Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 55 страница






Ещё большей социальной остроты и обличит, пафоса С. достигает в неоконченном романе " Люсьен Левей" (1834- 1836, опубл. 1929), где будни Июльской монархии, пришедшей на смену Реставрации, предстают в виде трагикомич. фарса. Пользуясь приёмами гротеска. С. обнажает отвратит, сущность гос. аппарата Луи Филиппа, в к-ром царят подкуп, клевета, шантаж; показывает армию, выродившуюся в банду карателей, расправляющуюся с восставшими рабочими; обличает приспособленчество части франц. интеллигенции.

В поисках цельных характеров, пламенных страстей и героич. деяний, к-рым, по убеждению С., не было места в совр. ему Франции, писатель обращается к старинным хроникам и эпизодам нац.-освободит, борьбы итал. народа против австр. поработителей. Толчком для создания романа " Пармская обитель" (1839) послужило как изучение хроник семейства Фарнезе, так и восстание, на самом дс, е происшедшее в герцогстве Моденском и спровоцированное самим герцогом. Перенеся место действия в Парму, С. превращает изображение нравов этого крохотного полицейского roc-ва в символич. картину всей Европы периода реакции после Наполеоновских войн. В романе с огромной силой звучит тема свободолюбия, тема борьбы гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии.

Из тех же источников С. черпал сюжеты для " Итальянских хроник" (создавались на протяжении 30-х гг.; отд. изд. 1855), изображая в них незаурядные характеры эпохи Возрождения, моменты смертельной вражды, взрывы стихийных чувств, столь далёкие от подёрнутых паутиной благонадёжности и лицемерия нравов франц. аристократии и буржуазии сер. 19 в. Сатирич. показу этих измельчавших, погрязших в обыденности людишек посвящены " Записки туриста" (т. 1-2, 1838).

С. оставил немало произв., опубл. уже посмертно. К ним относятся автобиографич. повести " Жизнь Анри Брюлара" (1835, изд. 1890) и " Воспоминания эготиста" (1832, изд. 1892), полные метких бытовых зарисовок и тонких психологич. наблюдений, неоконч. роман " Ламьель" (1839-42, изд. 1889, полностью 1928) и " Чрезмерная благосклонность губительна" (1839, изд. 1912-13), композиционно примыкающие к циклу " Итальянских хроник", а также дневники и обширная переписка.

Творчеству С. свойственно органич. сочетание трезвости взгляда и воодушевляющей романтики, элементов критики и психологич. глубины. Вся его лит. деятельность была подчинена стремлению отразить драматизм жизни, создать пластически объёмные, полнокровные об разы, в к-рых запечатлены мысли и страсти породившей их эпохи.

Заслуживший при жизни признание немногих (П. Меримо, О. Бальзак, И. В. Гёте), С. был заново " открыт" во 2-й пол. 19 в. С тех пор не прекращается публикация его рукописей, посвящённых ему монографий и периодич. изданий; ни одно поколение франц. писателей не проходит мимо его творч. наследия. В 1933 в Гренобле, в квартире, где родился Анри Бейль, был создан Музей Стендаля. Поставлено неск. фильмов экранизаций произв. С., в т. ч. " Ванина Baнини" (1922), " Пармская обитель" (1948), " Красное и чёрное" (1954).

В России соч. С. стали известны уже в 30-е гг. 19 в.; ими восхищались А. С. Пушкин, Л. H. Толстой.

С о ч: [CEuvres completes], etabl. du texte et pref. par H. Martineau, [V. 1 - 79], P., 1927 - 37; в рус. пер.- Собр. соч., под ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, т. 1 - 15, Л.- M., [1933] - 1950, Собр соч. в 15 тт. [Общая ред. и вступ. ст. Б. Г. Реизова], т. 1 - 15, M., 1959.

Лит.. Луначарский А. В, Стендаль, Собр. соч, т. 5, M., 1965; P е и з о в Б Г., Стендаль. Годы ученья, Л., 1968; его же, Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика, Л., 1974; Горький M., [ Пре дис л. ], в KH.: Виноградов А. К., Избр. произв., т. 1, Три цвета времени, M, 1960; Виноградов А. К., Стендаль и его время, 2 изд., M, I960; Э р е Н-6 у р г И., Уроки Стендаля, в его кн.. Французские тетраДи, M, 1958; Фрид Я,, Стендаль. Очерк жизни и творчества, 2 изд., M., 1967; ПревоЖ., Стендаль, М.- Л., 1960; Th i b a u d е t A., Stendhal, P., 1931; Martineau H, Petit dictionnaire stend-halien, P., 1948; " Europe", 1972, № 519 - 521 (номер посвящен Стендалю)

Ю. H. Стефанов.

СТЕНДАЛЬ (Stendal), город в ГДР, на р. Лихте, в округе Магдебург. 39 тыс. жит. (1974). Крупный ж.-д. узел. Предприятия пищевой и металлообр. пром-сти.

СТЕНДЕ, посёлок гор. типа в Талсинском р не Латв. CCP. Ж.-д. станция на линии Вентспилс - Рига. Леспромхоз, з-д комбикормов, предприятия ж.-д. транспорта. Близ С.- Гос. селекционная станция.

СТЕНДОВАЯ СТРЕЛЬБА, вид стрелкового спорта, спортивная стрельба на траншейном или круглом стенде стрелковом по выбрасываемым метательными устройствами мишеням-тарелочкам.

СТЕНЛИ (Stanley) Уэнделл (р. 1904), американский вирусолог; см. Стэнли У.

СТЕННАЯ ГАЗЕТА, стенгазета, в СССР - газета трудового, студенческого, ученического коллектива, воинского подразделения, отпечатанная на пишущей машинке или написанная от руки и вывешиваемая на стене или специальном стенде. Материалы С. г. отражают осн. деятельность данного коллектива: борьбу за выполнение производств, заданий и социалистич. обязательств, за укрепление трудовой дисциплины, за высокую успеваемость и коммунистич. воспитание учащихся, за лучшие результаты в боевой и политич. подготовке войск. Периодичность выхода номеров С. г. 1-4 раза в месяц. Выпуск С. г. осуществляет избранная на общем собрании коллектива (либо на профсоюзном собрании, конференции) редакционная коллегия, возглавляемая редактором. Исходя из задач, стоящих перед коллективом, она намечает осн. направления газеты, планы отд. номеров и организует работу по их выполнению, опираясь при этом на актив рабочих, сельских, юных корреспондентов. Редколлегия отчитывается о своей работе на собрании избравшего её коллектива.

С. г. появились в первые годы Сов. власти одновременно с массовым раб-селькоровским движением как его опорные пункты. КПСС рассматривает стенную печать как важный участок своей идеологической и организаторской работы. Партийные комитеты, бюро непосредственно направляют деятельность редколлегий С. г. В резолюции 13-го съезда РКП(б) " О печати" (1924) и постановлении Оргбюро ЦК РКП(б)" О стенных газетах" (1924) отмечалось возрастающее значение стенной печати в социалистич. строительстве, указывалось на необходимость её всемерного развёртывания. Значит, внимание вопросам стенной печати ЦК партии уделил также в постановлениях: " Очередные задачи партии в области рабселькоровского движения" (1926), " О перестройке рабселькоровского движения" (1931), " Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати" (1958). В ходе социалистич. и коммунистич. строительства С. г. зарекомендовали себя как боевые помощники парт, орг-ций, как важное средство идеологич. воздействия.

В 1975 в СССР издавалось ок. 2 млн. С. г. и оперативных приложений к ним - " боевых листков", " молний", сатирич. листков и т. д. Десятки миллионов людей сотрудничают в стенной печати в качестве авторов, участников рабселькоровских рейдов и постов. Методич. помощь и проф. учёбу активистов стенной печати осуществляет журн. " Рабоче-крестъян-ский корреспондент ", издаваемый редакцией газ. " Правда".

По примеру СССР стенная печать получила распространение в др. социалистич. странах. П. А. Чернущенко.

СТЕННОЙ КВАДРАНТ, астрономич. инструмент для измерения высот светил, применявшийся в средние века. Обладая большими размерами (радиус до 3 м), С. к. крепился на астрономич. обсерваториях неподвижно на каменных стенах, преим. в плоскости меридиана. Дуга С. к. подразделялась на доли градусов и давала возможность отсчитывать направления на светила с точностью до десятых долей минуты дуги. С помощью С. к. Тихо Браге в 16 в. составил один из точнейших для той эпохи звёздных каталогов. В кон. 17 в. С. к. вышли из употребления и были заменены меридианными кругами, к-рые позволили исключить из наблюдений инструментальные ошибки и т. о. значительно повысить точность наблюдений. См. Квадрант.

СТЕННЫЕ РОСПИСИ, картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закреплённых на различных поверхностях архит. сооружений. С. р., к-рые выполняются преим. средствами фрески, клеевой живописи, темперы, восковой живописи, масляной живописи, являются областью монументального искусства (иногда к С. р. условно относят мозаику). Нередко С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для нар. иск-ва (см. Роспись декоративная).

К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Др. Египте (особенно в 3- 1-м тыс. до н. э). Ко 2-му тыс. до н. э относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му тыс. дон. э.- в Урарту.

" Охота фараона" Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись.

Конец 15 в. до н. э Британский музей. Лондон

Ко 2 му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиц. решений. Мастерами Др. Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространств, убедительности изображений, получившим развитие в С. р. Др. Рима. Если в 7-8 вв. среднеазиат. здания (храмы и дворцы в Варахше, Пенджикенте и др. центрах) украшались С. р. с фигурными изобра жениямн, то в мусульм. ср.-век. иск-ве Cp. Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для ср.-век. Китая (Дуньхуан) и Индии (Adжанта).

Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519

В ср.-век. Европе С. р., проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определ. иерархия, порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузии, на Балканах, в Др. Руси.

Д ж. Б. T ь е п о л о. " Пир Антония и Клеопатры" Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.

К ранним примерам др. рус. С. р принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11 -12 вв.); нового подъема иск-во др. рус. С. р. достигло в 14-16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. В рус. иск-ве 17 в. техника С. р. особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Зап. Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо драматич. С. р. характерны для построек романского стиля, в готических зданиях Зап. и Центр. Европы, почти лишенных сплошных гладких стен, они были вытеснены витражами.

Новый этап в эволюции С. р. наступил в эпоху Возрождения в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджелр и др.) достигли в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражд. пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архит. мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в С. р. барокко, приобретающих преим. декоративный характер В 17-18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась гл. обр. для украшения потолков (см. Плафон). BCp. классицизма 18 - нач. 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли), архит. форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие те-матич. С. р., иногда обращались к наследию раннего итал. Возрождения (напр., нем. назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обостренный интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю " модерн" и нац -романтич. направлениям (П. Пюви де Шаванн, M. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. M Васнецов, M. А Врубель, M. В Нестеров в России), как правило, избегавшие " прорывов" картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористич. и композиц. решениям. В совр. иск-ве капиталистич. стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистич. стилизации, родственной абстрактному искусству или сюрреализму (M. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, P. Тамайо в Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художеств, выражение для прогрессивно-демократич. идей (Д. Ривера, X К. Ороско, Д. А Сикейрос в Мексике, X. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника С. р. (напр., мекс. " муралисты" применяют для них новые пироксилиновые краски).

В. M. Васнецов Панно " Каменный век" (фрагмент). 1883-85 Исторический музей Москва

Ч Ахмаров. " Фархад и Ширин". Фрагмент росписи театра оперы ч балета им. Навои в Ташкенте. 1944-47.

В СССР развитию иск ва С. р. способствуют широкий размах строительства, создание величеств, обществ, зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к обществ.-воспитат. аспектам проблемы синтеза искусств. В 1920-40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров, Л. А. Бруни, А А. Дейнека, П. Д Корин, E. E. Лансере, В. А. Фаворский Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950-196Oe гг, - А. В. Васнецов, H. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. Иск-во С. р. успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.

Илл. см. также на вклейках - к стр. 480-481 и табл. XXXVI, XXXVII

Лит.: Ш м и д T, Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем, M, 1934; Ж а д о в а Л. А, Монументальная живопись Мексики, M., 1965, Вое и нова И H., Художники-монументалисты, M., [1969]; Данилова И. E., Итальянская монументальная живопись, M, 1970; Л азарев В H., Древнерусские мозаики и фрески XI -XV вв., M., 1973, Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, M, 1973, Philippot P, Die Wandmalerei, W - Munch., [1972]. H В. Воронов.

СТЕНО, Стеной, Стенсен (Steensen, латинизир. Steno, Stenonius) Николаус (Нильс) (10.1 1638, Копенгаген, -25.11. 1686, Шверин), датский естествоиспытатель. Учился в Копенгагенском ун-те (не окончил) и в Амстердаме. Позже работал в Голландии и Италии (во Флоренции). Изучая анатомию человека, открыл проток околоушной слюнной железы, назв его именем (1660); описал строение мышц из продольных волокон и сделал попытку объяснить механич. процесс мышечного сокращения (1664); установил тождество яичника млекопитающих.с яичником яйцекладущих животных (1667). Известны также работы С. в кристаллографии и геологии. Установил закон постоянства углов кристаллов (см. Стена закон), описал кристаллы алмаза, кварца, марказита С его именем связывается также закон последовательности напластования горных пород; он показал, что наклонное положение слоев осадочных пород является следствием тектонич. нарушений, и выявил значение несогласий.

Лит.: Белоусов В. В., Николаус Стено -основоположник геотектоники, " Природа", 1938, №5; Шафра невский И. И., Николай Стеной - кристаллограф, геолог, палеонтолог, анатом, Л., 1972; E у 1 е s V. A., Nicolaus Steno, seventeenth-century, anatomist, geologist and ecclesiastic, " Nature", 1954, v. 174, № 4418.

CTEHO ЗАКОН, закон постоянства углов кристаллов, утверждает, что вовсех кристаллах данного вещества приданных температуре и давлении двугранные углы между соответствующими гранями кристаллов (вне зависимости от размеров и формы граней) всегда одинаковы. Установлен H. Стено в 1669 на основании наблюдения многогранных форм природных кристаллов и объясняется тем, что грани кристаллического многогранника соответствуют плоским атомным сеткам в кристаллич. решётке. С. з. лежал в основе классификации и определения кристаллич. веществ (измерение углов с помощью гониометра).

Лит.: Попов Г. M., Шафрановс кий И. И., Кристаллография, 5 изд., M., 1972. M. П. Шасколъская.

СТЕНОБАТНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (от греч. stenos - узкий и bathos - глубина), водные животные с ограниченным диапазоном вертикального распространения, населяющие к.-л. одну вертикальную зону моря (напр., литораль, батиаль, абиссаль). С. ж. противопоставляют эврибатным животным, способным существовать в широком диапазоне глубин. Стенобатность ограничивает возможность расселения животных, поэтому С. ж. обычно свойственны узкие ареалы.

СТЕНОБИОНТЫ (от греч. stenos - узкий, ограниченный и бионт), животные и растения, способные существовать лишь при относительно постоянных условиях окружающей среды (т. е. выдерживающие лишь небольшие колебания темп-ры, солёности, влажности, гидростатич. или атм. давления и т. п.). Для нек-рых С. ограничивающим может быть к.-л. один фактор внеш. среды (напр., характер пищи). Так, нек-рые виды южноамер. колибри питаются нектаром цветков определ. вида растений, и область их распространения ограничивается узким ареалом данного растения. Австрал. сумчатый медведь коала может жить только на тех видах эвкалиптов, листьями к-рых он питается. Для других С. возможность их существования и распространения ограничена одновременно неск. факторами. Напр., одна из самых глубоководных рыб Pseudoliparis amblystomopsis известна только с глубин 6-7 км, где она обитает при полном отсутствии света, гидростатич. давлении в 600-700 am, при постоянной низкой темп-ре и неизменной солёности. К С. относятся мн. паразиты и симбионты (см. Паразитизм, Симбиоз), способные существовать только совместно с представителями одного определ. вида, мн. животные океанич. глубин, обитатели пещер, влажных тропич. лесов, высокогорных р-нов, изолированных океанич. о-вов. Стенобионтность ограничивает возможность расселения и обусловливает локальное распространение видов (узкие ареалы). С. противопоставляют зврибионтам, способным выдерживать колебания факторов внеш. среды в широких пределах.

Г. M. Беляев.

CTEHOBЫE МАТЕРИАЛЫ, строит, материалы и изделия, применяемые при возведении стен зданий. Важнейшие требования к С. м. (определяемые несущими и ограждающими функциями стен): достаточная прочность (обычно в пределах 5-20 Мн/м2), незначит. объемная масса, низкие тепло- и звукопроводность, высокие морозостойкость (как правило, не менее 15 циклов), водостойкость и огнестойкость. Существ, характеристика С. м.- трудоёмкость устройства из них стен.

В совр. капитальном стр-ве наибольшее распространение получили каменные С. м., к-рые обычно подразделяют на мелкоштучные, укладываемые вручную, и крупноразмерные, монтируемые с помощью кранов. К мелкоштучным кам. С. м. относят глиняный и силикатный кирпич, керамич. многопустотные камни, бетонные и шлакобетонные камни, пилёные камни из лёгких горных пород (известняк, туф и т. п.). Макс, размеры мелкоштучных С. м. 50 X X 30 X 20 см. Крупноразмерные кам. С. м.- блоки из обычного, лёгкого или силикатного бетона (см. Крупноблочные конструкции) и стеновые панели - однослойные (из лёгкого бетона) и многослойные (из обычного бетона с теплоизоляц. слоем) (см. Крупнопанельные конструкции).

При устройстве стен малоэтажных зданий, врем, построек и т. п., как правило, применяют местные С. м.- древесные материалы (брёвна, брусья), изделия из камыша, соломы, торфа (камышит, соломит, торфоплиты) и др. Сравнительно дешёвые, эти С. м. имеют, однако, невысокую долговечность и требуют защиты от увлажнения. В сборном малоэтажном стр-ве в качестве С. м. получили распространение материалы, изготовляемые на основе органич. заполнителей и минеральных вяжущих (арболит, фибролит), а также деревянные щиты с теплоизоляц. вкладышами заводского изготовления.

Весьма перспективные С. м.- облегчённые стеновые панели из листовых материалов (асбестоцемент, алюминий, стеклопластик и т. п.) с эффективной теплоизоляцией (пеноплосты, сотопласты и т. п.). Условно к С. м. относят также бетонные смеси, применяемые при возведении монолитных бетонных стен.

Лит. см. при ст. Строительные материалы. К. H. Попов.

СТЕНОГАЛИННЫЕ ЖИВОТНЫЕ (от греч. stenos - узкий, ограниченный и halinos - солёный), водные животные, не способные выдерживать значит, колебания солёности воды. К С. ж. относится подавляющее большинство обитателей морей и пресных водоёмов, а также нек-рые солоноватоводные виды. С. ж. противопоставляют эвригалинным животным.

СТЕНОГРАММА (от греч. stenos - узкий, тесный и ...грамма), текст, представляющий собой дословную запись устной речи (доклада, лекции и пр.) по методу стенографии или стенотипическим способом (см. Стенографическая машина).

СТЕНОГРАФ, шестизубый короед (Ips sexdentatus), самый крупный жук сем. короедов фауны СССР. Тело дл. до 8 мм, цилиндрическое, покрыто длинными буровато-жёлтыми волосками, на вершинах надкрыльев по 6 зубцов (отсюда второе назв.), окраска коричневая. Распространён в Европе и Сев. Азии. Обитает на сосне, сибирском кедре, ели, пихте, лиственнице; заселяет толстые стволы мёртвых, но ещё не засохших деревьев, нападает на живые ослабленные деревья и приводит их к гибели. Генерация одногодовая. Меры борьбы: вырубка и окорение поражённых С. деревьев до вылета жуков, раскладка ловчих деревьев и окорение их в период окукливания личинок.

СТЕНОГРАФИЧЕСКАЯ МАШИНА, пишущая машина для стенографии. При машинной записи стенограмм вместо спец. стенографич. знаков используют обычные буквы и сочетания двух и более букв (аккорды). Стенограмму печатают на узкой (шириной неск. см) бумажной ленте построчно (поперёк ленты) нажатием одной или одновременно неск. клавиш; при этом в каждой строке помещается только одна буква или один аккорд. Для повышения скорости стенографирования клавиатуру С. м. делают с ограниченным набором букв, а недостающие буквы алфавита данной стенографич. системы заменяют аккордами, напр, букву Б сочетанием BM, III - TBM и т. д. Скорость стенографирования на С. м.- до 120 и более слов в мин. Запись стандартными печатными знаками исключает влияние индивидуальных особенностей почерка стенографистки на точность расшифровки текста стенограммы др. человеком. С. м. не получили широкого распространения; в связи с развитием техники магнитной записи звука, в частности с появлением диктофонов, с 50-х гг. 20 в. их выпуск прекращён.

СТЕНОГРАФИЯ (от греч. stenos-узкий, тесный и ...графия), скоростное письмо, основанное на применении спец. систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма. Скорость стенографич. письма превосходит скорость обычного в 4-7 раз. С. была известна в глубокой древности. Один из первых достоверных памятников С.- надпись стенографич. знаками на найденной в Акрополе в Афинах мраморной плите, относящейся к 350 до н. э. В школах Др. Рима наряду с обычным письмом (abecedaria) преподавалось скоростное письмо (notaria, от nota - знак). Римская С., применявшаяся до 11 в., наз. " тироновы ноты" (по имени её создателя Тирона, 1 в. до н. э.).

Термин " С." введён в 1602 в Англии Дж. Уиллисом. Начиная с 17 в. во всём мире было предложено ок. 3 тыс. различных систем С. и их переработок, в наст, время (1976) их применяется неск. десятков при постоянной тенденции к сокращению кол-ва систем; для социалистич. стран характерен переход на единые гос. системы.

В совр. С. различают системы курсивные и геометральные. Знаки для согласных в курсивных системах взяты из элементов обычного письма, сочетаемых при помощи соединит, линии. Знаки геометральных систем состоят из геометрия, фигур (круг и его части, прямые различного наклона) и сочетаются без соединит, линий. Оба типа С. изобретены в Англии: геометральная - Дж. Уиллисом (1602), курсивная - С. Бордли (1789). Геометральные системы приняты для языков с относительно короткими словами (англ., франц., исп.), курсивные - для языков
[ris]

с длинными словами (слав, сканд, нем) Различают орфографии и фонетич системы С Первые придерживаются орфографии обычного письма, фонетич си стемы строят сокращения на выбрасыва нии букв, соответствующих неслышимым звукам Рус системы M А Терне (1874), 3 И и А И Сапонько (1913) строичись на т н ударном принципе - из срединных гласных слова выписывалась только та, на к рую падает ударение

В большинстве систем согласные и гласные имеют различное обозначение Для обозначения согласных в курсивных системах берутся элементы обычного письма, гласные обозначаются при помощи т н приемов вокализации - изме нения по длине и направлению соединит волосной линии между знаками сопасных, изменения формы этих знаков, в частности их утолщение (нажим), изменения позиции знаков (повышение и по нижение относительно линии письма и относительно друг друга) Состав стенографич знаков для согласных является внеязыковым, что облегчает адаптацию системы С к разным языкам

В дореволюц России С использовалась мало, применялись гл обр переработки курсивных нем систем

Первой оригинальной и примененной на практике стенографич системой для рус яз была система M И Иванина, опубликованная в 1858 в его KH " О стенографии, или искусстве скорописи, и применении ее к русскому языку" В 1860 впервые в России С (по системе Иванина) была использована в Петерб ун те для записи диспута о происхождении Руси между акад M П Погодиным и проф H И Костомаровым

После Окт революции 1917 появи лись новые системы С - M И Лапекипа (1920), H И Фалеева (1922), H H Соколова (1924) и др В 20 е гг С преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографич образования На основе теоретич и практич сравнения 7 лучших систем С, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Гос единой системы С (ГЕСС), в основу к рой положена система Соколова

Принятая в СССР ГЕСС - курсивная система, основана на изучении биомеханич закономерностей письма, на учете ча стотности букв и морфем в обычном письме и частотности знаков в стенографич письме Одним из принципов ГЕСС является стандартность начертаний (слово выписывается одним единообразным способом) Вокализация основана на изменении позиции знаков относительно друг друга Самыми " удобными" стенографич знаками (т е наименее деформируемыми элементами обычного письма) обозначаются наиболее частотные единицы языка ГЕСС адаптирована к укр, узб, груз, польск и др языкам

ГЕСС постепенно совершенствуется и упрощается с целью достижения макс психологич простоты записи и облегчения обучения С Осн направления 1) еще большее прибчижение стеногра фич знаков к элементам букв обычного (рукописного) письма, 2) устранение из системы знаков, мешающих унификации соединений согласных и вокализации 3) уменьшение кол ва считных знаков (т е знаков сочетаний согласных)

Лит E р ш о в H А [сост ] Обзор рус ских стенографических систем История критика н литература русской стенографии СПБ, 1880 Соколовы H Теоретические основы государственной единой системы стенографии M 1949 Юрковскии A M Стенография сквозь века M 1969 Petrasek J Dejmy tesnopisu Praha 1973 H H Соколов H П Скородумова

СТЕНОЗ (греч stenosis - сужение, стеснение, от stenos - узкий тесный), сужение физиологич отверстия (напр, левого предсердие желудочкового отверстия сердца - т н митральный С) или просвета трубчатого органа (привратника же лудка - пилорогтеиоз, кишки трахеи, бронха артерии и т д) С могут быть врожденными (пороки развития) или приобретёнными, обусловленными рубцеванием (вследствие перенесенного воспалит процесса, язвы, травмы), опухолью От этих органич сужений отличают т н функциональные С - следствие спазма мускулатуры Резко выраженный С затрудняет продвижение содержимого (крови, пищевых масс, воздуха), в связи с чем мускулатура органа выше С ги пертрофируется (компенсированный С) В дальнейшем тонус мышц падает, просвет органа выше сужения значительно расширяется, проходимость через суженный отдел нарушается (декомпенсированный С) Лечение - хирургическое (расширение отверстия при нек рых пороках сердца, бужирование, иссечение суженного участка, пластические one рации)

СТЕНОКАРДИЯ (от греч stenos - уз кий, тесный и kardia - сердце), груд н а я жаба (angina pectons), самая распространенная клиннч форма ишемической болезни сердца (ИБС, см Сер дечно сосудистые заболевания) Выражается в приступах сжимающих, давящих болей за грудиной или в обпасти сердца, отдающих чаще влево - в плечо руку, шею Описана англ врачом У Геберденом в 1768 Различают С напряжения и С покоя При С напряжения болевой приступ возникает при ходьбе или др физич усилиях, выходе из теплого помещения на холод, ветер чибо при нервном напряжении бочн обычно проходят в покое (напр при ходьбе больной вынужден останавливаться и отдыхать) При С покоя боли не связаны с физич или нервным напряжением нередко возникают во сне - больной от боли просыпается Как и при С напряжения, при ступ продолжается неск минут быстро снимается нитроглицерином (во мн слу чаях - валидолом) может сопровождаться рефлекторными вегетативными расстройствами (бледность кожных покровов, холодный пот, замедление пульса и т. д.) и преходящими электрокардиогра фич изменениями С напряжения прогностически менее опасна, чем С покоя, реже заканчивается тяжелой формой ИБС - инфарктом миокарда


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал