Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка торфяных месторождений. 48 страница






Трилогия Тока " Слово арата" (1950-64 ) изображает жизнь тувинцев до и после революции. Сарыт-оол в " Повести о светлом мальчике" (кн. 1-2, 1961-66 ) обращается к прошлому народа. О. Саган-оол (1913-71 ) в повестях " Человек из Баян-Тала" (1963 ) и " Счастливая звезда" (1965 ), в романах " Неудержимые" (1967 ), " Родные люди" (1970 ) показывает новых людей Сов. Т. Появляются поэмы Сарыг-оола, М. Кенин-Лопсана (р. 1925 ), Ю. Кюнзегеша (р. 1927). Возникли жанры психологич. драмы и ист. хроники. Популярны совр. романы и повести: " Стремнина великой реки" (1965) и " Гордость женщины" (1971) Кенин-Лопсана, " Тихий уголок" (1965), " Высокие облака" (1971), " Улуг-Хем не дремлет" (т. 1-2, 1973-74) К. Кудажи (р. 1929), " Глушь. Повесть о начале 1922 года" (1968), " Клятва матери" (1973) С. Сю-рюн-оола (р. 1924), " Хайраканцы" (1971) Тока и др., в к-рых подняты актуальные проблемы жизни Т. На тув. язык переводятся мн. произв. сов. и зарубежных писателей. Развиваются литературоведение и критика: Пальмбах, А. Калзан (р. 1930), Д. Куулар (р. 1932) и др., дет. лит-pa. М. А. Хадаханэ.

Архитектура и изобразительное искусство. На терр. Т. найдены палеолитич. и неолитич. стоянки, керамика неолита и эпохи бронзы (со строгим геометрич. узором ). Скифское время в Т. представлено курганами, произв. прикладного иск-ва в скифо-сибирском зверином стиле (фигурки животных, вырезанные из кости и отлитые из бронзы ), кам. стелами (т. н. оленные камни со стилизованными изображениями оленей и др. животных, а также предметов вооружения ). К скифскому и гуннскому периоду восходят наскальные изображения людей, животных, сцен охоты. От гуннского периода сохранились деревянные антропоморфные статуэтки, художеств. изделия из металла, характерные и для др.-тюрк. эпохи, когда в узорах изделий, изготовленных в технике гравировки, золочения, литья и т. д., преобладали криволинейные мотивы и растит. элементы. В др.-тюрк. время создавались также кам. изваяния людей. В уйгурский и в особенности в кыргызский периоды распространяются более сложные приёмы обработки металла (гравировка в сочетании с инкрустацией железа золотом, серебром, бронзой ). К уйгурскому времени относятся остатки городищ-крепостей (напр., крепость Пор-Бажин на острове оз. Тере-Холь ).

У тувинцев осн. жилищем служила войлочная юрта (" кидисёг" ) с решётчатым остовом, для интерьера к-рой были характерны войлочные ковры с простёганными геометрич. орнаментами, деревянные сундуки и кровати с многоцветной яркой и контрастной росписью. Кожаные сосуды украшались узорным тиснением, а седельные крылья и чепраки - цветной аппликацией. Распространены были также художеств. изделия из металла (украшения, бляхи для седла и узды, подвесные поясные пряжки и т. д. ), выполнявшиеся ковкой, литьём, чеканкой. Для тувинских народных орнаментов типичны строгая симметрия композиции, округлые криволинейные формы, растительные мотивы, стилизованные изображения рогов, S-образные узоры, меандры. Примерно с кон. 18 в. развивается мелкая пластика из дерева, камня (агальматолит) и металла (игрушки, шахматы, культовая, главным образом зооморфная, скульптура, статичная и условная по формам).

Иск-во мелкой пластики представлено творчеством нар. скульпторов X. Тойбухаа, X. Хуна, М. Черзи и др., в лучших своих произв. достигающих тонкой декоративности и динамичности изображений. С 1940-х гг. интенсивно развиваются станковые живопись и графика. Среди станковых произв. выделяются пейзажи, жанровые и ист. полотна В. Ф. Дёмина, С. К. Ланзы, портреты и жанровые композиции Т. Е. Левертовской, Г. Л. Торлука, М. А. Даржая, Г. С. Суздальцева, графика И. Ч. Салчака, М. А. Петрова, Ю. Г. Курского. В 1965 организовано Тув. отделение Союза художников РСФСР (с 1968 - Союз художников Тув. АССР).

В сов. время реконструируется Кызыл, появляются новые посёлки и благоустраиваются старые; стр-во осуществляется по ген. планам, в к-рых предусмотрено отделение пром. зон от жилых р-нов. С переходом кочевников-аратов к оседлости в сёлах строятся срубные и кам. дома, клубы, школы.

Музыка. Муз. иск-во Т. с древних времён представлено обрядовыми и лирич. песнями, частушками, нар. горловым пением (сыгыт, каргыраа, хоомей, эзенгилээр, борбаннадыр), сказочно-эпич. мелодиями, инструм. наигрышами и др. Основа ладового строя тув. нар. музыки - пентатоника. Тув. муз. иск-во характеризуется самобытными интонациями, разнообразием метрич. и ритмич. структур. Старинные протяжные песни отличаются мелодиями большого диапазона, широким дыханием. Наиболее распространённые нар. муз. инструменты: струнные смычковые - допшулуур, бызаанчы, игил; щипковые - чадаган, шанзы, шелер-хомус, кулузун-хомус, демирхомус; духовые - мургу, шоор. До Окт. революции 1917 бытовали также дамские и шаманские муз. инструменты: духовые - бурээ, бушкуур, тун; ударные - шан, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур. Музыканты, странствовавшие по аулам, являлись гл. распространителями муз. культуры. Записи тув. муз. фольклора осуществляли в 1910-20 композиторы А. В. Анохин, Е. В.Гиппиус, 3. В. Эваль; в дальнейшем - С. Г. Коровин, А. Н. Аксёнов, М. М. Мунзук, фольклористы Тувинского НИИ языка, литературы и истории.

Начало становления проф. тув. музыки относится ко 2-й пол. 30-х гг. Её развитие связано с освоением нар. муз. наследия и влиянием рус. классич. и сов. музыки. Большую роль в этом сыграло создание Гос. муз.-драм. театра (1940). Один из зачинателей песеннего композиторского творчества - драматург и актёр В. Ш. Кок-оол, его песни " Аныяктар" (" Молодёжь" ), " Мээн Тывам" (" Моя Тува" ) и др. получили признание в народе. В 1943 был организован оркестр при Гос. муз.-драм. театре (в его составе - нар. инструменты ). После добровольного вхождения Т. в состав СССР (1944 ) начался интенсивный рост муз. культуры и иск-ва, сопровождавшийся освоением нового социалистич. содержания, созданием новых муз. форм. Большой вклад в развитие тув. муз. иск-ва внёс композитор Аксёнов, он создал ряд произв. на материале тув. муз. фольклора и написал монографию " Тувинская народная музыка" (1964 ).

Со 2-й пол. 50-х гг. наряду с традиц. муз. жанрами появляются кантаты, симф. произв., концерты, хоровые обработки и др.. в т. ч. " Алдан-Маадыр" (" Шестьдесят богатырей", 1955), " Поэма радости" (1967), симфония " Моя Тува" (1970), музыка к комедии " Певцы дня" (1973 ) Чыргал-оола, сюита " Расцветай, мой край родной" (1958 ), муз. сказка " Чечен и Белекмаа" (1964 ) Р. Д. Кенденбиля. Инструм. произв. тув. композиторов, как правило, программны. В 1966 создан симф. оркестр радио и телевидения, с 1969 работает филармония, с 1970 - Тув. ансамбль песни и танца " Саяны", в программе к-рого нар. танцы и музыка.

Среди деятелей тув. муз. иск-ва: композиторы - засл. деят. иск-в РСФСР А. Б. Чыргал-оол, Р. Д. Кенденбиль, Д. Хуреш-оол, Л. Лаптан; певцы - засл. артисты РСФСР Н. О. Олзей-оол, X. Б. Конгар, дирижёр В. С. Тока и др.

3. К. Кыргыс.

Драматический театр. Элементы театр. иск-ва существовали в нар. играх и фольклоре, религ. обрядах - шаманских камланиях и ламаистских мистериях. К сер. 20-х гг. появились первые самодеят. драм. кружки; ставились импровизационные одноактные пьесы агитационного содержания. Начало создания проф. театра относится к 1936, когда в составе уч. комбината г. Кызыла открылась театр. студия. Будущие артисты ставили произв. зарождавшейся тув. драматургии (" Ханский закон" группы авторов, " Женщина" С. К. Тока, " Добрый день" В. Ш. Кок-оола и др. ), гастролировали по республике. На основе первого выпуска студии в 1938 открылся Гос. художеств. театр, в 1940 переименованный в Гос. муз.-драм. театр. Этот коллектив представлял собой театр-студию, при нём имелось (1940-45 ) уч-ще, готовившее проф. актёров. Уч.-производств. работой руководил режиссёр и педагог И. Я. Исполнев, в значит. мере способствовавший становлению тув. нац. театра. На сцене театра, с 1958 работающего под назв.

Тув. муз.-драм. театр, поставлены спектакли на ист.-революц. и совр. сюжеты: " Тонгур-оол" (1948, 1950, 1968 ) и " Осуществлённая мечта" (1954 ) Тока, " Хайыран-оот" (" Прощай, жизнь", 1944, 1970 ) и " Самбажик" (1963 ) В. Ш. Кок-оола, " Стремление" (1949 ) и " Пробуждение" (1959 ) О. К. Саган-оола, " Таков наш путь" (1942 ), " Любовью надо дорожить" (1965 ) и " Красный поток" (1967 ) С. Б. Пюрбю, " Дружба" (1970 ) и " Одиннадцать" (1972 ) К. К. Кудажи и др. В спектаклях " Человек с ружьём" Погодина (1957, 1967 ), " Именем революции" Шатрова (1967) и " На берегу Невы" Тренёва (1969) засл. арт. РСФСР О. Д. Намдара создал образ В. И. Ленина. В репертуар входит также русская и мировая классика, произв. драматургов братских республик. Творческий состав театра дважды (1958, 1968) пополнялся выпускниками Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии. С 1947 в одном здании с национальной работает рус. труппа. Среди деятелей театр. иск-ва (1976): нар. артисты РСФСР М. М. Мунзук и К. Н. Мунзук, засл. артисты РСФСР И. С. Забродин, В. Ш. Кок-оол, X. Б. Конгар, С. П. Майер, Н. О. Олзей-оол, С. Л. Оюн, засл. деят. иск-в РСФСР А. Б. Чыргал-оол, засл. артисты Тув. АССР Б. Ф. Бады-Саган, С. Б. Баир, Е. С. Кенденбиль, Л. Ф. Котов, В. Ш. Монгальби, М. А. Рамазанова, А. С. Тавакай. В республике действуют (1976) 13 народных театров, в т. ч. 1 театр юных зрителей.

В 1945 был создан ансамбль (группа ) жонглёров и эквилибристов на проволоке под рук. ныне нар. арт. РСФСР и Тув. АССР В. Б. Оскалоола, получивший известность в СССР и за рубежом.

А. К. Калзан.

Илл. см. на вклейках, табл. XII, XIII (стр. 256-257 ).

Лит.: Российская Федерация. Восточная Сибирь, М., 1969 (серия " Советский Союз"); Природные условия Тувинской автономной области, М., 1957 (Труды Тувинской комплексной экспедиции, в. 3); Носин В. А., Почвы Тувы, М., 1963; Соболевская К. А., Растительность Тувы, Новосиб., 1950; Янушевич А. И., Фауна позвоночных Тувинской области, Новосиб., 1952: Гидрогеология СССР, т. 18- Красноярский край и Тувинская АССР, М., 1972; Геология СССР, т. 29 - Тувинская АССР, ч. 1 - Геологическое описание, М., 1967; Нордега И.Г., История географического изучения Тувы во второй половине XIX и первой половине XX в., " Труды Ин-та истории естествознания и техники АН СССР", 1959, т. 27; История Тувы, т. 1 - 2, М., 1964; Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции, т. 1 - 2, М.- Л., 1960 - 66; Маннай - оол М. X., Тува в скифское время, М., 1970; Кызласов Л. Р., История Тувы в средние века, М., 1969; Дулов В. И., Социально-экономическая история Тувы (XIX - нач. XX вв.), М., 1956; Очур Б.Ч., Великий Октябрь и Тува, Кызыл, 1967; Ковалев А. Г., Развитие промышленности, транспорта и строительства в Туве, Кызыл, 1961; Конгар Н. М., Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в Туве, Кызыл, 1974; Кызыл-оол И. Т., Овцеводство Тувинской АССР, Кызыл, 1975; Солдатов В. П., Размещение и специализация сельского хозяйства Тувинской АССР, Кызыл, 1967; Экономика Тувинской АССР, Кызыл, 1973; Народное хозяйство Тувинской АССР. Статистический сборник, Кызыл, 1971; Гребнев Л. В., Тувинский героический эпос, М., 1960; Романенко Д., У могучих истоков, М., 1963; Хадаханэ М. А., Тувинская проза, Кызыл, 1968; Куулар Д. С., Тувинская поэзия, Кызыл, 1970; История советской многонациональной литературы, т. 4, М., 1972 - 74; Маннай-оол М. X., Археологические памятники Тувы, Кызыл, 1964; Тувинская графика, альбом, Кызыл, 1969; Вайнштейн С.И., История народного искусства Тувы, М., 1974; Аксенов А. Н., Тувинская народная музыка, М., 1964; История советского драматического театра, т. 5 - 6, М., 1969-71; Люди тувинского театра, Кызыл, 1971; Сагды К., История возникновения тувинского театра, Кызыл, 1973; Библиография Тувинской автономной области (1774-1958). М., 1959.

ТУВИНСКАЯ КОТЛОВИНА, межгорное понижение в верховьях Енисея в Тув. АССР. Ограничена склонами горных хребтов Зап. Саяна, Алтая, Танну-Ола и горами Вост. Тувы. Дл. ок. 400 км, шир. от 25 до 60-70 км. Выс. 600- 900 м. Рельеф холмисто-равнинный с участками мелкосопочника. Важнейшая река Улуг-Хем, или Верхний Енисей с лев. притоком Хемчик; низкогорным массивом Адар-Даш Т. к. разделяется на западную - Хемчикскую и восточную - Улуг-Хемскую котловины. На преобладающих маломощных каштановых почвах развиты злаково-полынные и караганниковые степи. Животноводство (гл. обр. мясо-шёрстное овцеводство ), посевы зерновых (пшеница, ячмень, просо ). В Т. к.- гг. Кызыл, Шагонар, Чадан, Ак-Довурак. Из полезных ископаемых - кам. уголь (Улуг-Хемский бассейн ).

" ТУВИНСКАЯ ПРАВДА", респ. газета Тув. АССР на рус. яз. Осн. в 1924, первое периодич. издание в Туве. Первоначально выходила под назв. " Красный пахарь", с 1931 - " Новый путь", с 1934 - " Вперёд", с 1942 -" Т. п.". После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 выпускалась сначала как областная газета, с образованием Тув. АССР в 1961 - республиканская. Выходит в Кызыле 6 раз в неделю. Тираж (1975 ) 25 тыс. экз. Награждена орденом " Знак Почёта" (1974 ).

ТУВИНСКИЙ ЯЗЫК, язык тувинцев. Распространён в Тув. АССР (139, 4 тыс. чел., 1970, перепись ) и в МНР (ок. 20 тыс. чел. ). Относится к тюркским языкам. Имеет 4 диалекта: центральный (лежит в основе общенац. разговорного и лит. Т. я. ), западный, тоджинский и юго-восточный. В своём развитии Т. я. (в особенности юго-вост. диалект ) испытал влияние монг. языка. Специфич. черты Т. я.: в фонетике - противопоставление сильных (придыхательных ) и слабых согласных, фарингализованных и чистых гласных. В морфологии - разграничение дательного и направительного падежей; в глаголе - сложная форма условного наклонения, форма будущего ожидаемого времени на -калак-келек и др. Письменность создана в 1930 на базе латиницы, а с 1941 - на рус. графич. основе.

Лит.: КатановН. Ф., Опыт исследования урянхайского языка, Каз., 1903; Исхаков Ф. Г., Пальмбах А. А., Грамматика тувинского языка, М., 1961; Сат Ш. Ч., Тувинский язык, в кн.: Языки народов СССР, т. 2, М., 1966; Русско-тувинский словарь, под ред. А. А. Пальмбаха, М., 1953; Тувинско-русский словарь, под ред. Э. Р. Тенишева, М., 1968.

ТУВИНЦЫ (самоназв.- тыва, мн.ч.- тывалар; устаревшие назв., употреблявшиеся в лит-ре, - сойоны, сойоты, урянхайцы, таннутувинцы ), нация, осн. население Тув. АССР. Числ. 139, 4 тыс. чел. (1970, перепись ). Группы Т. живут также в МНР (ок. 20 тыс. чел. ). Говорят на тувинском языке. Верующие - ламаисты, шаманисты. По антропологич. типу Т.- монголоиды. До социалистич. преобразований гл. занятием Т. в степных и горно-степных р-нах было кочевое скотоводство в сочетании с примитивным земледелием; разводили мелкий и кр. рог. скот, лошадей, а в зап. и юго-вост. горных р-нах также верблюдов и яков. Осн. жилищем служила войлочная юрта. Сев.-вост. Т. (тоджинцы ) были таёжными оленеводами и охотниками; важное значение, особенно в семьях бедняков, имели также собирательство и рыболовство. Жилищем служил чум. В этногенезе степных Т. (св. 95% всех Т. ) участвовали гл. обр. древние тюркоязычные племена Центр. Азии и ассимилированные ими монголоязычные группы. Таёжные Т. -тоджинцы сформировались в результате ассимиляции самодийских и кетских групп тюркоязычным населением. После Окт. революции 1917 в России и победы нар. революции в Туве (1921 ) в х-ве, культуре и быту Т. начались крупные преобразования. С помощью СССР строились пром. предприятия, развивался транспорт, создавались первые госхозы и колхозы. Большую роль в развитии культуры сыграло создание нац. письменности (в 1930 на лат. графике, с 1941 - на русской ). После вхождения Тувы в СССР (1944 ) в экономике, культуре и быту Т. произошли коренные изменения, связанные прежде всего с переходом всех Т. на оседлость и коллективизацией. Развивается социалистич. с. х-во, пром-сть, транспорт и культура. Завершилось формирование тувинской социалистич. нации. См. также Тувинская АССР.

Лит.: Народы Сибири, М.- Л., 1956; Вайнштейн С. И., Тувинцы-тоджинцы М., 1961; его же, Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства, М., 1972; его же, История народного искусства Тувы, М., 1974; Потапов Л. П., Очерки народного быта тувинцев, М., 1969; Сердобов Н. А., История формирования тувинской нации, Кызыл, 1971.

С. И. Вайнштейн.

ТУВУМБА (Toowoomba ), город в Австралии, в шт. Квинсленд. 61 тыс. жит. (1973 ). Ж.-д. узел. Торг. центр с.-х. р-на (овцы, молочный скот, посевы пшеницы, плодоводство ). Пищ., металлообр. пром-сть.

ТУГАИ (тюрк. ), пойменные леса в пустынях Ср. Азии и Центр. Азии. Разновидность галерейных лесов. Встречаются в долинах рек с близким залеганием пресных грунтовых вод. Состоят из различных видов деревьев и кустарников: туранги, ивы, лоха, гребенщика, чингиля и облепихи. Типичные Т. тянутся вдоль русел рек и по низким островам. Типичные Т. на богатых аллювиальных почвах образуют заросли деревьев и кустарников, обвитых лианами (ломонос, калистегия и др. ); травяной покров представлен видами тростника, кендыря, местами гигантскими злаками эриантусами. В поймах pp. Амударьи и Сырдарьи преобладают Т. из туранги, на засоленных почвах характерны заросли гребенщика ветвистого (выс. 2-4, иногда 5-6 м) и гребенщика опушённого (выс. до 1 м). В Т. обитают кабаны, фазаны и др. Площадь Т. заметно сокращается в связи с освоением пойм. я. Л. Любимова.

ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губ., - 21.1. 1919, близ Одессы ), русский экономист, историк, один из представителей " легального марксизма". Вступил в партию кадетов в период Революции 1905-07. В кон. 1917 - янв. 1918 был мин. финансов контрреволюц. Центральной рады. Окончил Харьковский ун-т (1888 ). В 1895-99 приват-доцент Петерб. ун-та по кафедре политэкономии; с 1913 проф. Петерб. политехнич. ин-та. Получил степень магистра политэкономии за работу " Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь". (1894 ). Гл. причину кризисов Т.-Б. видел не в противоречии между обществ, характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории рус. пром-сти явилась кн. " Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. 1, 1898), фактич. материал к-рой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

В 90-е гг. Т.-Б. изучал работы К. Маркса, но встал на позиции " легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой осн. положений марксизма. Издал " Теоретические основы марксизма" (1905), в к-рых объявил теорию Маркса только " отчасти верной", и " Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Т.-Б. к буржуазным демократам, "...для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96 ). Т.-Б. участвовал в кооперативном движении, к-рому посвятил ряд работ; наиболее значительная " Социальные основы кооперации" (1916 ).

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 3; его же, Заметка к вопросу о теории рынков. (По поводу полемики гг. Туган-Барановского и Булгакова), там же, т. 4; его же, Кадетский профессор, там же, т. 22; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, Либеральный профессор о равенстве, там же, т. 24; История русской экономической мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966; Мицюк О. К., Наукова дiяльнiсть полiтико-економiста М. Туган-Барановського, Львiв, 1931 (лит.).

ТУГАНОВ Михаил Николаевич (2.8. 1900, Орджоникидзе, - 4.5.1974, Москва ), советский осетинский цирковой артист, наездник, режиссёр, нар. арт. РСФСР (1958 ). Чл. КПСС с 1942. В 1922 учился у А. Т. Кантемирова. С 1925 работал самостоятельно. Создатель и участник конного аттракциона (1927-32 ), Донского казачьего ансамбля (в годы Великой Отечеств.войны 1941-45 ансамбль во главе с Т. добровольно ушёл на фронт ). В последующие годы поставил конную пантомиму " О чём звенят клинки", конную сюиту " На Дону", аттракцион " Джигиты Северной Осетии". В 1965 пост. тематич. программу " Конный цирк", объединившую наиболее известные конные номера. Гастролировал за рубежом. Награждён 2 орденами, а также медалями. Воспитал большую группу учеников, вт. ч. свою дочь Дзерассу Михайловну Т. (р. 4.2.1929 ), к-рая с 1962 возглавляет аттракцион джигитов " Иристон".

ТУГАРИНОВ Алексей Иванович [р. 27.2 (12.3 ). 1917, Ленинград], советский геолог-геохимик, чл.-корр. АН СССР (1966 ). Окончил Моск. геологоразведочный ин-т (1940 ). В 1945-49 работал в Мин-ве геологии СССР, с 1949 - в Ин-те геохимии и аналитич. химии им. В. И. Вернадского АН СССР, проф. кафедры геохимии МГУ (с 1965 ).

Осн. труды связаны с разработкой геохронологич. шкалы докембрия и усовершенствованием методов измерения абсолютного возраста горных пород. Ленинская пр. (1965 ) за разработку геолого-геохимич. основ прогнозирования и поисков полезных ископаемых. Пр. им. А. П. Карпинского АН СССР (1967 ) за монографию " Докембрийская геохронология материков" (1966, соавтор ). Награждён двумя орденами.

Соч.: Уран в метасоматических процессах, в кн.: Основные черты геохимии урана, М., 1963; Геохимия щелочного метасоматоза, М., 1963 (совм. с А. С. Павленко и И. В. Александровым); Общая геохимия, М., 1973.

ТУГГА, древний город в Тунисе; см. Дугга.

ТУГГУРТ, город в Алжире, на С.-В. Алжирской Сахары, в вилайе Уаргла. 27 тыс. жит. (1968 ). Адм. и торгово-ремесл. центр группы оазисов у сев.-зап. оконечности Большого Восточного Эрга. Ж. д. и автомагистралью соединён с Бискрой; близ Т. проходит нефтепровод Хасси-Месауд - Скикда. Переработка и вывоз фиников.

ТУГЕЛА (Tugela ), река в Южно-Африканской Республике. Берёт начало в Драконовых горах, впадает в Индийский ок. к С. от г. Дурбан. Получила известность благодаря находящемуся в её верховьях одноимённому водопаду (выс. 933 м) - самому высокому в Африке и одному из самых высоких в мире.

ТУГЕНДБУНД (нем. " Tugendbund" - " Союз добродетели" ), тайное политич. об-во в Пруссии. Создано в апр. 1808 с целью возрождения " нац. духа" (после разгрома Пруссии Наполеоном I ). Объединяло св. 700 чел., гл. обр. представителей либерального дворянства, бурж. интеллигенции, чиновников, не связанных с нар. массами. К Т. были близки Г. Штейн, Г. Шарнхорст, А. Гнейзенау. Официально распущено в янв. 1810.

Лит.: Stettiner P., Der Tugendbund, Konigsberg in Pr., 1904.

ТУГЕНДХОЛЬД Яков Александрович [5(17 ). 12.1882, Москва, - 29.11.1928, там же], советский художественный критик. Учился в Моск. ун-те, школе Ажбе в Мюнхене. С 1908 публиковал в журн. " Аполлон", " Современный мир" и др. статьи, знакомившие рус. публику с ев-роп. иск-вом нового времени. Активный участник стр-ва сов. художеств. культуры [зав. отделом изобразит. иск-ва газ. " Известия" (1923-26 ), " Правда" (с 1926 ) ]. Для работ Т. характерны анализ общественного содержания художеств. творчества, требовательность к художеств. форме.

Соч.: Французское искусство и его представители, СПБ, [1911]; Живопись и зритель, М.- Л., [1928]; Художественная культура Запада. Сб. ст., М.- Л., 1928; Искусство Октябрьской эпохи, Л., 1930.

ТУГЛАДЖИ (Tuglaci ) Парс (р. 1933, Стамбул ), турецкий языковед; армянин по национальности. Окончил Мичиганский ун-т (1955 ). Осн. труды в области лексикологии и лексикографии. Составитель мн. двуязычных словарей по различным отраслям науки. В 1971-74 издал трёхтомный словарь " Okyanus" (" Океан" ) - самый крупный толковый словарь тур. языка. Чл. Об-ва тур. языка.

Соч.: Buyuk Turkce-Ingilizce sozluk, 1st., 1966; Buyuk Tiirkpe-Fransizca sozluk, 1st., 1968; Tiirkcede anlamdas ve karsit kelimeler sozlugu, 1st., 1967.

ТУГЛАКИДЫ, династия правителей Делийского султаната в Индии в 1320- 1413. Основатель Гияс-ад-дин Туглак (правил в 1320-25 ). Наиболее крупный представитель Мухаммед Туглак (правил в 1325-51). После Фироз-шаха Туглака, правившего в 1351-88, началась феод. усобица. Со смертью последнего Т.- Насир-ад-дин Махмуда в 1413 власть в Дели перешла к Сайдам (1414).

ТУГЛАС Фридеберт [18.2(2.3).1886, м. Ахья, ныне Пыльваского р-на, - 15.4. 1971, Таллин], эстонский советский писатель и литературовед, нар. писатель Эст. ССР (1946), чл.-корр. АН Эст. ССР (1946). Печатался с 1901. Участвовал в революц. движении 1905; в 1906-17 - в эмиграции. После Февр. революции 1917 вернулся на Родину. Был пред. Союза эст. писателей в бурж. Эстонии. В 1923-26 ред. журн. " Лооминг". В 1906 вышел сб. реалистич. новелл " Душевой надел". Т. испытал влияние символизма; опубл. сб-ки полуфантастич. новелл " Судьба" (1917), " Меланхолия" (1920) и " Странствие душ" (1925). Ему принадлежат также новеллы-миниатюры " Маргиналии" (1966). Автор романа " Феликс Ормуссон" (1915) и автобиографич. романа " Маленький Иллимар" (1937, рус. пер. 1959). Написал исследования, статьи и эссе об эст. и зарубежных писателях, книгу о развитии эст. реализма (" Критический реализм", 1947). Произв. Т. переведены на мн. языки. Награждён 2 орденами.

С о ч.: Kriitika, t. 1-8, Tartu, 1935-36; Teosed, t. 1 - 8, Tallinn, 1957 - 62; Rahutu rada, Tallinn, 1973; в рус. пер.- К своему солнцу, М., 1963; Золотой обруч, М., 1968.

Лит.: Friedebert Tuglas sonas ja pildis. Koost. P. Rummo, Tallinn, 1966; Andresen N., Friedebert Tuglas, Tallinn, 1968. X. Пухвелъ.

ТУГОЛЕССКИЙ БОР, посёлок гор. типа в Шатурском р-не Московской обл. РСФСР. Расположен в 4 к м от ж.-д. ст. Кривандино (на линии Куровская - Муром ), в 22 к м к В. от г. Шатура. Добыча торфа.

ТУГОПЛАВКИЕ МЕТАЛЛЫ, по технич. классификации - металлы, плавящиеся при темп-ре выше 1650-1700 0С; в число Т. м. (табл. ) входят титан Ti, цирконий Zr, гафний Hf (IV группа периодич. системы ), ванадий V, ниобий Nb, тантал Та (V группа ), хром Сr, молибден Мо, вольфрам W (VI группа ), рений Re (VII группа ). Все эти элементы (кроме Сr ) относятся к редким металлам, a Re - к рассеянным редким металлам. (Высокой темп-рой плавления характеризуются также металлы платиновой группы и торий, но они по технич. классификации не относятся к Т. м. )

Т. м. имеют близкое электронное строение атомов и являются переходными элементами с достраивающимися d-оболочками (см. табл. ). В межатомных связях Т. м. участвуют не только наружные s-электроны, но и d-электроны, что определяет большую прочность межатомных связей и, как следствие, высокую темп-ру плавления, повышенные механич. прочность, твёрдость, электрич. сопротивление. Т. м. имеют близкие хим. свойства. Переменная валентность Т. м. обусловливает многообразие их хим. соединений; они образуют металлоподобные тугоплавкие твёрдые соединения.

Тугоплавкие металлы

Название Хим. знак Атомный номер Внешняя электронная оболочка Температура плавления, °C
Титан Ti   3d2 4s2  
Ванадий V   3d3 4s2  
Хром Сr   3d3 4s1  
Цирконий Zr   4d2 5s2  
Ниобий Nb   4d1 5s1  
Молибден Mo   4d5 5s'  
Гафний Hf   5d26s2  
Тантал Та   5d3 6s2  
Вольфрам W   5d4 6s2  
Рений Re   5d56s2  



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал