Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактильная чувствительность 90 страница






Т. э. в з а р у б е ж н ы x странах. Среди совр. общих Т. э. капиталистич. стран имеются систематич. энциклопедии, напр. 4-е изд. лексикона Люгера (" Lueger Lexikon der Technik", 4 Aufl., Bd 1-17, Stuttg., 1960-72) и многоотраслевые научно-технич. алфавитные энциклопедии, напр. амер. " Энциклопедия науки и техники" изд-ва МакТроу-Хилл (" McGraw-Hill encyclopedia of science and technology", 3 ed., v. 1 -15, N. Y., 1971, пополняется ежегодниками ); она издана также в Италии под назв. " Епciclopedia della scienza e della tecnica" (5ed., v. 1-12, Mil., 1970-73 ) и во Франции под назв. " Encyclopedic Internationale des sciences et des techniques", (v. 1-10, P., 1969-74); в ФРГ выпущен " Лексикон техники и точных наук" (" Lexikon Technik undexakteNaturwissenschaften", Bd 1-10, Fr/M., 1972) и др.

В социалистич. странах общие Т. э. выходят в ЧССР - " Малая техническая энциклопедия" (" Mala technicka encyklopedie", sv. 1-2, Praha, 1966), ВНР -" Технический лексикон" (" Muszaki lexicon", kot. 1-3, Bdpst, 1970-74), CPP - " Румынская техническая энциклопедия" (" Lexiconul Tehnic Romm", v. 1-19, Buc., 1957-68) и др. В ПНР выходит серия " Энциклопедия техники" (" Encyklopedia techniki", Warsz., c 1966), изданы тома, посвящённые ядерной энергетике, строит, технике, химии, автоматике и др.

Практикуется издание однотомных Т. э. алфавитного или систематич. построения, напр. англ. " Энциклопедия технических наук, материалов и процессов" (" The encyclopedia of engineering, materials and processes", N. Y.- L., 1963), " Большая книга техники" (" Das grosse Buch der Technik", Gutersloh, 1961), технич. словарь Мейера (" Meyers Handbuch uber die Technik", Mannheim, 1964), " Техника. Малая энциклопедия" (" Technik. Kleine Encyklopadi", 6 Aufl., Lpz., 1970) и др. Издаются и отраслевые однотомники, напр, в ГДР в серии " карманные лексиконы Майера" (" Mayers Taschenlexikon") вышли " Ракетная техника. Космонавтика" (Mielke H., " Rekettentechnik, Raumfahrt", Lpz., 1967), " Судостроение. Водный транспорт" (" Schiffbau. Schiffart", Lpz., 1964) и др.

Лит.: ЧернякА. Я., История технической книги, ч. 1-2, М., 1969-73; О л ь гаки Л., История научной литературы на новых языках, т. 1 - 3, М. -Л., 1933-34; Winchell С. М., Guide to reference books, Chi., 1972; Guide to reference material, ed. A. I. Walford, 3 ed., v. 1, L., 1973; Z i s c h k a G. A., Index lexicorum, Wien, 1959. См. также лит. при ст. Энциклопедия. Д. В. Игнатьев, А. Я. Черняк.

ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, совокупность физ., физико-химич. и хим. методов анализа сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, потребляемых или производимых пром-стью. Виды анализов, методы, техника, реактивы и пр. устанавливаются ГОСТами и ТУ, обязательными как для поставщика, так и для потребителя. Т. а. охватывает контроль технологич. процессов на различных стадиях; такой контроль производится по техк-элогич. регламентам. К Т. а. относится также анализ производств, отходов (дымовых газов, шлаков, пыли.. отработанных вод и др. ).

В Т. а. используются все осн. группы методов анализа: химические [гравиметрические (весовые ), объёмные, колориметрич., газообъёмные], физико-химические (электровесовые, потенциометрич., амперометрич., полярографич., хроматографич. ), физические (рентгеноспектральные, масс-спектроскопич., активационные, магнитные и др. ). Широкое применение в Т. а. находят стандартные образцы.

По назначению методы Т. а. подразделяются на м а р к и р о в о ч н ы е, применяемые для установления соответствия хим. состава материала составу, предусмотренному для его " марки" (сорта ); ускоренные (" экспрессные" ) методы контроля хим. состава материала по ходу технологического процесса; контрольные (арбитражные ), применяемые при возникновении спора между предприятием-поставщиком и предприятием-потребителем о хим. составе материала (см. Арбитражный анализ). Методы каждой из групп характеризуются своей точностью, к-рая выражается величинами допустимых расхождений между параллельными результатами для данного интервала содержания определяемого элемента.

Лит.: Дымов А. М., Технический анализ, М., 1964.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР, в СССР инспектор, осуществляющий надзор за безопасностью работ, состоянием производств, санитарии и соблюдением законодательства по охране труда на пром. предприятиях, транспорте, стройках, в учреждениях, колхозах и совхозах. С 1933 технич. инспекция находится: в ведении профсоюзов. Т. и. состоят в штате советов профсоюзов, ЦК отраслевых профсоюзов и др. Т. и. обязан принимать меры к устранению обнаруженных нарушений законодательства об охране труда и правил по технике безопасности, осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, предупреждению несчастных случаев, проф. заболеваний; он имеет право: требовать от администрации представления необходимых документов и объяснений по вопросам охраны труда; проводить обследования зданий и сооружений с целью устранения возможных недостатков; запрещать работу на неисправном оборудовании и т. д. Т. и. может налагать на должностных лиц, виновных в нарушении правил и норм по охране труда, штраф до 10 руб. (гл. Т. и.- до 50 руб. ), а также направлять следств. органам материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют также правовые инспектора профсоюзов.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, см. в статьях Научно-технический прогресс Прогресс, Техника.

ТЕХНИЧЕСКИЙ УХОД, см. Техническое обслуживание.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭТАЖ, этаж в здании, используемый для размещения инж. оборудования и коммуникаций. Т. э. может быть расположен в ниж. части здания (техническое подполье ), его верхней (технический чердак ) или средней части. В ряде случаев устраивают неск. Т. э. В них размещают трубопроводы отопления, водоснабжения и канализации, воздуховоды, магистральные сети и устройства энергоснабжения, установки вентиляции и кондиционирования воз духа, машинные отделения лифтов и др. оборудование, а также отд. вспомогат. помещения. Т. э. устраивают в жилых и обществ, зданиях повышенной этажности, а также в производств, зданиях предприятий электронной, радиотехнич. и др. отраслей пром-сти, насыщенных инж. коммуникациями и требующих поддержания в производств, помещениях стабильных параметров возд. среды.

ТЕХНИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ, один из показателей, характеризующих надёжность ремонтируемых объектов, находящихся в режиме непрерывной эксплуатации, напр, агрегатов электростанции, узлов автоматич. телефонной станции и т. п. Выражается отношением математического ожидания времени пребывания объекта в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации к сумме математич. ожиданий времени пребывания объекта в работоспособном состоянии, времени простоя, обусловленного технич. обслуживанием, и времени, затраченного на ремонт за тот же период эксплуатации. Статистически (по результатам наблюдения неск. однотипных объектов ) Т. и. к. определяется отношением
[ris]

где tсум - суммарная наработка всех наблюдаемых объектов,? обсл - суммарное время простоев из-за технич. обслуживания, tрем - суммарное время простоев из-за ремонта.

Лит. см. при ст. Надёжность.В. H. Фомин.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ТЗ ), исходный документ для проектирования сооружения или пром. комплекса, конструирования технич. устройства (прибора, машины, системы управления и т. д. ) либо проведения н.-и. работ (НИР). ТЗ содержит технико-экономич. обоснование разработки, осн. технич. требования, предъявляемые к сооружению или изделию, и исходные данные для разработки; в ТЗ указываются назначение объекта, область его применения, стадии разработки конструкторской документации, её состав, сроки исполнения и т. д., а также особые требования, обусловленные спецификой самого объекта либо условиями его эксплуатации. Как правило, ТЗ составляют на основе анализа результатов предварит. исследований, расчётов и моделирования.

ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ труда, установление технически обоснованных норм времени (выработки); см. Нормирование труда.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, подготовка инженеров и техников для пром-сти, стр-ва, транспорта, связи, сельского и лесного х-ва. (Подготовка квалифицированных рабочих для нар. х-ва осуществляется в системе профессионально-технического образования.) Под термином " Т. о." понимается также совокупность научно-теоретич. и практич. знаний и навыков, позволяющих получившим это образование решать производственно-технич., экономич. и др. задачи по своей специальности. Наряду со специальным существуют вспомогательное и общее Т. о. Вспомогательное Т. о. имеет целью дать студентам вузов и учащимся средних спец. уч. заведений технич. знания и навыки, необходимые для изучения и использования машин, механизмов, аппаратов, автоматизированных средств управления, применяемых во многих сферах науки, образования, культуры. К вспомогательному Т. о. относятся технич. и технологич. дисциплины, которые изучаются на геологич., химич., физич., биологич. и др. ф-тах университетов, на агрономич. и зооветеринарных ф-тах с.-х. вузов, в мед., пед. и др. ин-тах и ср. спец. уч. заведениях. Значение вспомогат. Т. о. возрастает по мере оснащения технич. средствами различных областей науки и культуры (техника экспериментальных исследований, вычислит, техника, технич. средства обучения, аппараты и приборы для диагностики и лечения и т. д.). Общее Т. о. даёт ср. общеобразоват. школа, закладывающая основы технич. знаний, умений и навыков в процессе трудового, политехнич. обучения (см. Политехническое образование).

Система спец. Т. о. в СССР включает отрасли: геологич., горное, энергетич., металлургич., машиностроительное, приборостроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, технологическое (в области производства продовольственных продуктов и товаров широкого потребления, а также бытового обслуживания), строительное, геодезич., гидрометеорология., транспортное и связи (о содержании и развитии отраслей Т. о. см. спец. статьи, напр. Горное образование, Транспортное образование и др.).

Специалисты с высшим Т. о. готовятся в политехнич. и индустриальных ин-тах, отраслевых втузах (в т. ч. заводах-втузах), на технич. ф-тах нек-рых университетов, а также в высших технич. военноучебных заведениях (см. Высшие учебные заведения и статьи об отд. группах втузов, напр. Авиационные институты, Энергетические институты). Число втузов в СССР составляет ок. '/з всех высших уч. заведений (266 в 1975), в союзных и автономных республиках, во многих пром. центрах созданы политехнические и отраслевые втузы. Подготовка специалистов во втузах рассчитана на 5-6 лет. Уч. план каждой специальности Т. о. состоит из общенаучных, общеинженерных и спец. дисциплин. В цикл общенаучных дисциплин входят социально-экономич. науки (история КПСС, политэкономия, марксистско-ленинская философия, науч. коммунизм), высшая математика, теоретич. механика, физика, химия, иностр. язык и другие -в зависимости от специальности; к общеинженерным относятся: начертательная геометрия и графика, вычислит, техника в инженерных и экономических расчётах, детали машин, теория механизмов и машин, технология конструкционных материалов, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика и гидравлич. машины, теплотехника с термодинамикой и другие-в зависимости оттребований спец. подготовки. Общенаучные и общеинженерные дисциплины обеспечивают подготовку специалистов широкого профиля. В цикле спец. дисциплин особо важное значение имеют общеспец. дисциплины, закладывающие науч. основы спец. подготовки (напр., теория различных технологич. процессов; теория, расчёт и конструирование тех или иных машин, приборов; автоматика и т. п.). Большое внимание уделяется экономич. подготовке будущих инженеров: на всех специальностях изучаются конкретная экономика и организация, планирование и управление производством. В уч. планах всех специальностей есть курс охраны труда, включающий основы техники безопасности и противопожарной техники. В соответствии с требованиями научно-технич. прогресса в уч. планы втузов введены курсы пром. электроники, автоматики, автоматизации производственных процессов, применения атомной энергии в нар. х-ве и др. Значительно увеличено кол-во часов на изучение математики; в программу общего курса включены теория вероятностей, математич. статистика, элементы линейного программирования и оптимального управления процессами. Чаще всего первые два (иногда три) года изучаются общие для всех специальностей дисциплины. Спец. подготовка в большинстве случаев начинается с 3-4-го курса. В процессе обучения студенты самостоятельно выполняют ряд расчётно-графич. работ и курсовых проектов (напр., в машиностроительных ин-тах-по теории машин и механизмов; по деталям машин, подъёмным машинам и механизмам ). На старших курсах выполняются 3-5 курсовых проектов по специальности (по инженерно-строительным и архитектурным специальностям -6-9 ). Студенты проходят учебную практику в уч. мастерских, на уч. полигонах и т. п. и производственную практику на предприятиях. Получение высшего Т. о. завершается подготовкой и защитой дипломного проекта (или дипломной работы экспериментального характера ). Выпускники получают квалификацию инженера соответствующей специальности, по науч. уровню эквивалентную квалификации, к-рая присваивается, напр., выпускникам высших технич. уч. заведений США, Великобритании, Японии и др. стран, защитившим диссертационную работу на соискание 2-й проф. академич. степени - магистра.

Подготовка техников ведётся в средних специальных учебных заведениях по широкому перечню специальностей (но более узким, чем во втузах, профилям ). Уч. планы ср. технич. уч. заведений (техникумов ) рассчитаны на 3, 5-4 года (для окончивших 8-летнюю школу ) и 2, 5-3 года (для окончивших среднюю школу). Техникумы на базе 8-летней школы дают не только спец. знания, но и общее образование. Особое значение придаётся производств, обучению (600-700 часов уч. времени ), в процессе к-poro учащиеся получают квалификацию по рабочей профессии, а также производств, работе и производств, практике по специальности. Так же как и во втузах, в средних технических учебных заведениях принята система курсового проектирования и по окончании обучения - защита дипломного проекта (см. Среднее специальное образование).

Для получения Т. о. без отрыва от работы существуют заочные и вечерние втузы и техникумы, а также ф-ты (отделения ) при дневных высших и ср. спец. уч. заведениях. Сроки обучения в вечерней и заочной системах Т. о. на 6-12 мес больше, чем на соответств. специальностях дневных отделений. Многие втузы имеют общетехнич. ф-ты (1-3-й курсы ), к-рые дают студентам общетехническую и общенаучную подготовку, позволяющую в дальнейшем продолжать Т. о. по избранной специальности. Систематич. повышение науч. уровня подготовки специалистов обеспечивается н.-и. работой кафедр вузов, введением элементов исследований в лабораторные работы, курсовые и дипломные проекты. Для повышения уровня науч. исследований во втузах организованы проблемные лаборатории и вычислит, центры, в нек-рых -н.-и. ин-ты. Для подготовки инженеров, владеющих основами технич. наук наряду с глубокими математич., физич., экономич. знаниями, в системе сов. высшей школы созданы Московский инженернофизический институт, Московский физико-технический институт, ряд инженерно-математич. ф-тов во втузах и т. д. Науч. и науч.-педагогич. кадры по технич. наукам готовятся преим. в аспирантуре втузов и н.-и. ин-тов.

В условиях науч.-технич. революции в связи с быстрым обновлением, расширением знаний в Т. о. включается также система повышения квалификации и переподготовки руководящих инж.-технич. работников и специалистов. В институтах повышения квалификации, на курсах при предприятиях, организациях и уч. заведениях специалисты с высшим и ср. образованием изучают новейшие достижения науки и техники, средства комплексной механизации и автоматизации производств, процессов, эффективные методы науч. организации произ-ва, труда и управления. В вузах созданы ф-ты повышения квалификации специалистов с высшим образованием и в ряде ин-тов (напр., в Уральском политехнич. ин-те, Московском ин-те управления и др. ) - ф-ты по подготовке организаторов пром-сти и стр-ва. В МГУ, московских авиац., энергетич., инж.-физич. ин-тах, МВТУ им. H. Э. Баумана, Ленинградском технологич. ин-те, Новосибирском ун-те и др. созданы спец. ф-ты переподготовки инженеров по новым, перспективным направлениям развития науки и техники.

Значит, успехов достигло Т. о. в др. социалистич. странах, где число студентов и учащихся, получающих Т. о., непрерывно растёт и составляет в нек-рых странах (напр., в ЧССР, ПНР, НРБ) до 40-50% общей численности студентов. Системы Т. о. отвечают требованиям нар. х-ва и нац. особенностям стран. В ряде стран (напр., в ПНР, ВНР, СРР) ведётся подготовка инженеров двух типов: профессиональных (срок обучения 4 года) и магистров (4-5 лет). Проф. инженеры готовятся гл. обр. для практич. деятельности, инженеры-магистры - для н.-и. и проектных организаций. В НРБ Т. о. близко по структуре сов. Т. о. Крупнейшие центры Т. о. в социалистич. странах: Варшавский и Познанский политехнич. ин-ты, Краковская горно-металлургич. академия (ПНР); Дрезденский и Магдебургский технич. ун-ты, фрейбергская горная академия (ГДР); Пражский политехнич. ин-т, Высшая технич. школа в Кошице, Горно-металлургическая школа в Остраве (ЧССР); Будапештский (ВНР), Софийский (НРБ), Белградский (СФРЮ) политехнич. ин-ты И Т. Д.

В капиталистич. странах высшее Т. о. осуществляется в ун-тах и специализированных высших технич. уч. заведениях, среднее - в университетских колледжах и других ср. технич. уч. заведениях различного назначения. В ряде стран специалисту, получившему высшее Т. о., выдаётся диплом инженера, к-рый не даёт права вести инж. работу (быть автором проекта и т. п.); широкие права он получает после присуждения инж. квалификации соответствующими инж. об-вами; она присуждается при наличии неск. лет стажа практич. работы и сдачи спец. экзаменов (см. Высшее образование и раздел Просвещение в статьях о странах).

Высшее Т. о. в США получают, как Правило, в 2-3 этапа: первый (4 года) охватывает изучение общенауч. и спец. технич. дисциплин и завершается присвоением окончившему инж. ф-т степени бакалавра; второй (примерно 1 год) -направлен гл. обр. на повышение уровня теоретич. знаний по избранной специализации, выработку навыков самостоят, н.-и. работы и завершается сдачей экзаменов или защитой диссертации на соискание степени магистра наук. Введена академическая степень инженера (напр., в Массачусетсском технологическом институте), к-рую могут получить бакалавры после прохождения дополнительного курса обучения (до 2 лет). Получившие степень магистра нередко поступают на работу в н.-и. и проектные орг-ции. В крупных фирмах организуется третий этап Т. о. непосредственно на производстве для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра. В течение этого этапа (до 1 года) слушатели изучают технологию, организацию и управление произ-вом, а также специфику произ-ва фирмы и конкретного предприятия, где предстоит им работать. Совершенствуется система спец. школ и ин-тов, предназначенная для повышения квалификации специалистов и осуществления т. н. продолженного образования технич. кадров. Во многих технич. колледжах и ин-тах Великобритании обучение строится по системе т. н. слоёного пирога (sandwich), рассчитанной на 4-5 лет и предусматривающей чередование (через 3-6 мес) теоретич. занятий с практич. работой в пром-сти. Во Франции инж.технич. кадры обычно готовятся в ун-тах и спец. ин-тах различного профиля (высшие школы горного дела, мостов и дорог, аэронавигации и др.). Курс обучения 4-6 лет, состоит обычно из 3 циклов, причём в течение второго студент сдаёт экзамены на степень лиценциата и может получить звание инженера, по окончании третьего - степень доктора 3-го цикла и при наличии звания инженера может стать соискателем степени доктора-инженера. В Японии Т. о. осуществляется на базе ин-тов и отраслевых технич. ин-тов, как правило, в течение 4 лет. Окончившие курс получают степень бакалавра, после дополнительного (1-2 года) обучения - степень магистра наук.

Важнейшие центры Т. о.: в США -Массачусетсский технологич. ин-т (Кембридж ), Технологич. ин-т Карнеги (Питсбург), Бруклинский, Вашингтонский технологич. ин-ты, технич. ф-ты и колледжи Гарвардского, Колумбийского, Калифорнийского, Иллинойсского, Станфордского и др. ун-тов; в Великобритании - технич. ф-ты и колледжи ун-тов Кембриджа, Бирмингема, Манчестера, Эдинбурга, Лидса, Шеффилда и др.; в ФРГ - Горная академия в Клаустале, высшие технич. школы в Ахене, Гамбурге, Кёльне и др.; во Франции - высшие технич. школы и технологич. ин-ты в Париже, Марселе, Лионе, Страсбуре, ин-ты металлургии в Париже и Сент-Этьенне и др.

В развивающихся странах Т. о. осуществляют: в Индии - Бомбейский, Кхарагпурский, Канпурский и Мадрасский технологич. ин-ты, Бенгальский инж. колледж, инж. колледжи в Пуне и Варанаси; в Бирме - Рангунский технологич. и Мандалайский технич. ин-ты; в Египте - Каирский и Александрийский ун-ты, Эт-Таббинский металлургич. ин-т; в Алжире - Нац. политехнич. школа, Аннабский горно-металлургич. ин-т и др.

В соответствии с потребностями научно-технич. прогресса во мн. странах разрабатываются и осуществляются реформы Т. о., направленные гл. обр. на качественное совершенствование его.

Лит. см. при ст. Высшее образование и статьях об отраслях спец. образования. А. И. Богомолов, А. А. Пархоменко.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, комплекс технич. и организац. мероприятий, осуществляемых в процессе эксплуатации технич. объектов с целью обеспечения требуемой эффективности выполнения ими заданных функций. Т. о. подлежат все технич. объекты - как работающие по прямому назначению, так и находящиеся на хранении, транспортируемые, подготавливаемые к работе после хранения или транспортирования. Для совр. сложных технич. объектов (таких, как автомобили, технологич. агрегаты) устанавливаются единые правила Т. о., к-рые образуют систему Т. о. и отражаются в соответств. технической документации. В системе Т. о. можно выделить две важнейшие подсистемы: профилактики и восстановления (аварийного ремонта). Структура системы Т. о. учитывает характер и условия эксплуатации объекта, включает перечень профилактич. работ с указанием их периодичности и состава требуемых для их выполнения специалистов, перечень необходимых инструментов, материалов, контрольно-измерит. приборов и пр. Правильно организованное Т. о. позволяет снизить эксплуатац. расходы (за счёт уменьшения числа аварийных ситуаций, приводящих к отказам, сокращения дорогостоящих внеплановых ремонтов, снижения затрат на плановые ремонты) и способствует увеличению ресурса технического объекта.

Лит.: Р а x у т и н Г. С., Научные основы технического обслуживания, в. 1 - 3, М., 1971; Барзилович Е. Ю-, Каштанов В. А., Некоторые математические вопросы теории обслуживания сложных систем. М., 1971; Дружинин Г. В., Процессы технического обслуживания автоматизированных систем, М., 1973. В. H. Фомин

ТЕХНИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КАПИТАЛА, см. в ст. Органическое строение капитала.

ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовательский Гос. комитета стандартов СССР (ВНИИКИ ). Создан в 1964 в Москве. Разрабатывает проблемы классификации и кодирования технико-экономич. информации, унификации систем документации; осуществляет стандартизацию научно-технич. терминологии; создаёт автоматизированную систему информационно-терминологич. обслуживания предприятий и организаций. В состав ВНИИКИ входит Всесоюзный информац. фонд стандартов (ВИФС ), к-рый осуществляет Гос. регистрацию, комплектование и хранение нормативнотехнич. документации и решений Гос. аттестационных комиссий по присвоению Знака качества выпускаемой продукции и снабжает этими документами пром-сть. ВНИИКИ готовит и издаёт библиографич., реферативную, обзорную и экспресс-информацию по проблемам стандартизации, метрологии и повышения качества продукции. Е. А. Панфилов.

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ ИНСТИТУТ Всесоюзный научно-исследовательский Гос. комитета Совета Министров СССР по науке и технике (ВНИИТЭ ). Создан в 1962 в Москве. Ин-т разрабатывает теоретич. проблемы технической эстетики и эргономики, методику художественного конструирования, проекты отд. видов массовых и уникальных изделий машиностроения, а также товаров культурно-бытового назначения; осуществляет координацию н.-и. работ в области технич. эстетики и эргономики, а также методич. руководство работой спец. художественно-конструкторских бюро, отделов и групп, действующих на предприятиях и в орг-циях различных мин-в и ведомств. В составе ин-та: отделы теории и методов художественного конструирования, эргономики, экспертизы потребит, свойств изделий, художеств. конструирования изделий машиностроения, комплексных проблем оборудования жилых и обществ, зданий, декоративных свойств новых материалов и покрытий, анализа, обобщения и распространения опыта художеств, конструирования; филиалы в Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Киеве, Харькове, Минске, Тбилиси, Ереване, Вильнюсе; опытное произ-во в Москве. Ин-т имеет очную и заочную аспирантуру; учёному совету предоставлено право приёма к защите кандидатских диссертаций. Издаёт ежемесячный информац. бюллетень " Техническая эстетика". Публикует сборники трудов, методич. рекомендации, информац. материалы.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ, составная часть большинства технологических теорий совр. бурж. социальноэкономич. мысли, основанная на доктрине перехода управления и власти в капиталистич. произ-ве и в обществе от собственников и политиков к инженерно-технич. интеллигенции (технократии) и специалистам по управлению, выступающим якобы в виде гл. " движущей силы" прогресса. В искажённой форме Т. т. отразили реальные процессы возросшего значения применения науки и найма специалистов для функционирования обществ, произ-ва и гос-ва в условиях научно-технической революции.

Т. т. зародились на основе резкой критики Т. Вебленом (США ) господства (ф инан сово й олигархии, как не соответствующей интересам развития техники и произ-ва. Проповедь передачи власти инженерам, техникам и специалистам по управлению стала лозунгом радикального антидемократич. технократизма 30-х гг. 20 века (Г. Скотт, С. Чейз - США, Ж. Бенд - Франция). В соединении с органич. теорией общества (см. Органическая школа) и идеями корпоративизма (см. Корпоративное государство) Т. т. были использованы фашизмом для оправдания жестокого подавления рабочего класса. Сторонники управленческой революции теории в 30-40-х гг. провозгласили (как будто бы уже свершившийся в экономике США факт) переход власти к специалистам- м е нед ж ерам, устраняющий, по их мнению, господство собственников и трансформирующий всю систему капитализма. В 50-60-х гг. Т. т. получили широкое распространение в Зап. Европе, включив в себя видоизменённую " теорию бюрократии" М. Вебера (Германия).

Первоначальная умеренная критич. направленность этой теории растворилась в концепциях технико-бюрократич. " неорационализма" 50-х гг. (Г. Саймон, Д. Марч - США). Новый вариант Т. т. стал выражением идеологии " сайентизма", безудержно восхвалявшей науку и технику как средство " рационального и безболезненного" решения технократами всех проблем производственного, экономич., социального и политич. развития общества. На деле же высшим принципом науч. рационализации является прежде всего всемерное развитие производств, и обществ, активности и инициативы масс, борющихся за управление произ-вом, овладевающих накопленным духовным богатством и устраняющих своей борьбой явления, блокирующие развитие произ-ва и общества.

В кон. 60-х гг. был провозглашён (как будто бы свершившийся и прогрессивный факт) переход власти в руки уже не столько менеджеров, сколько инженеров, техников и служащих ведущих корпораций, принимающих решения и образующих т. н. " техноструктуру", с к-рой переплетается гос. бюрократия, превращая гос-во в исполнительный орган " техноструктуры" (Дж. Голбрейт -США). Вместе с тем была выдвинута идея нарастающей оппозиции " техноструктуре" со стороны профессуры ун-тов и учёных, работающих по найму, но претендующих на определённую власть в обществе. Эта концепция идущей к власти и уже правящей " меритократии" (власть " заслуженных лиц") стала составной частью теории " постиндустриального общества", маскирующей формальное и реальное подчинение наёмного труда капиталу.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал