Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изнасилование (ст. 131 УК РФ), отличие от насильственных действий сексуального характера (ст. 132 УК РФ).






Изнасилование (ст. 131 УК). Объект преступления — поло­вая неприкосновенность и половая свобода личности; дополни­тельный — жизнь и здоровье человека. Потерпевшими от изнаси­лования могут быть только лица женского пола.

Объективная сторона изнасилования характеризуется поло­вым сношением мужчины с женщиной, совершенным против ее воли, с применением насилия или с угрозой его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Под половым сношением следует понимать совершение полово­го акта в естественной форме. Удовлетворение полового желания в иных, так называемых извращенных формах с применением тех же способов подлежит квалификации по ст. 132 УК. Совершение полового акта при изнасиловании должно происходить против воли потерпевшей, поэтому во всех случаях следует устанавли­вать, действительно ли женщина не желала вступать в половую связь.

Закон называет способы изнасилования в качестве обязатель­ных признаков объективной стороны преступления. Это — приме­нение насилия, угрозы его применения либо использование беспо­мощного состояния потерпевшей. Как следует из текста ст. 131 УК, насилие и угрозы его применения могут быть обращены не только к женщине — непосредственной жертве изнасилования, но и к другим лицам, круг которых законом не ограничен. Это могут быть ее родственники, близкие ей люди, а также иные лица, обращение на которых угрозы виновным способно сломить сопротивле­ние женщины.

Насилие по ч. 1 ст. 131 УК может выражаться в нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью личности, в связывании жертвы, в приведении ее в бессознатель­ное состояние. Дополнительной квалификации при этом по ст. 112 и 115 УК не требуется.

Содержание угрозы законом ограничено лишь обещанием не­медленно применить физическое насилие к жертве или иным лицам. Если содержание угрозы иное, например опорочить потер­певшую, уничтожить ее имущество, деяние следует расценивать как понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК). Если виновный обещает применить насилие в будущем и женщи­на, опасаясь его исполнения, соглашается на вступление в половую связь, состав изнасилования отсутствует. Угроза должна быть дей­ствительной и реальной.

Использование беспомощного состояния предполагает изнаси­лование потерпевшей, не способной в силу определенных обстоя­тельств, например, тяжелой болезни, физических недостатков, старости, оказать сопротивление виновному (физическая беспо­мощность) или осознать с ней происходящее, например, в резуль­тате психического заболевания, малолетства, бессознательного со­стояния и др. (психическая беспомощность).

Состояние алкогольного или наркотического опьянения может быть признано беспомощным состоянием только в том случае, если его степень была такова, что лишала потерпевшую возможности осознавать окружающую обстановку, понимать значение соверша­емых виновным действий или оказывать ему сопротивление. Для квалифи­кации деяния не имеет значения, привел потерпевшую в беспо­мощное состояние виновный или она была беспомощна независимо от его действий. При использовании беспомощного состояния не­обходимо установить, что виновный осознавал беспомощность по­терпевшей, иначе он не может быть привлечен к уголовной ответ­ственности за изнасилование.

Если лицо, желая совершить половое сношение с женщиной, использует иные способы воздействия на нее (например, обман — заведомо ложное обещание впоследствии оформить с ней брачные отношения), состав изнасилования отсутствует.

Преступление считается оконченным с момента начала полово­го сношения, независимо от того, был ли половой акт завершен виновным в физиологическом смысле.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо мужского пола, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 ст. 131 УК предусматривает ответственность за следую­щие квалифицированные виды изнасилования:

а) совершенное неоднократно (тождественная неоднократ­ность) или лицом, ранее совершившим насильственные действия сексуального характера (однородная неоднократность); изнасило­вание, совершенное неоднократно, следует отличать от продолжа­емого изнасилования. Если совершение нескольких насильствен­ных половых актов с потерпевшей осуществляется с небольшим разрывом во времени и охватывалось единым умыслом виновного, признак неоднократности отсутствует;

б) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Изнасилование квалифици­руется как совершенное группой, когда лица, принимавшие в нем участие, действовали согласованно в отношении потерпевшей, не вступив в предварительный преступный сговор, причем соиспол­нителями изнасилования являются не только лица, совершившие насильственный половой акт, но и содействовавшие этому путем применения физического или психического насилия к потерпев­шей. При совершении изнасилования группой лиц по предварительному сговору соглашение между участниками преступления о его совершении должно состояться до начала преступного деяния. При этом действия организаторов, подстрекателей, пособников следует квалифицировать со ссылкой на ст.33 УК. Совершение изнасилования организованной группой имеет место тогда, когда оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких изнасилований.

Если изнасилование совершено группой, состоящей из двух лиц, одно из которых не может быть субъектом изнасилования вследствие, например, недостижения возраста уголовной ответст­венности или невменяемости, действия другого следует квалифи­цировать как совершенное группой лиц.

в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам. Под угрозой убий­ством или причинением тяжкого вреда здоровью понимаются как прямые высказывания, выражающие намерение немедленного применения физического насилия соответствующей интенсивнос­ти и характера к потерпевшей или другим лицам, но и иные угро­жающие действия виновного, например демонстрацию оружия. Потерпевшей угроза должна восприниматься как реально осуще­ствимая, причем немедленно. В случае высказывания угроз неоп­ределенного характера для оценки их содержания необходимо вы­яснить все обстоятельства, обстановку, в которых они высказыва­лись, а также восприятие таких угроз потерпевшими. Особая жес­токость, как уже отмечалось выше, является юридической катего­рией, характеризующей способ совершения преступного деяния. Она означает такое воздействие на потерпевшего, которое влечет за собой причинение ему особых физических или моральных стра­даний (например, проявление садизма к потерпевшей). Виновный при этом осознает, что проявляет к потерпевшей или к другим лицам особо жестокие способы воздействия, причиняя им тем самым особые страдания;

г) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболева­нием. Для вменения названного вида изнасилования необходимо установить наличие причинной связи между изнасилованием и наступившим вредным последствием в виде заболевания потерпев­шей венерической болезнью, а также осведомленность виновного о наличии у него указанного заболевания;

д) изнасилование заведомо несовершеннолетней. В рассматри­ваемой ситуации потерпевшей является девушка в возрасте от 14 до 18 лет. Виновный несет ответственность по п. «д» ч. 2 ст. 131 УК при условии, если он достоверно знал о несовершеннолетии жер­твы, на что прямо указывает закон, используя термин «заведомо».

К особо квалифицированному закон относит изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей (п. «а» ч. 3 ст. 131 УК); повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия (п. «б» ч. 3 ст. 131 УК); а также изнаси­лование потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 131 УК).

Составом преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 131 УК, охватывается причинение потерпевшей смерти по неосторож­ности. Убийство потерпевшей требует дополнительной квалифи­кации по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК. При этом, если убийство совершено в процессе изнасилования, действия виновного надлежит квали­фицировать по п. «б» ч. 3 ст. 131 как изнасилование, повлекшее тяжкие последствия, и п. «к» ч. 2 ст. 105 УК. Если же убийство совершено после изнасилования в целях сокрытия содеянного либо по мотивам мести за сопротивление, оказанное потерпевшей в ходе насильственного полового акта, действия виновного следует квалифицировать по п. «к» ч. 2 ст. 105 УК и по соответствующей части ст. 131 УК.

Неосторожное причинение смерти при изнасиловании должно быть результатом действий виновного, т.е. должно находиться с ними в причинной связи. Это же требование распространяется и на характеристику изнасилования, повлекшего по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей.

Субъективное отношение виновного к факту смерти или причи­нения тяжкого вреда здоровью в рассматриваемых ситуациях выступает в форме неосторожности, в виде легкомыслия или небреж­ности. Умышленное причинение тяжкого вреда, так же как и убийство, требует дополнительной квалификации по соответст­вующей части ст. 111 УК.

Иные тяжкие последствия при изнасиловании — понятие оце­ночное, вопрос факта, который решается судом в каждой конкрет­ной ситуации совершения рассматриваемого деяния. Но в любом случае признанные судом в качестве тяжких последствия должны находиться в причинной связи с совершенным изнасилованием. К подобным последствиям надлежит относить, в частности, само­убийство потерпевшей, психическое расстройство, последовавшее в результате изнасилования, смерть потерпевшей, наступившую в процессе предпринимаемой ею попытки избежать сексуального насилия со стороны виновного.

Так, наличие тяжкого последствия можно констатировать в следующей ситуа­ции: после изнасилования ее двумя преступниками С., спасаясь от новых насилий с их стороны, попыталась выбраться из находящейся на шестом этаже квартиры, в которой совершалось преступление, по пожарной лестнице. Однако, будучи силь­но ослабленной в результате причиненных ей повреждений, сорвалась и разбилась насмерть.

Заражение потерпевшей ВИЧ-инфекцией может квалифициро­вать изнасилование при условии, что оно находилось в причинной связи с насильственным половым сношением и что виновный был осведомлен о наличии у него этого заболевания.

Вменение признака, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 131 УК, возможно, если виновный достоверно знал, что потерпевшая не достигла 14-летнего возраста. Добросовестное заблуждение винов­ного относительно возраста потерпевшей исключает ответствен­ность с учетом рассматриваемого квалифицирующего признака.

Наиболее видным отличием изнасилования от насильственных действий сексуального характера является субъект преступления. Субъектом изнасилования может быть только лицо мужского пола. Субъектом насильственных действий сексуального характера может быть как лицо мужского пола, так и женского.

Объективная сторона изнасилования имеет сложный характер и состоит из двух элементов: полового сношения и применения насилия или угрозы насилием или использования беспомощного состояния потерпевшей. Поэтому отсутствие одного из элементов объективной стороны означает отсутствие состава изнасилования.

В то же время подвергается сомнению правовая целесообразность разделения в УК РФ многообразных насильственных сексуальных действий на две статьи, одна из которых посвящена только одному сексуальному действию - половому сношению (ст. 134).

Объективная сторона по ч. 1 ст. 132 УК характеризуется совершением мужеложства, лесбиянства и других насильственных действий сексуального характера. Мужеложство - половое сношение мужчины с мужчиной. Лесбиянство - половое сношение женщины с женщиной. УК РФ 1996 года впервые в отечественной практике установил уголовную ответственность за лесбиянство с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, как одно из насильственных действий сексуального характера. Однако в отличие от мужеложства юридическая практика еще не выработала четкого критерия того, какие действия лиц можно считать фактом лесбиянства. Синонимы лесбиянства - сапфизм, трибадия. Соглашаясь, в принципе, с возможностью сосуществования различных сексуальных взаимоотношений между людьми (гетеросексуальных, гомосексуальных и др.), законодатель считает их допустимыми на добровольной основе и между совершеннолетними, так как удовлетворение биологических потребностей организма не является антиобщественным.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал