, " Experimental Cell Research", 1970, v. 61, № 2 - 3; The sex chromatin, ed. K. L. Moore, Phil, - L., 1966.

К. Н. Гринберг.

ПОЛОВОЙ ЦИКЛ, периодически повторяющиеся у половозрелых самок животных морфофизиологические процессы, связанные с размножением. У одних животных в течение сезона размножения осуществляется только один П. ц. (моноциклический тип размножения), у других -несколько П. ц. (полициклический тип размножения). Наименее сложный П. ц. (у большинства беспозвоночных, у рыб, земноводных и пресмыкающихся) состоит лишь из одной, т. н. фолликулярной, стадии, в течение к-рой происходят рост и созревание яиц и выведение их во внеш. среду (икрометание у рыб и земноводных, откладка яиц у пресмыкающихся). В сев. и умеренных широтах преобладает моноциклический, в южном - полициклический тип размножения. У птиц П. ц. состоит из 3 стадий: фолликулярной, или стадии роста, созревания и овуляции яиц в яичниках; стадии насиживания снесённых яиц; стадии выкармливания птенцов. Самкам млекопитающих животных свойствен наиболее сложный, 4-ста-дийный П. ц. Он начинается фолликулярной стадией, в течение к-рой под воздействием фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) передней доли гипофиза в яичниках растут лицевые фолликулы; последние выделяют в кровь самки эстрогенный гормон, к-рый действует на центр. нервную систему, вызывая у самки при наличии соответствующих внешних условий половое возбуждение (" охоту"). Наступающие при участии этого гормона общие изменения в организме проявляются также в сильном приливе крови к яйцеводам, матке и влагалищу; это ведёт к нек-рым морфологич. изменениям в половых органах самки (течка). Выделяемый передней долей гипофиза лютеинизирующий гормон вместе с ФСГ обеспечивает завершение роста, а также созревание фолликулов и их разрыв - овуляцию. Освобождающиеся яйцеклетки поступают сначала в яйцеводы, где может происходить оплодотворение, затем попадают в матку. После овуляции начинается 2-я (" лютеиновая") стадия П. ц., или стадия жёлтого тела. В дальнейшем лютеинизирующий гормон индуцирует превращение опустевших лицевых фолликулов в " жёлтые тела". Последние выделяют в кровь гормон прогестерон, к-рый тормозит выделение ФСГ и вызывает сильное разрастание стенок матки и молочных желез. После оплодотворения и имплантации оплодотворённого яйца в стенку матки начинается 3-я стадия П. ц.- стадия беременности, за к-рой следует 4-я - стадия лактации. На протяжении 3-й и 4-й стадий в яичниках продолжают функционировать жёлтые тела, тормозящие созревание лицевых фолликулов. Каждая стадия П. ц. у самок млекопитающих для своего полноценного завершения требует специфич. стимулов-раздражителей. Так 1-я и 2-я стадии часто стимулируются ухаживанием самца за самкой и коитусом, 3-я стадия-развивающимся зародышем и плацентой, 4-я-актом сосания детёнышами молока матери. Если после 2-й стадии не наступает оплодотворения, то П. ц. будет состоять только из 2 стадий - т. н. холостой П. ц., к-рый принято делить на неск. фаз: проэструс, эструс, метаэст-рус и диэструс; первые 2 фазы соответствуют фолликулярной стадии, а 2 последние- " лютеиновой" стадии.

П. ц. у женщин наз. менструальным циклом. См. также Половые гормоны.

ПОЛОВЦЫ, кипчаки, кыпчаки, к у м а н ы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего ок. 11 в. из Заволжья в причерноморские степи. Осн. занятием П. было кочевое скотоводство. К 12 в. у П. начинают выделяться отд. ремесленные специальности: кузнеца, меховщика, сапожника, седельника, лучника, портного и др. Жили П. в юртах. Зимой1 устраивали стоянки на берегах рек. П. верили в добрых и злых духов. Умершим ставили памятники - каменные статуи. В 11 в. П. находились на стадии разложения первобытнородового строя и образования классового (феодального) общества. У них уже вычленились отд. семьи, главы к-рых назывались беями. Семьи объединялись в роды, возглавлявшиеся беками. Роды объединялись в орды, во главе к-рых стояли солтаны. Несколько орд образовывали племя. Племенами управляли ханы. У П. существовало право кровной мести. Важную роль в их жизни, как и др. кочевников, играли грабительские войны. Войско П. состояло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины. В 1054 П. впервые столкнулись с русскими. Многократно нападали на рус. земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей (в 1068, 1092, 1093, 1096). П. совершали походы и на Венгрию (1070, 1091, 1094) и Византию (1087, 1095). В 1091 они помогли ви-зант. императору Алексею Комнину разгромить печенегов в долине р. Гебр. В нач. 12 в. киевским князьям Святополку Изяславичу и Владимиру Мономаху удалось организовать ряд победоносных походов против П. (1103, 1106, 1107, 1109, 1111, 1116), в результате к-рых в По-донье осталась кочевать только небольшая орда хана Сарчака. Его брат Отрок с 40 тыс. П. ушёл на Кавказ к груз, царю Давиду Строителю. П. были использованы Грузией для борьбы против тюрок-сельджуков. Поход части П. на Болгарию Волжско-Камскую в 1117 успеха не имел. После смерти Владимира Мономаха (1125) происходит объединение П. на Дону. Мн. рус. князья женились на знатных половчанках, поселяли П. в пределах Руси, давали им города и использовали их как военную силу. В 70 -80-е гг. 12 в. натиск П. на Русь вновь усиливается. Однако походы войск русских князей подорвали силы П. В 1223 П. были дважды разгромлены монголами - на Сев. Кавказе и в битве на р. Калке, где П. были союзниками рус. князей. В результате монголо-татарского нашествия часть П. вошла в состав Золотой Орды, др. часть переселилась в Венгрию, где кочевникам предоставили места для поселения и они были приняты на военную службу. Борьба рус. народа с П. отражена в летописях и в " Слове о полку Игореве".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал