Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 72 страница
Имеющиеся в С. в. (преим. бытовых) в значит, количестве вещества, содержащие азот, калий, фосфор, кальций и др. элементы, являются ценными удобрениями для с.-х. культур, в связи с чем С. в. используются для орошения с.-х. земель (см. Поля орошения). Целесообразно обезвреживание С. в. на станциях биологич. очистки производить с подачей очищенных С. в. на поля. Осадки С. в. после соответств. обработки (сбраживание, сушка) обычно используют в качестве удобрений. Лит.: Канализация, 4 изд., M., 1969; Kiнализация промышленных предприятий, M., 1969. 3. А. Орловский СТОШ, Ств ош (Stosz, Stwosz) Вит (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг, -1533, Нюрнберг), польская транскрипция имени нем. скульптора, живописца и гравёра Ф. Штоса, ознаменовавшего своим творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецком и польском искусстве. СТОШКУС Альгимантас Владо (р. 24.5. 1925, Каунас), советский мастер витража, засл. деят. иск-в Литов. CCP (1965). Учился в Каунасском ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1944 - 50) у С. Ушинскаса. Преподаёт в Художеств, ин-те Литов. CCP в Вильнюсе (с 1951). Работает преим. в технике колотого или литого стекла, монтируемого на цементе или железобетоне. Для творчества С. характерны тяготение к многоплановости композиц. построений и острая экспрессия цвета. Произведения: " Земля-мать" (1960-61, Гал. витража и скульптуры, Каунас), " Отдых" (1965, Дом творчества им. К. А. Коровина, Гурзуф) - все колотое цветное стекло, скреплённое пластифицированным цементом; витраж для Ленинского мемориала в Ульяновске (1969-70, колотое и литое цветное стекло, скреплённое железобетоном). Илл. см. т. 5, стр. 128. СТОИМИH Владимир Яковлевич [16(28). 12.1826, Петербург, -4(16). 11. 1888, там же], русский педагог, историк рус. лит-ры. Родился в купеческой семье. Окончив Петерб. ун-т (1850), преподавал словесность в гимназии. Как видный педагог-просветитель 60-х гг. 19 в. выступал против сословной системы воспитания, за неразрывность обучения и воспитания. Главную задачу школы видел в осуществлении общего образования, в формировании будущих граждан, ратовал за объединение усилий семьи и школы в воспитании. Особенно много сделал С. в области разработки целостной системы методики преподавания лит-ры в школе. Выдвинул принцип историзма в изучении лит-ры, отстаивал необходимость углублённой работы над текстом художеств, произведения, анализа его в единстве формы и содержания. Создал новый тип учебного пособия для учителей, включающего методику, теорию и конкретный анализ художеств, произведений. Осн. взгляды по вопросам педагогики и методики преподавания лит-ры С. изложил в работах: " Развитие педагогических идей в России в 18 столетии" (1857-58), " Наша семья и её исторические судьбы" (1884), " О преподавании русской литературы" (1864), " Руководство для исторического изучения замечательнейших произведений русской литературы" (1869) и др. С. принадлежит ряд работ по истории рус. лит-ры, статьи о А. Д. Кантемире, А. П. Сумарокове, А. В. Кольцове и др., а также монографии о А. С. Пушкине и А. С. Шишкове. Соч.: Педагогические сочинения, 3 изд., СПБ, 1911; Избр. педагогические сочинения, M., 1954. Лит.: Сорокин В. И., Значение Стоюнина для современной методики литературы, " Литература в школе", 1947, JM" 2, P о т к ов и ч Я. А., Вопросы преподавания литературы. Историко-методические очерки, M., 1959. Л. С. Якушина. СТОЯ, стоа (греч. stoia, stoa) в античной архитектуре, длинная галерея-портик, обычно с 1-2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон. С. нередко украшались статуями и живописью. Стоя Аттала II на афинской агоре. 153- 138 до н. э. Реконструкция. СТОЯДИНОВИЧ (Ого)адиновип) Милан (4.8.1888, Чачак, -24.10.1961, Буэнос-Айрес), политич. и гос. деятель королевской Югославии. Окончил Белградский ун-т (1910). В 1922-26, 1934-35 министр финансов, в 1935-39 премьер-министр и министр иностранных дел Югославии. Во внутр. политике проводил линию на укрепление антинар. режима и фашизацию страны. В 1935 создал и возглавил партию Югосл. радикальный союз. Последние годы проживал в Аргентине. " СТОЯНИЕ НА УГРЕ 1480", " Угорщина", воен. действия между ханом Большой Орды Ахматом и великим кн. Иваном III в 1480. В 1476 Иван III перестал платить Орде ежегодный денежный " выход", к-рый собирался с рус. земель со времён Батыя. Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымом, лишь в 1480 начал активные действия. Ему удалось договориться с польск.-литов. королём Казимиром о воен. помощи. Зап. границы Рус. гос-ва в нач. 1480 подверглись нападениям Ливонского ордена. В янв. 1480 против Ивана III восстали его братья Борис и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 организовал разведку прав, берега р. Оки, а осенью выступил с осн. силами. Боярская верхушка Рус. гос-ва раскололась на две группы: одна (" сребролюбцев богатых и брюхатых") во главе с окольничим И. В. Ощерой и Г. А. Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, к-рые требовали от великого князя решит, действий. 8 окт. 1480 Ахмат, стремясь обойти р. Оку с 3. (т. к. в Коломне, Серпухове и Тарусе стояли полки Ивана III) и соединиться с Казимиром, подошёл к притоку р. Оки- р. Угре. Его встретила русская рать сына Ивана III Ивана Молодого и брата великого князя Андрея Меньшого. Попытка Ахмата форсировать Угру с ходу была отражена в 4-дневном сражении. Ахмат отступил, по-видимому, к Воротынску, где стал ожидать подхода Казимира. Иван III расположился в Кременце, прикрыв центральные рус. районы от литовцев и монголо-татар, и с целью выиграть время начал переговоры с ханом. 30 сент.- 3 окт. 1480 он сумел договориться со своими мятежными братьями, и 20 окт. полки Бориса и Андрея Большого пришли в Кременец. 26 окт. замёрзла р. Угра. Ахмат, узнав о прибытии войск братьев Ивана III и не получая известий из Литвы, не решился наступать. Казимир же был занят ликвидацией внутр. неурядиц и борьбой с Крымом. Прождав до 11 ноября, монг.-тат. войско, испытывая недостаток в провианте и страдая от начавшейся эпидемии и сильных морозов, повернуло на юг. 6 янв. 1481 Ахмат был убит в столкновении с войском тюменского хана Ибака. В Большой Орде началась междоусобица. " Угорщина" положила конец монг.-тат. игу. Рус. гос-во стало суверенным не только фактически, но и формально. Лит.: Базилевич К. В., Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в., M., 1952. В. А. Кучкин. СТОЯНИЕ ПЛАНЕТЫ, остановка планеты в её видимом движении относительно звёзд; происходит при смене прямого движения планеты на попятное и наоборот. СТОЯНКА, поселение эпох палеолита, неолита и бронзы. Термин " С." возник в 19 в. для обозначения поселений временного характера, стойбищ, к-рые создавались первобытными людьми во время сезонной охоты, рыбной ловли. Впоследствии этим термином стали обозначать также поселения оседлых охотничье-рыболовч. племён, при раскопках к-рых находят очаги, остатки жилищ и т. п. СТОЯНОВ Веселии (7.4.1902, Шумен, - 29.6.1969, София), болгарский композитор, пианист, педагог, нар. арт. НРБ (1962), Герой Социалистич. Труда НРБ (1969). Член Болг. коммунистич. партии. Окончил Гос. муз. академию в Софии (1926) и Академию музыки и сценич. иск-ва в Вене (1930). С 1937 преподавал (с 1945 проф.) в Гос. муз. академии (с 1954 - Болг. консерватория; в 1943- 1945 и 1956-62 ректор). Директор Софийской нар. оперы (1953-54). Автор первой болг. комич. оперы " Женское царство" (1935); комедийно-гротесковое начало присуще также опере " Хитрый Пётр" (1952), симф. сюите " Бай Ганьо" (1941) и др. Среди соч.- историч. опера " Саламбо" (1940), 2 симфонии, кантаты, в т. ч. " Баллада о невесте" (поев, борьбе с фашизмом, 1968); концерты с оркестром, струнные квартеты, массовые песни и др. Использовал нац. муз. фольклор. Димитровская пр. (1951). Лит.. Стръшенов Б., Веселии Стоянов, София, 1962; Стоянова Д., Семейството на музиканта, София, 1975. И. Везнев. СТОЯНОВ Захарий (1850, по др. данным, 1851, с. Медвен, Сливенский окр., - 2.9.1889, Париж), болгарский писатель, общественный деятель. Участник нац.-освободит. движения, один из организаторов Старозагорского (1875) и Апрельского (1876) восстаний. В начале 80-х гг., будучи публицистом и редактором газ. " Работник" (Русе, 1881), " Борба" (Пловдив, 1885), стоял на раднкально-демократич. позициях, затем резко эволюционировал вправо, выступал в поддержку монархо-реакц. режима, преследовал сторонников сближения Болгарии с Россией. Лит. деятельность начал в 1880. Автор первых документированных биографий В. Левского (1883), Л. Каравелова (1885), X. Ботева (1889) и руководителей повстанч. отрядов (" Черты Филиппа Тотю, Хаджи Димитра и Стефана Караджи в Болгарии", 1885). В " Записках о болгарских восстаниях" (т. 1-3, 1884-92, рус. пер. 1953) историч. освещение событий сочетается с художеств, изображением эпохи. Мемуары С. стали важным этапом в развитии болг. реалистич. прозы. Соч.: Съчинения, т. 1 - 3, Ссфия, 1965- 1966. Лит.: Очерки истории болгарской литературы XIX-XX вв., M., 1959; Константинов Г., Писатели реалнстн, [кн. 1], София, 1956. В. И. Злыднев. СТОЯНОВ Людмил (псевд.; наст, имя и фам. Георги Стоянов Златаров) (6.2.1886, Ковачевица, Благоевградский окр., -11.4.1973, София), болгарский писатель, обществ, деятель, акад. Болг. АН (1946), Герой Социалистич. Труда НРБ (1963), нар. деятель культуры Болгарии (1963). Член Болг. коммунистич. партии с 1944. Директор Ин-та лит-ры Болг. АН (1949-59). Лит. деятельность начал в 1905. Выступил как символист (сб-ки " Видения на перекрёстке", 1914; " Меч и слово", 1917). Под влиянием революц. подъёма после 1-й мировой войны 1914-18 тяготеет к социальной проблематике (сб. " Святая святых", 1926). Утверждение реалистич. принципов, идей гражданственности наиболее полно выражено в сб. стихов " Земная жизнь" (1939). С. принадлежат сб-ки рассказов " Бич божий" (1927), " Женские души" (1929), " На передовой" (1939). В наиболее значительных повестях " Серебряная свадьба полковника Матова" (1933) и " Холера" (1935) осуждает реакц. военщину, ставит проблему гуманизма. С нач. 30-х гг. С.- активный участник антифаш. движения. Статьи этого периода составили сб. " Путь маятника" (1946). Опубл. роман " На рассвете" (1945), автобиографич. повесть " Детство" (1962) и др., а также ряд лит.-критич. и публицистич. статей. Переводчик и популяризатор рус. классиков и сов. писателей, С. внёс большой вклад в развитие сов.-болг. культурных отношений. Пред. СП НРБ (1946-48). Депутат Великого нар. собрания (1946), Нар. собрания 3-го созыва. Чл. Всемирного Совета Мира (с 1950). Димитровская премия (1950); Горьковская премия (1972). Награждён 3 орденами Георгия Димитрова, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Соч.: Избрани произведения, т. 1-6, София, 1952 - 56; Избрани творби, т. 1 -5, София, 1964-73; в рус. пер.- Избранное, M., 1953; Избр. проза, M., 1970. Лит.: Злыднев В. И., Л. Стоянов, в кн.1 Очерки истории болгарской литературы XIX - XX вв., M., 1959; его же, Связи Л. Стоянова с русской и советской литературой, в его кн.: Русско-болгарские литературные связи XX в., M., 1964; Л. Стоянов. Изследвания и статии за творчеството му, София, 1961; Лихачёва Л., Л. Стоянов. Биобиблиографический указатель, M., 1964. В. И. Злыднев. СТОЯНОВ Николай Андреев (9.11.1883, Гродно, -9.10.1968, София), болгарский ботаник, акад. Болг. АН (1938). Чл. Болгарской коммунистич. партии с 1946. В 1911 окончил ун-т в Софии, в 1926- 1951 проф. там же. В 1951-62 директор Ботанич. ин-та, в 1951-56 акад.-секретарь Отделения биологич. и мед. наук, в 1956-59 гл. учёный секретарь Болг. АН. Исследования посвящены систематике высших растений и ботанич. географии Болгарии и сопредельных стран, изучению истории растит, покрова Балканского п-ова. Награждён орденом Георгия Димитрова. Димитровская пр. (1950). Соч.: Диви полезни растения в България, София, 1960 (совм. с Б. Китановым); Флора на България, 4 изд., ч. 1 - 2, София, 1966-67 (совм. с Б. Китановым и Б. Стефановым). Лит.: Китанов Б.иВелиноваЛ., Николай Стоянов. Биобиблиография, София, 1955. СТОЯНОВИЧ (Stojanovic) Радмила (р. 24.7.1920, Босански-Шамац), югославский экономист. Окончила экономич. ф-т Белградского ун-та (1948). Доктор экономич. наук (1953), проф. экономич. ф-та Белградского ун-та. Осн. направление науч. исследований - теоретич. проблемы развития социалистич. экономики, экономико-математич. методы оптимизации нар. х-ва. Автор многих работ, часть к-рык переведена на иностр. языки. За книгу " Теория экономического развития при социализме" удостоена Гос. премии СФРЮ (1962). Соч.: Teorija privrednog porosta u socija-lizmu, dep 1 - 2, Beograd, 1959; Veliki eko-nomski sistemi, 2 izd., Beograd, [1972]. СТОЯЧАЯ СВЕТОВАЯ ВОЛНА, образуется при интерференции двух плоских электромагнитных (световых) волн с равными амплитудами, распространяющихся навстречу друг другу (см. Стоячие волны). С. с. в. обычно возникает в результате отражения при нормальном падении световой волны от плоской поверхности идеального проводника или диэлектрика с большим преломления показателем. На такой поверхности находится узел электрического (E) и пучность магнитного (H) векторов С. с. в. В отличие от свободной световой волны, в к-рой фазы векторов E и H одинаковы, в С. с. в. эти фазы сдвинуты одна относительно другой на [ris] /2. Узлы (и соответственно пучности) векторов E u H Лит.: Калитеевский H И, Волновая оптика, M., 1971. Л. H. Канарский. СТОЯЧИЕ ВОЛНЫ, волны, возникающие вследствие интерференции волн, распространяющихся во взаимно противоположных направлениях. Практически С. в. возникают при отражениях волн от преград и неоднородностей в результате наложения отражённой волны на прямую. Различные участки С. в. колеблются в одной и той же фазе, но с различной амплитудой (рис.). В С. в., в отличие от бегущей, не происходит течения энергии. Такие волны возникают, напр., в упругой системе - стержне или столбе воздуха, находящегося внутри трубы, закрытой с одного конца, при колебаниях поршня в трубе. Бегущие волны отражаются от границ системы, и в результате наложения падающих и отражённых волн в системе устанавливаются С. в. При этом по длине воздушного столба образуются т. н. узлы смещений (скоростей) - плоскости, перпендикулярные к оси столба, на к-рых смещения частиц воздуха отсутствуют, а амплитуды давлений максимальны, и пучности смещений - плоскости, на к-рых смещения максимальны, а давления равны нулю. Узлы и пучности смещений располагаются в трубе на расстояниях четверти длины волны, причём у твёрдой стенки образуются всегда узел смещений и пучность давлений. Л. Стоянов. Распределение давлений и скоростей в стоячей волне при открытом и закрытом конце трубы. И. Ф. Стравинский. H. Д. Стражеско. Чистые С. в. могут установиться, строго говоря, только при отсутствии затухания в среде и полном отражении волн от границы. Обычно, кроме С. в., присутствуют также бегущие волны, подводящие энергию к местам её поглощения или излучения. В оптике также возможно установление С. в. с видимыми максимумами и минимумами электрич. поля. Если свет не монохроматический, то в С. в. пучности электрич. поля разных длин волн будут расположены в разных местах и нередко· наблюдается разделение цветов. Лит.: Г о р е л и к Г. С., Колебания л волны, М.- Л., 1950. СТРАБИЗМ (греч. strabismos, от strabos - кривой, косящий), то же, что косоглазие. СТРАБОН (Strabon) (64/63 до н. э.- 23/24 н. э.), др.-греч. географ и историк. Род. в Амасии (M. Азия), путешествовал по Греции, M. Азии, Италии и Египту. Автор не дошедших до нас " Исторических записок", задуманных как продолжение истории Полибия и содержавших описание событий со 146 до н. э. (разрушение римлянами Коринфа и Карфагена) до ок. 31 до н. э. (видимо, до битвы при Акции), и " Географии", написанной ок. 7 до н. э. и продолжающей " Исторические записки". В " Географии" С. стремился описать ойкумену на основе сопоставления и обобщения всех известных к его времени данных; поэтому сочинение С. рассматривается в историографии как итог географических знаний античности. Из многих авторов, названных С., гл. его источниками являлись географы Эратосфен, Гиппарх, Полибий, Посидонип. Широко использовал С. малоазийскую традицию, особенно сведения историков Митридатовых войн (1 в. до н. э.), сообщения к-рых зачастую восходят к локальным историч. и географич. трудам; поэтому С. полно описаны Кавказ и Боспорское царство. По замыслу автора " География" должна была служить практич. руководством для рим. гос. деятелей, полководцев, провинциальной администрации, торговцев и т. д., поэтому она содержит большое количество историч., этнографич., бытовых сведений; в ряде случаев она является единственным источником. Из 17 кн. " Географии" только первые две носят теоретич. характер (посвящены математической географии), остальные содержат описание стран и областей (кн. 3-6-я - Испания, Галлия, Британия, Италия, Сицилия; кн. 7-10-я - Сев. и Вост. Европа, сев. Балканы, Греция; кн. 11- 14-я - Сев. и Вост. Причерноморье, M. Азия; кн. 15-17-я - Индия, Месопотамия, Аравия, Египет). " География" является фактически первым опытом историч. географии и представляет собой ценный историч. источник. Изд.: The geography of Strabo. With an English translation, by H. L. Jones, v. 1-8, L., 1917 - 32; в рус. пер.- География, пер. и предисл. Г. А. Стратановского, Л., 1964. Лит.: Арский Ф. H., Страбон, M., 1974; Aly W., Strabon von Amaseia, Bonn, 1957. СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, -6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского. Рано познакомился с отечеств, лит-рой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фп., с 18 - самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридич. ф-те Петерб. ун-та (1900-05). С 1902 брал уроки у H. А. Римского-Корсакова, к-рого называл своим духовным отцом. " Фантастическое скерцо" и фантазия " Фейерверк" для оркестра (1908) - первые соч., привлёкшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев - организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу: " Жар-птица" (1910), " Петрушка" (1911), " Весна священная" (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 - во Франции, в 1939 переехал в США (амер. подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собств. произведения, иногда соч. M. И. Глинки, П. И. Чайковского), к-рая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939-45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР. В начале творч. пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, M. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечеств, фольклор, что наложило отпечаток на т. н. рус. период его творчества. Центр, произведение этих лет наряду с " Весной священной" - хореографич. кантата " Свадебка" (1914- 1923, " рус. хореографич. сцены с пением и музыкой на нар. тексты из собрания П. Киреевского"). С. обращался к нар. текстам, сюжетам, архаич. песенности. На этой основе выработалась оригинальная творч. манера - яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонац. обновлению нац. стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение совр. гор. бытовая музыка. Архаич. и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом " История солдата -сказка о беглом солдате и чёрте" (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением " Байка про лису..." (1916), использован сюжет рус. нар. сказки. С. установил новый тип муз. спектакля (характерный для совр. условного театра), совмещающий различные театр.-сценич. приёмы: в балет вводится пение, муз. действие поясняется речевой декламацией и др. В балете с пением " Пульчинелла" (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фп. и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до нач. 50-х гг.). Рус. тематика уступила место антич. мифологии, библейским текстам, вокальная музыка - инструментальной (в вокальных соч. использовались гл. обр. латинские и отчасти франц. тексты). Этим ослаблялось значение рус. нац. начала, хотя С. утверждал: " Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе" (" Комсомольская правда", 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европ. музыки периода барокко, старинной контра-пунктич. техники, мелодики итал. бельканто и др. Разнородные стилистич. пласты объединялись яркой художеств, индивидуальностью композитора. Однако со 2-й пол. 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произв. 20 - нач. 50-х гг. - операоратория " Царь Эдип" (1927), балет-аллегория " Поцелуй феи" (1928; использованы мелодии Чайковского), " Симфония псалмов" (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фп. соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет " Орфей" (1947), опера " Похождения повесы" (1951). В кон. 40-х-50-х гг. творч. манера С. претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается - главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструм. произведения (на лат. и англ, тексты). Наиболее значит, сочинения: кантата " Священное песнопение" (" Canticum sacrum", 1956), балет " Агон" (" Состязания", 1957), " Заупокойные песнопения" (" Requiem canticles", 1966) и др. Последнее произв. С.- обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967). С. принадлежат также лит. труды, преим. автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются нек-рые проблемы муз. эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. яз. переведены: " Хроника моей музыкальной жизни" (1963), " Диалоги" (1971). Портрет стр. 543. Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929 Ярустовский Б. M-, И. Стравинский 2 изд., M., 1969; Друскин M. С. И. Стравинский Личность. Творчество Взгляды, Л.- M., 1974. M. С. Друскин СТРАВИНСКИЙ Фёдор Игнатьевич [8(20).6.1843, Речицкий у. Минской губ., -21.11(4.12).1902, Петербург], русский певец (бас). В 1869 окончил Нежинский юридич. лицей, в 1873 - Петерб. консерваторию по классу К. Эверарди. В 1873-76 пел на киевской сцене, с 1876- в Мариинском театре. Деятельность С.- яркая страница в истории рус. реалистич. исполнит, искусства. Певец боролся с оперной рутиной, большое внимание уделял драматич. стороне исполнения (мимике, жесту, сценич. поведению, гриму, костюму). Создал разнохарактерные образы: Ерёмка, Олоферн (" Вражья сила", " Юдифь" Серова), Мельник (" Русалка" Даргомыжского), Фарлаф (" Руслан и Людмила" Глинки), Голова (" Майская ночь" Римского-Корсакова), Мамыров (" Чародейка" Чайковского), Мефистофель (" Фауст" Гуно и " Мефистофель" Бойто) и др. Мастерски исполнял характерные эпизодич. роли. Выступал в концертах. Лит.: Богданов - Березовский В., Ф. Стравинский, М. -Л., 1951; Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972. СТРАДЕЛЛА (Stradella) Алессандро [1.10.1644, Рим, -28 (или 25).2 (по др. данным, 1.3). 1682, Генуя], итальянский композитор, певец. Внёс вклад в развитие оратории, кантаты, создал произв. различных жанров, в т. ч. оперы. Был убит по наущению семьи Ломеллини (где давал уроки). Долгое время в лит-ре отсутствовали точные биографич. данные о С. Вокруг личности С. сложилась легенда о чудодейственной сил-е его музыки, о покушениях на него из-за ревности и мести (это легло в основу оперы " Алессандро Страделла" Флотова, 1844). Лит: G i a z о t t о R., Vita di A. Stradella, V. 1-2, Mil., 1962. СТРАДИВАРИ, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, - 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик H. Амати. Открыл в Кремоне собств. мастерскую (ок. 1667). Многие годы работал в манере своего учителя, ок. 1704 изготовил наиболее совершенную модель. В 1704-25 создал лучшие по концертным качествам скрипки ясного, сочного тембра. Инструменты С. отличают совершенство художеств, оформления, изящество, гармоничность формы, тщательность в подборе древесины, красота лака. Делал также виолончели и альты. На инструментах С. играют крупнейшие совр. музыканты. В гос. коллекции уникальных муз. инструментов в Москве хранятся неск. скрипок, альт и виолончель работы С. (они выдаются для концертных выступлений выдающимся сов. исполнителям). Учениками С. были его сыновья фр а н ч е ск о (1671-1743) и Омобоно (1679- 1742), а также К. Бергонци. Лит.: ВитачекЕ. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., M., 1964. СТРАДИОТЫ, скипетары (албанцы), лёгкая наёмная иррегулярная конница в ср. века, набиравшаяся итал. гос-вами (преим. Венецией), а также Францией в Албании (Скиперии) и Греции. Имели вооружение и одежду тур. образца, но вместо чалмы носили лёгкий шлем. СТРАДНИКИ, страдные люди (от " страда" - тяжёлая полевая работа), на Руси 14-16 вв. холопы, посаженные на землю и обязанные обрабатывать барскую пашню. Землевладельцы выдавали С. рабочий скот, семена и с.-х. инвентарь. СТРАДОНИЦЕ (Stradonice), городище (82 га) у г. Бероун в Чехословакии; названо по близлежащей совр. деревне. В кон. 1-го тыс. до н. э.- начале н. э.- крупный племенной и торг.-ремесл. центр кельтов. Расположено на высоком мысу, на правом берегу р. Бероунка. Сохранилась окружавшая город кам. стена сухой кладки шир. 2, 5 м. Мелкие бронзовые предметы, найденные в Страдонице. После находки здесь (1877) клада из 200 золотых монет С. неоднократно подвергалось бессистемным раскопкам. В С. сосредоточивалось значит, проиэ во: литейное, кузнечное, ювелирное, гончарное и др. Найдено много РИМ. и кельтских монет. Наряду с ремеслом и торговлей (с Римом и его провинциями) население С. занималось также земледелием и скотоводством. Лит.: Филип Я., Кельтская цивилизация и ее наследие, Прага, 1961. СТРАЖА, орган охраны в дореволюц. России. 1) Земская С.- для местной полииейской службы в Закавказье (с 1862) и Царстве Польском (с 1866); подчинялась Мин-ву внутр. дел и ген.-губернаторам. 2) Конвойная С.- для сопровождения арестованных; назначалась из войск и спец. команд, число к-рых в 1886 было увеличено с 63 до 567; подчинялась Мин-ву внутр. дел. 3) Карантинная С.- в портах Чёрного м. для предупреждения заноса заразных болезней из-за рубежа; с 1832 осуществлялась спец. подразделениями в Одессе, Феодосии и Керчи и командами от войск на Кавказе; подчинялась Мин-ву внутр. дел. 4) Пограничная С.- для охраны границ; образована в 1811 в виде погран. казачьей С. и вольнонаёмной таможенной С., к-рые были объединены в 1827 и получили воен. организацию (бригады, полубригады, роты и отряды), а в 1832 назв. пограничной С.; комплектовалась из войск, с 1861 из рекрутов, а с 1874 из призывников; с 1909 было 8 округов, 31 бригада, 6 пех. и 6 конных полков; подчинялась министру финансов. См. также Пограничные войска.
|