Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Государственный строй. США - федеративная республика в составе 50 штатов
США - федеративная республика в составе 50 штатов. Действующая конституция принята в 1787 Конвентом, созванным в Филадельфии (до этого в качестве конституц. акта действовали принятые в 1781 т. н. Статьи о конфедерации). Конституция весьма лаконична, MH. её статьи носят общий характер; отсюда исключит, важность толкования конституции, к-рая считается прерогативой Верх. суда. Установлена очень сложная процедура внесения поправок в конституцию. Они предлагаются конгрессом или Конвентом, специально созываемым конгрессом по ходатайству законодат. собраний 2/3 штатов. Поправка вступает в силу после её ратификации законодат. собраниями или спец. конвентами 3/4штатов. С 1787 принято 27 поправок к конституции. Табл. 1. - Площадь и население
Первые 10 поправок были приняты в 1789 (см. " Билль о правах"). Последующие поправки: 11-я (1798, об ограничении юрисдикции федеральной суд. власти), 12-я (1804, об упорядочении избрания президента, в т. ч. об избрании президента и вице-президента палатой представителей, если никто из кандидатов не получит большинства голосов выборщиков), 13-я (1865, об отмене рабства), 14-я (1868, о возможности суд. защиты жизни, свободы, собственности, о порядке представительства штатов при выборах), 15-я (1870, о запрещении дискриминации при предоставлении избират. прав), 16-я (1913, о праве конгресса устанавливать и взимать налоги), 17-я (1913, об упорядочении избрания сенаторов, в т. ч. о введении прямых выборов в сенат), 18-я (1919, о запрещении производства и продажи алкогольных напитков - т. н. сухой закон), 19-я (1920, о введении избират. права для женщин), 20-я (1933, об установлении порядка вступления в должность президента и истечении срока его полномочий), 21-я (1933, об отмене 18-й поправки), 22-я (1951, о запрещении избирать одно и то же лицо на пост президента более 2 раз), 23-я (1961, о предоставлении жителям столицы - Вашингтона права участвовать в выборах президента и вице-президента), 24-я (1964, об отмене избират. налога), 25-я (1967, о порядке замещения постов президента и вице-президента с одобрения конгресса), 26-я (1971, о предоставлении избират. права с 18 лет), 27-я (1972, о равных правах женщин, не вступила в силу). Конституция США теоретически построена по принципу " разделения властей", поэтому она чётко определяет, что законодат. власть принадлежит парламенту - конгрессу, исполнительная-президенту, судебная - Верх. суду. Компетенция каждой из этих властей резко разграничена. Глава гос-ва и пр-ва-президент, избираемый населением на 4 года путём косвенных выборов - через коллегию выборщиков; одновременно с ним избирается вице-президент (они не могут быть жителями одного и того же штата). Согласно конституции президентом может быть гражданин США по рождению, достигший 35 лет, имеющий постоянное жительство в пределах США не менее 14 лет. Досрочное удаление президента с поста возможно только в порядке импичмента - особой процедуры привлечения к ответственности федеральных гражд. должностчых лиц, включая президента и судей Верх, суда, за совершение гос. измены, взяточничество и др. преступления, предусмотренные конституцией. При импичменте инициатива возбуждения дела принадлежит палате представителей, рассматривает дело и выносит приговор сенат V3 голосов присутствующих сенаторов. Должностное лицо, признанное виновным, отстраняется от должности, после чего оно может быть привлечено к ответственности обычным судом, как все граждане. В США импичмент возбуждался в 12 случаях, из них только 4 закончились осуждением, против президента импичмент был осуществлён один раз (в 1868). В 1974 под угрозой импичмента вынужден был уйти в отставку президент P. Никсон. Полномочия президента очень широки: он имеет право отлагательного вето в отношении законопроектов, принятых конгрессом (президентское вето преодолевается новым утверждением законопроекта квалифицированным большинством голосов палат), направляет послания конгрессу, в к-рых предлагает законодат. программу (см. Послание президентское), разрабатывает проект бюджета, является верх, главнокомандующим вооруж. силами, заключает междунар. договоры и исполнит, соглашения (последнее без согласия и одобрения сената), принимает решение о начале фактич. воен. действий, назначает на высшие должности (с согласия и одобрения сената) и смещает с них, имеет право помилования и т. д. Подчинённая президенту исполнит, власть имеет неск. звеньев - само пр-во, исполнит, управление президента и различные адм. агентства и комиссии. Пр-во (кабинет), включающее 11 министров, а также ряд лиц в ранге членов кабинета, является совещат. органом, не имеющим конституц. полномочий: порядок его созыва и процедура определяются президентом. Члены кабинета не могут быть членами конгресса. Органы, образующие исполнит, управление президента (аппарат Белого дома, Совет нац. безопасности, адм.-бюджетное бюро, Совет по внутр. делам, Совет зксномич. консультантов и др.), осуществляют координацию внутр. и внеш. политики. Одно из звеньев системы исполнит, власти составляют различные, в т. ч. административные (или независимые), агентства: Нац. управление трудовых отношений, Федеральная резервная система, Нац. управление по аэронавтике и исследованию космич. пространства (HACA), Информац. агентство, Комиссия по гражд. службе и др. Конгресс состоит из 2 палат: сената и палаты представителей, избираемых населением в порядке прямых выборов. Сенат включает 100 чел. (по 2 от каждого штата), избираемых на 6 лет (каждые 2 года обновляется '/з сената), сенатором может быть лицо не моложе 30 лет, являющееся гражданином США в течение 9 лет и проживающее в данном штате. Председатель сената - вице-президент США. Палата представителей состоит из 435 депутатов, избираемых на 2 года. Депутат должен быть гражданином США не менее 7 лет, проживать в данном штате и достичь 25-летнего возраста. Председатель палаты - спикер - избирается самой палатой. Внутр. работа в палатах строится по парт, фракциям, к-рые избирают своих лидеров, а также в комитетах (постоянных или временных), где ведётся практич. подготовка решений, выносимых затем на утверждение палат. В результате выборов 1974 в палате представителей 291 демократ и 144 республиканца (в 1972 соответственно 248 и 187); в сенате 61 демократ и 38 республиканцев (в 1972-58, 42 и 1 независимый). Компетенция конгресса определена конституцией США. Главная его функция - принятие законов и утверждение бюджета. Кроме того, он регулирует торговлю с иностр. гос-вами и между штатами, имеет право объявлять войну, заключать договоры о займах, набирать и содержать армию и флот и др. Законодат. инициатива принадлежит членам обеих палат. Полномочия палат считаются равными, однако сенат имеет исключит, право ратифицировать междунар. договоры и утверждать назначения президентом на должности министров, послов и др. Палата представителей имеет нек-рые привилегии в области принятия финанс. биллей (законов). Конституция США определяет общие принципы избират. права. Избират. система устанавливается в основном штатами (даже по выборам в федеральные органы власти). В кон. 60 - нач. 70-х гг. 20 в. была осуществлена нек-рая демократизация избират. права: отменён избират. налог, понижен (до 18 лет) возраст, по достижении к-рого предоставляется активное избират. право, приостановлено действие ценза грамотности и др. Однако возможности для отстранения граждан (особенно негров) от участия в выборах велики: в большинстве штатов действует ценз оседлости (от 1 месяца до 1 года и т. д.). Для избират. компаний характерен абсентеизм - сознат. неучастие в выборах (напр., в президентских выборах в 1960 приняло участие 63% избирателей, в 1964 и 1S68- 61%, а в 1972 - 55%). Штаты устанавливают различные системы выдвижения кандидатов (съездами партий, в порядке петиции). В 26 штатах действует система т. н. праймериз (первичных зыборов), на к-рых избиратели утверждают кандидатуры, выдвинутые парт, орг-циями штатов (единая кандидатура каждой партии на пост президента утверждается затем её нац. съездом). Результаты голосования определяются по мажоритарной системе относительного большинства (побеждает кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой). Существуют законы, запрещающие отд. лицам тратить на избират. нужды суммы сверх установленных, но эти законы систематически обходятся. Суд. система включает федеральные суды, суды штатов и местные суды. Федеральная система состоит из 85 районных, 11 окружных (апелляционных) судов и Верх, суда США, все судьи этой системы назначаются президентом с согласия и одобрения сената. Верх, суд США состоит из 9 членов, является судом 1-й инстанции по нек-рым важным делам, в основном осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Кроме того, он исполняет функции конституц. надзора (см. также Конституционный суд). Федеральная система включает также ряд спец. судов (таможенный, налоговый, по претензиям к пр-ву, военные). В штатах существуют свои суд. системы во главе с верх, судами. Каждый штат имеет свою конституцию (большинство из них действует с кон. 18 в.), систему высших и местных органов власти и управления. Законодат. власть принадлежит законодат. собраниям (легислатурам), избираемым на 2-4 года, исполнительная - губернаторам (как правило, избираются населением на 2-4 года), судебная - верх, судам. Все легислатуры, кроме законодат. собрания шт. Небраска, - двухпалатные. Штаты сами устанавливают систему местных органов. В графствах (к ним приравнены и крупные города) избираются совет и мэр. В ряде городов действует комиссионная система, при к-рой население избирает небольшую комиссию, управляющую городом. Распространена система наёмного управляющего, действующего под контролем выборного совета. Гос. герб и гос. флаг см. в таблицах к статьям Государственные гербы и Флаг государственный. Лит.: Громыко А. А., Конгресс США. (Выборы, организация, полномочия), M., 1957; Громаков Б. С., Очерки по истории антидемократического законодательства США, M., 1958; Мишин А. А., Государственный строй США, M., 1958; Бойчей-KO Г. Г., Конституция США, M., 1959; Конституция США, в сб.: Конституции государств американского континента, т. 3, M., 1959; Гуценко К. Ф., Судебная система США и ее классовая сущность, M., 1961; Мамаев В. А., Регламент конгресса США. M, 1962; M а р и н н н С. Б., США: полу-ика и управление, M., 1967; Крылов Б. С., США: федерализм, штаты к местное управление, M., 1968; К а л е н с к и и В. Г., Политическая наука в США, M.. 1969; Б е л о-н ого в A. M., Белый дом и Капитолий. Партнеры и соперники, M., 1974. M. В. Баглай.
|