Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVII, Кино 3 страница
ТУРАНСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, Туранская равнина, равнинная часть Ср. Азии и Юж. Казахстана, занятая б. ч. пустынями (Каракумы, Кызылкум и др. ). На Ю. ограничена Копетдагом и предгорьями Паропамиза, на 3.- вост. берегом Каспийского м., на С.-З.- юж. отрогами и вост. подножием Мугоджар, на С.- Тургайским плато, на С.-В. - Казахским мелкосопочником, на Ю.-В.- горами Тянь-Шаня и Памиро-Алая; на В. приподнятой вост. окраиной пустыни Бетпак-Дала и Чу-Илийскими горами отделена от пустынь Балхаш-Алакольского басс. Осн. часть Т. н. соответствует Туранской плите, складчатый фундамент к-рой перекрыт мезокайнозойскими отложениями и выходит на поверхность лишь в отд. местах (Мангышлак - горы Каратау, возвышенности Кызылкия, Султануиздаг, горы в центрс части пустыни Кызылкум ). На терр. Мангышлака находятся месторождения нефти и газа (см. Мангышлакский нефтегазоносный район). Для рельефа Т. н. характерно чередование аккумулятивных низменностей и равнин со столовыми слабо расчленёнными плато - Устюрт, Красноводское плато, Заунгузские Каракумы; днища отд. впадин лежат ниже уровня океана (Карагие - 132 м). Наибольшие высоты (выше 300 м) приурочены к островным горам в центр. части пустыни Кызыл-кум - Тамдытау (до 922 м), на Мангышлакском нагорье (до 556 м). Климат резко континентальный, пустынный, в юж. части - субтропический. Почвы серо-бурые, малокарбонатные на С. и типичные карбонатные на Ю. На предгорных равнинах юга они сменяются светлыми и обыкновенными серозёмами. Господствует полынно-солянковая, псаммофитная и эфемеровая пустынная растительность. В сев. половине Т. н. распространены глинистые (полынные и полынно-солянковые ), песчаные, каменистые (гипсофитные ) пустыни, местами солончаки и такыры; в юж. половине - пустыни субтропические: лёссово-глинистые (эфемеровые ), песчаные, каменистые (гипсофитные ), такыры, участки солончаковых пустынь. В Каракумах, Кызылкуме и др. пустынях пастбища разного сезонного использования. Земледелие ведётся при искусств, орошении. Лит.: Средняя Азия, М.. 1968. Н. А. Гвоздецкий. ТУРАТИ (Turati ) Филиппо (27.11.1857, Канцо, Комо, -30.3.1932, Париж ), итальянский политич. деятель, публицист, один из идеологов реформизма. В рабочее движение пришёл из левора-дикального " Демократического союза". В 1890-91 вместе с А. Кулишовой основал журн. " Критика сочале" (" Critica Sociale" ). В 1892 был одним из основателей Партии итал. трудящихся (с 1895- Итал. социалистич. партия, ИСП ), создание к-рой знаменовало победу над анархистскими и сектантскими тенденциями в итал. рабочем движений. Т. выступал за объединение сил рабочего и де-мократич. движения в борьбе против диктатуры Криспи. В 1896-1926 Т.- депутат парламента, лидер парламентской группы ИСП. Т. отвергал революц. формы и методы борьбы за социализм, выдвигал на первый план борьбу за социальные и политич. реформы, делал ставку на парламентскую деятельность, был сторонником тактич. соглашений и сотрудничества с либеральной буржуазией. В области внеш. политики Т. выступал против участия Италии в итало-турецкой войне 1911-12 и 1-й мировой войне 1914-18. Внутри ИСП Т. боролся с максималистским её крылом (см. Максималисты). Не поняв всемирно-историч. значения Великой Окт. социалистич. революции в России, Т. объяснял её победу специфич. русскими условиями и считал неприемлемым для Италии опыт диктатуры пролетариата. После решения ИСП (1919 ) о присоединении к 3-му Интернационалу Т. в 1922 участвовал в образовании правореформистской Унитарной социалистич. партии. После захвата власти фашистами (1922 ) эмигрировал во Францию, где вёл антифаш. деятельность. ТУРАЧ, франколин (Francolinus francolinus ), птица сем. фазановых отр. куриных. Дл. тела до 37 см, весит 400- 550 г. У самца спинная сторона буроватая с пестринками, брюшная - чёрная с белыми пятнами, на шее коричневый ошейник; самка окрашена менее ярко. Распространён Т. от Кипра и М. Азии до С.-В. Индостана; в СССР - в вост. Закавказье и юго-зап. Туркмении. Турач: 1- самец; 2 - самка. Живёт оседло в долинах рек с густыми зарослями кустарников. Гнёзда на земле. В кладке чаще до 10 яиц. Насиживает самка 18-19 суток, водят птенцов самка и самец. Пища растительная (семена, побеги, ягоды ) и животная (насекомые и др. беспозвоночные ). Объект спортивной охоты. В СССР малочислен, охраняется. ТУРБЕЛЛЯРИИ, то же, что ресничные черви. ТУРБИДИМЕТРИЯ (от лат. turbidus - мутный и ...метрия), метод анализа мутных сред, основанный на измерении интенсивности поглощённого ими света. Турбидиметрические измерения производят в проходящем свете с помощью визуальных и фотоэлектрических колориметров и турбидиметров, аналогичных колориметрам, но применяющихся без светофильтров. Так же как и нефелометрия, Т. требует тщательного соблюдения условий образования дисперсной фазы. Разновидность Т.- турбидиметрич. титрование по максимуму помутнения с помощью фотоэлектрич. колориметров. Т. применяется для аналитич. определений в различных средах. Лит.: Воюцкий С. С., Курс коллоидной химии, М., 1975. ТУРБИДИТЫ, отложения мутьевых потоков на дне морей и океанов, представленные кластическими осадками разной размерности и степени окатанности. Пе-риодич. поступление осадков мутьевых потоков на морское дно нарушает обычный ход седиментации и создаёт в донных осадках серию ритмов; границы ритмов обычно отчётливые, мощность - различная (чаще неск. десятков с м, реже от долей с м до неск. м). В нижней части каждого ритма наиболее грубозернистые осадки постепенно переходят кверху в более тонкозернистые, образуя т. н. градационную слоистость; завершается ритм более тонким слоем пелитового осадка (глинистого или карбонатного ). Разная крутизна склонов, длительность транспортировки и степень нагрузки (или разжижения ) мутьевого потока вызывают различия в строении Т. В этом глубоководном осадке встречаются остатки мелководных и прибрежных организмов, перенесённые мутьевым потоком; иногда присутствует вулканогенный материал - тефра (тефротурбидиты ); в ископаемом виде они известны под назв. " туфовые Т.". Т. имеют широкое распространение среди совр. и древних отложений разного возраста (особенно среди осадков сейсмически активных областей ). См. также Мутъевые потоки. Л. Н. Ботвинкина. ТУРБИДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ (от лат. turbidus - мутный ), см. Мутъевые потоки. ТУРБИН Николай Васильевич [р. 20.11 (3.12 ). 1912, с. Тума, ныне Клепиковского р-на Рязанской обл.], советский генетик и селекционер, акад. АН БССР (1953 ) и акад. ВАСХНИЛ (1967 ). Чл. КПСС с 1950. В 1935 окончил Воронежский с.-х. ин-т. В 1945-53 проф. ЛГУ. Директор Биологич. ин-та ЛГУ (1948-52 ), Ин-та биологии (1953-65 ), Ин-та генетики и цитологии АН БССР (1965-71 ). С 1968 акад.-секретарь Отделения растениеводства и селекции ВАСХНИЛ. С 1974 директор Всесоюзного н.-и. ин-та прикладной молекулярной биологии и генетики ВАСХНИЛ. Осн. труды по гене-тич. основам селекции растений (полиплоидия сахарной свёклы, явление гетерозиса, генетика цитоплазматич. муж. стерильности ). Доказал возможность автомиксиса у пшеницы при межвидовых скрещиваниях (1968 ), исследовал генетику алкалоидности у люпинов. Президент Всесоюзного об-ва генетиков и селекционеров СССР (1972-76 ). Награждён двумя орденами и медалью. Соч.: Экспериментальная полиплоидия и гетерозис у сахарной свеклы, Минск, 1972 (совм. с В. Е. Бормотовым); Диаллельный анализ в селекции растений, Минск, 1974 (совм. с Л. В. Хотылевой и Л. А. Тарутиной). Лит.: Крупный советский ученый, " Селекция и семеноводство", 1973, № 1; Xотылева Л. В., К 60-летию академика Н. В. Турбина, " Вестник сельскохозяйственной науки", 1973, № 1. ТУРБИНА (франц. turbine, от лат. turbo, род. падеж turbinis - вихрь, вращение с большой скоростью ), первичный двигатель с чисто вращательным движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом, преобразующий в механическую работу кинетич. энергию подводимого рабочего тела - пара, газа или воды. Стационарные паровые и газовые Т. применяют для привода генераторов электрич. тока (турбогенераторы ), центробежных компрессоров и воздуходувок (турбокомпрессоры, турбовоздуходувки), питательных, топливных и масляных насосов (турбонасосы ). Трансп. паровые и газовые Т. используют в качестве главных судовых двигателей. Газовые Т. используются также в качестве авиационных двигателей (турбовинтовые и турбореактивные двигатели ) и в отд. случаях - на локомотивах (газотурбовозы) и спец. автомобилях, требующих особо мощных двигателей. Гидравлич. Т. строят только в стационарном исполнении для привода тихоходных генераторов электрического тока (гидрогенераторы ) на гидроэлектрических станциях. К 1976 мощность паровых Т. достигла 1300 Мвт, газовых - 100 Мвт, гидравлических - более 600 Мвт в агрегате. Благодаря хорошей экономичности, компактности, надёжности и возможности осуществить большую единичную мощность Т. практически вытеснили поршневые паровые машины из совр. мировой энергетики. См. также ст. Газовая турбина, Гидротурбина, Паровая турбина. С. М. Лосев. ТУРБИНА СОБСТВЕННЫХ НУЖД, турбогенератор, обеспечивающий потребность электростанции в электроэнергии; предназначается для питания вспо-могат. механизмов (насосы, вентиляторы, шаровые мельницы ), систем автоматики, осветит. устройств и т. д. От Т. с. н. требуются высокая надёжность и возможность быстрого пуска. На совр. мощных электростанциях, работающих на Единую электроэнергетическую систему, нет необходимости в Т. с. н., т. к. электростанции взаимно страхуют друг друга от аварийного обесточивания. Т. с. н. иногда наз. хаус-турбиной. См. также ст. Паровая турбина. ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ, способ бурения с применением в качестве рабочего органа турбобура. Радикальное решение проблемы Т. б. было получено с использованием многоступенчатого турбобура при скоростном вращении долота, равном 600-800 об/мин. В пределах этих скоростей вращения зубчатые конич. шарошки долота при осевых нагрузках до 1 -1, 5 т/см диаметра долота при перекатывании по забою эффективно разрушают породу, обеспечивая интенсивное углубление забоя. С нач. 50-х гг. Т. б.- осн. метод бурения в СССР и составляет 70-80% от общего объёма проходки скважин на нефть и газ (1975 ). Создание способа наклонно-направленного Т. б. позволило проходить наклонные скважины с теми же скоростями, что и вертикальные. Большое экономич. значение наклонно-направленное Т. б. получило при кустовом бурении с морских оснований на Каспийском м. и в Зап. Сибири. Для повышения износостойкости шарошечных доло T., б. осуществляется при 300-400 об/мин, а в сверхглубоких скважинах - 150-250 об/мин. Высокооборотные турбобуры используются в основном при бурении алмазными долотами. Применение турбобуров с наклонной линией давления позволяет контролировать скорость вращения долота на забое и оптимизировать режимы бурения. Макс. механич. скорости бурения в мягких породах при Т. б. до 40-50 м/ч. Т. б. применяется в породах любой крепости (твёрдости) как в эксплуатационном, так и разведочном бурении. Макс. глубина скважины, достигнутая при Т. б., 7500 м. Лит. см. при ст. Турбобур. Р. А. Иоаннесян. ТУРБИННЫЕ МАСЛА, группа смазочных масел, используемых для смазки подшипников и вспомогат. механизмов паровых и водяных турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин (воздушных, газовых и холодильных), а также в качестве смазывающей и рабочей жидкости в различных пром. механизмах с циркуляционными системами. Т. м. - глубокоочищенные дистиллятные масла нефтяные из малосернистых беспарафиновых или сернистых парафиновых нефтей с добавками, состоящими из комплекса антиокислительных, антикоррозионных, деэмуль-гирующих, антипенных, в отдельных случаях антиизносных присадок. Характеризуются высокой устойчивостью против окисления, хорошими антикоррозийными и деэмульгирующими свойствами, малой вспениваемостью. Т. м. с вязкостью при 50 0С 20 - 23*10-6 м2/сек (20-23 сст) применяются в быстроходных турбоагрегатах (3000 об/ ми н и выше), а с вязкостью 28-48*10-6 м 2/ сек (28- 48 сст) и более - в тихоходных и мощных, в т. ч. судовых, турбоагрегатах (тур-боредукторных установках ). Для систем регулирования мощных паровых турбин находят применение синтетич. Т. м. на основе триксиленилфосфата. Их преимущество - высокая огнестойкость. Однако они дороги и обладают нек-рой токсичностью. Лит.: Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под ред. Е. А. Эминова, 3 изд., кн. 1 - 2, М., 1969; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971. Е. А. Эминов. ТУРБИНСКИЙ МОГИЛЬНИК, археол. памятник на прав. берегу р. Камы против устья р. Чусовой. Предположит. дата - 15-14 вв. до н. э. Открыт в 1891, раскапывался в 1924-60. Скелеты не сохранились. По погребальному инвентарю из камня (кремнёвые наконечники стрел и копий, ножи, скребки и пр., плоские нефритовые кольца ), бронзы (кельты, копья, ножи, украшения, вислообушные топоры) и серебра (копьё, часть браслетов) выделяется ок. 200 захоронений. Т. м. имеет ближайшие аналогии в Сейминском могильнике. Лит.: Бадер О. Н., Древнейшие металлурги Приуралья, М., 1964. ТУРБОБУР, забойный гидравлич. двигатель для бурения глубоких скважин преим. на нефть и газ. На первом этапе турбинного бурения (1924-34) применялся Т., изобретённый в СССР в 1922 М. А. Капелюшниковым совместно с Н. А. Корневым и С. М. Волохом. В этом Т. высокооборотная одноступенчатая турбина передавала вращение долоту через планетарный, заполненный маслом редуктор. В 1935-50 применялся безредукторный Т. с многоступенчатой турбиной, вал к-рой непосредственно вращает долото (авторы П. П. Шумилов, Р. А. Иоаннесян, Э. И. Тагиев, М. Т. Гусман). В многоступенчатом Т. общий перепад давлений дифференцируется по ступеням турбины, а момент на валу определяется суммой моментов, развиваемых каждой ступенью. Многоступенчатый Т.- машина открытого типа, вал его вращается в радиальных и осевых резинометаллич. подшипниках, смазкой и охлаждающей жидкостью для к-рых является циркулирующая промывочная жидкость - глинистый раствор. Для получения макс. значений кпд лопатки турбины профилируют так, чтобы безударный режим их обтекания совпадал с максимумом мощности турбины. Выполняют турбины цельнолитыми, общее число ступеней турбины достигает 120, рабочие диаметры Т. для бурения глубоких и сверхглубоких скважин -164, 172, 195, 215, 240, 280 мм, частота вращения вала турбины от 150 до 800- 1000 об/мин. Рабочий момент на валу Т. зависит от его диаметра и составляет от 1 до 5-6 кнм (1 к м = 0, 1 кгсм). С 1950 для увеличения вращающего момента на валу применяют многосекционные Т., в к-рых последовательно соединяются 2-3 секции турбин Т. с общим числом ступеней 300-450 (рис. 1). Это позволило наряду с увеличением вращающего момента снизить частоту вращения вала турбины до 300-400 об/ мин (для более эффективной работы шарошечных долот). В этих Т. шаровая осевая опора вынесена в спец. шпиндель, присоединяемый к нижней секции Т. Рис. 1. Секционный шпиндельный турбобур: 1 - статор турбины; 2 - ротор турбины; 3 - радиальный резинометаллический подшипник; 4 - конусошлицевая муфта; 5 - сальник; б - многоступенчатая осевая опора; 7 - верхняя секция; 8 - нижняя секция; 9 - шпиндель. Рис. 2. Турбобур с разделённым потоком: 1 - верхняя секция; 2 - нижняя секция; 3 - низконапорная турбина; 4 - высоконапорная турбина; 5 - зона разделения потока. В шпинделе имеются также радиальные опоры и сальник, позволяющий использовать гидромониторные долота. С 1970 для дальнейшего снижения частоты вращения вала турбины в Т. применяют ступени гидродинамич. торможения, позволившие бурить при 150- 250 об/мин. С нач. 70-х гг. внедряются Т. с независимой подвеской секции и с демпфирующими устройствами, к-рые обладают увеличенным сроком межремонтной работы и улучшают условия работы шарошечных долот за счёт снижения вибрации бурильной колонны. Для работы с гидромониторными долотами, без дополнительного нагружения буровых насосов, начато применение Т. с разделённым потоком на нижней секции (рис. 2 ), который отличается тем, что перепад давлений, срабатываемый в его нижней секции, равен перепаду давлений в штуцерах гидромониторного долота. При этом нижняя секция Т. работает на части потока, подаваемого в скважину. В разведочном бурении для отбора керна в полом валу Т. размещается съёмная грунтоноска. Для бурения в условиях борьбы с кривизной ствола скважины используют Т. с вращающимся корпусом. Ведутся работы (1975 ) по созданию комплексного инструмента " Т.- шарошечное долото", который позволит значительно повысить частоту вращения долота. Лит.: Иоаннесян Р. А., Основы теории и техники турбинного бурения, М.- Л., 1953; loannesian R. A., Les voix dernieres du develppement de la technique du forage a la turbine, в кн.: Proceedings of the 7-th World petroleum congress, v. 3, Essex-Amst.-N. Y., 1967; Jоannesian R. A., Joannesian Y. R., Gusman М. Т., Development of deep well tur-bodrilling techniques, в кн.: Proceedings of the 8-th World petroleum congress, v. 3, L., 1971. P. А. Иоаннесян. ТУРБОВ, посёлок гор. типа в Липовецком р-не Винницкой обл. УССР. Расположен в 25 к м к С.-В. от Винницы, на р. Десне (приток Юж. Буга ). Конечный пункт ж.-д. ветки от линии Казатин - Винница. Заводы: сахарный, маш.-строит., стекольный, каолиновый. ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, двухконтурный турбореактивный двигатель, у к-рого отношение расходов воздуха через внеш. и внутр. контуры больше 1. ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВД), авиационный газотурбинный двигатель, в к-ром осн. тяга создаётся воздушным винтом, а дополнит. тяга (до 8-12%) - струёй газов, вытекающих из реактивного сопла. [ris] Принципиальная схема вертолётного турбовинтового двигателя: 1 - воздушный винт; 2 - редуктор; 3 - воздухозаборник; 4 - осевой компрессор; 5 - камера сгорания; 6 - турбины для привода компрессора и воздушного винта; 7 - сопло для отвода газов. ТВД используются на дозвуковых самолётах и вертолётах. Атм. воздух, поступающий в ТВД при полёте, сжимается в воздухозаборнике и далее в турбокомпрессоре, а затем подаётся в камеру сгорания, в к-рую впрыскивается жидкое хим. топливо (обычно авиац. керосин ). Образовавшиеся при сгорании топлива газы расширяются в турбине, вращающей компрессор и воздушный винт; окончат. расширение газов происходит в реактивном сопле. Для согласования скорости вращения ротора турбокомпрессора и воздушного винта либо (у вертолётов ) для передачи вращающего момента на винт, ось к-рого расположена под углом к оси турбины, используется редуктор. Привод компрессора и воздушного винта у вертолётных ТВД обычно осуществляется механически не связанными турбинами. См. также Авиационный двигатель. В. И. Бакулев. ТУРБОВОЗ, автономный локомотив, первичным двигателем к-рого служит турбина. На Т. могут использоваться паровые и газовые турбины. Паровая турбина не нашла применения на локомотивах, гл. обр. из-за громоздкости паротурбинной установки и низкого общего кпд. В качестве первичного двигателя используются газовые турбины. Первый газотурбовоз был создан и начал эксплуатироваться в 1948 (США ). Однако больших успехов турбовозостроение не достигло. Развитие и совершенствование Т. связано с возможностью создания локомотива большой агрегатной мощности (с кпд до 30% ) при достаточно низкой удельной массе (масса, приходящаяся на единицу мощности ) и с дальнейшим улучшением их энергетич. и конструктивных качеств. ТУРБОГЕНЕРАТОР, генератор элект-рич. энергии, приводимый во вращение паровой или газовой турбиной. Обычно Т.- это синхронный генератор, непосредственно соединённый с турбиной тепловой электростанции (ТЭС ). Т. к. турбины, используемые на ТЭС, работающих на органич. топливе, имеют наилучшие тех-нико-экономич. показатели при больших частотах вращения, то Т., находящиеся на одном валу с турбинами, должны быть быстроходными. Частота вращения n T. определяется из условия f = р* п (где f - частота переменного тока, р - число пар полюсов Т. ). В СССР пром. частота тока f = 50 гц, поэтому наивысшая частота вращения Т. составляет 50 сек -1 (при р= 1 ). Т.- электромашина горизонтального исполнения (рис. ). Обмотка возбуждения Т. расположена на роторе с неявно выраженными полюсами, трёхфазная рабочая обмотка - на статоре. Ротор, испытывающий наиболее сильные механич. напряжения, выполняют из целых поковок высококачеств. сталей. По условиям прочности линейная скорость точек ротора v не должна превышать 170- 190 м/сек, что ограничивает его диаметр при п = 50 сек-1 величиной D = v/пn=1, 2-1, 3 м. Относительно малый диаметр ротора обусловливает его сравнительно большую длину, к-рая, однако, ограничена допустимым прогибом вала и не превышает 7, 5-8, 5 м. На поверхности ротора профрезерованы продольные пазы, в к-рые укладывают витки об-мотки возбуждения. Обмотку крепят клиньями, закрывающими пазы, и массивными бандажами из немагнитной стали, охватывающими лобовые (торцевые ) части обмотки. Питается обмотка от возбудителя электрических машин. Статор Т. состоит из корпуса и сердечника с пазами для обмотки. Сердечник изготовляют из неск. пакетов, набираемых из листов электротехнич. стали толщиной 0, 35-0, 5 мм, покрытых слоем лака. Между отд. пакетами оставляют вентиляц. каналы шириной 5-10 мм. В пазах обмотку крепят клиньями, а её лобовые части укрепляют на спец. кольцах, расположенных в торцевой части статора. Сердечник помещают в стальной сварной корпус, закрываемый с торцов щитами. Т. атомных электростанций обладают нек-рыми особенностями, связанными с тем, что пар, вырабатываемый в ядерном реакторе, имеет относительно низкие параметры, обусловливающие экономич. целесообразность применения турбин с частотой вращения 25 сек-1. Такая частота требует наличия двух пар полюсов на роторе Т. и позволяет выполнять сам ротор с большим диаметром (до 1, 8 м). При этом размер поковки ротора ограничивается технологич. возможностями её изготовления (макс. масса поковки достигает 140-180 т ). Т. мощностью до 30 Мвт имеют замкнутую систему возд. охлаждения; при мощности св. 30 Мвт возд. среду заменяют водородной (с избыточным давлением ок. 5 кн/м2). Использование водорода в качестве теплоносителя позволяет увеличить съём тепла с охлаждаемых поверхностей (т. к. теплоёмкость водорода в неск. раз превышает теплоёмкость воздуха) и соответственно повысить мощность Т. при заданных размерах. Циркуляция теплоносителя обеспечивается вентиляторами, расположенными на одном валу с Т. Тепло снимается с поверхностей изолированных проводников и стальных сердечников. Нагревшийся теплоноситель поступает в спец. охладитель (при водородном охлаждении он встраивается в Т. и вся система охлаждения тщательно герметизируется). Для интенсификации охлаждения при мощности Т. св. 150 Мвт давление водорода в системе повышают до 300-500 кн/м2, а при мощности св. 300 Мвт используют внутр. охлаждение проводников обмотки водородом или дистиллированной водой.
Приводородном охлаждении проводники обмотки делают с боковыми вырезами-каналами, а при водяном охлаждении применяют полые проводники. В крупных Т. охлаждение обычно комбинированное: напр., обмотки статора и ротора охлаждаются водой, а сердечник статора - водородом. Повышение мощности Т. приводит к снижению удельного расхода материалов и в конечном счёте к снижению затрат на его изготовление (в расчёте на квт мощности ). Так, у Т. мощностью 30 Мвт расход материала на каждый квт мощности составляет 2, 75 кг, а у Т. мощностью 200, 500, 800 и 1200 Мвт - соответственно 1, 53, 0, 69, 0, 58 и 0, 457 кг. Таблица иллюстрирует рост мощности Т., выпускаемых в СССР. Кпд Т. 98-99%, напряжение на зажимах - до неск. десятков кв. Лит.: Вольдек А. И., Электрические машины, Л., 1974. М. Д. Находкин. ТУРБОКОМПРЕССОР, 1 ) осн. агрегат турбокомпрессорного двигателя, состоящий из механически связанных компрессора и авиационной газовой турбины. Иногда Т. применяют для наддува поршневых двигателей внутр. сгорания; в этом случае выхлопные газы двигателя расширяются в турбине, которая вращает компрессор, повышающий давление подаваемого в цилиндры воздуха. 2 ) Лопаточный компрессор (центробежный или осевой ) для сжатия и подачи газов; обеспечивает больший, чем у поршневого компрессора, кпд и исключает пульсации давления подаваемого газа. ТУРБОКОМПРЕССОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, газотурбинный двигатель. Применяемые в авиации Т. д. разделяются на турбовинтовые двигатели, в к-рых осн. тяга создаётся воздушным винтом, и турбореактивные двигатели, в к-рых тяга создаётся струёй газов, вытекающих из реактивного сопла. ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС, вакуумный насос, действие к-poro основано на сообщении молекулам откачиваемого газа дополнительной скорости в направлении их движения вращающимся ротором. Ротор состоит из системы дисков. Вакуум, получаемый Т. н.., до 10-8 н / м 2 (10-10 мм рт. ст. ). ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ, агрегат системы подачи жидких компонентов ракетного топлива или рабочего тела в жидкостном ракетном двигателе либо жидкого горючего в нек-рых авиац. двигателях (напр., в прямоточном воздушно-реактивном двигателе). Т. а. состоит из одного или неск. насосов и приводящей их авиационной газовой турбины. Рабочее тело турбины Т. а. обычно образуется в газогенераторах или парогазогенераторах. Жидкостные ракетные двигатели с Т. а. применяются в ракетах-носителях космич. аппаратов и межконтинентальных ракетах. ТУРБОПОЕЗД, поезд из одного или неск. вагонов, часть из к-рых моторные, оборудованные газотурбинными двигателями. Т. экономичны, характеризуются высокими скоростями (до 200-250 км/ч), осуществляют перевозки пассажиров и грузов. В СССР, США, Канаде, Великобритании, Франции и др. странах Т. с 1968 находятся в опытной эксплуатации и начинают использоваться в регулярном движении. В определённых условиях эксплуатации Т. могут конкурировать с электрич. и тепловозной тягой. См. также ст. Моторвагонный подвижной состав. ТУРБОРАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТуРкД ), комбинированный двигатель, в к-ром рабочее тело для привода турбины турбореактивного двигателя с форсажной камерой вырабатывается жидкостным ракетным двигателем. Перспективно применение ТуРкД на воздушно-космических самолётах и первых ступенях ракет-носителей. ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТРД ), авиац. газотурбинный двигатель, в к-ром тяга создаётся струёй газов, вытекающих из реактивного сопла. ТРД применяются на сверхзвуковых самолётах как маршевые двигатели либо как подъёмные двигатели на самолётах вертикального взлёта и посадки. [ris] Принципиальная схема двухвального турбореактивного двигателя с форсажной камерой для сверхзвуковых самолётов; 1 - воздухозаборник; 2 - осевой компрессор; 3 - камера сгорания; 4 - турбина; 5 - форсажная камера; 6 - реактивное сопло. Атм. воздух, поступающий в ТРД при полёте, сжимается в воздухозаборнике и далее в турбокомпрессоре. Сжатый воздух подаётся в камеру сгорания, в к-рую впрыскивается жидкое хим. топливо (обычно авиац. керосин ). Образовавшиеся при сгорании газы частично расширяются в турбине, вращающей компрессор; окончательное расширение газов происходит в реактивном сопле. Тяга ТРД может быть значительно увеличена (примерно на 30-40% ) путём дополнит.сжигания топлива в форсажной камере, расположенной между турбиной и реактивным соплом. Для увеличения диапазона устойчивой работы компрессора ТРД и ТРД с форсажной камерой могут выполняться по двухвальной (двухкаскадной ) схеме, при к-рой турбокомпрессор составляется из двух механически не связанных последовательных каскадов. Перспективно использование ТРД на первых ступенях воздушно-космических самолётов. См. также Авиационный двигатель.
|