Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народное образование
Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4-5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ совр. г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторич. школа» - Колхидская академия. В ср. века крупными очагами культуры были Гелатская и Икалтойская академии в Грузии, Гладзорский и Татевский ун-ты в Армении. На терр. Азербайджана, Казахстана и Ср. Азии, где господствовала мусульм. религия, при мечетях создавались мектебы и медресе, в к-рых обучали грамоте на араб, языке и основам ислама. В Киевской Руси первое упоминание об организации обучения детей относится к 10 в. Важное значение для распространения грамотности имело появление в 9 в. слав, азбуки - кириллицы. При крупных монастырях существовали училища. О распространении грамотности среди различных слоев населения Др. Руси свидетельствуют найденные в Новгороде, Пскове и ряде др. мест берестяные грамоты, наиболее ранние из к-рых относятся к 11 в. После объединения рус. княжеств в централизованное Рус. гос-во (кон. 15 - нач. 16 вв.) увеличивается число школ при церквах и монастырях. Развитию просвещения способствовало распространение книгопечатания с 16 в. (см. раздел Печать). Первый славяно-русский букварь напечатан Иваном Фёдоровым в 1574. В 17 в. в Москве стали создаваться греко-лат. школы, а в 1687 была осн. Славяно-греко-латинская академия - первое высшее уч. заведение, где обучались М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, Карион Истомин и мн. др. В зап. и юго-зап. областях, находившихся под властью Польско-Литовского гос-ва, в 16 в. белорусы и украинцы в борьбе против польско-католич. гнёта организовали во Львове, Киеве, Могилёве, Ьгльнюсе, Полоцке и др. местах т. н. братские школы, ставшие центрами просвещения, тесно связанными с нац.-освободительными движениями. В этих школах преподавали Стефан и Лаврентий Зизании, Мелетий Смотрицкий, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и др. видные педагоги-просветители. В 1632 школа Киево-Богоявленского братства и школа Киево-Печерской лавры (осн. в 1631) были объединены и реорганизованы в Киево-Могилянскую коллегию (с 1701 - академия). Важный этап в истории просвещения связан с реформами Петра I. Создание большого гос. аппарата, развитие пром-сти и торговли, появление регулярной армии и флота, рост междунар. связей породили настоятельную потребность в специалистах, владеющих науч. знаниями. В результате многочисл. реформ организуются светские гос. уч. заведения: навигацкие, математич., мед., горные и др. уч-ща, содержание образования в к-рых имело ярко выраженное реальное направление. Крупнейшими из них были открытые в Москве в 1701 Школа математических и навигацких наук и Арт.-инженерная (Пушкарская) школа, мед. школа (1707), а затем в Петербурге - Мор. академия (1715), мед. школа (1716), инж. школа (1719), т. н. разноязычные школы для обучения иностр. языкам. В 1726 при АН открыты Академическая гимназия и Академический университет. Средние и высшие уч. заведения предназначались для дворянских детей, но в них учились дети и др. сословий. В интересах развивавшейся экономики, торговли и пром-сти, укрепления обороноспособности создавались и нач. школы - т. н. цифирные (с 1714), горнозаводские (с 1716), адмиралтейские (с 1717), гарнизонные (с 1721). Детям крепостных крестьян доступ в них, как и во все др. школы, был закрыт. Для развития образования большое значение имели введение нового гражданского шрифта (1708) и правописания, создание рус. учебников и перевод уч. книг с иностр. языков. Со 2-й четв. 18 в. в связи с расширением прав и привилегий дворян для них создавались закрытые сословные учебно-воспитательные заведения: кадетские корпуса - в 1732 Шляхетский корпус в Петербурге, в 1752 на базе Мор. академии - Мор. шляхетский корпус; с 1759 - Пажеский корпус для детей дворянской знати. В 30-40-х гг. 18 в. дворянам было предоставлено право определять своих детей в школы по выбору или обучать наукам на дому до 20 лет. В 1755 по инициативе и при непосредств. участии М. В. Ломоносова был создан Московский университет, превратившийся в подлинный форпост рус. науки. При ун-те работали 2 гимназии - одна для дворян, другая для детей свободных сословий недворянского звания. В 1779 при разночинной гимназии открылась Учительская семинария - первое пед. уч. заведение в России. В том же году при ун-те учреждён Благородный пансион - платное закрытое уч. заведение для детей дворян. Во 2-й пол. 18 в. положено начало гос. жен. образованию (в интересах дворянского сословия). В 1764 осн. Смольный институт благородных девиц, в 1765 при нём открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. Создавались частные пансионы для дворянок. В последней четверти 18 в. большой размах получило движение гор. общественности и демократич. интеллигенции за организацию нар. училищ и демократизацию системы образования. По их инициативе в Петербурге, Москве, Воронеже, Владимире, Курске, Туле и др. городах открывались нар. уч-ща, воспитательные и сиротские дома. Екатерина II решила создать видимость заботы о нар. уч-щах. В 1782 создана Комиссия об учреждении нар. училищ Росс, империи, разработавшая «Устав народных училищ» (1786), в соответствии с к-рым в губернских городах создавались главные (4-классные), а в уездных - малые (2-классные) нар. уч-ща. В уч-ща по уставу принимались дети всех сословий. Правительство не взяло на себя содержание нар. училищ, однако они были подчинены строжайшему контролю губернаторских чиновников. Источником их финансирования являлись местные средства и добровольные пожертвования. Это было фактически декларативное, феодально-крепостническое решение вопроса о нар. школе. Антинар. политика самодержавия сказалась и в том, что эти уч-ща были тупиковыми уч. заведениями, не дававшими права поступать в ср. и высш. уч. заведения. В 1802 было учреждено Мин-во нар. просвещения, при к-ром создано Гл. правление училищ. По уставу 1804 система нар. образования, подчинённая министерству, включала приходские уч-ща, уездные уч-ща, губернские гимназии и ун-ты; между уч. заведениями устанавливалась преемственность. Россия была разделена на уч. округа во главе с попечителями. Центрами местного управления уч. заведениями становились ун-ты. По «Уставу университетов» (1804), кроме существовавших в Москве, Дерпте (1802) и Вильнюсе (1803), основаны ун-ты в Казани (1804) и Харькове (1805). Для подготовки учителей при ун-тах открылись пед. ин-ты. Ведущую роль в подготовке учителей для гимназий в эти годы сыграл самостоятельный пед. ин-т в Петербурге (1804), реорганизованный в 1816 в Главный педагогический институт. В 1819 на его базе был создан Петерб. ун-т (см. Ленинградский университет). Близкими к ун-там по уч. планам были лицеи - Царскосельский под Петербургом, Демидовский в Ярославле и др. После подавления восстания декабристов 1825, в обстановке реакции, правительство Николая I приняло меры к усилению сословного принципа в образовании. По уставу 1828 исключалась преемственность в системе школ; приходские уч-ща (2-летние) предназначались для «самого низшего сословия», уездные уч-ща (3-летние) - для купечества, гимназии (7-летние) - для детей дворян. Только окончание гимназии давало право поступления в ун-т. Усилился правительств, надзор за благонадёжностью преподавателей и учителей. Расширилась система закрытых женских уч. заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, в к-рых строго выдерживался сословный принцип. С нач. 19 в. развитие производит, сил и капиталистич. отношений требовало создания системы профессионально-технич. образования. При мн. уездных уч-щах и гимназиях открывались спец. классы и курсы - коммерческие, с.-х., мореходные и др. Одновременно стали появляться и спец. проф. уч. заведения (коммерческие, пром., водные, земледельч., горные и др.). Технич. высшие уч. заведения в это время открылись в Петербурге (ин-ты - лесной, 1803; корпуса инженеров путей сообщения, 1809; технологический, 1828) и в Москве (Высшее технич. уч-ще, 1830, и др.). Под натиском обществ.-демократич. движения 60-х гг. в России начались реформы в области образования; созданы 2 типа ср. школ - классич. гимназия и реальная гимназия; увеличилось число жен. гимназий и училищ; положено начало высшему жен. образованию (см. Высшие женские курсы); земствам было предоставлено право открывать нач. школы в сел. местности (в 1864- 74 открыто св. 10 тыс. земских школ). Политич. реакция 70-80-х гг. отразилась на нар. образовании. Вместо земских школ пр-во насаждало церковно-приходские, усиливалось влияние на школу духовенства. В 1872 вместо реальных гимназий учреждены реальные уч-ща, являвшиеся неполноправными, в сравнении с гимназией, ср. уч. заведениями. В 70-х гг. стали открываться 2-классные нач. уч-ща с 5-летним сроком обучения (первые 3 года обучения именовались 1-м классом, 4-й и 5-й год - 2-м классом), а также гор. уч-ща с 6-летним сроком обучения (в 1912 реорганизованы в высшие нач. уч-ща). Сложившаяся в 70- 80-х гг. 19 в. система школьного образования сохранялась почти без изменения до Окт. революции 1917 и носила классово-сословный характер. Управление нар. образованием оставалось рассредоточенным по мн. орг-циям, главными среди к-рых были Мин-во нар. просвещения, Ведомство православного исповедания и Ведомство учреждений имп. Марии. (См. схему.) По отношению к многочисл. народам нерусской национальности царизм проводил реакционную, русификаторскую политику, тормозил развитие нац. культур: запрещалось преподавание в школах на родном языке учащихся, ограничивался приём детей нерусских национальностей в уч. заведения и т. д. В результате антинар. политики самодержавия в России, по переписи 1897, грамотные в возрасте 9-49 лет составляли всего лишь 28, 4%; особенно низкий уровень грамотности был среди киргизов (0, 6%), туркмен (0, 7%), узбеков (1, 6%), казахов (2%). Десятки народов и народностей не имели своей письменности. Ок. 4/5 детей и подростков не могли посещать даже нач. школу; среднее и тем более высшее образование было доступно почти исключительно имущим слоям населения. Характеризуя состояние просвещения в России, В. И. Ленин в 1913 писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 127). В предоктябрьский период большевики возглавляли борьбу прогрессивных сил общества за новую, демократич. школу, руководствуясь требованиями в области нар. образования, сформулированными в Программе РСДРП (1903): всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоего пола до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по нац. признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и др.
|