Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список карт 5 страница
Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 15, с. 19-22; т. 20, с. 324-33; т. 21, с. 275-87; т. 23, с. 260-77; Труды [I - XI съездов] уполномоченных дворянских обществ [1906-1914, т. 1 - 11], СПБ - П., 1906 - 15. H. П. Ерошкин. СОВЕТ ПАРТИИ, один из руководящих парт, центров РСДРП в 1903-05, являвшийся по Уставу, принятому на Втором съезде РСДРП (1903), высшим учреждением партии. ЦК принадлежало практич. руководство, ЦО (центр, печатному органу) - идейное. Задачами С. п. были: согласовывать и объединять деятельность ЦК и редакции ЦО, представлять партию в сношениях с др. партиями, восстанавливать ЦК и редакцию ЦО в случае ареста их составов, созывать съезды партии. С. п. назначался редакцией ЦО и ЦК, к-рые посылали в него по два члена; пятого члена С. п. назначал съезд РСДРП (см. Второй съезд РСДРП. Протоколы, M., 1959, с. 426). На 2-м съезде партии в состав С. п. вошли: от ЦО - В. И. Ленин, Л. E. Гальперин; от ЦК - Ф. В. Ленгник, В. А. Носков; пятым членом съезд избрал Г. В. Плеханова, он же являлся пред. С. п. После перехода Плеханова на меньшевистские позиции и в связи с кооптацией им в редакцию ЦО 4 меньшевиков Ленин в нояб. 1903 ушел из редакции ЦО и временно из С. п. В совет, кроме Плеханова, вошли от ЦО Л. Мартов и П. Б. Аксельрод, от ЦК - Ленин, кооптированный в ЦК 6(19) - 8(21) нояб. 1903, и Ленгник. Борьба между большевиками и меньшевиками усилилась. В янв. 1904 Ленин выдвинул предложение о созыве 3-го съезда партии как единственном средстве выхода из парт, кризиса. С. п. отверг это предложение, а будущих участников подготовляемого большевиками съезда объявил стоящими вне партии. T. о., С. п. стал орудием борьбы меньшевиков против большевиков. Третий съезд РСДРП (1905) упразднил С. п.; единственным руководящим центром партии в перерывах между съездами объявлялся ЦК РСДРП, назначающий и редакцию ЦО. Г. Ф. Киселев. СОВЕТ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, организационно-методич. центр воспитат. работы с пионерами и октябрятами. С. п. о. созданы по постановлению 8-го пленума ЦК ВЛКСМ (1957). Действуют на обществ, началах (при соответствующих комитетах ВЛКСМ): Центральный совет Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, республиканские, краевые, областные, городские, районные советы. В состав С. п. о. входят пионерские и комсомольские работники, педагоги, представители обществ, организаций, учреждений здравоохранения, культуры и др. С. п. о. руководит повседневной деятельностью пионерских дружин, совместно с органами нар. образования осуществляет подготовку и повышение квалификации пионервожатых, оказывает им методич. помощь, изучает и распространяет лучший опыт пионерской работы. С. п. о. созданы также в пионерских организациях др. социалистич. стран. СОВЕТ ПО ДЕЛАМ ИНДИЙ (Consejo de Indias) (офиц. назв.- " Королевский совет и военный комитет по делам Индий"), высшее законодат., исполнит, и судебное учреждение, осуществлявшее в 16-19 вв. колониальную политику Испании в Америке (до 18 в. Америка в исп. источниках наз. " Индиями"), Океании, Азии. Создан в 1511. Состоял из президента, канцлера, 8 советников, ген. прокурора, 2 секретарей, космографа, математика и историка. Ведал заключением капитуляций (договоров) с конкистадорами, обращением индейцев в христианство, снаряжением экспедиций, подбором военных, церковных и гражданских кадров, финансами и т. д. Через С. по д. И. Испания осуществляла грабёж новооткрытых земель и эксплуатацию коренного населения заморских владений. Совет просуществовал до 1809, затем трижды (1810- 1820, 1823-34, 1846-47) восстанавливался; окончательно был ликвидирован в 1847. СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР, союз ный орган, образованный в 1965 в целях последовательного осуществления политики Сов. гос-ва в отношении религий. Гос. контроль за соблюдением требований сов. законодательства о религиозных культах - одна из осн. гарантий свободы совести в СССР. До Великой Отечеств, войны 1941-45 центр, органом, ведавшим контролем за соблюдением этого законодательства, являлась Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов при Президиуме CHK СССР; в 1943 были созданы Совет по делам рус. православной церкви, а в 1944 - Совет по делам религиозных культов при Сов. Мин. СССР. В 1965 они преобразованы в единый орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Совет контролирует соблюдение Конституции СССР, гарантирующей свободу совести, правильное применение и исполнение законов СССР, касающихся религ. отправлений; проверяет соблюдение законодательства о культах религ. объединениями, центр, и местными религ. орг-циями; принимает решения о регистрации и снятии с регистрации молитвенных зданий и домов; даёт разъяснения по законодательствам о культах; выносит обязательные предписания об устранении нарушений этого законодательства; осуществляет связь между пр-вом СССР и религ. орг-циями в случаях возникновения вопросов, требующих разрешения пр-ва СССР. Совет имеет в союзных и авт. республиках, а также в краях и областях уполномоченных, к-рые ему подчиняются. Свои обязанности они исполняют в тесном взаимодействии с республиканскими, краевыми и областными органами Сов. власти. Совет содействует религ. орг-циям в осуществлении междунар. связей, участии в борьбе за мир, за укрепление дружбы между народами. В. Г. Фуров. СОВЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ (СОПС), научная организация в СССР по проблемам размещения производит, сил и региональной экономики. Образован в 1930 при АН СССР на основе Комиссии по изучению естеств. производит, сил (КЕПС), созданной Российской АН в 1915, и Комиссии экспедиционных исследований АН СССР (1928). Занимался комплексными экспедиционными исследованиями для экономич. оценки природных ресурсов, развитием и размещением производит, сил союзных республик и регионов страны. В 1960 передан в ведение Госплана СССР (АН СССР осуществляет научно-методич. руководство). Осн. направления исследований - разработка теоретич. и методологич. основ региональной экономики и терр. организации нар. х-ва; разработка Генеральных схем развития и размещения производит, сил СССР на перспективные периоды; исследования в области междунар. регионального развития и др. СОПС координирует деятельность науч. и проектных орг-ций мин-в и ведомств, экономич. ин-тов Госпланов и АН союзных республик. Лит.: Курочкин Г. Д., Исследования минеральных ресурсов экспедициями АН СССР. M.. 1969; Некрасов H. H., Региональная экономика, M., 1975. H. Ф. Артюхин. СОВЕТ ПО ОПЕКЕ ООН, один из гл. органов Организации Объединённых Нации, к-рый осуществляет функции ООН по отношению к территориям, входящим в систему междунар. опеки. Осн. его задачи сводятся к наблюдению за тем, как гос-ва, под опекой к-рых находятся определённые территории, содействуют политич., экономич. и социальному прогрессу населения подопечных территорий, их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению и независимости. В С. по о. ООН входят члены ООН 3 категорий: члены ООН, управляющие подопечными территориями, постоянные члены Совета Безопасности, не имеющие подопечных территорий, и другие гос-ва - члены ООН, избираемые Ген. Ассамблеей ООН на трёхгодичный срок в таком количестве, чтобы общее число членов Совета распределялось поровну между членами ООН, управляющими и не- управляющими подопечными территориями (ст. 86 Устава). С принятием Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (14 дек. 1960) встал вопрос о полной ликвидации системы опеки ООН, т. к. почти все подопечные территории, существовавшие в момент принятия Устава ООН, уже получили независимость. СОВЕТ ПРИ " ВЫСОЧАЙШЕМ ДВОРЕ" (1769-1801), высший совещат. орган в России. Создан в связи с рус.-тур. войной 1768-74. Состоял из виднейших гос. деятелей (А. А. Вяземский, А. А. Безбородко, П. А. Румянцев, Г. А. Потёмкин и др.) под председательством имп. Екатерины II. После войны продолжал действовать в качестве совещат. и распорядит. учреждения при императрице как по вопросам военной и внешней, так и внутр. политики. При имп. Павле I превратился во второстепенное совещат. учреждение. Упразднён имп. Александром I в марте 1801. Лит.: Архив Государственного совета, т. 1 - 2, СПБ, 1869-88; Eро ш к и н H. П., История государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд.. M.. 1968. СОВЕТ РАБОЧЕЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБОРОНЫ 1918-20 (Совет обороны), чрезвычайный высший орган Сов. гос-ва, действовавший в условиях начавшейся Гражданской войны и воен. интервенции 1918-20. Являлся гл. воен.-хоз. центром Сов. республики. Создан ВЦИК 30 нояб. 1918 во исполнение декрета ВЦИК от 2 сент. 1918, к-рым Сов. республика была объявлена воен. лагерем. Обладал всей полнотой власти в деле мобилизации сил и средств для защиты Сов. гос-ва. Пред. Совета обороны был назначен В. И. Ленин как пред. CHK. В состав Совета входили представители от ВЦИК, от PBC Республики, Нар. комиссариата путей сообщения, зам. наркома продовольствия и пред. Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. Секретарь Совета обороны - Л. А. Фотиева. Постановления Совета обороны были обязательны для центр, и местных ведомств и учреждений, для всех граждан. Он контролировал деятельность PBC и др. воен. органов. В апреле 1920 Совет обороны реорганизован в Совет труда и обороны. Лит.: Об образовании Совета Рабочей и Крестьянской обороны, " Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства", 1918, 22 дек., №91 - 92, ст. 924; Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд. (см. Справочный том, ч. 1, с. 603). СОВЕТ СОГЛАСИЯ, политико-эконо-мич. орг-ция 5 африканских гос-в: Берега Слоновой Кости, Верхней Вольты, Бенина, Нигера и (с 1966) Того. Осн. в 1959. Страны Совета договорились о сотрудничестве в экономич. области, введении общего таможенного законодательства, координации их внешней политики. Они являются ассоциированными членами Европейского экономического сообщества, входят в зону французского франка, в Общую афро-маврикийскую организацию. Высший орган Совета - Конференция глав государств (созывается не реже 2 раз в год). Совет имеет постоянный административный секретариат, специализированные комиссии (юридическую, финансовую, транспорта, связи и др.), фонд взаимопомощи и гарантии займов; издаёт журнал " Entente afri caine" (выходит 1 раз в 3 месяца). С. С. имеет равные права и обладает одинаковой компетенцией с Советом Национальностей, им в равной мере принадлежит право законодательной инициативы. С. С. избирает председателя, к-рый руководит заседаниями палаты, и 4 его заместителей, а также постоянные комиссии: мандатную; законодат. предположений; планово-бюджетную; по иностр. делам; по делам молодёжи; по пром-сти; по транспорту и связи; по строительству и пром-сти строит, материалов; по с. х-ву; по товарам нар. потребления; по здравоохранению и социальному обеспечению; по нар. образованию, науке и культуре; по торговле, бытовому обслуживанию и коммунальному хозяйству; по охране природы. См. также Двухпалатная система. СОВЕТ СТАРЕЙШИН, 1) по конституции Франции 1795 одна из палат парламента. Ликвидирован во время переворота 18 брюмера (10 ноября 1799). 2) В СССР совещат. орган, образуемый в силу сложившейся практики каждой из палат Верховного Совета СССР. На заседаниях С. с. (совместных или раздельных) предварительно обсуждаются организационные вопросы работы сессии: повестка дня, порядок обсуждения докладов, предложения по персональному составу рабочих органов Верх. Совета СССР и его палат. " СОВЕТ ТОЖИКИСТОНИ" (" Советский Таджикистан"), ежедневная республиканская газета Тадж. CCP на узбекском языке. Осн. в 1929. До 1955 выходила под названием " Кизил Тожикистон" (" Красный Таджикистан"). Издаётся в Душанбе. Тираж (1975) 93, 5 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1963). СОВЕТ ТРУДА И ОБОРОНЫ, орган CHK РСФСР, направлявший деятельность экономич. комиссариатов и деятельность всех ведомств в области обороны страны. Создан в апреле 1920 на основе Совета рабочей и крестьянской обороны. Согласно Положению, принятому Восьмым Всероссийским съездом Советов (дек. 1920), действовал на правах комиссии CHK. Органами С. т. и о. на местах были областные, губернские, уездные и волостные экономич. совещания. В мае 1921 В. И. Ленин составил проект " Наказа от СТО местным советским учреждениям" (см. Поли, собр. соч., 5 изд., т. 43, с. 266-91). В С. т. и о. входили пред. CHK (пред. С. т. и о.) и нар. комиссары - по воен. делам, путей сообщения, земледелия, продовольствия, труда, РКИ, пред. BCHX, представитель ВЦСПС, управляющий ЦСУ (с совещат. голосом). Первым пред. С. т. и о. был В. И. Ленин. В феврале 1921 при С. т. и о. образована Гос. общеплановая комиссия (Госплан). В 1923 при образовании CHK СССР С. т. и о. РСФСР был ликвидирован и образован С. т. и о. СССР. Упразднён пост. ЦИК СССР 28 апр. 1937. Его функции переданы Экономии, совету при CHK СССР. Лит.: Г е н к и н а Э. Б., Ленин - председатель Совнаркома и СТО, M., I960. " СОВЕТ ТУРКМЕНИСТАНЫ" (" Советский Туркменистан"), республиканская газета Туркм. CCP на туркм. яз. Осн. в 1920 под назв. " Туркменистан", с 1936 -" С. Т.". Издаётся в Ашхабаде, выходит 6 раз в неделю. Тираж (1975) св. 140 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1958). " СОВЕТ УЗБЕКИСТОНИ" (" Советский Узбекистан"), ежедневная республиканская газета Узб. CCP на узб. яз. Осн. в 1918. Первоначально выходила под назв. " Иштрокиюн" (" Коммунист"), затем название изменялось, с 1964 - " С. У.". Издаётся в Ташкенте. Тираж (1975) 683 тыс. экз. Награждена орденом Трудового Красного Знамени (1958). СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, в Югославии консультативный орган при Президиуме СФРЮ по вопросам общей политики. Ч лены С. ф. избираются и освобождаются от должности Скупщиной по предложению Президиума СФРЮ. Аналогичные органы (Советы республик) создаются при президиумах республик, входящих в состав СФРЮ. Образование СЭВ в период становления мировой системы социализма явилось закономерным следствием усилий коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран, направленных на сближение народов этих стран, развитие более тесного экономич. и политич. сотрудничества во имя великой цели - успешного строительства социализма и коммунизма и обеспечения устойчивого мира во всём мире (см. Экономическое сотрудничество социалистических стран, Научно-техническое сотрудничество социалистических стран). Цель СЭВ - содействовать путём объединения и координации усилий стран - членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию интеграции социалистической экономической, планомерному развитию нар. х-ва, ускорению экономич. и технич. прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой пром-стью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономич. развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран - членов СЭВ. Экономич. и научно-технич. сотрудничество осуществляется на основе принципов социалистич. интернационализма, добровольности, уважения гос. суверенитета, независимости и нац. интересов, невмешательства во внутр. дела друг друга, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет организует всестороннее сотрудничество стран-членов в направлении наиболее рационального использования их природных ресурсов и ускорения развития производит, сил; содействует совершенствованию международного социалистического разделения труда путём координации планов развития нар. х-ва, специализации и кооперирования произ-ва (см. Международная специализация и кооперирование производства); предпринимает меры по изучению экономич. и научно-технич. проблем, представляющих интерес для стран - членов СЭВ, способствует их успешному решению; содействует разработке, согласованию и осуществлению совместных мероприятий в области развития пром-сти, науки и техники, с. х-ва, транспорта, товарооборота и обмена услугами, научно-технич. достижениями и передовым производств, опытом. Органы СЭВ принимают рекомендации странам - членам СЭВ по экономич. и научно-технич. вопросам и решения по организационным и процедурным вопросам. Все рекомендации и решения принимаются лишь с согласия заинтересованных стран - членов СЭВ, причём каждая страна вправе заявить о своей заинтересованности в любом вопросе, рассматриваемом в Совете. Рекомендации и решения не распространяются на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе, однако каждая из этих стран может впоследствии присоединиться к рекомендациям и решениям, принятым остальными странами - членами Совета. СЭВ - открытая организация. Членом СЭВ может стать любая страна, разделяющая его цели и принципы и изъявившая согласие принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства. СЭВ может приглашать страны, не являющиеся членами Совета, участвовать в работе его органов на условиях договорённости с соответствующими странами. С 1964 на основе Соглашения между СЭВ и пр-вом Социалистической Федеративной Республики Югославии в работе органов СЭВ участвует СФРЮ. Последняя по вопросам, представляющим взаимный интерес, участвует в работе органов СЭВ на равных условиях со всеми странами-членами. По приглашениям органов СЭВ в их работе принимают участие представители ДРВ и КНДР. В мае 1973 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Финляндией по вопросам, представляющим взаимный интерес. В июле 1975 заключено Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Иракской Республикой; в августе 1975 - Соглашение о сотрудничестве между СЭВ и Мексиканскими Соединёнными Штатами. Страны - члены СЭВ активно сотрудничают с др. странами независимо от их социально-экономич. систем. На начало 1975 СЭВ поддерживал в различных формах отношения более чем с 30 междунар., межправительств. и неправительств, экономич. и научно-технич. орг-циями. В октябре 1974 Совету предоставлен статус наблюдателя в ООН. Деятельность СЭВ определяется Уставом, принятым Сессией Совета (12-е заседание сессии, декабрь 1959). В Устав СЭВ были внесены изменения на 16-м (июнь 1962), 17-м (декабрь 1962) и 28-м (июнь 1974) заседаниях Сессии СЭВ. СЭВ имеет (1975) следующую структуру. Сессия Совета (образована в 1949) - высший орган СЭВ. С конца 60-х гг. делегации стран возглавляются главами правительств. На 16-18-м и 23-м заседаниях Сессии делегации стран возглавлялись первыми (генеральными) секретарями ЦК коммунистич. ц рабочих партий стран - членов СЭВ. Сессия рассматривает осн. вопросы сотрудничества, доклад Исполнит, комитета о деятельности Совета за период между заседаниями Сессии и определяет гл. направления работы СЭВ. Созывается ежегодно, поочерёдно в столицах стран - членов СЭВ в порядке названий стран по рус. алфавиту. Могут созываться внеочередные (чрезвычайные) Сессии по просьбе или с согласия не менее 1/з стран - членов СЭВ. Исполнительный комитет (создан в 1962) - гл. исполнит, орган СЭВ, состоящий из представителей стран-членов на уровне зам. глав правительств по одному от каждой страны. Руководит совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих перед Советом, в соответствии с решениями Сессии, осуществляет систематическое наблюдение за выполнением странами - членами СЭВ обязательств, вытекающих из принятых ими рекомендаций органов СЭВ, руководит работой комитетов, постоянных комиссий и др. органов СЭВ. Комитет СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности (образован в 1971), состоит из председателей центральных плановых органов. Его цель - содействовать расширению сотрудничества в области плановой деятельности стран - членов СЭВ, направленной прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции. Гл. задача Комитета - выявление важнейших проблем сотрудничества в основных областях нар. х-ва, требующих комплексного рассмотрения на многосторонней основе и разработки эффективных путей их решения. Постоянный рабочий орган Комитета - Бюро в составе зам. председателей центральных плановых органов стран - членов СЭВ. Комитет СЭВ по научно-техническому сотрудничеству (образован в 1971 на базе Комиссии по координации науч. и технич. исследований), состоит из председателей комитетов, министров, руководителей ведомств по науке и технике. Организует многостороннее научно-технич. сотрудничество стран - членов СЭВ в целях наиболее полного и эффективного использования их научно-технич. потенциалов. Комитет СЭВ по сотрудничеству в области материально-технического снабжения (образован в 1974), его осн. задача - развитие и углубление экономич. и научно-техннч. сотрудничества в области материально-технич. снабжения, направленного прежде всего на осуществление Комплексной программы социалистич. экономич. интеграции, организации многостороннего сотрудничества в целях улучшения использования материальных ресурсов, снижения материалоёмкости продукции и повышения на этой основе эффективности обществ, произ-ва в каждой стране. Постоянные комиссии СЭВ по экономич. и научно-технич. сотрудничеству между странами - членами СЭВ в отд. отраслях нар. х-ва. Первые постоянные комиссии созданы на основе решения Сессии СЭВ (7-е заседание, май 1956). Состоят из делегаций стран - членов СЭВ, возглавляемых, как правило, соответств. министрами и руководителями ведомств. В СЭВ более 20постоянных комиссий: по электроэнергии, использованию атомной энергии в мирных целях, чёрной металлургии, цветной металлургии, нефтяной и газовой пром-сти, угольной пром-сти, машиностроению, хим. пром-сти, с. х-ву, транспорту и др. Совещания руководителей, представителей компетентных органов стран- членов СЭВ. В рамках СЭВ ведут работу совещания руководителей водохоз. органов, представителей фрахтовых и судовладельч. opr-ций, министров внутр. торговли, представителей стран - членов СЭВ по правовым вопросам, руководителей ведомств по изобретательству, по ценам, гос. органов по труду. Секретариат СЭВ - экономич. и исполнительно-адм. орган Совета, состоит из отраслевых и функциональных отделов. Руководящий персонал и специалисты Секретариата комплектуются из граждан стран - членов СЭВ. Местопребывание - г. Москва. Работой Секретариата руководит Секретарь СЭВ и его заместители. Секретарь - гл. должностное лицо Совета, представляет СЭВ перед официальными лицами и орг-циями стран - членов СЭВ и др. стран, а также перед международными организациями. В составе СЭВ имеются Ин-т стандартизации и Междунар. ин-т экономич. проблем мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии стран- членов СЭВ направляют деятельность органов Совета на разработку общетеоретич., методологич. и идеологич. вопросов, определяющих сущность процесса социалистич. экономич. интеграции и составляющих ее элементов, создание и совершенствование высокоразвитого междунар. механизма экономич. и научно-технич. сотрудничества. Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистич. и рабочими партиями на каждом этапе социалистич. и коммунистич. строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы. Первый этап (1949-58) - это период становления многостороннего экономич. и научно-технич. сотрудничества стран - членов СЭВ. Гл. внимание уделялось развитию внеш. торговли и организации научно-технич. сотрудничества. Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-технич. сотрудничестве, к-рые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технич. документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производств, сотрудничества, взаимного согласования нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования произ-ва. Второй этап (1959-62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий стран - членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы междунар. специализации и кооперирования произ-ва; проведена координация планов на 1961-65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран - членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено стр-во крупнейшего в мире нефтепровода " Дружба" (св. 4, 5 тыс. км) для транспортировки сов. нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Стр-во нефтепровода и возрастающие поставки сов. нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем " Мир ". В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага). Третий этап (1962-69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистич. и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономич. и научно-технич. сотрудничества. Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием " Основные принципы международного социалистического разделения труда". Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их нар.-хоз. планов - осн. метода деятельности СЭВ и гл. средства формирования междунар. социалистич. разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы междунар. экономич. орг-ции Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран - членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества. Начало новому этапу сотрудничества стран - членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апр. 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистич. и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производит, сил стран социалистич. содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции стран - членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств - членов Совета, эта программа, рассчитанная на 15-20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является гл. содержанием экономич. и научно-технич. сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования междунар. социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного произ-ва каждой страны - члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технич. прогресса. Придавая большое значение укреплению плановых основ сотрудничества и органич. увязке мероприятий Комплексной программы с нар.-хоз. планами стран - членов СЭВ, Сессия Совета (29-е заседание, июнь 1975) одобрила подготовленный Комитетом СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием Комитета СЭВ по научно-технич. сотрудничеству " Согласованный план многосторонних интеграционных мероприятий стран - членов СЭВ на 1976- 1980 гг.". Разработка такого плана - качественно новый этап углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистич. экономич. интеграции. Сессия СЭВ (29-е заседание, июнь 1975) поручила Комитету СЭВ по сотрудничеству в области плановой деятельности с участием соответствующих постоянных комиссий и Секретариата СЭВ организовать в 1975-77 разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран - членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования произ-ва; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах нар. потребления. Реализуя Комплексную программу, органы СЭВ подготовили, а страны - члены СЭВ заключили ряд важных многосторонних соглашений, направленных на удовлетворение их потребностей в топливе, энергии и сырье. Заключены соглашения о совместном стр-ве в СССР Усть-Илимского целлюлозного (1972), Киембаевского горно-обогатительного асбестового комбинатов (1973), о создании мощностей по произ-ву хим. средств защиты растений (1973), предприятий по произ-ву железосодержащего сырья и отд. видов ферросплавов (1974), о сотрудничестве в освоении Оренбургского газоконденсатного месторождения и стр-ве магистрального газопровода из р-на Оренбург - зап. граница СССР дл. 2750 км (1974), стр-ве (1974) линии электропередачи напряжением 750 кв Винница (СССР) - Альбертирша (ВНР). Подписано Генеральное соглашение (1975) о многостороннем сотрудничестве в создании новых мощностей по произ-ву никель-кобальтсодержащей продукции в Республике Куба и др.
|