Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение атомной структуры по данным дифракции рентгеновских лучей. 14 страница






Люди с давних времён используют реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Др. Египте, Др. Китае применялись гребные и парусные суда. С развитием средневековых городов (12- 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10-20 т. Стр-во шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).

В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преим. по берегам рек и озёр, к-рые были удобными естеств. путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому м. с торг, целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское м. с Чёрным м. (великому водному пути " из варяг в греки"), шли караваны судов. Размеры судов, плававших по рус. рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250-300 т. В период царствования Петра I (кон. 17 - нач. 18 вв.), к-рый поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 - нач. 19 вв. на месте волоков были построены первые искусств, водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др. В нач. 19 в. в рус. речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механич. двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механич. тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: " Общество по Волге" (1843), " Кавказ и Меркурий" (1850-59), " Самолёт" (1853), Камско-Волжское пароходное об-во " Польза" (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С нач. 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне " Вандал" (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64, 6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49, 1 млн. т, в т. ч. за тягой 35, 1 млн. т, а остальные - самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европ. части страны. Реки Сибири и Д. Востока в дореволюц. России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cудa. Удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов составлял ок. 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход: мощность 1470 кет (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход смешанного плавания (" река - море"): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность 2000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.

Рис. 4. Советский пассажирский теплоход: мощность 885 кет (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость 25 км/ч.

Рис. 5. Советский пассажирский теплоход на подводных крыльях " Метеор": мощность 1250 кет (1700 л. с.), пасса-жировместимость 150 чел., скорость 65 км/ч.

Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 янв. (8 февр.) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), к-рый управлял и мор. флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная флотилия, к-рая активно участвовала в Гражданской войне 1918-20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутр. водных путей Европ. части РСФСР, широкое использование гидроресурсов страны. В плане намечалось создание осн. транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, стр-во речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (дек. 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов (см. Волховская ГЭС). Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое м. с Балтийским м.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европ. части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них - Иваньковский - вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929-40) самоходный речной флот увеличился в 2, 2, несамоходный - в 2, 7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузоч-ных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 Р. т. перевезено для фронта и тыла ок. 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском оз., через к-рое проходила " Дорога жизни" в осаждённый Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фаш. оккупанты затопили и захватили более 8, 3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946-50) Р. т. был восстановлен.

В 1952 завершено стр-во Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, к-рый соединил важнейшие экономич. р-ны Европ. части СССР - Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла - Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0, 9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды к-рого подошли к Куйбышеву.

Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Боткинское водохранилище. В том же году завершено стр-во Волга-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономич. р-нами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европ. часть СССР, внутр. глубоководными речными магистралями.

Р. т. СССР - составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). Большое значение имеет Р. т. для развития пром-сти и с. х-ва вост. р-нов; он обслуживает пром-сть, особенно освоение нефтегазоносных р-нов Зап. Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной пром-сти Якутии и др. В 50-60-е гг. развернулись гидротехнич. работы на вост. реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше (см. Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище). Закончено стр-во первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972) (см. Красноярское водохранилище). Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путём с портами Европ. части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам вост. бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24, 5%.

Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4, 2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строит. грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 - качеств, показатели работы Р. т.

Табл. 1. -Перевозки грузов на речном транспорте СССР

         
Протяжённость внутренних водных судоходных путей сообщения, эксплуатировавшихся всеми организациями, тыс. км 107, 3 142, 7 144, 5 146, 1
Перевезено грузов, млн. m 73, 1   357, 8 452, 0
Грузооборот, млрд. т • км 36, 1 133, 9 174, 0 212, 3

Табл. 2. - Использование речного флота СССР

         
Производительность на 1 л. с.* мощности буксирного флота за сутки эксплуатации на перевозках, т- км:        
нефтегрузов        
леса в плотах        
сухогрузов        
Производительность на 1 т грузоподьёмности за сутки экс-        
плуатации, т -км: сухогрузного самоходного флота 37, 7   110, 7  
сухогрузного несамоходного флота 13, 5 41, 3 46, 4 52, 7
нефтеналивного самоходного флота     144, 0  
нефтеналивного несамоходного флота   36, 6   71, 2   71, 7   81, 4

* 1 л. с. = 0, 736 квт.

Количеств, и качеств, состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились ср. мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью св. 20 км/ч. Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция к-рых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также сев. и вост. берега СССР.

Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950 кет (4000 л. с.). Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С нач. 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа " Ракета" и " Метеор", имеющие скорость 60-65 км/ч, составляют основу скоростного пасс, флота. Большое пополнение получил пасс, речной флот: трёхпалубные комфортабельные пасс, теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания " река-море" и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок.

За годы социалистич. строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные совр. погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97, 9%.

30 мая 1956 пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР было упразднено общесоюзное Мин-во речного флота и создано Мин-во речного флота РСФСР; в др. союзных республиках, там, где это необходимо, - соответствующие управления при Сов. Мин. союзных республик.

Успешно развивается Р. т. и в др. социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутр. транспорта стран - членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3).

Табл. 3. - Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран-членов СЭВ

Страны Протяжённость внутренних водных путей (1973), км Доля Р. т. в грузообороте всех видов транспорта, %
   
НРБ   3, 1 3, 7
ВНР   6, 1 5, 0
ГДР   1, 7 1, 6
ПНР   1, 0 0, 9
СРР   1, 5 1, 7
ЧССР   3, 0 2, 9

Ведущая роль в системе Р. т. стран - членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутр. водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.

В состав водных путей Польши входит р. Одра, к-рая в верх, течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. басс. р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с басс. Днепра (СССР) (см. Днепров-ско-Бугский канал). Гл. речные пути в ГДР - Ниж. Одер и Ср. Эльба, к-рые соединены двумя системами каналов. Одна из систем - Эльба - Шпре - Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются pp. Дунай, Тиса, Кёрёш и оз. Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по pp. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.

В 1972 в НРБ перевезено 4, 0 млн. m грузов, грузооборот ок. 2 млрд. т-км, в ВНР - соответственно 2, 8 млн. т и 1, 4 млрд. т-км, в ГДР - 12, 5 млн. т и 2, 0 млрд. т-км, в ПНР - 10, 8 млн. m и 2, 5 млрд. т-км, в СРР - 5, 3 млн. т и 1, 6 млрд. т-км, в ЧССР - 4, 8 млн. т и 2, 6 млрд. т-км.

В послевоенные годы речной флот стран - членов СЭВ значительно пополнился новыми совр. судами, построенными на отечеств, предприятиях и на су достроит, з-дах др. социалистич. стран.

В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется след, данными (табл. 4).

Табл. 4. - Состав речного флота развитых капиталистических стран

Страны Годы Протяжённость водных путей, км Буксиры и толкачи Несамоходные суда Самоходный грузовой флот
число судов мощность, тыс. л. с. число судов грузоподъёмность, тыс. т число судов грузоподъёмность, тыс. т
мощность, тыс. л. с.
    41 100     19 480 22 160 • -  
США  
ФРГ       207, 7   1106, 9   3447, 8 1970, 0
Франция       135, 4   884, 0   2109, 5 808, 9

Р. т. США перевезено в 1972541, 7 млн. т грузов, грузооборот 335, 2 млрд. т-км. Осн. виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты - 38%, уголь - 20%, минерально-строительные грузы - 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет ок. 16, 4%, в т. ч. Великие озёра- 5, 3%. Значит, часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения ср. мощности толкачей и ср. грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300 кет (10060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигац. оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20-40 барж общей грузоподъёмностью 20-50 тыс. т.

В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн. т грузов, грузооборот 47, 5 млрд. т-км. Осн. виды грузов: минерально-строительные - 37, 5%, нефть и нефтепродукты - 18, 3, руды и металлолом - 14, 6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25, 6%. Значит, часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость к-рых 1800 км. В нач. 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 m и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400 кет (6000 л. с.), оснащённые средствами механизации и автоматикой управления.

Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн. т грузов, грузооборот - 15 млрд. т-км. Осн. перевозимые грузы: минерально-строительные - 51, 1%, нефть и нефтепродукты - 19, 6, с.-х. сырьё - 9, 9%. Значит, объём перевозок приходится на Рейн - 22, 1%, а также на pp. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6, 9%. В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается ср. мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов. В развивающихся странах общая протяжённость внутр. водных путей в нач. 70-х гг. 20 в. составляла св. 164 тыс. км, в т. ч. в странах Лат. Америки - 82 тыс. км (ок. 2/3 сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки - 34 тыс. км [ок. 1/3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер, 3-е место - р. Нил]; в странах Азии - 48 тыс. км (ок. 1/5 - на реки Индостанского п-ова и Бирмы). Водные пути отличаются

низким технич. уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.

Лит.: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 40; его ж е, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М., Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798 - 1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта, М., 1973.

В. Н. Масляков.

РЕЧНОЙ ШТАТ (Rivers State), штат на Ю. Нигерии, в вост. части дельты Нигера. Пл. 18, 1 тыс. км2. Нас. 1791 тыс. чел. (1969), гл. обр. народности иджо, ибибио, ибо. Адм. и основной экономич. центр - г. Порт-Харкорт.

Главная отрасль экономики - добыча нефти. На долю Р. ш. приходится ок. 60% добываемой в стране нефти; б. ч. нефти вывозится через Порт-Харкорт и порт Бонни (с месторождений подаётся по нефтепроводам). Часть перерабатывается на заводе близ Порт-Харкорта. Имеются предприятия по произ-ву листов и фольги из алюминия, произ-ву цемента, битума, шин; фармацевтич., мыловар., табачная ф-ки, автосборочный з-д; небольшие судоверфи. На Ю.- очаговое земледелие с посевами риса, маниока, ямса. На С. возделывают экспортные культуры: масличную и кокосовую пальмы.

РЕЧНЫЕ ДЕЛЬФИНЫ (Platanistidae), семейство млекопитающих подотряда зубатых китов. Дл. до 3 м, весят до 225 кг. На морде имеются одиночные волоски. Грудные плавники короткие и широкие, спинной плавник в виде низкого треугольного гребня. Клюв очень длинный и узкий. Зубы многочисленные (от 104 до 242) с изогнутыми и расширенными корнями (у гангского сусука передние зубы резко увеличены). Отлично развиты слух и эхолокация, зрение слабое (у сусука нет хрусталика). Р. д. обитают в реках Юж. Америки и Юж. Азии. 4 рода с 4 видами: иния амазонская, гангский с у с у к (Platanista gangetica, p. Ганг, Брахмапутра), китайский " озёрный дельфин (Lipotes vexillifer, оз. Дунтинху) и лаплатский дельфин (Pontoporia blainvillei, живёт на р. Ла-Плата и у берегов Бразилии, Уругвая и Аргентины между 30 и 45° ю. ш.). Р. д. питаются донными беспозвоночными и рыбой. Беременность у сусука длится 8-9 мес. А. Г. Томилин.

Позы гангского сусука во время брачных игр.

РЕЧНЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ, то же, что аллювий.

РЕЧНЫЕ РАКИ, беспозвоночные животные отряда десятиногих ракообразных. Дл. тела обычно 6-30 см, у нек-рых - до 80 см (мадагаскарский Р. р.). Большинство обитает в пресных водах. Р. р.- ночные животные; днём укрываются в своих норах. Питаются преим. прибрежной водной растительностью, при случае поедают и животную пищу. Самцы крупнее самок, обладают более мощными клешнями. Размножаются осенью после линьки самок, к-рые вынашивают на брюшке от 50 до 200 яиц. 3 сем.; распространены в умеренных поясах земного шара, исключая Африку. В СССР 8 видов сем. Astacidae; наибольшее промысловое значение имеют узкопалый (Astacus leptodactylus) и широкопалый (A. astacus) Р. р. Осн. район промысла - Азово-Черноморский бассейн (ок. 90% всего улова). Лит.: Б у д н и к о в К. Н. и Т р е т ь я к о в Ф. Ф., Речные раки и их промысел, М., 1952; Иванов А. В., Промысловые водные беспозвоночные, М., 1955.

Широкопалый речной рак (самец).

РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой " естественный" характер и стали системой искусственных сигналов (см. Семиотика). При этом они не просто тем или иным образом организуют в принципе независимую от них деятельность, а вносят в неё новое объективное содержание (слово как единство общения и обобщения) и этим способствуют перестройке её структуры: в языковом знаке фиксируются не только внешние, природные связи объектов, но также связи и отношения, возникающие в самом процессе деятельности. В науч. лит-ре существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроне считает Р. средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции - выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р.- только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн. функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с трудовой, познават., мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включённые в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т. п. С точки зрения психологии и физиологии Р.- одна из высших пси-хич. функций человека. Физиологич. основа Р.- сложная организация неск. функциональных систем, частично специализированных, частично обслуживающих и др. виды деятельности. Эта организация является многочленной и многоуровневой и включает как элементарные физиологич. механизмы типа " стимул- реакция", так и механизмы специфические, имеющие иерархич. строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности. В психофизиологич. организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторона Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и др. факторов. В процессе психич. развития ребёнка его Р. (см. Детская речь) формируется поэтапно благодаря взаимодействию всё усложняющихся процессов общения (и процессов использования Р. в некоммуникативных целях) и становлению лежащих в основе Р. др. видов деятельности.

Языкознание изучает Р. как одну из двух осн. категорий - " язык - речь" в их единстве и противопоставлении. Р. при этом обычно понимается как реализация системы языка: язык - потенция, виртуальное (существующее как абстракция), социальное; речь - реализация, актуальное, индивидуальное. Подобная трактовка Р. восходит, как правило, к " Курсу общей лингвистики" Ф. де Соссюра, к-рый различал язык (langue) и языковую способность (faculte du langage) как социальное и индивидуальное. Они объединены в рамках речевой деятельности (langage), в свою очередь противопоставленной P. (parole) как потенция - реализации; потенциальное приравнено к социальному, а реальное к индивидуальному. Обе концепции (и концепция Соссюра, и обычное понимание соотношения Р. и языка в совр. лингвистике) невполне соответствуют взглядам на природу и функции общения (Р.) в совр. сов. филос., социологич. и психологич. науке, где подчеркивается связь речевого общения с процессом взаимодействия (интеракции) и с системой обществ, отношений, проявляющихся в общении. Поскольку язык используется не только для общения, но и в др. видах деятельности (напр., в познавательной, т. е. мышлении, в мнемической-как опора памяти, и т. п.), можно выделять собственно Р. (или " внешнюю" Р.), к-рая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие, и внутреннюю Р., к-рая есть в сущности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр. Р. на познавательные задачи ведёт к использованию в ней, наряду с единицами и конструкциями языка, встречающимися и в собственно Р., разного рода вспомогат. средств (образы, схемы и т. д.) и возникновению специфических закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые описанных Л. С. Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. проговаривания (Р. " про себя", беззвучная Р.) и внутр. программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки высказываний). Внутр. Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р. (" внешняя" Р.) разделяется на диалогическую (см. Диалог) и монологическую Р. (см. Монолог); генетически первичной является диалогич. Р. Различают также устную и письменную Р. Помимо того, что письм. Р. имеет специ-фич. структуру и материальное воплощение в письменности языка, она отличается от устной Р. значительно большей возможностью для пишущего произвольно или сознательно выбирать и организовывать любые языковые элементы.

Оставаясь коммуникативной, " внешняя" Р. может выполнять в то же время различные дополнит, функции, напр, поэтическую (Р. как орудие общения посредством искусства), магическую (" воздействие" на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.- наименование), диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п. В этих функциях Р. может приобретать специфич. закономерности внутр. организации, что позволяет говорить или о поэтич. Р., или о магич. Р. и т. д.

Лит.: В о л о ш и н о в В. Н., Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930; С о с-с ю р Ф. д е, Курс общей лингвистики, пер. с франц., М., 1933; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования, М., 1956; Ж и н к и н Н. И., Механизмы речи, М., 1958; его же, Психологические основы развития речи, в кн.: В защиту живого слова, М., 1966; Николаева Т. М., Письменная речь и специфика её изучения, " Вопросы языкознания", 1961, № 3; Язык и речь. Тезисы докладов, М., 1962; Миллер Д ж., Речь и язык, в кн.: Экспериментальная психология, т. 2, М., 1963; Речь. Артикуляция и восприятие, М.- Л., 1965; X о л о д о-в и ч А. А., О типологии речи, в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967; Соколов А. Н., Внутренняя речь и мышление, М., 1968; Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М., 1969; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В u h 1 е r K., Sprachtheorie, Jena, 1934; Coseriu E., Sistema, norma у habla, Montevideo, 1952; Jakobson R., Linguistics and poetics, в сб.: Style in language, N. Y.- L., 1960; Slama-Cazacu T., Langage et contexte, 's-Gravenhage, 1961; Moscovici S., Communication processes and the properties of language, в сб.: Advances in experimental social psychology, v. 3, N. Y.- L., 1967.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал